Краткое содержание
Роман начинается с того, что Алексей Иванович возвращается к семейству Загорских. Учителю неприятно местное общество, которое считает его прислугой. Генерал часто задерживает жалованье, но герой не стремится уволиться. Все дело в любви к Полине. Девушка знает о чувствах Алексея Ивановича, но выдерживает дистанцию и показывает свое пренебрежение.
Полина решила пошутить над учителем, и он оскорбляет знатную семью Вурмергельмов. Барон чувствует себя униженным и требует от Загорского наказания для слуги. Генерал отчитывает своего работника, но в итоге Алексей Иванович оказывается уволенным.
Загорский боится, что учитель пойдет сам оправдываться с Вурмергельмом, поэтому отправляет к Алексею француза Де Грие. Посланник упрашивает юношу успокоиться, но тот не собирался отказываться от своей идеи. Убедить его в необходимости таких действий помогла записка от Полины.
Позже семья генерала пережила еще одно потрясение — вернулась тетушка. Ее считали тяжелобольной.
Проигрыш не разочаровал старушку. Она все еще была владелицей хорошего имения. Антонина Васильевна занимает денег у Астлея и уезжает. Семейство Загорских осталось без наследства, и они разом лишились всех приятелей. Де Грие сразу бросил Полину, но он отдал генералу деньги за имение.
Девушка хотела вернуть всю сумму французу. Она отдает деньги Алексею и просит его выиграть в казино. У него все получается: на руках оказывается 200 тысяч франков. Юношу охватывает азарт и рулетка стала занимать всего его мысли. Полина поняла это и ушла.
Бланш выходит замуж за богатого русского, генерал все равно надеется получить ее расположение. Алексей проигрывает все деньги. Через несколько лет он встретил Астлея. Богатый англичанин рассказывает, что Полина поручила ему найти бывшего учителя. Генерал к тому времени умер, а у его дочери родилось двое детей и все они жили в Швейцарии.
Астлей открывает Алексею тайну: Полина все еще любила его. Главный герой же задумался над изменением своей жизни. Для этого ему нужно отказаться от своей привычки.
↑ Краткое содержание романа «Игрок»
Сюжетная линия романа построена на описании человеческого азарта, Азарта, ставшего для героя единственно возможной экзистенциальной сущностью бытия. В центре повествования – Алексей Иванович молодой учитель, 25 лет от роду. Он живет в доме генерала Загорянского в немецком курортном городе Рулетенбург. Алексей Иванович безнадежно влюблен в падчерицу Загорянского – Полину, обращающуюся с ним надменно и очень высокомерно.
Вся интрига романа закручена вокруг денег. Генерал, заложивший свое имение французскому маркизу Де-Грие, ждет вестей из Москвы о смерти своей тетушки Антонины Васильевны. Мадемуазель Бланш постоянно крутиться вокруг генеральского семейства, с нетерпением ожидая больших денег, Полина тоже нуждается в денежных средствах.
Здесь же появляется тетушка генерала, движимая страстью к игре, она проигрывает практически все свое состояние и уезжает домой на занятые у еще одного персонажа – Астлея, деньги. Лишь Астлей и Алексей Иванович живут бескорыстно одной любовью к Полине. После того как бабушка, промотав деньги, уехала, надежда Полины на наследство рассеивается. Она приходит к Алексею с просьбой достать ей 50000 франков, с тем чтобы швырнуть их в лицо Де-Грие с которым у нее была связь.
Герой кидается выполнять каприз своей любимой и выигрывает в рулетку 200000 франков. Он богат. Но Полина разочаровывается, видя, что страсть к выигрышу преобладает в нем над его чувствами к ней. Они расстаются. Главного героя тут же без особого старания соблазняет Бланш и увозит с собой. Проиграв все средства, Алексей снова играет, проигрывает, служит в лакеях, сидит в долговой яме.
Алексей встречается в Гамбурге с Астлеем, приютившем Полину, и рассказывает ему, о ее неугасшей к нему Алексею, любви. Главный герой жаждет воссоединения, но как выдержать характер и не дать опутать себя этой пагубной страсти.
Обманутые ожидания
После того как семейство Загорских потеряло надежду на богатое наследство, их приятели утратили к ним интерес. Мадемуазель Бланш бросила обнищавшего генерала и отправилась к более перспективным поклонникам. Маркиз де Грие сразу же покинул Полину, с которой, как выяснилось, был в связи. Впрочем, он отдал генералу 50000 за заложенное имение, которые ей принадлежали. Оскорбленная Полина хочет бросить эти деньги в лицо французу. Чтобы выиграть их, она отправляет в казино Алексея Ивановича. Молодому человеку повезло, и он выиграл огромную сумму — 200000 франков.
Мадемуазель Бланш соблазняет внезапно разбогатевшего русского и увозит его в Париж. За ними следует обезумевший Загорский. Француженка завладевает деньгами удачливого игрока и выходит замуж за генерала ради его имени и титула. Главный герой без сожаления покидает свою распутную любовницу и едет в Гамбург. Там, охваченный страстью к игре, он дни и ночи проводит в казино. Ради денег он опускается до службы лакеем и тюремного заключения за невыплаченный долг.
Через полтора года молодой человек встречает Астлея. Англичанин уже давно разыскивал его по просьбе Полины, которая живет с его родственниками в Швейцарии. Главный герой узнает о смерти Загорского и бабушки, а, главное, о том, что Полина всегда любила только его. Астлей укоряет своего друга за неспособность противостоять губительным страстям и называет это отличительной чертой русского характера. Алексей думает, что англичанин не прав, и что любовь Полины поможет ему «воскреснуть». Он надеется «выдержать характер» по отношению к игре, только вот получится ли у него?
Рецензии на книгу Игрок
Ох, давно же я не брала в руки классиков наших, особенно Достоевского Фёдора, которым зачитывалась в школе. Да, отвыкла я уже от такого стиля, языка, словесных «изысков», первое время было даже несколько тяжело читать. «Игрок» — может не самое «культовое» произведение автора, как, например, его «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», но от этого психологизма автора в книге не меньше. В «Игроке» очень тонко завуалирована биографическая основа, автор испытывал подобные метания во время своей второй поездки за границу, образ молодого учителя Алексея Ивановича – некая проекция чувств и волнений самого Достоевского, полученных от игры в рулетку. Причем описания этого «дрожащего» состояния от волнения – выпадет или нет – настолько тонко и подробно описано автором, что я невольно начинала «ускоренно» читать, проглатывая слова, лишь бы поскорее узнать результат игры. Даже описание сего действия вызывало у меня жгучий азарт и интерес к продолжению, что же говорить о состоянии самого игрока в реальной жизни! Достоевский очень тонко описал это состояние, когда человек, сам того не замечая, постепенно проваливается в пучину страсти, азарт медленно, но верно, захватывает все чувства человека, последним сдается разум! А герои книги? Ну, разве они нехороши? Эта пресловутая Мадам Бланше – роковая красотка, которая сводит с ума мужчин с одной только целью – пролезть в высшее общество, красиво порхать по жизни. (Очень хорош приём автора – некая аллегория фамилии этой мадам, ведь blanc – по – французки означает «белый», да уж поистине эта мадам — сама чистота и невинность!!). А генерал? Этот состарившийся ловелас, прокутивший все свое состояние, позабыв о детях, кидается в пучину страстной любви к роковой красотке. Но, поставленный на место тётушкой, в дальнейшем тут же теряет весь свой лоск и напыщенность, начинает молить о помощи того, кого совсем недавно сам же унижал и оскорблял. А прощелыга – авантюрист маркиз Де – Грие? Сразу вспомнилось нечто знакомое – тоже имя у героя «Манон Леско» аббата Прево, но если у аббата этот герой – воплощение невинной, беззаветной и бескорыстной любви, то у Достоевского Де – Грие далек не только от бескорыстности, но и ему вообще чуждо понятие любви и сочувствия (опять же очень удачный прием Фёдора Михайловича! – браво мастеру). В прочем, все герои в книге – это не просто так, читайте автора между строк. Вышеупомянутые герои – чем не представители новой буржуазной Франции с её пороками, лживостью процветающего «буржуа». Семейство генерала – представители высших слоев русского общества, которые так стремятся копировать просвещённую Францию. Чета Вурмергельм – воплощение чванливой, высокомерной, заносчивой Европы, которая даже не пытается снизойти до России
На фоне этих «колоритных» фигур все внимание притягивают Алексей Иванович и Полина. В силу этого, как мне показалось, образы этих героев книги несколько «смазаны», как бы не дорисованы, автор словно еще не совсем уверен в их законченности
Но одно видно сразу – они другие, не похожие на европейских людей, персонажи. Да, Алексей Иванович игрок, но не стяжатель, деньги, по сути, ему не важны, ему подавай эмоции, чувства, да и Полине невозможно уподобиться мадам Бланше. Может, я слишком многого жду от Достоевского, но для меня это противопоставление тандема Алексей Иванович – Полина всей этой европейской своре воспринимается как намёк автора на то, что Россия всегда будет не такая как все и будет всегда идти своим путём, своей дорогой. Особенно хочется упомянуть бабушку. Её образ, как мне показалось, вылеплён просто с любовью. Ждали – ждали телеграммы, а дождались – бабушку! Меня изрядно повеселила сцена её приезда «на воды», как тут не вспомнить немую сцену у Гоголя в «Ревизоре»! У Алексея Ивановича «……руки опустились от изумления, а ноги так и приросли к камню». А потом началось, опять же по- русски! Дала всем разгону, поставила всех на место, называя вещи своими именами, без прикрас, а играть так играть, чтобы опять же в пух и прах, до последнего! Даже при всех сложностях прочтения классика (отвыкли мы уж от такого стиля!), получила колоссальное удовольствие, подумываю, что же еще перечитать у великого мастера. ударим книгой по #вирус
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Действие «Игрока» происходит за рубежом, далеко от России, откуда прибыли герои. Такое географическое пространство также определяет авторское «я»: страны Европы способствуют нравственной деградации русских людей.
Особенность сюжета указывал сам Ф.М. Достоевский: «Я беру натуру непосредственную, человека, однако же, многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и смеющего не верить, восставшего на авторитеты и боящегося их. Он успокаивает себя тем, что ему нечего делать в России».
В центре романа стоят русские игроки, семейство, которое испытывает денежные трудности. Главный герой Алексей Иванович, чтобы обрести счастье со своей возлюбленной, становится на путь игры на рулетке. В ходе повествования показывается способность денег и власти развращать людей и делать их морально пустыми.
Смысл произведения Игрок
Алексей Иванович страдал от игровой зависимости. В романе он анализирует, что привело главного героя к игре в рулетку? Достоевский сам долго был заядлым игроком. Потому, описывая мысли и ощущения Алексея, он делился собственными размышлениями и чувствами.
Филологи называют произведение романом. Он многогранный. В нём есть смешная линия, где рассказывается о бабушке Антониде Васильевне. Любовные линии — это отношения между Де-Грие и Полиной; отношения Астлея; Алексея; взаимоотношения между генералом и Бланш. Авантюры показаны через действия Бланш, Де-Грие, поляков и то, как они вели себя в казино. Автор щедро делится с читателями своими философскими мыслями. Рулетка в произведении выступает символом самой судьбы.
Алексей Иванович был человеком умным и деятельным, но он не в то русло направлял свою энергию, страстно играя в рулетку. Товарищ Астлей считал, что друг, работая учителем, мог больше приносить пользы обществу, а он тратит свои силы на игру. К сожалению, для главного героя это страсть, которая сильнее даже взаимной любви с Полиной. Когда Алексей дотрагивался к игорному столу, он забывал обо всём. Его интересовали только деньги. Ранее, ради любимой Алексей мог совершить безумные поступки и даже покончить с собой.
В романе не только главный герой играет в рулетку, играми можно назвать отношения между многими героями. Например, Полина постоянно играет на чувствах Алексея Ивановича, когда он исполняет её капризы. Бланш ведёт свои игры. В начале она играет с генералом, а потом флиртует с Алексеем. Заканчивается тем, что Бланш обобрала того и другого. В романе свою игру ведёт и Де-Грие. Учитель считает, что тот ведёт себя неестественно, фальшиво улыбаясь. В отношениях с людьми играет и Алексей Иванович. Например, это заметно по «школьничеству», когда происходила история с бароном из Германии.
В «Игрок» Достоевский раскрывает разные темы. Он анализирует, что влечет главного героя к рулетке, рассуждает кому и зачем требуются деньги. Анализирует, в чем секрет успеха, какие тайны он таит? Автор рассуждает о причинах человеческой гордости, почему люди бывают одинокими, какие страсти обуревают людей?
В романе показано, что игра для Алексея Ивановича стала дороже любимой Полины, в которой он души не чаял. Игрок по-прежнему её любил, но она стала для него второстепенной.
Учитель был одержим игрой. Это становится понятно читателям уже после 1 выигрыша, который он принёс Полине
Он был рядом с любимой, но его вниманием завладели свёртки с золотом и множество билетов. Полина заметила и расстроилась, ведь она искренне любила Алексея Ивановича и старалась избегать мерзкого для неё Де-Грие
К сожалению, Полина была гордой и не рассказала о своих чувствах Алексею. Она ведёт себя неразумно, желая отомстить, страстно отдаётся любимому, а утром бросает в его лицо деньги, которые ненавидит.
В произведении Достоевский осуждает пороки, которые мучают людей. Он осуждает их лицемерие и алчность. Эти люди не скрывали, что для них очень важны деньги и ради них они способны на многое. В начале повествования Алексей Иванович выступает борцом против такого общества, но на него влияет плохое окружение и он опустился, тратя силы, время на игру в рулетку. Он играл в неё 3 г. подряд — это стало его страстью.
Роман за 26 дней
В Петербурге, в доме на углу Малой Мещанской и Столярного переулка, писатель стал надиктовывать помощнице сюжет, который она старательно стенографировала.
44-летни писатель и его молодая помощница сделали невозможное — подготовили роман за 26 дней. Фото: Commons.wikimedia.org
44-летний писатель и его молодая помощница сделали невозможное — подготовили роман, существовавший только на черновиках, за 26 дней.
Работа в форсмажорных условиях сблизила писателя и Анну. Вскоре между ними произошел откровенный разговор, который позже привела в своих мемуарах Анна Григорьевна. Он предложил ей представить себя на месте героини, которой в любви признался художник, и спросил, что бы она ответила на это.
«Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я, наконец, поняла, что это не просто литературный разговор, и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михай-ловича и сказала: — Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!», — писала она.
По ее воспоминаниям, чувство, охватившее ее, было похоже на безграничное обожание, безропотное преклонение перед великим талантом другого человека.
«Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье — овладела моим воображением, и Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».
И она воплотила свою мечту в жизнь, став надежной опорой в жизни писателя. 15 февраля 1867 года в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга они обвенчались.
«Аполлинария — больная эгоистка»
Прототипом главной героини романа «Игрок» Полины Александровны стала Аполлинария Суслова, дочь бывшего крепостного, выбившегося в фабриканты.
Молодая девушка была ярой поклонницей творчества Достоевского. По воспоминаниям дочери писателя, однажды Полина отправила ему лиричное письмо с признанием в любви. Писатель был тронут этим обьяснением, между ними завязался роман.
Однако эти отношения были очень непростыми: Аполлинария хотела быть единственной женщиной в его жизни и настаивала, чтобы он расстался со «своей чахоточной женой».
Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Достоевского. Фото: Commons.wikimedia.org
«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», — как-то писал о ней Федор Михайлович.
После смерти жены в 1864 году он все-таки предложил Полине выйти за него, но она ответила отказом.
Характер непростых отношений с Сусловой он выплеснул на страницы «Игрока», передав мучительность связи Алексея Ивановича и Полины Александровны.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Темой романа «Игрок» становится судьба человека. Автор показывает жизнь русских, которые находились за рубежом. Оторвавшись от своей Родины, такие люди под влиянием обстоятельств меняют свое поведение и мировоззрение. Русские в романе оказываются коллективом, отличавшимся от других. Такие герои необычны.
Главным мотивом романа Ф.М. Достоевского становится мотив игры на рулетке. Эта тема становится сюжетоопределяющей, а также она придает образам еще большую необычность и карнавальность.
14 стр., 6672 слов
Раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского
… Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые ..
жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает ..
Композиция произведения
Роман «Игрок» можно разделить на 3 части. Они следующие:
- В первой описывается, как возникла страсть героя к игре и что толкнуло его к рулеточном столу.
- Во второй отражается нравственное падение молодого человека, обусловленное огромным выигрышем.
- В третьей читатель видит деградацию главного героя. Теперь ему нужна лишь игра, она вытесняет его мысли и чувства. Умный и самолюбивый человек больше не интересуется происходящим в мире и опускается на дно общества.
Произведение Достоевского почти два столетия привлекает читателей. Хотя времена изменились, смысл его остается тем же. Современный азартный игрок отличается от героя XIX века лишь способами игры. Пристрастия не изменились, духовная пустота и слабая воля приводят к нравственной деградации.
1. История создания произведения.
Роман «Игрок» имеет интересную предысторию. Произведение (в жанровом отношении – рассказ) было задумано Ф.М. Достоевским еще в 1863 году, однако замысел перерос в больший жанр – роман. Отсутствие денежных средств, связанное с игрой писателя в рулетку, заставило Ф.М. Достоевского заключить договор с издательством. Писатель согласился написать произведение на тему казино до ноября 1866 года. Роман, который был продиктован специально нанятой стенографистке накануне ноября, автор называет «Рулетенбург», однако редакция отвергла это заглавие.
Впервые роман под названием «Игрок» было опубликовано в Петербурге в 1866 году.
История создания
Смысл романа «Игрок» в том, что Ф.М. Достоевский писал образ главного героя с собственной персоны. Писатель имел пагубную страсть: он любил азартные игры. Федор Михайлович мог оставить все деньги за игрой в рулетку. Однажды у Достоевского после посещения казино не осталось ни копейки. Чтобы как-то прожить, он попросил небольшую сумму в долг у Ивана Сергеевича Тургенева, но тот отказал игроку в категорической форме. Деньги Достоевскому дал петербургский издатель Стелловский, но с условием, что писатель предоставит в течение 3 недель новый роман объемом не менее 400 страниц. В противном случае Стелловский становился единственным обладателем всех прав на произведения Федора Михайловича.
Особенности работы
Чтобы понять смысл романа, мало его прочитать. Нужно внимательно проанализировать сюжет. В нем можно выделить 3 части:
- Причины возникновения страсти к игре у главного героя.
- Нравственное падение Алексея.
- Деградация главного героя.
Девушка уязвлена таким отношением. Из-за гордости она никому не показывает своих настоящих чувств, поэтому она предпочла кинуть деньги в лицо Алексея и уйти. Но самого учителя это уже не волнует, все его мысли об игре.
Достоевскому удалось красочно описать общество алчных лицемеров. В конце романа остается слабая надежда, что герой исправится и спасет себя от зависимости. Удастся ему это или нет — решать читателю.
Завязка действия
Алексей Иванович возвращается из отпуска в семейство Загорских, ведущих праздную жизнь в Германии, в кругу своих приятелей. Местное общество неприятно учителю: окружающие относятся к нему как к прислуге, вдобавок обедневший генерал задерживает жалование. Но молодой человек не может покинуть семью, так как безумно влюблен в Полину. Гордая девушка влюблена во француза, а к учителю относится холодно и пренебрежительно, «как мучительница к своему рабу». Молодой человек уязвлен своим зависимым положением, и его любовь смешивается с ненавистью.
Пожилой генерал Загорский влюбился в молодую француженку мадемуазель Бланш, алчную и безнравственную авантюристку. Он даже собирается на ней жениться. Француженка подает надежду престарелому ловеласу, так как надеется на будущее обогащение. Единственный человек, общество которого приятно Алексею Ивановичу, это англичанин Астлей, не утративший человеколюбия, честности и справедливости, несмотря на богатство.
Жестокая насмешница Полина подбивает молодого учителя на глупую выходку, и он оскорбляет Вурмергельмов, баронскую чету из Пруссии. Барон потребовал у Загорского наказать своего «слугу», и тот распекает учителя.
Но Загорского пугает желание Алексея Ивановича самому объясниться с Вурмергельмом. По просьбе генерала к бывшему учителю приходит француз и просит оставить свою затею. Молодой человек упорствует, и де Грие сначала угрожает ему, а затем показывает записку от Полины, в которой она просит о том же. Алексею Ивановичу приходится согласиться, но он крайне удивлен.
Англичанин Астлей объясняет ему, в чем тут дело. Оказывается, мадемуазель Бланш, на которой собирается жениться генерал, была в прошлом сезоне в Рулетенбурге со своим любовником. Они сильно проигрались, и любовник ее оставил. Тогда француженка попыталась очаровать барона и по просьбе баронессы была выслана из города
Сейчас будущей невесте генерала не хотелось привлекать к себе внимание Вурмергельмов, она опасалась продолжения скандала
Прибытие престарелой тетушки
В первых главах романа бабушка Антонина Васильевна упоминается лишь как богатая родственница, смерть которой осчастливит ее наследников. Она обитает где-то далеко в России и тяжело болеет, поэтому ее появление в Рулетенбурге во второй части романа становится потрясением для всего общества. Несмотря на паралич, старушка прибывает в Германию в инвалидном кресле и показывает всем, что ее еще рано списывать со счетов.
Антонина Васильевна Тарасичева — женщина резкая, с острым языком. Она срывает маски со своих лживых родственников и их приятелей. Увидев, что генерал живет не по средствам, строгая московская барыня отказывается дать ему денег. Пожелав увидеть местные достопримечательности, «бабуленька» отправляется в игорный дом. Там она сначала выигрывает, но в следующий раз спускает в рулетку значительную часть своего состояния. Поддавшись азарту, старушка желает отыграться. Но фортуна оказывается не на ее стороне, и Тарасичева проигрывается в пух и прах.
История создания[ | ]
В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок».
Достоевский трижды бывал в Бад-Хомбурге и, играя в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в безвыходные ситуации. Впечатления от Бад-Хомбурга использовались при написании романа. Есть версия, что роман «Игрок» написан в Петербурге на Столярном переулке.
При работе над романом Достоевский, по совету своего приятеля А. П. Милюкова, впервые решил писать рукопись не самому, а воспользоваться услугой стенографистки. Достоевский согласился не сразу, поскольку такой метод работы для писателя был непривычен. Но в ходе работы он освоил диктовку, а вскоре сблизился со своей стенографисткой Анной Сниткиной и женился на ней. Вслед за свадьбой молодые отправились в свадебное путешествие в Европу — в частности в Баден-Баден, где история повторилась. После этого случая Достоевский дал жене обещание больше не играть, которое сдержал и не играл 10 последних лет своей жизни.
Темой романа является всепоглощающая страсть к азартной игре. Именно Суслова считается прототипом героини романа — Полины Александровны. Мучительные отношения главного героя романа с Полиной являются отражением непростых отношений Достоевского с Сусловой.
Анна Сниткина
В 1866 году Достоевский открыл для себя способ, который в несколько раз ускорил творческий процесс. Один из друзей писателя посоветовал ему воспользоваться услугами стенографистки. Тот согласился не сразу — такой метод работы для него был тогда еще непривычен. Все же он пригласил 20-летнюю Анну Сниткину, выпускницу стенографических курсов. И не пожалел. Роман «Идиот» Достоевский написал в кратчайшие сроки. Последующие произведения он создавал таким же образом: произносил монологи и диалоги героев, а Анна стенографировала. Используя этот метод, он написал романы «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Подросток».
Достоевский женился на Анне Сниткиной. Спустя несколько лет они отправились за границу, где писатель снова заболел игровой горячкой. В тот раз он потерял все деньги. Более того, проиграл дорогой костюм и несколько платьев жены. После этого случая он пообещал Анне завязать с рулеткой. Свое обещание писатель сдержал.
Анна Сниткина не только стенографировала. Она взяла на себя решение всех вопросов с издателями. Благодаря второй жене писатель избавился от долгов, в его жизни появились стабильность и благополучие.