Лев Толстой. Краткие содержания произведений
- Акула
- Альберт
- Анна Каренина
- Бедные люди
- Бородинское сражение (Война и мир)
- Булька
- Власть тьмы
- Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть
- Война и мир
- Война и мир 1 том
- Война и мир 2 том
- Война и мир 3 том
- Война и мир 4 том
- Война и мир Эпилог
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна (Детство)
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Орел
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Отрывок Петя Ростов из романа Война и мир
- Пожар
- После бала
- Прыжок
- Птичка
- Севастопольские рассказы
- Сказка Три медведя
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три смерти
- Филиппок
- Хаджи Мурат
- Холстомер
- Чем люди живы
- Юность
Толстой, Анализ произведения Юность, План
«Юность» Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстого, где описывается жизнь Николеньки Иртеньева и его постепенное взросление. Именно в последней части мы видим его нравственное становление, нравственное взросление человека, который все-таки выбрал правильный путь в своей жизни, хоть на его пути было очень много соблазнов и друзей, для которых были важны лишь развлечения с выпивкой и сигарой в руках.
Прочитав произведение «Юность» в кратком содержании по главам, мы имеем возможность проследить духовный и нравственный рост героя произведения. Читая последнюю работу, что вошла в трилогию Толстого «Юность» в кратком содержании мы понимаем, что с каждой главой, с каждым событием Николенька преодолевает свои недостатки, он осознает, что правильно, а что нет и стыдится своих неправильных поступков. А в этом как раз и есть взросление.
Толстой Юность краткое содержание
Еще вначале произведения Толстого «Юность» мы видим, что Николеньке шестнадцать и именно с этого периода начинается его юная пора, пора вступительных экзаменов и учебы в университете. Для Николая период юности начал с осознания того, что назначение человека в жизни — это стремление к совершенствованию. В самом начале произведения Николай решает вести правильную жизнь, он мечтает хорошо учиться, помогать бедным, хочет стать известным. Заводит «правила жизни», записав на бумаге свои планы, от которых он решил не отступать. Вообще Николай очень часто размышляет о смысле существования, о человеческом предназначении, о том, какое оно будущее.
Когда Николай поступил, отец дал ему в пользование личного кучера и лошадь. С этого момента Николенька почувствовал себя взрослым и стал делать ошибки. Первым делом он отправляется в табачный отдел и попробовал впервые закурить. Затем в ресторане с братом и приятелями Николай пробует спиртное, а после и вовсе устраивает ссору. За все это Николаю потом было очень стыдно и это уже большой шаг к взрослению, ведь только осознание своих неправильных поступков может быть свидетельством того, что ты становишься взрослым и готов отвечать за свои действия.
В деревне, куда он приехал на лето, Николай часто думает о любви ,о том, какая она может быть. Когда наступает период учебы, Николай ни к каким компаниям не примыкает, зато для него настала пора влюбленности, он постоянно влюблялся, но все влюбленности быстро проходили. А позже Николай завел новых товарищей, а вот со своим другом Нехлюдовым стал общаться реже, затем и вовсе поссорился. Новая дружба привела к тому, что Николай завалил первый же экзамен. Этот провал он очень сильно переживал и не выходил из комнаты.. Там он нашел тетрадь с правилами своей жизни и вспомнил о своих мечтаниях. Он осознал, что вел себя некрасиво, что мог предать свои стремления к совершенствованию и у него проступили слезы раскаяние. Он пообещал себе вновь стать на путь праведности и духовного развития.
В повести «Юность» Толстого, мы увидели ошибки главного героя, но самое главное, это то, что герой осознал свои ошибки. В произведении Льва Николаевича Толстого «Юность», автор показал нам взросление героя, которое происходило на ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и на вере в лучшее будущее.
План:
1. Николеньке 16 и он мечтает о своем будущем
2. Экзамены и первое разочарование от проваленного экзамена
3. Поступление, самостоятельная жизнь и первые ошибки
4. Визиты знакомым
5. Любовь, мечты о женитьбе на Вареньке
6. Лето в деревне, женитьба отца
7. Начало учебы, влюбленность Николеньки
8. Дружба с Нехлюдовым и их ссора
9. Новые товарищи и провал на первом экзамене
10. Осознание ошибок. Новая жизнь
Интересные факты:
- В детстве Толстой услышал от своего брата Николая легенду о «зеленой палочке» — стоило ее найти на краю оврага в Ясной Поляне, и не стало бы на земле войн и смертей. Эта детская игра сильно повлияла на личность Толстого. Идея о всеобщем счастье и любви прослеживается во всем творчестве писателя, философских работах и публикациях. На склоне лет Лев Николаевич просил похоронить его безо всяких почестей на краю оврага — там, где еще ребенком они с братом искали «зеленую палочку».
- Интересен тот факт, что Софья Андреевна (жена Толстого), переписывала практически все труды своего мужа для того, чтобы отправлять рукописи в издательство. Это было необходимо потому, что ни один редактор не разобрал бы почерка великого писателя.
- Великолепно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, сербском и чешском. Изучал греческий и церковно-славянский, латынь, украинский и татарский, древнееврейский и турецкий, голландский и болгарский языки.
- Интересный факт про Толстого заключается еще и в том, что граф, к концу жизни, выработал несколько серьезных принципов своего миропонимания. Главные из них сводятся к непротивлению злу насилием, отрицанию частной собственности и полному игнорированию любых авторитетов, будь то церковный, государственный или какой другой.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех повестей трилогии, растет в дворянской семье, умен не по возрасту, тонко чувствует мир.
- Иртеньева Наталья Николаевна– мать Николеньки, напрямую образ этой героини писатель не демонстрирует, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович– отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный мужчина.
- Наталья Савишна – экономка, самозабвенно служит семейству, на которое работает.
- Карл Иванович – учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- St.-Jerome – француз по происхождению, гувернёр в доме Иртеньевых, по началу у него и Николеньки очень скверные отношения, постепенно они движутся в лучшую сторону, главный герой признает, что он хорошо выполнял свои обязанности, однако был самовлюблен и тщеславен.
- Бабушка – графиня, величественна, уважаема, с внуками добра и весела, особенно сближается с ними после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девочку.
- Семенов – студент-разночинец, учился вместе с Николенькой, часто прогуливал, пользовался уважением среди студентов, влез в долги, продал себя в рекруты.
- Дубков— адъютант, приятель Володи Иртеньева, ограничен, но при этом искренен и чистосердечен, увлекается шампанским и женщинами, игрой в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но неряшлива дома, с Николенькой у нее неприятные отношения, с отцом Николеньки отношения дошли до состояния тихой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она всячески старалась завоевать любовь своего мужа.
- Зухин — товарищ Николеньки по университету. Пылкий, деятельный, не любил науку, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство призрения, однако позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит ответных чувств.
- Иртеньев Володя – старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это отношения братьев хорошие.
- Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью в манерах и в голосе.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой, первая любовь Николеньки.
- Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, уважаем, имеет высокие нравственные принципы, добр, хорошо образован, однако несколько надменен.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой у нее натянутые.
- Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки, по мнению Николеньки скучная женщина, отец Николеньки некогда был увлечен ею.
- Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых, вел себя спокойно и достойно, был предан своим хозяевам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ 420 ₽ Реферат Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ 220 ₽ Контрольная работа Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сюжет
Николаю Иртеньеву уже минул шестнадцатый год. Это умный, добрый и целеустремленный молодой человек, оказавшийся на пороге взрослой жизни. Быть лучше и чище его подстёгивала дружба с Дмитрием Нехлюдовым, в котором он видел идеал человека. Николай даже завёл особую тетрадь, в которую записал так называемые «правила жизни», которым он намеревался следовать.
Однажды отец Николая пригласил в дом духовника и всё семейство исповедовалось ему. После долгой исповеди юноша почувствовал приятное облегчение и радость. Однако той же ночью он вспомнил ещё один проступок, за который ему было стыдно, и на следующее утро он отправился в монастырь. Монах исповедовал его и благословил.
Весной, успешно сдав экзамены, Николай стал студентом московского университета. По такому случаю отец выделил ему, как взрослому, собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие было решено отпраздновать в ресторане с лучшим другом Дмитрием Нехлюдовым. На месте Николай встретил старшего брата Володю и его товарища Дубкова. В ресторане было много выпито, и юноша попал в весьма неловкое положение, о котором он ещё долго будет с досадой вспоминать.
Закружившись в вихре взрослой жизни, Николенька совершенно запутался в своих предпочтениях. С одной стороны, он очень хотел походить на правильного, рассудительного, умного Дмитрия, но вместе с тем его, словно магнитом, притягивали к себе всевозможные развлечения и соблазны разгульной жизни, которую вёл брат Володя. Юноша пришел к выводу, что взросление – это не просто течение времени, а становление души.
Николенька с Володей приехали в деревню. В отчем доме на юношу нахлынули воспоминания о детских годах, любимой матушке, у него появилось много времени для размышлений. Братья узнали о намерении отца жениться на молодой соседке Авдотье Епифановой. Однако отношения между детьми и мачехой не заладились с самого начала. Характер и привычки молодой женщины были неприятны Николаю.
Начался учебный год, но беззаботная студенческая жизнь в столице уже не прельщала юного героя. В бесконечных кутежах и светской жизни в целом он видел одно лишь притворство. Душевные переживания и поиск себя дали свои плоды: Николай с треском провалил экзамен по математике, и его не перевели на второй курс. В этот непростой период ему на глаза попалась тетрадка «Правила жизни». От нахлынувших чувств Николенька расплакался и решил переписать все правила, чтобы раз и навсегда следовать им по жизни.
Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого
Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.
Словарь
1. Пролетка – легкая двухместная повозка.
2. Комильфо – (устар.) соответствие правилам приличного поведения.
3. Диалектика – учение о законах изменения и развития в мышлении, обществе и природе.
Основные персонажи
Л.Н. Толстой в последней части трилогии «Юность» рассказывает о студенческих годах главного героя, от лица которого и идет повествование. По сюжету ему часто приходиться сталкиваться с разными людьми, поэтому в повести представлено большое количество героев.
Главные герои
- Иртеньев Николенька – студент из дворянской семьи;
- Владимир – его старший брат;
- Нехлюдов Дмитрий – близкий товарищ Николая.
Второстепенные персонажи
- Папа – отец главного героя. Вдовец, но по сюжету женится;
- St.-Jerome – наставник Николеньки;
- Дубков – приятель Володи;
- Сонечка – бывшая симпатия Николая;
- Варенька Нехлюдова – сестра Дмитрия;
- Любочка – сестра Николая;
- Мими – гувернантка;
- Катенька – ее дочь Мими;
- Авдотья – мачеха главного героя;
- Иконин – сокурсник Николая;
- Зухин и Семенов – приятели и сокурсники.
Сюжет
Николаю Иртеньеву уже минул шестнадцатый год. Это умный, добрый и целеустремленный молодой человек, оказавшийся на пороге взрослой жизни. Быть лучше и чище его подстёгивала дружба с Дмитрием Нехлюдовым, в котором он видел идеал человека. Николай даже завёл особую тетрадь, в которую записал так называемые «правила жизни», которым он намеревался следовать.
Однажды отец Николая пригласил в дом духовника и всё семейство исповедовалось ему. После долгой исповеди юноша почувствовал приятное облегчение и радость. Однако той же ночью он вспомнил ещё один проступок, за который ему было стыдно, и на следующее утро он отправился в монастырь. Монах исповедовал его и благословил.
Весной, успешно сдав экзамены, Николай стал студентом московского университета. По такому случаю отец выделил ему, как взрослому, собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие было решено отпраздновать в ресторане с лучшим другом Дмитрием Нехлюдовым. На месте Николай встретил старшего брата Володю и его товарища Дубкова. В ресторане было много выпито, и юноша попал в весьма неловкое положение, о котором он ещё долго будет с досадой вспоминать.
Закружившись в вихре взрослой жизни, Николенька совершенно запутался в своих предпочтениях. С одной стороны, он очень хотел походить на правильного, рассудительного, умного Дмитрия, но вместе с тем его, словно магнитом, притягивали к себе всевозможные развлечения и соблазны разгульной жизни, которую вёл брат Володя. Юноша пришел к выводу, что взросление – это не просто течение времени, а становление души.
Николенька с Володей приехали в деревню. В отчем доме на юношу нахлынули воспоминания о детских годах, любимой матушке, у него появилось много времени для размышлений. Братья узнали о намерении отца жениться на молодой соседке Авдотье Епифановой. Однако отношения между детьми и мачехой не заладились с самого начала. Характер и привычки молодой женщины были неприятны Николаю.
Начался учебный год, но беззаботная студенческая жизнь в столице уже не прельщала юного героя. В бесконечных кутежах и светской жизни в целом он видел одно лишь притворство. Душевные переживания и поиск себя дали свои плоды: Николай с треском провалил экзамен по математике, и его не перевели на второй курс. В этот непростой период ему на глаза попалась тетрадка «Правила жизни». От нахлынувших чувств Николенька расплакался и решил переписать все правила, чтобы раз и навсегда следовать им по жизни.
Сюжет трилогии
«Детство»
Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные события, так и печальные. Жизнь маленького мальчика автор описывает с долей умиления. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.
Повествование ведется от лица Николеньки. В этой части автор описывает быта дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.
У мальчика умирает мама, поэтому ему приходится ухать в другой город для того, чтобы продолжить свое обучение. В этом новом городе начинается и новая жизнь главного героя.
«Отрочество»
Вторая часть трилогии повесть «Отрочество» начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти мамы. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и потеря, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву. Коленька продолжает общение с Карлом Ивановичем. У главного героя развиваются отношения с Катей, Любой и другом Дмитрием. В этой части у него начинает меняться система ценностей. В первый раз в своей жизни Николенька сталкивается с предательством.
«Юность»
В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое происходит с ним впервые: посещение ресторана, взрослого бала, студенческие сборища.
Николенька хочет казаться взрослым и всем нравиться, быть самим собой он не может, иногда он надевают некую маску и ведет себя неестественно. Главный герой сдружился с Дмитриев Нехлюдовым.
Внутри себя Николенька часто рассуждает о жизни. В юности главный герой достаточно влюбив, он испытывал чувства к Вареньке (сестре Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и к другим барышням.
Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает мачеху.
Главный герой беспечно относился к занятиям в университете, поэтому он проваливает итоговые экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать более серьезным и не тратить времени зря.
Детство. Отрочество. Юность
Разные части вызвали разную реакцию. Если появление «Детства» сопровождалось практически единодушным восторгом (Иван Тургенев писал из Парижа молодому писателю, что его повесть «производит фурор» и в моде «пуще кринолина»), то «Юность» приняли гораздо сдержаннее. Предчувствуя это, Толстой ещё до публикации отправил рукопись «Юности» Александру Дружинину
Александр Васильевич Дружинин (1824–1864) — критик, писатель, переводчик. С 1847 года публиковал в «Современнике» рассказы, романы, фельетоны, переводы, дебютом стала повесть «Полинька Сакс». С 1856 по 1860 год Дружинин был редактором «Библиотеки для чтения». В 1859 году организовал Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным. Дружинин критиковал идеологический подход к искусству и выступал за «чистое искусство», свободное от любого дидактизма. , чтобы тот честно сказал, стоит ли её публиковать. Дружинин в ответ сделал Толстому немало замечаний (в частности, посоветовал не писать такими длинными предложениями), но вынес вердикт, что писатель справился с «ужасной» задачей «схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности» и может смело «плюнуть в физиогномию» любому, кто скажет, что эта повесть хуже «Детства» или «Отрочества». В целом же трилогия Толстого была принята критикой того времени удивительно доброжелательно. Начинающий критик Николай Чернышевский поразился тому, как молодой писатель изображает «психический процесс» — «едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием», — и даже придумал для этого специальный термин: «диалектика души».Павел Анненков Павел Васильевич Анненков (1813–1887) — литературовед и публицист, первый биограф и исследователь Пушкина, основатель пушкинистики. Приятельствовал с Белинским, в присутствии Анненкова Белинский написал своё фактическое завещание — «Письмо к Гоголю», под диктовку Гоголя Анненков переписывал «Мёртвые души». Автор воспоминаний о литературной и политической жизни 1840-х годов и её героях: Герцене, Станкевиче, Бакунине. Один из близких друзей Тургенева — все свои последние произведения писатель до публикации отправлял Анненкову. о — настоящее кропотливое исследование психологии ребёнка, только данное в художественной форме
И дажеКонстантин Аксаков Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) — публицист, литературовед, идеолог славянофильства, член важной литературной династии XIX века. Аксаков сотрудничал с журналами «Москвитянин», «Русская беседа», газетой «Молва», писал стихи и драму
Известность получила его полемика с Белинским по поводу «Мёртвых душ» Гоголя. История России, по мнению Аксакова, принципиально отличается от истории европейских стран: русский народ не конкурировал за власть, а мирно сосуществовал с государством, однако это равновесие нарушили реформы Петра I. Философ Владимир Соловьёв называл Аксакова «самым восторженным и прямолинейным из славянофилов». , не слишком расположенный к западнической идеологии «Современника» и его авторов, признал, что талант Толстого очевиден. Впрочем, Аксаков выдвинул ряд претензий, главная из которых — излишнее увлечение микроскопическим анализом. «Перед вами стакан чистой воды, вы увеличиваете её в микроскоп, перед вами море, наполненное инфузориями, целый особый мир; но если вы усвоите себе это созерцание, то впадёте в совершенную ошибку», — писал он. Иными словами, стакан воды — это по-прежнему всего лишь стакан воды, а Толстой склонен придавать излишнюю значимость совершенно проходным моментам, и его таланту надо поскорее освободиться «от этой мелочности».
Герой повести
«Детство», «Отрочество» и «Юность» объединены одним героем — Николенькой Иртеньевым. Именно от его лица ведется все повествование. Он происходит из знатной аристократической семьи. Образ главного героя во много автобиографичен. Читатель видит Николеньку через восприятие героем происходящих вокруг событий, отношение его к другим персонажам.
Как и многие литературные произведения Толстого, «Юность» очень правдиво изображает внутренний мир героя. Николеньке семнадцать, он не стремится к учебе, а желает идти по пути нравственного самосовершенствования. Однако постепенно он приходит к осознанию, что его нынешняя жизнь мелочна и пуста, далека от прекрасного идеала.
Образ Николая Иртеньева
«диалектика души» главного героя повести, его духовное становление. Особенности повествования (преобладание описаний и рассуждений над действием, внутренние монологи)
В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.
Ему присущ особого рода эгоизм – редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его обостренное самолюбие проявляется в чрезмерной мнительности,застенчивости. Он терзается, завидуя другим людям, живущим без самокопания, понимая, что их жизнь проще для них самих и для окружающих. Он постоянно мучается, что подумают окружающие. Ему кажется, что за оплошности его все осуждают.
Стремясь к одобрительному мнению,юноша склонен к фальши, позерству и притворству, часто беспричинно врет, причем он подсознательно понимает, что так поступают и его приятели. В мыслях Николая наблюдается душевный разлад:его «ум с сердцем не в ладах». Эта двойственность заставляет его задумываться о поисках успокоения и согласия в своей мятущейся душе. Еще в детстве он приучился отличать в своей и чужой жизни добро и зло, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы жизни, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающая преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность.С образом Иртеньева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать привычные установки, не застывать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственную силу для противостояния окружающей среде.
В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух повестях,сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс проговаривания про себя, созревания мысли,образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорится Николаем. Разговаривая с другими, он придерживается установленных манер. Разговаривая с самим собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к углубленному самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, в которой всегда много переломных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе мысль о «диалектике души» человека, о заложенных в нем противоречиях, их преодолении и преображении личности.
Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого
Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.
Образ Николая Иртеньева
«диалектика души» главного героя повести, его духовное становление. Особенности повествования (преобладание описаний и рассуждений над действием, внутренние монологи)
В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.
Ему присущ особого рода эгоизм – редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его обостренное самолюбие проявляется в чрезмерной мнительности,застенчивости. Он терзается, завидуя другим людям, живущим без самокопания, понимая, что их жизнь проще для них самих и для окружающих. Он постоянно мучается, что подумают окружающие. Ему кажется, что за оплошности его все осуждают.
Стремясь к одобрительному мнению,юноша склонен к фальши, позерству и притворству, часто беспричинно врет, причем он подсознательно понимает, что так поступают и его приятели. В мыслях Николая наблюдается душевный разлад:его «ум с сердцем не в ладах». Эта двойственность заставляет его задумываться о поисках успокоения и согласия в своей мятущейся душе. Еще в детстве он приучился отличать в своей и чужой жизни добро и зло, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы жизни, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающая преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность.С образом Иртеньева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать привычные установки, не застывать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственную силу для противостояния окружающей среде.
В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух повестях,сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс проговаривания про себя, созревания мысли,образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорится Николаем. Разговаривая с другими, он придерживается установленных манер. Разговаривая с самим собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к углубленному самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, в которой всегда много переломных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе мысль о «диалектике души» человека, о заложенных в нем противоречиях, их преодолении и преображении личности.
Соня, Катя и Сережа
Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.
Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.
Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.
Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.
Главные герои
Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.
Полковник Пётр Владиславович — заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве — великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.
Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.
О книге
В 1852 году увидела свет первая часть трилогии, что написал Л. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). А в 1857 вышла последняя повесть, завершившая цикл. В основу книги легла история жизни обычного ребенка XIX столетия. Самым ценным в этом биографическом описании стал глубокий психологизм, с которым автору удалось передать все этапы эмоционального, социального и физического становления ребенка. Толстой стал первым русским писателем, которому удалось так точно, тонко и подробно описать человеческую душу в период взросления. Не зря повесть изобилует рассуждениями, внутренними монологами и размышлениями.
Теперь рассмотрим сюжет повести «Юность» Толстого. Содержание по главам начинается с описания Николая. Мальчику уже исполнилось пятнадцать лет. На этот момент у героя сформировался свой взгляд на мир, заключающийся в том, что человек должен стремиться к нравственному развитию. При этом Николай полагает, что это легко и всем доступно. Юноша готовится к поступлению в университет. Всю весну он мечтает о будущей идеальной жизни, которая пройдет в праведности и рядом с целомудренной женщиной.
Образ Карла Ивановича
Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович — учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.
Учеба и возвращение отца
Николай чувствует свое одиночество и отчуждение. Он ежедневно посещает занятия, правда, ничего не записывает, полагая это лишним. Постепенно юноша заводит новых знакомых, большая часть которых живет только ради удовольствия. Николай постепенно поддается их влиянию и начинает подражать им.
Реалистично и достоверно изображает быт дворянства Л. Н. Толстой («Юность»). Иртеньевы приезжают в столицу раньше — молодой жене стало скучно в деревне. Авдотья Васильевна, несмотря на всю свою любовь к мужу, не вписалась в домашний уклад его семьи и постоянно донимала Иртеньева-старшего ревностью и расспросами. В результате этого муж постепенно охладел к своей молодой жене и даже стал ее тихо ненавидеть. Дети тоже не питали к мачехе особой любви, за исключением Любочки.
Николай впервые попадает на бал, однако весь вечер мрачно стоит в стороне, отвечая невпопад, когда с ним заговаривали. Зимой он становится участником студенческого кутежа, который совершенно ему не понравился. Сначала было ужасно скучно, а потом все так напились, что Николай вспоминал об этом только со стыдом.
Близятся экзамены. Иртеньев-младший понимает, что ничего не запомнил из прослушанных курсов, а конспектов он не писал. Результатом этого стал провал на первом же экзамене. Юноша запирается на три дня в комнате, он несчастен, жизнь кажется ему безрадостной и ужасной. Он даже хотел пойти в гусары, но отец отговорил его — можно перевестись на другой факультет.