Часть 7
А в Африке, А в Африке, На черной Лимпопо, Сидит и плачет В Африке Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике Доктор Айболит?
И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито: “Что ж нету Айболита?”
А рядом бегемотики Схватились за животики: У них, у бегемотиков, Животики болят.
И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, И голова болит у них, И горлышко болит.
Они лежат и бредят: “Ну что же он не едет, ну что же он не едет, Доктор Айболит?”
А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула На солнышке лежит.
Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток Зубки болят!
И вывихнуто плечико У бедного кузнечика; Не прыгает, не скачет он, А горько-горько плачет он И доктора зовет: “О, где же добрый доктор? Когда же он придет?”
Одолеем Бармалея! (1942)[править]
Эта сказка была написана в трудные для автора годы: помимо вовсю бушевавшей Великой Отечественной войны и эвакуации писателя в Ташкент, где он влачил полунищее существование, в жизни Чуковского произошла и личная трагедия: один из его сыновей, Борис, погиб на фронте, а второй, Николай, остался в блокадном Ленинграде, будучи раненым (но самое страшное — это то, что на момент написания сказки судьба Бориса и Николая отцу была неизвестна). В такой сложной обстановке Корней Иванович приступил к написанию новой сказке об Айболите и Бармалее, которая, ввиду сложной обстановки, обличала бы нацизм и вселяла бы надежду на скорую победу над ним. «Совершенно не сплю. Пишу новую сказку… Сперва совсем не писалось… Но в ночь с 1-е на 2-е марта — писал прямо на бело десятки строк — как сомнамбула. Никогда со мной этого не бывало. Я писал стихами скорей, чем обычно пишу прозой; перо еле поспевало за мыслями. А теперь застопорилось.» — писал Чуковский в своём дневнике за 3 марта 1942 года. В мае того же года работа над сказкой была завершена, и впоследствии она была опубликована сначала отрывками в ташкентской газете «Правда Востока», затем полностью в «Пионерской правде», а в следующем году — и отдельным изданием. Однако сказка, несмотря на тогдашний успех, оказалась довольно кровавой по меркам детской книги, а с художественной точки зрения — и вовсе откровенно неудачной, что отметили сам автор и даже сам Сталин. Из-за своей жестокости сказка после войны не переиздавалась (кроме последней главы) вплоть до 2001 года. Но и сейчас во всех сборниках сказок Чуковского её не встретить.
Сюжетправить
История повествует о двух странах — Свирепии, где живут хищники и прочие злые звери во главе с Бармалеем (на иллюстрациях явно недвусмысленно изображённым похожим на фюрера немецкого народа), и страны Айболитии, где живут добрые звери вроде зайчат и медвежат во главе сами-знаете-кого. Однажды к Айболиту, до того вылечившего воробья, приходят злые звери из Свирепии, но тот отказывается их лечить на том основании, что они, внезапный поворот, злые. А если серьёзно, жители Свирепии едва ли не угрожают лечить их, поскольку, по их мнению, добрые звери не имеют прав на существование. Разумеется, после отказа Айболита, между Свирепией и Айболитией начинается война, и несмотря на героизм добрых животных, войска Свирепии быстро оккупируют Айболитию. Но тут на помощь приходит ГГ сказки о Крокодиле Крокодиловиче, Ваня Васильчиков, он побеждает прихвостней Бармалея, а самого берёт в плен. Приговор злодею, данный жителями Айболитии, оказался довольно суров:
НЕНАВИСТНОГО ПИРАТА |
Оригинальная орфография сохранена (с). |
После казни Бармалей в прямом смысле испускает дух. Притом такой ядовитый, что всё оставшееся войско Свирепии мгновенно гибнет, «а добрые звери спаслись от заразы,/Спасли их чудесные противогазы». Заканчивается сказка хэппи-эндом, добрые звери празднуют победу над Бармалеем. Последняя глава сказки, тем не менее, с 1956 года и до нашего времени публикуется в виде отдельного стихотворения под названием «Радость».
Связанные тропыправить
- Темнее и острее и Отрастить бороду — во все поля.
- Поменять сторону в адаптации — жителями Свирепии становятся не только гиены, шакалы и волки, но даже бегемоты с носорогами, которых Айболит, вообще-то лечил, и которые наказали Бармалея (волков, кстати, он тоже лечил, а шакал доставлял Айболиту письмо от Гиппопотама). Акула Каракула вместе с Гориллой тоже стали злодейками, и впоследствии были убиты лично Ваней Васильчиковым («И всадил он Каракуле/между глаз четыре пули»). Также Каракуле принадлежит следующая фраза: «Ты лечи моих детей,/А воробушков не смей!». Даже безобидная Лиса, укушенная осой и приходившая к Айболиту за помощью, тоже не сахар: она оказывается предательницей, сообщившей Бармалею о стратегических запасах Айболитии, и тоже убитой Васильчиковым.
«Айболит» — читательский дневник по сказке К. Чуковского
Персонаж Айболита
Детей постарше и взрослых часто интересует, как можно было придумать таких необычных сказочных персонажей? Однако вполне вероятно, что персонажи Чуковского – это не совсем выдумка, а простое описание реальных людей. Например, всем известный Айболит. Сам Корней Чуковский говорил, что задумка про доктора Айболита появилась у него после знакомства с доктором Шабадом. Доктор этот учился в Москве на медицинском факультете, и всё свободное время проводил в трущобах, помогая и вылечивая бедных и обездоленных. За свои и так скромные средства даже давал им еду. Вернувшись на родину, В Вильнюс, доктор Шабад кормил бедных детей и не отказывал в помощи никому. Ему стали приносить и домашних животных и даже птиц – он помогал всем бескорыстно, за что был горячо любим в городе. Настолько уважали его люди и были благодарны, что установили в его честь памятник, который до сих пор находится в Вильнюсе.
Есть и другая версия появления доктора Айболита. Говорят, что Чуковский просто взял персонажа у другого автора, а именно, у Хью Лофтинга его доктора Дулитла, который лечил животных и мог разговаривать на их языке. Даже если эта версия и верна, в любом случае, доктор Айболит Чуковского – это уникальное произведение для маленьких детей, которое учит чистоте и порядку с малых лет, справедливости, любви и уважению к братьям нашим меньшим.
—————————————————
Корней Чуковский.Текст сказки
«Айболит».Читаем бесплатно онлайн.
Читать другие сказки в стихахЧитать другие стихи и сказки Чуковского.Список
Основные персонажи
Это произведение Корнея Чуковского в сказочном жанре дает описание и восхваляет профессию врача, которая нелегко дается главному герою. Он встречает на своем пути огромное количество препятствий и переживаний, но всеми способами добивается поставленной цели. Доктор борется за жизнь и здоровье разных животных. Этим он проявляет любовь и заботу о беззащитных зверях.
Главными героями «Айболита» Корнея Чуковского являются:
- Айболит — заботливый и очень добрый врач, который готов пройти любые испытания, чтобы вылечить больных;
- гиппопотам — африканский житель, отославший Айболиту телеграмму;
- волки, кит и орлы — добрые животные, которые помогли врачу добраться до Африки;
- Каракула — хищница, у которой заболели малыши;
- больные зверята — пациенты доктора.
Примечания[править]
- ↑ Тут имеются разночтения: повесть «Доктор Айболит» вполне законченное произведение (в конце Бармалей тонет вместе с кораблём, с которого сбежали все крысы), издаётся отдельным томом; в сборнике «Чудо-дерево» два её продолжения «Огонь и вода» и «Приключения белой мышки» печатаются рядом (из-за их небольшого объёма они явно не тянут на отдельное издание), но Википедия, к примеру, считает эти продолжения частью повести.
- ↑ Черновики Чуковского содержат довольно забавный рифмованный список пациентов и их жалоб, но в канонический текст почти ничего не вошло.
- ↑ И нет, речь не о провинции в ЮАР, образованной только в 1994 году.
Книги |
|
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |
Биография и образ доктора Айболита
Первая встреча юных читателей с добрым Айболитом случилась в Африке (отсюда возникла цитата «Не ходите, дети, в Африку гулять») — в эту страну отправились на прогулку малыши Таня и Ваня. Злой и беспощадный Бармалей бросил в костер звериного врача, однако его спасли благодарные животные. Бармалея в итоге проглотил крокодил, но в конце отпустил на волю. Дети взяли злодея домой в Ленинград, где он встал на путь истинный и даже научился печь пряники.
Полноценная биография врача появилась в сказке «Доктор Айболит» из четырех частей, где он — главное действующее лицо. Книжка открывается главой под названием «Путешествие в страну обезьян». В квартире вместе с ветеринаром живут его звери, а также злая сестра Варвара, которая не любит животных и постоянно сердится на брата за устроенный в доме зверинец.
Айболит по доброте душевной лечит всех, кто обратится за помощью, часто — безвозмездно. Однажды такое меценатство оставило мужчину без куска хлеба. Но у доктора верные и отзывчивые друзья: сова со свинкой разбили во дворе огород, куры угощали яйцами, а корова — молоком.
Как-то раз в дом лекаря залетела с новостью ласточка — в Африке ждут помощи больные обезьяны. Айболит не смог отказать в помощи и помчался на выручку, взяв корабль у старинного товарища Робинзона. Судно потерпело крушение, но путешественникам удалось спастись.
В этом опасной африканской миссии Айболит столкнулся со злом в лице разбойника Бармалея и обрел новых друзей. Благодарные вылеченные животные подарили врачу чудесное двухголовое животное — Тянитолкая. На обратном пути Айболит захватил корабль Бармалея и благополучно вернулся на родину.
Приключения Айболита, собаки Аввы и целой россыпи зверей продолжились поисками рыбака, отца мальчика Пенты, которого похитили пираты. В третьей главе лекарь снова противостоит морским бандитам, попадает в колодец, в который его бросили разбойники, спасает зверей из горящего дома. Помогают герою гренландские киты, журавли, лягушки. Вместо сгоревшего жилья бобры выстроили новый красивый дом, где и отпраздновал новоселье Айболит.
Книжка заканчивается частью под названием «Приключение белой мышки», где грызун с белоснежной шерстью по кличке Белянка становится изгоем в собственном доме: подруга-крыса оказала ей медвежью услугу, выкрасив шерсть в желтый цвет. Несчастная мышка после череды путешествий оказалась у доктора Айболита, и тот приютил животное в своем доме, дав новое имя — Фиджа (Золотая мышка).
В сказке «Одолеем Бармалея!» герой правит страной Айболитией, где живут журавли, орлы, зайцы, верблюды и олени. Здесь Корней Чуковский становится более жестоким, «убивая» отрицательных персонажей. Так, акула Каракула погибла от рук мальчика Васи Васильчикова, а Бармалей в черновиках умер от штыка. Впрочем, разбойника автор позже пощадил, позволив главным героям взять его в плен. И все равно Бармалея уничтожили — ему вынесли приговор о расстреле из автомата.
Книги с замечательными иллюстрациями стали классикой, с которой знакомят детей в дошкольном возрасте. Жанр произведений о зверином докторе — сказка. А главная мысль заключается в том, что доброта и сострадание — не просто слова, а важные качества, которые должны присутствовать в людях.
Анализ и план пересказа
Это произведение посвящено докторам. Оно прославляет их профессионализм, самопожертвование и любовь к собственным пациентам. Такая благородная специальность может возвращать здоровье не только людям, но и животным.
Очутившись в Африке, он практически не отдыхал, потому что был предан своему призванию. Современным врачам стоит быть настоящими целителями и незаменимыми помощниками при ведении здорового образа жизни. Айболит безотказно помогал окружающим, дарил им веру в добро и побеждал трудности. Главный герой учит читателя состраданию к животным, потому что они тоже умеют чувствовать и переживать.
Если сделать анализ сказки «Айболит» Чуковского, то становится видно, что стихотворение прививает ребенку ответственность, чувство долга и человеческой чести. Автор направляет детей на правильный путь и развивает их интеллект. Он учит читателя своевременно помогать нуждающимся.
Если внимательно прочитать сказку «Доктор Айболит» Корнея Чуковского, то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:
- прием больных животных и неожиданная телеграмма из далекой Африки;
- трудный путь Айболита и его приезд в Лимпопо;
- лечение заболевших зверей и их долгожданное выздоровление;
- восхваление гиппопотамом таланта врача.
В произведении показано, что врач всегда обязан помогать больным, в каком бы месте они ни находились. Доброта является наиболее ценным качеством, которое может сделать мир намного лучше. Необходимо поддерживать друг друга и не оставлять в беде людей, нуждающихся в помощи.
«Доктор Айболит» (читаем сами)
6 ПРИЧИН ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ КНИГУ ИЗ СЕРИИ «ЧИТАЕМ САМИ». Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком. Слова с ударениями — выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.
ОЧЕНЬ плотная белая бумага — страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний» текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст — ребёнок обязательно захочет узнать, «чем все закончится».
Гармоничное соотношение текста и иллюстраций — не будет спешить перелистнуть страницу, чтобы посмотреть на следующую картинку.
Подарочный формат — идеальные размеры для ребёнка, начинающего читать; книга хорошо входит на любую книжную полку. В доме, где много книг, дети вырастают более успешными и разносторонними, чем их сверстники. Окружите ребёнка книгами, подарите ему счастливое будущее!
Работа доктора
В стихотворении рассказывается о ветеринаре, который очень любил собственных пациентов. Он внимательно следил за их самочувствием и готов был примчаться на помощь даже в самых сложных ситуациях.
Добрый доктор постоянно лечил животных. Он смог помочь лисе, которую больно укусила пчела, собаке с больным носом и даже зайчику, попавшему под трамвай и оставшемуся без задних лап. Айболит пришил пациенту новые. Все обитатели леса любили мужчину и с любой проблемой шли к нему, потому что врач никогда не отказывал в помощи.
В один из дней доктор получил телеграмму. В ней гиппопотам сообщал мужчине о тяжелом заболевании большого количества зверей и их малышей в далекой Африке, которое случилось по вине злого пирата Бармалея. Он просил Айболита, чтобы тот поскорее приехал к ним и излечил больных животных. Дорога в Лимпопо была очень далекой и трудной. По пути могли возникнуть многочисленные опасности, но врач был готов помочь нуждающимся.
Айболит отправился в путь пешком и взял лишь небольшой чемодан. Однако преодолеть огромное расстояние оказалось для мужчины неисполнимой задачей, он свалился без сил и началась путаница.
Стихотворение «Айболит» – анализ по плану
Вариант 1
есьма характерна для творческой манеры Чуковского сказка «Айболит», анализ которой мы предлагаем вам. Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл». (Имеется и прозаический вариант переделки этой сказки К. Чуковским.)
Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции. Так, первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных.
Создавая свой «детский комический эпос», автор опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» Чуковского первая главка создает сказочную атмосферу и описанием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одного рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечиться — волчица, медведица; Айболит — исцелит).
Вторая главка — описывает предзавязочные события, центральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачине («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»). Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопереживание трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.
Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и поэтому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо.
Три следующие главы (четвертая, пятая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как классифицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение попавших в беду, и сам он не минует ее.
Трижды (излюбленное в народных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковского оказывается не Змей-Горыныч, не кощей, как в сказке “Марья Моревна”, а стихия и препятствия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя
Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз
Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меняется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпеливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.
Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, действенность.
Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязочным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и прославлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.
«Доктор Айболит» (читаем сами)
6 ПРИЧИН ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ КНИГУ ИЗ СЕРИИ «ЧИТАЕМ САМИ». Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком. Слова с ударениями — выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.
ОЧЕНЬ плотная белая бумага — страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний» текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст — ребёнок обязательно захочет узнать, «чем все закончится».
Гармоничное соотношение текста и иллюстраций — не будет спешить перелистнуть страницу, чтобы посмотреть на следующую картинку.
Подарочный формат — идеальные размеры для ребёнка, начинающего читать; книга хорошо входит на любую книжную полку. В доме, где много книг, дети вырастают более успешными и разносторонними, чем их сверстники. Окружите ребёнка книгами, подарите ему счастливое будущее!
Сюжет произведения
Действия сочинения происходят в разных местах: в родном лесу Доктора и в далекой Африке. Автор добавил описания природных явлений и ландшафтов, что привнесло красок в произведение.
Краткое содержание
Айболит был великодушным и безотказным лесным лекарем. Он принимал всех нуждающихся в помощи в лесу, под большим деревом. На прием к врачу приходили и Корова, и Волчица, и Лиса, и укушенный курицей пес Барбос. К нему даже принесли Зайчонка, которому трамвай переехал ножки. Доктор пришил ему новые лапки, и он стал выглядеть как раньше.
Однажды к Айболиту прискакал на кобыле Шакал со срочной телеграммой от Гиппопотама, в которой была просьба: срочно приехать в Африку и помочь болеющим разными страшными болезнями животным. Доктор, не сомневаясь ни секунды, помчался их лечить.
В пути его останавливали преграды: снежные метели, безбрежный океан, высокие горы. Но каждый раз на выручку любимому всеми Айболиту приходили звери. Через заснеженные леса его перевезли на себе волки, Кит помог переплыть океан, а высокие скалы он преодолел благодаря орлам, которые и доставили его до самой Африки.
Наконец все увидели подлетающего на орлах Доктора, который без замедления бросился всех лечить. 10 дней и ночей Айболит не ел и не спал, а самоотверженно спасал зверей. Врач точно знал, какой метод лечения им поможет — он ставил всем градусники, поил гоголем-моголем и давал шоколадки.
План изложения
«Айболит» — насыщенная событиями и героями сказка. Чтобы легче разобраться в сюжете и запомнить содержание произведения, рекомендуется сформировать план, по которому можно составить устный рассказ или написать сочинение:
1. Доктор и звери, пришедшие к нему на прием.
2. Телеграмма из Африки.
3. Айболит пробирается через заснеженный лес верхом на волках.
4. Доктору переплывает море на Ките.
5. Орлы переносят лекаря через высокие скалы.
6. Описание заболевших африканских животных, ждущих Доктора.
7. Айболит прилетает на орле и начинает лечить зверей.
8. 10 дней без еды и 10 бессонных ночей, чтобы вылечить всех гоголем-моголем и шоколадками.
9. Выздоровевшие животные радуются и славят Айболита и докторов.
«Доктор Айболит» (читаем сами)
6 ПРИЧИН ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ КНИГУ ИЗ СЕРИИ «ЧИТАЕМ САМИ». Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком. Слова с ударениями — выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.
ОЧЕНЬ плотная белая бумага — страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний» текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст — ребёнок обязательно захочет узнать, «чем все закончится».
Гармоничное соотношение текста и иллюстраций — не будет спешить перелистнуть страницу, чтобы посмотреть на следующую картинку.
Подарочный формат — идеальные размеры для ребёнка, начинающего читать; книга хорошо входит на любую книжную полку. В доме, где много книг, дети вырастают более успешными и разносторонними, чем их сверстники. Окружите ребёнка книгами, подарите ему счастливое будущее!
Сюжет
Доктор Айболит славился своей добротой и любовью к зверям. К нему приходили больные животные, и он всегда помогал им поправить здоровье. Он даже пришил новые ножки маленькому зайчику, попавшему под трамвай.
Однажды доктор получил срочную телеграмму от Гиппопотама, в которой тот умолял Айболита поскорее приехать в Африку и вылечить больных зверят. Не медля ни минуты, доктор поспешил в дорогу. На его пути подстерегала плохая погода, бескрайнее синее море, неприступные горы. Но при помощи отзывчивых животных Айболит благополучно добрался до Лимпопо. Он сразу же принялся лечить больных малышей и десять дней подряд не отходил от своих маленьких пациентов.
Когда зверята выздоровели, все жители Африки стали петь и плясать, восхваляя доброго и отзывчивого доктора.
Работа доктора
В стихотворении рассказывается о ветеринаре, который очень любил собственных пациентов. Он внимательно следил за их самочувствием и готов был примчаться на помощь даже в самых сложных ситуациях.
Добрый доктор постоянно лечил животных. Он смог помочь лисе, которую больно укусила пчела, собаке с больным носом и даже зайчику, попавшему под трамвай и оставшемуся без задних лап. Айболит пришил пациенту новые. Все обитатели леса любили мужчину и с любой проблемой шли к нему, потому что врач никогда не отказывал в помощи.
В один из дней доктор получил телеграмму. В ней гиппопотам сообщал мужчине о тяжелом заболевании большого количества зверей и их малышей в далекой Африке, которое случилось по вине злого пирата Бармалея. Он просил Айболита, чтобы тот поскорее приехал к ним и излечил больных животных. Дорога в Лимпопо была очень далекой и трудной. По пути могли возникнуть многочисленные опасности, но врач был готов помочь нуждающимся.
Айболит отправился в путь пешком и взял лишь небольшой чемодан. Однако преодолеть огромное расстояние оказалось для мужчины неисполнимой задачей, он свалился без сил и началась путаница.
Основные персонажи
Это произведение Корнея Чуковского в сказочном жанре дает описание и восхваляет профессию врача, которая нелегко дается главному герою. Он встречает на своем пути огромное количество препятствий и переживаний, но всеми способами добивается поставленной цели. Доктор борется за жизнь и здоровье разных животных. Этим он проявляет любовь и заботу о беззащитных зверях.
Главными героями «Айболита» Корнея Чуковского являются:
- Айболит — заботливый и очень добрый врач, который готов пройти любые испытания, чтобы вылечить больных;
- гиппопотам — африканский житель, отославший Айболиту телеграмму;
- волки, кит и орлы — добрые животные, которые помогли врачу добраться до Африки;
- Каракула — хищница, у которой заболели малыши;
- больные зверята — пациенты доктора.
«Айболит» — читательский дневник по сказке К. Чуковского
Главные герои и их краткая характеристика
Доктор Айболит – добрый, заботливый доктор, который ради выздоровления больных зверей готов пройти любые испытания. Гиппопотам – житель Африки, пославший доктору телеграмму с просьбой спасти зверят. Волки, кит, орлы – животные и птицы, которые помогли добраться доктору до Лимпопо. Каракула – акула, у которой заболели ее акулята. Бегемотики, страусята, акулята, кузнечик – больные зверята, нуждающиеся в помощи Айболита.
Краткое содержание и сюжет
Доктор Айболит славился своей добротой и любовью к зверям. К нему приходили больные животные, и он всегда помогал им поправить здоровье. Он даже пришил новые ножки маленькому зайчику, попавшему под трамвай.
Однажды доктор получил срочную телеграмму от Гиппопотама, в которой тот умолял Айболита поскорее приехать в Африку и вылечить больных зверят. Не медля ни минуты, доктор поспешил в дорогу. На его пути подстерегала плохая погода, бескрайнее синее море, неприступные горы. Но при помощи отзывчивых животных Айболит благополучно добрался до Лимпопо. Он сразу же принялся лечить больных малышей, и десять дней подряд не отходил от своих маленьких пациентов.
Когда зверята выздоровели, все жители Африки стали петь и плясать, восхваляя доброго и отзывчивого доктора.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Доктор Айболит был очень добрым и лечил всех зверей. Он получает телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке болеют зверята. Айболит идет через лес и ему помогают волки. Айболит плывет на спине кита. Орлы доставляют Айболита в Африку и он начинает лечить зверят. Зверята выздоравливают и все хвалят Айболита.
Чему учит
Учит любит животных и помогать им. Учит заботиться о своих питомцах, учит обращаться к ветеринару, если животное заболеет. Учит быть добрым и отзывчивым.
Вывод и мое мнение
В этой сказке описывается настоящий доктор, для которого самым важным является его профессия и жизнь зверушек, которых он лечит. Он не просто любит животных, он видит цель своей жизни в заботе о них.
«Доктор Айболит»
Все знают, что Доктор Айболит
с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живёт в сказочном городе Пиндемонте на берегу тёплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.
У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своём маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по светуно главное — везде находит верных друзей.
Эта книга — наиболее полная версия о жизни доктора Айболита, рассказанная К. И. Чуковским:
четыре истории о его захватывающих (и опасных!) приключениях.
В этой книге — все радости сразу:
И чудный текст Корнея Ивановича:) И замечательные тонированные и цветные рисунки Геннадия Калиновского. И… уютный формат. И обложка с тканевым корешком (ностальжи). И качество печати. И мелованная бумага.
В книгу вошли ВСЕ части ПРОЗАИЧЕСКОГО «Айболита».
Приезд Айболита
Пока Айболит был в дороге, заболевшие животные сильно страдали и с нетерпением ждали появления своего спасителя. Гиппопотам постоянно смотрел в морскую даль в надежде увидеть плывущее судно с врачом. Больные зверята очень сердились, что его так долго нет.
В один из дней животные заметили в небе парящего орла и сидящего на его крыльях доктора, весело махающего им. Их радости не было предела, потому что у них возникла надежда на скорое выздоровление. Айболит приземлился на землю и начал осматривать заболевших зверей. Он ставил им градусники, щупал животы, давал сладости и угощал коктейлями.
Больше недели без отдыха доктор лечил животных. Он никого не оставил без собственного внимания, но не забывал и о себе. В итоге он одержал победу над заболеваниями, и его пациенты выздоровели. Они стали радоваться и смеяться, баловаться и прыгать. Гиппопотам незамедлительно начал прославлять врача так громко, что слышала вся Африка.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Айтматов Пегий пёс, бегущий краем моря История рассказа происходит на берегу Охотского моря, когда правила Великая Рыба-женщина, основательница человечества.
- Краткое содержание Когда Спящий проснётся Уэллс Книга «Когда Спящий проснется» представляет собой научно – фантастический роман и считается самым первым фантастическим произведением футуристической эпохи. Книга была написана в 1899 году.
Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос. Зайчику, которому трамваем перерезало ножки, Айболит пришивает новые, и он, здоровый и веселый, пляшет со своей мамой-зайчихой. Вдруг откуда ни возьмись появляется шакал верхом на кобыле — он привез Айболиту телеграмму от Гиппопотама, в которой тот просит доктора поскорее приехать в Африку и спасти малышей, у которых ангина, дифтерит, скарлатина, бронхит, малярия и аппендицит!
Добрый доктор тут же соглашается помочь детишкам и, узнав у шакала, что они живут на горе Фернандо-По у широкой Лимпопо, отправляется в путь. Ветер, снег и град мешают благородному доктору. Он бежит по полям, по лугам и лесам, но так устает, что падает на снег и не может дальше идти. И тут же к нему выбегают волки, которые вызываются его подвезти. Но вот перед ними бушующее море. Айболит в растерянности. Но тут выплывает кит, который, как большой пароход, везет доброго доктора. Но вот перед ними горы. Айболит пытается ползти по горам и думает не о себе, а о том, что станется с бедными больными зверями. Но тут с высокой горы слетают орлы, и Айболит, сев верхом на орла, быстро мчится в Африку, к своим больным.
А в Африке все звери ждут своего спасителя — доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве — не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики, страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители. А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем. Десять ночей подряд добрый доктор не ест, не пьет и не спит. Он лечит больных зверят и ставит им градусники. И вот он всех вылечил. Все здоровы, все счастливы, все смеются и танцуют. А бегемотики ухватились за животики и так смеются, что деревья сотрясаются, А Гиппопотам поет: «Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
М. Л. Соболева