“Война и мир” — том 1, краткое содержание
У Анны Павловны Шерер, светской дамы, устраивается званый ужин, где разговаривают на французском языке. В дом к Анне Павловне съезжается вся элита Петербурга, в том числе главные герои книги — князь Василий Курагин, его сын Анатолий и молодая княгиня Марья Болконская. Среди пустых разговоров с князем хозяйка упоминает, что пора женить его меньшего сына на Марье. В гостиной появляется граф Пьер Безухов, Элен, ее брат. Пьер начинает разговор с Анной Павловной, но ей этот разговор неприятен, из-за отвращения к молодому Безухову. Пьер не понимает своего глупого положения, хочет выслушать все разговоры и быть в курсе дела. Пожилая дама Шерер начинает “расставлять сети”. Автор сравнивает ее вечер с веретеном. Виконт Мортемар рассказывает анекдот про смерть герцога Энгиенского. Между Пьером и аббатом Морию разгорается спор на политические темы. Безухов выходит за рамки, но в это время появляется офицер Андрей Болконский, который начинает разговор с Пьером, игнорируя при этом всех остальных. Князь Василий уходит со званого вечера. Княгиня Друбецкая пытается устроить будущее своему сыну Борису через знакомство с Василием Курагиным. Анна Павловна начинает разговор с Болконским, но он холоден к ней. Пьер начинает расхваливать Наполеона, чем удивляет гостей.
Рис. 3. Бал у Ростовых. Алексей Николаев
Вечер закончился. Автор предоставляет описание Пьера — неуклюжего, слишком высокого и с широкими руками. Пьер едет к своему другу Андрею, они разговаривают о Наполеоне и бесполезных военных действиях. Андрей жалуется Безухову на скучную и неинтересную жизнь, что он не испытывает чувств к супруге Лизе, которая на фоне беременности постоянно ссорится с мужем. Лиза упрекает мужа в его отъезде на войну. Князь предостерегает друга от связи с Анатолием Курагиным. Из-за своей бесхарактерности, Пьер соглашается приехать к Курагиным. Начинает кутеж, где друзья Долохов и Стивенсон спорят, кто первый выпьет бутылку рома, сидя на окне. Долохов выигрывает. Князь Василий выполняет обещание, и устраивает сына Друбецкой в Семеновский полк. Друбецкая уезжает в Москву к своим родственникам Ростовым. В семье Ростовых отмечают именины матери Натальи и дочки Наташи Ростовой. Пьер узнает о болезни отца. Князь Василий приезжает проведать Безухова в Москву. Граф Ростов рассказывает о намерении сына Николая бросить университет. Николай хочет отправиться служить. Племянница графа, Соня, целуется с Николаем, это видит Наташа Ростова. Она подходит к Борису (сын Друбецкой) и целует его. Последний признается ей в любви, они обговаривают будущую свадьбу, когда Ростовой будет 16 лет. Анна Михайловна Друбецкая просит графа Кирилла Безухова денежно помочь ей. Пьера выгоняют из-за дебоша в Москву. Он живет в доме отца, племянницы Безухова-старшего не рады гостю. Борис Друбецкой заходит однажды к Пьеру, и видит его за детской забавой. Пьер возомнил себя Наполеоном и играл шашкой. В доме все переживают за наследство. Организуется попытка украсть завещание Безухова. Анна препятствует этому. Пьеру достается титул графа. Графа Безухова все чаще можно встретить на светских вечерах. Курагин делает все, чтобы женить Пьера на Элен.
Действие переносится на Лысые Горы, в имение Болконского. Жизнь там спокойная, князь Андрей привозит Лизу и оставляет ее беременную вместе с отцом. Сам отправляется воевать.
Рис. 4. Прощание князя Андрея с сестрой. Алексей НиколаевНачинается повествование о войне. полкомсражениеАустерлицкое сражение было проиграно, Андрея ранят, и он видит знаменитое небо над Аустерлицем
Рис. 5. Денисов на коне. Алексей Николаев
Краткое содержание
Произведение состоит из четырех частей с эпилогом:
- Том I: 1805 г.
- Том II: 1806-1811 гг.
- Том III. 1812 г.
- Эпилог: 1819 г.
Тома 1, 2
В первом томе рассказывается о событиях 1805 года, когда война с Наполеоном уже началась, но проходила вдали от Москвы. Помимо описания самой войны, в рамках первой части Толстой предлагает подробную экспозицию двух главных мужских персонажей романа-эпопеи – князя Андрея Болконского и его друга Пьера Безухова. Первый представлен как истинный патриот, готовый бросить беременную жену ради битвы с Наполеоном вдали от родины. Второй – беззаботный мечтатель, прожигающий жизнь в компании дворян и богатых сверстников. События ближайших лет изменят характеры каждого из персонажей.
О тяжелых жизненных ситуациях рассказывается во втором томе. Здесь роман «Война и мир», смысл которого намечен уже в первой части, раскрывается в полную силу. Князь Болконский возвращается с войны в день рождения собственного ребенка. Супруга умирает при родах. Князь обречен нести бремя вины за смерть оставленной жены до конца своих дней. Вскоре судьба сталкивает его с Наташей Ростовой, в которую он влюбляется.
Тома 3, 4, эпилог
Третий том целиком посвящен теме войны 1812 года. Болконский возвращается на войну и получает тяжелое ранение. Попав в госпиталь, он встречается с Анатолем – бывшим врагом, также претендовавшим на руку Наташи. Андрей проникается к врагу состраданием. Пьер Безухов также признается в чувствах к Наташе. Но свой долг он видит в убийстве Наполеона. Безухов отказывается покидать Москву, захваченную французами, и оказывается под арестом.
В четвертом томе рассказывается о пребывании Пьера Безухова в плену, его чудесном спасении от казни, а также победе русских войск над Наполеоном и последующем освобождении Москвы. Также Бузухов узнает о ранении Болконского и его смерти спустя месяц. Затем Пьер приезжает в дом к Ростовым, где Наташа проявляет к нему ответные чувства.
В эпилоге речь идет о послевоенном времени. С момента окончания войны прошло семь лет. Пьер и Наташа сыграли свадьбу. Сын Андрея Болконского подрос и, увидев сон о войне, много думает об отце.
Жанр
“Война и мир” Льва Толстого – это произведение, которое сложно ограничить одним жанром, оно представляет собой настоящий жанровый многогранник. Однако, основным жанром, который легко выделить в этой эпической работе, является роман-эпопея.
Роман-эпопея – это жанр, характеризующийся большим объемом произведения и широкими масштабами отображаемых исторических событий и социальных проблем. В “Войне и мире” эти черты бесспорно присутствуют. Роман охватывает огромный период времени и описывает события от военных кампаний до повседневной жизни героев, позволяя читателю глубоко погрузиться в мир русского общества начала XIX века.
В этом произведении также можно выявить черты исторического романа, поскольку оно активно использует реальные исторические факты, включая важные события и имена, такие как сражение при Бородино и Наполеон. Это придает роману глубину и аутентичность.
Социально-бытовой роман также присутствует в структуре “Войны и мира”. В нем описываются быт и обыденная жизнь различных социальных классов, начиная от аристократии и заканчивая крестьянством. Толстой красочно передает многообразие социальных слоев и их взаимодействие.
Философские аспекты также играют значительную роль в романе. Писатель задается вопросами о природе войны, смысле жизни, роли человека в истории. Это делает “Войну и мир” философским произведением, в котором Толстой выражает свое личное видение мира.
Важным элементом произведения является батальный роман, где детально описываются сражения и военные стратегии, придавая произведению эпический характер и наполняя его драматизмом.
Мемуары и хроники внесли свой вклад, позволяя Толстому создать ощущение документальности и достоверности событий.
Таким образом, “Война и мир” – это произведение, которое переплетает в себе множество жанров, что делает его настоящим литературным шедевром и позволяет читателю погрузиться в мир той эпохи и задуматься над вечными вопросами человечества.
Этот роман также относится к литературному направлению критического реализма, ибо в нем четко выражено критическое отношение к придворным лжепатриотам и социальным противоречиям своего времени.
Тематика романа «Война и мир»
Роман «Война и мир» освещает обширную тематику:
✓ описание мирных событий и жизни различных слоев и общества;
✓ изображение поместного дворянства;
✓ изображение жизни петербургской и московской знати;
✓ описание, осмысление военных событий, народного сопротивления французскому нашествию;
✓ портреты полководцев двух армий;
✓ духовные искания героев и их нравственное развитие и самосовершенствование.
Образ Наташи Ростовой в романе является центральным и занимает одно из важнейших мест, так как выражает этический и эстетический идеал автора, и этот образ и связанный с ним идеал можно охарактеризовать следующим образом:
✓ имеет реальный прототип — Татьяну Андреевну Берс-Кузьминскую, связь с которым выражена в следующем:
• общий психологический склад героини романа и ее реального жизненного прототипа;
• жизненные перипетии и любовные увлечения;
• внешний облик;
✓ взят из реальной действительности, но при этом носит обобщенный, а не индивидуальный характер;
✓ большое внимание уделяется внешнему облику героини, через который вырисовывается ее натура и характер;
✓ героиня имеет следующие ярко выраженные черты характера:
• эмоциональность, ориентация в поведении на чувства и непосредственные впечатления;
• душевная широта и цельность;
• проницательность и чуткость по отношению к людям;
• способность к преданной любви и самоотдаче;
• чувство правды, поэзии и красоты;
• способность на подвиг, патриотизм, любовь к родине;
✓ образ отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими качествами, как женственность, эмоциональность и страстность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу.
Изображение петербургского светского общества и знати в романе имеет следующие особенности:
✓ использование образов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой и описание их салонов;
✓ введение в роман различных светских персонажей (Анатоль Курагин, Элен Безухова, князь Василий Курагин, Анна Друбецкая и др.) и приписывание им характеристик, которые отражают негативные стороны светского общества;
✓ сатирическое изображение высшей знати и обличение их недостатков и пороков, среди которых автор выделяет интриганство, притворство, ложь, стяжательство, беспринципность, карьеризм и бездеятельность и т. п.
Изображение поместного дворянства в романе имеет следующие особенности:
✓ отличается от изображения знати и светского общества столицы;
✓ имеет черты патриархальности, стремление сберечь память и связь с предками, с природой;
✓ раскрывается через изображение семьи Ростовых и Болконских, которым автор отдает свои симпатии.
Изображение войны в романе имеет следующие особенности:
✓ изображается как длительная, жестокая, кровавая и в то же время священная для русского народа, так как связана со свободой России;
✓ тесно связана с личностями главных героев, раскрывает качества их натуры, способствует их духовному росту и самосовершенствованию;
✓ изображается реалистично и правдиво, без идеализации;
✓ народ показывается как основной участник войны, отвергается толкование войны как схватки двух правителей — Наполеона и Александра I;
✓ ярко и исторически достоверно изображаются реальные военные события, например Бородинская битва.
Жанр произведения
«Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.
Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.
Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.
Анализ 2
Произведение Льва Толстого «Война и мир» входит в число грандиозных и впечатляющих романов в мире. Этот роман писался в течение семи лет. Также оно является актуальным и в наше время.
Называется произведение весьма двойственно, так как сами слова «война» и «мир» могут быть восприняты с понятием войны и мирного времени. Толстой описывает быт русских людей до начала Отечественной войны, его спокойствие и безмятежность. Затем сравнивается спокойная жизнь с войной, что вынудило народ поменять свои приоритеты. Еще значение слова «мир» рассматривается как эвфемизм слова «народ». Это толкование имени произведения рассказывает о жизни, мечтах, героизме и надеждах русского народа в период войны. Также в произведении присутствует большое количество сюжетных линий, что позволяет понять и увидеть персонажа в разных ситуациях, позволяет придать значение его поступкам в различных условиях.
Толстой пишет не только о трагических днях во время Отечественной войны, но также и патриотизм, героизм русских людей. Так как в романе присутствует достаточное количество сюжетных линий, каждый герой воспринимается как настоящий индивид совместно со своими душевными метаниями, переживаниями, своим пониманием о мире и любви. Персонажи проходят трудный путь в поисках добра и правды, и осмысляют все секреты жизни, пройдя его. У каждого героя есть свой богатый и двойственный душевный мир.
В этом произведении показывается существование русских людей во время Отечественной войны. Толстой восторжен непреодолимой мощью русского народа, который смог дать отпор армии Наполеона. «Война и мир» — это сочетание исторических событий и жизни дворян, которое также боролось с врагами. Лев Толстой, когда описывал войну, написал все исторические события, не пропуская даже самых мелких. «Война и мир» помогает найти отличия среди притворного и искреннего патриотизма. Наташа Ростова, князь Андрей, Тушин являются настоящими героями, которые жертвуют всем ради Родины, не требуя признания.
Длинным путем исканий, все персонажи все-таки отыскивают свое предназначение. Из-за своего глубочайшего содержания и большому сюжетному охвату, это произведение получило признание во многих странах мира. В произведении затрагиваются различные темы, в том числе:
- Тема семьи, так как семья определяет психологию, воспитание, взгляды и моральные устои человека.
- Тема народа, так как народ всегда отодвигают на задний план, в то время как слава за победу отдается выше поставленным чинам.
- Тема войны показывает патриотизм, храбрость и силу духа русского народа во время военных действий.
- Тема жизни и смерти. Писатель разделил героев на «живых» и «мертвых». Первые всегда в движении, и в физическом, и в духовном, вторые же скрываются за масками и стоят на месте, что приводит к душевной смерти.
Лев Толстой писал, что нет величия там, где нет простоты души, добрых намерений, чувства справедливости. Он показал величие через народ, показал, как трусливые показали свою храбрость и патриотизм, что вызывает гордость и уважение.
Проблема устройства мира и места человека в нём
Модель художественного мира романа-эпопеи в целом – это водяной шар-глобус, который видит во сне Пьер Безухов. Образ водяного шара — это образ динамичного единства, образ «сопряжения» (слово-открытие Пьера) единичного и универсально-всеобщего, постоянного движения (изменчивости, борения) и гармонии округлости (круг, шар-глобус, мир). Пьер Безухов — первый толстовский герой, воплотивший во всей полноте то представление о Человеке, которое было сформулировано Л. Н. Толстым лишь в последние годы жизни, но которое формировалось у него, начиная с первых литературных опытов: «Человек — это Все» и «часть Всего»: «Я сознаю себя Всем, отделенным от Всего». Те же образы повторяются во сне Пети Ростова, когда тот, засыпая, слышит «стройный хор музыки». Фуга — согласие инструментов в Петином сне, шар — согласие капель в ночном видении Пьера составляют у Л. Н. Толстого философскую концепцию романа — «геометрию согласия».
В чем суть концовки
Концовка, как мы уже поняли, повествует о дальнейшей судьбе центральных персонажей. Пьер Безухов, пройдя через ужасы войны и избежав казни, обретает смысл своего существования. Он играет свадьбу с Наташей Ростовой, на долю которой также выпало немало потерь. Она посвящает себя заботе о родных и близких, на которых война отразилась еще сильнее. Смысл романа «Война и мир», вложенный Львом Николаевичем Толстым, прост: война бесповоротно влияет на судьбы всех граждан. Люди, оторванные от привычного уклада жизни и вынужденные убивать себе подобных, обречены на то, чтобы в корне поменять свое мировоззрение. Благодаря глубокой проработке характеров, Толстой это наглядно демонстрирует.
Роман-эпопея «Война и мир» был признан классикой не только в России, но и далеко за ее пределами. Произведения Л.Н. Толстого были признано европейской критикой величайшим эпическим произведением новой литературы. Его размах современники сравнивали с живописными полотнами А. Веронезе. Несмотря на тот факт, что многотомник «Война и мир» был написан более 200 лет назад, произведение не утратило былой актуальности. Его по сей день продолжают изучать в школах и высших учебных заведениях всего мира.
Главные герои
- Андрей Болконский – дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество, даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой. Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью, после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь – человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом – в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «Образ Андрея Болконского».
- Наташа Ростова – веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки. В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой, в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного (Андрея Болконского). Мы проанализировали ее характер в сочинении «Образ Наташи Ростовой». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень.
- Пьер Безухов – полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. Образ Пьера Безухова мы тоже уже рассматривали.
- Граф Илья Андреевич Ростов– любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким.
- Графиня Наталья Ростова – жена Графа, обладает восточным колоритом, умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем.
- Николай Ростов – старший сын – добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской.
- Соня Ростова– племянница графа – маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит.
- Николай Андреевич Болконский – князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово.
- Марья Болконская – скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Л.Н. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. Женские характеры в романе «Война и мир» подробно описаны в эссе.
- Элен Курагина – бывшая жена Пьера — красивая женщина, светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа.
- Анатоль Курагин – брат Элен – хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы, хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.
- Федор Долохов – офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье.
Главные герои и их характеристика
Андрей Болконский
Мне нравится1Не нравится
Андрей Болконский – это молодой и благородный князь, представляющий собой образ идеалиста, стремящегося к высоким моральным ценностям в романе “Война и мир” Льва Толстого. Его характеристика включает в себя ряд особенностей.
Андрей всегда честолюбив и амбициозен в своих стремлениях к чему-то большему. Его мечта о военной славе и желание доказать свою ценность на поле битвы всегда стоят перед ним. Однако, несмотря на свои амбиции, он остается немногословным и сдержанным в проявлении эмоций. Эта сдержанность придает ему благородство и выделяет его среди других персонажей.
Андрей обладает несгибаемой волей и упорством, что позволяет ему преодолевать трудности и тяжести военной службы. Он не интересуется блеском и шумом светской жизни, предпочитая уединение и размышления о высших идеалах. Для него долг и честь всегда на первом месте, и он предан принципам честности и верности своим убеждениям.
В отношениях с Натальей Ростовой, Андрей проявляет идеализм и видит в ней идеал счастья. Однако судьба не благоволит им, и его жизнь принимает неожиданный оборот.
Наташа Ростова
Мне нравитсяНе нравится
Наташа Ростова – это обаятельная и жизнерадостная юная графиня, чья жизнь и характер претерпевают значительные изменения.
С самого рождения Наташа окружена роскошью и заботой родителей, и хотя она может быть не классически красивой, ее обаяние лежит в ее живости, искренности и прекрасных душевных качествах. Ее спонтанность и жизнелюбие делают ее центром внимания в любой компании.
Обладая превосходным образованием и высоким происхождением, Наташа могла бы ожидать блестящей партии, но события войны радикально меняют ее жизнь. Она становится свидетельницей страшных последствий войны, что переворачивает ее жизненные ценности и убеждения
Наташа, некогда легкая и беззаботная, подобно мотыльку, начинает видеть важность простого человеческого счастья
Ее брак с Пьером Безуховым, несмотря на его эксцентричность, становится символом ее стремления к истинному счастью. Она становится женой и матерью, находя утешение в роли хранительницы семейного очага.
Пьер Безухов
Мне нравится1Не нравится
Сын графа Кирилла Безухова, Пьер начинает свою жизнь как незаконнорожденный наследник, но позднее он признается законным наследником графа, что дарует ему огромное состояние. Его характер добр, доверчив, и он часто выглядит неуклюжим и неопытным в жизни. Пьер часто ставит честность и искренность во главу угла, несмотря на соблазны светского общества.
Неудачный брак с красавицей Элен Курагиной приводит к многочисленным трудностям и негативным последствиям, но война и потери, связанные с ней, начинают очищать душу графа. Пьер переосмысливает свое существование и находит смысл в жизни.
Его брак с Наташей Ростовой становится символом его внутреннего роста и трансформации. Пьер Безухов становится главой большой и дружной семьи, что отражает его способность к любви, состраданию и принятию других.
Проблема смысла жизни и предназначения человека
Идейный стержень романа: смысл жизни существует, но многие его не понимают, живя по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Мыслящие герои (“герои пути”, характер которых дан в развитии) приходят к постижению смысла жизни при условии гармоничных отношений (единения, примирения) человека с миром (народом, природой) и волей истории. Смысл жизни можно воспринять только через конкретный жизненный опыт — переживания, связанные с ключевыми моментами человеческой жизни (любовь, рождение, война, смерть). Например, Андрей Болконский: смерть жены — рождение сына — любовь к Наташе Ростовой. Окончательно смысл жизни ему открывается перед смертью (Бородино).
Основные проблемы романа «Война и мир»
Проблемы, поднятые в романе «Война и мир», можно разделить на несколько классов: история народа и государства, семейные и личностные взаимоотношения, патриотические настроения, философские вопросы и другие. Рассмотрим некоторые из них детально:
- Историческое значение личностей. Наполеон и Кутузов противостоят друг другу на протяжении всего романа. Бонапарт считает себя властелином мира, не учитывает значение солдат в успешных сражениях. Кутузов уверен, что каждый воин сделал огромный вклад в победу. Самовлюбленный полководец проиграл войну. России помогло одержать победу правильное командование Михаила Илларионовича.
- Значение семьи в становлении и формировании личности. Проблема выражена через две семьи – Ростовых и Курагиных. Одни воспитали детей в любви и доверии, другие вкладывали исключительно деньги и связи. Трое детей Ростовых выросли добрыми, порядочными, заботливыми людьми. Курагины глубоко несчастные, отчего приносят людям только беды и страдают сами.
- Патриотизм – истинный и ложный. Здесь автор сравнивает светское общество Василия Курагина, Анны Шерер и прочих героев с персонажами, защищающими свою Родину. Это Болконский, Ростов, Тушин. Элита лишь обсуждала в салонах военные новости, изображая озабоченность. Патриоты рисковали жизнью, чтобы прогнать врага.
Проблема нравственного единения с народом
В образе Кутузова, дипломатичного, достаточно хитрого и опытного в придворных интригах военачальника, писатель воплотил нравственную идею единения с народом. Ведь в 1812 году, когда французская армия во главе с Наполеоном напала на Россию, полководец словно освобождается от всего поверхностного, ненужного и направляет все свои таланты, силы и волю на защиту Отечества, соединяясь в этом порыве со всем народом. Именно в трудное для страны время проявляются наиболее важные свойства его характера, величие личности, способной повлиять и изменить историю.
Все духовно развивающиеся герои проходят этап единения с народом, так как народ, по мнению Толстого, хранит в себе нравственные начала общей жизни и воплощает в себе эту общую жизнь: а) встреча с Платоном Каратаевым оказывается спасительной для Пьера, наделяя его чувством свободы, «знанием сердечным», способностью разграничения добра и зла; б) солдаты на поле сражения принимают князя Андрея и Пьера как своих; в) Наташа Ростова помогает раненым; г) Марья Болконская отказывается остаться в осажденном Наполеоном городе. Таким образом, каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу со всей нацией и со всем человечеством.