Содержание стихотворения
Данное произведение признано одним из самых драматичных тех времен. Начинается оно с описания будничных дней, причем все звучит красочно, это можно понять из таких выражений: «лед неокрепший», «река студеная». В начале строк можно подумать, что это лирическое произведение, потому что автор все раскрывает постепенно, как бы усиливая эффект и подготавливая читателя. Так, по рассказу маленький сын со своим отцом генералом отправляются в путь по железной дороге. Тут сынишка начинает расспрашивать отца кто же построил такую громадную железную дорогу с поездами. Генерал долго не думая называет имя строителя графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Тогда сынок засыпает от укачивания в дороге и ему снится сон, который был скорее ужасом. В этом сне ребёнок увидел всю правду о строительстве данной дороги.
Работа была очень тяжелая, на которую соглашались от безысходности. Имя этой безысходности было — голод. Жить приходилось в землянках, отдыха как такого практически не существовало. Работать же приходилось не менее двенадцати часов в условиях сырости и мерзлоты, при этом были жесткие рамки, и наблюдатели записывали каждый промах строителей.
Штрафовали строителей так часто, что порой им не хватало зарплаты. Некоторым в виде зарплаты давали бочку вина. Если человек имел что-то против, спорил с главными, то его попросту засекали розгами насмерть. Многие умирали от различных болезней или истощения, таких людей хоронили на этой же дороге. Из этого можно сделать вывод, что дорога была выстроена на человеческих костях.
Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Конечно, официально стройке придавалось особое значение, как стройке века. Дорога, которую строили двенадцать лет, сокращала время проведённое в пути во время путешествия, между городами Москвой и Петербургом, в семь раз. Кроме того, в этом строительстве имелся политический подтекст. Всероссийский император Николай I желал заявить в Европе о своём государстве, как о прогрессивном и развитом. На создание инфраструктуры соответствующего уровня были выделены деньги, привлечены хорошие специалисты, в том числе иностранные. Вот только о собственном народе, который являлся дешёвой рабочей силой мало кто думал.
Вся история постройки железной дороги была правдивой и рассказывала о том, как на самом деле жил народ и что вынужден был терпеть. Тогда император высоко оценивал работу организаторов строительства. Главнокомандующему путей сообщения, графу Петру Андреевичу Клейнмихель, за заслуги перед Отечеством была присвоена награда. Действительно, скорость строительства была на высоте, а смертность простых работяг рассматривалась, как издержки производства.
Краткое содержание поэмы «Железная дорога» подробно по главам
Из разговора в вагоне между Ваней и его папашей Генералом. Отец поясняет сыну, что дорогу эту построил Граф Петр Андреевич Клейнмихель.
I
Рассказчик размышляет ночью в вагоне поезда. В окно он наблюдает красоты русской осени. Свежий ковёр жёлтых листьев, ясное небо, тонкий лёд на реке. Представляет свежий бодрящий воздух, отмечает простор и покой, необычайную гармонию природы.
II
Обращаясь к попутчику, генералу, рассказчик просит позволения «показать правду» его подросшему сыну Ване. Он начинает повествование о страшном голоде, царившем на Руси. Голод двигал народными армиями, заставлял людей воевать и осваивать дикие земли. И в «эти дебри», в которых сейчас двигался по рельсам поезд, народ тоже привёл голод. Эти люди нашли здесь последнее пристанище.
За стеклом вдруг стали слышны грозные звуки – во тьме толпились тысячи умерших людей. Они бежали по чугунной дороге, которая была плодом их непосильного труда. Эти люди работали, не жалея себя в жару и в холод, голодали, боролись с болезнями и замерзали в землянках. Мужики подвергались грабежам, побоям купцов, но выстояли ценой множества жизней. Измождённый, тощий белорус предстаёт перед Ваней, вид его говорит о том, как трудно он всю жизнь добывал хлеб. Теперь люди могут видеть результат благородного труда своих братьев, достойных, чтобы живые их помнили с благодарностью и не стыдились родства.
III
Раздался громкий паровозный свисток, и толпа мертвецов растворилась в ночи. Ваня проснулся и поспешил рассказать папаше о необычном сне, в котором явились тысячи умерших мужиков, которых рассказчик назвал строителями этой железной дороги. Генерал разразился хохотом и заговорил о своём визите в Ватикан, где видел Колизей, о святом Стефане в Вене и Аполлоне Бельведерском. И с усмешкой сказал, что такие чудеса искусства не мог создать народ, простые мужики, славяне, германцы и англосаксы способны только на разрушения и варварство. В завершение своей речи, не терпящей возражений, генерал велел рассказчику показать «светлую сторону».
IV
Рассказчик начал. Сложные работы в строительстве дороги окончены, не видно больных, умершие забыты. Только толпа рабочих людей, которые пришли в контору за расчётом. Но получать было нечего – все дни, когда люди болели, отмечены десятниками, работники остались в долгу.
Подрядчик, нарядно одетый купец в праздничный день едет осматривать работы. Затем, довольный результатом, снисходительно отпускает людей домой, жалует им бочку вина и прощает недоимки. Обрадованные мужики криками «ура» стали чествовать купца и вместо лошадей помчали по дороге своего благодетеля. Такая картина правды генералу была по душе.
Некрасов «Железная дорога»: краткое содержание, герои, какова главная мысль?
Иван Савёлич является символом русского человека, который упорно трудится, но не получает достаточной награды за свой труд. Он и другие рабочие живут в неполных домах, где нет ни тепла, ни удобств. Они накапливают деньги, чтобы выжить, но их заработки постоянно сокращаются. Настенька, дочь Ивана Савёлича, является эмоциональной опорой для своего отца и помогает ему сохранять оптимизм и веру в лучшее будущее.
Главная мысль повести заключается в том, что люди, пусть и находящиеся в тяжелом положении, должны бороться за свои права и улучшение своей жизни. Некрасов показывает, что неравенство и бедность присутствуют в обществе и требуют преодоления. Он восхваляет мощь и прогресс железной дороги, но одновременно критикует систему, которая несправедливо распределяет богатство и ущемляет права простых людей.
Повесть «Железная дорога» поднимает важные социальные вопросы, такие как борьба за справедливость, права трудящихся и неравенство в обществе. Она призывает читателей задуматься о проблемах своего времени и выступить против системы, которая угнетает и лишает людей возможности на лучшую жизнь.
Краткое содержание поэмы «Железная дорога» Некрасова
Поэма начинается с описания трудного пути к достижению знания и мастерства, которое требуется для строительства железной дороги. Мелигорский является воплощением этих мастеров и их непреодолимой энергии и силы воли.
Далее, поэма обращает внимание на трудности и опасности, с которыми сталкиваются строители дороги. Она описывает их упорство, работая день и ночь, под ветрами и холодами, чтобы преодолеть природные преграды и создать путь, облегчающий жизнь людей
Некрасов также подчеркивает важность железной дороги для развития страны. Он описывает хаос и неразбериху, которые произошли после освобождения крепостных и упразднения крепостного права
Железная дорога стала символом истинного прогресса и развития общества, связывая разные регионы и обеспечивая передвижение людей и товаров.
Наконец, главная мысль поэмы заключается в том, что создание и развитие железных дорог является показателем прогресса и силы нации. Она важна не только для экономического развития, но и для объединения людей, облегчения их жизни и увеличения их возможностей. Некрасов возвышает строителей дороги, признавая их работу и самоотверженность, и подчеркивает значение их дела.
Главные герои стихотворения Некрасова «Железная дорога»
Автор
— действующее лицо, произведения, которое общается с читателем и помогает ему верно понять происходящие события. Выступает в роли рассказчика. Видит всю несправедливость современного ему общества. Сочувствует простому русскому народу, понимает, насколько ему тяжело и нелегко жить и работать подневольным трудом. Рассказывая о железной дороге между Москвой и Петербургом, автор уверен, что все это построено руками простых людей, многие из них несли непосильную ношу, что приводило к болезням и смертям огромного количества людей. По мнению автора, русский народ не заслужил, чтобы с ним так обращались и выражает уверенность в том, что когда-нибудь люди обязательно получат награду за свой труд и жить буду в обществе справедливости и равноправия. Но такое время наступит еще нескоро.
Ваня
— мальчик, который слушал рассказ своего отца-генерала о строительстве дороги. Любознательный, проявляет интерес к тому, что слышит. Сопоставляет то, что говорит ему отец и то, что рассказывает автор. Перед его глазами рисуются страшные картины подневольной работы мужиков. Несколько раз он ужасается от одной мысли о том, как было тяжело людям и что им пришлось пережить. В сознании мальчика рисуются ужасные картины того, как работали русские люди и как они изнурительно работали ради чьих-то корыстных целей. Многие умирали от голода, а кто-то болел цингой и так же погибал. Ваня сочувствует всем этим людям и в отличие от своего отца осознает всю тяжесть положения. Через этот непосредственный детский образ автор выражает уверенность в том, что еще не все потеряно для русского народа, ведь по прежнему есть люди такие, как Ваня, которые не угнетают народ, не делают из него посмешище, а видят, в чем люди нуждаются и готовы им помочь
Пример Вани также показывает насколько важно быть сострадательными людьми и не закрываться от реальных проблем, с которыми сталкиваются люди
Генерал
— отец Вани. Циничный, равнодушный и жестокий человек. Рассказывает Ване о строительстве железной дороги. Для генерала существуют только деньги и его собственная власть. Он не думает о нуждах людей и не считается с их интересами. Когда Ваня спрашивает его о том, кто построил железную дорогу, генерал не рассказывает всей правды, а лишь поверхностно говорит, как все было. Он не способен дать объективную оценку историческим событиям, ведь для него история — он сам и ему подобные. Более того, он называет русских мужиков, которые участвовали в строительстве дороги, пьяницами. Видно, что генерал относится к народу со злобой, он не любит его. Те, кто обеспечивал его благополучие, работая день и ночь, вызывают у него омерзение. Некрасов уверен, что именно по вине таких людей происходят бесконечные истязания и издевательства над русскими людьми. Ведь именно в высших эшелонах власти, по его мнению, и знать не хотят о потребностях народа и о том, с чем ему приходится сталкиваться. А отсюда и повальное равнодушие к людям, использование их как дешевого рабочего материала и не больше.
Биография поэта
Отец офицер русской армии, отправил сына на службу в Петербург, где Некрасов должен был поступить в один из петербургских полков, куда поступали обычно все дворянские дети. Приехав, в первый же день он познакомился со студентами петербургского университета и решил, что ему гораздо важнее учиться, чем служить.
Как только отец узнал об этом, он страшно возмутился и перестал помогать сыну деньгами. Некрасов остался в чужом городе без средств. В университет он так и не поступил не смог сдать экзамены. Именно с этого времени начинаются его мытарства. Из-за отсутствия денег и недоедания, он постоянно болеет.
Позже он начинает зарабатывать на написании различных заявлений для неграмотных крестьян, дает частные уроки и пишет водевили на заказ. Помимо этого он увлекался написанием стихов и решил издать свой первый сборник, стихи в котором были довольно посредственные.
Белинский, прочитав этот сборник, написал на него разгромную рецензию. Это сильно подействовало на Некрасова, он решил скупить все свои сборники и сжечь их. Позже Некрасов и Белинский познакомились и даже подружились.
Вскоре Некрасов активно занялся издательской деятельностью, выпустил в свет ряд альманахов, начал издаваться журнал «Современник», открывший много молодых талантов.
Являясь редактором ряда литературных журналов, Некрасов был исключительно успешным и влиятельным человеком. Им было написано множество сатирических произведений, однако главной его работой считается поэма «Кому на Руси жить хорошо».
В начале 1875 года поэт тяжело заболел, он очень плохо себя чувствовал и долго страдал от боли. 27 декабря 1877 года он скончался, оставив свои работы, которые по праву считаются достоянием российской культуры.
Интересные темы
- Анализ рассказа Двухмужняя Рассказ «Двухмужняя» был написан Шолоховым в 1925 году, и был напечатан отдельным изданием. Это произведение являются частью сборника «Донские рассказы».
- Астафьев — Конь с розовой гривой Однажды бабушка пообещала Вите купить пряник конём. Это угощение было самым любимым у деревенских ребят. Бабушка собиралась поехать в город, чтобы продать землянику и купить кое-что.
- Пушкин — Борис Годунов Россия начала семнадцатого века, правит Борис Годунов. Он достойный, справедливый, заботящийся о своих подданных, но на Руси не считают его законным царём. В народе ходят слухи
- Пройслер — Маленький водяной Почти все действия происходят в старом пруду, который находится возле мельницы. В этом пруду живёт семья водяных. И вот одного дня в этом семействе рождается ребёнок — Маленький водяной.
Сочинения
История создания произведения
Великое поэтическое произведение Некрасова «Железная дорога» родилось в 1864 году. В стихотворении нашли отражение исторические события, связанные со строительством первой железной дороги при Николае I. Отдавая приказ проложить маршрут между Петербургом и Москвой, власти не волновались о прохождении пути по болотам и диким лесам. Результатом стали тысячи загубленных крестьянских жизней.
Руководителем процесса был назначен Пётр Клейнмихель, известный жестокостью по отношению к рабочим. Он «отучал» крестьян от еды и заставлял работать до тех пор, пока те не умирали от непосильного труда и голода. Граф жертвовал несчётным количеством жизней, чтобы скорее закончить строительство. Поэтому, чугунная дорога, о которой пишет Некрасов, в буквальном смысле проложена по костям.
Впервые стихотворение «Железная дорога» было издано с пометкой «Посвящается детям». Таким образом поэт надеялся донести историческую правду и силу русского народа до нового поколения читателей, как рассказчик делал это для Вани. Но в высших кругах произведение было признано клеветой. Этот факт подтверждает серьёзность проблемы, поднятой автором, в те времена.
Герои
Основными героями произведения становятся члены строительной бригады. Они – настоящие храбрецы, которые работают без перерыва и отдыха, преодолевая все трудности и тяготы. В числе таких героев – молодой сапожник Филимонов, который забросил свою работу и сел в поезд, чтобы помочь строителям. Этот персонаж ярко демонстрирует смелость, решимость и готовность отдать все свои силы для достижения общей цели.
Еще одним значимым героем произведения является Нефедка, бывший бедняк, который ушел от женщины своей мечты, чтобы помочь рабочим. Он – преданный друг и настоящий мужчина, готовый пожертвовать своими личными желаниями ради общего блага. Его история создает эмоциональное напряжение и вызывает симпатию со стороны читателя.
Также в романе присутствуют и другие герои, такие как Марья, барышня из города, и Варвара, женщина-революционерка. Они представляют разные слои общества, каждая из них борется за свои интересы и ценности. Велий, сильный и непоколебимый, Гусев является образом советской этики и мировоззрения.
Главная мысль произведения заключается в том, что сила железной дороги не только в техническом смысле, но и в том, что она способна объединять людей, разнородных в своих интересах и ценностях. Работа на строительстве железной дороги превращается в символ единства и борьбы за свободу.
История персонажей и их борьба помогают нам лучше понять и осознать неоценимое значение коллективизма, готовность помогать другим и находить смысл в общей трудностях. «Железная дорога» является воодушевляющим примером того, как обыкновенные люди могут добиваться великих дел, объединяясь в одной цели.
Историческая обстановка во время написания поэмы
Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» — краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.
Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила крепостное право. Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.
Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»
Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.
Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.
Сюжет
Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился, и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.
Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжелых работах, жили в убогих землянках.
Автор успокоил Ваню, и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжелым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.
Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем, и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка, и показать ему светлую сторону жизни.
Рассказчик согласился, и описал, как после окончания строительства все мужики оказались еще и должны подрядчику. Приехав на железную дорогу, подрядчик похвалил мужик за проделанную работу, и согласился погасить им все «долги», а сверх того – выкатил работникам бочку дешевого вина. Мужики были искренне рады такому повороту, и даже качали подрядчика на руках. Рассказчик сказал генералу, что сложно представить более радостную картину.
Чему учит стихотворение
В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.
Главная мысль
В поэме «Железная дорога» Некрасов обращает внимание на несправедливые социальные условия, в которых живут простые работники железной дороги, и выступает за справедливость и равноправие всех слоев общества. Главная мысль поэмы заключается в том, что железная дорога, с одной стороны, является символом быстрого прогресса и технологического развития, но с другой — она становится причиной эксплуатации и угнетения рабочих
Главная мысль поэмы заключается в том, что железная дорога, с одной стороны, является символом быстрого прогресса и технологического развития, но с другой — она становится причиной эксплуатации и угнетения рабочих.
У Некрасова главная мысль выражается через живописные образы и силу поэтического слова. Поэт раскрывает тяготы труда, низкое социальное положение рабочих, их терзания, борьбу и надежду на лучшую жизнь.
Через противоречия на железной дороге Некрасов возвышает идеал справедливости, законности и честности, призывая к изменениям в обществе. Он показывает, что только равноправие и взаимное уважение помогут создать лучшую жизнь для всех работников, независимо от их социального статуса.
Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова
Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название. Ведь стихотворение имеет на самом деле, очень глубокий смысл.
Николая Некрасов является очень знаменитым не только своими красивыми и хорошими произведениями, но и тем, что стал первым, кто в русской литературе проложил гражданское направление. Это имеет очень большое смысл, ведь все началось именно с его произведений. Писатель – человек принципов, который не будет впадать в придуманную романтику, лишь для того, чтобы хорошо и радостно жилось. Это – реалист, который даже в своей литературе придерживался именно этих стандартов. В его произведениях всегда все было очень реалистично. Иногда у читателей возникали улыбки, насколько все это было хорошо и качественно описано – наша реальная жизнь и ее процессы каждодневные.
Именно потому, стихотворение «Железная дорога» никого не удивляет, так как оно также реалистично, кК и другие произведения Некрасова. Стихотворение было написано немного позже после отмены крепацтва. Крепостное право было отменено в 1861 году. Но это был только формальный срок, только после нескольких лет – по-настоящему что-то стало происходить. Именно по этому поводу было написано такое стихотворением поэтом. В своем произведении он описывает события тех годов. И особенно – 1864 года. Так как именно в том году совершалось строительство путепровода между большими городами – Петербургом и Москвой.
Повод для негодований Некрасова послужило то, что это необдуманное до конца решение послужило гибелью многим людям. И это только мягко сказано. На самом деле, погибли тысячи, и даже миллионы людей – простых людей, хотя об этом тогда никто не заботился. Николая Некрасов был разозлен и возмущен тем, что государство того времени не смогло до конца разобраться в том, что они запланировали. Ведь они рассмотрели, как говориться, только одну сторону медали. И именно эта непродуманность и послужила гибелью множеству простых крестьян.
Само стихотворение как бы поделено на четыре симметричные части. Как ни странно, но все же в произведениях Некрасова кроме бытовой поражающей реальности есть и романтика, хоть немного – но овсе же она присуща. И именно первая часть произведения Некрасова носит романтические впечатления. Писатель рассказывает, как видел все красоты природы, пока ехал в поезде. Железнодорожное путешествие – и даже оно имеет свои приятные ощущения, кроме усталости. И, как реалист, он это тем более понимал.
Русская природа – просто незабываема, и тем более, в те времена. Когда еще существовали уголки дикой природы, не заселенные людьми. Автор становиться невольным слушателем разговора между сыном генерала и самого отца. Подросток начинает интересоваться, кто же построил такую дорогу для поездов. Дальше, можно увидеть глубокий смысл, который более приоткрывается, чем вначале. Ведь никто тогда особо не задумывался, какой ценой была создана такая огромная линия железнодорожных путей для огромных титанов-поездов. А сколько жизней погибло тогда, в 1864 году, ведь многие забыли об этом, наслаждаясь только результатом.
Анализ стихотворения Железная дорога по плану
Сюжет
Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.
Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжёлых работах, жили в убогих землянках.
Автор успокоил Ваню и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжёлым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.
Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка и показать ему светлую сторону жизни.
Рассказчик согласился и описал, как после окончания строительства все мужики оказались ещё и должны подрядчику. Приехав на железную дорогу, подрядчик похвалил мужиков за проделанную работу и согласился погасить им все «долги», а сверх того – выкатил работникам бочку дешёвого вина. Мужики были искренне рады такому повороту и даже качали подрядчика на руках. Рассказчик сказал генералу, что сложно представить более радостную картину.
Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова
В 1864 году в собственном журнале «Современник» Н. Некрасов опубликовал своё стихотворение «Железная дорога». Речь в этом произведении шла о цене строительства настоящих железных путях. Строительство Николаевской дороги продолжалось десять лет и закончилось только в 1852 году. Она позволяла путникам преодолевать огромные расстояния всего за один день, когда раньше на это требовалась, по крайней мере, неделя.
Император своеобразно подошёл к строительству железных путей. Он провёл по карте карандашом полоску, где задумывалось обустроить линии для поездов. И грифель пересёк болота, поля и леса — именно через такие труднодоступные места должна быть проложена железная дорога. Но какую цену необходимо заплатить за ее строительство? Речь идёт не о деньгах, Некрасов говорил о тысячах погубленных и погибших человеческих жизнях.
Строительством занимался Клейнмихель. Этого чиновника к 1864 году уже убрали с занимаемой должности. Даже власти видели в нем чрезмерную жестокость по отношению к людям.
В своём стихотворении Некрасов поднял «больную» тему — гражданство, народ и справедливость. «Железная дорога» считается образцом гражданской лирики. В этом произведении обличается государственный произвол и подчеркивается несправедливость к бедным людям. Эту идею поэт смог отобразить в четырёх частях, которые соединены между собой сюжетом и лирическим героем.
В первой части читатель видит природу. Она рисуется идеальной, в ней нет безобразия и уродства. Ярко ей противопоставляется цивилизованный страшный мир второй части. Здесь автор раскрывает все недостатки общества, его пороки. Лирический герой рассказывает мальчику о погибших напрасно рабочих, которые трудились в любую погоду лишь бы построить железные пути, по которым мчится поезд. Автор подчеркивает не только жёсткость и безжалостность представителей власти, но и мужество, и трудолюбие народа. Их способность в невыносимых условиях работать не покладая рук. И именно за это он достоин уважения. Некрасов с сожалением отмечает, что русские люди готовы годами и столетиями терпеть произвол. У них есть силы, чтобы выносить все страдания, но нет сил, чтобы противостоять ударам судьбы.
В третьей части читатель видит ещё одну высказанную точку зрения. По мнению генерала, народ — это воплощение пьянства и отсутствие желание и стремлений достичь чего-то великого. Он считает, что простые люди умеют только разрушать все вокруг себя.
В четвёртой части мальчик Ваня узнает от лирического героя, что за все те трудности и испытания бедные рабочие получили в качестве оплаты лишь бочку вина. Алкоголь — это цена множества смертей и увечий. И люди радовались такой неблагодарной награде, потому что не могли помыслить о противостоянии хитрым подрядчикам.
Таким образом, Некрасов защищает бедных рабочих, но и корит их за бездействие, за их трусливость и нежелание улучшать свою жизнь. Они, на самом деле, обладают огромной силой, которая выстоит против произвола чиновников, но они не могут ей правильно воспользоваться.
Очень краткий пересказ поэмы «Железная дорога»
Ясной осенней ночью поезд движется по железной дороге. Рассказчик любуется из окна красотой русской природы в сиянии луны и размышляет. Услышав разговор генерала и его сына Вани о том, что эту дорогу построил граф Клейнмихель, он рассказывает мальчику правду о создании чугунных путей. О том, как простые мужики славянских народов, преодолевая голод и болезни, много лет трудились и осваивали эти земли. Сколько жизней людских отдано ради того, чтобы живущие теперь использовали эту дорогу – результат их тяжёлого труда. И эти люди, больные, сгорбленные и измученные, достойны уважения и доброй памяти.
Ваня проснулся от громкого паровозного сигнала и сказал отцу, что видел во сне «тысяч пять мужиков» — строителей дороги. Генерал со смехом ответил, что простой народ неспособен созидать, что эти мужики «скопище пьяниц» и их удел – разрушение да печные горшки. Генерал велел рассказчику показать сыну светлую, истинную сторону. Тот описал время, когда непомерный труд по освоению неизведанных земель был окончен. Рабочие завершили укладку рельсов, и толстый купец-подрядчик стал осматривать и принимать работу, после чего осчастливил людей бочкой вина. Работники неустанно благодарили и чествовали своего кормильца. Ведь именно так видел историю строительства железной дороги отец Вани.