Гоголь «Женитьба» очень краткое содержание
Комедия «Женитьба» Гоголь краткое содержание для читательского дневника:
Агафья дочь купца, засидевшаяся в невестах. У неё 6 женихов на выбор. Процесс сватовства проходит под контролем свахи. Невеста определяется в пользу Подколесина, которому уже давно пора обзавестись семьёй. Других кандидатов Агафья выгоняет прочь.
Будущий жених сомневается в необходимости связывать себя узами брака. С одной стороны, годы идут, с другой — он страшится семейной жизни. Невеста нравится герою, но, в конечном счёте, предложение Агафье за него делает друг Кочкарёв.
Оставшись в одиночестве, пока будущая супруга готовится к выходу, Подколесин понимает, что жениться все-таки не готов, и убегает через окно. Все бросаются на поиски беглеца. Агафья остаётся в дураках — выбранный ею жених удрал, а остальных она выгнала.
Вывод:
Чем закончилась история, читатель может додумать. Автор оставил пьесе открытый конец. Главная мысль повествования — каждый человек должен нести ответственность за свои решения и деяния.
Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем
Надворный советник Подколесин – холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.
Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна – дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра — за это время он все обдумает. «Так продолжается уже третий месяц», – упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.
«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба – лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.
Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева
Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха — она даже решила в связи с этим тянуть жребий — что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания — оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.
Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем
Надворный советник Подколесин — холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.
Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна — дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра — за это время он все обдумает. «Так продолжается уже третий месяц», — упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.
«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба — лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.
В доме Агафьи Тихоновны
Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.
Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.
Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке — это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.
О произведении
Пьеса «Женитьба» Гоголя была написана в 1835 году. Произведение, которое в свое время вызвало немало толков и пересудов, считается первой русской бытовой комедией. При помощи героев – мелких чиновников и купцов – писатель отразил образ жизни Петербурга 30-х годов 19 века.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Женитьбы» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Действие первое
Надворный советник Подколесин решил жениться. Сваха ходит к нему уже 3 месяца. Он спрашивает у своего слуги Степана, готов ли фрак из дорогого тонкого сукна, и просит передать его беседу с портным. Подколесин считает женитьбу хлопотным делом.
Приходит сваха Фёкла Ивановна. Она расхваливает достоинства невесты, её богатое приданое: двухэтажный каменный доходный дом в Москве, два флигеля, огород. Собой невеста хороша. Она дочь купца третьей гильдии и хочет выйти замуж за дворянина.
Подколесин отвечает, что ему нужно подумать. Он просит Фёклу прийти послезавтра. Фёкла предлагает ему прямо сейчас посмотреть товар, но Подколесин ссылается на пасмурную погоду. Фёкла советует Подколесину поторопиться, потому что у него уже седой волос, да и другие претенденты в женихи есть. Подколесин очень озабочен и просит принести зеркало.
Вбегает Кочкарёв. Он сходу обвиняет Фёклу в том, что она его женила, и пугает Подколесина так, что тот разбивает зеркало. Кочкарёв обижен, что Подколесин не сказал ему о женитьбе. Он расспрашивает о невесте, а потом отправляет Фёклу, потому что намерен сам устроить свадьбу.
Кочкарёв уговаривает Подколесина ехать немедленно. Он обещает организовать обед. Подколесин не готов жениться.
Кочкарёв решает поговорить с Подколесиным, как отец с сыном, объясняя выгоду женитьбы. Если Подколесин женится, вокруг него будут детишки, похожие на папу. Это убеждает Подколесина ехать, но, одевшись, он откладывает до завтра. Кочкарёв бранится, и Подколесин, чтобы успокоить его, едет.
Агафья Тихоновна в комнате гадает на картах. Выпадает трефовый король. Тётушка Арина Пантелеймоновна думает, что это торговец суконной лавки Алексей Дмитриевич Стариков, но Агафья Тихоновна возражает, что король может быть только дворянин. Арина Пантелеймоновна вспоминает покойного батюшку Агафьи, который презирал тех, кто стыдится быть купцом.
Агафья не хочет замуж за купца, потому что у купцов еда течёт по бороде. Тётушка считает, что Фёкла не найдёт хорошего дворянина, что она лгунья. Приходит Фёкла и предупреждает, что сегодня приедут женихи, человек шесть, и все дворяне. Фёкла описывает достоинства женихов и то, какой они видят свою невесту. Балтазар Балтазарович Жевакин служил во флоте и мечтает о невесте в теле, но он беден. Иван Павлович, экзекутор, толст, криклив, интересуется приданым. Никанор Иванович Анучкин деликатный, хочет, чтобы невеста была хороша собой и говорила по-французски. Но для Агафьи он слишком субтильный. У Ивана Павловича ей не нравится фамилия – Яичница. Акинф Степанович Пантелеев, титулярный советник, скромный, но выпивает. А о Подколесине Фёкла и говорить не хочет, так он тяжел на подъём.
Фёкла и Арина Пантелеймоновна спорят, кто важнее: дворянин или купец. В этот момент раздаётся звонок в дверь. Агафья Тихоновна бежит одеваться. Приходит Иван Павлович Яичница. Он читает опись имущества невесты. Является Анучкин и принимает Яичницу за папеньку невесты.
Возникает Жевакин. Он беспокоится о своём мундире, сшитом ещё в 95 году на Сицилии. Анучкин расспрашивает Жевакина о Сицилии.
Жевакин и Яичница представляются друг другу. Жевакин не расслышал фамилию Ивана Павловича и думает, что речь идёт о еде.
Фёкла отворяет Кочкарёву и Подколесину. Кочкарёв догадывается, что все остальные господа – тоже женихи. Они подглядывают в замочную скважину. Наконец из комнаты выходят Агафья Тихоновна с тётушкой. Арина Пантелеймоновна спрашивает каждого жениха, по какой причине одолжили посещением. Потом с каждым знакомится. Кочкарёв врёт о своём родстве с невестой и расхваливает достоинства Подколесина.
Приходит Стариков и предлагает шерсть. Агафья Тихоновна возмущена, а тётушка его приходу рада. Говорят о погоде, потом Яичница спрашивает, каким бы хотела видеть невеста своего мужа. Агафья Тихоновна молчит и убегает, за ней уходят Фёкла и Арина Пантелеймоновна.
Фёкла возвращается и объясняет, что невеста смущена и зовёт всех вечером на чай. Женихи обсуждают внешность невесты, Яичница осматривает дом, Анучкин рассуждает, знает ли невеста французский, потому что его самого в детстве не заставили выучить. Жевакин курит трубочку.
Стариков уходит. За ним уходят Подколесин и Кочкарёв. Подколесин поверил в недостатки невесты и говорит, что она ему не нравится. Кочкарёв убеждает его, что невеста хороша, и обещает отвадить женихов, если Подколесин не передумает жениться.
Герои и образы
Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.
Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.
Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.
Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.
История создания[ | ]
Гоголь начал работу над этой комедией, называвшейся первоначально «Женихи», в 1833 г. В мае 1835 года он читал М. П. Погодину отрывки из пьесы «Провинциальный жених» (действие происходило в деревне, но уже были намечены основные герои и сюжетные линии). Примерно в то же время комедия приобрела окончательное название «Женитьба», и её действие было перенесено в Петербург.
Осенью 1835 года и весной 1836 года Гоголь намеревался отдать её на сцену, однако, занявшись «Ревизором», передумал. Пьеса была закончена за границей в 1841 году для готовившегося собрания сочинений. Премьера состоялась 9 декабря 1842 года (в Петербурге) и 5 февраля 1843 года (в Москве, в бенефис М. С. Щепкина). Оба спектакля не имели успеха. «Женитьба» опережала своё время: как признавали позднейшие критики, она предвещала драматическую манеру Островского.
Сюжет
Агафья дочь купца, засидевшаяся в невестах. У неё 6 женихов на выбор. Процесс сватовства проходит под контролем свахи. Невеста определяется в пользу Подколесина, которому уже давно пора обзавестись семьёй. Других кандидатов Агафья выгоняет прочь.
Будущий жених сомневается в необходимости связывать себя узами брака. С одной стороны годы идут, с другой — он страшится семейной жизни. Невеста нравится герою, но, в конечном счёте, предложение Агафье за него делает друг Кочкарёв.
Оставшись в одиночестве, пока будущая супруга готовится к выходу, Подколесин понимает, что жениться все-таки не готов, и убегает через окно. Все бросаются на поиски беглеца. Агафья остаётся в дураках — выбранный ею жених удрал, а остальных она выгнала.
Бегство жениха
Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.
Гоголь – краткое содержание это показало – изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал — иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» — комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.
Главные герои
В центре произведения — Агафья Купердягина, дочь купца Тихона. Она стремится стать женой. Ее тетка, Арина Пантелеймоновна, стремится помочь племяннице. Фекла Ивановна — это сваха и именно она занимается поиском женихов. В ее задачу входит проверочная работа, ей нужно оценивать каждого кандидата.
В пьесе Гоголя «Женитьба» главные герои показаны в немного преувеличенной манере:
- Иван Подколесин — чиновник, надворный советник. Он ясно видит цели, но не прилагает усилий для их достижения.
- Илья Кочкарев — друг Подколесина. У него много энергии, он активный, но тратит время на пустые дела.
- Иван Яичница — коллежский асессор. Во всем ищет материальную выгоду.
История создания и первые постановки
Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант — «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.
Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца — в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.
История создания
Пьеса Гоголя «Женитьба» была написана за девять лет. Писатель приступил к ее созданию в 1833 году. Первоначально работа имела название «Женихи», но позже оно было заменено на «Женитьбу». По замыслу автора действие проходило в деревне и сюжет был немного иным. В нем отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица.
Гоголь планировал отдать рукопись для постановки в 1836 году, но в итоге продолжил работу над пьесой. Автор перенес место действия в город, добавил героев, и в 1842 году состоялась премьера комедии. Она была показана в Александрийском театре, а спустя два месяца — в Москве.
Пьеса не имела успеха по нескольким причинам. Актеры плохо понимали, что от них требуется. Во время премьеры, после финальной сцены раздалось шиканье. Зрители были удивлены концом. До этого спектакли заканчивались счастливым воссоединением, но Гоголь нарушил это правило.
Сила хитрости
Вечером Агафья Тихоновна пытается жребием определить, кто ей больше мил. Все женихи нравятся ей одинаково, и она просто не может решиться. Внезапно в комнате оказывается Кочкарев, настаивающий на необходимости выбрать Ивана Кузьмича.
Он нахваливает его, рассказывая, какой тот прекрасный человек. Всех остальных женихов он порицает: тот драчун, тот дебошир. Он предлагает хлопнуть перед их носами дверью и просто наедине поговорить с Подколесиным, чтобы убедиться, как прав Илья Фомич.
Каждый жених вечером стремится прийти первым, чтобы пообщаться с невестой. В конечном итоге все они собираются в доме Купердягиных раньше назначенного срока и почти в одно время. Вновь они вынуждены общаться друг с другом, почти не скрывая отвращения. Есть все, кроме главного героя.
Вот появляется Агафья Тихоновна. Женихи немедленно набрасываются на нее с разговорами. Она, напуганная, пользуется советом Кочкарева, выгоняет всех и сама выбегает из комнаты. Тут же появляется Илья Фомич, порицающий невесту. Его трюк срабатывает. Будущие женихи почти убеждены, что невеста плоха. Они покидают Купердягиных, открывая дорогу Ивану Кузьмичу.
Начало истории
Прелесть пьесы состоит в её сюжете, это подтверждает краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь не раз безрезультатно хотел поставить её на сцене) была сыграна впервые 9 декабря 1842 года в Петербурге. Комедия вызвала неоднозначные реплики критиков.
Начало пьесы — это жилище холостяка Подколесина.
Лентяй, курильщик, дворянин Иван Кузьмич Подколесин, целыми днями лежит на диване (если он не на службе, конечно). Холостяцкая жизнь, вроде бы, полностью устраивает его, да вот чего-то не хватает! Выполняя обязанности советника, Подколесин ведет себя, как полковник, презирая людей невысокого чина
Для придания своей персоне ещё большей важности он решает жениться. Конечно, не ради любви, а ради разговоров о нем и о знаменательном событии
Сваха, Фекла Ивановна, «собаку съела» на таких, как он
Им не так важно, на ком жениться и с каким приданым будет невеста. Лишь бы была
Поэтому подобные вопросы решаются быстро и за «добрую плату». Однако Ивану Кузьмичу повезло — как раз в это же время ищут жениха для Агафьи Тихоновны Купердягиной, и Фекла намеревается свести их.
История создания и первые постановки
Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант — «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.
Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца — в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.
Основная информация
У пьесы «Женитьба» жанр — бытовая комедия. В России Гоголь первым создал работу такого плана, и его инициативу перенял Александр Островский
Изначально Гоголь планировал изобразить жизнь помещиков, но после некоторых раздумий обратил внимание на чиновничью сферу
Многие исследователи считают, что пьеса относится к реалистичному направлению в литературе. Подколесин считается предшественником Обломова. Эти герои предпочитают отказаться от счастья, но только не делать ничего активного. Характер Обломова объяснялся особенностями его жизни, но читателю остается неизвестно, что сделало Подколесина робким.
Пьеса является сатиристической комедией. Автор высмеивает не только черты героев и их индивидуальные особенности, но и социальные явления. В произведении свадьба рассматривается, как способ сменить статус. Писатель осуждает жизнь без искренних чувств, брак без ответственности и любви.
Структура пьесы четкая, композиция закольцована. «Женитьба» начинается и заканчивается одним и тем же. В центре сюжета поиски жениха для купеческой дочки. Она хочет выйти замуж за дворянина. Невеста сомневается и продолжает составлять характеристику идеального спутника жизни. В итоге все заканчивается тем, что Подколесин выпрыгивает в окно и убегает.
Бегство жениха
Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.
Гоголь — краткое содержание это показало — изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал — иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» — комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.
Характеристика персонажей
Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.
Первый жених – Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.
Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.
Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.
Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова – такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» – Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета – обнажает самые негативные общественные пороки.
Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.
Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.
Характеристика персонажей
Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.
Первый жених — Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.
Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.
Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.
Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова — такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» — Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета — обнажает самые негативные общественные пороки.
Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.
Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.
Гоголь. Все произведения
- Вечер накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Женитьба
- Заколдованное место
- Записки сумасшедшего
- Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тарас Бульба
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Коляска
- Король забавляется
- Майская ночь или Утопленница
- Мёртвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Ночь перед Рождеством
- Петербургские повести
- Повесть о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшая грамота
- Ревизор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Старосветские помещики
- Страшная месть
- Тарас Бульба
- Шинель
Заключение
Гоголь имел удивительные качества.
Будучи человеком, склонным к мистике, темному, непостижимому, он любил наводить страх на читателя, но при этом оставался невероятно юмористическим человеком. Сатира в виде пьесы «Женитьба» — яркий тому пример. Тут Николай Васильевич сумел посмеяться над всем, начиная от дурного института сватовства дворян, от трусости до чрезмерной решительности и самоуверенности.
Автор, вероятно, удивился бы, насколько популярной стала пьеса, и как часто на афишах театров можно прочесть: «Женитьба», Гоголь. Очень краткое содержание, ясное дело, не дает насладиться многими ее аспектами в полной мере. Например, диалогами, которые во многом напоминали будущего Островского.
Остается надеяться, что краткое содержание пьесы Гоголя «Женитьба» даст возможность хотя бы почувствовать «аромат» гигантской иронии автора, его умения показать все со смешной стороны. А если это вызовет желание прочесть пьесу или увидеть её постановку, то поверьте, вы не пожалеете. Этот труд заслуживает своего места на вашей книжной полке.