«Антигона» очень краткое содержание
Софокл «Антигона» краткое содержание для читательского дневника:
После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.
Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого, кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили.
Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигону согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считают, что поступила правильно.
К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч.
Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.
Софокл, «Антигона». Краткое содержание пьесы
В основной части произведения воспеваются достижения всего человеческого рода, после чего хор прославляет и оплакивает Антигону (главную героиню, которая своим поступком перечеркнула собственное будущее), а царя Креонта, вставшего на путь обиды (и тем самым обесславившего себя) жалеет.
Когда ослушницу Антигону приводят к царю, девушка не отпирается и не открещивается от своего проступка. Возникает конфликтная ситуация, которая может быть решена только в том случае, если кто-то из этих двоих попробует достичь примирения или пойдёт на компромисс.
Царь понимает, что доводы Антигоны («Любить я родилась, не ненавидеть») не лишены смысла, но, опасаясь уронить себя в глазах подданных, принимает решение, которое равносильно признанию в собственном бессилии — приказывает замуровать Антигону живьём.
Драма (в этой статье приведено краткое содержание) «Антигона» заставила бы читателя жалеть безвременно погибшую героиню и ненавидеть Креонта, если бы в конце произведения Софокл не лишил Креонта всего, что он так любил — его семьи. Убитый горем сын царя Гемон (жених Антигоны) кончает жизнь самоубийством. Царица, узнав о смерти сына, отправляется вслед за ним.
Краткое содержание трагедии «Антигона»
Если читать произведение, не зная предыстории, то сложно понять, в чем его суть.
Если говорить кратко, то после смерти брата Антигона решает похоронить его, не обращая внимания на указ, который издал царь Креонт. Именно Креонт правит в Фивах после смерти одного из братьев Антигоны – Этеокла.
Его хоронят с почестями, а вот Полиник, второй брат царевны, после гибели остается гнить. Его тело оплакивают обе сестры, но решается на действия Антигона. Она пытается подговорить Исмену, но она отказывается ей помочь.
Тело Полиника охраняет стража, но при смене караула стражники обнаруживают, что труп присыпан землей. Один из стражников сообщает об этом царю, он приходит в ярость и грозит вестникам и стражникам страшной расправой.
Царь приказывает обнаружить нарушителя закона и привести его живьем к нему. Антигону обнаруживают через несколько часов, она вновь приходит к телу брата и засыпает его землей.
Царь приходит в бешенство и грозит Антигоне страшной расправой – он замурует ее живьем. Царевна своей вины не отрицает, выгораживает сестру и говорит о том, что правитель нарушил не человеческие, а Божьи законы.
Образ девушки взывает сочувствие, ее пытается оправдать не только народ, но и жених, царевич Эрот – сын Креонта. Но его мудрые и справедливые слова не впечатляют отца, он не меняет своего решения. Царевич протестует и говорит, что готов умереть вместе с невестой.
Накануне казни Антигоны к царю приходит слепой провидец, говорит, что его решением не довольны боги. Креонт под давлением меняет приговор, но поздно. Антигону уже казнили, а вместе с ней погиб и его сын, царевич.
Жена царя выслушивает вестника молча, потом уходит и бросается на меч. О чем Креонту тут же сообщает вестник. Царь остается в расстроенных чувствах, плачет и вторит, что закон богов выше, чем закон людей – полная антигония. В этот фрагмент правителю вторит хор.
Сейчас читают
- Краткое содержание Чехов Жалобная книга
Если вы задумаете искать сюжет в рассказе Антона Чехова «Жалобная книга», то это окажется пустым занятием. «Жалобная книга» — некая коллекция записей посетителей, а хранится книга на железнодорожной станции.
- Краткое содержание Железная дорога Некрасова
В поэме Некрасова Железная дорога участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.
На примере данной трагедии мы видим, каким себе представляет театр Орф. Трагедии Софокла, взятые из вечных сюжетов, были переведены Хердерлином. Эта работа настолько сделана хорошо, что может считаться аналогом подлинника. Орф прекрасно передает содержание текстов, путем прямого наложения их на музыку.
При этом автор соприкасает между собой две эпохи. В одной из них «Антигоне» зрителя охватывает непосредственная близость к античному спектаклю, а вот музыкальное сопровождение спектакля, наоборот, дает осознать ощущение современного мира.
На сайте клуба «Орфей» вы можете прослушать совершенно бесплатно, или же онлайн полюбившиеся арии из трагедии «Антигона».
Впервые показ трагедии состоялся в Зальцбурге 9.08.1949 года.
Картина первая:
В бою за Фивы погибли сыновья несчастного царя Эдипа — Полиник и Этеокл. Фиванский царь Креон, из-за того что Полиник стал на сторону городских врагов, приказал его тело не придавать земле. Антегона оплакивает смерть братьев, при этом просит свою сестру Исмену, чтоб она помогла ей придать земле тело брата по всем религиозным правилам, даже наперекор воле царя. Хоть и девушка не согласна с таким решением Креона, она не как не решается пойти против правителя. Антигона выполняет свой тяжкий долг, придает земле по всем обычаям тело брата, и об этом узнает царь.
Картина вторая:
Застигшую у тела девушку, стражник припровожает к царю. Она сознается в нарушении, и готова принять смерть. Не боясь Креона, она ему повествует, о своем поступке: «Не для вражды, а для любви я появилась на свет». В состоянии гнева правитель выносит ей приговор смерти, но здесь появляется Йемена и говорит о том, что желает разделить смерть с сестрой. Она ему говорит, что он собирается лишить жизни девушку, которая обручена с его сыном Гемоном. Старейшины Фивы пытаются уговорить царя, чтоб отменил приказ, но он отказался на отрез.
Картина третья:
Гемон делает все для спасения Антигоны, он рассказывает отцу, что народ считает то, что сделала девушка правильным поступком. Сын и отец между собой спорят очень сильно и яростно. «Ели не будет моей возлюбленной, не будет и меня», — говорит Гемон, и покидает комнату в отчаянье. Царь решил живую девушку закрыть в могильном склепе. Появляется сама Антигона, которая прощается со всеми людьми. Она оплакивает свою жизнь, а также жизнь ее отца Эдипа, матери Иокасты, а также смерть Полиника, которого покинули все. Хор соглашается с ней. Но слезы девушки не пронзили сердце Креона, и он приказал отвести ее к гробнице.
Картина четвертая:
Слышен последний крик Антигоны, после чего ее уводят. Слепой прорицатель Тиресий, который появился немного позже, предсказывает городу и царю неисчислимые бедствия, при этом говоря, что придание тела земли брата Антигоной, являлась волей богов. Испуганный царь Креон, в срочном порядке освобождает девушку, а растерзанное животными и птицами тело ее брата придает земле.
Картина пятая:
Слова Вестника не принесли хорошей вести, царь опоздал со своим помилованием: Антигона повесилась в склепе, а его сын Гемон, заколол себя мечом, как и обещал. Когда царь пришел с телом сына, ему сообщили, что жена его умерла, убив себя. Она не перенесла смерти Гемона. Креон со всех сил клянет свою судьбу, зовет смерть и раскаивается в содеянном грехе.
Софокл умел раскрыть духовный мир своих героев, не отягощая читателей большим количеством информации.
Антигона и битва у Фив
Полиник сумел собрать несколько племён, что согласны были выступить против семивратных Фив. На каждые врата приходился отряд одного из царей-союзников царевича. Правда, один из них выступил против своей воли по принуждению Полиника.
Этот вождь был предсказателем и знал, что из сражения никто не выйдет живым. Увы, всё так и произошло. Оба брата Антигоны пали в битве при Фивах. Вот только правила гласили, что Этеокл должен быть похоронен со всеми почестями, а предатель Полиник вечно останется непогребённым.
Giovanni Silvagni «Этеокл и Полиник», около 1800 года
Бедная Антигона знала, что тело её родного брата, Полиника, фиванские воины оставили на растерзание диким зверям. Более того, его душа, не познав всех правил погребения тела, была обречена на вечное скитание. Добрая благородная девушка не могла видеть этого. Однако новый правитель, Креонт, заявил, что всякий человек, пытающийся похоронить тело изменника родины, будет объявлен преступником и казнён.
Особенности сюжета
Второй сильной позицией является начало произведения. Уже в первом предложении мы встречаем большую часть главных героев рассказа, видна установка главного героя-студента, как он намеривается провести свои летние каникулы или их часть. Итак, далее становится ясным, что главный герой — студент едет не просто проведать родственников, а «отбывать повинность», увидев тетю «он с притворной радостью припал к ее мягкой темной руке». Студенту не нравится это времяпрепровождение, поэтому появляется фальшь и неискренность в его поведении по отношению к тете и дяде. Но ему приходится каждое лето повторять один и тот же сценарий, чтобы не разгневать мать, которая вероятно настаивала на этих поездках, на «нужности» проведать родственников или скорее проведать имение, которое вероятно достанется студенту, так как о существовании детей тети и дяди не упоминается.
Авторская модальность передается через третье лицо: автор относится к студенту с легкой иронией, говорит о нем в неряшливо-шутливом тоне, что также говорит о неискренности героя и перед собой, в московском обществе он не ощущал себя таковым и был более скованным, как в душе, так и в достатке.
Дядя и тетя – богатые люди, но описания их образов не выглядят столь аристократическими: тетя – «широкий чесучовый балахон на большом дряблом теле, крупное обвисшее лицо, нос якорем и под коричневыми глазами желтые подпалины», дядя – «полный, бледный, голубоглазый генерал», «с причесанными мокрыми жидкими волосами».
Следующим героем этого рассказа является сестра, присматривающая за дядей «высокая, статная красавица в сером холтинковом платье». Она более похожа на аристократку, чем владельцу этой усадьбы. Генерал называет ее Антигоной. Генерал дает нам понять, что она на самом деле очень красивая. Через его слова мы видим некоторые качества характера героини – доброту и ответственность, ведь она сама путеводительница (проводница). Вспомним, что ее имя переводится с греческого языка «вместо ребенка», что говорит о том, что сестра была для дяди, будто вместо дочери.
Увидев ее, студент рассуждает: «бывают же такие женщины! И что можно отдать за любовь такой женщины! И как же при такой красоте катать стариков и старух в креслах на колесиках!».
У него в голове появляются мысли о женитьбе, но он сразу вспоминает, какая может быть реакция у его мамы, тети и дяди… Но под предлогом остаться подольше погостить у родственников, он остается. Позже герой узнает о ее любви к чтенью и в коротком разговоре они поверхностно обсудят тему любви.
« — Что может быть лучше любви? Голос ее был скромен, глаза тихо улыбались. Любовь, любовь!» — сказал он, вздыхая. – Бывают удивительные встречи, но… Ваше имя-отчество, сестра?» Больше об их разговорах не упоминается, разговоры становятся неважными, потому что на первый план выходит физическое удовлетворение, а не духовное.
После этого их встречи повторялись каждую ночь. Удивительно, что первая страсть случилась именно в диванной, где было много стеллажей с книгами, служила эта диванная в большей части библиотекой в этом доме: библиотека выступает местом тайным и сакральным для них, для нас почти нереально, чтобы в этот момент кто-то зашел: дядя на коляске, без своей путеводительницы не может двинуться, тетя, слишком не желающая двигаться и ходить по комнатам, оправдывает это своей немощью, а служанке совсем нечего делать в библиотеке, если только протереть пыль с мебели, но вероятность захода ее в данный момент мала, поэтому библиотека – это не только хранилище знаний, но в данный момент и хранилище тайны между двумя людьми.
Эдип и Антигона. Противостояние в Фивах
Поскольку народ Фив был против нахождения Эдипа в их городе, царь был изгнан за его пределы. Вместе с ним осталась дочь Антигона, а Исмена находилась за городскими стенами, являясь посредником и информатором, что сообщал о последних событиях на родине.
Антигона всегда была рядом с отцом. Добрая девушка не могла покинуть старика, что не видел ничего вокруг. Она поддерживала связь с сестрой и передавала Эдипу последние новости.
Фивы остались без царя, и решить эту проблему должны были двое законных наследников. Ими являлись сыновья Эдипа – Полиник и Этеокл. Несмотря на то, что царевичи приходились друг другу родными братьями, как часто бывает, они затеяли битву за власть. Этеокл вышел победителем, а Полиник уехал в соседний город, где стал готовить военный поход против фиванцев.
Тем временем Эдип с Антигоной снова пришли к оракулу, чтобы узнать судьбу многострадального царя. Предсказатель сообщил, что теперь Эдип сполна искупил свои грехи, а последние его годы будут спокойными и мирными. Вместе с дочерью он попросил приюта у Афин, на что местный правитель ответил согласием.
Эдип был похоронен на священных землях, как и подобает великому царю. Антигона же после его кончины вернулась в Фивы, к сестре, где и узнала о том, что один её брат разворачивает войну против другого.
Разоблачение
Местом разоблачения становится именно спальня, где, казалось бы, наоборот проще спрятать тайну, но оказалось это не так. И разоблачительницей оказалась та самая служанка, которая из-за своей внимательности приметила пару мужских туфель в женской спальне.
Антигона поняла происшедшее и пошла просить хозяйку рассчитать ее, придумав историю о том, что ей срочно нужно уехать домой, потому что брат ранен на войне, а отец в огромном горе.
Последней сильной позицией текста является финал – «он был готов кричать от отчаяния. Она помахала ему из коляски перчаткой, сидя уже не в косынке, а в хорошенькой шляпке». Все страстные чувства героя превращаются в это отчаяние, от осознания, что больше подобное с ней не повторится, мечтать о женитьбе с ней не придется, да и он попросту ее никогда не увидит, но при этом, Павлик не стал ее останавливать, что говорит, лишь о мимолетности чувств и неком «курортном романе»
Стоит обратить внимание и на поведение Антигоны, автор никак не описывает ее чувства на протяжении всего рассказа, и в конце остаются непонятными ее внутренние ощущения
Суд богов
Мертва Антигона. Софокл (краткое содержание по главам это подтверждает) оставляет за сценой гибель своей героини. Зритель не видит, как замуровывают девушку, перед его взором предстают последствия этого события.
Божий суд начинается. К царю приходит Тиресий, слепой прорицатель и любимец богов. Он сообщает о том, что не только народ готов взбунтоваться против Креонта, недовольны и боги — огонь не зажигается на алтарях, отказываются давать знамения вещие птицы. Однако царь не верит в это — человек не властен осквернить бога. На что Тересий отвечает — Креонт нарушил законы богов: мертвеца бросил непогребенным, а живую запер в могиле. Не будет теперь в городе благополучия, а сам царь расплатится с богами, лишившись собственного сына.
Царь задумывается над словами слепца — Тересий когда-то предсказал будущее Эдипа, и все сбылось в точности. Креонт отступает от своего решения. Он велит выпустить Антигону, а тело Полиника предать земле.
Хор призывает на помощь бога Диониса, который рожден был в Фивах, чтобы тот помог согражданам.
Сейчас читают
Автор, проходя мимо детворы привлек их внимание. Многие начали обсуждать его одежду, прическу и усы, а как следствие – происхождение
Дети часто говорят громко и выдают себя своими же звонкими голосами
В книге рассказывается про собаку по кличке Троп и мальчике. Троп жил в доме у одной старушки. В солнечный день старушка вышла крыльцо со своим маленьким внуком. Бабушка держала его на руках, поскольку он был еще маленьким
Полуслепой старик принимает пустую стеклянную тару, которому их сдают компания местных ребят. Ребята мечтали о туре в Крым и собирали деньги на это. Деньги от сданной тары дети отдавали своему лидеру Витьке Бурову
Один из «Денискиных рассказов». Действие рассказа происходит в августе 1961 года. Главным героем и одновременно рассказчиком выступает мальчик, которого зовут Денис. Он рассказывает о том, как они с друзьями
Однажды по сибирской реке плыла лодка. В ней находилось два человека. Один из них, рассказчик, увидел небольшой огонёк. Он вспыхнул совсем близко и был таким ярким. В темноте казалось, что огонек совсем рядом
Пролог
Антигона сообщает своей сестре Исмене, что «Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит» . Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело. Антигона, вопреки приказу, хочет «своей рукою мертвого зарыть» . Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род. Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.
Главные герои и их характеристика
В произведении участвуют следующие персонажи:
-
Антигона – дочь царя Эдипа, главная героиня, которая решила похоронить брата, нарушив тем самым указ царя.
-
Креонт – царь, который приказал казнить царевну после смерти ее братьев.
-
Этеокл и Полиник – враждующие братья Антигоны, которые погибли на поле боя, не смогли поделить власть и трон, оставшийся после смерти отца.
-
Исмена – вторая дочь Эдипа, которая не поддержала Антигону, не стала ей помогать, посчитав себя слишком слабой.
-
Эрот – сын царя, жених Антигоны, который покончил жизнь самоубийством, узнав о несправедливом решении отца казнить невесту.
Если рассказывать кратко, то автор написал несколько произведений, которые повествовали об отце Антигоны, его поступках, за которые он понес наказание – выколол себе глаза.
Антигона – плод инцеста, ее отец убил своего отца и женился на матери. В результате кровосмешения у него родилось 4 детей: 2 сына и 2 дочери.
Братья враждовали между собой и после смерти отца не смогли поделить трон и власть. В результате погибли оба в бою. С этого и начинается история, которая полностью раскрывает суть трагедии.
Проклятые дети Эдипа
Предание об Антигоне принадлежит к крупнейшему циклу мифов Древней Греции – фиванскому. В пересказах Софокла открывается удивительная и драматичная история девушки, для которой долг был выше предрассудков и запретов. Античный автор сумел настолько ярко описать события далёкого прошлого, что порой кажется, будто действительно переносишься в эту историю.
Начать рассказ об Антигоне следует с предыстории о её отце. Ещё за много лет до появления наследников фиванский царь узнал, что его дети будут чудовищами. Конечно, он опасался рождения монстров, но, как ни странно, его сыновья и дочери были хороши собой и крайне привлекательны. Я думаю, Эдип спокойно вздохнул, глядя, как юноши и девушки растут крепкими и красивыми, но оракул, как известно, никогда не ошибался в своих предсказаниях.
Фредерик Лейтон «Антигона», 1882 годЧастная коллекция
Когда, казалось бы, жизнь наладилась и шла своим чередом, Эдип узнал ужасную вещь. Он, сам о том не ведая, женился на собственной матери. Его дети являлись плодом греха, который осуждался как людьми, так и богами.
Несчастная женщина, перед которой также открылась кошмарная правда, покончила с собой. Эдип же в отчаянии выколол себе глаза, стал изгнанником. Даже собственные сыновья не желали видеть его. Дочери же, Антигона и Исмена, напротив – старались всячески поддерживать отца.
Gaston Charpentier-Bosio «Эдип и Полиник», 1883 год / anticstore.com
Главные герои
- Антигона – дочь бывшего царя Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего.
- Креонт – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель.
Эписодий пятый
Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из-за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его подданных.
Слепой старец просит повелителя опомниться и изменить свое решение: «Не в позор ошибка – нет, это общий всех людей удел» . Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что «не властен смертный бога осквернить» .
Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: «Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам» . Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона. Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить.
Царь со слугами отправляется к пещере и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная «суд суровый своего отца» . Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь.
Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта Эвридика. Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего «детоубийцу-мужа» . Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.
Другие персонажи
Исмена
–
сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона.
Евредика
–
супруга Креонта, мать Гемона.
Гемон
–
сын Креонта, жених Антигоны.
Тиресий
–
слепой старец, провидец.
Этеокл и Полиник
– сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон.
Пролог
Антигона сообщает своей сестре Исмене, что « Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит ». Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело. Антигона, вопреки приказу, хочет « своей рукою мертвого зарыть ». Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род. Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.
Эписодий первый
После смерти Эдипа к власти приходят его сыновья – Этеокл и Полиник. Однако между ними разгорается борьба за власть, и Полиник собирает войско, чтобы сразиться с родным братом за трон. В решающей битве погибают оба, и власть переходит к Креонту, который при жизни царя Эдипа был его советником, и чей сын должен был взять в супруги Антигону.
Став царем, « как родственник ближайший » умершего правителя, он первым делом решает сурово наказать братоубийцу Полиника и лишить его тело погребения. И вместе с тем, « героя Этеокла за то, что пал он, за страну сражаясь », новый царь хочет похоронить со всеми возможными почестями.
Креонт прекрасно понимает, насколько сурова его кара по отношению к Полинику. Считалось, что непогребенное тело обрекает душу на вечные муки в загробном мире. Однако Креонт думает, в первую очередь, об интересах государства и укрепления собственной власти.
Царь сообщает народу о своем решении и отдает приказ взять под стражу тело изменника. В этот момент появляется испуганный страж и докладывает, что мертвый Полиник формально погребен – « лишь сверху был тонким слоем пыли он покрыт ». Разгневанный Креонт приказывает отыскать « виновника запретных похорон ».
Эписодий второй
Вскоре к царю приводят Антигону, которая не отпирается от обвинений. Она напоминает царю о значимости законов богов, но Креонт не слушает ее. В качестве наказания он хочет замуровать девушку в пещере.
Появляется Исмена, у которой « над бровями печаль, словно туча, нависла ». Она готова разделить с сестрой страшную участь. Креонт обвиняет ее в помощи Антигоне, но Исмена отрицает свое участие в погребении брата. Антигона, желая уберечь сестру от наказания, берет всю вину на себя.
Эписодий третий
Тем временем Креонт вызывает своего сына Гемона, и сообщает, что его невеста будет наказана по всей строгости – того требует порядок. Не только молодой человек возмущен таким решением – простой народ также ропщет на царя, который хочет погубить Антигону « за подвиг столь прекрасный ».
Эписодий четвертый
Однако Креонт остается верен своему слову, и Антигону заживо замуровывают в пещере. Идя « в последний, подневольный путь », девушка горько плачет – не такой она представляла свою судьбу. Ей горестно от того, что по воле Креонта ей не дано изведать « ни сладких уз супружества, ни неги материнства». Кроме того, она в одиночестве, « без дружеской слезы » должна встретить свою печальную участь – никто из близких не решился прийти оплакать Антигону.
Однако она не сожалеет о содеянном, поскольку поступила по совести и согласно законам богов. Антигона морально готова встретиться со своими родителями в мрачном царстве Аида.
Эписодий пятый
Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из-за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий, и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его поданных.
Слепой старец просит повелителя опомниться, и изменить свое решение: « Не в позор ошибка нет, это общий всех людей удел ». Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что « не властен смертный бога осквернить ».
Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: « Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам ». Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона. Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить.
Царь со слугами отправляется к пещере, и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная « суд суровый своего отца ». Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь.
Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта – Евредика. Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего « детоубийцу-мужа ». Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.
О персонажах «Антигоны»
Главные герои драмы одинаково любят свой город, но разными способами доказывают это. Софокл показал, как люди, преследующие достойную цель, незаметно переходят черту дозволенного, как сделали это герои драмы «Антигона» (выше по тексту изложено её краткое содержание). Антигона делает всё возможное, чтобы уберечь обитателей родного города от скоропалительных и постыдных поступков, а для Креонта важнее собственное спокойствие.
Автор обращает внимание читателя на сходство характеров Антигоны и Креонта. Сходство, которое не примирило главных героев, а ещё больше раззадорило обоих
Конфликт превращается в состязание. Ситуация усугубляется тем, что оба не умеют прощать.
Спустя века, в 20 столетии, работая над пьесой «Антигона», Ануй (краткое содержание оригинала — выше по тексту) рассматривал главных героев как людей с противоположными жизненными ценностями. Антигону он изобразил пылкой, неприметной девочкой, которую, несмотря на неяркую внешность, трудно не заметить в толпе.
Креонт Ануя — кладезь жизненного опыта. Он не слишком высоко ценит человеческую жизнь и готов идти к своей цели, не останавливаясь ни перед чем. Прикрываясь добрыми намерениями, царь мечтает только о власти. Его девиз — выживать любой ценой.
Мечтательная Антигона — идеалистка, поэтому её поступки часто выглядят смешно. Креонт — «стреляный зверь», циничный и способный на убийство. Героиня пьесы Ануя умирает во имя своих идеалов и ещё потому, что «… рождена любить, а не ненавидеть».
Основной конфликт
Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью. Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов
Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести
Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.
https://youtube.com/watch?v=V2oS1lE_m3c
Антигона Ивана Бунина
Ещё один писатель, одно из произведений которого носит название «Антигона», — Бунин. Краткое содержание рассказа: молодой человек, приехавший навестить хворающего дядюшку, не зная, как развеселить себя, вступает в ни к чему не обязывающую связь с сестрой милосердия, которую старик в шутку называет Антигоной.
Антигона Бунина — полная противоположность героини Софокла — она лишена каких-либо эмоций и чувств. Когда связь главных героев раскрылась, женщина, не проронив ни слезинки и не выказав даже малейших угрызений совести, спокойно собралась и покинула дом своего подопечного.
Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил.
Образ Антигоны
Софокл наделил свою героиню такими чертами характера, как сила воли, верность древним традициям, преданность своему роду, смелость. Антигона абсолютно уверена в том, что на ее стороне правда, и это придает ей силы. Поэтому она не боится царя Фив, ведь за ее плечами правда богов, куда более могущественная, чем земная власть.
Девушка сознательно идет на смерть, понимая, что у нее нет другого выхода. Но, как и любому человеку, ей горько расставаться с жизнью, особенно в таком юном возрасте. Она не успела стать ни женой, ни матерью. Несмотря на это, сила ее убежденности в собственной правоте не ослабевает. Героиня гибнет, но остается победительницей в споре с Креонтом.