Краткое содержание
Главный герой — заведующий больницей в Никольске. У мужчины мало практического опыта, он боится, что однажды к нему обратятся тяжелые пациенты. Страшнее всего для врача — не помочь умирающему.
Холодной ноябрьской ночью он просыпается от громкого стука в дверь. К нему привезли трехлетнюю Лиду. Девочка болела дифтерией и мать, вместо обращения в больницу, 5 дней предпочла лечить дочь народными средствами. Доктору невыносимо смотреть на задыхающуюся малышку, но он не знает, какой выход предложить матери.
Он прекрасно понимал: еще час-два и ребенок задохнется. Оставалось только одно решение — операция, которая была очень рискованной. Мама Лиды сначала отказывалась, она не понимала, как можно железными инструментами разрезать горло. В итоге герою удалось убедить женщину.
Врач первый раз проводил операцию и очень волновался. Он долго ковырялся инструментами в горле девочки и не мог найти нужную область. Молодой фельдшер падает в обморок и его инструменты успевает подхватить акушерка. В итоге главному герою удается найти подходящий участок и он вставляет в него стальную трубочку.
Благодаря смелому поступку врача Лида остается жива. Местные жители прозвали ее «горлач» и даже ездили на нее посмотреть. Главный герой в рассказе сначала боится брать на себя ответственность, но потом он берет все под контроль и завершает начатое.
Стальное горло М.А. Булгакова: содержание
Глава 1. Внедрение
Главный герой романа, молодой инженер Гавриил Романович, рассказывает о своем первом опыте работы в трудовой коммуне на заводе. Он описывает жестокость бывших буржуазных управленцев и новую систему управления, в которую он был вовлечен.
Глава 2. Кабинет Кукшинского
Романович получает приглашение на собеседование в кабинет бывшего директора завода. Встреча оказывается странной и напряженной. Кукшинский, бывший управленец, провоцирует Романовича, предлагая ему завести контрабандные документы и пытаясь подорвать его верность новой системе.
Глава 3. Возвращение Романовича
Романович уезжает в Москву на несколько дней. Возвращаясь на завод, он замечает резкую перемену в управлении и в привычках рабочих. Сам Романович ощущает напряжение, вызванное новыми требованиями руководства. Он понимает, что работа на заводе стала полностью контролируемой и что те, кто подозревается в недостатках в работе, могут быть наказаны.
Глава 4. Гнев Романовича
Романович сильно возмущен новой системой управления и осознает, что его карьера на заводе может быть под угрозой в связи с этим. Он расстраивается, когда его друг, инженер Шайкин, Шестаков и Бокументик соглашаются работать в новых условиях и присоединяются к управлению заводом.
Глава 5. Романович и Левышкин
Романович знакомится с новым начальником участка Левышкиным. Левышкин яростно критикует новую систему управления и организацию работы на заводе. Он утверждает, что она уничтожает трудовую инициативу, дух коллективности и, в конечном итоге, приведет к краху завода.
История создания
Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.
Михаил Булгаков
По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.
В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.
Александр Безыменский и Владимир Маяковский
В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя – Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.
Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.
Иван Бездомный
Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя – Понырев.
Христианские символы
- Помешанный больной, явившийся к Турбину на приём, называет большевиков «аггелами», а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Откровении Иоанна Богослова — число Зверя, антихриста).
- Дом на Алексеевском спуске — №13, а это число, как известно, в народных суевериях — «чёртова дюжина», число несчастливое, и дом Турбиных постигают различные несчастья — родители умирают, старший брат получает смертельную рану и едва выживает, а Елену бросает и предаёт муж (а предательство – это черта Иуды Искариота).
- В романе присутствует образ богородицы, которой молится Елена и просит спасти Алексея от смерти. В страшное время, описанное в романе, Елена испытывает похожие переживания, что и дева Мария, но только не за сына, а за брата, который, в итоге, преодолевает смерть подобно Христу.
- Также в романе присутствует тема равенства перед божьим судом. Перед ним все равны — и белогвардейцы, и воины Красной Армии. Алексей Турбин видит сон о рае — как туда попадают полковник Най-Турс, белые офицеры и красноармейцы: им всем суждено попасть в рай как павшим на поле битвы, а богу всё равно, верят ли они в него или нет. Справедливость, согласно роману, есть лишь на небе, а на грешной земле царствуют безбожие, кровь, насилие под красными пятиконечными звёздами.
Анализ произведения «Стальное горло» Булгакова
Основной сюжет романа основан на столкновении нескольких противоречивых миров, которые представлены в произведении. Во-первых, это мир разрушения и смерти, который символизирует «Стальное горло» – опасный объект, представляющий угрозу для жизни главного героя.
Во-вторых, это мир медицины и науки, представленный в лице доктора Сверобуева и его коллег. Автор показывает, что наука может быть двуединой – она может быть источником спасения, но в тоже время может стать оружием в руках неправильных людей.
Третий мир, представленный в романе – это мир искусства и любви. Главный герой влюбляется в оперную певицу Марию, и она становится для него символом идеала и красоты. Она помогает ему найти смысл в жизни и справиться с испытаниями, связанными с задачей по спасению города.
В «Стальном горле» Булгаков использовал различные приемы и стилистические элементы, такие как фантастика, символика, гротеск. Он создает абсолютно уникальную атмосферу, где реальность смешивается с фантазией и гротеском.
Одной из главных тем произведения является проблема выбора и компромисса. Главный герой сталкивается с выбором – спасать свою жизнь или вступить в борьбу за спасение города. В итоге, он выбирает последнее и начинает расследование, в результате которого выясняется, что «Стальное горло» создано с целью очищения мира от зла и разрушения.
Стиль Булгакова в «Стальном горле» можно охарактеризовать как яркий и эмоциональный. Он использует различные ритмические и стилистические приемы, чтобы передать атмосферу происходящего и чувства героев.
Итак, произведение «Стальное горло» Булгакова представляет собой интересное и многогранный роман, который объединяет в себе различные темы и сюжетные линии. Булгаков использует свое творчество, чтобы задать вопросы о смысле жизни, выборе и исследовать границы человеческого сознания и влияния научного прогресса на мир.
Проблемы, рассматриваемые автором
«Стальное горло» — один из автобиографических рассказов Булгакова. Он был включен в цикл «Записки юного врача», который публиковался в журналах:
Сборник полностью состоит из воспоминаний и впечатлений автора, образующих одну целую картину подобно калейдоскопу. Михаил Афанасьевич показывает на самом себе путь становления медицинского специалиста и повествует о нелёгкой участи, которая выпала на долю молодого малоопытного врача, единственного в крошечной деревне.
В своём рассказе Булгаков рассматривает проблему силы духа и профессионализма человека. Невзирая на страх и отсутствие реального опыта, главный герой берёт на себя ответственность, он отнимает у мамы крошечное дитя, умирающее от дифтерийного крупа.
Жестокость и непредсказуемость реального мира
Автор через своих персонажей показывает, что в реальной жизни не всегда происходят справедливые исходы. Одна неправильная реплика или небольшая ошибка может привести к необратимым последствиям. Герои рассказа узнают на своем опыте, что мир может быть жестоким и непредсказуемым, и справедливость не всегда торжествует.
Рассказ «Стальное горло» также демонстрирует, что в жизни нет гарантии насчет счастья или успеха, даже если все сделано правильно. Герои этой истории оказываются в ситуации, которая полностью меняет их жизнь, и они вынуждены сталкиваться с непредсказуемыми последствиями своих решений.
Однако, этот рассказ также показывает, что даже в жестоком и непредсказуемом мире есть место для надежды и человеческого достоинства. Герои, несмотря на все трудности, стремятся найти смысл в своей жизни и сохранить собственное достоинство.
Жестокость | Непредсказуемость |
---|---|
Показывает, что мир может быть жестоким и несправедливым. | Демонстрирует, что реальность может быть непредсказуемой и неожиданной. |
Порой даже правильные действия могут привести к негативным последствиям. | Решения персонажей влекут за собой непредсказуемые последствия. |
Ставит героев перед жесткими испытаниями и трудными решениями. | Демонстрирует, что мир не всегда предсказуем и доброжелателен. |
Критический взгляд на современность
Произведение «Стальное горло» Булгакова позволяет нам бросить критический взгляд на современность и рассмотреть многие проблемы, которые по-прежнему актуальны.
Автор, через изображение футуристического города, показывает нам переживаемые нами проблемы, такие как деградация человеческого общества, потеря идентичности и связи с историей, приоритет потребительской культуры и бесконечного развлечения.
В произведении Булгакова мы видим, что город становится источником бездумного потребления и индивидуального эгоизма, где люди теряют свою способность к саморазвитию и заживают поверхностной жизнью. Индустриальная революция, которую автор описывает, приводит к уничтожению исторической памяти и настоящего значения, заменяя ее потоком расплывчатых и поверхностных эмоций.
Очевидно, что Булгаков хотел поднять вопросы о ценностях, которые реально преобладают в современном мире. Потеря ценности интеллекта и образования заменилась идеей роскоши и развлечений. Культ индивидуализма и эгоизма стал доминантой в современном мире, где человек теряет свое стремление к развитию и самореализации.
Используя описание города и его обитателей, Булгаков вызывает у нас чувство критики к современности и призывает нас задуматься о важности истории, культуры и развития. Он напоминает нам, что несмотря на все технологические и индустриальные достижения, человек остается самым ценным ресурсом и должен стремиться к духовному росту и развитию
Через сатирический образ футуристического города, «Стальное горло» Булгакова позволяет нам проникнуть под поверхность современной жизни и взглянуть на нее со стороны, задуматься о ценностях, которые мы ценим, и сделать выводы о том, что мы можем изменить, чтобы сделать мир лучше и более гармоничным.
Глава 3. В голубой майке
Третья глава повести «Стальное горло» М.А. Булгакова рассказывает о том, как главный герой Илья Казакевич приходит на работу в газету «Московская Правда». В этот день он наряжается в новые вещи и на нем голубая майка
Это вызывает огромное внимание у всех сотрудников газеты, которые собрались в редакционной комнате на его прием
Из описания автора становится понятно, что Илью Казакевича воспринимают как странного и необычного человека. Он привык жить в другом мире, который обычным людям кажется чуждым и непонятным. Казакевич не согласен с большинством взглядов и мнений, которые приняты в обществе, и не желает вписываться в стереотипы и шаблоны.
Герой находит себя в кругу аналогично мыслящих людей, где его идеи находят отклик и поддержку. Но в общественной жизни ему невероятно сложно приспособиться к условиям, которые диктует действительность.
Таким образом, в главе 3 автор показывает, что Илья Казакевич — это человек, который стремится к свободе мысли, не желает принимать чужие мнения и идти по чужим дорогам. Он необычный и неисправимый индивидуалист, которому сложно приспосабливаться к реалиям общественной жизни.
Проблематика
Проблематика романа «Белая гвардия» — в безвыходном, бедственном положении интеллигенции, как чуждого победителям класса. В их трагедии – драма всей страны, ведь без интеллектуальной и культурной элиты Россия не сможет гармонично развиваться.
- Бесчестье и трусость. Если Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс единодушны и собираются защищать отечество до последней капли крови, то Тальберг и гетман предпочитают бежать как крысы с тонущего корабля, а индивиды вроде Василия Лисовича трусят, хитрят и приспосабливаются к существующим условиям.
- Также одна из главных проблем романа заключается в выборе между нравственным долгом и жизнью. Ставится вопрос ребром — есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое бесчестно покидает отечество в труднейшие для него времена, и тут же есть ответ на этот самый вопрос: смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.
- Раскол русского общества. Кроме того, проблема в произведении «Белая гвардия» заключается в отношении народа к происходящему. Народ не поддерживает офицеров и белогвардейцев и, в целом, встаёт на сторону петлюровцев, ведь на той стороне беззаконие и вседозволенность.
- Гражданская война. В романе противопоставляются три силы — белогвардейцы, петлюровцы и большевики, и одна из них лишь промежуточная, временная — это петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба между белогвардейцами и большевиками — двумя реальными силами, одна из которых проиграет и канет в Лету навсегда — это и есть Белая гвардия.
Анализ произведения
Доктор решается на смелый поступок — сделать непростую операцию по книжке. Ему очень хочется помочь этому ребёнку кукольной внешности. Удачно проведённая операция способствует накоплению профессионального опыта и служит началом работы молодого врача. Местные жители воспринимают доктора как героя, а спасённую им маленькую Лиду — как настоящее чудо света.
Произведение учит читателя:
В ходе анализа «Стального горла» Булгакова становится очевидно, что произведение раскрывает суть истинного человеколюбия, напоминает о важности взаимопомощи, отзывчивости, принципа некровного братства, абсолютной профессиональной самоотдачи. Именно это объясняет то, что рассказ завершается описанием дома главного героя, который автор называет следующими словами:. Доктор понимает, какой важной является его миссия в этом мире — спасать других людей
Доктор понимает, какой важной является его миссия в этом мире — спасать других людей. Если нужно написать сочинение по «Стальному горлу», можно ознакомиться с пересказом текста
Это поможет справиться с задачей и сэкономить ценное время. Конечно, в идеале следует всё же изучить и оригинальную версию рассказа, это позволит лучше понять замысел автора
Если нужно написать сочинение по «Стальному горлу», можно ознакомиться с пересказом текста. Это поможет справиться с задачей и сэкономить ценное время. Конечно, в идеале следует всё же изучить и оригинальную версию рассказа, это позволит лучше понять замысел автора.
Хамелеон главные герои
По жанру «Хамелеон» сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание. Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка — Хрюкина кусает собака. Развитие действия: собирается толпа зевак, Хрюкин объясняет ситуацию Очумелову. Кульминация — момент, когда выясняется, что собака, возможно, принадлежит генералу. Развязка: выясняется, что собака принадлежит брату генерала. Заключение: Очумелов грозит Хрюкину и удаляется. Основной композиционный прием — повторение ситуации («чья собака?»). Важную роль играют детали: Очумелов то снимает, то надевает шинель — его бросает то в жар, то в холод от страха, что он примет неправильное решение. Он убежден в одном: высшие чины всегда правы. «Хамелеон» не только Очумелов, «хамелеоны» — все окружающие. Мнение людей меняется в зависимости от обстоятельств. Собственно, мнения-то и нет, есть лишь приспособленчество.
Хамелеон главные герои
Главные герои рассказа Хамелеон — полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др.
Главные герои «Хамелеон» — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте. «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
Генерал Жигалов — внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
Владимир Иванович Жигалов — брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
Остальные персонажи: Прохор — генеральский повар, люди из толпы и — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса
Главный герой Хамелеона
Главный герой «Хамелеона» Очумелов постоянно меняет свои взгляды не из беспринципности. Напротив, в основе его поведения лежит очень устойчивый принцип, заключающийся в превосходстве «генеральского» над «прочим».
ОЧУМЕЛОВ — главный герой Чехова «Хамелеон». Образ Очумелова представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец. Кто кричал?
Вариант 2
“Стальное горло” – это рассказ Михаила Булгакова, который был опубликован в 1934 году. Это история о том, как главный герой, молодой инженер, пытается создать новый тип двигателя, который будет более эффективным и экономичным, чем все предыдущие. Однако его работа прерывается, когда он попадает в аварию и теряет голос. Теперь он не может говорить, но продолжает работать над своим изобретением.
В рассказе Булгакова “Стальное горло” много символизма. Например, главный герой, который теряет голос, может быть интерпретирован как символ того, что иногда наша работа может забирать у нас голос и лишать нас возможности выражать свои мысли и чувства. Также в рассказе есть много отсылок к техническому прогрессу и его влиянию на человека.
Одним из ключевых моментов в рассказе является тема технического прогресса и его влияния на человека. Булгаков показывает, что иногда технологический прогресс может иметь негативные последствия для человека, и что мы должны быть осторожными, когда используем новые технологии.
В “Стальном горле” Булгаков использует множество литературных приемов, таких как повторение, метафоры и символы, чтобы передать свои идеи. Он также использует яркие описания, чтобы создать живописные образы и заставить читателя визуализировать события, происходящие в рассказе.
Одним из самых интересных аспектов рассказа является то, что главный герой не говорит. Это создает уникальную атмосферу и заставляет читателя сосредоточиться на других аспектах истории, таких как символы и метафоры.
В “Стальном горле” Булгаков также обращается к теме человеческой свободы и того, как она может быть ограничена технологическим прогрессом. Главный герой не может говорить, но он продолжает работать над своим изобретением, что показывает, что даже если мы ограничены в своих возможностях, мы все равно можем продолжать работать и стремиться к своим целям.
В целом, “Стальное горло” – это прекрасный пример того, как Булгаков использовал свой талант и мастерство, чтобы создать глубокий и символичный рассказ о техническом прогрессе и его влиянии на человека. Рассказ наполнен множеством интересных идей и тем, которые до сих пор актуальны и важны для нашей жизни.
Анализ рассказа Стальное горло Булгакова
Один из своих автобиографических рассказов “Стальное горло” великий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков включил в цикл “Записки юного врача”, печатавшийся в таких журналах, как “ Медицинский работник” и “ Красная панорама”. Данный сборник полностью состоит из отрывочных воспоминаний, впечатлений, различных, как калейдоскоп, но складывающихся в одну общую картину. Во всем своем цикле рассказов автор “на себе” показывает путь становления врача и рассказывает об участи, выпавшей на его долю — долю единственного молодого лекаря маленького села Никольского Смоленской губернии.
Развитие сюжетов цикла открывают путь не только становления профессионала своего дела, но и путь становления Личности. Так, в рассказе «Стальное горло» две первостепенные проблемы, поставленные автором, — именно проблемы силы духа и профессионализма человека. Несмотря на свою неопытность, но опираясь на искреннее человеколюбие, главный герой берет на себя огромную ответственность, отнимая умирающую от дифтерийного крупа девочку у матери и бабки, олицетворяющих собой невежество и темноту сельского жителя революционных лет; решается на отважный поступок – делать сложную операцию «по учебнику», только лишь бы спасти этого «кукольной», «ангельской» внешности ребенка. Чисто, без задоринки проведенная трахеотомия заронила семя доверия селян молодому врачу и послужила началом его работы, накоплению профессионального опыта. На спасенную девочку стали смотреть как на чудо света, а на ее спасителя – как на героя.
Рассказ учит не только храбрости, смелости и готовности идти на риск; он раскрывает читателю сущность высшего проявления любви – любви человека к человеку; учит принципу некровного братства, взаимопомощи; учит полной самоотдаче своей профессии. Именно потому произведение заканчивается описанием дома рассказчика как «тихого, спокойного, умиротворенного» — главный герой осознал, насколько важна его миссия на Земле – спасать другие души.
Булгаков «Стальное горло» сочинение
Второстепенные герои и их характеристика
- Пелагея Ивановна — старшая коллега Анны Николаевны, акушерка. Проявила себя как собранный, профессиональный работник.
- Лидка — девочка трёх лет невероятной красоты: золотистые вьющиеся волосы, большие синие глаза. Поступила в больницу к доктору с запущенной инфекционной болезнью.
- Демьян Лукич — фельдшер, молодой специалист больницы, которой заведовал доктор. Способный работник.
- Бабка Лидки — пожилая круглолицая женщина, тихая и бесшумная, живущая суевериями. В рассказе олицетворяет необразованность и невежество деревенского народа.
- Мать Лидки — молодая деревенская женщина, тяжело переживающая болезнь дочери. Проявила смелость и мудрость, дав согласие на операцию ребёнка.
- Анна Николаевна — опытная акушерка Никольской больницы.
Главные персонажи и их характеристики
Лола Ленская: жена Степного волка, прекрасная и таинственная женщина
Она является искусительницей, которая привлекает внимание своим внешним видом и интригующим поведением. Лола Ленская символизирует разлом между рациональностью и эмоциональностью, которые борются в душе Степного волка
Андрюша Долгов: друг Степного волка, артист цирка. Он представляет собой фигуру романтика и свободолюбивого человека. Андрюша Долгов символизирует неподконтрольность и непредсказуемость, чем отличается от Степного волка, который стремится контролировать свою жизнь.
Гинтлиб: руководитель «Ассоциации советских инженеров». Он является типичным представителем коммунистической власти, считающим себя незаменимым и всемогущим. Гинтлиб обладает безнравственными качествами и использует свою власть для достижения своих собственных целей.
Профессор Лилявр: ученый-физик, специалист в области энергетики. Он является оппонентом Степного волка и его идеи о строительстве «Стального горла». Профессор Лилявр символизирует старый мир и его консерватизм. Он противопоставляется Степному волку и его смелым идеям.
Эти персонажи являются ключевыми в романе «Стальное горло» и представляют различные аспекты взаимодействия индивидуума и власти, а также борьбы между общественными и личными интересами.
Глава 7. Маскарад
В этой главе М.А. Булгаков описывает костюмированный бал в честь юбилея губернатора
Главный герой, Дон Кихот Карл Иванович Шпак, приходит на бал в костюме рыцаря и привлекает к себе внимание всех присутствующих. Он начинает вести себя необычно, выходя за границы общепринятых норм и правил, что вызывает раздражение и недоумение у остальных гостей
Несмотря на это, Шпак продолжает исполнять свою роль рыцаря и встречает на балу красивую девушку в костюме шерифа, которая оказывается впоследствии единственной, кто понимает его поведение и признает его добродетели. Они начинают общаться и танцевать вместе.
В этой главе также описывается поведение других персонажей на балу. Некоторые из них старательно участвуют в конкурсах и развлечениях, организованных для гостей, в то время как другие просто наслаждаются атмосферой праздника и общением с друзьями.
Глава заканчивается тем, что Шпак и его новая знакомая решают уйти с бала раньше, чем остальные гости, и отправляются гулять по городу в костюмах своих персонажей.
Глава 5. В темной также с белой шляпе
В этой главе главный герой, Михаил Александрович Берлиоз, рассуждает о своей участи и том, как он попал в ад, а также встречает загадочного незнакомца в белой шляпе. Он описывает свою погибель и пытается найти ответ на вопрос, почему ему так не повезло в жизни.
Затем герой встречает молодую девушку, Маргариту Николаевну, и они начинают беседовать о разных вещах, в том числе о том, кто такой человек в белой шляпе. Они высказывают свои догадки и дискутируют на эту тему.
В конце главы герой решает отправиться на улицу и наблюдать прохожих, чтобы понять, что происходит в мире. Но вместо этого он сталкивается с группой людей, которые оскорбляют его и убегают.
- Главные моменты главы:
- — Рассуждения главного героя о своей участи;
- — Встреча с загадочным незнакомцем в белой шляпе;
- — Беседа с Маргаритой Николаевной;
- — Столкновение с некоторыми прохожими.
Важность коммуникации
Рассказ напоминает нам о том, что коммуникация является неотъемлемой частью нашей жизни и важным инструментом для достижения целей. Умение ясно и эффективно выражать свои мысли и идеи, а также умение слушать и понимать других является фундаментальным навыком, который помогает нам достичь успеха не только в работе, но и в личной жизни.
Коммуникация способствует разрешению конфликтов, установлению гармоничных отношений, повышению эффективности работы и достижению общих целей. Она позволяет нам выразить свои мысли, узнать мнение других людей, а также сотрудничать и сотрудничать вместе для достижения общих целей.
Рассказ «Стальное горло» учит нас о том, что навыки коммуникации необходимо постоянно развивать и улучшать. Он показывает, что даже если у нас есть талант и знания в определенной области, без способности эффективно общаться и устанавливать контакты с другими людьми, мы можем столкнуться с трудностями и не достичь успеха
Поэтому, важно не только стремиться к саморазвитию и повышению профессиональных навыков, но и уделять внимание и развитию своих коммуникационных способностей
Значение произведения в литературе
Произведение «Стальное горло» Булгакова имеет значительное значение в литературе, в силу своей тематики и стиля. Роман представляет собой фантастическое произведение, которое сочетает в себе элементы научной фантастики и социальной критики.
Булгаков использует метафору «Стальное горло» для описания жестокости, аморальности и бездуховности советской системы, которая подавляет личность и уничтожает человеческую природу. Автор передает свои мысли и идеи через главного героя, который сталкивается с жестокостью и несправедливостью режима.
Одним из главных достоинств произведения является его язык и стиль. Булгаков мастерски использует метафоры, символы и образы, чтобы передать свои мысли и чувства. Он создает характерные образы героев, которые являются символами разных аспектов советской системы. Таким образом, произведение «Стальное горло» становится не только художественным произведением, но и историческим документом, отражающим дух времени и реальность.
Важность произведения в литературе состоит и в том, что оно позволяет читателю пережить и осознать реальность тоталитарной системы и ее влияние на индивидуальность и свободу. «Стальное горло» стимулирует читателя задуматься о проблемах власти и нравственности, а также о своей ответственности перед обществом
Произведение | Автор | Год выпуска |
---|---|---|
Стальное горло | Михаил Булгаков | 1931 |
Как технический прогресс повлиял на жизнь людей, не сумевших принять его? Аргументы М. А. Булгаков «Стальное горло», М. Гелприн «Свеча горела» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Современный мир стремительно развивается: появляются множество новых технологий, упрощающих нашу жизнь, в науке за последний век сделано столько различных открытий, изменивших мир и общество. Если мы говорим про технический прогресс, всегда ли это хорошо? Есть две точки зрения на этот счёт: одни считают, что технологии принесли в жизнь общества новшества, которые намного облегчили существование: транспорт, телефон, телевидение — всё это активно заполоняет мир вокруг нас, от этого никуда не денешься.
А другие люди, которые не приняли это, считают технический прогресс отрицательным последствием человеческих достижений. Так как технический прогресс повлиял на жизнь людей, не сумевших принять его? Я считаю, что во-первых эти люди застряли в своем временном отрезке, словно в каменном веке, для них не существует этого, они не хотят и не смогут принять эти технологии. Во-вторых, таким людям очень сложно выживать в современном обществе, где постоянно происходят изменения. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из литературы.
Люди, не сумевшие принять технический прогресс, могут не только морально страдать, но и физически, делая не только себе, но и окружающим плохо. В произведении М. А. Булгакова «Стальное горло» деревенские жители не хотели принимать тот факт, что всё в мире меняется, появляются новые технологии, развивается медицина и другое. Автор сравнивает жителей и врача, прибывшего из города и получившего образование. Крестьяне живут, опираясь на обычаи, и не знают новых достижений науки. Поэтому мать и бабушка довели Лиду до предсмертного состояния. Они боялись обратиться к врачу и лечили ребенка допотопными методами. И только врач, человек умный и цивилизованный, смог помочь. Ему пришлось заставлять мать и бабушку пациентки дать согласие на операцию, а они были настолько отсталыми и глупыми, что не понимали аргументов. Героини едва не отняли у Лиды последний шанс на жизнь, потому что они не принимали развития медицины и считали, что это не поможет. Таким образом, их жизнь изменилась в худшую сторону из-за того, что они не смогли впустить в жизнь достижения науки.
Технический прогресс затрагивает все институты общества. Он может не только положительно влиять на нашу жизнь, но порой он отнимает у нас самое главное — это духовность, чувства и эмоции. Негласная сделка, в которой происходит обмен творческого начала человека на удобства и комфорт. О такой «сделке» рассказывается в произведении М. Гелприна «Свеча горела». Главный герой — Андрей Петрович — человек потерявший цель своей жизни: обучать людей литературе. Технический прогресс вытеснил вещи, в которых общество больше не нуждалось: искусство и литературу. Даже будучи настолько образованным человеком, Андрей Петрович больше не был важным элементом в обществе, всё механизировалось, ему даже предлагали переучиться, чтобы продолжить свою деятельность, но он не смог принять новый мир и отказался. На этом примере, мы видим как человек становится ненужным в условиях технического прогресса, если он не принимает его.
Подводя итог, важно отметить что технический прогресс — это и хорошо, и плохо. Наука изменила наш мир, нам стало проще жить и развиваться, открылся спектр различных возможностей: мы можем общаться с людьми из любой точки мира, летать на самолёте, даже уже в магазин не приходится ходить самостоятельно
Но в условиях прогресса нет места духовности, нет места прошлым принципам и правилам, и люди, которые не могут отказаться от них, вынуждены страдать и подстраиваться под систему, даже если это очень трудно. Поэтому технический прогресс действительно влияет на жизнь не сумевших принять его людей отрицательно.