О чем сказка Христова ночь Салтыкова-Щедрина
Действие сказки разворачивается на великий христианский праздник. Колокола созывают верующих на молитву и они идут. Одни – это бедные и измученные жизнью, несущие свое смирение. Другие – богатые деревенские хищники, кулаки, идущие весело, радуясь празднику.
Воскресший Христос обращается к миру. Он благословляет природу. Животные и растения исполняют предназначенное им, поэтому они не подлежат суду.
Далее Христос обращается к бедным и страждущим. На их просьбы об избавлении от тягот жизни, Господь отвечает, что вся правда в исполнении заповеди о любви к Богу и ближнему. Они следуют этой правде, поэтому Христос обещает, что их страдания прекратятся и наступит торжество царства света, добра и правды, но не оставляет в тайне когда именно.
Далее Христос встречает богатых, которых порицает за любовь к деньгам и власти. Он говорит, что сила их унаследована от предков, а не результат их усилий. Воскресший Бог говорит, что скоро бедные осознают свою силу и господство богатых притеснителей превратится в ничто. Однако им он также открывает путь к спасению – через муки совести, которые примирят угнетателей с их жертвами.
В конце Христос обращается к Иуде Искариоту. Предателя, который хотел скрыться от суда, уйдя в небытие, Господь наказывает жизнью и вечными скитаниями. Его будут гнать все и, даже когда он на время будет получать возможность обрести друга или творить добро, то и этим предатель будет приносить только вред.
Христова ночь. Картинка к рассказу
- Краткое содержание Некрасов Русские женщины Поэма «Русские женщины» написана в двух частях, первая «Княгиня Трубецкая» и вторая – «Княгиня М.Н. Волконская». Из названий можно понять, что повествование будет вестись о двух этих женщинах, русских княгинях.
- Краткое содержание Распутин Живи и помни Всё происходит во время ВОВ в Атамановке. В деревне тридцать дворов и каждый знает своего соседа. Герои повести – А. Гуськов и жена его Настя.
- Краткое содержание былины Святогор-богатырь Основным персонажем произведения является былинный богатырь Святогор, известный по всей Руси своей могучей силой и небывалыми подвигами.
- Краткое содержание Первый учитель Айтматова Повествование данного произведение ведётся в форме рассказа. Событие повести происходят в далёком и небольшом ауле, Куркуреу примерно в одно тысячу девятьсот двадцать четвёртом году. Молодой и амбициозный парень Дюйшен
- Краткое содержание Симонов Малышка Шли холодные осенние дожди. Старая машина, крытая брезентом, по несколько раз в день направлялась к линии фронта и забирала тяжелораненых бойцов. Сопровождала их военный фельдшер – семнадцатилетняя девушка
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
ХРИСТОВА НОЧЬ(Стр. 206)
Впервые — Р. вед., 1886, 7 сентября, № 245, стр. 1—2, под цифрой «I», вместе со сказкой «Путем-дорогою». Подпись: Н. Щедрин.
«Христова ночь» писалась в марте 1886 года для пасхального номера
475
«Рус. ведомостей». 23 марта 1886 года Салтыков писал Михайловскому: «Пробовал я вчера писать сказку: едва могу держать перо; пробовал диктовать сказку жене, но выходит банально. Боюсь, что к Святой не поспею». Сказка или не была своевременно закончена, или по каким-то причинам задержалась в продвижении и была напечатана только в сентябре.
Сохранилась черновая рукопись первой (незаконченной) редакции под заглавием «Христова ночь. I» («Равнина еще цепенеет <…> укажу вам путь ко спасению» — ср. стр. 206—209 наст. кн.) и полная беловая рукопись под заглавием «I. Христова ночь. Предание» (первоначально: «Народное предание») (ИРЛИ). Варианты рукописного текста незначительны.
В «Христовой ночи», посвященной моральным проблемам, Салтыков использует евангельские мифы и форму христианской проповеди. Однако, несмотря на обращение к мифу о предательстве Иуды и воскресении Христа, по своему пафосу «сказка» прямо противоположна проповеди религиозного смирения. В ней отвергается идея прощения предателя и звучит призыв беспощадно карать его. Перспектива грядущего освобождения от социального гнета рисуется в сказке как победа познавшей себя народной силы над богатеями и жестокими правителями.
Салтыкову не чужда была мысль о воздействии на совесть эксплуататоров, вместе с тем он не разделял концепций о возможности достижения социального равенства путем их морального исправления. Их нравственная порочность — не причина, а следствие общего «порядка вещей». Именно этот смысл и выражен в словах «Христовой ночи», относящихся к характеристике мироедов: «Вы — люди века сего и духом века своего руководитесь». Что же касается возможного «суда собственной совести», который указывается мироедам как путь к спасению, то в данном случае речь идет, во-первых, о их собственном спасении, а не о спасении всего «многострадального воинства», и, во-вторых, о их спасении после того «грозного часа», когда будет сломлена их сила и когда их мечтания «рассеются в прах», то есть после искоренения мироедского «духа века».
Для обличения предательства в «Христовой ночи» Салтыков использовал, на свой лад, евангельский миф об Иуде и «бродячий» легендарный сюжет об Агасфере, или «Вечном Жиде». Гневный моральный пафос этого обличения продиктован, несомненно, конкретно-исторической обстановкой 80-х годов, когда, в связи с разгромом народовольческого движения и общественно-политической реакцией в стране, факты предательства и отступничества стали обычным явлением. См. также в общей статье (стр. 426—427, 429—430).
476
Баскаков В.Н. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Христова ночь // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 475—477.
Электронная публикация РВБ, 20082024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.