Содержание
Первая часть рассказа представляет собой письмо знаменитому советскому писателю, прообразом которого послужил Алексей Толстой, написанное сыном раскулаченных родителей, Фёдором Ивановичем, жившим ранее в селе Лебяжий Усад Курской губернии, а потом отправленного в Белгород, Дергачи и др. В своём письме он рассказывает о своих болезнях, тяжёлой работе, скитаниях, пережитых им за недолгую жизнь.
Автор письма пишет: «На телегах всю семью нашу и ещё несколько повезли в Белгород — и там загнали нас в отнятую церковь как в тюрьму, и свозили туда со многих сёл, на полу места не было лечь, а продукты кто какие из дома привёз, ничем не кормили. А эшелон на станцию подали к ночи, заварилась большая суматоха при посадке, конвой метался, фонари мелькали. И отец сказал: „Хоть ты бежи“. И удалось мне в толпище скрыться. А мои односемьяне поехали в тайгу, в тупик жизни, и ничего о них больше не знаю». В заключение Фёдор Иванович обращается к писателю с просьбой выслать ему продуктовую посылку.
Во второй части рассказа писатель, член ЦИКа, сидит за чайным столом в компании профессора киноведения Василия Киприановича. Собеседники обсудили типы написания сценария
Писатель посетовал, что он окружён всенародным почётом, вниманием партии, правительства и высоким вниманием товарища Сталина, поэтому и писать должен могуче! Потом он прочитал письмо и обнаружил в нём живые народные слова, «первозданный язык» и «речевую находку». Писатель восклицает: «Какое своевольное, а вместе с тем покоряющее сочетание и управление слов! Завидно и писателю!».
Однако отвечать и помогать отчаявшемуся человеку он не собирался. Символом достатка и стабильности в этом рассказе становится абрикосовое варенье. Когда-то абрикосовое дерево украшало крестьянский двор. При раскулачивании его спилили. Теперь варенье из абрикосов является атрибутом щедрого чайного застолья в доме вписавшегося в эпоху писателя.
Темы книг
Итак, о чем писал Солженицын? Произведения этого писателя – долгий путь самосовершенствования. А дается оно лишь при наличии огромного жизненного опыта и высокого культурного уровня. Настоящий писатель всегда находится немного над жизнью. Он словно видит себя и окружающих со стороны, несколько отстраненно.
Александр Солженицын прошел долгий путь. Он видел мир, попадая в который, человек имеет мало шансов выжить как физически, так и духовно. Он выжил. Более того, смог отразить это в своем творчестве. Благодаря богатому и редкому литературному дару стали достоянием русского народа книги, которые создал Солженицын.
В круге первом
Роман “В круге первом” был написан в 1955—1958 годах прошлого века. Сюжет произведения повествует о буднях так называемых “шарашек”, в которых работали заключенные инженеры. Сам Солженицын находился в одном из таких исправительных заведений в конце 40-х, однако через какое-то время был этапирован в лагерь.
Герои романа – группа талантливых инженеров-изобретателей, которые находятся, в сравнении с другими заключенными, в достаточно комфортных условиях. Однажды перед ними встаёт выбор: трудиться над разработкой подслушивающего устройства, которое впоследствии будет использоваться для поимки таких же “врагов народа” и получать за это разнообразные поощрения, либо отказаться и окунуться обратно в суровую лагерную действительность.
Жанровая принадлежность
У критиков нет однозначного мнения о том, к какому жанру принадлежит цикл. Б. Кодзис причислял работы к лирической миниатюре. Долгое время в советской литературе не приветствовался такой жанр. Солженицын умело сочетал беллетристику и публицистику, поэтому его работы приобрели особую привлекательность.
Если внимательно изучить рассказы, то можно заметить: писатель словно намеренно отказывался от прямого выражения мыслей и больше зарисовывал мелкие эпизоды. Именно мгновения наиболее полно отражали идеи автора. Тексты напоминают стихотворения следующими признаками:
- интонационные перебои;
- эмоциональная выразительность;
- ритм словесных повторов.
Л. Колобаева настаивала на том, что цикл относится к жанру малого эпоса. В небольших рассказах Солженицын не только показывает субъективное авторское виденье, но и раскрывает суть этих моментов. Если сравнивать две части цикла, то в первой чувствуются социальные проблемы, а во второй — общие философские. Например, в «Колокольне» Солженицын показал свои переживания за судьбу родины.
Некоторые литературоведы сравнивали «Крохотки» с хлебными крошками, которые писатель щедро рассыпал для страждущих. Этот цикл призван напитать души, возродить в них светлые чувства. Хоть тексты небольшие по размеру, в них выделяют завязку, кульминацию, развязку.
В литературном подполье
Много лет Солженицын создавал свои произведения, а затем сжигал. Содержание уничтоженных рукописей хранилось лишь в его памяти. Положительные моменты подпольной деятельности для писателя, по мнение Солженицына, заключаются в том, что автор освобожден от влияния цензоров и редакторов. Но спустя двенадцать лет непрерывного написания рассказов и романов, которые оставались безвестными, одинокое творчество стала его душить. Лев Толстой сказал однажды, что писатель не должен публиковать свои книги при жизни. Потому как это безнравственно. Солженицын утверждал, что со словами великого классика можно согласиться, но все же каждому автору необходима критика.
Чтение «крохотки» «Колокольня».
Урок по творчеству А.И. Солженицына
Класс
Лингвистический анализ «крохотки» А.И. Солженицына «Колокольня»
Цели урока:
o познакомить учащихся с циклом «Крохотки» А. И. Солженицына, выявить особенности жанра «Крохотки» посредством анализа текста;
o совершенствовать исследовательскую компетентность школьников, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;
o повышать культуроведческую компетенцию школьников, формировать ценностное отношение к жизни, природе.
I. Слово учителя.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИКЛА «КРОХОТКИ»
Первые «Крохотки» писались в разное время с 1958 по 1960 год, многие по впечатлениям от велосипедных поездок А.И.Солженицына по Средней России. Попытки напечатать их на Родине оказались безрезультатными, поэтому первая публикация была осуществлена за границей – в журнале «Грани» (Франкфурт, 1964, № 56).
Серия «Крохоток», появившаяся в печати с 1996 по 1999 год, продолжает «Крохотки» 50-60-х годов. Писатель признается, что, только оказавшись у себя на Родине, спустя тридцать лет, он вновь обретает способность писать их. Видимо, «крохотки» — жанр для Солженицына настолько сокровенный, что на чужбине он не может их писать.
В критике существуют разные точки зрения на жанровую природу «Крохоток».
Б. Кодзис полагает, что Солженицын «возродил жанр лирической миниатюры , которая в русской литературе советского периода долгое время была в опале, и, творчески используя опыт Тургенева, Пришвина, Бунина, искусно сочетая беллетристику, элементы публицистики, мемуаристики и документа, придал ей свежий и весьма мобильный характер».
Действительно, Солженицын иногда уходит от явного выражения своих мыслей и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его настроение. Но именно эти мгновения выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл. Жанровая аналогия со стихотворением выражается в ритме словесных повторов, в интонационных перебоях, в эмоциональной выразительности инверсий.
Другая точка зрения на жанр «Крохоток» принадлежит Л.Колобаевой, которая настаивает на том, что «Крохотки» Солженицына – это малый эпос. В «Крохотках» отражается не только субъективное авторское впечатление от тех или иных моментов жизни, но и сама суть, смысл, скрытый в этом моменте. Смысл же Солженицын выражает эпически-повествовательно, если не в последовательности событий, то в связке знаменующих их подробностей. «Крохотки» — «это чаще всего «сгущенные» до грани афоризма рассказы, самый малый эпос».
В «крохотках» 58-60-го годов – и в этом их отличие от поздних – обнаженнее обозначены волнующие писателя социальные проблемы. В рассказах же 90-х все отчетливее выдвигаются на первый план вопросы всечеловеческие, философские. Например, миниатюры «Лиственница», «Молния», «Колокол Углича» пронизаны раздумьями писателя о трагических судьбах людей, о жизненной стойкости, желанием пробудить в людях чувство тревоги перед наступающей «Смутой Третьей» в России. «Крохотки» «Колокольня», «Старение», «Позор» наполнены чувством боли писателя за Родину. В миниатюрах «Лихое зелье», «Завеса» и «Утро» автор выносит на обозрение свои лирические раздумья о течении человеческой жизни, о бренности мира, о силе зла, о том, что люди продолжают жить, надеяться и любить, радоваться новому началу дня.
В «Крохотках» 60-х и 90-х также есть различия в художественно-выразительной палитре. Если в ранних миниатюрах можно наблюдать чередование световых и звуковых эффектов, мрака, цвета и разных его оттенков, то в поздних «Крохотках» арсенал выразительных средств расширяется: здесь и прием лексических и синтаксических повторов, сообщающих тексту музыкальность, и широкое использование неологизмов и символов.
В «Крохотках» отражены основные идейно-художественные тенденции, главные мотивы всего творчества А.И.Солженицына и в особенности художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.
II. Работа с текстом
Чтение «крохотки» «Колокольня».
Критика
В рассказе «Абрикосовое варенье», в отличие от «Эго» и «На краях», описан вариант компромисса с действительностью — полное подчинение окружающей сытой действительностью и естественное забвение мук совести. Автор письма, хоть и представлен деревенским парнем, а пишет глубокие мысли — мол, прочитал в книгах писателя — «героизм у нас становится жизненным явлением, цель и смысл жизни — труд в коммунистическом обществе. На это скажу вам, что вещество того героизма и того труда — слякотное, заквашено на нашей изнемоге».
Пренебрежение к просьбе в письме замученного человека описана в реплике Писателя, когда его спрашивают о связи с корреспондентом: «Да что ж отвечать, не в ответе дело. Дело — в языковой находке».
Серией двучастных рассказов Солженицын создал новую жанровую разновидность рассказа, продемонстрировав неожиданные художественные возможности этого жанра. Критик Владимир Новиков отмечает: «Тематически эти рассказы связаны с прошлым, но по сути своей адресованы будущему».
Произведения
Список включает следующие романы, повести и рассказы:
До первой публикации своих творений более двенадцати лет занимался литературным творчеством Солженицын. Произведения, список которых приведен выше, — лишь часть его творческого наследия. Но эти книги должен прочитать каждый человек, для которого русский язык является родным. Темы произведений Солженицына не сконцентрированы на ужасах лагерного быта. Этот писатель, как никто другой в XX веке, смог изобразить настоящий русский характер. Характер, поражающий своей стойкостью, основанный на неких природных и глубинных представлениях о жизни.
Список литературы Стилистический контраст как принцип организации текста в рассказе А. И. Солженицына «Абрикосовое варенье»
- Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
- Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1957;
- Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
- Андрусенко В.И. Язык художественной литературы как лингвостилистическая система//Вопросы стилистики русского языка. Ульяновск, 1978. С. 52-58.
- Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. М., 1977;
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 162, 165-166;
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 254.
- Золян СТ. К проблеме описания поэтического идиолекта//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 45. 1986. № 2. С. 138-148.
- Пищальникова В.А. Проблема идиостиля: Психолингвистический аспект. Барнаул, 1992;
- Леденева В.В. Идиостиль (к уточнению понятия)//Филологические науки. 2001. № 5. С. 36.
- Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983. С. 103.
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 36.
- Лопушанская СП. Речевая культура в этнолингвистическом освещении//Слово и текст в диалоге культур. М., 2000. С. 184.
- Газизова А. А. Конфликт временного и вечного в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»//Литература в школе. 1997. № 4. С. 72-79;
- Мешков Ю. А. Александр Солженицын. Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1993;
- Потолков Ю. Прощание с Матреной: О рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»//Литература. 1998. № 28. С. 12;
- Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича»/Пер. с англ. Н. Жутовской//Звезда. 1998. № 12. С. 128-135;
- Шумилин Д. А. Тема страдания и возрождения личности в «Архипелаге ГУЛАГ» А. Солженицына//Литература в школе. 1998. № 8. С. 36-43.
- Гордиенко ТВ. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»//Рус. словесность. 1997. № 3. С. 66-68;
- Слово пробивает себе дорогу: Сб. ст. и докл. об А. И. Солженицыне, 1962-1974/Вступ. ст. Л.П Чуковской. М., 1998.
- Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни//Новый мир. 1991. № 6. С. 12.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968;
- Виноградов В.В. Наблюдение над стилем протопопа Аввакума//Он же. О языке художественной прозы. С. 19;
- Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы»//Там же. С. 215;
- Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский//Он же. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 138;
- Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой//Там же. С. 389.
- Андреева Г.В. Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе. Л.,1984;
- Богина Т.Г. Стилистика контраста. Казань. 2002;
- Дмитриев А.Л. Антонимы в поэзии А.А. Ахматовой//Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 73-78;
- Кузнецова А.В. Фигуры контраста и их функции в творчестве М.Ю. Лермонтова: Дис…. канд. филол. наук. М., 1998;
- Лиао Ли Йуех. Стилистика контраста в автобиографической прозе М. Горького и И. Бунина: Дис…. канд. филол. наук. СПб., 1999;
- Матвиевская Л.А. Стилистическое использование антонимов (на материале произведений М.Ю. Лермонтова). М., 1978.
- Культура русской речи: Энцикл. слов.-справ./Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003. С. 691.
- Солженицын А.И. Абрикосовое варенье//Он же. Нобелевская лекция; Рассказы: 1959-1966;
- Солженицын А.И. Крохотки: 1959-1969;
- Солженицын А.И. Раковый корпус: Повесть;
- Солженицын А.И. Двучастные рассказы: 1993-1998;
- Крохотки: 1996-1999. М., 2004. С. 556-565. (Далее при цитировании текста в скобках указывается страница.)
- Горшков А.И. Русская стилистика. М., 1991. С. 193.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 191.
- Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной грамматики//Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л., 1987. С. 5-39.
- Тупикова Н.А. Формирование категории инперсональности русского глагола. Волгоград, 1998. С. 41-43.
- Юдин А.А. Категория лица в современном русском языке (семантика лица глагола). Рязань, 1976. С. 75.
- Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы/Под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М., 1999. (= СРГ).
- Словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984. (= СРЯ). Далее при ссылке указывается том и страница.
- Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974. С. 284-315.
- Солженицын А.И. Нобелевская лекция. С. 5.
Пасхальный крестный ход
В творчестве Александра Солженицына “красной линией” прослеживается тема христианской морали и национального религиозного чувства.
Рассказ “Пасхальный крестный ход” был написан в 1966 году. Здесь речь идет о картине, типичной именно для того периода отечественной истории, когда официально служителей церкви перестали преследовать, однако последователи православия и священнослужители находились в унизительно-поднадзорном положении.
Писатель описывает светлый праздник пасхального воскресенья с щемящей болью: немногочисленные ряды представителей духовенства и верующих в окружении “ревущей молодости” — грубой, хамоватой, полупьяной, но зачем-то присоединяющейся к шествию — ради смеха, развлечения или еще по какой-то неведомой причине.
Солженицын между строк делится с читателем размышлениями о том, как страна с тысячелетней историей православия смогла прийти к такому мраку безверия и воинствующего атеизма.
История
В 1990 году А. Солженицын завершил эпическое повествование «Красное колесо» и у него появилась возможность обратиться жанру рассказа.
Солженицын писал: «Давно я задумал и томлюсь по жанру рассказов двучастных. Этот жанр — просто сам просится в жизнь. Мне видится несколько типов или видов таких рассказов. Простейший: один и тот же персонаж, или два-три их, в обеих частях-половинках, но разделённых временем — хоть малым, хоть годами. (Да это само собой, и незадуманно, встречается во многих литературных сюжетах).»
В 90-е годы Солженицын написал восемь двучастных рассказов, в том числе, «Абрикосовое варенье». Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» № 10 в 1995 году.