Краткое содержание «Горе от ума»
Дочь богатого чиновника из Москвы начала роман с секретарем своего отца. В это время ее друг детства вернулся из своего путешествия. Он был влюблен в девушку, но она уже успела забыть о нем за три года.
Чиновник хотел найти богатого жениха для своей дочери, но его пугали взгляды молодого человека, которые противоречили устаревшим ценностям общества в Москве. Дочь была свободомыслящей и обиделась на своего друга за то, что он пренебрежительно отозвался о ее новом увлечении — секретаре. Тем не менее секретарь ухаживал за дочерью чиновника по должности, но в действительности он был влюблен в ее привлекательную служанку.
Молодой человек начал подозревать, что дочь чиновника влюбилась в кого-то. Он не мог поверить, что она могла полюбить секретаря, считая его ничтожеством.
На балу, который проходил в доме чиновника, дочь была раздражена и рассказала людям о том, что молодой человек сошел с ума, из-за его необычных рассуждений, которые были слишком современными для того времени. Все поверили в ее слова.
Увидев, что все отвергают его, молодой человек решил уйти. На пути вниз по лестнице он услышал, как секретарь признается в любви к служанке. Дочь чиновника также услышала это и была обижена. Это привело к скандалу: дочь чиновника выгнала секретаря из дома, а молодой человек упрекал девушку в том, что она предпочла жалкого подхалима ему.
Один чиновник услышал шум и пришел посмотреть, что происходит. Он подумал, что его дочь связалась с человеком, которого она назвала сумасшедшим. Он возмутился, пригрозил отправить дочь к тете в деревню и запретил молодому человеку появляться в его доме.
Юноша был оскорблен и заявил, что не собирается жениться на дочери чиновника. Он посоветовал девушке, чтобы она помирилась со своим секретарем, который станет для нее хорошим мужем.
Молодой человек сказал чиновнику, что он непременно найдет для своей дочери жениха-богача. Затем он уехал из Москвы и больше не вернулся.
Композиция
Драма состоит из четырех частей, каждая из которых содержит несколько сцен. Все действие происходит в течение одних суток в городе Бряхимов на Волге.
Начало истории связано с приездом Паратова. Завязка заканчивается на сцене 8, когда Лариса и Паратов объясняют свои действия, и на сцене 11, когда Паратов придумывает план, как подпоить Карандышева.
Лариса рассказывает Паратову, почему вышла замуж. Весь остальной сюжет можно рассматривать как борьбу Ларисы за сердце Паратова. Она видит в нем идеального мужчину, созданного ее воображением, но не видит его настоящей личности.
Лариса не вызывает сочувствия у окружающих, она рассматривается как красивая вещь даже для своей матери и жениха.
В пьесе происходит кульминационный момент, когда Лариса поет, а ее чистая и поэтическая душа трогает Паратова. Он чувствует вновь любовь, но осознает, что это просто благородные чувства, которые проснулись в его душе.
В четвертом действии основная тема — купля-продажа — достигает своего развития в явлении шестом, где Кнуров и Вожеватов бросают жребий, чтобы решить, кто получит Ларису.
В явлении 11 происходит фактическая развязка, и важная сцена с психологической точки зрения, когда Лариса хочет проститься и умереть, но не решается на последний шаг.
Пьеса заканчивается смертью Ларисы, которая прощается со всеми, кто, по ее мнению, привел ее к гибели, и платит за свои собственные иллюзии и ошибки.
Конфликт. Композиция. Проблематика
В пьесе
традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма)
и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского
общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к
романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический
конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).
Один из строгих канонов классицизма – единство
действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов.
В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю
кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда,
разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и
драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь
слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.
Особенность композиции состоит в том, что она
выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.
Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века
обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный
уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство,
жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи.
Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в
делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание –
Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря
эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами
«фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности
порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и
глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только
на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница
нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич,
влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).
Значение пьесы «Горе от ума»
Комедия Грибоедова «Горе от ума» описывает столкновение двух разных миров: старого аристократического и нового прогрессивного. Фамусов представляет старое крепостническое общество, которое не принимает перемен и живет в прошлом, не обращая внимания на новые идеи и технологии. Чацкий же является символом нового поколения: образованным, эрудированным и стремящимся к развитию своего государства и общества.
Столкновение Фамусова и Чацкого было неизбежно, так как они представляют совершенно разные типы общества и не могут существовать вместе. Представители старой эпохи держатся за свои привычки и не желают меняться, в то время как новое поколение стремится к развитию и переменам. Комедия Грибоедова демонстрирует, что общество должно двигаться вперед и принимать новые идеи и технологии, чтобы не застрять в прошлом и не прекратить свое развитие.
Идея комедии «Горе от ума» заключается в том, что новые идеи и мысли Чацкого не соответствуют старым аристократическим устоям, а окружающее общество считает его безумным. Легче назвать человека безумным, чем принимать новые идеи и вносить перемены в свою жизнь, которые могут изменить все сферы человеческой жизни.
Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в свое время вдохновляла общество на борьбу с произволом, подлостью, насилием и невежеством. Автор выразил свое отвращение к зажиревшей аристократии, к лености и праздности. Монологи Чацкого остроумны и смелы, он точно знает, чего хочет. Однако комедия не лишена трагизма. Трагедия заключается в том, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его чувства остаются непонятыми и неотвеченными. Это приводит к тому, что Чацкий покидает Москву.
Название комедии «Горе от ума» говорит само за себя. Проблема различия умов всегда была актуальна. В любое время умные, развитые и образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, которые противоречили общепринятым правилам, подвергались гонениям и жестокой критике. Обвинение Чацкого в сумасшествии было удобно для старой аристократии, так как это позволяло этим людям оправдать свой образ жизни.
Сегодня, как и в прошлом, комедия «Горе от ума» вдохновляет людей бороться со своими эгоистическими устремлениями, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.
Список действующих лиц и прототипы героев
Главные персонажи
Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.
Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.
Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.
Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.
Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.
Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.
Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.
Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.
Второстепенные герои
Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.
Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.
Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.
Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.
Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.
Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.
Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.
Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.
В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.
Анализ комедии «Горе от ума» — конфликты
Надо отметить, что автор поднимает два конфликта, один из которых имеет любовную направленность, другой социальную. Фамусов и его сторонники представляют «век минувший», а Чацкий соответственно «век нынешний», и тут возникает социальное противоречие, которое имеет тесную связь со вторым конфликтом.
Чацкий испытывает чувства, которые побуждают его посетить семью Фамусова. Хотя несколько лет он здесь не появлялся, влюбленность заставляет его увидеть Софью. Но девушка в этот момент растеряна и от нее веет лишь холодом. Чацкому невдомек, что сейчас не самое время для любовного свидания, ведь Софья в напряжении из-за секретаря ее отца Молчалина, точнее романтических отношений с ним. Чацкий пытается понять, что происходит, и он завязывает разговор то с Софьей, то с ее отцом, а то с самим Молчалиным, который живет в том же доме. Что становится ясно здесь благодаря анализу комедии «Горе от ума»?
Оказывается, беседы с этими людьми выявляют глубокое расхождение взглядов Чацкого и каждого его собеседника. Их споры касаются самых разных сфер жизни: службы, идеалов, нравов, образования, семьи и многого другого. Фамусовское общество не готово менять жизнь, оно боится потерять комфорт, оно консервативно. В конце концов, Софья невзначай пускает слух о том, что Чацкий сошел с ума. Да, от возлюбленной Чацкого пошли неприятные сплетни, но зачем девушка это сделала? Как мы и говорили, и анализ комедии «Горе от ума» это подтверждает, любовные и социальный конфликт переплетены — Софья не хочет рисковать своим личным счастьем, а Чацкий вполне может это самое счастье разрушить. Пусть все остается по-прежнему.
Горе от ума — анализ комедии
Произведение Грибоедова «Горе от ума» является признанным трудом великого писателя.
Вся идейная суть выведена в название пьесы. Здравый ум главного героя Чацкого доставляет ему массу проблем, в результате которых он оказывается отвергнутым в окружающем его обществе. Чацкий испытывает неудобство, находясь в обществе людей, которые считают его безумцем. В многочисленных речевых столкновениях каждый пытается выказать свой ум. Представители дворянства во всем пытаются получить выгоду и все, кто не гонится за наживой, становится полным безумцем в их глазах.
Согласится с мнением Чацкого, консервативные представители дворянства не могли, так как никто из них не был готов подстраиваться под новый формат времени. Чтобы мнение Чацкого не было услышано, его объявляют сумасшедшим.
В пьесе присутствуют сразу два конфликта, которые носят социальную и любовную направленность. Социальное неравенство прослеживается в столкновении взглядов современных и давно устаревших.
Давние любовные воспоминания толкают Чацкого зайти в дом Фамусова, где он застает Софью в растерянности. Чацкий задумывается о причинах охлаждения чувств Софьи. Вопросы на этот счёт он задаёт каждому, в ходе диалогов выясняется, что мнения и переживания Чацкого никто не способен понять.
Грибоедов наделяет своих героев как положительными, так и отрицательными качествами. К примеру, Чацкий наделённый умом, честью и смелостью, также обладает вспыльчивостью.
Писатель, работая над пьесой в стиле классицизма, наделяет своих героев «говорящими фамилиями». Фамусов — образовано от молвы, этого персонажа тревожит общественное мнение. Репетилов — повтор, герой, у которого нет личного мнения, он способен лишь повторять.
Во время анализа пьесы «Горе от ума» можно заметить определённое своеобразие. По традиции данная пьеса является первой, которая написана в русском реализме. Также можно заметить и множество черт классицизма, к которым относятся говорящие фамилии, единство времени и места. Противоречие вызывает отсутствие единого действия. Одновременное развитие двух конфликтов вызывает противоречие традиции классицизма.
В наше время часто можно услышать такие обороты речи, как «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают» — автором всех этих строк является мастер слова Александр Грибоедов.
Автор подошёл к написанию с личным стилем, который легок в чтении и запоминании. В памяти русского народа сразу нашлось место для новаторского слога. Пьеса остаётся достаточно понятной и актуальной по настоящее время, во многом благодаря мастерскому подходу писателя.
9 класс
Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»
В пьесе, которую сам
автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы
того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный
аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил,
казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде
присяжных, цензуре и институтах.
Моральные аспекты, которые не менее важны для
драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как
под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К
примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам
Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому
«Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены
реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.
Композиция драмы выдержана в классицистическом
стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии
действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих
пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один
порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне
развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных
качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным
героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия
полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически
обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и
вздорный характер не красит главного героя.
Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у
каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен
тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов
сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф.
Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались
пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых
большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».
Стоит
отметить говорящие фамилии в «Горе от
ума»:
например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» —
перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.
История создания
Грибоедов потратил два года (1822–1824) на написание своей пьесы. Он надеялся, что благодаря своему высокому статусу дипломата и влиятельному положению ему удастся легко пройти цензуру, а его произведение станет популярным спектаклем. Однако он быстро осознал, что его комедия цензуру не пройдет.
В результате в 1825 году в альманахе «Русская Талия» были опубликованы только отрывки из пьесы. Полный текст был издан намного позже, в 1862 году.
Первое театральное представление состоялось только в 1831 году. Несмотря на это, пьеса быстро распространилась в рукописных списках (самиздате) и стала очень популярной среди читающей публики.
Интересные факты о создании пьесы:
- Грибоедов при создании своей пьесы «Горе от ума» черпал вдохновение в творчестве французского драматурга Мольера, чьи произведения обличали пороки французского общества.
- Эта пьеса имела огромное значение для русской литературы, и после смерти Грибоедова многие писатели отсылались к ней в своих работах. Л. Н. Толстой, например, использовал персонажа из нее в своем романе «Война и мир».
- Во время жизни автора пьесу не поставили ни в одном театре из-за цензуры. Когда же ее начали показывать, многие актрисы отказывались играть роль Софьи из-за ее неприличности.
- Первым слушателем пьесы был Иван Крылов, который сказал, что в его время автора ожидала бы ссылка.
- Но самое интересное произошло с самим Грибоедовым: на одном из московских вечеров он услышал странные речи и очень сильно возмутился, выговорив свое мнение приглашенным. Эта весть разнеслась по Москве, и многие друзья приехали узнать о его положении. В ответ Грибоедов сказал, что внесет этот вечер в свою комедию и покажет всем, что он не сошел с ума.
Публикации[]
Потеряв надежду издать комедию целиком, 15 декабря 1824 года драматург опубликовал фрагменты (явления 7–10 действия I и всё действие III) в альманахе «Русская Талия», где текст подвергся цензурной правке и сокращениям. Последовавшее за публикацией обсуждение в печати ещё стимулировало читательский интерес и тиражирование рукописных копий.
«Много ли отыщете примеров, чтобы сочинение листов в двенадцать печатных было переписываемо тысячи раз, ибо где и у кого нет рукописного «Горя от ума»? Бывал ли у нас пример ещё более разительный, чтобы рукописное сочинение сделалось достоянием словесности, чтобы о нём судили как о сочинении известном всякому, знали его наизусть, приводили в пример, ссылались на него и только в отношении к нему не имели надобности в изобретении Гуттенберговом?» — Ксенофонт Полевой |
Отдельным изданием комедия впервые была напечатана уже после смерти автора, в 1833 году — полностью, но с цензурными купюрами. Ни это издание, ни последующее, 1839 года, не остановило изготовление списков.
Таким образом, «Горе от ума» стало первым произведением, массово тиражировавшимся в самиздате. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.
Композиция и ключевые моменты сюжета
Анализируя «Горе от ума», выделим композиционные особенности комедии, в соответствии с которыми развивается ее драматическое действие. Для этого обозначим несколько ключевых моментов, на которых и строится пьеса:
- Экспозиция. Это та часть первого действия, в которой Чацкий еще не приехал. Она показывает основных героев, то, как они живут, и в соответствии с какими правилами построен их мир. В этих условиях всем персонажам и предстоит взаимодействовать – в том числе и тем, которые еще не были введены в действие.
- Завязка. Это появление Чацкого, вместе с которым появляются и оба основных конфликта произведения.
- Развитие конфликта. В данном случае их два, и они происходят параллельно: любовный между несколькими героями, и социальный – между всеми.
- Кульминация действия. Это вечерний бал, который устраивает Фамусов. В нем своего пика настигают и социальный, и любовный конфликты.
- Развязка. Это финальные объяснения героев, монолог Чацкого и его отъезд. Конфликты вместе с этим завершаются, и победа остается на стороне фамусовского общества.
Главный герой в конце действия не получает ни любви, ни справедливого отношения. Но он становится одним из первопроходцев надвигающегося общественного раскола, который через 100 лет приведет к революции. Поэтому судьбу этого героя следует считать значительный. Читатель так и не узнает, как дальше будет жить Чацкий, но надеется на то, что он найдет единомышленников, любовь и тех людей, среди которых ему будет комфортно жить.
Система героев и образов
Еще один элемент своеобразия в этой комедии: в ней нет четко положительных и четко отрицательных персонажей. Каждый из героев имеет свою позицию, и каждая из них в какой-то мере справедлива: пусть и не с точки зрения морали, но с точки зрения устройства мира и способов достижения цели.
Основные герои «Горя от ума»:
- Александр Чацкий. Умный, честный и смелый дворянин. Он независим от чужого мнения и потому открыто говорит то, что он думает, не сильно заботясь о чувствах других. За свою непокорность он не получает уважения или любви консервативного общества.
- Павел Фамусов. Типичный аристократ своего времени. Имеет высокий чин и ценит его больше всего на свете. Несмотря на характерный набор пороков, Фамусов – хороший отец, который хочет лучшего для своей дочери (настолько, насколько сам это понимает).
- Софья Фамусова – самый сложный персонаж. С одной стороны, она ищет искренних чувств и мечтает о любви, а ее любимый предает ее. Но с другой стороны, Софья – безжалостный манипулятор и лицемерка, которая готова играть с чувствами Чацкого только для того, чтобы выгодно показать себя в глазах общества.
- Лиза – служанка Софьи. Вероломно имела отношения с ее любимым за спиной у хозяйки. При этом цели преследовала те же – хотела удачного брака и настоящей любви, но общественное положение лишало ее этих возможностей.
- Алексей Молчалин – секретарь Фамусова и возлюбленный Софьи. Ухаживал за ней, но не решался на какие-то конкретные действия. Выяснилось, что он добивался Софью только ради расположения ее отца, сама девушка была ему неинтересна.
Фоновыми героями являются Скалозуб и гости на балу у Фамусовых. Они олицетворяют собой типичных представителей своего класса: знатных, но ограниченных.
Образ Фамусова
Мир Фамусова — это мир московской знати, которая живет по нормам «Времён очаковских и покоренья Крыма» и не хочет ничего изменять в своей жизни. «Управляющий в казённом месте» Фамусов занимается делами спустя рукава («Подписано, так с плеч долой»…), зато он преуспевает в устройстве своей жизни со всевозможными удобствами, не исключая и «монашеского поведенья»… Он точно знает, что для его дочери «Кто беден, тот тебе не пара», он отлично ориентируется в светских сплетнях и всём, что касается чужих имений, он может при случае напомнить Молчалину, кому тот обязан своим нынешним положением, и он же нескрываемо подобострастен со Скалозубом, видя в нём выгодного жениха для дочери… В разговоре с Чацким, не понимая и половины того, что говорит собеседник, он смертельно пугается, полагая, что беседует с «карбонари» (то есть бунтовщиком), который «вольность хочет проповедать» и «властей не признаёт», требует: «Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам». Он совсем не так глуп, Фамусов, поэтому он готов любыми средствами бороться за сохранение своего положения и своего образа жизни, он отстаивает своё право видеть жизнь такой и жить именно так. Опасность его в том, что он готов именно что на всё, а может он пока что очень многое, пока что он и ему подобные — подлинные хозяева жизни, и противостоит им всего лишь один человек — Чацкий, который очень одинок в этом обществе, что бы ни говорили о «племянниках» и прочих, якобы исповедующих иные идеалы, но в доме Фамусова Чацкий по-настоящему одинок.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству «фамусовщины». В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь. Бесспорно лишь то, что Чацкий — человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: «Служить бы делу, а не лицам…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И точно, начал свет глупеть».
Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в «Горе от ума» образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени. Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье. Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены. Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть. Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, «с такой душой», не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.
Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью… Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос — он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого — это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни — любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому — для него, «вечного обличителя», которому ни блестящий ум, ни умение «пересмеять всех» не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…