Читать краткое содержание Абрамов Деревянные кони
Альберт Лиханов — Деревянные кони: Краткое содержание
«Война кончилась, а отец не возвращался». Школьник Коля с мамой Лизой и бабушкой Васильевной ждут его. А пока сдают половину комнаты квартирантке тете Симе. Возвращаясь с городского вокзала, Коля видит у будки своего пса Тобика курящего пионера в сапогах с отогнутыми голенищами. Это деревенский племянник тети Симы, Василий Иванович Васильев, колхозник. Будет жить с ними (плата – молоко), и учиться на счетовода. Самостоятельный парень, постарше обычных пионеров. И в уме считает, как машина. А на счетах – похуже. А еще любит лошадей. Знакомясь, Коля соврал, что боксирует. В сентябре вызвал соседа на бой – и лег после первого мужицкого удара Васьки. И становится ему другом. К Новому году отец присылает открытку. Тогда же Коля узнает, что отец Васьки погиб под Москвой. Об этом рассказал безногий однополчанин его отца вдовец Семен. Васька люто ненавидит фашистов. Дай ему волю – стал бы снайпером.
Ребята идут в театр. Васька в нем ни разу не был. Но сказка их мало интересует. Они объедаются мороженым. Васька спускает на него всю зарплату. Ему ничего, а Коля заболел. И был бы праздник без елки, если бы не мать Васьки. Вместе с молоком она привезла елочку. Молочко последнее: пришлось зарезать Маньку. Семье Коли не по себе. Конечно, Васю никто не сгонит с квартиры и без платы. В мае Вася, выучившись, подался домой. Простились ребята как-то просто, без важных слов. И отец Коли так и не приехал. Зато летом однажды заглянула тетя Нюра, Васина мать. Теперь у нее не свое молочко, а колхозное. Выручка идет на трактор. Она зовет Колю в Васильевку погостить. И он, счастливый, едет. Нравится ему абсолютно все: свобода, заросли иван-чая, и остолбеневший Васька в окне. Дом у него крепкий, еще отец строил. В красном углу – икона. И, кроме матери, еще и бабка. А на стене – фотография отца с гармошкой. Сразу видно, как отец с сыном похожи. Коля дарит другу пилотку. Ту самую, от отца.
Мечта Васи стать конюхом все не сбывалась. Главбух Макарыч не отпускал. Друзья первым делом отправились на рыбалку. Без удочек, зато с корзиной. Деревенские ребятишки с любопытством наблюдают за чужаком. А потом они вдвоем идут на собрание. Там однорукий председатель колхоза Терентий Иваныч просит женщин и стариков собрать двойной урожай хлеба. «Солдаты – мертвые и живые – вернулись. Вернулись с победой». Значит, надо жить. И пахать. И женщины пашут. Васька тоже. И Колька с ним, хотя ему трудно с непривычки. Поле большое, и помощь очень нужна. Ведь из 60 мужиков вернулось шестеро. И то инвалиды в основном. А Семен, тот самый, из отряда Васькиного отца, стал наведываться к тете Нюре. Кажется, Вася был этим недоволен. А Коля, за компанию с другом, впервые поучаствовал в драке с гармонистом на вечерке. Как сказал инвалид Семен: «Раз парни на вечерке дерутся, значит, еще жить можно!» Поел Коля и хлебушка с добавкой клевера. А ведь эту травку он своими руками собирал. А потом вместе с тетей Нюрой жал хлеб. Как сумел. Со старухами и девчонками. Но стряслась беда. За то, что ребята набрали по карману колхозного гороха, а главное, за то, что Вася без спроса ушел пахать на Белую Гриву, главбух грозится отдать его под суд. Но председатель на стороне Васи. Ему нужны рабочие руки, а не счетоводы в конторе.
Ребята, бабы, инвалиды сооружают деревянный памятник в виде пирамиды всем погибшим мужикам деревни. Их имена пишут Васька с Колей. Возле этого памятника Коля видит горе. «Горе целой деревни». И на мгновенье забывает об отце. Но только на мгновенье. А потом чувствует, что отец вот-вот приедет. И собирается домой. Васька, все обдумав, сказал, что не сбежит из дома, если мать за инвалида Семена выйдет. Но отца не забудет. И могилу его найдет, и деревянного конька на крышу поставит, как хотел, да не успел, отец. Ребята попрощались. Коля ехал и представлял, как обнимет отца и сумеет сдержать слезы.
Альберт Лиханов — Деревянные кони: Краткое содержание
«Война кончилась, а отец не возвращался». Школьник Коля с мамой Лизой и бабушкой Васильевной ждут его. А пока сдают половину комнаты квартирантке тете Симе. Возвращаясь с городского вокзала, Коля видит у будки своего пса Тобика курящего пионера в сапогах с отогнутыми голенищами. Это деревенский племянник тети Симы, Василий Иванович Васильев, колхозник. Будет жить с ними (плата – молоко), и учиться на счетовода. Самостоятельный парень, постарше обычных пионеров. И в уме считает, как машина. А на счетах – похуже. А еще любит лошадей. Знакомясь, Коля соврал, что боксирует. В сентябре вызвал соседа на бой – и лег после первого мужицкого удара Васьки. И становится ему другом. К Новому году отец присылает открытку. Тогда же Коля узнает, что отец Васьки погиб под Москвой. Об этом рассказал безногий однополчанин его отца вдовец Семен. Васька люто ненавидит фашистов. Дай ему волю – стал бы снайпером.
Ребята идут в театр. Васька в нем ни разу не был. Но сказка их мало интересует. Они объедаются мороженым. Васька спускает на него всю зарплату. Ему ничего, а Коля заболел. И был бы праздник без елки, если бы не мать Васьки. Вместе с молоком она привезла елочку. Молочко последнее: пришлось зарезать Маньку. Семье Коли не по себе. Конечно, Васю никто не сгонит с квартиры и без платы. В мае Вася, выучившись, подался домой. Простились ребята как-то просто, без важных слов. И отец Коли так и не приехал. Зато летом однажды заглянула тетя Нюра, Васина мать. Теперь у нее не свое молочко, а колхозное. Выручка идет на трактор. Она зовет Колю в Васильевку погостить. И он, счастливый, едет. Нравится ему абсолютно все: свобода, заросли иван-чая, и остолбеневший Васька в окне. Дом у него крепкий, еще отец строил. В красном углу – икона. И, кроме матери, еще и бабка. А на стене – фотография отца с гармошкой. Сразу видно, как отец с сыном похожи. Коля дарит другу пилотку. Ту самую, от отца.
Мечта Васи стать конюхом все не сбывалась. Главбух Макарыч не отпускал. Друзья первым делом отправились на рыбалку. Без удочек, зато с корзиной. Деревенские ребятишки с любопытством наблюдают за чужаком. А потом они вдвоем идут на собрание. Там однорукий председатель колхоза Терентий Иваныч просит женщин и стариков собрать двойной урожай хлеба. «Солдаты – мертвые и живые – вернулись. Вернулись с победой». Значит, надо жить. И пахать. И женщины пашут. Васька тоже. И Колька с ним, хотя ему трудно с непривычки. Поле большое, и помощь очень нужна. Ведь из 60 мужиков вернулось шестеро. И то инвалиды в основном. А Семен, тот самый, из отряда Васькиного отца, стал наведываться к тете Нюре. Кажется, Вася был этим недоволен. А Коля, за компанию с другом, впервые поучаствовал в драке с гармонистом на вечерке. Как сказал инвалид Семен: «Раз парни на вечерке дерутся, значит, еще жить можно!» Поел Коля и хлебушка с добавкой клевера. А ведь эту травку он своими руками собирал. А потом вместе с тетей Нюрой жал хлеб. Как сумел. Со старухами и девчонками. Но стряслась беда. За то, что ребята набрали по карману колхозного гороха, а главное, за то, что Вася без спроса ушел пахать на Белую Гриву, главбух грозится отдать его под суд. Но председатель на стороне Васи. Ему нужны рабочие руки, а не счетоводы в конторе.
Ребята, бабы, инвалиды сооружают деревянный памятник в виде пирамиды всем погибшим мужикам деревни. Их имена пишут Васька с Колей. Возле этого памятника Коля видит горе. «Горе целой деревни». И на мгновенье забывает об отце. Но только на мгновенье. А потом чувствует, что отец вот-вот приедет. И собирается домой. Васька, все обдумав, сказал, что не сбежит из дома, если мать за инвалида Семена выйдет. Но отца не забудет. И могилу его найдет, и деревянного конька на крышу поставит, как хотел, да не успел, отец. Ребята попрощались. Коля ехал и представлял, как обнимет отца и сумеет сдержать слезы.
Рецензии от читателей
Максим: Прочитал «Деревянные кони» за один день — просто не мог оторваться! Абрамов мастерски описывает природу Сибири, так что я прямо представил себе все эти леса и реки
Роман полон глубоких мыслей о жизни, смысле жизни и о том, что на самом деле важно. Очень тронуло, рекомендую всем!»
Екатерина: Отличная книга! Читается на одном дыхании. Игорь — очень харизматичный герой, за которого хочется болеть. Сюжет интересный и неожиданный. Написано просто и понятно, но в тоже время глубоко. У Абрамова есть свой уникальный стиль, и «Деревянные кони» — его очередное великолепное произведение.»
Александр: Эта книга просто потрясающая! В ней так много эмоций, что руки у меня тряслись во время чтения. Абрамов задает такие глубокие вопросы и даёт такие сильные ответы, что это просто взрыв мозга. Читайте, не пожалеете!»
Ольга: «Деревянные кони» — одно из лучших произведений Абрамова. Роман наполнен глубоким смыслом и рассказывает о таких важных вещах, как любовь, дружба, предательство, искренность
Абрамов как всегда заставляет задуматься о жизненных ценностях и о том, что на самом деле важно. Советую прочитать всем, это действительно шедевр!»
Мнение автора о книге
Ф.А
Абрамов, известный русский писатель, с большой любовью и вниманием рассказывает о каждом персонаже их характерах, страхах и мечтах. Читатель невольно становится свидетелем их жизни, искренне сопереживает за каждым героем
Особое внимание автор уделяет описанию атмосферы деревни, с ее простотой и уютом. Читатель погружается в реальную жизнь, ощущает запахи, слышит звуки и видит краски деревенской природы
Благодаря такому мастерству воссоздания реалий, книга становится еще более притягательной и захватывающей.
Одним из ключевых моментов книги является отношение героев к коням. Деревянные кони становятся символом надежды, свободы и мечты. Они придают силу жителям деревни, воплощая в себе их дух и стремление к лучшей жизни. Метафорический сюжет добавляет глубину и эмоциональную силу произведению.
Читательский дневник по повести «Деревянные кони» Лиханова
Сюжет
Городской мальчишка Коля с матерью и бабушкой ждет отца с фронта после победы. Но тот все не едет. Коля дружит с деревенским квартирантом-счетоводом Васькой. Отец паренька погиб под Москвой. Коля с другом идет в театр. А потом едет на лето к нему в деревню. Видит, как пашут за не вернувшихся с фронта мужиков бабы, старики, подростки, включая Васю. Коля трудится тоже, как может. И участвует в сооружении памятника погибшим воинам Васильевки. Больше 60-ти человек ушли отсюда воевать, а вернулось шесть инвалидов. За безногого однополчанина мужа собирается выйти мать Васи. И парень, в конце концов, соглашается. А Коля спешит домой. Сердцем чует: отец близко, пора встречать.
Отзыв
Деревянный конек – символ жизни, будущего, дела, которое завершают сыновья вместо погибших отцов. Повесть о бедах народа в войну и после нее. Тема вдовства, сиротства, земли, которую некому возделывать, кроме женщин и детей. История о взрослении героев. Повесть учит беречь мир и семью, ценить жизнь, дружбу, помнить павших, верить в лучшее, трудиться на пользу всем, быть сострадательным, разделять чужое горе, быть мужественным, целеустремленным.
Источник
Вопрос-ответ:
Что за книга «Деревянные кони» Абрамова Ф.А.?
Книга «Деревянные кони» Абрамова Ф.А. — это роман, опубликованный в 1963 году. Он рассказывает историю жизни сибирского крестьянина-молотильщика Пантелей Палыча Иволгина.
Какова основная тема книги «Деревянные кони»?
Основная тема книги «Деревянные кони» — это борьба человека с тяжелыми условиями жизни, преодоление преград и поиск смысла в суровой действительности.
Каковы преимущества книги «Деревянные кони»?
Одним из главных преимуществ книги «Деревянные кони» является яркое и живое описание сибирской природы и жизни обычных людей. Книга также отличается глубокой психологической проработкой персонажей и интересным сюжетом, который увлекает читателя с первых страниц.
Какими недостатками обладает книга «Деревянные кони»?
Одним из недостатков книги «Деревянные кони» можно назвать ее некоторую монотонность и повторяемость некоторых сцен. Кроме того, некоторым читателям может показаться, что книга слишком длинная, что затрудняет ее чтение.
Основная идея произведения
В книге «Деревянные кони» Ф.А. Абрамов исследует тему человеческих страстей, конфликта поколений и поиска смысла жизни. Основная идея произведения заключается в том, что жизнь человека состоит из различных выборов и событий, которые определяют его судьбу и личный путь.
Автор с помощью проникновенного описания глубинных переживаний героев передает суть своей истории, показывая, как разные люди реагируют на сложные и непредсказуемые ситуации. Главный персонаж — Алеша — молодой человек, который ищет свое место в мире, пытается понять себя и других людей, а также найти смысл в своей жизни.
Основная идея произведения также связана с романтическим представлением о природе и сельской жизни
Абрамов подчеркивает важность земли и природы в жизни человека и показывает, как они могут влиять на его настроение и внутреннюю жизнь. Книга призывает к осознанному обращению с окружающей средой и важности сохранения природы для будущих поколений
Основная идея произведения «Деревянные кони» заключается в том, что каждый человек имеет свою собственную историю и свой уникальный путь, который он должен пройти
Книга напоминает нам о важности принятия решений и следования своим целям, даже если путь может быть трудным и провокационным
Детали и стиль написания
В книге «Деревянные кони» Абрамов Ф.А
привлекает внимание своим стилем написания, который отличается своей простотой и естественностью. Автор не боится использовать разговорную речь, что придает тексту особый колорит и близость к реальным ситуациям
Детали, описанные в книге, также заслуживают отдельного внимания. Автор детально описывает внешний вид и поведение персонажей, широко используя метафоры и сравнения. Такие описания помогают читателю глубже погрузиться в сюжет и лучше понять настроение и эмоции героев.
Детали | Стиль написания |
---|---|
Описание внешнего вида персонажей | Использование метафор и сравнений |
Описание поведения персонажей | Простота и естественность речи |
Описание окружающей среды | Разговорная речь |
Эти детали и стиль написания делают книгу «Деревянные кони» особенной и уникальной. Они позволяют читателю окунуться в атмосферу произведения и создают особый вкус удовольствия от чтения. Мастерство автора владеть словом и создавать яркие образы поражает и восхищает.
Вечный студент
Книжная полка
В маленькой повести Ф.Абрамова «Деревянные кони» о конях почти ничего.
Деревянные кони — это старинные коньки на крышах изб в маленькой северной деревушке Пижме. Да и не в них дело. А дело в той, чьими силами и судьбой эта деревушка родилась.
Старенькая Василиса Милентьевна. Имя-то будто из русской стазки-былины.
Герой-рассказчик узнает о ней понемногу, постепенно. Будто приближает нам ее объектив кинокамеры.
Сперва деревушка Пижма, где поселился рассказчик, чтобы подальше от городского шума. Самая северная глушь 60-х годов прошлого XX века. Никакого транспорта, везде пешком.
И в деревушке, не особенно даже и древней, богатые избы на старинный манер и коньки на крыше.
А еще сказочное место в доме — поветь, чердачок над хлевом, где обычно хранится сено для скота и какой-нибудь крестьянский инвентарь.
Нашел там герой рассказа целый музей.
А в доме радостная тревога и суета — ждут мать хозяина, в гости жалует. И хозяин с хозяйкой намывают дом, поправляют, настилают все, для ее удобства.
Что тут должен подумать городской житель? Придет сейчас этакая грозная Баба-Яга и всех в шеренгу построит. Вот и ушел на весь день до самой ночи на рыбалку, чтобы с этой грозой не встретиться. Звали его к вечеру хозяева — не откликался. Думал, ночью потихоньку войдет и с гостьей не встретится.
Вот и совсем темно стало. А с реки видно, свет в доме не погас, светит, как маяк. Вернулся. Оказалось, старуха Милентьевна не велела гасить, чтобы не заблудился он в темноте. Очень тревожилась, не случилось ли с ним чего.
И не увидел ее еще герой, только тихий голос с печки слышал.
А утром — опять ее нет. Ушла чуть свет за грибами.
И только хозяйка, сноха Милентьевны, все рассказывает и рассказывает о ней, как о сказочной волшебнице.
Что ж такого удивительного сделала эта женщина? Совсем юная, только-только взятая женой в семью, заставила отчаявшихся, разуверившихся во всем ленивых, угрюмых мужиков первых революционных лет взяться за тяжелый труд, расчистить от леса новую землю под пашню. Так и родилась на новом месте деревушка Пижма. И застроить ее заставила юная Василиса именно так, как строили испокон веку. Дома, где было просторно огромным крестьянским семьям, дома на много поколений. И с коньками под крышами.
И поплатились за это мужики. Советская власть никак не могла согласиться с таким богатством, созданным собственными руками. Раскулачили мужиков и сослали куда-то далеко, а она осталась с маленькими детьми на руках.
И подняла — все своим бесконечным трудом и какой-то удивительной библейской кротостью. Пережила мужественно страшные годы и гибель дочки все с той же кротостью. Такой кротостью, что обе снохи души в ней не чают, как в родной матери.
И вот наконец, видим мы эту былинную богатыршу Василису Милентьевну. Вернулась из леса, маленькая, худенькая, совершенно промокшая и замерзшая. А иначе не может, как же, к детям в дом пришла, значит, кормить их надо. И все без единого слова. Хозяин с хозяйкой хлопочут, не знаю, что и делать с ней: заболеет ведь. А она от усталости даже кушать не стала, сразу на печку. Об одном только тревожится: грибы надо обработать.
И посмотрите, сколько разных эмоций вызывает ее образ у героя на протяжении всей маленькой повести. Сначала неприязнь и даже страх: грозная бабка-командирша. Потом стыд оттого, что она ждала его с рыбалки и тревожилась о нем, совершенно незнакомом человеке. Потом восхищение и какой-то благоговейный трепет перед ее героизмом от рассказа ее снохи. Потом острая жалость и тревога. Беспомощная, больная, старенькая — какая уж тут былинная героиня, ее только беречь и защищать.
И вот финал.
Лежала два дня. На третий день встала и засобиралась домой. Внучка в первый класс идет, бабушка должна быть дома.
Должен был сын за ней приехать на машине — не приехал, дождь, дорогу размыло. И пошла она под дождем пешком. Потому что надо! Никто за нее это не сделает.
А почему все же «Деревянные кони»? Этот образ Древней Руси, возрожденный маленькой женщиной, вне времени. Это то, благодаря чему мы вечно восстаем из пепла.
Продолжение цикла: Сергей Аксаков
Поделиться ссылкой:
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
Анализ рассказа Абрамова “Деревянные кони”
Русский писатель-северянин Федор Абрамов в новелле “Деревянные кони” излагает небольшую по времени историю из деревенской жизни. Действие происходит в деревне на русском севере. Своим чередом идут деревенские хлопоты, будничная жизнь: их однообразие разбавляется лишь тем, что к одному из жителей приезжает мать, Василиса Милентьевна.
Автор касается темы семейных отношений в деревне, а также отношений человека с природой. Василиса Милентьевна заболевает, не уберегшись и попав под дождь. Зная множество примеров гибели заболевших
в дороге, герои рассказа пытаются удержать бабушку от возвращения домой.
Человек хрупок и нежен, его жизнь, его тело – цветок среди бурь жизни и северной природы. Без взаимной поддержки и помощи людей трудно выжить в этом мире. Но старая женщина-северянка, закаленная трудными условиями, стремится домой, чтобы заботиться о своих близких, о внучке.
Ее дух и жаркое к своим родным сердце пересиливают болезнь.
Автор ставит вопрос: что важнее для человека? Соблюдать общественные правила, считаться морально чистым для всех, быть неосужденным? Поступать всегда по-своему и переступать через запреты?
Уходить из жизни по своей воле или любой ценой за нее бороться?
Произведение написано Федором Абрамовым живым народным языком. Текст пестрит примечательными диалектизмами: “лежать лежкой”, “урваи”, “ране”, “фершалица”, “несторь”.
“не то дивья”, “ейный”, “матерь”, “бывалоче”, “не уробились”, “небаскящий”, “кудсля”.
Также произведение наполнено просторечными выражениями и шутками: “сопля раскосая”, “шары нальют”, “обрюхатить”, “ископытили”, “Катерина-то твоя еще с рукавицу”, “мозга на мозгу наехала”.
И еще яркими русскими поговорками и пословицами, метафорами и другими образными выражениями: “страсть боюсь жить в этом доме”, “видно, не только поля лесеют, лесеет и человек”, “горюша горькая”.
Слог Абрамова лаконичен, приближен к разговорному стилю. Большую часть повествования “Деревянных коней” занимают бытовые разговоры героев: разговоры на кухне за чисткой грибов, во дворе, около больной Милентьевны. Читатель изучает характеры, узнает и понимает судьбы персонажей через эти беседы.
Федор Абрамов с большой любовью описывает быт северной деревни. В описаниях рассказа он касается устройства домов и подворий. Непременный атрибут добротного дома северян – конек, то есть вырезанный и установленный на крыше деревянный конь.
От этой традиции Федор Александрович и взял название для новеллы.
Вечный студент
Книжная полка
В маленькой повести Ф.Абрамова «Деревянные кони» о конях почти ничего.
Деревянные кони — это старинные коньки на крышах изб в маленькой северной деревушке Пижме. Да и не в них дело. А дело в той, чьими силами и судьбой эта деревушка родилась.
Старенькая Василиса Милентьевна. Имя-то будто из русской стазки-былины.
Герой-рассказчик узнает о ней понемногу, постепенно. Будто приближает нам ее объектив кинокамеры.
Сперва деревушка Пижма, где поселился рассказчик, чтобы подальше от городского шума. Самая северная глушь 60-х годов прошлого XX века. Никакого транспорта, везде пешком.
И в деревушке, не особенно даже и древней, богатые избы на старинный манер и коньки на крыше.
А еще сказочное место в доме — поветь, чердачок над хлевом, где обычно хранится сено для скота и какой-нибудь крестьянский инвентарь.
Нашел там герой рассказа целый музей.
А в доме радостная тревога и суета — ждут мать хозяина, в гости жалует. И хозяин с хозяйкой намывают дом, поправляют, настилают все, для ее удобства.
Что тут должен подумать городской житель? Придет сейчас этакая грозная Баба-Яга и всех в шеренгу построит. Вот и ушел на весь день до самой ночи на рыбалку, чтобы с этой грозой не встретиться. Звали его к вечеру хозяева — не откликался. Думал, ночью потихоньку войдет и с гостьей не встретится.
Вот и совсем темно стало. А с реки видно, свет в доме не погас, светит, как маяк. Вернулся. Оказалось, старуха Милентьевна не велела гасить, чтобы не заблудился он в темноте. Очень тревожилась, не случилось ли с ним чего.
И не увидел ее еще герой, только тихий голос с печки слышал.
А утром — опять ее нет. Ушла чуть свет за грибами.
И только хозяйка, сноха Милентьевны, все рассказывает и рассказывает о ней, как о сказочной волшебнице.
Что ж такого удивительного сделала эта женщина? Совсем юная, только-только взятая женой в семью, заставила отчаявшихся, разуверившихся во всем ленивых, угрюмых мужиков первых революционных лет взяться за тяжелый труд, расчистить от леса новую землю под пашню. Так и родилась на новом месте деревушка Пижма. И застроить ее заставила юная Василиса именно так, как строили испокон веку. Дома, где было просторно огромным крестьянским семьям, дома на много поколений. И с коньками под крышами.
И поплатились за это мужики. Советская власть никак не могла согласиться с таким богатством, созданным собственными руками. Раскулачили мужиков и сослали куда-то далеко, а она осталась с маленькими детьми на руках.
И подняла — все своим бесконечным трудом и какой-то удивительной библейской кротостью. Пережила мужественно страшные годы и гибель дочки все с той же кротостью. Такой кротостью, что обе снохи души в ней не чают, как в родной матери.
И вот наконец, видим мы эту былинную богатыршу Василису Милентьевну. Вернулась из леса, маленькая, худенькая, совершенно промокшая и замерзшая. А иначе не может, как же, к детям в дом пришла, значит, кормить их надо. И все без единого слова. Хозяин с хозяйкой хлопочут, не знаю, что и делать с ней: заболеет ведь. А она от усталости даже кушать не стала, сразу на печку. Об одном только тревожится: грибы надо обработать.
И посмотрите, сколько разных эмоций вызывает ее образ у героя на протяжении всей маленькой повести. Сначала неприязнь и даже страх: грозная бабка-командирша. Потом стыд оттого, что она ждала его с рыбалки и тревожилась о нем, совершенно незнакомом человеке. Потом восхищение и какой-то благоговейный трепет перед ее героизмом от рассказа ее снохи. Потом острая жалость и тревога. Беспомощная, больная, старенькая — какая уж тут былинная героиня, ее только беречь и защищать.
И вот финал.
Лежала два дня. На третий день встала и засобиралась домой. Внучка в первый класс идет, бабушка должна быть дома.
Должен был сын за ней приехать на машине — не приехал, дождь, дорогу размыло. И пошла она под дождем пешком. Потому что надо! Никто за нее это не сделает.
А почему все же «Деревянные кони»? Этот образ Древней Руси, возрожденный маленькой женщиной, вне времени. Это то, благодаря чему мы вечно восстаем из пепла.
Продолжение цикла: Сергей Аксаков
Поделиться ссылкой:
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
«Деревянные кони»: анализ повести Абрамова
«Деревянные кони» — повесть Ф.А. Абрамова. Повесть была опубликована в 1978 г. К моменту ее создания уже были написаны три части главной книги Абрамова — тетралогии «Пряслины», принесшей ему славу одного из лучших представителей так называемой «деревенской прозы». По мнению литературоведа А. Туркова, «деревенская проза» — это термин «для самого суммарного, разумеется, определения целой плеяды писателей, чьи творческие интересы были теснейшим образом связаны с исследованием и изображением огромных пластов народной жизни».
Действие повести «Деревянные кони», как и большинства произведений Абрамова, происходит в его родных местах — на русском Севере, в Пинежье. Главной героине, старухе Милентьевне, автор придал многие черты характера и даже внешности своей матери, «у которой, бывало, вот так же довольно светились и сияли глаза, когда она, до упаду наработавшись в поле или на покосе, поздно вечером возвращалась домой». Строй деревенской жизни, картины быта также связаны с воспоминаниями Абрамова о родной деревне, о том «деревянном и берестяном царстве», из которого он вышел. Однако воспоминаниями детства и юности далеко не исчерпывается повесть «Деревянные кони», анализ которой нас интересует. Народная жизнь осмысляется в ней зрелым художником, стремящимся увидеть не только внешние черты повседневности, но и, главным образом, глубинную суть, основу бытия. Такой подход был характерен для конца 70-х гг., когда деревенская жизнь отчасти перестала быть постоянной заботой о выживании, и в центре интересов писателей-деревенщиков оказалось мироощущение слитого с природой человека, его духовные ценности.
Образцом такого человека, образцом светлого и сильного духа, является для Абрамова его героиня Василиса Милентьевна. Ее жизнь тесно связана с тяжелейшим временем русского XX века: с голодом 1930-х гг., с Отечественной войной, на которой погибли двое ее сыновей. Однако, показывая судьбу Милентьевны в общем потоке истории, писатель подчеркивает: подчиняясь суровым законам жизни, эта женщина никогда не плыла по течению. Ее трудолюбие, ум, духовная сила всегда оказывались сильнее внешних обстоятельств. Символом глубинного света, который источает душа Милентьевны, становится в повести лампа, поставленная старухой на окно для того, чтобы ее постоялец (он же повествователь) не заблудился вечером в тумане. После отъезда главной героини к сыну, автору-повествователю захотелось работать, делать людям добро «так, как делает его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна, эта безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани».
Внимание к старческой мудрости простых людей вообще характерно для «деревенской прозы»; достаточно вспомнить повести В.Г. Распутина, В.И. Белова, В.П
Астафьева, В.М. Шукшина и др. Абрамов является одним из родоначальников этой традиции в русской литературе советского периода
Белова, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина и др. Абрамов является одним из родоначальников этой традиции в русской литературе советского периода.
Повесть «Деревянные кони», как и другие произведения Ф.А. Абрамова, была благожелательно встречена критикой. Единственное, что огорчало автора, — это некоторый перекос в оценке его творчества: «Половина моей жизни отдана повестям и рассказам, которые писались и в одно время с романами, и уже после них. Но критики нередко смотрят на них, как на нечто второстепенно».
Повесть «Деревянные кони» привлекла внимание театрального режиссера Ю.П. Любимова, поставившего по ней в 1973 г. спектакль в Московском театре на Таганке
спектакль в Московском театре на Таганке.