Анализ и характеристика главных героев «детство» горького

Анализ повести максима горького «детство»

Краткое содержание

События в произведении развиваются в хронологическом порядке с использованием большого количества деталей, помогающих читателю глубже вникнуть в смысл «Детства» Горького.

Герои повести

Главным героем является сам рассказчик – Алексей Пешков.

Кроме него в повести еще несколько центральных персонажей, характеристика которых позволит лучше понять, в чем смысл Детство Горького:

  1. Василий Каширин – дед Алеши с суровым характером;
  2. Варвара – мама Алеши, молодая женщина, рано потерявшая мужа;
  3. Акулина Ивановна – бабушка мальчика, добродушная, верующая женщина, с детства привыкшая трудиться.
  4. Михаил и Яков – сыновья Василия Каширина, глупые, завистливые, постоянно дерущиеся из-за наследства.
  5. Евгений Максимов – отчим мальчика, игрок и картежник, грубо обращающийся с женой.

Повествование ведется от первого лица и описывает детские воспоминания.

Несчастья Алеши

Семья Алеши Пешкова дружно и счастливо жила в Астрахани. Но внезапно нагрянувшее несчастье – смерь главы семьи Максима Пешкова все изменило. Семья, оставшись без кормильца, вынуждена была переехать в Нижний Новгород к родне Варвары.

Новая семья не понравилась мальчику. Родные постоянно ссорились, ругались. Дед Василий жестоко наказывал провинившихся. Однажды досталось и Алеше, для которого порка розгами стала настоящим шоком.

С каждым днем жизнь в семье Кашириных для Алексея становилась все невыносимее, он мечтал о побеге. К тому же мама мальчика периодически куда-то уезжала, Алеша чувствовал себя совсем одиноко. Единственный, кто по-доброму относился к Алеше, поддерживая и заботясь – это бабушка.

Через некоторое время дед купил новый дом, отделив сыновей, а свободные комнаты сдал квартирантам. Но дядька Михайло не унимался и, периодически появляясь в доме, устраивал погромы и драки с дедом. Алешу такой образ жизни тяготил.

Утешение мальчик находил в дружбе с одним из квартирантов. Но дед, заметив это, выгнал жильца, а внука жестоко наказал. Вернулась домой мама. Дед решил ее вновь выдать замуж.

Начался учебный год, Алексей пошел учиться. В школе герою не нравилось, так как над ним все смеялись за бедность. В результате мальчик заболел оспой. За Алексеем ухаживала бабушка, делясь с ним воспоминаниями об отце.

Вскоре Варвара вторично вышла замуж за обнищавшего дворянина Максимова. Чтобы дать дочери приданое, дед Василий продал дом, купив несколько комнат в подвале. Но отчим, оказавшись карточным игроком, промотал приданое жены.

Отчим начал изменять матери и бить. Однажды Алеша не выдержал и кинулся на отчима с ножом. Только заступничество матери удержало мальчика от убийства.

Разорившийся Василий отказался содержать жену и внука. Бабушка и мальчик пытались сами заработать на жизнь, сдавая ветошь, воруя лес. Мальчик вынужден был бросить учебу.

Через время умерла Варвара, и дед выгнал внука из дома, отправив самому добывать себе пропитание.

Основные герои повести

Главные герои произведения:

  • Алексей Пешков – главный герой произведения, от его имени ведется повествование. Алексей имеет хорошие физические и умственные данные. Жизнь в доме деда кажется ему невыносимой, он видит всю ненависть и жестокость обитателей дома, из-за чего его сердце становится очень чутким и ранимым к своей и чужой боли.
  • Дед Василий Васильевич Каширин – старичок небольшого роста с рыжей бородой, его возраст примерно 80 лет, он работал цеховым старшиной, в молодости был бурлаком. Он был своенравным человеком, умным, упрямым, суровым. Алексей считал его злым и злопамятным, в повести он показан как человек состоятельный, однако в конце повести он разоряется.
  • Бабушка Акулина Ивановна – ей примерно за 60 лет, ее лицо было добрым, у нее были темные глаза и темные волосы. Он добродушная, трудолюбивая и верующая женщина, происходит от крестьян, не обучена грамоте. С детства она зарабатывала тем, что плела кружево. С Алексеем у нее сложились теплые отношения.
  • Мать Варвара – молодая женщина с серыми глазами, светлыми волосы, она была достаточно крупной, с сильными руками. По характеру Варвара была неразговорчивой и строгой, гордой, спокойной, была обучена грамоте. Она тяжело переносит смерть мужа. В доме деда ей жить очень тяжко. Вскоре она выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Он приносит ей много горя: проигрывает все деньги в карты, избивает ее. От второго брака у нее рождается два сына, которые впоследствии умирают. Сама Варвара тоже умирает от чахотки на глазах у Алексея.
  • Отец Максим Пешков – добрый, честный человек, был умен и силен, хорошо пел и танцевал, никогда не обижал сына. Дядья Алексея и дед не любили его, но бабушка, Григорий и нянька Евгения отзывались о нем очень хорошо.
  • Михаил – старший из братьев, злой, глупый и завистливый человек, он женат, у него двое детей мальчик Саша и девочка Катерина, жену он периодически бьет.
  • Яков — младший из двух братьев, постоянно дерется со своим братом из-за наследства деда, однажды он забил на смерть свою жену, по характеру Яков глупый, злой, завистливый и ленивый человек, братья виновны в смерти Ивана Цыганка. От покойной жены у Якова есть сын Саша.
  • Евгений Максимов – «вотчим» Алексея, проигрывает последние деньги в карты, грубо обращается со своей женой Варварой, Алексей был свидетелем случая, когда Максимов ударил его мать ногой в грудь.
  • Иван Цыганок — парень 19 лет, приемный сын в семье Кашириных, он служит подмастерьем в их мастерской. Он ловкий, веселый, простой, но немного жуликоват. Он хороший работник, поэтому дед и дядья ценят его и редко с ним ругаются. Всех Кашириных, кроме бабушки он не любит. С Алексеем у него сложились теплые дружеские отношения.
  • Григорий Иванович — добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.
  • Хорошее Дело – один их квартирантов Кашириных, такое прозвище он получил так как имел привычку часто употреблять фразу «Хорошее дело», настоящее имя этого персонажа в повести не упоминается, Он добрый, молчаливый, незаметный человек, он становится хорошим другом Алеши. Однако в доме Кашириных его не любят и вскоре его выживают.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Горький М. «Детство», краткий анализ 420 руб.
  • Реферат Горький М. «Детство», краткий анализ 250 руб.
  • Контрольная работа Горький М. «Детство», краткий анализ 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Описание персонажей

Основные персонажи «Детства» — семейство Кашириных. Их образы в произведении так сильно отличаются, что трудно представить, как они могут вместе ужиться в доме. Характеристика героев:

  1. Мать Горького, Варвара. Вышла замуж без согласия отца. Брак был счастливый, но муж скончался, и она вернулась домой. Дед жесткий человек, он пытается выдать дочку замуж по расчету. Женщина хочет устроить свою жизнь самостоятельно. Но у нее это получается неудачно, уже беременную девушку избил новый муж. Женщина сыном почти не занимается, она передает его бабушке.
  2. Василий Каширин. Дед Алексея. Очень жестокий человек, тиранит всю семью. Одержим жадностью, она к завершению произведения достигла таких размеров, что дед продает все имущество супруги, ходит по соседям и попрошайничает. Жесток к своим детям, постоянно порет их за любую провинность.
  3. Алексей Пешков. Это автобиографический образ Максима Горького, его глазами читатель может видеть все события, которые описываются в повести. Вначале он изображается простым добрым мальчиком, но пережив лишения и разочарование в матери, быстро взрослеет, дерется с другими подростками и ранит отчима ножом. Жестокость оставила большую рану в его сердце, но это закалило его характер, помогло преодолеть жизненные сложности, кончину матери и выйти «в люди».
  4. Акулина Ивановна. Бабушка Алексея. Добродушная и ласковая женщина, любит табак и водку. Невзирая на все испытания, смогла сохранить жизнерадостность. Никогда не жалуется. Стала отрадой для внука, лучиком света в его темном царстве.
  5. Дяди Алексея — злые, скупые и эгоистичные мужики, привыкшие к строгости отца и ставшие такими же. Алкоголизм, ругань, лицемерие — это их краткое описание.
  6. Иван Цыганок. Сиротка, работающий у Кашириных, чтобы прожить. Веселый, искренний и добродушный юноша, его часто наказывают, но он не отчаивается. Он по-дружески относится к Алексею. Но Иван умирает во время переноса тяжестей, он был ими придавлен и скончался в мучениях.

История создания

Писатель Максим Горький являлся представителем обычного народа, из низов, без чужой помощи смог выучиться и развить свой талант писателя и стать знаменитым на весь мир. В повести «Детство» он повествовал о своей детской поре жизни, с той поры, как помнил себя. Это произведение стало знаменитым образцом среди всех автобиографий русских писателей.

Максим Горький принял решение о написании повести, которая бы открыла миру историю его жизни и его чувства, и при этом обнажала бы истинный образ жизни простого народа, в конце 19 века, когда он еще только начинал свою карьеру писателя. Но работать конкретно над ней он начал уже в новом столетии, за 5 лет до революции 1917 года.

Имеются занимательные факты о самом произведении, а также о писателе.

Так, это произведение являлось началом целой трилогии, которая состояла еще из двух повестей: «Мои университеты» и «В людях». Работал над ними автор до 1913 года. Сюжеты всех трех повестей основаны на реальных событиях и представляют собой историю его жизни, начинающуюся с событий, происходящих после смерти его отца.

Также весьма примечательно то, что Горький словно подражал Толстому – тоже назвал свою повесть «Детство», однако, в отличие от Толстого, описал в ней жизнь представителя нищего сословия, а не дворянского. Таким образом, мы видим резкий контраст между двумя сторонами одной жизни, точнее, одной эпохи.

Повесть «Детство» является произведением реалистического направления – автор максимально правдиво описывает царившую тогда атмосферу, а прообразами персонажей были реальные люди.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

II. Таганрогская гимназия. Враг свободы.

Еще более сильным врагом его свободы, чем семейный деспотизм, была гимназия. Таганрогская гимназия была идеальной с точки зрения царского министерства народного просвещения. То была настоящая фабрика рабов. Антон обладал актерским дарованием, с детства любил сцену. Но посещение театра гимназистам разрешалось очень редко, поэтому он иногда пробирался на галерку переодетым, с приклеенной бородой в очках. В 1876 году, когда Антону было 16 лет, жизнь его круто изменилась. Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма, и поселился в Москве, куда ранее уехали учиться его старшие сыновья Александр и Николай. Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он нуждался, но не унывал. Зарабатывал, давая уроки. В эти годы юноша очень много читал, писал очерки для гимназического журнал и даже «издавал» для братьев собственный журнал «Заика», который отправлял в Москву. В эти годы он написал пьесу «Безотцовщина» и водевиль «Не даром курица пела».

Основная идея

Произведение является описанием быта простых людей в период смены столетия. Автор прямо и открыто обнажил всю дикость нравов народа и негативные стороны его жизни. Суть повести – показать, что у бедняков нет детства, и они страдают от жизни до тех пор, пока сами не становятся озлобленными.

Помимо того, писатель старается понять свою судьбу. Он переосмысливает, занося в черновик описание различных эпизодов из своей жизни, насколько они важны были для становления его личности и формирования характера, и думает о том, каким бы он стал, если бы жил по-другому.

Смысл произведения таков – народ будет жестоким и темным, нищим и жадным, пока его дети будут воспитываться в такой атмосфере.

Жанр

Повесть «Детство» является произведением реалистического направления – автор максимально правдиво описывает царившую тогда атмосферу, а прообразами персонажей были реальные люди.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

Анализ произведения Детство Горького

Писатель Максим Горький огромную часть своего творчества посвящал детям. Не просто писал детские рассказы о приятных и милых моментах в жизни, а писал о трудностях, с которыми иногда сталкиваются не только взрослые люди, но и дети. И вот в произведении «Детство» мы видим, как описываются реальные жизненные ситуации автора. Весь внутренний монолог этого произведения позволяет нам понять внутренний мир героя. Эта повесть автобиографическая, дающая понять, что все переживания и жизненные ситуации автор пропустил через себя и возможно когда-то сталкивался с ними в реальной жизни.

В нашем понимании детство это радостная и беззаботная пора, но в это произведении автор наделяет героя взрослыми проблемами, которые очень часто отражаются в будущей жизни. Очень грамотно раскрывается путь становления и развития личности.

Начинается всё с воспоминаний о счастливом детстве с родителями, потом смерть родного человека и первые шаги на взрослом этапе пути. Рассказ ведется от первого лица, от маленького мальчика Алёши. Вся сюжетная линия и все второстепенные персонажи открывают чувства маленького героя и его положительные качества. Так же они дополняют образ мальчика. После переезда к бабушке и к дедушке в эту странную жизнь ему приходится учить молитвы и читать библию. Как бы ему в этом доме не нравилось, он находит себе людей близких по духу это мастер Григорий и подмастерье Цыганок. Это дает нам более глубоко понять жизненные переживания и чувства мальчика, так же как ему тяжело после переезда в незнакомые стены.

Особенно очень ярко выражаются чувства и любовь к бабушке. Все эти переживания заставляют мальчика взглянуть на мир уже детскими глазами, а взрослыми более осмысленными. Иногда слова маленького Алёши наводят на мысль, что он уже познал многие жизненные ситуации. А ведь в таких ситуациях очень важна поддержка взрослых. В этом произведении эту роль играла бабушка. Её голос, тихие рассказы, глаза всё это помогло мальчику проснуться от всех проблем. От прочтения этого образа создается такое чувство, будто глаза бабушки светятся теплотой и любовью. Она становится ему лучшим другом. Мы видим бабушку полной противоположностью деда, которая всегда готова прийти на помощь. Она переживает из-за суровости деда, умеет ценить окружающую красоту и этим пользуются все окружающие ее люди. Именно этот образ создан для мальчика, для того чтобы его уберечь от проблем в жизни, и помогает держаться на плаву даже в самые тяжелые времена.

Очень контрастно описана ситуация, когда дед избивает нашего героя за испорченную скатерть. Это происшествие открыло мальчику глаза на характер людей и окружающие его боль и равнодушие. И здесь бабушка выступает в роли ангела, она хватает на руки избитого Алёшу. Автор очень точно наделяет героя переживаниями из своего мира, давая понять что мысли и впечатления автора очень для него важны. Даже когда они беднеют, Алеша, побираясь, приносит бабушке всю мелочь.

Автор на всем протяжении повести учит нас состраданию к чужим человеческим проблемам, быть добрее к окружающему миру и дарить доброту и любовь. Так же учит, не смотря на все трудности, расти отзывчивым и добрым. Особенно говорит о том, что нужно быть добрее к ближнему своему и никогда не отказывать в помощи неизвестным людям.

7 класс

История создания

Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

  • Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.
  • Горький написал «Детство», повторив путь Л.Н. Толстого, у которого тоже есть повесть «Детство». Только Лев Николаевич отразил становление дворянина, а Алексей Максимович (настоящее имя Горького) — путь простого ребенка из бедной семьи. Этим писатель показал, как различны эти жизни в пределах одной стороны.

https://youtube.com/watch?v=-a13UD91eL4

Результаты проведённого исследования

Повесть «Детство» это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих свинцовых мерзостях, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.

Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.

Главные герои

В повести имеется несколько центральных героев, это сам рассказчик, мальчик Алеша Пешков, его дед Каширин Василий Васильевич, бабушка Акулина Ивановна Каширина, мать рассказчика Варвара Васильевна Саватеева, дядья, сирота подмастерье Иван Цыганок Есть также интересные второстепенные персонажи.

Рассмотрим центральные персонажи подробнее.

Дед Алеши – скупой и жестокий старик, имеющий красильную мастерскую. Он является главой семейства Кашириных, занимается домашней тиранией, наказывает поркой детей, все финансы откладывает себе, не заботясь об остальных членах семьи, даже вещи жены распродает. Его жизнь была такой же тяжелой, как и других бедняков, в молодости он работал в артели бурлаков на Волге.

Акулина Ивановна, бабушка Алеши, была его отдушиной и почти единственным из немногих светлым человеком в семье деда. На ней все держалось, она была надеждой и опорой семьи, обладала бесстрашием, но даже она была вынуждена слушаться и выполнять причуды мужа.

Варвара, мать Алеши, молодая женщина, попавшая в трудную ситуацию, была вынуждена вернуться к родным, но от этого ей легче не стало. Она была волевой, решительной, но также боялась деда и не смогла защитить сына от порки.

Когда-то она вышла замуж, вопреки воле отца, за Максима Саватеева и до смерти мужа была любящей и любимой женой. У них была счастливая семья и Алешу они очень любили.

Варвара не может жить в такой семье и выходит замуж второй раз, но неудачно. Ее дети умирают в раннем детстве, остается только один Алеша. Да и сама она, надломленная тяжестью жизни, умирает рано.

Алеша Пешков, рассказчик, попадает в семью своего деда после смерти отца и в отличие от добрых и ласковых отношений в своей семье сталкивается здесь с мошенничеством, подлостью, жадностью, эгоизмом, циничностью.

Ему приходится выживать в семье деда в прямом смысле, это откладывает отпечаток на его психику, но Алеше удается устоять и после смерти матери и бабушки он «идет в люди». Дед выгоняет осиротевшего мальчика.

Иван Цыганок – это подкидыш, выросший в доме Кашириных, молодой подающий надежды талантливый подмастерье. Добрый, веселый, открытый молодой человек, цыганской наружности. Он хорошо относится к Алеше и помогает ему. Но Цыганок рано умирает, раздавленный крестом, в муках, истекая кровью. В его смерти виноваты сыны Каширина, дядья Алеши.

Дядья, такие же склочные и циничные, как и их отец. В своих семьях они также тиранят детей и жен, придумывают жестокие шутки, требуют у отца раздела имущества, также хотят получить имущество их сестры, устраивают ссоры. Потасовки. Писатель изображает их такими же эгоистичными и жадными людьми, как и их отец.

Эти перечисленные герои наиболее часто встречаются в книге М. Горького. Автор показывает читателям, как нельзя жить, что семья не должна быть стаей, что нужно заботиться о своих родных и о людях, оказавшихся в трудной житейской ситуации.

Композиция

Композиция произведения типична для его жанра – она линейна и в ней нет ничего необычного. Сюжет образован ровно поставленными моментами из жизни главного героя в хронологической последовательности

Ведется рассказ от лица писателя, чтобы заострить внимание читателя на том, что все в произведении писатель пережил лично, а не выдумал

Конфликт в повести образовался в противоборстве, которое возникло между мальчиком и жестоким, озлобленным миром. Горький показывает нам, как его сломала жизнь в детстве, лишив этого самого детства и заставив быстро повзрослеть не по годам.

Сюжет набирает обороты с эпизода, когда мать писателя, тогда еще маленького мальчика Алеши Пешкова, везла его в Нижний Новгород к своим родителям. Женщина овдовела и нуждалась в поддержке, поэтому поехала вместе с ребенком к своим родным.

Атмосфера враждебности и неприятия воцарилась сразу же по прибытию в дом ее отца, работавшего красильщиком и владевшего красильной мастерской. В доме также проживали его двое сыновей и паренек-подкидыш Цыганок.

Василий Каширин ясно выражает свое недовольство дочерью за то, что она вышла замуж вопреки его требованиям, но, тем не менее, позволяет ей вернуться домой.

После этого описывается тяжелая и жесткая жизнь Алеши в семье, где отношения между ее членами не обходились без ссор, скандалов и даже потасовок. Помимо этого его впервые побьют, он станет погорельцем, ему придется жить на улице и терпеть жестокость этого мира.

Но были в его жизни и светлые моменты. Так, для него самым добрым и положительным человеком являлась бабушка Акулина, ставшая отрадой и отдушиной. Да и деспотичный дед научил его читать, кроме того, поведал о своей жизни в пору, когда он был бурлаком.

Мать мальчика выходит замуж повторно и уезжает к новому мужу с сыном. Однако этому браку не суждено было стать счастливым – отчим начинает поднимать руку на мать Алеши, за что он однажды набросился на отчима с ножом и ранил его. После чего его отправляют к деду обратно, в это время Василий Каширин стал полностью одержим скупостью и жадностью настолько, что даже жене своей не хочет давать деньги.

В такой обстановке Алеша живет до окончания третьего класса, когда умирает его мать, брат и бабушка. И вскоре после похорон Василий Каширин прогоняет своего осиротевшего внука, говорит ему, чтоб он пошел в люди.

Раскрытие проблем

Проблематика в повести «Детство» настолько же актуальна. Максим Горький пытался поднять следующие вопросы:

  1. Социальное неравенство — писатель в подробностях описывает ужасные картины бедности и неприглядную жизнь низших слоев общества. Неравенство находится даже в конкретном семействе Кашириных, в котором дед распоряжается всеми деньгами, а другим необходимо самим себя обеспечивать.
  2. Мерзости жизни — автор пытается максимально подробно описать все пороки, которые царили среди обычного народа. Алкоголизм, кражи, измены, драки в произведении описываются, как что-то привычное и обычное. Даже Акулина Ивановна, которая олицетворяет собой все самое доброе в жизни Алексея, курит и пьет водку.
  3. Народ — он в изображении писателя предстает читателям озлобленной и серой массой, которая страдает от бедности и нужды, но Горький обвиняет в этом не народ, а несправедливость, глубоко укоренившуюся в российском обществе того времени. Он описывает то, что даже в этом жестоком мире можно отыскать и хороших людей, наподобие бабушки Алексея, в которых еще осталась душа.
  4. Детство в людях — свою жизнь автобиографический персонаж начинает в неблагоприятной среде, он окружен алкоголиками, ворами и грубиянами, все это сказывается на детской неокрепшей психике. Ближе к окончанию произведения главный герой начинает все больше походить на свое окружение, он сам начинает воровать и даже занимается поножовщиной.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: