Бажов Павел «Уральские сказы»: краткое содержание

Краткое содержание «горного мастера» бажова

Сюжет — краткое содержание:

  1. Настасья после смерти мужа остаётся одна с тремя детьми, в память о муже ей достаётся малахитовая шкатулка с удивительными дорогими украшениями.
  2. Дочка Танюшка растёт мастерицей и рукодельницей, любит играть с украшениями из шкатулки. Таинственная странница появляется в их доме, она учит Танюшу вышивать, показывает ей видение – дворец.
  3. Сгорает дом семьи, Настасья продаёт шкатулку жене управляющего Пароти, но украшения ей не подходят, носить их не может.
  4. Шкатулку выкупает барин Турчанинов, предлагает Танюшке выйти за него замуж.
  5. Турчанинов обещает отвезти Танюшу во дворец императрицы, во дворце она сама находит малахитовую палату и там растворяется в стене.

Бажов Горный мастер

Главная мысль, которую автор хотел донести до читателя, состоит в том, что человеку, живущему в горах, свойственна особая сила духа, мудрость и умение преодолевать трудности. Писатель показывает способность горных жителей к труду и самоотверженности, их способность не только выжить, но и процветать в горных условиях.

Герои книги представляют разные слои общества: горных рабочих, кузнецов, старост, молодых романтиков. Каждый из них имеет свою судьбу и историю, но всех их объединяет приверженность к своей земле, к своим традициям и образу жизни. Среди героев можно выделить самого главного персонажа — Горного мастера. Он представляет собой образцового горного работника, который умеет свое дело, почитает традиции города и сильно привязан к своей родной земле.

Главные герои книги всегда стремятся к самосовершенствованию и постоянному развитию. Они являются примером для подражания и вдохновляют читателя на поиск своего пути к успеху и счастью. Истории, описанные в книге, позволяют нам задуматься о наших собственных ценностях и приоритетах в жизни. Какие мы ценим и что готовы сделать ради своих мечт?

Таким образом, «Горный мастер» — это книга, которая заставляет задуматься о значимости труда, силе духа и верности своим принципам. Она вдохновляет, учит и восхищает. Если вы еще не читали эту книгу, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней. Вы узнаете о человеческой стойкости и смелости, о том, как сила воли и вера в свои силы могут преодолеть любые трудности.

Встреча с Хозяйкой

А по поселку слухи поползли, что «мертвякова невеста» по ночам к Змеиной горке ходит, «покойника ждет». И решила Катина родня следить за ней, чтобы беды не вышло.

Села дома Катя за работу, распилила камень, смотрит — а на нем узор, как будто две птицы навстречу друг другу летят. Поняла девушка, что это знак ей любимый дает, и снова побежала к горке. А братья-сестры увидели, что она из дому, и за ней.

Прибегает Катя к горе и неведомо как попадает в чудесный лес — травы там из камня, каменные деревья стоят, каменные птицы на них сидят. Такой непонятно где расположенный лес, что потеряли ее идущие за ней люди. И вот оно, ключевое событие сказа, так же как и краткого содержания «Горного мастера», появилась прямо перед Катей Каменной горы Хозяйка. Спрашивает она ее: «Чего тебе надо? Камешек, что ли, какой? Так бери да уходи поскорей».

А Катя отвечает ей храбро: «Верни мне жениха моего!» «А вот спросим у самого Данилы, — отвечает ей Хозяйка, — что он выберет: мастерство свое или любовь к тебе и жизнь среди людей». И говорит вышедшему из лесу Даниле, что тот забудет все свое умение, если вернется к Кате и людям. Но ответил Данила, что ни одной минуты не мог забыть он о невесте своей, все время ее вспоминал. Поэтому, дескать, никак не может остаться и возвращается домой.

И Хозяйка горы сделала прощальный подарок Даниле — оставила ему его талант и ремесло резать камень. Только приказала поляну эту волшебную с каменным лесом забыть покрепче.

Читательский дневник по сказу «Горный мастер» Павла Бажова

Название произведения: «Горный мастер»

Число страниц: 24

Жанр: сказ

Главные герои: Катя, Данило-мастер, Хозяйка Медной горы.

Второстепенные герои: Прокопьич.

Характеристика главных героев сказа:

Катя — Молодая девушка.

Верная, преданная, любящая.

Настойчивая, смелая и решительная.

Данило-мастер — Непревзойдённый мастер.

Любит свою невесту.

Хозяйка Медной горы — Справедливая, грозная, могущественная.

Характеристика второстепенных героев:

Прокопьич — старый мастер, добрый, великодушный.

Краткое содержание сказа «Горный мастер»

После исчезновения Данило, Катя переселяется к Прокопьичу.

Она верит, что Данило жив, и начинает перенимать мастерство Прокопьича.

Катя находит камень, делает бляшки и продаёт за хорошую цену.

На следующих бляшках проступает узор из двух птиц, и Катя понимает, что это знак.

Она вступает в спор с Медной горы Хозяйкой, и та соглашается отпустить Данило.

Данило становится мужем Кати, и в доме появляется достаток.

План произведения:

  1. Вера Кати.
  2. Жизнь у Прокопьича.
  3. Первые уроки.
  4. Смерть Прокопьича.
  5. Камень со Змеиной горки.
  6. Хорошая цена.
  7. Видение на Змеиной горке.
  8. Две летящие птицы.
  9. Спор с Хозяйкой.
  10. Решение Данило.

Основная мысль сказки «Горный мастер»

Главная мысль сказа в том, что для настоящей любви никаких преград не существует.

Основная идея сказа в том, что за своё счастье нужно бороться.

Чему учит произведение

Сказ учит трудиться, не лениться, стремиться к совершенству.

Учит никогда не терять надежды, не отступать от задуманного.

Учит бороться за своё счастье.

Учит стойко переносить тяготы.

Краткий отзыв по произведению «Горный мастер» для читательского дневника

Прочитав этот сказ, который является прямым продолжением сказа «Каменный цветок», я подумала о том, как много может сделать женщина если она любит и верит.

Катя верила, что её любимый жив.

Она освоила нелёгкое ремесло мастера по камням.

Её работами любовались, ей завидовали.

А она искала мужа.

И нашла.

И сумела отстоять его даже перед самой Хозяйкой.

Это очень увлекательный сказ, в котором есть и романтика, и суровые будни.

Автору удалось связать воедино жизнь обычных людей на уральских рудниках с любовной линией.

Он писал сказ очень красивым, живым языком, в котором много старинных слов.

Мне очень понравилась Катя, верная и упорная.

Эта девушка смогла сделать то, что не по силам было мужчинам.

Она настолько любила своего мужа, что сумела отобрать его у Хозяйки.

Девушка — настоящий герой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что мы готовы сделать ради тех, кого любим.

Ведь если действительно любишь, то преград не замечаешь.

Пословицы к произведению:

  • Перед настойчивым и горы преклоняются.
  • Крепко верить — значит победить.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

Словарь неизвестных слов:

  • Изробился — постарел, выработался.
  • Пустяшное — пустяковое.
  • Блазнить — казаться, мерещиться.
  • Бляшка — медальон, поделка.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

«Уральские сказы»

Бажов П. «Уральские сказы» собирал, как уже было сказано выше, по всему Уралу. Многие из них он слышал от горнорабочих ещё в детстве. По прошествии некоторого времени Павел Петрович сделал официальное заявление о том, что «Уральские сказы» он сочинил сам. Произведения объединены в группы, которые связаны между собой общими персонажами. П. Бажов продумал такой ход для того, чтобы придать своей книге больше цельности. Многие сказы связаны между собой местом действия.

Самый главный чудесный персонаж сказов П. Бажова – Медной горы Хозяйка. Она охраняет сокровища. Хозяйка необыкновенно красива и обладает магическими способностями. Спускаться в её владения было позволено только талантливым мастерам каменных дел. Она могла помочь, а могла и сгубить.

Горный мастер

Сказы Бажова — пожалуй, одна из самых ярких, образных представителей русской культуры, особенно уральской ее части

Очень уж они мне милы — и сюжетом, и языком, и образами — всем хороши! Язык, конечно, весьма и весьма архаичен, но даже при этом я купила бы эту книгу ребенку (своему ли, чужому ли — неважно). А это ведь неплохой показатель «хорошести» книги. Сразу после возвращения в родной город из многолетней командировки, начал работу по изучению и написанию книг по истории и фольклора Урала

Так появились сказы

Сразу после возвращения в родной город из многолетней командировки, начал работу по изучению и написанию книг по истории и фольклора Урала. Так появились сказы.

( Личное отношение есть, а спойлеров нет)

Медной горы хозяйка

— тревожный сказ. Как-то неспокойно делается после его прочтения. Степан — простой человек, но при этом не лишенный житейской народной мудрости, интуиции, которая позволяет ему совершать верный выбор. Но Медной Горы Хозяйка не такая дама, чтоб так уж легко было от нее отступить. Уйти-то можно было, а думы остались. Что и привело к тому что привело. Жалко только Настасью, которая приобрела и потеряла одновременно, даже и не узнав об этом.

Приказчиковыподошвы — вечная история о том, как наказан злой власть имущий человек. Если можно, конечно, людьми назвать злодеев, глумящихся над рабочими крепостными.

Сочневы камешки

— эх, Ваня, Ваня, Ванечка… Как говорится, если гнилой ты человечишка, то подлостью разве в люди выбьешься? Начальство обмануть, подольститься — дело нехитрое, но Медной Горы Хозяйку не проведешь. Если уж Степан в свое время пострадал через нее, хотя она зла не желала ему, а так, околдовать слегка, зачаровать, то что уж говорить про Ваню. Ну туда ему и дорога. Заслужил.

Малахитовая шкатулка

— Татьянка, дочь Степана и Настасьи… А дочь ли она Насте-то? Вроде как да, родила ж она ее, не в поле нашла, а все такое чувство будто не без Хозяйки обошлось. И внешне, и силой характера — всем девка в нее! Замечательная история!

Каменный цветок

— вот и еще один парнишка околдован-очарован. Говоря современным языком, одолел его перфекционизм. Но ведь разве возможно остаться в своем уме, когда тебя сама Хозяйка чарует. Игра ей или по делу ли, а заполучила первого мастера, что на Урале был. Наверное..

Горный мастер

— русской девушке ничего не страшно: раз уж полюбит, не отступится. Все Катя смогла сделать, и сообразить как Данилу вызволить, из собственных дум его выманить да в деревню вернуть, как Хозяйку обойти, не испугалась ведь, а? Молодец девка, такая коня на скаку просто влегкую. Таких и любит Хозяйка, их и награждает.

Две ящерки

— помогает все же Хозяйка мастерам, которых приказчики лютуют, но только тем, кто и впрямь в работе себя покажет. А красивая-то какая! Сколько не читаю сказы, все никак от нее мужчины глаз отвести не могут. Каменная, а глаза горят.

Хрупкая веточка

— еще один русский мастер отличился искусной работой. Да и как ему не отличиться, когда он Данилы-мастера сынок? Сумел таки удивить народ да остаться в сердцах. Славный мальчик Митенька. А барину поделом!

Травяная западенка

— эта история мне меньше других приглянулась, не объяснить.. Хотя и жизненная, и справедливая.

Таюткино зеркальце

— каждому по заслугам от Хозяйки Медной Горы. И барин с барыней, и надзиратель — каждый получил свою долю, а наградила ребенка безвинного. Да только правильно пишет сказ — счастья особого не принесло, но жизнь прожила не хуже других. От беды в шахте уберегла, игрушку подарила на память, а уж чтоб всю дальнейшую жизнь.. Это сначала надо посмотреть какой вырастет Таютка-то.

Разные сказы, а объединяет их одно: любовь к трудовому народу, к людям, к талантливым мастерам и старательным работникам. Отличный сборник.

Тятенька Прокопьич

– Мне-то, – отвечает, – что? Не я сплетницей стану. Прокопьич, поди-ко, мне не чужой. Приемный отец моему Данилу. Тятенькой его звать буду.

Так и ушла. Оно и то сказать: семейные не крепко вязались. Про себя думали: лишний из семьи – шуму меньше. А Прокопьич что? Ему это по душе пришлось.

– Спасибо, – говорит, – Катенька, что про меня вспомнили.

Вот и стали они поживать. Прокопьич за станком сидит, а Катя по хозяйству бегает – в огороде там, сварить-постряпать и протча. Хозяйство невелико, конечно, на двоих-то… Катя – девушка проворная, долго ли ей!.. Управится и садится за какое рукоделье: сшить-связать, мало ли. Сперва у них гладенько катилось, только Прокопьичу все хуже да хуже. День сидит, два лежит. Изробился, старый стал. Катя и заподумывала, как они дальше-то жить станут.

«Рукодельем женским не прокормишься, а другого ремесла не знаю».

Вот и говорит Прокопьичу:

– Тятенька! Ты бы хоть научил меня чему попроще.

Прокопьичу даже смешно стало.

– Что ты это! Девичье ли дело за малахитом сидеть! Отродясь такого не слыхивал.

Ну, она все ж таки присматриваться к Прокопьичеву ремеслу стала. Помогала ему где можно. Распилить там, пошлифовать. Прокопьич и стал ей то-другое показывать. Не то чтобы настояще. Бляшку обточить, ручки к вилкам-ножам сделать и протча, что в ходу было. Пустяшно, конечно, дело, копеечно, а все разоставок при случае.

Прокопьич недолго зажился. Тут братья-сестры уж понуждать Катю стали:

– Теперь тебе заневолю надо замуж выходить. Как ты одна жить будешь?

Катя их обрезала:

– Не ваша печаль. Никакого мне вашего жениха не надо. Придет Данилушко. Выучится в горе и придет.

Всё сама

– Что ты! Что ты! Такую-то цену я одному полевскому мастеру Прокопьичу платил да еще его приемышу Данилу. Да ведь то мастера были!

– Я, – отвечает, – от них и слыхала. Из той же семьи буду.

– Вон что! – удивился хозяин. – Так это, видно, у тебя Данилова работа осталась?

– Нет, – отвечает, – моя.

– Камень, может, от него остался?

– И камень сама добывала.

Хозяин, видать, не верит, а только рядиться не стал. Рассчитался по-честному да еще говорит:

– Вперед случится такое сделать, неси. Безотказно принимать буду и цену положу настоящую.

Ушла Катя, радуется, – сколько денег получила! А хозяин те бляшки под стекло выставил. Покупатели набежали:

– Сколько?

Он, конечно, не ошибся – в десять раз против купленного назначил, да и наговаривает:

– Такого узора еще не бывало. Полевского мастера Данилы работа. Лучше его не сделать.

Пришла Катя домой, а сама все дивится.

– Вот штука какая! Лучше всех мои бляшки оказались! Хорош камешок попался. Случай, видно, счастливый подошел. – Потом и хватилась: – А не Данилушко ли это мне весточку подал?

Подумала так, скрутилась и побежала на Змеиную горку.

А тот малахитчик, который хотел Катю перед городским купцом оконфузить, тоже домой воротился. Завидно ему, что у Кати такой редкостный узор получился. Он и придумал:

– Надо поглядеть, где она камень берет. Не новое ли какое место ей Прокопьич либо Данило указали?

Увидел, что Катя куда-то побежала, он и пошел за ней. Видит – Гумешки она обошла стороной и куда-то за Змеиную горку пошла. Мастер туда же, а сам думает: «Там лес. По лесу-то к самой ямке прокрадусь».

Зашли в лес. Катя вовсе близко и нисколько не сторожится, не оглядывается, не прислушивается. Мастер радуется, что ему так легонько достанется новое место. Вдруг в сторонке что-то зашумело, да так, что мастер даже испугался. Остановился. Что такое? Пока он так-то разбирался, Кати и не стало. Бегал он, бегал по лесу. Еле выбрался к Северскому пруду, – версты, поди, за две от Гумешек.

Катя сном дела не знала, что за ней подглядывают. Забралась на горку, к тому самому месту, где первый камешок брала. Ямка будто побольше стала, а сбоку опять такой же камешок видно. Пошатала его Катя, он и отстал. Опять, как сучок, хрупнул. Взяла Катя камешок и заплакала-запричитала. Ну, как девки-бабы по покойнику ревут, всякие слова собирают:

– На кого ты меня, мил сердечный друг, покинул, – и протча тако…

Наревелась, будто полегче стало, стоит – задумалась, в руднишную сторону глядит. Место тут вроде полянки. Кругом лес густой да высокий, а в руднишную сторону помельче пошел. Время на закате. По низу от лесу на полянке темнеть стало, а в то место – к руднику солнышко пришлось. Так и горит это место, и все камешки на нем блестят.

Кате это любопытно показалось. Хотела поближе подойти. Шагнула, а под ногой и схрупало. Отдернула она ногу, глядит – земли-то под ногами нет. Стоит она на каком-то высоком дереве, на самой вершине. Со всех сторон такие же вершины подошли. В прогалы меж деревьями внизу видно травы да цветы, и вовсе они на здешние не походят.

Другая бы на Катином месте перепугалась, крик-визг подняла, а она вовсе о другом подумала:

«Вот она, гора, раскрылась! Хоть бы на Данилушку взглянуть!»

Только подумала и видит через прогалы – идет кто-то внизу, на Данилушку походит и руки вверх тянет, будто сказать что хочет. Катя свету невзвидела, так и кинулась к нему… с дерева-то! Ну, а пала тут же на землю, где стояла. Образумилась, да и говорит себе:

– Верно, что блазнить мне стало. Надо поскорее домой идти.

Идти надо, а сама сидит да сидит, все ждет, не вскроется ли еще гора, не покажется ли опять Данилушко. Так до потемок и просидела. Тогда только и домой пошла, а сама думает: «Повидала все ж таки Данилушку».

Тот мастер, который за Катей подглядывал, домой к этому времени выбежал. Поглядел – избушка у Кати заперта. Он и притаился – посмотрю, что она притащила. Видит – идет Катя, он и встал поперек дороги:

Об авторе

Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих об одаренных мастерах и тяжелом труде. Все свои богатые впечатления о жизни простых рабочих и их своеобразном фольклоре Бажов смог выразить в творчестве.

В начале писательского пути Бажов занимался написанием очерков и повестей, и даже не пытался перенести на бумагу сказы, услышанные им от рабочих. Любая сказка на основе народных преданий в те времена могла быть расценена как религиозные предрассудки. В 1938 году времена немного изменились, и Бажов решил опубликовать на пробу сборник сказов старого Урала, названный «Малахитовая шкатулка». Мудрые сказы писателя представляли собой красочную смесь жизненного опыта горных добытчиков, народного юмора и причудливых преданий. Читатели приняли книгу с восторгом, она оказалась близка по духу рабочему классу и отличалась от других уникальностью формы и содержания.

В волшебном мире автора абсолютно реальная сила духа и чистота помыслов побеждает любые сказочные чары. Фантастический образ Хозяйки Медной горы представляет собой власть камня над человеком и для того, чтобы приручить его, требуется немалое упорство и сноровка. Хозяйка, называемая еще Малахитницей, знает секреты высокого мастерства. И поэтому Данила мастер хочет узнать у нее, как ему изготовить каменный цветок, который будет наиболее похож на настоящий. Человек в сказках Бажова не наделен фантастическими качествами, однако он может совершенствовать себя в труде – в этом его сила. Образ Хозяйки — это символическое изображение самой Уральской природы в фольклоре: одновременно опасной и таинственной. Красочные сказки Бажова учат трудолюбию, развивающему силу духа, и конечно любви к природе

Прочитав произведения автора понимаешь, как важно любить окружающий мир

Хозяйка

Хозяйка расхохоталась, да и говорит:

– Ты, дура-девка, знаешь ли, с кем говоришь?

– Не слепая, – кричит, – вижу. Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется. Сама видала. Что, взяла?

Хозяйка тогда и говорит:

– А вот послушаем, что он сам скажет.

До того в лесу темненько было, а тут сразу ровно он ожил. Светло стало. Трава снизу разными огнями загорелась, деревья одно другого краше. В прогалы полянку видно, а на ней цветы каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми цветами. Ну, такая, слышь-ко, красота, что век бы не нагляделся. И видит Катя: бежит по этому лесу Данило. Прямо к ней. Катя навстречу кинулась:

– Данилушко!

– Подожди, – говорит Хозяйка, – и спрашивает: – Ну, Данило-мастер, выбирай – как быть? С ней пойдешь – все мое забудешь, здесь останешься – ее и людей забыть надо.

– Не могу, – отвечает, – людей забыть, а ее каждую минуту помню.

Тут Хозяйка улыбнулась светленько и говорит:

– Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Только вот это пусть накрепко забудет! – И полянка с диковинными цветами сразу потухла. – Теперь ступайте в ту сторону, – указала Хозяйка да еще упредила: – Ты, Данило, про гору людям не сказывай. Говори, что на выучку к дальнему мастеру ходил. А ты, Катерина, и думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел за тем, что теперь забыл.

Поклонилась тут Катя:

– Прости на худом слове!

– Ладно, – отвечает, – что каменной сделается! Для тебя говорю, чтоб остуды у вас не было.

Пошла Катя с Данилой по лесу, а он все темней да темней, и под ногами неровно – бугры да ямки. Огляделись, а они на руднике – на Гумешках. Время еще раннее, и людей на руднике нет. Они потихоньку и пробрались домой. А те, что за Катей побежали, все еще по лесу бродят да перекликаются: «Там не видно?»

Искали-искали, не нашли. Прибежали домой, а Данило у окошка сидит.

Испугались, конечно. Чураются, заклятья разные говорят. Потом видят – трубку Данило набивать стал. Ну и отошли.

«Не станет же, – думают, – мертвяк трубку курить».

Подходить стали один по одному. Глядят – и Катя в избе. У печки толкошится, а сама веселехонька. Давно ее такой не видали. Тут и вовсе осмелели, в избу вошли, спрашивать стали:

– Где это тебя, Данило, давно нe видно?

– В Колывань, – отвечает, – ходил. Прослышал про тамошнего мастера по каменному делу, будто лучше его нет по работе. Вот и заохотило поучиться маленько. Тятенька покойный отговаривал. Ну, а я посамовольничал – тайком ушел, Кате вон только сказался.

– Пошто, – спрашивают, – чашу свою разбил?

Данило притуманился маленько, как о чаше помянули, потом говорит:

– Ну, мало ли… С вечорки пришел… Может, выпил лишка… Не по мыслям пришлась, вот и ахнул. У всякого мастера такое, поди, случалось. О чем говорить.

Тут братья-сестры к Кате приступать стали, почему не сказала про Koлывань-тo. Только от Кати тоже немного добились. Сразу отрезала:

– Чья бы корова мычала, моя бы молчала. Мало я вам сказывала, что Данило живой. А вы что? Женихов мне подсовывали да с пути сбивали! Садитесь-ка лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.

На том дело и кончилось. Посидела родня, поговорила о том-другом, разошлась. Вечером пошел Данило к приказчику объявиться. Тот пошумел, конечно. Ну, все-таки уладили дело.

Вот и стали Данило с Катей в своей избушке жить. Хорошо, сказывают, жили, согласно. По работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него никто не мог сделать. И достаток у них появился. Только нет-нет – и задумается Данило. Катя понимала, конечно, – о чем, да помалкивала.

Горный мастер

Сказы Бажова — пожалуй, одна из самых ярких, образных представителей русской культуры, особенно уральской ее части

Очень уж они мне милы — и сюжетом, и языком, и образами — всем хороши! Язык, конечно, весьма и весьма архаичен, но даже при этом я купила бы эту книгу ребенку (своему ли, чужому ли — неважно). А это ведь неплохой показатель «хорошести» книги

Сразу после возвращения в родной город из многолетней командировки, начал работу по изучению и написанию книг по истории и фольклора Урала. Так появились сказы.

( Личное отношение есть, а спойлеров нет)

Медной горы хозяйка

— тревожный сказ. Как-то неспокойно делается после его прочтения. Степан — простой человек, но при этом не лишенный житейской народной мудрости, интуиции, которая позволяет ему совершать верный выбор. Но Медной Горы Хозяйка не такая дама, чтоб так уж легко было от нее отступить. Уйти-то можно было, а думы остались. Что и привело к тому что привело. Жалко только Настасью, которая приобрела и потеряла одновременно, даже и не узнав об этом.

Приказчиковыподошвы — вечная история о том, как наказан злой власть имущий человек. Если можно, конечно, людьми назвать злодеев, глумящихся над рабочими крепостными.

Сочневы камешки

— эх, Ваня, Ваня, Ванечка… Как говорится, если гнилой ты человечишка, то подлостью разве в люди выбьешься? Начальство обмануть, подольститься — дело нехитрое, но Медной Горы Хозяйку не проведешь. Если уж Степан в свое время пострадал через нее, хотя она зла не желала ему, а так, околдовать слегка, зачаровать, то что уж говорить про Ваню. Ну туда ему и дорога. Заслужил.

Малахитовая шкатулка

— Татьянка, дочь Степана и Настасьи… А дочь ли она Насте-то? Вроде как да, родила ж она ее, не в поле нашла, а все такое чувство будто не без Хозяйки обошлось. И внешне, и силой характера — всем девка в нее! Замечательная история!

Каменный цветок

— вот и еще один парнишка околдован-очарован. Говоря современным языком, одолел его перфекционизм. Но ведь разве возможно остаться в своем уме, когда тебя сама Хозяйка чарует. Игра ей или по делу ли, а заполучила первого мастера, что на Урале был. Наверное..

Горный мастер

— русской девушке ничего не страшно: раз уж полюбит, не отступится. Все Катя смогла сделать, и сообразить как Данилу вызволить, из собственных дум его выманить да в деревню вернуть, как Хозяйку обойти, не испугалась ведь, а? Молодец девка, такая коня на скаку просто влегкую. Таких и любит Хозяйка, их и награждает.

Две ящерки

— помогает все же Хозяйка мастерам, которых приказчики лютуют, но только тем, кто и впрямь в работе себя покажет. А красивая-то какая! Сколько не читаю сказы, все никак от нее мужчины глаз отвести не могут. Каменная, а глаза горят.

Хрупкая веточка

— еще один русский мастер отличился искусной работой. Да и как ему не отличиться, когда он Данилы-мастера сынок? Сумел таки удивить народ да остаться в сердцах. Славный мальчик Митенька. А барину поделом!

Травяная западенка

— эта история мне меньше других приглянулась, не объяснить.. Хотя и жизненная, и справедливая.

Таюткино зеркальце

— каждому по заслугам от Хозяйки Медной Горы. И барин с барыней, и надзиратель — каждый получил свою долю, а наградила ребенка безвинного. Да только правильно пишет сказ — счастья особого не принесло, но жизнь прожила не хуже других. От беды в шахте уберегла, игрушку подарила на память, а уж чтоб всю дальнейшую жизнь.. Это сначала надо посмотреть какой вырастет Таютка-то.

Разные сказы, а объединяет их одно: любовь к трудовому народу, к людям, к талантливым мастерам и старательным работникам. Отличный сборник.

Сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Дарёнке, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии: непременно взять с собой любимую кошку Мурёнку.

Так стали они жить вместе: старый охотник Кокованя, девочка Дарёнка да кошка Мурёнка. Кокованя был отменным сказочником и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Дарёнке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Дарёнка упросила взять её и Мурёнку с собой. Так они стали жить в лесу втроём.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Дарёнка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козёл с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Дарёнка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с её Мурёнкой в снегу. Неожиданно козёл вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Мурёнкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Дарёнка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь снег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной герой, горный мастер Павел Гаврилович Плиев, предстает перед нами как выдающийся и образцовый человек. Он предан своему делу, посвятил свою жизнь горным работам и несомненно заслуживает уважения. Героями также являются его друзья-товарищи по работе, такие как Федор Халатов и Сергей Осенов. Они умные, отважные и надежные люди, несущие в себе душу уральского края.

Помимо главных героев, в романе присутствуют множество второстепенных персонажей, каждый из которых является отдельной историей. Каждый герой создает своеобразный мир рассказа: сильные и слабые, добрые и злые, обычные люди и чудесные истории, которые подхватывает ветер в уральских горах и нежно носит по всему краю.

В отдельности каждый герой уникален, но вместе они создают портрет настоящей уральской души, которую мы можем узреть в романе «Горный мастер». Знакомство с этими персонажами позволяет нам понять, что настоящая сила и красота заложены в самых обычных людях и их связи с природой. Вместе они создают удивительный и уникальный мир, который стоит познать и полюбить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: