Астафьев виктор рассказ «белогрудка»

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: разработка урока. в.п.астафьев "белогрудка"

Введение

Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.

Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.

Астафьев Белогрудка: главные герои. Какова главная мысль рассказа?

В своем рассказе “Белогрудка» писатель Виктор Астафьев рассказывает о том, как детская шалость и глупость могут причинить боль и страдание не только лесным обитателям. Зверям и птицам, но также и человеку.

Деревенские мальчишки ради забавы украли детенышей куницы. Куница сильно переживала, мечтала вернуть детенышей, но стала свидетельницей их гибели. Белогрудка решила отомстить людям, разрушившим ее жизнь.

Она стала грозой всех деревенских птиц, местные жители не называли ее иначе, как сатаной. И, конечно, Белогрудка погибла. Но с тех пор ни один деревенский мальчишка не смел приносить домой из леса детенышей или птенцов. Все животные свободно жили на заросшем лесом косогоре, и не волновались за жизнь своего потомства.

И в конце рассказа писатель озвучивает очень правильную мысль о том, что такой косогор должен быть у каждого населенного пункта, чтобы ни один бестолковый мальчишка, ни один неразумный взрослый, не смели вторгаться в личную жизнь обитателей леса.

Главные герои рассказа:

Белогрудка. Куница-мать. Очень любила своих детенышей и не представляла себе жизнь без них.

Мальчишки. Антигерои рассказа. Хулиганы и безобразники, равнодушные, жестокие, ленивые.

Главная мысль рассказа:

Человек не должен забирать из леса детенышей или птенцов. Он должен помнить, что у всех есть родители, для которых их дети самые лучшие и самые дорогие.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Кузнецова Нина Ивановна

Цель урока: через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-этических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.

Планируемые результаты:

предметные: создать условия для глубокого понимания пятиклассниками сюжета и проблематики рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка»; помочь им понять особенности мира природы и человека, созданного В.П.Астафьевым; учить ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

личностные: оказывать помощь в освоении художественного культурного наследия своей страны; воспитывать уважение к ценностям; развивать потребность в самовыражении и самореализации; учить вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

регулятивные УУД — освоение навыков анализа условий достижения познавательной цели; умение планировать пути ее достижения, контролировать свое время; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

коммуникативные УУД — формирование умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и аргументировать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД — освоение навыков выстраивания логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; развитие умения объяснять выявленные в процессе чтения художественного текста явления, процессы, связи и отношения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование:

  • рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»;

  • раздаточный материал:

— рабочие листы разных цветов для групповой работы,

Сюжет поэмы

Для Мцыри тема свободы стала главной в течение всей жизни.

Пребывание в монастыре противоречило его духу.

Он принял крещение, но не стал истинным христианином. Смирение с детства стало чуждо ему.

Сумев сбежать из монастыря, Мцыри вдохнул воздух настоящего освобождения, которого не хватало все время пребывания там.

Ему хотелось очень многого:

  1. Ощутить родной дом, вернуться туда.
  2. Найти свою любовь.
  3. Уйти как можно дальше от монастыря.
  4. Получить все, что душе заблагорассудится.

За эти 3 дня Мцыри пережил целый ворох событий.

Столько эмоций и переживаний человек не переживает и за целую жизнь:

  1. Влечение к грузинской девушке, которое может перерасти в любовь.
  2. Бой с барсом и наслаждение свободой.
  3. Голод и холод после пребывания на воздухе.
  4. Отчаяние и возвращение в монастырь.

В конце юноша погибает. Это неудивительно, учитывая долгое время в заточении. Мцыри был слаб и не приспособлен к длительным переходам. Прорвавшись на свободу, он накопил все силы для наибольшего удаления от монастыря.

Но свои возможности он не рассчитал. Из-за отсутствия нормального питания Мцыри полностью истощил свои силы. К тому же, находясь на улице, он заработал воспаление легких, так как не приспоблен к длительному времяпрепровождению в походах.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался.
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека.
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Атмосфера и настроение в «Белогрудке»

В произведении Александра Астафьева «Белогрудка» присутствует особая атмосфера, которая окутывает читателя и переносит его в мир сибирской деревни.

С самого начала романа автор описывает живописную природу Белогрудки, ее луга и леса, соловьиный лес и просторы реки. Описания эти придают произведению особую эмоциональную окраску и создают неповторимую атмосферу. Чувствуется неподдельная любовь Астафьева к этому краю, его жажде и простоте.

Однако, весь блеск красоты природы тускнеет перед угрозой промышленного прогресса, который подступает к Белогрудке. Автор передает настроение печали и тревоги, которое охватывает местных жителей. Боязнь потерять привычный образ жизни и утратить основу своего бытия ощущается в каждом слове.

Через описание отношений между главным героем романа, Иваном Белогрудом, и его семьей, Астафьев передает ностальгические нотки. Иван, молодой парень, замкнутый в своих мечтах и мыслях, стремится сохранить и передать наследие предков своим детям. Семейная история и семейные ценности являются фокусом автора и через них передается основное настроение произведения.

Темная сторона деревни также дополняет общую атмосферу. Мрачные картинки жизни местных жителей, где алкоголь и насилие являются частью обыденности, создают напряженную атмосферу и вызывают читателе волнение. Тем самым, автор подчеркивает конфликт между традициями и изменениями, старым и новым, добром и злом.

В целом, «Белогрудка» от Александра Астафьева обладает особой атмосферой, которая идеально отображает мир сибирской деревни. Настроение произведения колеблется между радостью, печалью и тревогой, и взывает к сохранению ценных традиций и истории.

Противостояние человека и природы

Главный герой романа, Белогрудка, является сильным и независимым человеком, одновременно олицетворяющим и мощь и безразличие природы. Во многих сюжетных перипетиях романа происходит столкновение Белогрудки с окружающей средой, что символизирует борьбу человека с силами природы, которые не всегда возможно преодолеть или победить. Противостояние природы и человека придает произведению особое драматическое напряжение и создает атмосферу неизбежной трагедии.

  • Так, в одной из сцен романа Белогрудка неудачно пытается заготовить дрова, и природа начинает отвечать на его действия непредсказуемым образом. Несмотря на свою физическую мощь и упорство, Белогрудка не может одолеть природные силы, и их сопротивление только усиливается, выталкивая его на грань отчаяния.
  • Еще одной выразительной сценой противостояния человека и природы является сцена борьбы Белогрудки с грозой. Астафьев описывает грозу как огромную силу, перед которой человек кажется ничтожным. В этой сцене автор шикарно передает беспомощность и безысходность героя, его находку внутри себя силы и решимости для дальнейшей борьбы.

Противостояние человека и природы олицетворяет глубинные философские вопросы о нашем месте в мире, о природе человека и его способности изменять окружающую среду. Роман «Белогрудка» Астафьева показывает, что несмотря на свою силу и героические качества, человек все же слаб перед природой и должен сохранять уважение и подчинение перед ее силами.

Приложение № 3

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Среда обитания

Ареал распространения очень широк. Куница обитает практически во всех лесных угодьях и горных массивах с густой растительностью, где царит умеренный или холодный климат. Любимая среда – это широкие лиственные, хвойные или смешанные зоны с многолетними деревьями и заброшенными опушками. Расселены животные согласно своим особенностям:

  • лесная куница предпочитает сосновые, хвойные и смешанные леса Европы и северной части Азии, облюбовала массивы от Западной Сибири до Балтийских островов, также она живет на Кавказе и на юге Средиземноморья;
  • каменная куница водится на каменистой местности практически по всей Евразии, от Гималаев до Пиренейского полуострова, также ее искусственно заселили в штат Висконтин (США);
  • харза населяет Уссурийский и Амурский край России, восточную часть и юг Китая, Гималайские горы и восточную Азию;
  • американская куница обитает в Северной Америке, она заселила леса от штата Нью-Мексико до севера Аляски;
  • нилгирская куница живет на возвышенностях Нилгирии, в горных цепях западных Гат – только этот вид можно встретить на юге Индии;
  • илька обитает на востоке, западе и в центре Северной Америки, в том числе в горных районах Калифорнии до границ Западной Виргинии.

Японский соболь – редкий вид рода куниц, и проживает он в небольших количествах на Японских островах (Кюсю, Сикоку, Хонсю), а также в Северной и Южной Корее.

2 вариант

— Привет. Как тебя зовут? Сколько лет ты занимаешься художественной гимнастикой?

— Меня зовут Катя. Мне 11 лет. Занимаюсь я гимнастикой уже 6 лет.

— Почему ты решила заниматься гимнастикой?

— Моя мама хотела заниматься художественной гимнастикой, но у неё не получилось. Тогда она решила отдать меня сюда.

— Спасибо за информацию. Сейчас самое время подойти к тренеру.

— Добрый день. Вы же тренер?

— Отлично. Расскажите о себе и о школе.

— Меня зовут Ольга Викторовна. В этой школе я уже работаю 10 лет. Когда-то сама занималась гимнастикой.

— Что можете сказать про ваших учениц?

— Все девочки молодцы. Они очень стараются. Сейчас я готовлю группу к соревнованиям. Несколько наших учениц уже участвовали в чемпионатах, в олимпиаде и во многих соревнованиях. Кто-то даже выиграл их.

— Спасибо. Желаем вам больше побед.

— Подойдём к группе, которая отдыхает. Здравствуйте.

— Девочки, сколько вам лет, как зовут, давно ли вы занимаетесь гимнастикой, и почему вы решили выбрать этот вид спорта?

— Меня зовут Ира. Мне 13 лет. Занимаюсь я с 11 лет. Раньше ходила на большой теннис, но во время соревнований получила травму и не смогла больше ходить туда. Зато пошла на художественную гимнастику.

— Меня зовут Яна. Мне 12. Занимаюсь 5 лет. Моя бабушка была гимнасткой. У неё много медалей и кубков, но после её смерти я решила заняться тем же. Я хочу, чтобы она гордилась мною.

— А с помощью чего вы занимаетесь? Что используете?

— Мы сначала разминаемся, затем используем разные снаряды. Обычно это обручи, мячи, ленточки. Тренируемся мы по 4 часа в день.

— Спасибо, девочки. Вам желаем удачи и успехов. Сегодня мы увидели тренировки юных гимнасток, поговорили с тренером и с самими гимнастками. С вами был первый канал. Передаём слово Юлии Владимировне.

Критика советской действительности в книге

Астафьев в своём произведении рассказывает о жизни простых сибирских деревенских людей, которые сталкиваются с нищетой, трудностями и вынуждены добывать пропитание за счёт самых тяжелых физических работ. Он описывает то, как люди вынуждены жить в несовременных условиях, без достатка и прогресса.

Автор подчёркивает отсутствие справедливости и развития в советском обществе. Он показывает силу бюрократии и коррупции, поражающей все сферы жизни, начиная от распределения земли и заканчивая работой ковбоев в местном колхозе.

Астафьев открывает глаза читателям на то, как советская действительность изменила людей, превращая их в отчаянных выживших. Он поднимает проблему нравственных ценностей и их утраты в стремлении выжить в нелюдских условиях.

Автор смело осуждает бездействие и равнодушие со стороны государства, которое не обеспечивает своих граждан даже элементарными благами

Он призывает к изменениям и привлекает внимание к существующим проблемам, которые, по его мнению, могут быть решены только реформами и прогрессом

Обращаясь к читателю прямо и эмоционально, Астафьев внушает сознание о необходимости действовать и бороться за лучшую жизнь не только для себя, но и для окружающих.

2 вариант

Рассказ «Белогрудка» написан известным советским писателем Виктором Астафьевым. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Данный рассказ является для автора автобиографическим. В его основе лежат детские воспоминания писателя. Центральная тема – это отношения человека и природы.

Главным героем произведения является животное – зверек куницы, у которого была одна примечательная черта – белое пятно на груди. Автор назвал его Белогрудкой из-за этого самого пятнышка.

Куницы встречаются в густых елово-пихтовых лесах, которые расположены недалеко от маленькой деревни. Животные стараются не встречаться с людьми, так как чувствуют себя в их окружении в небезопасности.

Однажды Белогрудка родила маленьких миленьких кунят. Несмотря на то, что это животное, оно тоже имеет свои материнские инстинкты. Куница была как мать заботливая, внимательная и любящая. Но злобные и коварные деревенские мальчуганы выследили кунью нору и забрали, когда ее не было, детенышей. Белогрудка, вернувшись домой, обнаружила пропажу в стогу сена в одном из человеческих жилищ. Там дети мучали маленьких зверьков. Но Белогрудка не может их вернуть из-за того, что вход во двор охраняется яростным и хищным псом.

Один мальчик, видя Белогрудку, дает на съедение псу одного из ее детенышей. Мать обезумела от горя и начала мстить людям, съедая всех кур в селе. Деревенские жители не смогли обезвредить животное, которое не знает о наказании отцом ребенка и о том, что ее детенышей уже вернули в нору. Детеныши были задушены лисой, пока матери рядом не было. Белогрудка продолжает мстить, Она даже убивает пса, который полакомился ее дитем

Куница попадется людям совершенно по собственной неосторожности. Ее пристреливают

Автор использует большое количество многоточий, тире, эпитетов, метафор для того, чтобы вызвать у читателей жалость к животному, потерявшему своих детей. также поднимаются проблемы человеческой жестокости к животным. Автор всеми возможными способами пытается донести до читателя идею, что надо быть добрым, по отношению к диким зверям.

Исторический контекст в произведении

Особенностью этого времени было то, что Российская империя проходила через трудности и нестабильность. Большевики вели активную деятельность, готовя революцию, что ставило жителей села в непростое положение. Ключевыми проблемами того времени были нищета, голод, социальные неравенства и преследования.

Таким образом, произведение Белогрудка пронизано этим временем и пытается передать атмосферу и нравы русской глубинки в период этих событий. Исторический контекст становится основой для раскрытия характеров героев, их поступков и судеб в непростых условиях.

Астафьев создает живых персонажей, которые своими поступками и диалогами передают дух того времени. Рассказывая о жизни крестьянской семьи, писатель наглядно показывает, как их судьба тесно взаимосвязана с историческими событиями и проблемами того времени. Вся атмосфера и настроение, которая создается в произведении, являются результатом глубокого погружения в исторический контекст прошлого.

Таким образом, исторический контекст играет важную роль в произведении Белогрудка, позволяя читателю погрузиться в атмосферу и пережить эти непростые времена вместе с героями. Знание исторического фона помогает лучше понять мотивы и поступки персонажей, а также проникнуться их судьбами и проблемами.

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению

Что расскажет автор читателям о Белогрудке? Выскажете свои предположения.

Для более близкого знакомства с героиней рассказа я предлагаю продолжить чтение (отрывок 2)

Как вы думаете Белогрудку можно назвать заботливой матерью? Докажите.( грела, облизывала, снабжала, петляла, вернулась, лизнула, напала, помчалась, выследила )— Как вы думаете, как ребята отреагировали на совет охотника?

Как автор оценивает ее поведение? Какой она была матерью?

Каким, по-вашему, может быть продолжение рассказа?

3. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое…

Что могло случиться в отсутствие матери?

— Послушайте, что произошло дальше.( до слов «Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю»)— Cейчас по этому отрывку вы поработаетев парах. Читая его, подчеркните слова, характеризующие действия белогрудки.( у каждого на парте текст этого отрывка)-Будем читать только слова, которые вы подчеркнули и попробуем объяснить действия белогрудки.

— Посмотрите, как изменяется характер действий куницы: от заботливой мамы до свирепой мстительницы

— Скажите, какие чувства возникают у вас к белогрудке и её поступку.(сострадания, жалости и т.д.)— Когда охотник выпустил куницу на волю, как вы думаете, что было дальше?

— Запишите 2-3 предложения.(выслушать всех желающих)

Чтение и анализ четвёртой части рассказа

— Послушайте как заканчивается рассказ.

— Почему автор заканчивает рассказ такими словами : «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов». О чём он хотел сказать?

— С какой целью автор написал этот рассказ?

— В. П. Астафьев своим рассказом показал нам пример губительного отношения к природе. Мы не оторваны от окружающего нас мира природы, мы в нём живём.

— Определите основную мысль рассказа.(Беречь и охранять животный мир) Найдите в этом отрывке слова, подчеркивающие состояние Белогрудки, узнавшей о пропаже.

5. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

Что в эпизоде самое страшное?

Как вы думаете, ребята, зачем автор использует в своем произведении такие жестокие сцены? Какова роль этого эпизода в рассказе?

Что почувствовала Белогрудка?

А кто виноват в том, что произошло?

Что, по-вашему, вынуждены были сделать люди?

ФИЗМИНУТКА»Ёлочка»

7. Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

8. До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Популярные сегодня темы

  • Смысл рассказа Уроки французского Распутина

    Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена та мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то

  • Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско в произведении Бунина сочинение

    В своём произведении Господин из Сан-Франциско Бунин представляет образ человека из мира, в котором цену имеют только деньги. Господин с большим состоянием отправился в кругосветное путешествие.

  • Описание внешности и характера полковника в рассказе После бала

    Произведение « После бала » написанное Алексеем Николаевичем Толстым описывает жизненную ситуацию того времени.

  • Любимые страницы в романе Преступление и наказание Достоевского

    Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

    Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.

Сюжетная линия

Животные и люди на протяжении тысячелетий живут рядом друг с другом. Инстинкт братьев наших меньших похож на человеческий. Он позволяет им любить, заботиться и мстить. В рассказе четко прослеживается эта особенность.

«Белогрудка» — автобиографический рассказ, созданный на основе детских воспоминаний писателя. Главной темой в произведении выступают взаимоотношения человека с природой. Основные герои:

  • деревенские мальчишки;
  • куница.

Куница обитает в густом тенисто-еловом лесу, расположенном недалеко от маленькой деревни, стараясь не соприкасаться с миром людей, поскольку предчувствует исходящую от него опасность. У нее родились детеныши — маленькие кунята. Мать заботилась о них. Все было хорошо до дня, когда она пошла искать корм в лес.

Вернувшись к детенышам, куница застала пустое гнездо. Она бросилась искать своих малышей, но их нигде не было. По запаху человеческих следов мать пришла в деревню и нашла дом, в котором находились ее детеныши. Препятствием на пути стала агрессивная собака, охранявшая владения хозяев.

Каждый день Белогрудка приходила к жилищу своих врагов и однажды она увидела кунят, когда мальчик выносил их в шапке во двор. Ради забавы или хвастовства соседские мальчишки начали кормить малышей свежим мясом. На следующий день один из детенышей погиб, и хозяин дома отдал на съедение собаке маленький комочек. Все это происходило на глазах куницы-матери.

Через сутки в деревне произошла массовая гибель кур и цыплят. Злую собаку, охранявшую жилище, также нашли мертвой. Когда солнце садилось за горизонт, куница выходила на охоту ради мести человеку за своего детеныша. Но однажды ее подстрелили охотники. На некоторое время в деревне воцарилось спокойствие. Животное зализывало раны, а когда стало легче — вновь вышло на охоту в ближайшие деревни.

Как выглядит ласка? Описание

Фото хищников семейства куньих:

Эти мелкие воришки фермерских угодий являются отличными охотниками и любят плоть: два характерных моляра в челюсти, предназначенных для разрезания мяса, говорят сами за себя.

Совершить облаву на близлежащий курятник для них плевое дело.

Причем методы они выбирают не самые гуманные: хорек, например, забирается в птичник под покровом ночи и, несмотря на свой небольшой размер — всего 50 см в длину, может запросто задушить курицу или даже гуся.

Набеги представителей семейства куньих, к коему относятся эти полуметровые создания, учащаются с наступлением холодов, но и в летнее время года эта проблема является злободневной.

Перед тем как обезопасить своих питомцев, следует составить развернутое досье на представителя этой громадной семьи.

Куньи — семейство очень богатое на различные виды, в центре которого находится европейская лесная куница.

Норка, гризон, хорек скунс, барсук, росомаха, выдра, ласка, горностай — далеко не полный перечень этих юрких и проворных обитателей лесов, полей и болот. Российские фермеры чаще всего сталкиваются с нападениями ласки.

Ласка: повадки и особенности телосложения

Экстерьер ласки

Этот представитель куньих характеризуется:

  • небольшим ростом;
  • короткими лапами по 5 пальцев;
  • вытянутым туловищем;
  • тонкой и густой шерстью;
  • способностью долгий период времени существовать без личного жилья;
  • быстрым привыканием к близости человека и, в конечном счете, потере страха перед ним.

Перед тем как выбирать способы борьбы с безжалостным охотником, следует изучить его особенности и повадки.

Этот симпатичный зверек гордо носит звание самого маленького млекопитающего хищника:

  • длина тела самца: 16 — 26 см;
  • длина тела самки: 11 — 21 см;
  • вес самца: до 250 г;
  • вес самки: до 100 г;
  • длина хвоста самца: до 8 см;
  • длина хвоста самки: до 6 см.

Несмотря на грациозность, присущую комплекции, их шея достаточно массивная. Мордочка маленькая, зауженная, а уши, наоборот, настолько круглые, что не устремлены вверх.

Некоторые зоологи отмечают небольшую тождественность со змеей: стремительные движения, большая подвижность и умение преодолевать большинство географических препятствий.

С наступлением холодов, шерсть животного густеет и меняет свой цвет с коричневого на белый, что позволяет хищнику оставаться невидимым на снегу.

В теплое время года бурый окрас возвращается, а мех редеет. Иногда ласку по ошибке принимают за горностая: различия между этими видами выявлены слабо, но все же есть.

Различия между лаской и горностаем

Помимо черной кисточки на хвосте горностая, каждый вид имеет свои характерные особенности:

Ласка, в отличие от горностая, имеет довольно неравномерное распространение, что сужает для нее зону поиска добычи.

Однако в отличие от горностая, маленький размер тела делает ее более мобильной и дает превосходство в выслеживании и поимке лесных трофеев. С другой стороны, мелкая фактура определяет более насыщенный обмен энергии.

В невыигрышный период с точки зрения доступности пропитания, горностай демонстрирует высокие адаптивные способности и способен комфортно существовать при маленькой концентрации животных, которых он может поймать.

Во вкусовых предпочтениях он менее прихотлив по сравнению с лаской. Птица, рыба, насекомые — он может есть все, что попадется ему под лапу, так что гурманом его назвать нельзя.

Популярные сегодня пересказы

  • Гауф Вильгельм Гауф – популярный писатель, автор всеми любимых сказок, а также новеллист. Появился на свет в немецком городке – Штутгарте в 1802 году 29 ноября.
  • Страшная месть — краткое содержание повести Гоголя В произведении Гоголя «Страшная месть» все события происходили на свадьбе сына есаула Горобца. Одним из гостей был его друг Данило Бурульбаш. На мероприятие он приехал с семьей
  • Бриз — краткое содержание рассказа Паустовского Накануне 9 Мая в Москву к доктору приехал молодой моряк. В 1942 году он был ранен под Севастополем, отправлен в тыл, долго лечился в московском госпитале и, в конце концов, подружился со своим лечащим врачом
  • Краткое содержание книги Чистый Дор Коваль Мужик шёл по просёлочной дорожке в сторону близлежащей деревушки и нашёл в земле топор. Он поднял топор и пошёл дальше.

Приложение № 1

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.
Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: