Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.
Свет
Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание
синквейна является формой свободного
творчества, требующей от автора умения
находить в информационном материале
наиболее существенные элементы, делать
выводы и кратко их формулировать. Помимо
использования синквейнов на уроках
литературы
(например,
для подведения итогов по пройденному
произведению
)
практикуется и использование синквейна
как заключительного задания по пройденному
материалу любой другой дисциплины.
Синквейн
на тему «Витамин»
1.
Вещество
2. Полезное, необходимое
3.
Поглощать, принимать, употреблять
4.
Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные
друзья.
5. Польза для здоровья
Синквейн
«
Человек»
Человек,
Прекрасный
и счастливый.
Думает, делает, говорит.
И
не забывает, что он —
индивид.
Синквейн
на слово «Толерантность»:
1.
Терпение
2. Невраждебный,
конструктивный,неконфликтный
3.
Взаимодействовать, уважать, прислушиваться
4.
Мудрость человеческая и в терпимости.
5.
Миролюбие
Синквейн
на тему «Природа»
1.
Жизнь
2. Плодородная, кормящая
3.
Рождаться, жить, существовать
4. Природа
— это бесконечный источник вдохновения
5.
Мать-земля
Синквейн
Творчество
активный,
креативный
уметь, делать,
любить
творить-уметь развиваться
любовь
Вода
полезная,
прозрачная
течёт,струится, плещется
самое
растворимое на земле
минералы
Справедливость
чистая,
верная,
не лжёт, испытывает, обогащает
С
нею ты в безопасности
Сестра МУДРОСТИ
Жизнь
интересная,
сложная
родиться, расти, решать
жизнь
каждый хочет познать
надежда
Книги
Таинственные,
глубокие
Помогают, учат, влюбляют
В
вечных героев своих
Спасибо
Город
Красивый,
шумный
Гудит, ослепляет, живет
Город,
наполненный движением, суетой
Жизнь.
СИНКВЕЙН ПРАВИЛА |
|
Мама Добрая, Помогает, Она |
Мама Ласковая, Любит, Любящая |
Мама добрая, любит, Без |
Каникулы. |
Наполеон
Прославленный,
смелый
.
Воевал,
ликовал, бежал
.
Страшный п
уть
через Россию
.
Поражение.
Кутузов
Доблестный,
проницательный
.
Возглавил,
разбил, победил
.
Русь
от
врага
освободил
.
Герой
.
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание
синквейна является формой свободного
творчества, требующей от автора умения
находить в информационном материале
наиболее существенные элементы, делать
выводы и кратко их формулировать. Помимо
использования синквейнов на уроках
литературы
(например,
для подведения итогов по пройденному
произведению
)
практикуется и использование синквейна
как заключительного задания по пройденному
материалу любой другой дисциплины.
Синквейн
на тему «Витамин»
1.
Вещество
2. Полезное, необходимое
3.
Поглощать, принимать, употреблять
4.
Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные
друзья.
5. Польза для здоровья
Синквейн
«
Человек»
Человек,
Прекрасный
и счастливый.
Думает, делает, говорит.
И
не забывает, что он —
индивид.
Синквейн
на слово «Толерантность»:
1.
Терпение
2. Невраждебный,
конструктивный,неконфликтный
3.
Взаимодействовать, уважать, прислушиваться
4.
Мудрость человеческая и в терпимости.
5.
Миролюбие
Синквейн
на тему «Природа»
1.
Жизнь
2. Плодородная, кормящая
3.
Рождаться, жить, существовать
4. Природа
— это бесконечный источник вдохновения
5.
Мать-земля
Синквейн
Творчество
активный,
креативный
уметь, делать,
любить
творить-уметь развиваться
любовь
Вода
полезная,
прозрачная
течёт,струится, плещется
самое
растворимое на земле
минералы
Справедливость
чистая,
верная,
не лжёт, испытывает, обогащает
С
нею ты в безопасности
Сестра МУДРОСТИ
Жизнь
интересная,
сложная
родиться, расти, решать
жизнь
каждый хочет познать
надежда
Книги
Таинственные,
глубокие
Помогают, учат, влюбляют
В
вечных героев своих
Спасибо
Город
Красивый,
шумный
Гудит, ослепляет, живет
Город,
наполненный движением, суетой
Жизнь.
СИНКВЕЙН ПРАВИЛА |
|
Мама Добрая, Помогает, Она |
Мама Ласковая, Любит, Любящая |
Мама добрая, любит, Без |
Каникулы. |
Наполеон
Прославленный,
смелый
.
Воевал,
ликовал, бежал
.
Страшный п
уть
через Россию
.
Поражение.
Кутузов
Доблестный,
проницательный
.
Возглавил,
разбил, победил
.
Русь
от
врага
освободил
.
Герой
.
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.
Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».