Андрей вознесенский стихи анализ

Стихотворение "сага (ты меня на рассвете разбудишь…)" вознесенский андрей андреевич. «я тебя никогда не забуду… анализ стихотворения вознесенского «сага»

Философская тема в стихотворении «Сага»

В стихотворении «Сага» А. А. Вознесенский обращается к философским темам, таким как жизнь, смерть, временность, бессмертие и многое другое. Он говорит о борьбе смерти с жизнью, о том, что надо уметь жить и не бояться смерти.

Один из основных мотивов философии, присутствующий в стихотворении, — это временность и бессмертие. Автор показывает, что все в жизни временно — и счастье, и боль, и любовь. Но есть что-то, что бессмертно — это наши идеи, убеждения, ценности:

  • «А нас останутся ли воспоминаньям, / Жаль только, что забвенье нас не ждет»;
  • «Суть – круги лезут, / В пересеченье: / Увы! – не вернем, / Не выйдем навстречу // Грядущему. Мы ему / Внидем в обьятья / Духовные».

Также в стихотворении присутствует тема самопознания. Автор говорит о том, что надо уметь видеть в себе не только то, что хочется видеть, но и то, что стоит улучшить:

  • «Мы в себе каждый наш образ и виденье, / Но знаешь ли до конца, что внутри тебя живет?»;
  • «Сильные мысли. / Мысли – волшебство, / Мы не для всех – / О, как тяжело же! // Управляем миром, / Утверждаем правду, / Раскрываем душу… / Дай поверить в них».

В стихотворении «Сага» А. А. Вознесенский поднимает философские вопросы, которые волнуют каждого человека в той или иной мере — о смысле жизни, временности и бессмертии, самопознании и т.д.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – обратная сторона любви. Конечно, не всегда отношения заканчиваются расставанием, но бывает и так… Спокойствие, смирение, мужество героев поражают читателя, удивляют. Ни каждый может расстаться с необходимым и желанным так спокойно, достойно.

Данное произведение, хоть и трагичное, но оно учит читателя послушанию, смирению, безропотности и даже надежде на лучшее. Смысл стихотворения «Сага» заключается в том, что далеко не всегда жизненные пути людей, полюбивших друг друга, сходятся. Далеко не всегда у романа счастливый финал. Иногда во имя любви нужно не сойтись, а разминуться. Это болезненно, но прекрасно, ведь чувства обогащают нашу жизнь впечатлениями и делают ее прекраснее.

Метафорическое Изображение в стихотворении «Сага» А. А. Вознесенского

В стихотворении «Сага» А. А. Вознесенского присутствует метафорическое изображение в виде лошади, которая символизирует силу и неукротимость. Автор использует эту метафору, чтобы передать сложность и непостижимость жизни.

Лошадь в стихотворении становится не только средством передачи идеи, но и одним из главных героев, которые входят в сюжет произведения. Она идет вместе с героем, открывая перед ним путь, но при этом остается не подконтрольной.

Также метафора лошади используется для создания контраста между животным и человеком. Если лошадь символизирует силу и энергию, то герой стихотворения – это бедный человек, который борется за свою жизнь и не может победить свои слабости.

Метафорическое изображение лошади в стихотворении «Сага» А. А. Вознесенского является одним из главных мотивов, который помогает автору раскрыть сюжет и передать свои мысли на более глубоком уровне.

Основная идея

Главной мыслью стихотворения является мысль об обратной стороне любви. Разумеется, не во всех случаях отношения завершаются расставанием, однако может быть и так. Читателя поражают смирение, отчаяние и мужество, чувства, с которыми живут герои произведения. Не всякий человек в состоянии так же поступить в схожей ситуации. Произведение отличается трагизмом, но оно учит читателей надеяться на лучшее и смиряться с неизбежным.

Смысл произведения сводится к тому, что не у всех полюбивших друг друга людей жизненные пути сойдутся. У романа финал едва ли будет счастливым, и тогда нужно разойтись. Ради любви. Такой финал будет весьма болезненным, но хорошим, потому что чувства и эмоции насыщают и обогащают жизнь, благодаря чему она делается лучше.

Андрей Вознесенский «Сага»

Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета. Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.

И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

«Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»»

Поэтический процесс 70−80-х годов — явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия». Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно — к одному из его самых ярких его стихотворений — «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский — «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям. На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения — временное и пространственное, он, но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной. По Вознесенскому, человек — строитель того времени, в котором живет: … минутные деревья вам доверены, владейте не лесами, а часами. И здесь поэт говорит о том, что время — оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется. Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов: и плечи вместо соболя кому-то закутайте в бесценную минуту… Действительно, время — это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его — во власти только высших сил, Бога. Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы — те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!» Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении — времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них. Интересно, что в стихотворении нет конкретизации — нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого. Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть. И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни. Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что: Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее… И ничего здесь не попишешь — так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние». Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения: Умирают — в пространстве, Живут — во времени. И здесь уж выбор за каждым — где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

Темы, проблемы, настроение

Одной из главных тем рассматриваемого произведения является тема расставания. По словам Ильи Резника, расставание является «маленькой смертью». Лирика в произведениях Вознесенского отличается особой чувствительностью. Л

Озеров как-то обратил внимание на то, что у Вознесенского творческий принцип, да и девиз по жизни сходны с теми, что были у Маяковского. Он там, где боль, везде

Автор чувствует боль – как отдельно взятого человека, так и народа, и он неравнодушен к этой боли, потому что чуток, он сострадателен.

Тема разлуки в произведении является подтемой любовной темы, однако в случае с любовью описывается нечто более полное и прекрасное. И пускай, это «нечто» непостоянно, но зато – оно живо. В этом случае, разлука является описанием возникающей пустоты, которая со временем поглощает и все остальное. Человека сковывает душевная боль – от того, что он в безысходности, и он не хочет смиряться с нежеланным, но в то же время и неизбежным. Вопросы этой проблематики таковы – как справиться с пустотой и болью от разлуки, является ли это чувство естественным, или нет, нужна ли вообще эта рана от разлуки?

Общее настроение произведения трагично, но не лишено выхода. Эмоциональное состояние героя ухудшается к концу произведения, однако на душе становится спокойнее. Страдание облегчается при осознании того, что ты не одинок в своих мучениях. Или, если сравнивать свои раны на душе с ранами на душе главного героя, то они могут показаться легче, чем у него, что перебьет личную боль. И благодаря этому в центре внимания оказывается жалость к герою.

Композиция

Стихотворение «Сага» состоит из 7 строф. Вся композиция построена на повторении строк в каждом четверостишие – анафоре

Такая организация усиливает эмоциональный окрас произведения, обращая внимание читателя на основное и главное

Каждая новая строфа – это отрывистые мысли лирического героя

Он прощается то с возлюбленной, то с Адмиралтейством и водами, затем его внимание вновь переключается на возлюбленную, на её глаза, а потом он «ныряет» совсем глубоко, обращаясь к теории поэта Хафиза (Гафиза), теории возрождения

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Также можно предположить, что лирический герой «вырывает» теплое чувство у себя из груди, там образуется пустота и холод, вследствие чего герой и его возлюбленная обезличиваются, становясь просто «двумя живыми».

Анализ стихотворения «Сага» А. А. Вознесенского: раскрытие сюжета и главных мотивов

Персоналии и Ландшафты

Представленное в стихотворении «Сага» место действия – северный, где преобладают холодное, суровое и дикое природное окружение. Ландшафты описывают такие детали, как берега морей, лесные массивы, скалы, ледяные полярные ночи и бури. Именно эти элементы природы являются важными фоновыми составляющими, которые будут контрастировать с персонажами.

Сама сага – это краткое повествование о героях викингах и их путешествиях по морю

Символикой в стихотворении являются упоминания о скандинавских богах, которые занимали важное место в жизни викингов того времени. Вознесенский использует термин «берег валькирий», который связывается с «долиной Дня Судного», что указывает на соответствующую мифологическую значимость рассказа

Несмотря на то, что герои саги являются вымышленными персонажами, они могут быть рассмотрены в контексте действительной жизни викингов того времени. Главный герой, Снорри, – это молодой боец, который отправляется в поход не для того, чтобы доказать свою силу и мужество, а для того, чтобы выжить в окружающем мире. Его характер можно описать как уверенный, смелый и честный. Его собратья – это воины, перед которыми лежит главная миссия: сражаться и побеждать.

Вывод: Сага А. А. Вознесенского является красивым и мрачным рассказом о приключениях воинов, отправляющихся на море в поисках богатства и славы. Ландшафты и персоналии являются ключевыми составляющими стихотворения, которые позволяют читателю войти в курс происходящего. Символика и мотивы, связанные с мифологическими терминами и богами, играют важную роль и помогают читателю более глубоко понять смысл произведения.

Раскрытие сюжета стихотворения «Сага» А. А. Вознесенского

В стихотворении «Сага» А. А. Вознесенского рассказывается о девушке-воительнице, которая отправляется на поиски своего возлюбленного. Главная героиня путешествует через множество опасных и жестоких препятствий, сражаясь с врагами и преодолевая свои личные душевные терзания.

Стихотворение начинается с описания персонажа, который сопровождает девушку в ее приключениях — это человек, который «не чета ей в бою». Он оказывается надежным спутником и поддержкой для героини в трудные моменты.

Во время своих путешествий девушка сталкивается с множеством опасностей — она сражается с врагами, в том числе с духами, и вынуждена пройти через густые леса и горы. Несмотря на все трудности, она не останавливается в своем стремлении и продолжает свой путь.

В конце стихотворения героиня встречает своего возлюбленного, и они вместе возвращаются в свой дом. Таким образом, рассказывается о том, как любовь может преодолеть любые препятствия и каким силой обладает человеческая воля.

Популярные темы анализов

Есенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.

Игорь Северянин — поэт Серебряного века. Стихи Северянина были под запретом в советские времена потому что считалось, что они плохо влияют на психику читателей. Но в современное время, мы можем наслаждаться стихами такого замечательного

Был февраль 1826 года, и Тютчев проходил службу в Мюнхене. Там он повстречал девушку, которая пленила его своей хрупкостью и красотой. Она тоже влюбилась в Тютчева, с первого взгляда. Эта девушка была Элеонора Петерсон.

И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,

Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

Источник

Образы и символы

Лирического героя стихотворения «Сага» охарактеризовать конкретно, в данном случае, сложно. Это собирательный образ. Даже не собирательный, а общий, «распространенный». Поэт написал о каждом любящем человеке в момент вынужденного расставания, о его мучениях, об образовавшейся пустоте, а также о мужестве, проявляющимся в такие моменты.

Основным образом стихотворения «Сага» Андрея Вознесенского является возлюбленная лирического героя, с которой он ведёт невербальный диалог, иногда повторяя одни и те же отчаянные слова:

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной.

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Следующее четверостишие можно считать «переломным» в данном произведении, самым напряженным в эмоциональном плане. Оно рассказывает о лирическом герое, о его внезапном осознании своей обреченности, осознании своей любви к женщине.

Поэт пишет «Заслонивши тебя от простуды…», то есть лирический герой обнимет возлюбленную, но автор не пишет об этом обычными словами, а перефразирует в более «возвышенное» действие, объясняющее желание лирического героя оградить любимую женщину от «холода» окружающего мира, от болезней и невзгод, сберечь её, защитить даже тогда, когда его не будет рядом.

Следующие строки – это прощание героя с «водами в мурашках запруды», с «Адмиралтейством и Биржой». Можно предположить, что автор пишет только о местах, ассоциирующихся у лирического героя с возлюбленной, с приятными моментами. Но также имеет место быть и другое предположение.

Держа в крепких объятьях любимую женщину, лирический герой обводит глазами окружающий пейзаж, обращая внимание на рябь воды в запруде. Поэт называет это «вода в мурашках», чем самым олицетворяет её, сравнивает с человеком, испытывающим сильные чувства, ведь именно во время эмоционального возбуждения появляются на теле мурашки

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя, возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

История создания «Саги»

Стихотворение «Сага» Андрей Вознесенский написал в 1977 году. Практически сразу это произведение переложили на музыкальную композицию Оскара Фельцмана. Получившаяся песня была названа «Разлука». Она имела минимальные отличия от оригинала – изменили и укоротили текст стиха.

Однако знаменитым это стихотворение стало спустя четыре года. Это произведение вошло в рок-оперу «Юнона и Авось», где именовалось «Романсом морских офицеров». Но и там стихотворение использовано не все, а урезанная его часть. Как ни странно, это рок-произведение по сей день популярно и исполняется в Ленкоме.

По словам самого автора стихотворения, оно явилось ему во сне. Однако бытует несколько иная версия создания – якобы, автор создал стихотворение незадолго после расставания со своей любимой. Ею была в то время известная актриса Татьяна Лаврова. Они оба состояли в законных браках, что, впрочем, не помешало им стать любовниками, а наличие законных супругов никак на это не повлияло. Их разлука была настолько взаимной, насколько взаимны и сильны были их чувства, которые их пересилили и измучили.

Иносказание

В стихотворении «Сага» А. А. Вознесенского, есть иносказание, которое можно заметить на протяжении всего произведения.

Главным мотивом иносказания является игра слов и образов. Поэт использует несколько лексических значений одного слова, чтобы создать двойной или тройной смысл каждой строки. Такое использование языка открывает перед нами огромный потенциал для интерпретации и анализа стихотворения.

Во многих случаях, иносказание помогает скрыть настоящее значение стихотворения. Например, существует несколько интерпретаций того, кто является главным героем стихотворения — Вульф или Скальд. Также, иносказание может использоваться для подчеркивания некоторых личностных черт героев, например, для обозначения их музыкальных способностей.

Наконец, иносказание является очень важным элементом поэтического языка А. А. Вознесенского в целом. Оно помогает создавать более красочные и живые образы, а также выражать более сложные мысли и эмоции.

Андрей Вознесенский «Сага»

Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета. Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.

И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Символика в стихотворении «Сага»

Строфы стихотворения «Сага» А.А. Вознесенского полны символики, которая помогает раскрыть главные мотивы произведения. В девятой строфе центральным символом становится пернатый ангел, который напоминает о духовном пути человека. Архетипический образ ангела отсылает к некой мистической достопримечательности, которую автор пытается передать в своем творении.

Автор заставляет читателя задуматься над тем, что стоит за символом пернатого ангела. Пернатость символизирует свободу и легкость движения, ангел же — некую степень духовности. Вместе они говорят о том, что каждый человек должен продвигаться по пути духовного развития, чтобы постичь истинное знание и раскрыть свои скрытые способности.

  • Еще одним ключевым символом произведения является вода. Это одновременно источник жизни, источник всей жизни на земле, и символ положительных изменений. Вода обычно ассоциируется с духовностью и преобразует образы, наполняя их новым смыслом. Автор постоянно возводит образы из стихотворения к уровню абстракции и здесь вода становится символом силы и возрождения.
  • Другой не менее важный символ — это музыка. Она обычно ассоциируется с божественным ипрекрасным и находится на первом месте среди искусств. В музыке есть что-то магическое, что может обитаться душу слушателя и передавать в ней глубокие эмоции. В «Саге» музыка становится средством раскрытия высших чувств и осуществления космических мер в человечестве.

Таким образом, в стихотворении «Сага» автор использует мощную символику, чтобы подчеркнуть главные мотивы произведения. Пернатый ангел, вода и музыка становятся основой для анализа духовной составляющей человека, его потребностей, возможностей и проблем в поисках истины и своего места во вселенной.

Выводы по анализу стихотворения «Сага»

В результате анализа стихотворения «Сага» А.А. Вознесенского были выявлены главные мотивы и символы произведения. Главным мотивом является тема несчастной любви. Лирический герой изображает красоту своей возлюбленной, но вместе с тем понимает, что эта любовь невозможна.

Кроме того, в стихотворении присутствует мотив времени, который символизирует бегучесть жизни и необратимость прожитого времени. В это же время, постоянно противопоставляется надежда на будущее, которая дарит человеку силу жить и любить.

В качестве символов в произведении можно выделить: лес, который олицетворяет неизведанное и загадочное, а также космос, как символ бесконечности и загадочности вселенной. Эти символы помогают акцентировать тему неизведанного и загадочного в жизни героя.

Таким образом, произведение «Сага» А.А. Вознесенского представляет собой не только красивую поэтическую композицию и уникальный стиль автора, но и насыщенное символами произведение, в котором каждый символ имеет свой глубокий смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: