«бесы»

О чем книга бесы - достоевского | какой смысл

Краткое содержание романа «Бесы»

Произведение отличается довольно внушительным объемом, так как в нем описываются события, происходящие на протяжении длительного времени. Для понимания смысла романа Достоевского «Бесы» нужно сначала кратко разобрать суть повествования.

Характеристика главных героев:

  1. Ставрогина Варвара Петровна – высокомерная, властная женщина.
  2. Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, привлекательный молодой человек, получивший хорошее образование, любимец дам.
  3. Верховенский Степан Трофимович – добродушный, слабохарактерный, но достаточно проницательный человек.
  4. Верховенский Петр Степанович – сын Степана Верховенского – хитрый, опасный интриган, руководитель тайного общества.
  5. Кириллов Алексей Нилыч – автор теории самоубийства, как высшей формы проявления воли мыслящего человека.
  6. Шатов Иван Павлович – бывший член революционной ячейки, разочаровавшийся в идеях социализма.

Место действия – губернский городок, где собралась группа либерально-настроенной молодежи под предводительством Петра Верховенского. Целью Верховенского является создание революционной группы для разжигания мятежных настроений в народе. Приехавший в город Николай Ставрогин оказывается вовлеченным в тайное общество.

Бурная деятельность Петра приводит к тому, что город начинает лихорадить: легкомысленно настроенная молодежь забавляется, издеваясь над новобрачными и оскверняя иконы. Из-за бушующих вокруг пожаров разрастаются слухи о поджогах, в разных местах появляются листовки с призывом к бунту, недовольные закрытием фабрики рабочие собираются бастовать.

В описанном автором хаосе, внесенном террористами в маленький городок, раскрывается основной смысл произведения «Бесы».

После того, как один из членов ячейки – Иван Шатов решает покинуть революционную организацию, Верховенский призывает единомышленников к убийству бывшего студента якобы за донос.

После убийства Шатова, Кириллов, согласно предварительной договоренности с Верховенским, оставляет записку, где берет на себя вину за чужую кровь. Но это не спасает остальных членов организации от ареста. На свободе остается лишь Петр, сбежавший за границу. Ставрогин, не выдержавший груза вины, кончает жизнь самоубийством.

Анализ образа Николая Ставрогина в романе «Бесы»

Ставрогин – один из самых сложных образов в мировой литературе. Фамилия героя происходит от греческого «крест», что символизирует его высокое предназначение. Он умный, образованный, одарённый от природы человек. Но он отрекается от высокой миссии, эгоистическое начало побеждает в нём. Символически мотив отречения представлен в том, что герой принимает чужое подданство, оставляет жену Хромоножку. Ставрогин выбирает путь «сверхчеловека», готового преступить нравственные законы, и это четко видно, когда мы проводим анализ романа «Бесы».

Главная черта Ставрогина – двойственность. То он предстаёт как носитель значительных идей, вдохновляющий молодых людей мыслью о призвании русского народа спасти Европу и человечество. То оказывается индивидуалистом, развращающим чужой ум идеями о «сверхчеловеке». Одним он представляется великой личностью, другим – дрянным барчонком. Беда Ставрогина в том, что он не видит границы между добром и злом. Его сила уходит в никуда или растрачивается на низкие поступки. Например, от скуки он готов составить устав смертоносной организации.

Возрождение Ставрогина невозможно потому, что он уверен в своей силе, но утратил нравственные основы, он следует своим желаниям, не видя разницы между добром и злом.

Надеемся, что статья, где был представлен краткий анализ романа «Бесы» Федора Достоевского, оказалась для вас полезной. Чаще посещайте наш литературный блог, где сотни статей помогут вам понять суть того или иного произведения.

История создания, жанр, направление произведения

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Ф. М. Достоевского стали материалы из уголовного дела Нечаева, организовавшего тайное общество, целью которого являлись подрывные политические акции. Это событие во времена Достоевского прогремело на всю страну. Писателю удалось из небольшой газетной вырезки создать глубокое, насыщенное произведение, ставшее эталоном не только для русских, но и для зарубежных писателей.

Как известно, Ф.М. Достоевский отличался требовательностью к себе и упорством. Пережив очередной приступ эпилепсии, писатель пришел к выводу, что новый роман его абсолютно не устраивает, и полностью уничтожил произведение. Но идея романа – история о нигилистах, зашедших в своем отрицании слишком далеко, осталась. Писатель заново начинает работу над романом. Так свет увидел вторую версию «Бесов». Достоевский не успевал дописать роман к сроку, назначенному издателем, но и предавать себя, отдав публике произведение, не устраивающее его, он не хотел. Издатель Достоевского Катков лишь разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и свою семью только авансами за книги, и готов был жить впроголодь, но не соглашался выпустить сырой материал.

Статья: «Бесы» — роман-предупреждение Фёдора Достоевского

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В этом произведении удивительным образом переплетаются такие черты, как:

  • Суровый историзм;
  • Хроникальность;
  • Философичность.

Писатель при этом смотрел в будущее, говорил о том, что будет актуально для его потомков. Именно поэтому роман «Бесы» получил обозначение «роман-пророчество».

Большинство читателей и исследователей отмечают, что в романе «Бесы» отражены не только проблемы, актуальные для того времени, но и вопросы современного информационного общества. Писатель убедительно изображает главную угрозу для будущего общества – замещение традиционных понятий на неестественные бесовские догмы.

Роман «Бесы» относится к направлению реализма, так как в нем автор изображает действительность в ее многообразии.

Смысл произведения Бесы

Начав писать документальное эссе, Достоевский за пару лет пишет пророчество: меньше, чем через полвека «верховенские» и «нечаевы» станут во главе его родины.

В середине XIX века набирали силу нигилистические настроения среди интеллигенции и разночинцев. То там, то здесь возникали кружки единомышленников, где критиковали не только монархию, но и бытовой уклад в целом. На примере Верховенского и его «пятёрки» писатель показывает своё отношение к революционному движению. Петр предстает перед читателем не только хитрым и коварным, но и изощренно-жестоким. И это выражается даже не в хладнокровном убийстве Шатова. Молодой анархист считает, что только десятая часть народа достойна перемен и лучшей жизни, остальные могут довольствоваться услужением элите. Грош-цена высокопарным идеям и словам «нечаевцев», если в человеке они видят только пушечное мясо, средство к достижению целей.

Фёдор Михайлович выводит в главном герое основную проблему революционных настроений. Персонаж с символической фамилией Ставрогин («ставр» по-гречески «крест») на протяжении всего роман раздираемый противоречиями. С одной стороны – отход от традиций и преданий (а значит, и от веры, от жизни простого народа), с другой – внутренняя борьба за обретение Бога. Но силы не равны: Николай ищет ответы умом, а не сердцем, что приводит к искаженному восприятию. Именно этот душевный хаос главного героя (в частности) и каждого персонажа (в целом) и подводит к событиям начала следующего столетия. Достоевский «Бесами» предостерегал об опасности, как оказалось в дальнейшем, слишком поздно.

Смысл финала

Сестра Шатова получает от Ставрогина письмо, в котором он приглашает ее к себе в Швейцарию. В это же время доходи слух, что Николай вернулся в Скворешники. Дарья и Варвара Петровна обнаруживают несчастного повесившимся в мезонине. Предсмертная записка гласит: «Я сам». Финал оставляет леденящее, жуткое ощущение. Главный герой, не нашедший в себе силы и духовный ориентир, самостоятельно подписывает приговор всей своей жизни.

Эпизод в книге, где вспоминается евангельская притча, делает концовку ясней: Степан Трофимович сравнивает Россию с бесноватым, из которого Христос изгнал легион. Страсти Ставрогина в конце концов одерживают над ним победу: Николай не встречает Бога, не находит правду, мечется по собственной внутренней пустоте. Писатель таким многострадальным «ставрогиным» видит и свой народ, также не сумевший противостоять «легиону».

Бесы: смысл концовки

В романе Бесы смысл произведения становится окончательно ясен к концу повествования. Ставрогин отправляет записку сестре Шатова, приглашая отправиться с ним в Швейцарию. В письме юноша жалуется на здоровье и мучавшие его галлюцинации.

Девушка показывает записку Варваре Петровне. И тут от слуги женщины узнают о том, что Николай находится в Скворешниках и странно себя ведет. Женщины находят повесившегося Николая и его предсмертную записку, где он просит никого не винить в его смерти.

В одном из эпизодов Степан Трофимович приводит пример из Евангельской притчи об изгнании бесов Христосом, имя которым «легион». Ставрогин, потеряв духовные ориентиры и не найдя правду, мучается собственной внутренней пустотой. Главный герой олицетворяет народ, не сумевший побороть «легион».

Но, несмотря на это, основной смысл концовки романа «Бесы» – в уверенности автора в том, что однажды герои повествования окажутся за бортом общественной и политической жизни страны.

Даже при кратком рассмотрении содержания романа Достоевского «Бесы» становится ясен пророческий смысл произведения. Именно поэтому роман остается актуальным и сейчас, показывая сколь опасно поддаваться манипуляциям людей, стремящихся к насилию.

Посылы произведения

В первую очередь автор хотел предупредить общество о проблеме, выходящей из-под контроля, а именно нарастающей радикальной позиции по отношению к власти у молодого поколения

Своим творением он хотел показать, что случай с Ивановым только начало, и пока молодое поколение будет разрываться между политическими взглядами, неважно, будь то консерватизм, либерализм или радикализм, оно никогда не найдёт мира в своей душе и будет марионеткой в руках террористов

Гений Достоевского подтверждают цитаты Зигмунда Фрейда: «Я многое знаю в психологии и меня сложно удивить» и Умберто Эко: «Гений всегда пользуется одним источником, но делает это так, что его работа распространяется на все сферы жизни». К слову, позже Фрейд признал, что ему есть от кого поучиться, похвалив Фёдора Михайловича за хорошую работу.

Объяснение сюжета

Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.

Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:

  1. Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
  2. Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
  3. Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.

На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.

Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.

Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».

Тематика, проблематика, идея романа

  • Отношения отцов и детей;
  • Нигилизм;
  • Отсутствие единых нравственных ориентиров;
  • Атеизм и религиозность;
  • Реальность и мистика.

В романе Достоевский описывает столкновение эпох и потерю связи между поколениями. Родители не понимают детей, они словно из разных миров. Поэтому молодежи никто не может вовремя подсказать, помочь, ведь драгоценные семейные узы, способные удержать от морального падения, утеряны.

В романе Достоевского прослеживается связь с произведением И.С. Тургенева – именно он первым заговорил о нигилизме. Героев Достоевского читатель узнает через идеологические споры, в которых раскрываются возможные направления улучшения общества.

Показанный писателем духовный общественный недуг вызван отсутствием высоких ценностей. Ничто не может привести к положительному результату, пока нет единых нравственных ориентиров. Главная причина печального состояния русского общества в том, что «великого ничего нет». При этом писатель понимает, что не может быть абсолютной вера, если у религиозной философии есть неразрешенные вопросы. Достоевский задается вопросами о том, справедлив ли Бог, заставляющий страдать невинных людей? И если это – справедливость, то можно ли судить тех, кто на дороге к всеобщему счастью проливает кровь? Автор считает, что от всеобщего счастья следует отказаться, если ради него нужна хоть одна человеческая жертва.

В произведениях писателя постоянно сталкиваются мистика и реальность. Порой грань между повествованием автора и иллюзиями персонажа исчезает

Автор приковывает внимание читателя к психологическим моментам и по только по крупицам дает бытовой материал

В своем романе Достоевский описывает болезнь нигилистов-революционеров. Нигилистические настроения, подобно беснованию, оказывают разрушительное влияние на общество. Революционное движение в будущем сулит счастье, только цена этого счастья в настоящем слишком велика, и на эту цену нельзя соглашаться. В противном случае моральные ценности, делающие совместную жизнь людей возможной, будут утрачены, народ распадется, самоуничтожится. Лишь преодолев это «беснование», Россия станет сильнее, будет жить с новой силой – силой единого общества, в котором на первом месте человек и его права.

Предать идею произведения писателю позволяет прием психологизма. Образы героев обрисованы индивидуализировано. Среди героев романа особенно выделяется образ «отрицательно-прекрасного» Николая Ставрогина.

Моральная составляющая

С точки зрения психологии, автор уделил особое внимание действиям радикалов-нигилистов. Как позже отметил Николай Бердяев, известный критик, Достоевский в точку определил исходящую угрозу и подтолкнул общество к борьбе с ней

Итак, писатель имел в виду следующее:

  • Революцией движут не люди, а лишенные человечности идеи.
  • Нигилизм отравляет разум, ведь подразумевает ненависть не только к окружающим, но и к себе.

Своеволие истребляет свободу, бунт убивает человечность. Путь выбора ведёт к обожествлению человека, что убьёт его изнутри или к пониманию индивидом своего места, что спасёт его. Любой конфликт, бунт, противоречие делает личность нелюдем». Классик до смерти был верен свои взглядам, утверждая невозможность создания стабильного и хорошего общества на костях.

Сюжет и композиция романа

Основу сюжета романа составляют события, которые происходят в одном из захолустных городов, во владениях Варвары Ставрогиной. Революционный пропагандист Петр Верховенский, сын вольнодумца Степана Верховенского, стремится привлечь в движение больше народа. Он аытается склонить на свою сторону сына Варвары Петровны Николая Ставрогина.

Петр созывает поддерживающих переворот молодых людей и планирует убийство Ивана Шатова, бывшего студента, решившего расстаться с революционным движением из-за интереса к мысли народа – «богоносца». Но убийство Шатова компании нужно не для мести, рядовые члены кружка не знают о реальном мотиве – сплочении организации единым преступлением, кровью.

Далее события романа развиваются стремительно. Городок потрясают происшествия, невиданные доселе. Виной всему – тайная организация, о которой горожане ничего не знают. Но самые пугающие, жуткие вещи происходят в душе главного героя, Николая Ставрогина. Писатель подробно описывает процесс разложения личности героя под влиянием вредоносных идей.
Роман «Бесы» композиционно можно разделить на две части. Первая часть – предыстория, вторая часть – основные действия. Последовательность действий часто нарушается включением «Я» рассказчика, повествующего различные слухи, интерпретации и версии событий. Повествование замедляется, порой и совсем останавливается, чтобы потом максимально ускориться. Композиция централизована, в центре повествования находится образ Николая Ставрогина.

История создания

Ещё в 1969 году, Достоевский разрывался между редакциями журналов «Русский вестник» Михаила Коткова и «Заря». До начала 1970 года он должен был написать по роману для каждой, с чем возникли проблемы, так как, по его словам, мотивации не было: «Я задолжал перед „Русским вестником“ и должен написать материал для него. Также имею обязательства перед „Зарёй“. Будьте уверены, работы сдам срок. В литературе я человек честный». Среди идей писателя были произведения:

  • Житиё великого грешника.
  • Повесть о капитане Картузове.
  • Смерть поэта.
  • Рассказ о воспитаннице.
  • Князь и ростовщик.

Как призналась жена Достоевского, Анна Григорьевна, первые идеи появились по приезде в Дрезден её брата. Его пригласил сам писатель, опасавшийся, что он примет участие в российских политических волнениях, происходящих на фоне отмены крепостного права. Брат прекрасно общался с Фёдором Михайловичем, что подтолкнуло автора к изображению политических движений в Романе. Родственник был радикально настроен против власти, даже планировал убийство политических деятелей. Именно прообраз брата стал вдохновением и идейной базой для изображения террористов в романе.

Но настоящим поводом для написания стало убийство студента Петровской земледельческой академии Ивана Иванова. По новостям, группа террористов расправилась с молодым человеком, после того как он отказался присоединяться к ним. Позже, стало известно, что группой управляет некто Фёдор Нечаев. На допросе он раскрыл подробности убийства: оказалось, что Иванов был частью их отряда, но шантажировал всех доносом в антитеррористическую полицию. Но не это было главным мотивом: по его словам, это показало, что никому нельзя верить и что необходимо держаться вместе. Этим Нечаев добился:

  • Сплочённости членов группы.
  • Уверенности, желания биться до конца, мотивацию и волю к делу.
  • Абсолютного контроля над группой.

Эти события не могли не заинтересовать Достоевского: он взялся за перо. Главной задумкой автора было показать внутренний мир террористов, изобразить причину их действий, как следствие неопределённости и манипуляций со стороны. Этим писатель пытался донести, к чему приводит контроль над людьми, и что он повлечёт за собой.

Началась работа: уже в Феврале идеи и замыслы ежедневно возникали в голове

В письме к Аполлону Майкову автор говорил: «Нашёл богатейшую идею, важно реализовать её. Конечный результат произведёт фурор в публике, но критики не примут его»

Тогда в планах у писателя было произвести фурор в публике, закончив работу к осени 1870 года.

До лета жанром романа был памфлет — обличение общественной деятельности либералов-западников.

Развитие подкреплялось:

  • лирическими отступлениями;
  • спорами и дискуссиями автора;
  • появлением новых лиц в сюжете.

Неожиданно писатель столкнулся с проблемой: он не мог выявить главного персонажа. Долго он пытался это сделать, в итоге назначив героем того самого Фёдора Нечаева, но к тому времени он уже наработал основные посылы произведения, по которым роман и строился. Наконец, в 1872 году главы творения великого мыслителя были опубликованы в журнале «Русский вестник».

Система персонажей

Варвара Ставрогина – губернская дама, помещица. Муж Варвары Петровны, генерал-лейтенант Всеволод Николаевич Ставрогин, обладал большими связями, которые Варвара пытается безуспешно восстановить. Ставрогина – влиятельная женщина в губернии. Она деспотична и высокомерна. Но часто чувствует зависимость от людей, взамен ожидая того же.
Николай Ставрогин – привлекательный молодой человек, имеющий превосходный вкус и хорошее воспитание. При этом он себя ведет скромно и не особо разговорчиво. В Николая влюблено все женское светское общество. После возвращения из Европы Николай принимает участие в тайном обществе. В тот же период он ставит опыт по воздействию на Кириллова и Шатова. Николай не принимал прямого участия в убийстве Шатова, не поддерживал эту идею, но мысль о сплочении исходила именно от него.

Алексей Нилыч Кириллов – один из ведущих персонажей романа. Он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел путь от религии до идей революции, был одержим маниакальными мыслями.

Петр Верховенский – лидер революционеров, коварный и скользкий человек. В романе Верховенский – главный «бес».

Основной сюжет романа

В начале произведения жизнь течёт своим чередом: люди работают, зарабатывают и живут семьями. Но человеческий фактор даёт о себе знать: определённая часть общества недовольна ситуацией, они винят других в бездействии и превозносят себя. Одними из первых стали Пётр Верховенский и Николай Ставрогин.

Группировке успешно удалось ввести горожан в смятение. Люди в панике, не знают, что делать. По всему городу проходят стачки, бунты и недовольства. Пользуясь отчаянностью, в дело вступает Николай Ставрогин, задача которого убедить людей присоединиться к ним.

Ставрогин — сын почитаемой женщины Варвары Ставрогиной. В прошлом был офицером и дуэлянтом, но на службе уже начал отдаляться от человечности: часто не подчинялся, устраивал дебоши, провоцировал сослуживцев на дуэль.

Его гордость, самоуверенность и презрение к остальным людям погубили его. Изнасиловав 14-летнюю девочку, он стал изгоем в обществе. Матери пришлось отправить его лечиться в горы, но сын в деянии не раскаялся.

Вернувшись в город, Ставрогин продолжает творить зло: сначала он выходит замуж за бутылку вина, затем унижает графа Гаганова, щадя его на дуэли.

Николай находит себе новую жертву — Лизу Тушину. Влюбив её в себя, он проводит с ней ночь. Наутро, когда всем стало известно о двойном убийстве, заранее подкупленный Федька Каторжный разносит слух о причастности Лизы. Она узнаёт об этом и сбегает из дома Николая, но горожане забивают её до смерти.

Кульминация произведения

Убийство Лизы Тушиной становится точкой кипения. Бесы становятся всесильными, люди готовы растерзать друг друга. Влияние Верховенского и Ставрогина в городе — максимальное.

Но чувство власти убило людей в этой группировке. Они не щадят никого: Лебядкиных, Федьку Каторжного и, наконец, Ивана Шатова. Свои деяния группа прикрывает подставными участниками, террором и запугиванием.

Развязка и финал

Из-за действий своих детей страдают родители. Варвара Строгина лишается всего уважения и становится изгоем, как и её сын. Степан Трофимович Верховенский после вестей об убийстве Лебядкиных сходит с ума, уходя в отшельничество.

В итоге один из членов группировки, Лямшин, сознаётся в убийствах и выдаёт всю группировку полиции. Верховенский сбегает из России, а Ставрогин вешается в фамильном имении.

Роман «Бесы» Достоевского — одно из первых произведений психологической тематики. Смысл книги подробно рассказывает, как можно потерять себя, гоняясь за амбициями, и что результат, построенный на насилии, никогда не оправдает себя. Данные проблемы актуальны даже сегодня: люди перестают быть самими собой, чтобы достичь своих целей они готовы пойти на всё. И всё-таки Достоевский — великий писатель XX века, писавший не для своей эпохи, а всему человечеству.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: