Легенды, предания, сообщения об атамане кудеяре. его клады и сокровища, интересные факты и версии

Кудеяр – где спрятал свои сокровища русский робин гуд?

Легенды о пещере Кудеяра

Долгое время многие искатели сокровищ пытались найти клады разбойника Кудеяра, о которых ходит множество легенд. Нно все было безрезультатно. Во многих старинных рукописях рассказывается о городах, где разбойники атамана Кудеяра прятали награбленное. Больше всего таких мест отмечено в Воронежской области. По некоторым рассказам, в лесах Брянска есть места, где спрятаны клады, и ночью из-под завалов камней виднеется свет, а иногда раздается детский плач.

Кудеярова пещера описывается как место, в котором не только хранилось награбленное, но и жил сам атаман в богато обустроенных покоях. Гора, в которой располагалась пещера, сплошь покрыта густыми зарослями. Рядом с ней расположена еще одна гора — Караульная, на которой были расставлены часовые разбойника. Вокруг этих мест был вырыт глубокий ров, защищающий убежище и его обитателей от незванных гостей. В то время когда Кудеяр покидал свое убежище в поисках новой наживы, он запирал все помещения, а вход в пещеру заваливал камнями. Считается, что дух атамана и по сей день сторожит свои несметные богатства от людей. Некоторые придерживаются мнения, что Кудеяр в силу своих магических способностей жив и сегодня.

Существует и другая версия легенды. По ней, все его клады были заколдованы от людских глаз на 200 лет. Срок этот давно вышел, и для поиска клада необходимо нечетное количество людей. После того как будет вырыт вход, для открытия замка следует воспользоваться золотым ключом, который хранится в Симовом роднике. Достать его не так просто, это может сделать только тот, кто вычерпает источник или сможет добыть воды из Ужиного озера, о местоположении которого никому не ведомо.

Дальнейшая судьба и смерть Кудеяра

Примечательно, что во многих легендах связанных с Кудеяром явно звучит тема раскаяния или по крайней мере какой-то кардинальной перемены в конце жизни — уход от мира к отшельничеству. Причем, в этот период он еще и расправился с паном Глуховским, славившимися своими садистскими выходками и наплевательством на все нормы морали. Считается, что у шляхтича Глуховского существовал совершенно реальный прототип в лице одного смоленского помещика — о нем писал А.Герцен в журнале «Колокол» 1859 г.

По легенде Николо-Стороженский монастырь 1595 г. на берегу Ладожского озера (Ленинградск. обл.) заложен Кудеяром как символ его раскаяния.

Николо-Стороженский монастырь

Также существует версия, что последние годы бывший атаман прожил в Соловецком монастыре приняв имя инок Питирим. Якобы, существовала даже надгробная плита на старом кладбище Соловков с надписью:

Видимо, это стало причиной включения имени инока Питирима в «Сказ о 12 разбойниках», переложенный позднее в песню.

Впрочем, существует еще как минимум несколько мест, которые также считаются могилами Кудеяра. Так, по одной из них он был убит и покоится в Липецкой области, где стоит тот самый Кудеяр-камень (его окаменевший конь), по другой место захоронения легендарного атамана нужно искать под Тулой, а другие связывают его с саратовскими курганами.

Неизвестный Автор другие книги автора

Неизвестный Автор, который написал легендарную книгу «Легенда об атамане Кудеяре», также имеет в своем творчестве другие произведения. Автор остается неизвестным, но его легендарные книги свидетельствуют о его таланте и мастерстве.

Одна из других книг Автора — «Святополк и Михаил» — рассказывает о событиях, которые произошли в землях Пскова-града. В этой книге Атаман путешествует по разным городам и совершает великое дело. Своим копьем он защищает веру и сражается со силами зла и сатаны. Книга рассказывает о многих чудесах и приключениях, которые происходят на его пути.

Другая книга Автора — «Сказания о князе Всеволоде». В этой книге рассказывается о многих сложных пришествиях и событиях, связанных с Всеволодом. Книга содержит много преданий и легенд о князе, его подвигах и победах. Автор приложил много усилий, чтобы создать эпический образ героя, который справляется со многими трудностями и испытаниями.

Книги Автора можно бесплатно читать в Интернете. Многие города созданы на основе его преданий и легенд. Он показывает читателю великим образом, как барин и другие власти пытались направить события в свою пользу. В своих книгах Автор учит нас, что добрые дела и вера в Бога побеждают зло и зависть.

  • «Легенда о княгине-владычице». Эта книга рассказывает историю о могущественной княгине, которая сражается с грехами и злом. Книга содержит много интересных историй и завораживает своим содержанием.
  • «Герой Опальный». В этой книге рассказывается о герое, который борется с врагами и защищает свою землю. Герой Опальный сражается с многими опасностями и трудностями, но всегда остается верен своим идеалам.

Известно, что Автор написал еще много других произведений, но некоторые из них не сохранились. Однако, даже из тех книг, которые сохранились, мы можем сделать вывод о мастерстве и таланте этого неизвестного Автора.

Легенда о Кудеяре

В Саратовской области ходит много легенд, былин и песен о лихом разбойнике Кудеяре, который в этих местах «баловал». В отличие от Стеньки Разина — русского Робин Гуда, у этого героя слава была отнюдь не доброй. Много крови он пролил, много православных христиан погубил, добычу собрал немалую и схоронил ее в заветном месте. Преданиями о кладах разбойника младенцев перед сном потчевали. И ночью им снились сны о сокровищах Кудеяра. Ребята подрастали, брали заступы, лопаты и отправлялись на их поиски. По речке Алатырь вся земля «дыбом» поднята. Чаще всего прежние и современные кладоискатели обращали и обращают свои взоры к пещере Кудеяровой горы,недалеко от села Лох. Считается, что именно в ней жил удалой разбойник и в ней же схоронил свои сокровища. Чаще всего Кудеяр в легендах предстает татарином громадного роста с курчавой черной бородой. В словаре М. Фасмера это имя разбойничьего атамана Кудеяра приписывается татарскому сборщику налогов. Оно имеет тюркское происхождение и образовано из персидского «худи» — бог и «яр» — друг, возлюбленный. Но есть еще один вариант преданий. По легенде, записанной Б.Б. Зай-ковским в 1919 году в селе Лох Саратовской губернии, Кудеяр был царского роду и приходился младшим братом Ивану Грозному. Царь услышал предсказание волхвов о том, что родной брат, когда вырастет, может лишить его престола, поэтому и решил убить ребенка. Но его слуги Сим и Иван не выполнили приказание и вместе с братом-царевичем бежали к турецкому султану. Здесь брат Ивана Грозного был назван Кудеяром и принял иную, нехристианскую веру. Когда исполнилось ему 17 лет, послали его с вооруженным отрядом в Россию но морю. Но случилась страшная буря, во время которой погибло все войско. Спаслись только Кудеяр и Сим. Они пробрались к селу Лох и поселились в расположенной рядом горе, которая теперь зовется Кудеяровой. Собрались к Кудеяру со всех сторон молодцы и стали вместе с ними грабить купеческие обозы, что с Волги шли. Богатую казну собрали разбойники: много золота, бочки серебра и камней-самоцветов. В легенде дается подробное описание пещеры, вырытой в горе: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким, чтобы в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху горы трубу, которую выложили внутри камнем». Прошли годы. И вдруг на голову Кудеяра повалились несчастья. Его верный слуга похвалился, что перескочит на коне через ручей с одной горы на другую. Взвился конь… да на самой середине балки грохнулся замертво на дно — а так, что на семь саженей в землю ушел. Из той ямы забил родник, который теперь Симовым зовут. В скором времени ни с того ни с сего захворала любимая жена Кудеяра — Настя, и в одночасье померла. Похоронил Кудеяр сразу и друга верного, и жену любимую, и постыл ему стал белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин, и дал обет — грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов он своих отпустил и остался один. Построил в горе церковь Божью: иконостас поставил из чистого золота, серебряный отлил колокол, сосуды святые. Завалил все ходы в свое подземное жилье, и один под горой жил. И свои, и людские грехи перед Господом замаливал, день и ночь поклоны бил, молился, постился…

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm — инстаграм накрутка подписчиков

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.

Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?

Ответов: 1

Образование 06.10.2023 16:43 991 Романов Ярослав.

Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?

Ответов: 1

Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.

Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?

Ответов: 1

Образование 26.08.2023 14:06 2379 Пинчук Никита.

Какие фрукты начинаются на букву «Р»?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.

Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?

Ответов: 1

Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.

Какое проверочное слово к слову иссЯкать?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 879 Плотникова Юля.

Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?

Ответов: 1

Образование 16.11.2023 07:16 1455 Карпов Андрей.

Чем искусство связано с моралью?

Ответов: 1

Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.

Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?

Ответов: 1

Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.

Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?

Ответов: 1

Происхождение имени Кудеяр

Точных дат жизни атамана Кудеяра никто не может назвать, но принято считать, что он жил в шестнадцатом веке. Бытует множество мнений касательно происхождения персидского имени Худояр, которое в переводе означает «Богом возлюбленный», или Кудеяр, чаще всего ему присваивают татарское происхождение. В западной и центральной России это имя имело другое значение — самый сильный волшебник.

Долгое время собственное имя Кудеяр встречалось во многих губерниях, таких как Воронежская, Харьковская, Тульская, Калужская и многие другие. Позднее стала набирать популярность фамилия Кудеяров.

Имя атамана Кудеяра встречается не только в легендах. Можно привести примеры упоминания его в истории:

  • В роду дворян Марковых, родом из Курска, был Кильдеяр Иванович, которого сокращенно именовали Кудеяром.
  • В некоторых исторических документах упоминается помещик родом из Арзамаса, который носил имя Кудеяр Чуфаров.
  • Известно имя московского казака Карачаева Кудеяра.
  • Часто в летописях упоминается Кудеяр Иванович.
  • Встречаются записи и о бежавшем в Крым, по имени Кудеяр Тишенков, родом из Белевских бояр. Многие ассоциируют именно этого исторического деятеля с образом атамана.

Легендарный Кудеяр

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят — очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.

Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой , рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич
.

Волжский пейзаж

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Идентификация Кудеяра

  • Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков
    (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева . Современник Ивана Грозного , предатель. В мае г. показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами , покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
  • Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
  • «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров
    .

Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.

Читательский дневник ‐ «Легенда об атамане Кудеяре»

Мать всеволода назвала его Кудеяром, что означает «весь володеющий». Он вырос сильным и храбрым молодым человеком, и все знали его как атаман Кудеяра. Целиком посвятив свою жизнь защите своего народа, сотворили о нем множество преданий и легенд. Однажды, в некотором году, атаман Кудеяре был назван «атаманом с окровавленными руками», потому что он всегда был первым в бою и сражался до конца.

Весь мир знал о его смелости и силе, и многие люди желали быть как он. Всеволод, друг атамана Кудеяры, рассказывал о его подвигах и чудесах, которые он узнал из книги о Кудеяре. Хотя Всеволод и никогда не видел самого Кудеяры, он знал о нем все, как будто видел его лицо и слышал его голос.

Однажды Всеволод решил сделать записки о Кудеяре и своих собственных мыслях и впечатлениях. Он хотел создать свою собственную легенду об атамане и посвятить ее Кудеяровой смерти, которую он предсказал великое событие. В своем дневнике Всеволод описал многие его подвиги и сделал записи о том, каким был Кудеяра как благоверный, друг и христианин.

На страницах своего дневника Всеволод рассказал о многих других легендах и преданиях о Кудеяре. Он описал простое прощание атамана с матерью и молитву святому на прощание. Всеволод также записал свои молитвы и мольбу князю и княгине, чтобы защитить великое имя Кудеяры и сохранить его честь.

Читательский дневник Всеволода стал своего рода свою собственную книгу о Кудеяре. В ней он собрал все легенды и предания, которые были известны ему на тот момент. Всеволод придерживался своих правил и составил содержание книги, чтобы каждый мог легко найти интересующую его часть легенды.

Книга Всеволода была также своего рода олицетворением его веры в святую христианскую церковь. В ней он описал свои собственные взгляды на мир и свою веру в христовою царицу. Всеволод даже написал свою собственную молитву, которую он молил каждый день перед тем, как начинать читать свою книгу.

Всеволод завершил свою книгу в день, который наречен «сентябрь». В это время года было особенно много чудес и мистических событий, поэтому Всеволод решил, что это самое подходящее время для окончания своей книги. Он был очень рад, что смог завершить это великое задание и делиться этой книгой с другими.

Теперь каждый может прочитать эту великую легенду о Кудеяре и узнать о его подвигах и чудесах. Легенда об атамане Кудеяре стала великим произведением и останется незабываемой историей о героизме и силе человеческого духа. И все это было сделано бесплатно, чтобы каждый мог читать и наслаждаться этими историями о великом атамане Кудеяре.

Упоминание персонажа в произведении Некрасова

Атаман Кудеяр у Некрасова Николая Алексеевича, великого русского писателя, упоминается в «Кому на Руси жить хорошо», в одной из глав под названием «Пир на весь мир». Последние строки этой главы отличаются в зависимости от издания, поскольку известно несколько вариантов текста:

  • Рукопись 1876 года для журнала «Отечественные записки» и цензурный типографский оттиск, сделанный на основе данной рукописи. Еще одна урезанная публикация в этом журнале была отмечена в 1881 году.
  • В 1879 году было выпущено нелегальное издание Петербургской вольной типографии. Этот вариант включен в сборник сочинений автора.

В этом произведении персонаж атаман Кудеяр — легенда, которую рассказывает Ионушка. В его повествовании рассказывается о лютом разбойнике, который раскаялся в совершенных грехах и начал отшельническую жизнь. Однако он не находит себе места, и однажды ему является странник, который рассказывает, как разбойнику достичь успокоения. Для этого следует срезать вековой дуб тем самым оружием, которым были убиты невинные люди. На выполнение этого задания ушли годы, но рухнуло дерево только после убийства пана Глуховского.

Приближенных людей у атамана Кудеяра в «Кому на Руси жить хорошо» было немного. В произведении указывается их численность. В поэме об этом говорится: «Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман». Когда Кудеяр решил отмолить грехи и покаяться, он распустил свою свиту на вольные хлеба.

Последние годы жизни атамана Кудеяра

О последних годах жизни атамана Кудеяра ходили самые противоречивые слухи. Одни утверждали, что он принял постриг и закончил свои дни в одном из монастырей на севере Украины. Другие говорили, что он из лихого разбойника превратился в нищего и отправился искать свои 18 кладов.

Странствовал бывший грозный атаман Кудеяр под разными именами, но чаще всего называл себя Георгием. Находились люди, которые, якобы, видели, как в любую погоду бродил по лесам, городам и болотам старый оборванец, а у встречных спрашивал, где его воруй-городки. Некоторые узнавали в этом бродяге когда-то лихого атамана.

Прошли века, а молва о 18 кладах до сих пор не даёт покоя многим. Эти сокровища ищут под Киевом, в Астраханских плавнях, под Шатурой, в Саратовской области, Арчединско-Донских песках, в Москве на севере Лосиного острова.

Есть версия, что главный и самый богатый клад спрятан в Москве между улицей Крылатские Холмы и Крылатскими озёрами. В этом месте возможно находился один из воруй-городков. Но добраться до этого клада невозможно, так как стережёт его та самая деревянная кукла, которую положили в гроб вместо младенца. Насылает она на кладоискателей вечное беспамятство и делает их бродягами. Правда это или нет – сложно сказать, так как те, кто знает, уже потеряли память, а с тех, кто не знает, и спрашивать нечего.

Вадим Сухов

Собирательный образ разбойника

Образ царевича Юрия, которого многие считают разбойником Кудеяром, в истории является собирательным и состоит из биографических данных реальных, однако совершенно разных людей. По итогу имя Кудеяр в народе стало нарицательным. Оно характеризует всех существующих разбойников. Назвать данного персонажа достоверно историческим не представляется возможным, по причине отсутствия данных, подтверждающих его реальное существование.

По записям, сделанным в Кудеяр предстает татарином, который хорошо знает русский язык и отличается достаточно высоким ростом и звериной наружностью. Также многие легенды наделяют этого персонажа магическими способностями, которые помогали ему в грабежах, а также скрывали от преследователей.

В одних рукописях атаман описывается как чернокурый мужчина вспыльчивого и неукротимого нрава, который при этом был еще и своевольным казаком. В свою очередь, по некоторым народным сказаниям представляется иной образ — мужчина привлекательной внешности, богатырской стати, неглупый, имеющий слабость к молодым девушкам.

В целом можно выделить несколько образов Кудеяра, основанных на древних сказаниях. Некоторые приписывают ему жизнь жестокого разбойника, другие считают, что атаман Кудеяр был царских кровей и скрывался от праведного гнева царя. Также бытует мнение, что он был самозванцем, который выдавал себя за человека царских кровей.

Загадка рождения атамана Кудеяра

В 1525 году великий князь московский Василий Иванович расстался со своей женой Соломонией Сабуровой. Прожили они вместе 20 лет, но супруга так и не смогла родить государю наследников. Великую княгиню постригли в монахини и увезли в Суздаль. А Василий Иванович женился во второй раз на Елене Глинской. Через 3 года она родила мальчика, ставшего впоследствии царём Иваном Грозным.

Однако сосланная в монастырь Соломония тоже родила мальчика. Назвали его Георгием. Именно этот ребёнок впоследствии и получил прозвище Кудеяр (куда или кудь – жестокая расправа (жаргонное у разбойников); яр – обрыв, крутой берег, ярость). Но многие историки считают, что это легенда. Этой же точки зрения придерживался и Николай Карамзин, написавший «Историю государства Российского». Но даже авторитетным людям свойственно ошибаться.

Существует народное сказание. В нём говорится, что до рождения Кудеяра в Московском княжестве 3 года подряд происходили засухи. А во время родов Соломонии к ней явилась ведунья и предрекла: «Родила ты великого воина и станет он грозным орлом, но без крыльев. Будут у него и ум, и лихость, но не будет власти государевой, так как окажется она в руках сводного брата».

Соломония испугалась, что великий московский князь прознает о случившемся и спросила у ведуньи, как спасти сына. Что посоветовала старуха, то неведомо, но вскоре появились в монастыре государевы люди и учинили следствие. Через некоторое время было объявлено о внезапной смерти младенца. А люди по городам стали шептаться, что вместо умершего мальчика в гроб положили деревянную куклу. Эта подложная кукла не простая, а со значением, и наделает она много бед в русских землях, когда придёт её время выхода из гроба.

А куда подевался живой младенец? Его тайно увезли в глухие леса под Волоколамск. Там мальчика воспитывала и обучала премудростям ведунья. А вот дальше начинается самое интересное.

Любил Василий Иванович ездить на псовую охоту. Нередко наведывался и под Волоколамск. И вот во время последней охоты под Волоколамском в сентябре 1533 года случилось странное событие.

Конь под великим князем вдруг замер на опушке леса, стал бить ногой и ржать. Огляделся седок по сторонам и увидел, что среди деревьев стоит мальчик. Совсем крохотный был малец, но имел взгляд пронизывающий и мудрый. И не понять князю, то ли добра ждать от мальчика, то ли невзгод. Поманил государь мальца, а тот развернулся и убежал в чащу. Убежал да и Бог с ним. Но почему-то рассердился Василий Иванович, крикнул своих молодцев и велел им догнать мальчишку.

Те кинулись в погоню, но вскоре вернулись ни с чем. Не нашли они мальца. Не услышали ни топота, ни треска сломанных веток. Птицы его путь криком не отметили. Вот только обнаружили в чащобе деревянного идола. Порубили его саблями и обратно вернулись.

Великий князь нерасторопных слуг наказывать не стал. Не до них ему было, так как почувствовал он вдруг необъяснимую боль в ноге. Стала нога болеть всё сильнее и сильнее. Тут уж не до охоты стало. И велел Василий Иванович везти его к пречистой Богоматери в Иосиф монастырь. А после монастыря отправился он в Москву, но нога болеть не перестала вплоть до смерти московского правителя. Скончался он 3 декабря 1533 года.

Воруй-городки Кудеяра

По Ожегову воруй-городок – жульническое, воровское место. На Руси их было немало. А атаман Кудеяр имел свои воруй-городки. Никто из чужаков не мог в них попасть, так как вели к ним тайные тропы, о которых знали только сам атаман и его товарищи. В этих городках и хранились награбленные сокровища.

Много лет разбойники занимались грабежами, а отсиживались в воруй-городках. Там они пировали, делили добычу и отдыхали. Но постарел со временем Кудеяр, растерял многих товарищей, и пошли на убыль разбойничьи налёты. А когда из Москвы пришла весть о смерти Ивана Грозного, то решил атаман постричься в монахи, чтобы остаток жизни замаливать грехи.

Перед постригом принял он решение открыть все свои клады и передать их в монастыри. Все места, где было спрятано награбленное, разбойник хранил в памяти и никогда не записывал. Но теперь ходить по воруй-городкам у него уже не было сил. Поэтому он взял бумагу, перья и решил указать расположение кладов киевским монахам.

Но случилось невероятное. Атаман Кудеяр забыл все те места, где схоронил золото и серебро. Сидел несколько дней, но так ничего и не вспомнил. Так и кануло в небытие награбленное.

Отождествление атамана с царевичем Юрием

Существует несколько легенд, в которых проводится параллель между атаманом Кудеяром и Юрием Васильевичем, сыном Соломонии Сабуровой и Василия III. Можно выделить некоторые из них:

  1. Легенда родом из Саратова, которая повествует о том, что Иван Грозный, прежде чем отправиться на боевые действия в Казань, оставил Москву на попечительство Кудеяру. Позже было выяснено, что Казанский указ был ложным, сделан для того, чтобы во время отсутствия государя Кудеяр Васильевич, присвоив казну государства, скрылся от наказания.
  2. Симбирская легенда рассказывает, что Юрий Кудеяр был вызван в Казань для казни от руки Грозного. Однако, заранее узнав о намерениях царя, Юрий занял оборонительные позиции на Волге, у Кротковского города.
  3. Известна легенда, что царь Иван Грозный все-таки встретился с Юрием у осажденной Казани, а тот, в свою очередь, бежал от правителя на север страны.
  4. Курское сказание гласит, что Юрий оказался в плену у татар, которые хотели получить за него выкуп у государя. Когда попытка провалилась, пленника отправили вместе с войском на войну за царский трон. Однако и эта идея оказалась безрезультатной, после чего Юрий остался на русских землях, где и занялся разбоем.
  5. Суздальская легенда, напротив, рассказывает о заключении Кудеяром Васильевичем добровольного союза с татарами, целью которого было завоевание трона. Однако, увидев со стороны бесчинства, совершаемые татарами, он стал на защиту родной земли.

Все предания как об атамане, так и о Юрии Кудеяре указывают на его предательство Родины, которое проявляется в побеге либо в переходе на сторону врага.

Кудеярово городище

По некоторым преданиям, жил атаман Кудеяр вместе со своими разбойниками на берегу Сейма, в так называемом Кудеяровом городище. В этой легенде упоминается Екатерина Вторая, которая в то время совершала путешествие по югу России. В один из ее привалов недалеко от этого городища Кудеяр похитил золотую карету императрицы и закопал ее между тремя дубами.

Не менее известно Чертово городище, которое многие называют Шутовой горой, на дороге из Козельска в Лихвин. Данное место было очень удачно расположено, поскольку именно по этой дороге довольно часто проходили караваны с товарами, которые были прекрасной добычей для любого разбойника.

Многие верят, что здесь было расположено убежище Кудеяра, построенное для него нечистой силой. Считается, что именно эта сила и по сей день охраняет спрятанные сокровища разбойника, а по ночам в тех местах появляется призрак Любуши, дочери атамана, которая была проклята и заточена собственным отцом в этих землях.

Имя атамана

Можно также посмотреть на это с другой стороны — имя Кудеяр, как видно из различных приведенных выше источников, было в той или иной мере распространено на Руси. В татарских летописях также встречаются имена Худояр и Кудояр. Трактовок происхождения этого имени множество: тут и тема кудес и волшебства, и перс. «худайар» («либимый богом») — как бы то ни было, по какой-то причине оно нравилось/подходило людям особого склада. Известно, что в древности имена людей могли несколько раз меняться в течение жизни и часто представляли собой прозвища, подчеркивающие особые черты. Возможно, имя Кудеяр часто брали именно атаманы-предводители, так как по своему смыслу, заряду и, если хотите — энергетике, оно лучше всего отражает характер волевого, властного, дерзкого и совершенно неуязвимого человека, который с легкостью преодолевает любые препятствия и обходит своих врагов. В результате в каждой области России было множество собственных прославленных теми или иными деяниями Кудеяров.

Черный Яр

На самом деле известно большое количество Кудеяровых городов на территории южной России. В каждой губернии существуют свои истории и места, где запрятаны сокровища банды Кудеяра.

Большой популярностью пользуется гора которая находится в Липецкой области. Ее отличительная черта — лежащий на верхушке камень синеватого цвета, который считается окаменевшей лошадью атамана, получившей такой цвет, будучи опаленной огнем.

По многим легендам, именно здесь была расположена Кудеярова крепость. По преданиям, донские казаки, недовольные бесчинством Кудеяра и его разбойников, ополчились против них. Когда они добрались до крепости, то никак не могли ее захватить, поэтому обложили вокруг хворостом и подожгли.

Атаман запрятал все награбленное и оставил свою любимую лошадь в качестве охраны. А чтобы она не пострадала от огня, он превратил ее в камень.

Для большинства современников атаман Кудеяр — забытая история, однако не так давно этот персонаж был легендарным, можно сказать, полумифическим. И даже сегодня воспоминание о нем сохранилось в названиях гор, городов, яров, а само имя Кудеяр ассоциируется со зловещей, недюжинной силой.

Образ в искусстве

В русском искусстве XIX в.

  • роман Н. Костомарова «Кудеяр» — исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство — еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя — Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
  • рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо »: рассказывает о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана — и в этот момент дуб рухнул сам собой.
  • на стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина .
  • сказание А. Навроцкого «Последняя любовь Кудеяра»
  • Сравнение дядьки Груни с разбойником Кудеяром в рассказе А. И. Куприна «Груня»
  • В. Бахревский. «Клад атамана». Историческая повесть о Кудеяре.
  • Ю. Александров. «Кудеяров стан».
  • Б. Ширяев . «Кудеяров дуб».

В современной массовой культуре

  • «Кудеяр» — цикл романов Марии Семёновой , в котором это прозвище носит главный герой, современный полковник.
  • Кудеяр Кудеярыч
    — персонаж повести «Он» Татьяны Толстой («Кысь»)
  • Разбойник Кудеяр упоминается в качестве сравнения в романах Акунина из цикла «Пелагея».
  • Кличка одного из персонажей в романе А. Бушкова «Непристойный танец».

Путешествия Атамана Кудеяра

Атаман Кудеяр – это настоящий искатель приключений, который исследует самые отдаленные и необычные места нашей планеты. Он не просто турист, а истинный авантюрист, который стремится найти нечто новое и удивительное в каждом своем путешествии.

Вот несколько мест, которые посетил Атаман Кудеяр и которые я хочу рассказать тебе:

  • Таиланд – страна улыбок и великолепных пляжей. Атаман Кудеяр отправился в Таиланд, чтобы исследовать его потрясающие острова и погрузиться в мир местной культуры. Он испробовал тайскую кухню, посетил храмы и насладился солнцем и морем.
  • Мачу-Пикчу – древний индейский город в Перу. Атаман Кудеяр покорил эти величественные горы и открыл для себя загадочность истории этого места. Он прогулялся по запутанным тропам и насладился потрясающими видами на долину ниже.
  • Сафари в Африке – Атаман Кудеяр отправился в сердце Африки, чтобы увидеть животных в их естественной среде обитания. Он встретился с жирафами, слонами, львами и многими другими удивительными созданиями.

Каждое путешествие Атамана Кудеяра – это настоящее приключение. Он всегда находит что-то новое и интересное в каждом месте, которое посещает. Он узнает о культуре, истории и местных обычаях, и делится этими знаниями с нами.

Ты, наверняка, тоже может испытать радость путешествий. Ведь мир так велик и многообразен! Почему бы не отправиться в путешествие и увидеть все эти красоты своими глазами?

Так что, дорогой читатель, готов ли ты отправиться в путешествие вместе с Атаманом Кудеяром? Чего ждешь? Пакуй свои чемоданы и погнали!

Кудеярова гора

Место, где жил Кудеяр, напоминало неприступную крепость, созданную самой природой. С одной стороны гору окружали густые леса, а с другой – река Соколка, что огибала скалы. В пещере Кудеяра все сверкало награбленными самоцветами, вокруг были расставлены золотые и серебряные предметы.

Но во всей этой роскоши Кудеяр не забывал об опасности, что всегда грозила лесным грабителям. Как рассказывается в легендах, приказал атаман установить часовых на Караульной горе, что располагалась неподалёку от его «дома». В долине Соколки построены были кузницы разбойника, где день и ночь мастера ковали оружие для отрядов Кудеяра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: