Краткое содержание рассказа «морфий»

«вокруг булгакова»: писатель и морфий

Булгаков М.А. Морфий (Записки юного врача) читать краткое содержание, пересказ

Повесть М. Булгакова Морфий — ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача. Главный герои повести — Бомгард, врач, от лица которого ведется повествование, и еще один враг, коллега, Сергей Поляков. Действие происходит в 1917 году, время смуты, революции, надежд и потерь. Повесть начинается с рассказа доктора Бомгарда, неожиданно переведенного с глухого участка без электричества в маленький городок с более оснащенной больницей. Радости Бомгарда нет предела: я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что не случилось, за грыжи, воспаления, неправильные положения при родах. Однако ему снится его прежний участок, стоны больных, и он задумывается о том, кто же сейчас на его месте, в злополучном, захолустном участке?! Однажды во время дежурства сиделка приносит Бомгарду письмо. Судя по штемпелю, письмо оказывается из прежнего участка Бомгарда. Автор письма – коллега и бывший сокурсник Бомгарда — Поляков, просит срочно приехать Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу не у кого искать помощи, кроме Вас. Бомгард решает ехать, даже отпрашивается у главного врача, ложась спать, мучается сомнениями, чем же болен Петров: рак? Сифилис? Всю ночь Бомгард не спит, а на утро… привозят тело застрелившегося доктора Полякова. В предсмертной записке, которую находят, Поляков пишет, что не будет дожидаться Бомгарда, он раздумал лечиться. В письме – записке он предостерегает прочих: Будьте осторожны с белыми, растворимыми в воде кристаллами. Рядом с письмом находят общую тетрадь, которая оказывается дневником. Бомгард читает дневник Полякова, о чем М. Булгаков повествует далее. Из дневника Полякова читатель узнает, что Поляков поехал в глухой участок оттого, что ему опротивели все люди, а больше других – его жена Амнерис, оперная певица, бросившая его после года совместной жизни. Люди, окружающие доктора Полякова и в участке, тоже, абсолютно не вызывают его симпатий, он постоянно хмур и молчалив. Более других ему нравится фельдшерица Анна Кирилловна, он ее называет очень милой. Как-то ночью у него случается невыносимый приступ желудочной боли, хотя он здоров он зеленеет и Анна Кирилловна впрыскивает Кириллу морфий. Боль проходит, а доктор мысленно называет благодетель того, кто первый извлек из маковых головок морфий. На следующий день боль повторяется, и Поляков решается вновь впрыснуть себе остаток морфия. Потом, как только его начинает мучить досада по поводу поступка его жены, он вновь обращается к морфию. Вскоре Анна Константиновна становится тайной женой Полякова. Поляков начинает привыкать к морфию, а Анну успокаивает тем, что говорит, будто у него очень сильная воля. Но Анна отказывается разводить доктору морфий – он же сам этого делать не умеет; она прячет от него ключи от кладовой, где хранятся наркотические вещества, но Поляков выманивает ключи. Доза морфия увеличивается с каждым днем. Количество инъекций тоже. Причем сам Поляков убежден, что способен бросить это в любую минуту. Вес его падает, он становится бледным, а в периоды между дозами Поляков невыносимо зол, ненавидит всех и все. Стоит только принять морфий, как наступает блаженство и покой. Поляков боится одного: узнают остальные врачи по трясущимся рукам и расширенным зрачкам. Но это неизбежно происходит. Его отправляют в лечебницу, из которой он сбегает, предварительно украв из незапертого шкафа несколько склянок с морфием, возвращается в участок, продолжает колоть морфий. К этому времени доктора начинают посещать галлюцинации: слышатся голоса, мерещатся тени, а однажды он видит летающую старушку в желтой юбке. В тоже время он все больше осознает, как врач, что излечиться не в силах. Предпоследняя запись в дневнике гласит: Люди! Кто-нибудь поможет мне? А в последней записи Поляков сам себе признается: Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. В пятой и заключительной части повести Морфий М. Е. Булгаков пишет, что записки доктора были опубликованы Бомгардом через десять лет после его смерти, но свое значение и силу сохранили. .

Введение

В наше время число консоциальных, то есть общесоциальных проблем насчитывает не один десяток наименований.
Среди них коррупция, бедность, терроризм, безработица, загрязнение окружающей среды, политическая нестабильность,
распространение СПИДа, межэтнические конфликты и многие другие явления. Все они в той или иной мере,
к сожалению, присущи и России

Но, мое внимание в данной работе обращено к проблеме наркомании, ставшей страшным
бичом для российского общества, в особенности для молодежи.

В своем исследовании хочу рассмотреть проблему наркомании, как консоциальную проблему, на примере повести
Михаила Афанасьевича Булгакова «Морфий».

Наркомания давно пополнила ряды первостепенных социальных проблем. По сути это один из видов социального отклонения,
девиантного поведение индивидов и групп, осуждаемое обществом. Но что же такое наркотики? В бытовом представлении некое зелье,
порошок или раствор для шприца, одурманивающий наших граждан. На самом деле к классу наркотиков
относится такое количество веществ, по разному действующих на людей, что определить это понятие не так уж легко.
Всемирная Организация Здравоохранения в широком смысле определила наркотик как «вещество или
смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пищи), прием
которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры».
Вообще термин «наркотики» понятие скорее правовое и социальное, чем медицинское.
В России наркотиками считаются вещества, причисленные к таковым приказом Министерства Здравоохранения.
В отличии от алкоголя, который считается пищевым продуктом и не относится к наркотикам.

Проблема

Жизнь и смерть- это самая загадочная, таинственная и потрясающе интересная тема для человека.
Эти понятия противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно связаны. У жизни есть начало и конец.
И самое главное- между ними есть огромное пространство, наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство.
Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близки к ее завершению. Мы знаем, что длина
этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога короткая, например, у некоторых младенцев, не успев
начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые по своей воле прерывают свой жизненный путь и ставят точку
раньше времени- это самоубийцы. Пройти по жизни нелегко и просто. Мы не можем сказать, что лет 20, 30, 50 тому
назад всем было легко. Нет. У каждого времени были свои сложности и трудности. Опыт стран, столкнувшихся с
проблемой наркотиков значительно раньше России, показал, что решить ее только с помощью запретительных и юридических
ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей,
т.е. на воспитании личностной устойчивости к наркотическому соблазну. Главной профилактической мерой должно
стать знание правды о последствиях употребления наркотиков. И такую убедительную правду можно увидеть при прочтении
рассказа М. Булгакова «Морфий». Актуальность выбранной темы исследования обосновывается тем, что проблема наркомании
стоит в настоящее время очень остро. А исследование на данном литературном материале дает возможность
увидеть и прочувствовать весь трагизм героя, степень его деградации, разрушение связей с окружающим миром и людьми,
вследствие распада его личности.

Черт в склянке

Вскоре Поляков начал замечать, что иллюзия блаженства, которую создает морфий, слишком уж зыбкая. Состояние спокойствия быстро сменяется ужасом, страхом, тьмой. Доктор понимает, что морфий — это не что иное, как «дьявол в склянке». В эти минуты приходит осознание: вернуться к прежней жизни уже не удастся.

Однако после очередного впрыскивания Поляков снова делает в своей тетради оптимистичные записи. Морфинизм отнюдь не мешает врачебной практике. Доктор уверен, что его зависимость не принесет вреда пациентам. Правда, вскоре придется ехать в уезд за препаратом, и в разговоре с заведующим склада пережить несколько неприятных минут. Полякову всё чаще кажется, что окружающие догадываются о его пороке.

Проходит несколько месяцев. Молодой доктор уже не хочет ничего. Он ни о чём не может думать, кроме морфия. О его зависимости знает лишь фельдшер – женщина добрая, отзывчивая. Она корит себя за то, что тогда, в ту злополучную ночь, приготовила впервые Полякову раствор. Прототипом этого персонажа является первая жена писателя — Татьяна Лаппа.

Поляков предпринял несколько попыток избавиться от недуга. Он наивно полагал, что отказаться от морфия ему удастся путем постепенного сокращения дозы. Как уже известно из начала произведения, избавиться от зависимости ему не удалось.

Булгаков употреблял морфий?

Да, именно поэтому ему удалость так детально описать необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности.

Михаил Булгаков попробовал впервые морфий не из-за жажды кайфа. Он помогал мальчику, больному дифтеритом, ему показалось, что он заразился: его лицо распухло, тело покрылось сыпью и начался зуд. Михаил, само собой, не смог этого терпеть и попросил вколоть ему морфий. Тут и понеслось, как говорится…

Причиной было ещё и то, что привыкший к городским развлечениям Булгаков совершенно заскучал в глухом Никольском, его угнетала сельская бытовуха, он впадал в депрессию. И вот, кажется, то самое спасение. Наркотик давал ту самую эйфорию и те самые чувства, которых ему не хватало, тот творческий подъем, который так был нужен. Уколы делала жена Михаила, она говорила, что после дозы он был достаточно спокоен и даже пробовал писать под кайфом. Вот и биографы говорят о том, что начало автобиографической повести «Морфий» было положено в дни этого спокойствия, так сказать. Морфий не хотел отпускать Булгакова, ещё бы, такая личность… Жене становилось страшно на него смотреть, она не знала, что делать, ведь муж регулярно требовал наркотик, изо дня в день убивающий его.

На борьбу с наркотиками (он употреблял и опиум, тогда он без рецепта продавался), ему потребовалось около трёх лет, и вылечится ему помог другой наркотик — творчество, но это можно считать чудом, которого не случилось с героем.

Самоубийство Полякова

27-летний врач Владимир Бомгард наконец получает направление в уездный город. По сравнению с сельской больницей, новое место ему представляется раем. Однажды доктор получает письмо от университетского друга Полякова, занимающего прежнее место Бомгарда. Это довольно сомнительная послание. Его автор просит о помощи, пишет, что тяжко болен, практически безнадежен.

Бомгард принимает решение следующим же утром отправиться на помощь другу. Однако поездка отменяется. В эту ночь привозят Полякова. Он стрелял себе в голову.

Краткое содержание «Морфия» Михаила Булгакова изложить непросто. Дело в том, что большая часть произведения представляет собой дневниковые записи Полякова.

Глава I

Владимир вспоминает все испытания, через которые ему пришлось пройти, работая в «Горелове». Перед мысленным взором всплывали ужасные ночные происшествия, когда приходилось спасать людей в неприспособленных для этого условиях. Не было ни электричества, ни водопровода, ни нормальных медицинских инструментов, ни лекарств в нужном количестве.

Сравнивая прежнее место работы с нынешним, Бомгард не перестает радоваться. Теперь, когда он получил должность в городской больнице, можно расслабиться и спокойно заниматься лишь детскими болезнями. Навсегда забыть о тревожных, бессонных ночах. Об отсутствии элементарных условий для оказания помощи пациентам. Об экстренных и опасных дальних поездках на санях по зимнему бездорожью, когда нужно было оказывать врачебную помощь тем, кого не смогли доставить в больницу.

Глава IV

Акушерка Анна Кирилловна предупреждает Полякова об опасности таких частых уколов морфия. Но Сергей не обращает внимания на предостережения. Анна отказывается готовить для него дозы морфия и отдавать ключи от аптеки, где хранится лекарственный порошок. Он силой забирает ключи у Анны. Вскоре они мирятся, и акушерка, скрепя сердце, делает ему очередной укол.

Из газет Поляков узнает о свержении императора Николай II, а спустя несколько месяцев – о начавшейся революции. Доктору требуются все большие дозы морфия, запасы которого заканчиваются. Он пробует заменить его уколами кокаина и описывает свои ощущения от нового принятого лекарства. Призывает всех не проводить подобные опыты, так как из этого ничего хорошего не выходит.

Поляков осознает, что стал морфинистом, зависимым человеком, но при этом уверен, что уколы идут ему на пользу. Ведь после них он становится бодрым, сосредоточенным, внимательным, больше и лучше работает. Вместе с этим Поляков опасается, чтобы никто не узнал о его пороке. Запасы морфия доктор пополняет за счет покупки кристаллов в уездных аптеках. Он читает медицинскую литературу о влиянии морфия на организм, и ему становится страшно за свое здоровье. Но в итоге он сам себя успокаивает тем, что при желании сможет победить зависимость.

Поляков описывает свой позорный побег из психиатрической лечебницы, где в период отпуска пытался излечиться от наркотического пристрастия. Но не выдержал и, украв морфий и свою одежду, сбежал. Придя к лечившему его доктору-психиатру на следующий день, чтобы вернуть больничную рубашку, Сергей пообещал, что продолжит лечиться у себя на участке. Психиатр вернул Полякову расписку, где тот обязался пройти 2-месячный курс терапии.

Поляков возвращается на место своей работы, где продолжает ставить себе уколы морфия. Он понимает, что его личность кардинально меняется. Появляются первые галлюцинации, которые Сергей считает случайностью. Анна сообщает Полякову, что о его зависимости известно фельдшеру, и просит уехать в город. Но Сергей не соглашается.

Поляков узнает, что Бомгарда переводят в уездную больницу, а его направляют на место коллеги, в «Горелово». Анна остается на прежнем месте, в «Левково», и обещает навещать Сергея. Поляков говорит Анне, что поле Нового года точно возьмет отпуск, поедет в город и продолжит лечение. Но вскоре у него появляется уверенность, что лечение ему не требуется. Он продолжает впрыскивать себе морфий.

Анна, приехав из «Левково» в «Горелово», привезла Полякову морфий. Незаметно от него попыталась заменить 5-процентный раствор 2-процентным. Но Сергей заметил это, и они поссорились. Персонал на новом месте работы, заметив болезненный внешний вид Полякова, гонит его в отпуск. Сергей пытается на какое-то время воздерживаться от приема наркотика. Но получается плохо. Он слабеет с каждым днем.

Поляков твердо решает ехать в город на лечение. Но обратиться не к психиатру, а к старому товарищу Бомгарду, которому отправил записку. К этому моменту у Сергея настолько плохое самочувствие, что он уже не ведет приемы пациентов, лежит на кровати в своей комнате, никуда не выходит.

В один момент, когда без дозы морфия Поляков продержался 14 часов, он понимает, что ему не нужно лечение. Что его уже ничего не спасет. Он осознает, что напрасно отправил письмо Бомгарду. Больной, истощенный Сергей понимает, что у него остался единственный выход, который находится под рукой – самоубийство из револьвера.

Вариант 2

Рассказ “Морфий” М.А. Булгакова – это история о том, как молодой врач, главный герой, попадает в мир наркотиков и становится их заложником. Он начинает употреблять морфий, чтобы справиться с нервным напряжением и усталостью, но вскоре понимает, что не может без него жить. Его жизнь превращается в кошмар, и он теряет все, что ему дорого.

Автор описывает психологические изменения, которые происходят с героем, когда он употребляет морфий. Он становится агрессивным, нервным и неуравновешенным. Его отношения с женой и друзьями портятся, и он начинает терять работу. В конце концов, он оказывается одиноким и безнадежным.

Автор также показывает, как наркотики влияют на физическое состояние человека. Герой становится слабым и болезненным, его здоровье ухудшается, и он начинает терять вес. Он становится зависимым от морфия и не может жить без него.

Рассказ “Морфий” – это предупреждение о том, как наркотики могут уничтожить жизнь человека. Автор показывает, что даже самые успешные и умные люди могут стать жертвами наркотиков. Он также показывает, что наркотики не только уничтожают жизнь человека, но и влияют на его окружение.

Автор описывает, как герой пытается бороться с зависимостью от морфия. Он пытается бросить наркотики, но не может справиться с сильным желанием употребить их. Он ищет помощи у других людей, но никто не может ему помочь. В конце концов, он понимает, что он один не может справиться с зависимостью и что ему нужна профессиональная помощь.

Автор также показывает, как наркотики влияют на моральные принципы человека. Герой начинает врать и обманывать, чтобы получить дозу морфия. Он теряет свою человечность и становится жертвой наркотиков.

В целом, рассказ “Морфий” М.А

Булгакова – это глубокое и трогательное произведение, которое заставляет задуматься о том, как важно беречь свое здоровье и не попадать в ловушку наркотиков. Он напоминает нам о том, что жизнь – это ценный дар, который нужно беречь и ценить

Рассказ также показывает, что зависимость от наркотиков – это болезнь, которую нужно лечить, и что люди, страдающие от этой болезни, нуждаются в помощи и поддержке.

Практическая значимость

Самое пагубное влияние наркотики оказывают на неокрепшие души молодых, подростков, которые, порой из любопытства, для «кайфа» пробуют «травку», а то и другие нарковещества. Работа над рассказом М.Булгакова «Морфий» привела меня к мысли исследовать отношение моих сверстников к наркотикам и к людям, употребляющим их. В связи с этим мной был проведен опрос учеников 10 -11 классов. Всего в опросе приняло участие 124 человека.

Результаты показали, что:

48%- есть желание помочь

60%- не встречали в классической и современной литературе произведения связанные с наркозависимостью;

47% — положительно относятся к данным произведениям, т.к. считают что это может быть достаточно поучительно;

50% учеников затронули бы эту тему в своих сочинениях.

В ходе исследования выяснено, что отношение учащихся к данному вопросу неоднозначно. Мои сверстники считают, что главными причинами обращения человека к наркотику являются проблемы личного характера, желание получить удовольствие, слабохарактерность и плохая компания.

Наркомания – это страшное зло и большая беда; наркомания – тяжелое психическое расстройство, которое сказывается на настроении человека, его мыслях и поведении.

Употребление наркотиков мешает нормальной жизни человека: люди пренебрегают личной гигиеной, забывают о семейных обязанностях и важных событиях, игнорируют их и все чаще совершают профессиональные ошибки. Как можно ожидать, это заметно сказывается на них самих, на их родных и обществе в целом. Наркоманы теряют связь с семьей и друзьями, у них начинаются финансовые проблемы и проблемы со здоровьем, неприятности с законом. И только всем миром можно противостоять наркомании и уберечь от нее родных и близких. В результате своего исследования я пришла к выводу, что основной составляющей такого противостояния является профилактическая работа. Надо внушить подросткам мысль о пагубности наркотиков. Необходимо предоставить детям и подросткам материалы, из которых они могут узнать, каким потенциальным рискам себя подвергают и как предотвратить зависимость. И таким убедительным материалом, по моему мнению, может служить рассказ М.Булгакова «Морфий».

Главные герои

Владимир Михайлович Бомгард – герой-рассказчик. Детский врач 27-и лет. «Здоров, силен, но мягок» (из записей Полякова).

Сергей Васильевич Поляков – университетский товарищ Бомгарда 25-и лет. Был очень жизнерадостным человеком до семейной драмы. Рассудительный, по мнению Бомгарда. Не смог отказаться от наркотика.

Анна Кирилловна – фельдшерица-акушерка в Левково. Стала «тайной женой» Сергея Васильевича, пыталась его спасти. «Милый и развитой человек» (из записей Полякова). Нестарая женщина, ее муж в германском плену.

Доктор N – профессор, психиатр. Работал в столичной лечебнице, где проходил лечение Сергей Васильевич.

Проблемы

В первую очередь, здесь поднимается проблема наркотической зависимости. Дисгармония с самим собой во взаимодействии с каким-нибудь морфием порождает сложного и интересного героя в литературе, но обреченного на смерть человека в реальности. Какого это — ежедневно зависеть не от воды и еды, а умирать от недостатка химии в организме? Каково это — загибаться и мучиться от укола до укола, а в промежутке быть в каком-то своём раю?

Довольно глубокие психологические проблемы поднимаются в повести, которые актуальны и сегодня. Например, боязнь боли и ее последствий, явно преувеличенная пациентом. Человек ломается, не выдерживает натиска телесного недуга и обрекает себя на недуг нравственный – зависимость от морфия. Он загоняет себя в угол от недостатка мужества, от него же не может бросить пагубное лечение. Его обуревает страх осуждения и потери должности, поэтому он выстраивает баррикады, отгораживаясь от общества, которое могло бы помочь ему. Так жертва сама убивает себя, сжигая мосты, ведущие к спасению. Абсурдно, но герой погибает из-за малодушия, даже наркотик здесь второстепенен: он лишь подточил и без того никчемную волю.

Об авторе

Михаил Булгаков родился в Киеве. В 1891 году окончил гимназию, после чего поступил на медицинский факультет. Выбор профессии объяснялся просто: оба брата матери – Николай и Михаил – были практикующими докторами. Один работал в Москве. Другой – в Варшаве. Зарабатывали оба неплохо. Михаилу Булгакову врачебная практика принесла лишь беды.

Несколько лет он проработал доктором в Смоленской губернии. Участь земского врача была тяжела, о чём свидетельствует многие ранние работы писателя, в том числе «Морфий» Булгакова. Краткое содержание рассказа представлено в данном материале.

В 1916 году молодой врач вернулся в Киев. Здесь начал частную практику. Однако вскоре записался добровольцем в офицерские дружины. Начало литературного творчества приходится на начало двадцатых годов. Остальные факты из биографии прозаика освещать не будем. Приступаем к знакомству с кратким содержанием «Морфия» Булгакова – классика русской литературы, произведения которого не принимала цензура, но очень любил Иосиф Сталин.

Актуальность

Почему именно рассказ «Морфий» привлек моё внимание? На мой взгляд, именно этот рассказ М.А.Булгакова особенно актуален сегодня, когда нам угрожает беда. Эта беда – наркомания

Она распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год шестерых. Наркомания – непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависящих- это школьники. Поэтому, я считаю, что рассказ «Морфий» мог бы стать духовным ориентиром для молодого поколения. Рассказ М.А. Булгакова – это рассказ-предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя. По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.

Результат

Итак, мы исследовали проблему наркомании на литературном материале в рамках рассказа М.Булгакова «Морфий» и пришли к следующим выводам. Жестокая человеческая драма открывается перед нами. Своим рассказом писатель хочет предостеречь сотни и тысячи тех, кто еще не стал наркоманом, показывает всю глубину этой пропасти, куда нетрудно попасть, но откуда уже практически нельзя выбраться. Булгакову веришь сразу и безоговорочно, ведь он врач, прекрасно понимающий то, о чем пишет, сам прошедший через это тяжелое испытание. Жаль только, что многие молодые люди не читали этого произведения, иначе не сделали бы первого рокового шага. Я думаю, что это произведение должно быть включено в обязательную школьную программу по литературе, чтобы остановить юные души, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата — смерть. Что ждет наркомана — кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть. Обо всем этом талантливо и убедительно предупреждает Михаил Афанасьевич Булгаков в «Морфии».

Пересказ «Морфия» по главам

Глава I

Доктор Бомгард вспоминает счастливое время: зиму 1917 года. В ту вьюжную пору его перевели с глухого участка в уездный город. Владимир Михайлович не мог нарадоваться городским видам и благам цивилизации, ведь одно только электричество значительно облегчает жизнь и труд врача.

В больнице он работал исключительно с детскими болезнями – дифтеритом да скарлатиной. Груз ответственности слетел с доктора, поскольку специалисты каждого одноэтажного отделения занимались заболеваниями своего профиля. Владимир Михайлович начал крепко спать по ночам.

Глава II

Наступил февраль 1918 года. Доктор Бомгард привык к новому месту, но мысли об участке в Горелове не могли покинуть его ночью. Он задумывался о новом сотруднике тех мест и всех трудностях работы, которые ему пришлось претерпеть.

Его раздумья прервала сиделка: она принесла письмо. К доктору писал его старый друг Сергей Поляков из Горелова. Он сообщал о «нехорошей» болезни и просил коллегу приехать хотя бы на час.

Глава III

Владимира Михайловича разбудили в полпервого ночи – привезли умирающего Полякова. Доктор приказал разбудить главного врача и сам поспешил собраться.

Вместе с раненым приехала Марья Власьевна и рассказала все, что знала. На груди у Полякова была рана от выстрела из Браунинга. Лекарь не хотел, чтобы за его жизнь боролись. Из последних сил он прошептал доктору Бомгарду: «Тетрадь вам…» — и погиб. Краткое содержание предсмертной записки из «Морфия» гласило, что погибший завещал другу и коллеге свой дневник с историей болезни.

Глава IV

Первая не вырванная запись в тетради была за 20-ое января 1917 года, когда Поляков отмечал, что не хочет видеть людей. Он жил и трудился в Левково за три уезда от Горелова. Позже лекарь написал, что привык к работе, но исполняет ее механически. Вечера проводит в одиночестве.

15 февраля Полякова охватили приступы боли в желудке, так что Анна Кирилловна впрыснула ему дозу морфия. Так спокойно, как той ночью, врач уже давно не спал. Доктор, чтобы избежать возращения боли, ставил себе уколы в бедро самостоятельно. Навязчивые мысли об ушедшей любимой его оставили, душевное расположение было хорошим. Начинало казаться, будто без порции морфия невозможно было работать. Поляков уверял Анну К., что сохраняет контроль над ситуацией. Ночами он наслаждается яркими «двойными» снами, после которых просыпается бодрым. Врач даже приобрел интерес к работе и спокойствие.

Сергей Васильевич пытался заменить морфий кокаином, но безуспешно. Процент наркотика в растворе возрастал, и доктор пополнял его запасы, хотя это было проблематично. Поляков бросил лечение в клинике, доктор N позволил ему уйти, уверенный, что больной вернется. Покидая лечебницу, Сергей Васильевич украл 3 кубика морфия, и совесть мучила его — вора. 18 ноября морфинист впервые увидел галлюцинации на прогулке у реки.

Полякова перевели на Гореловский участок. Он впрыскивает по 4 порции морфия в сутки, но не хочет лечиться. Врач потерял надежду на выздоровление и нормальную жизнь. Состояние его здоровья ухудшалось, он не мог общаться с людьми без чувства тревоги и страха. Поляков написал Бомгарду, но потом посчитал позорным «хоть минуту длить свою жизнь».

13 февраля Сергей Поляков завершил свои мучения.

Как Булгаков бросил морфий?

Пробовал перейти на папиросы с опиумом и сократить дозу, но все тщетно. Существует несколько версий, как писатель на самом деде бросил морфий.

Согласно одной из них, помогла ему жена Татьяна, которая вводила в вену дистиллированную воду, якобы Булгаков это принял и стал отвыкать от наркотиков, но наркологи отвергают эту версию. Согласно другой версии, Татьяна просто уменьшала процент морфия и усилено добавляла дистиллированную воду, что вероятнее. И, конечно, сыграло свою роль творчество. Когда человек живет чем-то, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.

Морфий (сборник)

«Записки юного врача», возможно, проигрывают по увлекательности описанных клинических случаев и, как это ни странно, по уровню художественного мастерства лучшим образцам врачебных воспоминаний. Но есть в «Записках…» одна удивительная особенность — трагическое осознание, насколько работа врача в теории отличается от работы врача на практике, и как сложно человеку, настроенному «дожить до старости с чистыми руками», смириться и принять это отличие. Булгаков описывает начало своей профессиональной деятельности, когда он, молодой врач, «двадцатичетырехлетний, два месяца назад выпущенный», получил назначение в земскую Никольскую больницу. Герой — единственный врач больницы, есть еще фельдшер, две опытные акушерки, и очень-очень много разных пациентов. Молодой доктор вынужден заниматься всем, сразу и быстро, спрашивать совета не у кого, сомневаться некогда, бояться нельзя.

Начинается карьера автора-героя почти хрестоматийно: очень сложный случай и неожиданный, почти невероятный успех (умри пациентка во время операции, вряд ли у рассказчика хватило бы силы воли продолжать работать врачом). Но каждый следующий случай (почти каждый) приносит герою больше разочарования чем радости. Не потому что юный врач постоянно сталкивается с неудачами, а потому что испытывает слишком сильное сожаление, когда не может помочь, когда его помощь не требуется или когда обстоятельства складываются против него и пациента. Увы, представления об этической сущности врача и его божественной миссии не выдерживают столкновения с действительностью. Поэтому история, рассказанная в «Морфии», — своего рода продолжении «Записок юного врача» — кажется закономерной и неизбежной. Помнится, один литературный доктор, герой повести «Без дороги» Вересаева, стремился «наркотизироваться» врачебным делом, «всем существом отдаться» работе, чтобы «совершенно забыть себя». У доктора Поляков цель другая: ему нужен настоящий, материальный, наркотик, чтобы оставаться собой. Впрочем, проблема наркотической зависимости не главная, по крайней мере, не единственная, в повести Булгакова, не менее важна проблема психологическая: употребление морфия, чтобы заглушить душевную муку. Герой стремится «забыть всё это»: драму личной жизни, глухую провинцию, где приходится жить и работать, саму работу, бытовые неудобства, невежество и дремучесть пациентов, скуку, одиночество, страх. Но разве получится?..

Но больше всего в сборнике мне понравились «Записки на манжетах», «что-то такое вроде мемуаров» по авторскому определению, но произведение более литературное, чем документальное. Разрозненные воспоминания, фрагменты жизни, отрывки мимолетных впечатлений были записаны, точнее надиктованы, Булгаковым в 1921 году, но в них отчетливо виден и стиль будущего автора «Театрального романа» (1936-1937), и мотивы и образы «Мастера и Маргариты» (1929-1940). Общую тему определить можно весьма условно, сюжета как такового нет, главное в «Записках…» стиль — экспериментальный булгаковский. Сказка!

https://youtube.com/watch?v=Gvg6TbMPkEg

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: