Вопрос-ответ:
Какова тематика книги «Обрыв»?
Книга «Обрыв» написана русским писателем Иваном Гончаровым и является романом о сложностях жизни и поиске смысла. Главный герой Алексей, после смерти своего отца, оказывается в поиске счастья и осмысленности своего существования.
Какими эмоциями наполнена книга «Обрыв»?
Книга «Обрыв» пропитана различными эмоциями, такими как тоска, одиночество, надежда и стремление к чему-то большему. Эти эмоции передают внутренний мир главного героя и делают произведение более глубоким и затрагивающим.
Что можно сказать об стиле письма в книге «Обрыв»?
Стиль письма в книге «Обрыв» отличается своеобразием и глубиной. Иван Гончаров использовал различные литературные приемы, чтобы передать внутренний мир героя и его переживания. Он использует красочные описания и метафоры, что делает чтение книги увлекательным и эмоциональным.
Роман «Обрыв»: критика
Нужно отметить в целом отрицательное отношение к его роману со стороны «революционно-демократической» критики. Впрочем, громоздкий «Обрыв» был прохладно встречен и критиками других направлений. Подобные факты, однако, не дают настоящих оснований считать произведение «неудачей» Гончарова. Суд современников далеко не всегда справедлив. В начале XXI в. уже вряд ли актуальны волновавшие когда-то критику вопросы наподобие того, есть ли образ Марка Волохова карикатура на революционера-демократа или, напротив, недостаточно резкое его разоблачение. В романе есть немало сторон, сильных в чисто художественном отношении.
Так, Гончаров проявил себя именно в «Обрыве» великолепным бытописателем. Словесные картины жизни волжского городка поражают авторской наблюдательностью и по своей зримости напоминают полотна жанровой живописи.
Питомец натуральной школы неожиданно сказался в знаменитом писателе, который находчиво и непринужденно применяет литературную «технику» физиологических очерков времен его молодости, насыщая повествование и описание множеством конкретных жизненных деталей.
В романе «Обрыв» Гончаровым создан целый ряд ярко написанных колоритных характеров (председатель казенной палаты Нил Андреевич, старинный друг бабушки Тит Никоныч Ватутин, провинциальная «львица» Полина Карповна Крицкая, университетский друг Райского учитель Леонтий Козлов и его жена Уленька, дворовый Савелий и его жена Марина и т. д.).
Рецензии на книгу «Обрыв» И.А. Гончарова
- «Обрыв» – гениальное произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Переживания главного героя, его внутренние конфликты и размышления проникают в самые глубины души. Книга оставляет читателя с множеством вопросов, на которые каждый из нас должен найти ответ. Великолепное литературное творение, которое рекомендую прочитать каждому.
- Изумительное психологическое изображение внутреннего мира героя, его борьбы с самим собой, с собственными принципами и ценностями. Через призму главного героя И.А. Гончаров раскрывает проблемы современного общества, его поверхностность и безразличие к внутренним переживаниям людей. Книга заставляет задуматься об истинных ценностях и цели жизни.
- Что происходит на самом деле с героем внутри? Может ли он обрести душевное равновесие? Эти вопросы пронизывают всю книгу и заставляют читателя вникать в тонкие детали характеров и событий происходящих. «Обрыв» это произведение, которое стоит прочитать всем, кто ищет глубину и смысл в своей жизни.
- Роман «Обрыв» поражает своей внутренней силой и эмоциональной глубиной. Гончаров создает незабываемые образы главных героев, раскрывает их историю и судьбу. Проникновенный язык и живая манера изложения заставляют погрузиться в мир произведения и переживать каждую страницу.
Сюжет и смысл романа «Обрыв»
Основным героем романа является Райский, который ищет материал для написания своего романа
Но этот роман – не только литературное произведение, но и любовная история, и каждый раз героинями его романа становятся новые женщины, которые захватывают его внимание и воображение. И каждый раз роман его остается недописанным: к каждой женщине он охладевает, когда та ему отказывает
Самым важным символом романа является обрыв. Это и обрыв старого, которое нужно отбросить и начать жить по-новому, и обрыв любовных связей Райского, которые вечно не приходят к счастливому финалу, и постоянно неоконченная, оборванная сюжетная линия его романа… Обрыв в произведении Обломова многогранен и имеет очень много оттенков смысла.
Образ обрыва также особенно подходит для описания морального перерождения всех героев. Все они стоят перед обрывом, за которым неизвестность, и им предоставлен выбор, жить по-старому в изменившихся условиях, или избрать для себя что-то новое и переродиться. Для некоторых героев принятие нового означает принятие себя, психологический рост и признание своих ошибок, для других это новое сопряжено с тяжелыми моральными потрясениями.
Финал романа остается открытым. Гончаров в «Обрыве» позволяет читателю самому представить, как сложится судьба героев после их решений и изменений, описанных в романе. И в то же время к концу «Обрыва», хотя судьба героев не всегда однозначно ясна, намечаются дальнейшие вехи происходящего с ними. Так, читатель почти однозначно может понять, что Райский не меняется, и его решение «лепить» и переезд в Италию также не принесут ему успеха и оборвутся, как до этого попытки стать писателем и художником.
Сюжет
Действие происходит в доме Пахотиных, куда пришли два приятеля Аянов и Райский в гости, что б хорошо провести время.
Аянов зачастую бывает в этом окружении что бы пообщаться с сестрами Николая Васильевича Пахотина. Но Райский пришел с другой целью. Он старается приударить за дочкой хозяина дома, которая осталась вдовой хоть и молодая
Но девушка Софья ни на кого из мужчин не обращала внимание, и тем более на Райского
Борис Павлович был пылким по характеру мужчиной. Он выражал себя в искусстве, и написании стихов. Но ему этого мало
Он хочет, что б все внимание было ему, хотя сам ничего не добился в жизни. Окончив учебу, он поехал к бабушке отдохнуть
Усадьба куда приехал Борис Павлович была тихим местом, только нагонял страх обрыв, о котором рассказывали трагические истории. На этом обрыве убили человека, а убийцу похоронили здесь. Бабушка обрадовалась, что приехал ее внук. Она думала, что он будет помогать управлять усадьбой, но у Райского даже не возникло мыслей об этом. Ему это все не интересно, и то что бабушка хотела познакомить с людьми с высшего общества.
Спустя некоторое время он уезжает в Петербург но продолжает учиться в институте. Там он и находит себе приятеля, который близок ему по душе, и одинаковых взглядов на жизнь. Но получив диплом, его приятель уезжает в село работать учителем, а Райский не знает чем заняться.
И тогда он захотел добиться Софии. Он решил разжечь в ней, огонь любовных чувств, и поэтому зачастил в гости к Пахотиным.
Мужчина даже набросал штрихи образа женщины на холсте, и каждый день смотрел на него. Внезапно его бабушка просит приехать к ней, в это же время его товарищ так же приглашал к себе, потому что Леонтий живёт неподалеку от Малиновки.
В усадьбе Борис знакомится с симпатичной девушкой Марфанькой, она помогает по хозяйству. И делает это очень элегантно что Райский обрадовался что нашел ту самую, которую рисовал на своем холсте.
Живя у бабушки он и не собирается заниматься делами усадьбы, оно его не интересует. Он очень ждёт, когда приедет двоюродная сестра Вера. Увидев ее парень был расстроен. Он хочет понять все ее намерения. И он принялся следить за своей кузиной.
Пока Райский не сводил глаз с своей кузины его бабушка хотела что б он женился. Но ему не до этого. Самой Вере не особо нравится, что Райский не спускает с нее глаз и говорит ему, что б он прекратил за ней ходить. И вроде они остались хорошими друзьями, и могли болтать о чем угодно, но парень все никак не мог успокоиться.
Татьяна Марковна в своей усадьбе в честь приезда внука организовала ужин, были приглашены все почтительные жители Малиновки. Был на ужине и Тычков. Райский с ним поругался, высказав ему все недостатки в характере. В этом конфликте его поддержала Бережкова и униженный Тычков покидает усадьбу. Вера оценила этот поступок. И они поцеловались с Райским, но он понял что при поцелуе он ничего не почувствовал.
Райский расспрашивает у бабушки кому нравится Вера. И она сказала, что это лесник Тушин. И Борис увидел Тушина, когда тот подвёз Веру домой.
Но самым большим потрясением для него стало что возлюбленным его кузины был его товарищ Волохов.
Продолжая следит за Верой Райский видит как она идет к тому обрыву на свидание. Борис ждал ее там, он кидает неаккуратно букет цветов, который приготовил для Марфеньки.
Веру одолел страх, и она слегла в кровать. Она не понимала, как признаться в этом поступке бабушке. Она попросила Райского что б он рассказал все бабушке, и та пошла успокаивать Веру. Она хочет, что б внучка стала хозяйкой ее усадьбы. Марку говорят, что Вера с ним не будет, и он ушел на войну. Райский полностью погрузился в художество. Вера осознала, что действительно любил ее только Тушин. Девушка согласилась стать хозяйкой усадьбы.
Тема: Внутренний мир и его перемены под действием происходящего на фоне внешних обстоятельств.
Мнение читателей
Мария: Читала «Обрыв» на одном дыхании. Роман поразил своей глубиной и философским подтекстом. Я прочувствовала каждого из героев и пережила их радости и горести. Великолепное произведение!
Алексей: «Обрыв» – это настоящая литературная жемчужина. Гончаров создал неповторимый мир, в котором соединились красота природы и человеческие страсти. Книга увлекает с первых страниц и не отпускает до самого конца. Рекомендую всем любителям классической литературы!
Ольга: Мне понравилась манера изложения и стиль письма Гончарова. Книга «Обрыв» просто волшебна и вызывает много эмоций у читателя. Герои очень живые, их душевные переживания дотрагиваются до самой глубины души.
Николай: «Обрыв» – это без сомнения шедевр мировой литературы. Я поражен тем, как Гончаров сумел передать сложность истинной природы человека. Все герои произведения такие реальные и живые, что кажется, будто они рядом с тобой. Вся книга наполнена глубоким смыслом и философией.
Елена: «Обрыв» – это одна из моих любимых книг. Прочитала ее несколько раз и каждый раз нахожу в ней что-то новое. Гончаров мастерски раскрывает внутренний мир героев и показывает истинные чувства и эмоции. Атмосфера книги просто сказочная, словно оказываешься в другом мире.
Особенности сюжета и композиции
Сюжет построен на поиске материалов для романа, который пишет Райский. Он посвящен женщинам, которых он воспевает подобно художнику, преклоняясь перед их неземной красотой
Однако, ему не удается не завершить ни один из сюжетов до конца, женщины одна за другой отвергают его и он переключает внимание на новый объект. Повествование постоянно прерывается на середине и цельного произведения так не получается
В связи с этим читатель начинает понимать смыл, заложенный в название романа «Обрыв».
Роман делится на 5 частей, начиная с 3 части, мы можем увидеть намечающийся конфликт, тогда как первые две являются эпилогом, предвосхищающим основные события. Четвертая часть является апофеозом и кульминацией, мы видим падение Веры. Пятая часть символизирует ее духовное перерождение и развязку сюжета. Финал Гончаров создает искусственным, он не закрыт с идейной точки зрения. Судьба Райского и Веры остается неопределенной.
История создания
Обычно указывают, что «Обрыв» писался почти двадцать лет с перерывами. На самом деле Гончаров скорее брался на протяжении этих лет за некие разнородные, хотя и смежные замыслы, которые не были завершены. Писатель принимался за роман «Художник» — так возник образ Бориса Райского, и был сделан соответствующий акцент на художнической психологии героя. От начала незавершенного замысла отпочковался фрагмент «Софья Николаевна Беловодова» и был опубликован в качестве повести (1860). На следующий год были напечатаны в качестве самостоятельных произведений фрагменты «Бабушка» и «Портрет». Есть сведения, что шла работа над романом «Вера» — то есть менялся предполагаемый центральный образ, а имеющиеся заготовки на этом этапе, видимо, соответственно внутренне перераспределялись, переакцентовывались.
«Швы» и «стыки», оставшиеся в окончательном тексте романа после объединения в одно целое нескольких «полуфабрикатов», при внимательном наблюдении заметны. Автономность соответствующих его разделов сохранилась.
Основные события, связанные с символом «Обрыв», ставшим окончательным названием произведения, развертываются в приволжском городке. Но подготовленные этюды к «Художнику» попали в текст «Обрыва», и появилось тягучее «биографическое» начало, описывающее детство и взросление Райского, а также история его чувствительной дружбы на грани флирта с «первой кузиной» Беловодовой. Понятно, что данные разделы дополнительно высвечивают образ Райского («Обрыв»), но сделать это явно можно было бы другими способами и средствами, быстрее и энергичнее. Впрочем, диспропорции, затянутые разделы и иные композиционные особенности, которые естественно признать за недостатки повествования, иногда оборачиваются и своего рода достоинствами. Так, делая несомненно более рыхлым роман как целое, они позволяют Гончарову достигнуть в обрисовке образа Райского («Обрыв») небывалого для него ранее художественного психологизма.
Анализ произведения
Главной темой романа является поиск смысла жизни и самоопределение. Герои, вступая в сложные отношения и сталкиваясь с противоречиями между своими желаниями и обязанностями перед обществом, задают глубокие философские вопросы и пытаются найти ответы на них.
В «Обрыве» Гончаров поднимает и другие актуальные для своего времени проблемы. Он описывает социальные неравенства, бюрократию и коррупцию, которые пронизывают всю жизнь общества. Автор не щадит своих героев, показывая им как объекты собственных ошибок и слабостей.
Особое внимание в романе уделяется психологическому анализу персонажей. Гончаров внимательно изучает характеры героев, их внутренний мир и мотивы поведения
Он строит их портреты с детальной проработкой даже самых мелких нюансов.
Стиль писателя характеризуется красочностью и точностью. Гончаров создает образы, запечатлевая богатство русского языка и выразительные средства литературы. Он умело использует диалоги и монологи, что позволяет читателю погрузиться в душевные коллизии героев.
В целом, Гончаровский «Обрыв» является настоящим шедевром русской литературы. Это произведение, которое заставляет вспомнить о главных вопросах существования и вдуматься в свои собственные душевные переживания. Книга оставляет после себя глубокий след в сердце и разуме читателя.
Художественные и эстетические функции любви в романе «Обрыв»
Гончаров с исключительной детальностью и обстоятельностью воспроизводит стихию любви в романе «Обрыв». Его интересуют даже не столько результаты любви, сколько ее процесс. Романы Гончарова – это произведения о разных видах любви. Для писателя любовь – это основная, хоть и «претрудная школа жизни». И в ней любой ее урок очень важен – и положительный, и негативный.
В концепции любви Гончарова одним из ключевых вопросов был вопрос о разграничении «истины» и «лжи» этого чувства. Поэтому писатель чаще изображает «крайности» любви. В романе «Обрыв» разнообразие физической любви (Ульяна Козлова, Марина) является проявлением односторонности, противоестественности человеческого чувства. Для Гончарова истина любви заключается в «простом, честном, но глубоком и неразрывном сближении с женщиной».
Автор использует виды любовной коллизии и разнообразные проявления страсти как средства типизации характеров и способов жить, олицетворяемых персонажами: обломовщины, «волоховщины» и т.д. Образы приобретают художественную завершенность только в любовных перипетиях. Любовью «изведаны» все образы романа «Обрыв», от Райского до крепостного слуги Савелия.
Любовь в романе не только формирует женскую душу, но и пробуждает ее, открывает потенциальные нравственные возможности.
Для Гончарова одним из важнейших вопросов любви является вопрос о равенстве. И это не только равенство в развитии двух людей, это еще и необходимость одинаковой нравственности для женщин и мужчин. Именно об этом и думает Райский, считая, что оба пола должны «довоспитаться друг до друга». Такое положение писатель выдвигает в качестве идеала, к которому следует стремиться.
В понимании писателя тесно соединяются любовь и ум, нравственное осознание достоинство другого. Гончаров считает, что любовь, не контролируемая разумом, превращается в дикое чувство. Именно благодаря осознанию нравственных достоинств другого возможно сохранение чувства, когда пройдет лихорадка любви.
Гончаров ценит любовь одухотворенную, осмысленную, наполненную нравственным содержанием. Любовь – это высшее проявление жизни, и она незаменима никаким другим отношением, интересом. Любовь, по мнению Гончарова, всегда благотворна для человека, независимо от того, что она несет – очарование или разочарование. Жизнь Татьяны Марковны, которая отказалась от любви, неполноценна, жертвенна.
Замечание 2
Автор сквозь призму любви изображает основные способы современной жизни, как русской, так и мировой.
Например, теория «о любви на срок» стала средоточием «новой правды» Марка Волохова. Он трактует любовь как физическую страсть, исключающую «бессрочное чувство» нравственного долга перед собой и окружающими. И именно такая теория становится причиной духовного противостояния между Верой и Волоховым, источником их разрыва, душевной драмой обоих героев.
Объяснение сюжета
Название романа поначалу вызывает недоумение, но по мере раскрытия сюжета смысл «Обрыва» становится понятен. Обрыв стал символом душевного кризиса героев, пытающихся преодолеть свои тайные страхи и сомнения.
Но рвется не только привычная жизнь героев. Изменения ждут всю Россию. На смену старому, патриархальному укладу идет новый строй.
Конфликт старых ценностей с новыми показан писателем через образ Веры. Старый образ жизни для нее уже неприемлем. Девушка, обладающая пытливым умом, стремится к личной свободе и независимости. Но в то же время, она не готова принять новые идеи Марка Волохова.
Увлечение Марком привело героиню к обрыву. Но поняв бесперспективность этого пути, девушка раскаялась.
Таким образом, в романе Обрыв смысл произведения заключается в поисках пути развития России, попытках найти нечто среднее между патриархальным и буржуазным укладом. И выход автор видит в таких людях, как Тушин, отличающихся деловитой хваткой и предприимчивостью. Именно они, по мнению Гончарова, могут спасти Россию от революций, способных привести страну к «обрыву».
Эротическая проблематика
Гончаров впервые отдал в «Обрыве» щедрую дань и эротической проблематике, дотоле бывшей своего рода прерогативой такого крупного романиста-современника, как А. Ф. Писемский, но не принадлежавшей к числу характерных черт произведений самого Гончарова. Нельзя не заметить, что случившееся в конце концов с Верой происходит в «Обрыве» на фоне цветастой эротики — читатель как бы подготавливается к этой драме автором. Гончаровым явно не случайно подробно, все с той же картинностью, описываются похождения двух любвеобильных красавиц — Уленьки и Марины. Сюда же следует отнести пребывающую в непрестанной готовности к флирту со всяким свежим человеком Полину Карповну. Да и Райского «страстный змей» однажды доводит то такого состояния, что лишь невинное простодушие Марфеньки спасает саму девушку и отрезвляет «братца». Естественно, все это так подробно изображается писателем, поскольку высвечивает неблагоприятное моральное состояние современного общества, способствующее бедам, в которые попадает молодежь. Однако Гончаров, пожалуй, порой излишне увлекается нагнетанием подобных коллизий, подспудно едва ли не любуясь той же Мариной.
Рецензия на книгу Гончаров И.А. Обрыв
Одной из главных тем произведения является вечный поиск смысла жизни. Герой стремится найти ответы на глобальные вопросы о смысле существования, о справедливости, о природе человека. Книга позволяет читателю задуматься над этими жизненно важными темами и рассмотреть их из разных точек зрения.
Одной из сильных сторон произведения является описательность автора. Гончаров великолепно передает атмосферу и настроение событий, а его язык достаточно красочный и образный. Читатель погружается в мир произведения, словно присутствует при каждой сцене.
Стоит отметить и тщательно проработанных персонажей. Илья Орлов и его окружение описаны настолько детально, что читатель не может не уважать их. Герои книги обладают своими мотивами и целями, они неординарны и интересны, а их развитие и взаимодействие вызывают живой интерес читателя.
Однако, несмотря на все положительные моменты, «Обрыв» может показаться некоторым читателям сложной и мрачной книгой. Темы, поднятые автором, требуют глубокого размышления и анализа, что может оказаться трудным для широкой аудитории.
В целом, «Обрыв» — это хорошая книга, которая заслуживает внимания. Она позволяет задуматься над важными и актуальными темами, а также насладиться мастерством и талантом Ивана Гончарова.
Главные действующие лица
Гончаров признавался, что в романе три главных героя – Райский, бабушка и Вера. По ходу действия акцент смещается с Райского на бабушку и Веру в двух последних частях.
Райский – человек, наделённый прекрасными душевными качествами, талантливый, но ленивый. Больше всего он ценит красоту, особенно женскую, наблюдает жизнь во вех её проявлениях. Образ Райского развивает образы главных героев двух предыдущих романов – Адуева-младшего и Обломова.
Его антипод – Марк Волохов. Это молодой человек, находящийся под надзором полиции, раздающий молодёжи запрещённую литературу, нарушающий закон и протестующий против традиционной морали. Он представитель «новых людей», нигилистов. Гончарова обвиняли в тенденциозности, уж очень несимпатичным получился герой, даже непонятно (Райскому и читателю), за что Вера его полюбила.
Помещик Иван Иванович Тушин – гармоничный человек. Он – продолжение идей Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» и Штольца из «Обломова». Тушин – человек действия, при этом у него благородное сердце. Его брак с Верой – выход и путь для неё.
Женские образы – главное достижение Гончарова. У Веры был прототип – Е. Майкова, увлекшаяся идеями «новых людей» и ушедшая от мужа. Гончаров, как и Райский, пытался повлиять на неё. Свою героиню Веру он наделил высокими нравственными качествами, которые не позволили ей совершить опрометчивый поступок.
Бабушка Татьяна Марковна – хранительница имения Райского и всех традиций старины. С одной стороны, она не допускает отхода от уклада предков даже в быту (сватовство, традиционный чепчик при гостях), с другой стороны, бабушка, в юности пережившая любовную драму, понимает и прощает ошибки Веры.
Марфинька – счастливое дитя под покровом бабушки. Она не сомневается, что жить надо по традициям старины, и счастлива этим образом жизни.
Образ Райского
В окончательном варианте Борис Райский — по-прежнему человек художественно-творческого склада. В русской литературе трудно найти другие примеры столь же прозорливого, подробного и внимательного изображения личности этого типа. Уже в детстве оказалось, что Райский какой-то иной, чем прочие люди.
Этому герою свойственны необыкновенная наблюдательность в сочетании с неумением логически последовательно мыслить в простых ситуациях, когда прочим детям это дается без затруднения, зато он способен иногда каким-то невероятным озарением, нетривиальным путем («путем сверкающей в голове догадки») добраться до результата раньше других.
Именно Райский со специфическими особенностями его личности избирается Гончаровым на роль героя, вокруг которого выстраивается многогранный сюжет «Обрыва» — и его петербургские, и его волжские перипетии. В город на Волге Райский приезжает дважды. В первый раз — юношей. Гончаров, мало уделявший внимания пейзажным описаниям в первых двух романах, в «Обрыве» вдруг оказывается мастером словесной живописи. Эту грань его писательского таланта помогает здесь выявить, несомненно, то, что описываются родные места самого автора: