Предисловие
Пословицы и поговорки – особый вид творчества русского народа. На протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение, они отшлифовывали свою выразительность и художественную силу. В мудрых и образных изречениях народ отразил свое отношение к природе, труду, жизни, людям.
Обычно не проводится резкой границы между пословицей и близкой к ней разновидностью народных изречений – поговоркой. Попытка сформулировать отличие пословицы и поговорки была сделана Н.А. Добролюбовым, который пословицы определял как «правило народной мудрости в нескольких словах», а поговорки – «удачно схваченное изображение предмета, его характеристика, которая потом осталась за ним навсегда и прилагается к целому ряду однородных предметов… народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. В метких изречениях проявляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. В народе высоко ценили мастерство, с удовольствием относились к честному труду и с презрением – к тунеядству. На протяжении всей истории народ славил свой труд как главный источник жизни. Об этом говорят пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает».
Труд формирует характеры людей. Народ создал много пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости, опрятности. Пословицы помогали формироваться моральным и этическим качествам людей, семейным и общественным отношениям. В пословицах и поговорках выразилось отношение людей друг к другу, глубокий ум, мудрость, наблюдательность, сметливость, находчивость народа, его стремление к добру.
В сознании народа прочно живет особо уважительное отношение к слову, пословице, складной образной речи. Меткое слово «разит не в бровь, а в глаз». В пословицах и поговорках с особой силой сказалась выразительность русского языка. Пословица и поговорка – неотъемлемая часть живой народной речи, устного народного творчества.
Народ всегда ценил знатоков пословиц, мастеров метких высказываний, в которых присутствовали и широко распространенные пословицы, и придуманные самим мастером остроумные афоризмы.
Русская пословица создает образ, который не навязывает вывод, а сам наводит на заключение. Меткий образ в пословице оформлен в четкую сжатую форму.
Пословицы и поговорки, широко бытовавшие в народе, рано начали проникать в литературу. И наоборот – в основную массу народных по происхождению пословиц и поговорок вливались афоризмы книжного происхождения. В пословицы и поговорки превращались также наиболее меткие выражения из сказочной речи.
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему особой выразительности, убедительности и простоты.
И. Пигулевская
Особенности драматургии А. Н. Островского
Формирование идеала общественной комедии и становление современного театра 1840-х годов происходило под влиянием драматургии Н.В. Гоголя и его критических выступлений. Предпосылки для нового отношения к театру и нового понимания трагического и смешного создавала его комедия «Ревизор». Творчество А. Н. Островского стало вершиной отечественной драматургии второй половины 19 века. В 1850 году была написана первая «большая» комедия А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!», которая дала представление о новом театре. Островский принимает взгляд Гоголя на особое значение общественной комедии и внимательно относится к кругу сюжетов, поставленным им в драматургии, но уже с самого начала своего литературного пути он проявляет полную независимость в осмыслении и интерпретации современных коллизий.
Статья: Жанровая специфика комедии «На всякого мудреца довольно простоты»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
По мнению Островского, современные социальные конфликты наиболее ярко себя проявляют в купеческой среде. Он считает, что в купечестве прошлое и настоящее общества слились в противоречивое и очень сложное единство. В своих пьесах Островский разоблачает пороки купечества, анализирует их, вскрывает их исторические причины и предвидит возможные проявления этих пороков в будущем.
Замечание 1
Целью Островского было создание жизнеутверждающей комедии, основанной на народно-игровых традициях и фольклорных мотивах.
Сказочный или легендарный сюжет в произведениях Островского «прорастает» современной проблематикой. Писатель видит наряду с поэзией народных праздников и обрядов нищету тружеников, тяжесть зависимости детей от родителей, работника от хозяина, образованного бедняка от безграмотного толстосума. Писатель отмечает и социально-исторические изменения, которые грозят патриархальному кладу разрушением.
Как правило, действие в пьесах Островского происходит в одной семье или же в узком кругу людей, которые связаны с семьей героев. С начала 50-х годов конфликты в произведениях Островского определяются, помимо внутрисемейных отношений, еще и состоянием города, общества, народа.
В творчестве Островского в 60-70 годы происходит усиление сатирического элемента. Писатель создает ряд произведений, в которых преобладает сатирический подход. Наиболее значительными из них являются «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты». В этот период писатель возвращается к принципу «чистой комедии», переосмысляет и возрождает ряд структурных особенностей гоголевской комедии. Особое значение приобретает характеристика социальной среды и общества. Часто Островский использует схему сюжета о «плутах» («На всякого мудреца довольно простоты»).
Художественная система А. Н. Островского предполагает равновесие комедийного начала и трагического, идеала и отрицания.
Во многих отношениях его драматургия противоречила канонам европейской, для которой характерны сложная интрига, тенденциозно-однозначное решение злободневных проблем и принцип «хорошо сделанной пьесы». Островский же негативно относился к сенсационно-актуальным пьесам, к театральным эффектам и ораторским речам персонажей.
Характерным сюжетом для произведений Островского является «жизнь обыкновенная». Сам драматург подчеркивал, что жизненность и простота сюжета являются главным достоинством литературного произведения.
Основными типовыми ситуациями, на которых основаны драматические конфликты пьес Островского, являются:
- любовь и стремление возлюбленных соединить свои судьбы вопреки сословным предрассудкам и материальным расчетам;
- жажда духовной независимости;
- борьба за существование;
- стремление защитить свою личность самодурства власть имущих;
- муки самолюбия «маленького человека».
Егор Глумов и другие персонажи
Вот требования, которые Егор Глумов считает необходимыми для успешного построения карьеры. Эти слова очень похожи на монолог Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума», что лишний раз доказывает универсальность такого типа едва ли не во все времена:
В то же время глумовский образ совершенно несопоставим с главным персонажем другой, более ранней пьесы Островского, «Доходное место» — Жадовым. Этот идеалист имел свои принципы, он считал, что можно жить по совести, не выслуживаясь и не беря взяток:
И вот на смену ему снова приходит беспринципный проныра Глумов, умный, хитрый, лицемерный. Он находится в окружении туповатых фразеров, реакционеров, ханжей и продажных писак — Мамаева, Городулина, Крутицкого, Турусиной, Голутвина. Из простых честных людей здесь лишь гусар Курчаев — да и тот, по общему мнению, ничего из себя не представляет и не обещает в будущем.
Другие персонажи
- Глафира Климовна Глумова – мать Егора Дмитрича, недалекая, услужливая женщина, привыкшая во всем угождать богатым людям.
- Нил Федосеич Мамаев – богатый барин, дальний родственник Глумова, который любил всем давать наставления.
- Клеопатра Львовна Мамаева – супруга Нила Федосеича, страстная натура, очарованная Глумовым.
- Крутицкий – старик, консерватор, важный господин.
- Иван Иванович Городулин – молодой мужчина, «либерал», важный господин.
- Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, глупая, мнительная женщина.
- Егор Васильич Курчаев – молодой гусар, приятель Глумова.
- Машенька – племянница Турусиной, влюбленная в Курчаева.
- Голутвин – молодой человек, продажный писака.
Появление Мамаева
В следующем явлении в комнату входит слуга Мамаева, а следом и сам барин. Главный герой сделал вид, что сдает занимаемую им квартиру внаем — якобы ему надо переехать в большую, а средств не хватает. Когда тот, изумляясь, спрашивает о причинах такого поступка, Глумов спокойно признается, что он, дескать, глуп — ума недостаточно. А поучить его некому.
И Мамаев седлает любимую лошадь — пускается в рассуждения о том, что нынешняя молодежь не любит слушать наставления старших. Глумов ему поддакивает. А потом рассказывает, что вот он бы и рад послушать умного человека, и есть, мол, у него один родственник, да вот беда — богат. Стало быть, если придешь к нему — подумает, за деньгами:
Создание комедии и премьера
Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н. Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько». Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.
Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.
Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты. Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете. Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.
Постановки
В провинциальных постановках наиболее известны были Глумов — Рощин-Инсаров, Городулин — Неделин .
Постановки в СССР
1923 — Малый театр (реж. И. С. Платон; Глумов — П. М. Садовский , Глумова — В. Н. Рыжова , Мамаев — Костромской, Крутицкий — А. И. Южин , Городулин — Климов, Турусина — Е. К. Лешковская, Машенька — Белевцева, Курчаев — М. Ф. Ленин , Голутвин — Н. Яковлев).
1935 — Малый театр (реж. П. М. Садовский, худ. Меныпутин). Исполнители этой и последующей (1943) пост. Малого театра: П. М. Садовский, Мейер, Аксенов, М. И. Царев (Глумов), Е. Д. Турчанинова (Глумова), В. Н. Давыдов , Головин, К. Яковлев, Владиславский (Мамаев), Шатрова (Мамаева), Айдаров, Рыжов, Зражевский , Старковский (Крутицкий), К. А. Зубов , Н. Яковлев, Рыбников (Городулин), Турчанинова , А А. Яблочкина , Борская (Турусина), Васенин , Лебедев, Сашин-Никольский (Голутвин).
- 1923 — 1-й Рабочий театр Пролеткульта (Москва). Композиция «Мудрец» по пьесе Островского. Автор композиции и режиссёр С. М. Эйзенштейн ; Глумов (в композиции — Рыжий клоун Жорж) — Г. В. Александров .
- 1928 — Проф-клубная мастерская в Москве (реж. Волконский, Глумов — Канцель, Крутицкий — Абдулов)
- 1937 — Харьковский русский театр (реж. и Крутицкий — А. Г. Крамов)
- 1943 — Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола (премьера в г. Серове)
- 1943 — ЦТКА (реж. Тункель, худ. Федотов; Глумов — Хованский, Мамаев — Хохлов)
- 1944 — Театр им. Ш. Руставели (Тбилиси; реж. Алексидзе)
- 1945 — Воронежский театр (реж. Энгелькрон)
- 1945 — Казанский русский театр (реж. Ардаров; Глумов — Гусев, Глумова — Жилина, Мамаев — Якушенко)
- 1946 — Ленинградский театр Комедии (реж. Зон, худ. Н. П. Акимов)
- 1950 — Театр драмы Латвийской ССР (реж. Балюна; Глумов — Видениек, Глумова — Румниеце)
- 1951 — Театр им. Леси Украинки (Киев; реж. Нелли; Глумов — Белоусов)
- 1954 — Горьковский театр (реж. Покровский, худ. К. Иванов; Глумов — Ушаков, Крутицкий — Левкоев)
- 1958 — Московский театр Сатиры (реж. Лобанов)
- 1968 — Театр им. Евг. Вахтангова . Реж. А. Ремизова, худ. Н. П. Акимов .
Кроме того пьесу ставили Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934), Таганрогский (1936) театры, Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова (1940), Воронежский театр (1941), Одесский русский театр им. Иванова (1947), Саратовский театр им. К. Маркса (1948) , Театр им. Я. Купалы (Минск ; 1962), Бакинский театр (1963) и др.
Современные постановки
- 1984 — Малый театр. Реж.-пост. И. В. Ильинский, реж. В. Я. Мартенс, худ. С. М. Бархин.
- 1997 — Театр-студия п/р О. Табакова. Реж.-пост. О. П. Табаков , худ.-пост. Д. Л. Боровский .
- 2002 — Малый театр. Реж.-пост. В. Бейлис, худ.-пост. — Э. Стенберг. В ролях: Э. Быстрицкая, И. Муравьёва, А. Потапов, Т. Панкова, А. Ермаков.
- — Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина (реж. В. Золотарь)
Краткий анализ
Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.
Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.
Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.
Кража дневника
На сцену из соседней комнаты выходит Мамаева. Она находит на столе брошенный дневник Глумова и пролистывает его. Прочитанное ее удивляет и возмущает — Клеопатра Львовна решает забрать эти записки, чтобы отомстить за предательство:
Ничего не подозревающий о планах Мамаевой Глумов напоследок обещает ей вечную любовь и решительно подтверждает, что готов отказаться от брака с племянницей Турусиной. Дама делает вид, что верит ему и уходит.
А Глумов начинает готовиться к визиту к богатой невесте Машеньке. Вот тогда-то он и обнаруживает пропажу дневника. Понимая, что его похитила, скорее всего, обиженная тетушка, он собирается кинуться ей в ноги -«пойти прямо в пасть к гиене» — и применить все свое красноречие, чтобы она не мстила ему. Ничего другого ему не остается.