Краткое содержание
Тридцатилетнего рабочего Вощева увольняют с завода. Он слишком часто думает о чем-то своем. В поисках работы он находит место землекопа. Ему предстояло вырыть котлован под строительство общепролетарского дома. Ему помогали и другие рабочие. Но строители лишены энтузиазма и заняты своими проблемами.
Позже на стройку берут сироту Настю. Она идеологически подкована и знает Ленина. Все ее балуют и ей даже выделяют старый гроб для хранения игрушек. Зимой рытье котлована останавливается. После этого двух строителей отправили в соседнюю деревню для классовой борьбы, но их убивают. Это только ужесточает меры по коллективизации.
В колхоз отправляется Вощев и рабочий Чиклин. Они описывают коров, крестьян записывают в колхоз или изгоняют. Местные жители проявляют покорность.
Особенности творчества Платонова
В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.
Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.
В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.
Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.
Платонов использует прием «деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы» фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.
В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:
- воссоздать конкретное проявление существующего мира;
- выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.
У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.
Финал
Следующими событиями заканчивает Платонов «Котлован». Краткое содержание их предлагаем вашему вниманию. Жачев объясняет, для чего собрал колхоз, но главный герой объяснил, что рабочие хотят попасть в пролетариат. Хватает инструменты Чиклин, лопату и лом, и отправляется в конец ямы, чтобы копать. Обернувшись, он замечает, что весь народ тоже копает, от бедного до богатого, с диким усердием. Даже лошадиные повозки участвуют в работе: на них погружают камень. Лишь Жачев работать не может, поскольку после смерти ребенка никак не придет в себя. Он думает, что является уродом империализма, ведь коммунизм — ерунда, по его мнению, поэтому так скорбит он по невинному дитю. В конце концов Жачев решает убить Пашкина, после чего отправляется в город, чтобы больше не вернуться. Настю хоронит Чиклин.
Смысл финала произведения А.П. Платонова «Котлован»
Финал произведения «Котлован» подтверждает одну из идей символичного заглавия книги. Люди старались, трудились, боролись, но все оказалось напрасным. В концовке книги умерла девочка Настя. Теперь одна из стен огромного котлована стала для героини могилой. Символичный и очень грустный финал произведения, который оставляет неприятный осадок в душе.
Герои повести искренне верили в счастливый исход. Они жаждали перемен. Для этого они не только надеялись на других, но и сами прикладывали неимоверные усилия. Для жителей того непростого времени счастье заключалось не в удовлетворение личных потребностей. Первостепенным для них был создание комфортных условий проживания для всего общества. Высшая ступень существования — основная цель жизнедеятельности простого человека.
Со временем люди поняли, что им не суждено увидеть перемены своими глазами. Однако они не расстроились. Ведь они верят, что желанный результат будет достигнут другими поколениями. Для этого они уже собственными силами создали крепкий нерушимый фундамент. Взаимопомощь, взаимовыручка сделали простых жителей искренними и преданными людьми, которые ценят труд и участие каждого. Персонажи повести «Котлован» не погибают забытыми и никому не нужными. Они вложили всю свою энергию в доброе дело, которое обязательно даст свои плоды.
История создания
Повесть Платонова написана в те времена, когда всё в стране переходило от старого к новому. Какие-то изменения не были обоснованы и гуманны. Писатель хотел докопаться до истины. Именно из-за этого появилось его произведение, названное «Котлованом».
Естественно, книгу не допустили до печати из-за цензуры. Долгое время она издавалась только в самиздате. Однако люди, хранившие у себя произведение с антисоветским подтекстом, также наказывались властью. Когда были выпущены первые машинописные версии повести, Платонов решил указать годы написания с 1929 по 1930.
Многие историки, изучавшие жизнь писателя, склоняются к той версии, что произведение было написано гораздо раньше. Указанный промежуток времени выпадает на период коллективизации.
Также из всех героев внимание читателя привлекает бездомная девочка Настя. Она символ тех людей, которые будут в том новом построенном доме
На истинный смысл наталкивают детали. Рабочие строители подарили Насте гробы, которые забрали у обычных крестьян. Сделали они это для того, чтобы девочке было где спать и куда складывать все свои игрушки.
Таким образом Платонов пытается показать читателю, в каком положении оказались крестьяне. Однако девочка не доживает до окончания стройки. Так же умерли и надежды на то, что можно построить новое на разрушенном старом. Весь сюжет произведения завязан на том, что котлован является символикой невоплощенных планов власти.
В повести затрагиваются как внутренний конфликт, так и внешний. Внутренним выступают чувства и мысли людей, которые находят в безвыходной ситуации, а внешним становится сам переход от старого к новому.
Проблематика:
- Ложная цель в жизни.
- Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни.
- Проблема поиска жизненного пути.
Тема
Анализируемая повесть — обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.
Тема повести
— строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы
: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики
— социальные перемены и вечные моральные ценности.
В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.
Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.
Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят
На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь
Сюжет помогает произведения, символическое значение образов — ключ к смыслу названия
повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.
В повести можно выделить внутренний конфликт — чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний — столкновение старого и нового.
Анализ повести Платонова «Котлован»
Многие люди искренне не понимают, зачем Платонов используем лишние, нелепые дополнения. Но чтобы осознать их целесообразность, нужно очистить зашоренное сознание и подумать, что хотела сказать автор. Рассказывая о главном герое Вощеве, писатель замечает, что «в день тридцатилетия личной жизни» его уволили с завода. Откуда здесь слово «личной»? Видимо, личная жизнь противопоставлена неличной, общественной, коллективной. Это указывает на отчужденность Вощева, его неприкаянность и чудаковатость: в то время, как все работают и живут заодно, в стае, в единстве племени, герой отбился от общества, летая в облаках. За «полеты» в рабочие дни его и выгнали. Вот так вся история и главная проблема героя были рассказаны в одном предложении, которое так подходит своему герою: такое же нелепое и чудаковатое.
Главная идея и основные темы повести «Котлован»
В формате утопий Платонов часто размышлял над тем, может ли личность стать лишь элементом общества, отказавшись от индивидуальности и права на нее, если на кону стоит всеобщее благо? Он не борется против догматов социализма и коммунизма. Он боится их уродливого воплощения в жизнь, ведь истинного смысла теории никогда не поймешь без ее практического применения (страх полного слияния людей в безличную, бесчувственную массу – главная тема в повести «Котлован»). Потому Вощев в праздник личной жизни вычеркивается из общественной
Ему изначально ставится ультиматум: полностью влиться в коллективное сознание или выживать самостоятельно, не рассчитывая на поддержку социума и его внимание. Однако индивид не просто увольняется, а «устраняется с производства»
«Устраняют» дефект, поломку, загрязнение, но никак не человека. Выходит, что «задумчивый» работник — неполадка на производстве, мешающая «общему темпу труда» и враждебная по отношению к нему. Человек ценен, как механизм в единой системе, но если он выходит из строя, его устраняют, словно старую никчемную железяку — в справедливости этого сомневается Платонов. Как следствие, он сомневается в новом строе. Именно поэтому многие его произведения были опубликованы лишь в период перестройки.
Образ Вощева в повести «Котлован»
Точное указание возраста Вощева тоже имеет смысл. Во-первых, автору было 30, когда он написал «Котлован», во-вторых, это так называемый «возраст Христа», который носит светское наименование «кризис среднего возраста». Человек не молод и не стар, чего-то добился, но этого мало, а лучшая пора жизни безвозвратно утеряна. Он сомневается и мечется, пока еще не поздно все изменить к лучшему и найти ответы на самые глобальные и сложные вопросы. Именно «посередине жизни в сумеречном лесу» Данте заблудился и отправился на поиски себя. Символический возраст наделяет героя Вощева беспокойной натурой, сосредоточенной на философских вопросах, чего уже достаточно, чтобы устранить человека с производства нового мира.
Языковые особенности в повести Платонова «Котлован». Примеры из текста
Первый абзац «Котлована» состоит из канцелярских штампов. Так автор обыгрывает и осмеивает бюрократический налет на бытовом языке неграмотных современников, которые не понимали значения этой казенщины. Платонов не просто копирует клише, а расшатывает штамп изнутри, оставляя лишь общий принцип построения и заменяя суть: «Вощев получил расчет вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости».
Во втором абзаце вместе с маргинальным героем приходит традиционная поэтическая лексика: «деревья бережно держали жару в листьях», «скучно лежала пыль на безлюдной дороге». Но Вощев – дитя эпохи, об этом автор тоже не устает напоминать: «в природе было тихое положение» — канцелярский термин, но лишенный привычной семантики.
Жизнь человека приравнивается к существованию вещи, которая к тому же национализирована государством. Получается, человек находится под тотальным контролем и в невообразимой принудительной аскезе без веры: например, радость Вощеву «полагалась» редко.
Другие сочинения по этому произведению
Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован»)А.П.Платонов. «Котлован».Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован».Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован»)Люди в произведении А. Платонова «Котлован».О чем я рассуждала, читая «Котлован»Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован»Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован»Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» ЗамятинаПредсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»).Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован»Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован»Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»Пророчество Платонова в повести «Котлован»Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован»Смысл названия повести А. Платонова «Котлован»Смысл названия повести А. П. Платонова «Котлован»Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован».Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован»Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован»»Котлован» А. Платонова как художественный документ эпохиИстина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован»)Герои повести «Котлован»Система персонажей повести «Котлован»Платонов А. П. Роман-антиутопия в русской литературе«Новая» действительность в повести «Котлован»Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован»Образ простого русского человека в произведении А. Платонова «Котлован»Сочинение А. П. Платонов. «Котлован»Особенности стиля повестиЦентральная проблема в повести «Котлован»В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущемХарактеристика образа Пашкина Льва ИльичаСтроительство «нового мира» в повестиРоман-антиутопия в русской литературеХудожественное своеобразие одного из произведений А.ПлатоноваУтопический мир повести Платова «Котлован»Порицание тоталитаризма в повести Платонова «Котлован»Повесть «Котлован» о событиях «великого перелома»Художественное своеобразие произведенияСюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов)Надуманный мир (А. Платонов, «Котлован»)Особенности народного характера в повести Платонова «Котлован»Философская многозначность повести А. П. Платонова «Котлован»Сюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован»)Старое и новое в повести А
Платонова «Котлован»«Новая» действительность в повести Андрея Платонова «Котлован»Своеобразие повести Андрея Платонова «Котлован»Сочинение по произведениям Платова «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован»Я бы хотел остановить ваше внимание на повести «Котлован»Сочинение по повести А. П
Платонова «Котлован»Характеристика образа Чиклина НикитыАнализ сцены раскулачивания (По повести Платонова «Котлован»)«Котлован» А Платонова — книга пророчествоЛюди в произведенииЧеловек и тоталитарное государство в повестиРазоблачение сталинизма в повести А. ПлатоноваГерои и проблематика одного из произведений А.П. ПлатоноваТрагическая мистерия о коллективизации Платонова «Котлован»«Котлован» А. Платонова — книга-пророчествоАнтиутопический смысл повести «Котлован»Характеристика образа ЖачеваХарактеристика образа ПрушевскогоХарактеристика образа СафроноваСюжетно композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов)»Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается…» Д.И.Писарев.Вощев – скиталец из «Котлована»Проблематика повести Платонова «Котлован»Образ символ у Андрея Платонова (по произведениям «Сокровенный человек» и «Котлован»)Драматизм приобщения к новой жизни по повести «Котлован»Характеристика образа Вощева
Радиовышка
Продолжается повесть, которую создал Платонов («Котлован»). Содержание дальнейших событий следующее. Пашкин устанавливает на стройке радиовышку. Доносятся оттуда без перерыва требования к работающим. Сафронову не нравится то, что он не может ответить. Жачеву этот звук надоел и он просит предоставить ответ на данные сообщения. Сафронов сожалеет, что не может собрать рабочих.
Прибывшая с Чиклиным с завода девчушка спрашивает про меридианы, но поскольку тот не знает ничего об этом, он говорит, что это перегородки, отделяющие от буржуев.
Копающие после работы собираются возле девочки и спрашивают ее, откуда она, кем является, кто ее родители. Помня наставления мамы, она объясняет, что не знает родителей, но не хотела при буржуях появиться на свет, а родилась, как только стал править Ленин.
Сафонов замечает, что Советская власть является самой глубокой, ведь даже маленькие дети знают Ленина, не зная при этом своих родственников.
Тематика
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.
Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.
«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.
Анализ произведения
Книга написана в жанре философской повести. В ней автор приводит экзистенциальные размышления о мучительном поиске смысла жизни. Вощев занимался общим делом, но в итоге это лишило его радости и интереса. Строители тоже устали от тяжелого труда, и они часто угрюмы.
В повести Платонов поднял несколько проблем:
- принудительная коллективизация;
- человек в условиях перемен;
- деревенский и городской уклад в жизни.
Но самое главное — писатель показал существование вечных моральных ценностей и социальные перемены. Главному герою исполнилось 30 лет — это число выбрано неслучайно. Именно 30-е годы XX века стали роковыми для общества.
В композиции повести можно выделить несколько частей:
- Копание котлована.
- Рассказ о кулаках и коллективизации.
Платонов отразил в книге основные моменты речи Сталина, которую Иосиф Виссарионович произнес зимой 1929 года
В ней он обращал особое внимание на различия между деревней и городом
В повести произошло немало событий. Все они позволяют понять смысл названия — котлован указывает на невозможность реализации большевистских идей, поэтому их работа обречена на провал.
Смысл произведения А.П. Платонова «Котлован»
Тема повести «Котлован» типична для произведений первой половины XX века. Социальные проблемы глубоко волновали не только писателей, но и простых людей. А.П. Платонов для раскрытия истинного смысла книги употреблял необычные собирательные образы героев.
Основной идей повести «Котлован» является построение принципиально нового общества, в котором отсутствуют проблемы и непонимание. Автор освещает такие идеи, которые были актуальны для населения того времени. А.П. Платонов разграничивает городской и деревенский уклад жизни. Он пытается указать на плюсы и минусы существования в разных населённых пунктах.
В книге описан сложный исторический период. Человек находится на пути значительных перемен. Смысл произведения «Котлован» А.П. Платонова заключается в том, чтобы показать отношение простых людей к изменяющимся событием. Как городские и сельские жители переливают непростые времена своей жизни. Автору интересно посмотреть не только на внешнее принятие или неприятие перемен. А.П. Платонов пытается глубже докопаться до истины
Ему важно узнать внутреннее состояние человека, его готовность вступить в новый этап своей жизни
Персонажи А.П. Платонова — настоящие трудяги. Это именно те люди, с которых хочется брать пример в жизни. Они самоотверженно выполняют свою работу, несмотря на сложные и опасные условия. Они не смогли справиться с внешними обстоятельствами, хотя очень надеялись изменить ситуацию к лучшему.
Литературное направление и жанр
В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.
Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» — повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.
-
«Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
-
«На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
-
«Возвращение», анализ рассказа Платонова
-
«В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
-
«Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова
-
«Никита», анализ рассказа Платонова
-
«Сокровенный человек», анализ повести Платонова
-
«Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
-
«Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
-
«Чевенгур», анализ романа Платонова
-
«Фро», анализ рассказа Платонова
-
«Корова», анализ рассказа Платонова
-
«Юшка», анализ рассказа Платонова
-
«Маленький солдат», анализ рассказа Платонова
-
«Третий сын», анализ рассказа Платонова
По произведению: «Котлован»
По писателю: Платонов Андрей Платонович
История создания
Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.
Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.
В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных — Краткое содержание «Котлован»
Персонажи
В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, — фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.
ДРАМАТИЗМ ПРИОБЩЕНИЯ К НОВОЙ ЖИЗНИ (По повести А. П. Платонова “Котлован”)
В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века — проблема приобщения человека к новой жизни.
Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в самом начале повести появляется традиционный для русского народного творчества образ искателя счастья и правды. Действительно, Вощев именно народный мыслитель, и об этом свидетельствует даже тот стиль, которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни — в работе.
Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они “живут впрок”, “заготовляя” свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравятся раздумья Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умственная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя — это то же самое, что и “любить себя” (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде, и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости думать. Итак, новая жизнь в повести Платонова “Котлован” — это “жизнь впрок”, постоянный тяжелый труд
Важно отметить, что рыть котлован можно только коллективно, всем вместе; у рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить индивидуальность, ведь все они живут только ради воплощения одной цели
Символом этой идеи для рабочих является маленькая девочка Настя. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит “жить впрок”, вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше. Рабочие-землекопы воспринимают ее как символ коммунизма: Сафронов приветствует ребенка “как элемент будущего”. Сама девочка осознает себя тоже только в связи с коммунизмом: “Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!”
На мой взгляд, в приобщении к новой жизни не было бы никакого драматизма, если б эта новая жизнь исчерпывалась работой на котловане. Однако рабочие-землекопы, будучи коммунистами, должны были выполнять указания партии. В то время был взят курс на коллективизацию и раскулачивание. Именно поэтому землекопы были отправлены в деревню и рытье котлована было приостановлено.
В той части повести, которая посвящена организации колхоза, ключевым образом, на мой взгляд, является образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик работы, он трудится не ради результата, но ради самого процесса труда. Именно поэтому то, что он изготовляет, не годится для колхозного хозяйства. Кроме того, одним из качеств молотобойца является звериная жестокость, которая не имеет никаких оправданий.
Чтобы понять причины жестокости рабочих-землекопов, которые с такой нежностью и любовью относились к Насте, необходимо сказать о тех людях, против которых эта жестокость была направлена. Крестьяне в повести “Котлован” отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о себе. Это и дает основание Чиклину и другим считать крестьян кулаками, враждебными элементами. Однако в самом первом эпизоде, где идет речь о крестьянах, читатель видит, в чем выражается эта забота о себе. Выясняется, что у каждого жителя деревни, вплоть до маленьких, есть свой гроб, сделанный точно по размеру. Крестьяне уверены, что из-за того или иного мероприятия Советской власти даже их дети не успеют сколько-нибудь подрасти. Крестьяне — нищие, забитые люди, никогда не противостоящие насилию, которое над ними совершается. Жестокость Чиклина, Жачева и других строителей “новой” жизни объясняется не столько их личными качествами, сколько тем, что идея предписывала им быть жестокими. Новая жизнь в повести “Котлован” — “жизнь впрок”, тяжелый труд в коллективе ради счастья грядущих поколений. Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучая к насилию, и нивелирует личные качества каждого. Для коммунистической идеи жестокость, насилие также не кончаются ничем хорошим. На мой взгляд, то, что гибнет Настя, которая является символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают. В конце концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.
Своеобразие авторского стиля Андрея Платонова
Основной авторский стиль Платонова нередко называется «косноязычным» потому, что автор нарушает языковые нормы, привычные связи между словами, нанизывая морфологические, синтаксические и семантические ошибки друг на друга. Многим может показаться, что перед ними не великие русские романы и повести, а неуклюжие опыты бездарного студента, который понятия не имеет о правилах русского языка. Однако формальные стилистические нарушения таят в себе множество новых смыслов и создают эффекты, наиболее точно отражающие идейно-тематическое содержание. Каждое, казалось бы, случайное предложение выражает авторскую мысль, причем, непростую. «Философию общего дела», которую по-своему исповедовал Платонов (как многие поэты и прозаики 20-ых годов 20 века), невозможно донести ярче и убедительнее. Художественный мир Платнова построен на специфическом новоязе, как тоталитарное государство Оруэлла. Для новых идей появились новые формы. Именно их мы проанализируем на примере повести«Котлован».
Композиция и жанр
По смыслу произведение делится на 2 части. В одной говорится о городских жителях и котловане, а во второй поднимается тема жизни в деревне и кулаках. Композиция делится таким образом неслучайно. Причиной для этого послужила речь Сталина, которая была произнесена в 1929 году
В ней особое внимание уделялось проблеме «противоположности деревень и города». Сама композиция является кольцевой, так как в начале и в конце повести идёт описание котлована
Жанр — повесть. Это легко можно понять по объёму произведения, разветвлённости образов и событий. Направление «Котлована» — антиутопия, так как Платонов повествует о том, что задумки правительства неосуществимы и отрицательно отразились на общественной жизни страны.
Анализ 2
На самом деле Платонов написал повесть «Котлован» в 1930 году, но опубликована она была в 1987 году. Книга рассказывает о коллективизации в СССР.
В те времена очень не любили инакомыслящих. Поэтому все идеи, которые могут подорвать идею строя, сразу же ликвидировались и искоренялись. Авторов и писателей, которые открыто, высказывали свое мнение против коммунизма, наказывали. В связи с этим Платонов скрыл свои мысли за образами и определенными символами. Но, несмотря на это повесть «Котлован» так и не была напечатана.
Уже в названии повести можно рассмотреть зашифрованный символ. Котлован является местом на стройке. Именно здесь происходят события, описанные в первой части. Еще котлован можно расшифровать как яму или могилу. Это великое произведение родилось в период возникновения значимых политических событий. Произведение «Котлован» — это зеркальное отражение всего происходящего в те годы. В повести очень много символических образов, тайных знаков, которые могут расшифровать только люди, хорошо знающие историю СССР.
Нереально за один раз и сразу вспомнить и расшифровать все образы, которые есть в произведении «Котлован». Эту повесть можно перечитывать несколько раз и с каждым разом вы сможете рассмотреть в ней новые символы. Это делает «Котлован» захватывающим и необычным. Помимо этого Платонов имеет свою собственную и неповторимую манеру изложения информации. Автор, описывая ситуацию, выбирает особенные выражения.
Главный персонаж и все кто его окружают, находятся в постоянном поиске смысла жизни. Это длится на протяжении всей повести. Мысли об истине бытия отвлекают главного героя от работы. Именно по этой причине его увольняют. Но, самое ужасное это то, что он так и не нашел смысл жизни.
В произведении отчетливо прослеживается описание коллективизации, которая достигла высшей точки. В повести рассказывается о поступках государственных властей и о том, как простой народ справлялся с проблемами, которые создало для него государство. Поэтому Платонов разделил свое творение на насколько частей. В первой действия происходят на стройке, здесь больше описан быт городских жителей. Во второй части рассказывается о жизни в деревне.
Один из сильных образов в произведении – это девочка Настя, у которой нет дома. Она выступает как символ веры и надежды. В итоге она умирает, а ее тело остается замурованным в стене новостройки.
Тема смерти ярко описана в произведении «Котлова». Это символ бессмысленности происходящих событий в стране. Потому что писатель Платонов не поддерживал действия Советских властей.