Краткое содержание по томам
Билет на Архипелаг не достать ни в Совтуристе, ни в Интуристе. Туда попадают всего тремя путями: управляющие — по окончании училища НКВД, надзиратели — после призыва в армию, смертники — через арест. Рано или поздно он мог случиться с каждым, кто жил в послереволюционную, военную, послевоенную эпоху. Традиционное время, на которое приходился арест — ночь. Грубый стук в дверь, растерянные обвиняемые, сонные лица их близких.
Лагерный путь
Все происходило быстро и максимально тихо. Напуганными и, возможно, следующими в очереди оставались только соседи. Улицы и фонари будто не замечали, что творилось под покровом ночи. Наутро по ним шло ровным строем ничего не подозревающее молодое советское поколение. Солженицын описал в романе традиционный способ ареста. С ним было по-другому. Утром он был капитаном фронтовой роты, а уже к вечеру задыхался от нехватки воздуха в душном карцере, с трудом разместившим трех человек. Он стал четвертым.
За 11 лет скитаний узник сменил много мест заключения. Была в его жизни кутузка с клопами и вшами, где не было даже вентиляции и нар. Врезалась в память и одиночная клетушка в тюрьме Архангельска. Ее стены было покрыты бордовым суриком, и в каморку попадал только кровавый свет. Ужасное пристанище ждало в Чойбалсане. 14 взрослых человек месяцами сидели на шести квадратах и меняли по команде ноги. С потолка тускло светила и никогда не гасла 20-ваттная лампа.
В тяжелых условиях узники болели и погибали до срока освобождения. Если время покинуть место заключения все-таки приходило, фабриковалось новое дело. Многих ждал расстрел — «внесудебная расправа». Солженицына от гибели спасла ложь. Среди заключенных ходили слухи об удивительных краях, где досыта кормят и дают умственную работу. Туда отправляют заключенных «особых профессий». Александр Исаевич соврал, что он физик-ядерщик, и получил билет в другую, не менее тяжелую жизнь.
Судьбы узников
Система лагерей существовала с момента победы большевиков. Ленин и Маркс считали, что следует ломать не только существующую машину принуждения, но и воздвигнуть на ее месте новую. Лагеря открывали с их подачи по таким причинам:
- Дешевая рабочая сила, в которой нуждалось молодое советское государство.
- Внедрение системы принуждений, которая смогла бы «пропустить через себя» покорные, готовые ко всему людские массы.
В лагерях работали от зари и до зари. Дело было для всех — калек, больных, здоровых. Самое страшное заключенных ждало на лесоповале, названном в народе «сухим расстрелом».
Сперва зек-лесоруб рубил ствол, обрубал и сжигал ветви, распиливал дерево и укладывал брусья. Работа шла в дождь, мороз, снегопад. Пеший путь занимал около 5 километров в одну сторону. Летний рабочий день длился 13 часов, зимний немного меньше. Всего месяц такого труда при плохом питании и прочих невыносимых условиях, и лесоруб уходил из жизни.
В тюремных камерах находились мужчины и женщины любых возрастов, национальности. В лагерях рождались младенцы, которых через 1−2 месяца отправляли в детский дом. У каждого из заключенных была своя личная трагедия. Автор знакомит читателей с историей учительницы Анны Петровны Скрипниковой, рабочего Степана Васильевича Лощилина, священника Павла Флоренского. Тысячи людей было, автор сравнивает их с «потоком с добрую Обь… Енисей…».
Засекреченный ГУЛАГ
Этой части автор уделяет особое внимание. Он рассказывает, что в период расцвета лагерной системы людей перестали убивать
Расстрелы и казни упразднили как заведомо убыточные.
Страна нуждалась в рабах, и ГУЛАГ был идеален для их содержания. Людям создавались условия на грани выживания, в которых они были вынуждены постоянно трудиться. Многие не выдерживали и умирали.
Теоретически окруженная колючей проволокой территория не была преградой для побега. Однако решившихся на побег всегда возвращали. Беглецов останавливала тайга, конвой, местные жители соседних поселков, которым полагалось за это вознаграждение. Были и убежденные беглецы. Например, Георгий Иванович Тэнно. Этого заключенного возвращали регулярно, однако он не прекращал попытки побега. Ночь в тайге без надзирателей и кандалов была для мужчины слаще всего на свете. Не пугали даже гнев и кара тюремного руководства.
Содержание произведения
«Архипелаг Гулаг» — это история возникновения, существования и развития системы лагерей, созданных советским режимом.
Большинство заключенных не понимали, за что они попали туда. Их забирали и бросали за решетку.
Здесь не существовало каких-то нравственных норм. Заключенные работали по двенадцать часов, измученные и голодные. В нечеловеческих условиях и унижениях они старались не терять человеческий облик.
История Гулага начинается еще с революционных времен, когда в лагеря отправлялись инопартийцы. С приходом к власти Сталина лагеря стали пополняться врачами, инженерами, учеными, «врагами народа».
Понятие «враг народа» стало обширнее с началом Великой отечественной войны, когда стали ссылаться обрусевшие немцы, побывавшие в плену люди. После войны их ряды пополняли эмигранты и настоящие предатели-власовцы и казаки-красновцы.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ», краткий анализ 480 ₽ Реферат Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ», краткий анализ 280 ₽ Контрольная работа Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ», краткий анализ 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Все, кто отправлялись в лагеря, попадали под 58 статью, которая предполагала сроки заключения: 10, 15, 20, 25 лет. 10 лет давали только детям.
Основной целью следствия было сломить волю человека. Задержанные подвергались страшным пыткам, дела составлялись так, что арестованный тянул за собой других. Через такое и прошел Солженицын. Чтобы не повлечь за собой невинных, он подписал обвинительное заключение и был приговорен к восьми годам заключения и вечной ссылке.
Самым страшным и жестоким карающим органом стал Революционный трибунал. Здесь могли применить высшую меру без суда. Позже расстрелы отменили, их заменили на 25 лет лагерей.
Людей привозили в лагеря разными способами: в вагонах-заках, на баржах и пароходах, пригоняли пешком. Существовали временные лагеря или как их еще называли пересылки. Пересылки состояли из землянок, палаток, бараков или вообще участка земли под открытым небом. В 1945 году Солженицын был на пересылке Красная Пресня.
Особые заключенные, в основном это были ученые, перевозились спецконвоем. Солженицын был физиком, поэтому и его так перевозили. После Красной Пресни он попал в Бутырку.
Заключенные использовались как бесплатная рабочая сила. Самым страшными местами Архипелага были Северные Лагеря Особого Назначения.
После войны, когда ввелись «пятилетки», заключенным стало еще сложнее. Начались великие стройки: каналы, железные дороги, магистрали, все это строилось голыми руками заключенных. На этих стройках люди гибли, проведя в тяжелых трудах по 12-14 часов, без нормальной еды, одежды, отдыха. Эти стройки унесли жизни тысяч заключенных.
Бежать из лагеря было практически невозможно. Люди, живущие вне лагерей, искренне верили в виновность заключенных. К тому же за поимку заключенного неплохо платили.
В 1943 году были введены каторга и виселица. На каторгу отправлялись в основном: полицаи, бургомистры, «немецкие подстилки». Работа на каторге была самой тяжелой и составляла работу на шахтах.
В 1948 году были созданы «Особые лагеря», в них сидели в основном политические заключенные. Солженицыну достался сначала Степной лагерь, потом Экибастузский.
После окончания срока каждому заключенному предоставлялась возможность выбрать место ссылки. Солженицыну оканчивать свой срок пришлось в Казахстане.
Замечание 2
После смерти Сталина Особые лагеря не прекратили своего существования.
Освобожденным после заключения было нелегко. После долгих лет пребывания в лагерях они менялись, становились чужими своим родным, им приходилось скрывать свое прошлое.
Содержание финальной части
Мало кто из сидельцев имел силы и желание вдаваться в философские рассуждения и думать о высоком, не говоря уже о том, чтобы написать на листке бумаге то, что тревожило его душу. Все мысли были заняты тем, где бы достать корку хлеба. Духовное разложение не коснулось лишь тех, кто до попадания в лагерь успел получить соответствующее воспитание и образование.
Умственная работа помогала заключенным не обращать внимания на то, какие метаморфозы происходят с телом. Тем не менее хранить свои рукописи, если это не хвалебные оды «вождю народов», было крайне опасно — приходилось учить тексты наизусть.
Всем отсидевшим и сумевшим выжить в архипелаге светила бессрочная ссылка, что для многих арестантов было равносильно спасению, поскольку бывших зэков зачастую отказывались принимать родственники и близкие, приходилось врать про свое прошлое, устроиться на приличную работу было практически невозможно.
В постоянном напряжении находились и вольные люди. Страх за себя и близких, отсутствие гражданских прав и ущемление свободы способствовали распространению такого понятия в обществе, как стукачество. Говоря кратко, ложь и предательство стали верными спутниками, гарантирующими безопасность.
Многие надеялись, что после смерти Сталина лагеря, покалечившие огромное количество человеческих судеб, навсегда исчезнут, но этого не произошло. После амнистии Солженицыну стали приходить письма от бывших заключенных, которые убедили его, что ГУЛАГ останется до тех пор, пока существует породившая его система.
Роман, над созданием которого писатель трудился, уже будучи освобожденным, изобилует огромным количеством шокирующих воображение сведений о жертвах сталинских лагерей. Впрочем, анализ архивных документов показывает, что приведенные писателем цифры, в том числе общее число репрессированных, сильно преувеличены, а некоторые исторические факты искажены.
https://youtube.com/watch?v=GCgSTrmlH5c
Персонажи произведения
Отношение к книге и ее автору до сих пор остается противоречивым, поскольку его мнение о советском периоде в истории российского государства сохранило политическую остроту. Однако в сентябре 2009 г. произведение было включено в школьную программу и стало обязательным к изучению.
Для лучшей подготовки к уроку ребятам рекомендуется прочитать 2 части романа полностью, по главам. Быстро подготовиться к пересказу и заполнению читательского дневника позволит знакомство с кратким содержанием книги. В ней фигурируют следующие персонажи:
- Главный герой — Александр Солженицын. Прошел через лагерный ад и остался живым, долгое время сохранял политическую активность и решился рассказать о событиях, которые оставили глубочайший след в душе.
- Другие действующие лица. Заключенные, тюремные надзиратели и прочие персонажи — реальные люди, с которыми писатель был знаком лично или заочно.
Анализ 2
Немногие общественные деятели, поэты, писатели могут похвастаться тем, что являются лауреатами Нобелевской премии. Таким человеком является Александр Солженицын. Данный человек является очень известным в России и в мире по своим произведениям, которые оставили след в литературе, ведь они были посвящены политике и обществу. Кроме этого, много работ было написано об истории России. Кроме этого Солженицын в 60-80 хх годах, яро выступал против советской власти в стране.
Одной из самых выдающихся его работ специалисты и читатели считают «Архипелаг ГУЛАГ» в которой естественно и освещается тема ГУЛАГа. В этой работе Солженицын ведет историческое исследование советской власти, которая как известно славилась своими репрессиями. В данной книге заложены реальные рассказы свидетелей тех событий, а также задокументированные факты.
Солженицын был вынужден работать тайно над книгой, ведь писал он её в СССР. Работал с 1958 года, 10 лет. Первый том знаменитой позднее книги, автор опубликовал во Франции, в Париже в 1973 году. Книга продавалась, а вся выручка накапливалась в Фонде Солженицына, откуда далее направлялись в СССР в помощь заключенным, естественно тайно. Данная книга имела огромный успех, причем практически везде. Влияла книга на всех, кто ее читал. Люди ж не привыкли к такой открытой антисоветской пропаганде. В СССР первое время книга издавалась подпольно и считалась самой яркой в антисоветской пропаганде, по сравнению с другими работами того времени.
Такое словосочетание как «Архипелаг ГУЛАГ» вскоре стало нарицательным. Данное словосочетание можно встретить во многих исторических источника и публицистических работах. Все, что повествуется в работе Солженицына можно сравнить с текстом Библии. Если представить, как Господь создавал мир, только наоборот, получится произведение о создании ада на земле.
Многие историки и критики опровергают многие факты, которые включены в данную книгу. Например, весьма противоречивыми являются такие события как арест в Ленинграде, тогда было репрессировано около 70 000 мужчин. При этом столько же пострадало и женщин. Выходит так, что если посчитать количество жителей того времени в городе и вычесть количество репрессированных, то выходит, что защиту города организовать никто не мог, а в военные годы город защищался и работал определенное время. Поэтому если разобраться тщательно в цифрах, то возникают некоторые сомнения, Солженицын, возможно, завысил число арестованных людей.
Кроме этого, когда строился Беломорканал, при сильных морозах, на смерть замерзло 100000 человек. Это, по словам автора, но если снова разобраться, люди вымерзли за 2-3 месяца, тогда кто ж проводил строительство канала?
Можно искать много нестыковок и противоречий в любой работе, любого автора, но главное другое. Солженицын создал шедевр, который стоит на 15 месте в списке 100 книг «Le Monde». Данная книга обязательно изучается в школах и других учебных заведениях.
Сюжет и тема
В Архипелаг постоянно привозили новых заключенных. Первым делом по приказу Ленина начали арестовывать кадетов (в 1917 году)
Затем он обратил внимание на эсеров, социал-демократов и мятежников из интеллигентных кругов
В 1919 году стали активно бунтовать в деревнях, поэтому в Архипелаг прибывало много крестьян.
Когда наступил 1922 год, то в категорию арестованных попали служители церкви, причём не только высшие чины, но и простые диаконы.
В годы Великой Отечественной войны многих объявили предателями Родины: немцев, которые уже жили на территории СССР, так называемых организаторов паники, а также побывавших на оккупированных территориях.
Таким образом, репрессиям подверглись множество людей из совершенно разных слоёв населения.
Арестованные особо ценили свою первую камеру, а именно людей, которые там находились. Они всеми силами пытались держаться этой камеры, боялись перераспределения.
Хотя в стране существовали суды, которые работали на основе официальной законодательной базы, но сильно были распространены Революционные Трибуналы. Их целью было моментально устранять агитаторов.
В России существовала смертная казнь, причём её назначали не только за тяжкие преступления, но и за рядовые. Солженицын описал исполнение смертной казни как наполнение комнаты смертниками, где они мучились от недостатка пищи, воды, тепла, и в итоге умирали.
Те, кто находились в тюрьмах, тоже содержались в плохих условиях. Автор высказывал такую точку зрения, что для власти существование лагерей было необходимым, но финансировать их на должном уровне считалось экономически не выгодно.
Главной темой в произведении является тема свободы. Естественно свободы не только в смысле отсутствия ограничений на передвижение человека, но и свободу слова.
Художественный анализ романа
Зачастую «Архипелаг ГУЛАГ» называют вершиной творчества Солженицына. И это оправдано. Это экспериментальное и сложное произведение. Причем сложность заключается не только в том, сколько времени и сил потребовалось на сбор и обработку данных, но и в структуре текста. В нем переплетаются разнообразные жанры, временные измерения, регистры авторской речи.
Если говорить о временах в произведении, то можно выделить три основных: история создания ГУЛАГа, путь личности в лагере и история самого автора. В тексте сцеплены воспоминания, оценки и комментарии автора, исторический обзор. Некоторые исследователи находят в книге элементы исповеди, авантюрного повествования, пародии, жития.
В речи автора «я» в большинстве случаев заменяется на «мы». Писатель использует пословицы, тюремный жаргон, бюрократические термины, черный юмор.
Из университета – в дворяне
Есть и мелкие недочеты в романе: «Брали дворян по сословному признаку. Брали дворянские семьи. Наконец, не очень разобравшись, брали и личных дворян, т.е. попросту – окончивших когда-то университет. А уж взят – пути назад нет, сделанного не воротишь». То есть по Солженицыну дворянство давали по окончании университета, но против фактов не попрешь – личное дворянство на гражданской службе давали только по достижении IX класса Табели о рангах (титулярный советник). А чтобы получить IX или VIII класс по окончании университета нужно было поступить на гражданскую службу по 1-му разряду, то есть происходить из дворян. По 2-му разряду шли дети личных дворян, духовенства и купцов 1-й гильдии. Прочие шли по 3-му разряду и о IX классе, дающем право на личное дворянство, по окончании университета могли только мечтать. Да и дворянам получить сразу IX класс не всегда удавалось, Пушкин, например, из Лицея вышел коллежским секретарем (Х класс), а титулярным советником стал только 15 лет спустя.
Основная мысль произведения
Уже по одному названию можно догадаться, о чем нам хочет поведать автор. Архипелаг – это группа островов. Так и здесь, лагеря разбросаны по стране как острова, и каждый остров живет своей жизнью, оторванный от материка.
Основной темой произведения можно выделить правду, которой хотел поделиться с читателем автор. Все, что описано в книге, это реальные события, реальные люди, реальные места.
Солженицын пишет жизнь какой она была на самом деле и в мельчайших подробностях. Личность человека здесь стирается. Повесть посвящена сопротивлению живого-неживому, человека-лагерю.
Проза Солженицына в этом произведении — философская. Он старался передать не просто историю, он пытался донести до читателя свои собственные ощущения с максимальной точностью.
Вроде бы, кажется, что произведение о тюрьмах и лагерях, но Солженицын на первый план ставит человека, который загнан в тиски. Читатель наблюдает, как разворачиваются события от ареста до заключения.
Затрагивая тему грани между добром и злом, писатель проводит эту линию через сердца людей. Даже в неволе человек способен быть духовно свободен. Заключение может забрать у человека семью, дом, свободу, но свободу духа и свободу мысли оно забрать не в силах.
Атомная бомба
Большие вопросы вызывает и сцена, произошедшая якобы на пересылке в Омске: «Когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали… И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами». Во-первых, за призывы скинуть атомную бомбу на СССР можно было получить надбавку, а заключенные вовсе не дураки, чтобы кричать об этом сотрудникам системы. Во-вторых, об атомном проекте в СССР знали мало, информация об этом засекречивалась – сложно представить простых заключенных, которые бы знали не только об атомном проекте, но и о планах Трумэна.
« Почему православные верующие живут беднее протестантов
Критика[править | править вики-текст]
Солженицына неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к РОА в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных.
Солженицына критикуют за якобы имевший место призыв с его стороны к применению против СССР американского атомного оружия. Его выступлений, подтверждающих это, не обнаружено, но в «Архипелаге» он приводит угрожающие слова заключённых, обращённые надзирателям:
После публикации произведения в СССР в 1990 году критики стали указывать на противоречия между приводимыми Солженицыным оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами ряда демографов (также основанными на архивах, ставших доступными после 1985 года), — с другой. Имелись в виду данные, приведенные Солженицыным по статье И. А. Курганова:
Таким образом, цифра 66,7 миллионов потерь населения без погибших в войнах за время советского правления не противоречит существенно меньшему числу репрессированных только по 58 статье, о котором говорят критики.
Анализ 3
В Советские годы И.А.Солженицын пишет произведение «Архипелаг ГУЛАГ». Впоследствии этому автору в 1970 г. была присуждена Нобелевская премия, хотя в это время он был изгнан из России почти на 20 долгих лет.
I том книги«Архипелаг ГУЛАГ» был опубликован в декабре 1973 г. в Париже. Через год тоже самое издательство выпустило II том данного произведения, а спустя еще год и III том. Через 5 долгих лет в 1980 г. в Вермонте выпускается двадцатитомное собрание сочинений Солженицына, в состав которого входит и «Архипелаг ГУЛАГ».
Данное произведение написано в жанре художественно-исторического исследования. Оно основано на реальных событиях. Однако это исследование написано не историком, а писателем и этот факт позволяет судить о субъективности данного повествования. В произведении «Архипелаг ГУЛАГ» автор дает пояснение о том, что он не является единственным автором книги. Она – памятник репрессированным. Он был создан от лица большого количества людей, подвергавшихся мучениям и смерти с 1917 по 1956 годы.
В Советском Союзе существовало Главное управление лагерей, от названия которого и появилась аббревиатура Архипелаг. Главной силой в этих лагерях являлись «предатели» своей страны. В своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ» автор описал все этапы формирования и разрастания концлагерной системы, созданной во время советских устоев. Взяв за основу свидетельские показания и реальные документы, Солженицын в каждой главе повествует о жертвах, осужденных по сталинской 58 статье. Пленниками этих кровожадных лагерей были как настоящие уголовники, убийцы и бандиты, так и простые крестьяне, обвиненные в измене родине. Вскоре в круг «предателей» своей страны стали включать даже подростков в возрасте от 12 лет.
За колючей проволокой лагерей происходил безнравственный ужас. Лагерников изживали непосильным трудом, голодом и холодом. Униженные и оскорбленные они пытались сохранить в себе человеческие черты и качества. В книги описываются и нескончаемые судебно-исправительные реформы. Смертная казнь и пытки были отменены, а позднее возвращены вновь. Все эти беспорядочные движения тамошней власти подробным образом изложены в произведении «Архипелаг ГУЛАГ». Солженицын кидает читателя в атмосферу подозрений, допросов и пыток. Этот мир грязи, насилия, уголовщины буквально поглощает своими ужасными сюжетами, основанными на правдивых событиях.
Невозможно пересказать все то происходящее, о котором Солженицын повествует в своей книге. Только прочитав можно прочувствовать весь тот кошмар, через который прошли миллионы людей. Сколько искалеченных судеб породила эта безнравственная система лагерного насилия.
Отзывы людей на произведение «Архипелаг ГУЛАГ» были неоднозначны. Солженицын получил не только одобрительные высказывания о своем детище, но и строжайшую критику. Однако он до сих пор является одним из авторов, которые развенчали сказки о благополучной и спокойной жизни в Советское время.
Описание жизни «аборигенов»
Закон о принудительных работах вступил в силу в 1918 году. С тех пор постояльцев тюрем стали использовать в качестве бесплатной рабочей силы. Положение зеков стало еще более незавидным после того, как в стране стартовали пятилетки, призванные в короткий срок увеличить экономические показатели СССР. До 1930 года общественно полезным трудом занималось приблизительно 40% сидельцев.
В первую пятилетку перед советским народом была поставлена задача построить важнейшие индустриальные объекты. Заключенных массово привлекали к строительству железных дорог, магистралей, каналов. Как правило, арестанты валили лес без помощи специальной техники и оборудования. Людей размещали в палатках или землянках, в которых не было возможности высушить рабочую одежду.
Лишенные нормальной пищи и полноценного сна, зеки работали по 12−14 часов в сутки. На стройках ежедневно гибло большое количество народа. Отдельно нужно упомянуть про лагерную медчасть. Если до 1932 года там еще работали врачи, после — одни лишь могильщики.
Живыми из лагеря выходили единицы. Сбежать оттуда было практически невозможно. Жители окрестных населенных пунктов не сомневались в виновности заключенных, поэтому, увидев беглеца, сразу же докладывали властям, а не пытались его укрыть. Кроме того, за поимку такого авантюриста полагалось неплохое вознаграждение.
На вечно голодных «аборигенов» воздействовали с помощью «котловки» — распределения пайка в соответствии с выполненной нормой. Когда такая методика перестала давать результат, были образованы бригады. Бригадир, проваливший план, отправлялся в карцер. Все это автор ощутил на своей шкуре в лагере Новый Иерусалим, куда был этапирован в 1945 году.
Стоит отметить, что женщины-заключенные легче переносили тюремные условия, нежели мужчины, а в лагерях быстрее отправлялись на тот свет. Беременных отправляли в особые лагпункты. Как только мать переставала кормить малыша грудью, ее забирали обратно в лагерь, а ребенок попадал в детский дом.
Разумеется, в местах лишения свободы было распространено стукачество. Тот, кто заключил сделку с тюремной администрацией, регулярно доносил на товарищей.
https://youtube.com/watch?v=UNgnw495MVw
Посадили четверть Ленинграда
Также Солженицын утверждает, что во времена массовых посадок в Ленинграде «сажали четверть города». И дальше разжевывает мысль: «Считается, что четверть Ленинграда была расчищена в 1934-35-м. Эту оценку пусть опровергнет тот, кто владеет точной цифрой и даст ее». Солженицынская статистика опровергается очень легко. В 1935 г. население Ленинграда составляло 2,7 млн человек. Репрессиям подвергались в основном мужчины, в 30-е годы женщины составляли не более 7% от общего количества репрессированных, в 40-е, правда, количество репрессированных женщин стало больше от 10 до 20%. Если допустить, что в Ленинграде репрессировали четверть города, то получится — 700 тысяч. Из них мужчины должны были составлять около 650 тысяч (93%), то есть половину от общего количества мужского населения города (не более 1,3 млн). Если вычесть от оставшейся половины детей и стариков (400 тыс. — 30% от общего числа), получим, что в Ленинграде осталось около 250 тысяч трудоспособных мужчин. Подсчеты, конечно, грубые, но солженицынские цифры явно завышены. Спрашивается, кто же тогда работал на ленинградских заводах, кто в 1941-42 отражал натиск гитлеровцев на блокадный город, ведь только в народное ополчение уже к 6 июля 1941-го записалось 96 тыс. человек?
Беломорканал
А вот статистика Солженицына о жертвах Беломорканала: «Говорят, что в первую зиму, с 1931 на 1932 г., сто тысяч и вымерло – столько, сколько постоянно было на канале. Отчего ж не поверить? Скорей даже эта цифра преуменьшенная: в сходных условиях в лагерях военных лет смертность один процент в день была заурядна, известна всем. Так что на Беломоре сто тысяч могло вымереть за три месяца с небольшим. А еще было одно лето. И еще одна зима». Утверждение основано опять же на слухах. Внутреннее противоречие заметно сразу – если все вымерли, то кто же тогда построил канал? Но и эту цифру Солженицын называет преуменьшенной, что уже вне всякой логики.