I
По деревне ехал царь с войны.
Едет — черной злобой сердце точит.
Слышит — за кустами бузины
Девушка хохочет.
Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня:
«Ты чего,— кричит он зло и грубо,—
Ты чего, девчонка, скалишь зубы?
Одержал враг надо мной победу,
Вся моя дружина перебита,
В плен попала половина свиты,
Я домой, за новой ратью еду,
Я — твой царь, я в горе и обиде,—
Каково мне глупый смех твой видеть?»
Кофточку оправя на груди,
Девушка ответила царю:
«Отойди,— я с милым говорю!
Батюшка, ты, лучше, отойди».
———————
Любишь, так уж тут не до царей,—
Некогда беседовать с царями!
Иногда любовь горит скорей
Тонкой свечки в жарком божьем храме.
———————
Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
«Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или, лучше,— сразу удавите!»
Исказив угодливые рожи,
Бросились к девице, словно черти,
Конюхи царевы и вельможи,—
Предали девицу в руки Смерти.
Горький Максим — Девушка и Смерть
Впервые оно было опубликовано в 1917 году. Максим Горький обозначил его как сказку, используя сказочные мотивы и стихотворную форму изложения для раскрытия сюжета. Возможно путешествиями по югу Руси, или устным творчеством русского народа, которое с детства прививалось писателю его бабушкой. Но в итоге Максим Горький создал сказку на вечную тему — всепобеждающей силы любви. Книги Горького читать интересно и познавательно. Это классика отечественной литературы. Влюбленная главная героиня сказки противостоит не только царю, но и самой Смерти. В итоге девушка одерживает победу. Писатель верит в то, что все в жизни достижимо, главное — очень этого захотеть.
История
Иллюстрация Кузьмы Петрова-Водкина, 1932
Горький, по собственным словам, написал поэму в 1892 году. Это был тифлисский период его жизни. Тогда он написал целые тетради высокопарных стихов в подражание Байрону, наизусть читал соседям по подвалу «Каина» и «Манфреда». Впоследствии на основе своих стихотворных набросков он и создал поэму.
В том же 1892 году он отослал её в казанскую газету «Волжский вестник», но редактор газеты по фамилии Рейнгардт по цензурным условиям отказался напечатать это произведение. В итоге она была опубликована лишь летом 1917 года в газете «Новая жизнь».
Вошла в сборник рассказов «Ералаш» и во все собрания сочинений. Начиная со сборника «Ералаш», печатается с подзаголовком «сказка».
Биограф и личный знакомый Горького Илья Груздев пишет, что вначале датой создания считался год публикации:
При этом Груздев добавляет в примечании: «Алексей Максимович здесь неточен: „Девушка и Смерть“ была напечатана в 1917 году в газете „Новая жизнь“, а затем в 1918 году вошла в сборник „Ералаш и другие рассказы“».
Резолюция Сталина
11 октября 1931 года А. М. Горький в своём особняке Рябушинского (по другим указаниям — на даче) прочел свою сказку посетившим его Сталину и Ворошилову. На последней странице текста сказки товарищ Сталин тогда начертал знаменитую резолюцию:
Вячеслав Всеволодович Иванов по семейным преданиям пересказывает отрицательное мнение Горького об этом событии: за неделю до отъезда Горького в Италию у него в гостях были Сталин и Ворошилов. Они «…написали свою резолюцию на его сказке „Девушка и смерть“. Мой отец, говоривший об этом эпизоде с Горьким, утверждал решительно, что Горький был оскорблён. Сталин и Ворошилов были пьяны и валяли дурака».
Фотография разворота с выставки
На развороте, напротив автографа Сталина, на первой странице рассказа «Дед Архип и Лёнька», Ворошилов оставил свою надпись: «Я малограмотный, но думаю, что т. Сталин более чем правильно определил значение стихов А. Горького. От себя скажу: я люблю М. Горького как моего и моего класса писателя, который правильно определил наше поступательное движение. — Ворошилов 11/X 31».
Дмитрий Быков в биографическом очерке Горького пишет: «С „Девушкой и смертью“ — единственной сохранившейся поэмой тифлисского периода — вообще вышло забавно: Горький отчего-то питал к ней слабость, как и вообще к своим стихам (вероятно, он так и не простил Ходасевичу честного ответа, что стихи его «никуда не годятся»). Вещь эту он впоследствии читал Сталину и Ворошилову, посетившим его в 1931 году на даче в Горках, и Всеволод Иванов вспоминал, что Горький ему об этом посещении рассказывал тоном глубоко оскорблённого человека: вожди были пьяны, и сталинская карандашная резолюция на первой странице поэмы звучала откровенно издевательски. Кстати, эти слова по рейтингу цитируемости ненамного отстают от горьковских крылатых фраз. 〈…〉 Думаю, Горького оскорбило не только слово „штука“ (впрочем, нашёл кому читать драматическую поэму о любви!), но и сравнение с Гёте, к „Фаусту“ которого наивное сочинение Пешкова не имеет никакого отношения, но выглядит на его фоне совершенно пигмейским. „Штука посильнее «Фауста» Гёте“ прочно вошла в советский фольклор и поминалась при любом сильном потрясении, как бытовом, так и эстетическом».
III
Девушка стоит пред Смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет,— жертву пожалела:
«Ишь ты, ведь, какая молодая!
Что ты нагрубила там царю?
Я тебя за это уморю!»—
«Не сердись,— ответила девица,—
За што на меня тебе сердиться?
Поцеловал меня впервые милый
Под кустом зеленой бузины,—
До царя ли мне в ту пору было?
Ну, а царь, на грех, бежит с войны,
Я и говорю ему, царю,
Отойди, мол, батюшка, отсюда!
Хорошо, как будто, говорю,
А — гляди-ко, вышло-то как худо!
Что ж?! От Смерти некуда деваться.
Видно, я умру, не долюбя.
Смертушка! Душой прошу тебя —
Дай ты мне еще поцеловаться!»
Странны были Смерти речи эти,—
Смерть об этом никогда не просят!
Думает: «Чем буду жить на свете,
Если люди целоваться бросят?»
И на вешнем солнце кости грея,
Смерть сказала, подманив змею:
«Ну, ступай, целуйся, да — скорее!
Ночь — твоя, а на заре — убью!»
И на камень села,— ожидает,
А змея ей жалом косу лижет.
Девушка от счастия рыдает,
Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!
Книжная полка-82. М. Горький. Девушка и смерть
Впервые оно было опубликовано в 1917 году. Максим Горький обозначил его как сказку, используя сказочные мотивы и стихотворную форму изложения для раскрытия сюжета. Возможно путешествиями по югу Руси, или устным творчеством русского народа, которое с детства прививалось писателю его бабушкой. Но в итоге Максим Горький создал сказку на вечную тему — всепобеждающей силы любви. Книги Горького читать интересно и познавательно. Это классика отечественной литературы.
Влюбленная главная героиня сказки противостоит не только царю, но и самой Смерти. В итоге девушка одерживает победу. Писатель верит в то, что все в жизни достижимо, главное — очень этого захотеть. Интересен новаторский подход автора к образу Смерти. Вопрос человеческой жизни и ухода из неё неоднократно поднимался в народном искусстве и различных литературных произведениях.
В начале книги Горький описывает её как своенравную костлявую старуху с косой, что полностью совпадает с фольклорным образом и делает ее в нашем представлении совершенно обычной. Затем, в процессе развития сюжета, рисует образ новыми, непривычными красками: Смерть скучает, она не в духе, умеет петь, ходит в стоптанных лаптях. Смерть в произведении писателя подневольная, она служит царю и обязана выполнять его требования.
К концу книги читатель понимает, что при внешнем соответствии фольклорному образу, Смерть, описанная Горьким, имеет свой внутренний мир и наделена светлыми чертами.
Она живая, а значит — ее можно победить
Автор акцентирует внимание читателя на том, что кончина является неотъемлемой частью человеческой жизни. Она необходима для ощущения полноты бытия, для понимания истинных ценностей
Сказку в стихах легко читать. Она завораживает своей ритмикой и высокохудожественным описанием образов героев. Эта маленькая поэма о силе любви воспевает храбрецов и безумцев, позволяющих себе любить наперекор смерти.
Так, как будто они вечны и всемогущи. На нашем сайте о книгах lifeinbooks. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.
Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве. Болезнь врача всегда тяжелее болезни его пациентов; пациент только чувствует, а врач ещё и знает кое-что о том, как разрушается его организм.
Это один из тех случаев, когда знание можно считать приближающим смерть. Смерть слова не боится!.. Болезнь — боится слова, а смерть — нет! И везде — на свадьбе и на тризне — Неустанно, неуклонно строит Радости Любви и счастье Жизни. Смерть — не мать, но — женщина, и в ней Сердце тоже разума сильней.
Нет огня огня любви чудесней.
ХХV
На острове под скалою обедают крепкие мужики в лохмотьях. Горбоносый седой человек средних лет рассказывает историю своей юности.
Андреа Грассо пришёл к ним в деревню нищим, но через несколько лет стал богатым человеком. Он нанимал бедняков и жестоко обращался с ними. Однажды между Грассо и рассказчиком произошла стычка. Он просил этого злого и жадного человека уйти, а Грассо ткнул его ножом, но не глубоко. Парень ударил обидчика ногой, «как бьют свиней». Рассказчика дважды несправедливо сажали в тюрьму за стычки с Грассо. В третий раз рассказчик пришёл в церковь. Грассо увидел своего врага, и его разбил паралич. Через семь недель Грассо умер. «А люди создали про меня какую-то сказку» — заканчивает свой рассказ мужчина.
V
Смерть проснулась около полудня,
Смотрит,— а девица не пришла!
Смерть бормочет сонно: «Ишь ты, блудня!
Видно ночь-то коротка была!»
Сорвала подсолнух за плетнем.
Нюхает, любуется, как солнце
Золотит живым своим огнем
Лист осины в желтые червонцы.
И на солнце глядя, вдруг запела
Тихо и гнусаво, как умела:
«Беспощадною рукой
Люди ближнего убьют
И хоронят. И поют:
«Со святыми упокой!»
Не пойму я ничего!—
Деспот бьет людей и гонит,
А издохнет — и его
С той же песенкой хоронят!
Честный помер или вор —
С одинаковой тоской
Распевает грустный хор:
«Со святыми упокой!»
Дурака, скота иль хама
Я убью моей рукой,
Но для всех поют упрямо:
«Со святыми упокой!»
Подробный пересказ
Рассказчик встречает старуху Изергиль, они вместе с молдаванами собирают виноград. Старуха настолько была стара, что согнулась пополам, глаза ее были тусклы и слезились, голос был сухой.
Изергиль рассказала легенду о Ларре. Много тысяч лет назад жило могучее племя людей, занимавшихся домашним хозяйством. Во время пира одну из девушек унес орел. Все поиски были напрасны. Спустя двадцать лет она сама пришла домой, вся иссохшая, измученная с юношей, красивым и сильным, как она сама двадцать лет назад. Девушка рассказала, что была женою орла, родила от него сына, а муж умер. У сына орла были холодные и гордые глаза. Со старейшинами племени разговаривал как с равными себе. Он считал себя выше них и умнее. Однажды он против воли девушки приобнял ее, та оттолкнула его, боясь гнева отца, который был старейшиной. Сын орла ударил девушку, когда она упала, встал ногами на ее грудь, и кровь хлынула к небу. Девушка извилась змеей и умерла. Все были потрясены случившимся. На вопрос старейшин о причине его поступка они получили ответ: когда девушка оттолкнула сына орла, она задела его самолюбие и гордость. Старейшины придумали наказание ему – свободу. Назвали его Ларра, что означало отверженный, выкинутый вон. Сын орла творил беспорядки, но люди не убивали его, а лишь смеялись над ним. Ларра обладал бессмертием. Ему не было места среди людей. Вот так он был наказан за гордость.
Следующая история старухи была о ее жизни в молодости. От рассвета до заката она ткала ковры, а ночью бежала к любимому. Он был рыбаком с Прута, каждую ночь она была с ним. Когда мама узнала о них, любимый предложил бежать вместе с ним, но она не хотела, так как не питала больше к нему никаких чувств. Позже познакомилась с гуцулом. Он был иногда печальный, иногда ласковый, а иногда жестокий. С ним она тоже не пошла. Следующая любовь – турок. С ним тоже у нее не сложилось. Затем она попала в монастырь женский, где и сбежала с братом монашки в Польшу. Оттуда сбежала в Бохнию, где купил ее один мужик для торговли ею. Многие хотели быть с нею, одаривали золотом. Но Изергиль любила лишь одного – шляхтича Аркадэка. Но и с ним она не ужилась. После этого старуха уехала в Бессарабию и вышла замуж за молдаванина, который умер годом ранее.
Вдруг на небе появились голубые искры. Старуха Изергиль вспомнила легенду о Данко. Жили в старину люди, местность которых была с трех сторон окружена непроходимыми лесами, а с четвертой стороны – степью. Другие племена прогнали их в глубь леса. У них было два пути: идти назад и сражаться с захватчиками, либо – идти вперед, в лес, где был большой риск умереть. Страх и ужас охватил народ. Но вдруг появился Данко, он повел всех вперед в лес. Лес сгущался, и становилось все темнее. Люди племени начали сомневаться в Данко. Но герой любил людей, в его сердце вспыхнул огонь желания спасти народ. Данко вырвал горящее сердце, поднял высоко над головой и понес. Люди, очарованные таким зрелищем послушно следовали за ним. Им удалось выйти из леса целыми и невредимыми. Данко обрадовался, что смог спасти народ, засмеялся, упал и умер. Люди от счастья забыли про спасителя. Лишь один заметил пылающее сердце, но он растоптал его ногой, чтобы никто не увидел больше. Вот отчего появляются голубые искры перед грозой.
7, 11 класс
Часть вторая
Глава 1 – 5
На четвертый день после визита Николая, Ниловна переехала к нему. Николай познакомил Ниловну со своей сестрой Софьей, которая тоже занималась революционной работой. Он рассказал ей о том, что они с Ниловной решили доставлять газету в деревню. Софья должна была составить матери компанию.
Через несколько дней Ниловна и Софья оделись бедными мещанками и отправились в деревню. Они пришли в село через два дня, нашли дегтярный завод, где работал Николай. Женщины передали литературу рабочим и расположились на отдых.
Глава 6 – 10
Жизнь Ниловны потекла очень спокойно. Она хорошо знала жизнь рабочих и понимала, какую ответственность берут на себя революционеры. Наташа поступила учительницей на ткацкую фабрику, Ниловна доставляла ей листовки и книги.
Мать и не заметила, как стала меньше молиться. Однако она думала о Павле и его товарищах, сравнивая их с Христом. Они так же, как он, отдавали жизнь людям.
Однажды Николай пришел с работы и сообщил Ниловне, что из тюрьмы сбежал один из их товарищей. Он собрался походить по улице в надежде встретить его. Следом за ним отправилась и Ниловна. У дома Егора Ивановича она встретила Весовщикова, который и был тем беглецом.
Они вместе зашли к Егору Ивановичу. Тот лежал в постели тяжело больной. Здесь они познакомились с Людмилой Васильевной, которая тоже была в деле. Мать пошла на рынок, чтобы купить Весовщикову одежду, в дальнейшем им должна была заняться Саша.
На следующий день Егор Иванович умер в больнице.
Глава 11 – 15
На следующий день Ниловна пошла на свидание с Павлом. Вернувшись, она застала дома Сашу. Они покормили раненого, и он рассказал, что в революционном кружке им говорили о Павле Власове и его матери. Ниловне были приятны его слова.
На рассвете мать отправилась в село Никольское, там она стала свидетелем ареста Рыбина
Она обратила внимание на голубоглазого мужчину, который оказывал Рыбину явное сочувствие
Глава 16 – 20
Вернувшись домой, мать узнала, что у Николая ночью был обыск. Она рассказала ему об аресте Рыбина и о том, что оставила листовки в деревне. Николай обрадовался, узнав, что Ниловна нашла новых единомышленников. «Вы так трогаете вашей верой в людей», — восхищенно сказал он ей.
Глава 21 – 25
Павел отказался от побега, вместо себя он предложил крестьянина, который с трудом переносит заточение. Николай сообщил, что приговор революционерам уже известен, поэтому суд будет простой фикцией.
Время шло в тоскливом ожидании. В один из дней пришла Саша и сказала, что побег состоится сегодня в час. Ниловна решила непременно присутствовать, она все еще надеялась, что Павел передумал. Она наблюдала, как двоим заключенным удалось сбежать.
Настал день суда, который лег тяжким грузом на плечи Ниловны. На улице с ней здоровались знакомые из слободки, в зал суда допускались только родственники подсудимых. Во время перерыва все вышли в коридор. Ниловна гордилась сыном, она считала, что «молодое сердце всегда ближе к правде». Те, кого не пустили в зал суда, раздраженно спорили со сторожами.
После перерыва мать возвращается в зал, она остается ко всему безучастной, ее не трогают слова прокурора, адвокатов, и только когда начал выступать Павел, она очнулась. Павел признал, что он член партии социалистов, они выступают против частной собственности, но бунтовщиком он себя не считает.
Глава 26 – 29
Дома Николай сообщил ей, что речь Павла на суде решено напечатать и разнести в массы. Еще он предупредил, что его сегодня ночью, скорее всего, арестуют, и Ниловне лучше уйти к Людмиле и помочь ей с листовками.
На следующий день доктор сообщил, что предчувствия не подвели Николая. Мать вызвалась отвезти листовки в другой город.
На вокзале толкнул человек в коротком пальто. Его внешность показалась Ниловне знакомой. Она села, задумалась и вспомнила, что видела его в поле после побега заключенных и в суде. Ниловна поняла, что попалась.
К ней подошел полицейский и обвинил в воровстве. Мать схватила чемодан, он открылся, и посыпались прокламации, но это ее уже не пугало. Она закричала, что вчера судили ее сына, который борется за правду, она везет листовки, где написано об этом. Люди подбирали листовки, а мать кричала о тяжелой жизни, народной силе и объединении против угнетателей. Полицейские толкали, били, душили ее.
Сюжет
II
Смерть всегда злым демонам покорна,
Но в тот день она была не в духе,—
Ведь весной любви и жизни зерна
Набухают даже в ней, старухе.
Скучно век возиться с тухлым мясом,
Истреблять в нем разные болезни;
Скучно мерять время смертным часом —
Хочется пожить побесполезней.
Все, пред неизбежной с нею встречей,
Ощущают только страх нелепый,—
Надоел ей ужас человечий,
Надоели похороны, склепы.
Занята неблагодарным делом
На земле и грязной, и недужной.
Делает она его умело,—
Люди же считают Смерть ненужной.
Ну, конечно, ей обидно это,
Злит ее людское наше стадо,
И, озлясь, сживает Смерть со света
Иногда не тех, кого бы надо.
Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли
Вместе с огнекудрым Сатаною!
Часть первая
Главы 1 – 5
Иногда в слободу приходили незнакомые люди и говорили о другой жизни. Отношение к ним было разным: одни их боялись, другие начинали еще больше пить после этих разговоров, третьи прислушивались и задумывались. Люди жили тяжело, но перемен боялись, потому что считали, что изменения только увеличат гнет.
Михаил Власов жил, как все: пил и дрался. Через два года Михаил умер от грыжи, отказавшись от операции. Его сын Павел начал взрослую жизнь с того, что напился пьян. Мать не ругала его, только погладила по голове и сказала, что не нужно ему пить.
Прошло время, и мать заметила, что с сыном что-то происходит. Павел перестал ходить на вечеринки, начал читать. Тревога росла в душе матери. Сын признался, что читает запрещенные книги, где говорят правду о жизни рабочих. Если у него их найдут, то посадят в тюрьму.
Однажды сын сказал, что вечером к нему приедут люди из города. Мать несколько дней переживала, ей все казалось, что со всех сторон идут к дому, крадучись, незнакомые страшные люди. Из города приехали добродушный хохол по фамилии Находка и девушка Наташа. Кроме них, пришли еще знакомые слободские рабочие.
Глава 6 – 10
Однажды мать услышала страшное слово социалисты, которые, по слухам, убили царя. Павел успокоил ее, сказав, что они не хотят никого убивать. Находка поселился у Власовых. Соседка предупредила Ниловну, что по слободке о них ходят нехорошие слухи.
Однажды мать подслушала разговор сына и Андрея о любви. Павел сказал, что любовь и семья отвлекают от дела, Находка согласился. Мать заплакала от жалости к ним.
В слободе говорили о социалистах, которые разбрасывают листовки. Пелагею Ниловну соседка предупредила, что к ним ночью придут с обыском. Случилось это только через месяц, арестовали Находку и Весовщикова. Мать плакала от обиды и бессилия.
Глава 11 – 15
К Павлу приходили за помощью люди, он писал им записки и отправлял в город к адвокату. Особенно зауважали его после истории с «болотной копейкой». Директор завода решил осушить болото, окружавшее фабрику, за счет рабочих. Павел потребовал, чтобы директор вышел к рабочим. Он сказал, что фабрика должна за свой счет осушить болото, и директор отступил.
Рыбин подошел к Павлу и сказал, что не дошли слова Павла до народа, проще нужно объяснять. Ночью жандармы забрали Павла.
Через день пришел Самойлов и привел какого-то человека. Они предложили спасти арестованных. Если на заводе снова появятся листовки, то будет понятно, что это не они распространяли. Мать пошла помощницей к своей соседке, которая продавала еду рабочим. Вместе с едой она могла проносить книги и листовки.
Глава 16 — 20
К Власовой пришел Рыбин и сказал, что пойдет в деревню поднимать народ. Находка поддержал его, потому что Рыбину трудно с ними, у него другой склад ума. Андрей пошел работать на фабрику, заработок отдавал Ниловне.
Ниловна навестила сына в тюрьме, рассказала ему, как помогает его делу. Он очень обрадовался, согрев ее сердце добрыми словами.
Однажды к Власовым зашел Весовщиков, рассказал о своих сомнениях и остался у них на ночлег. Мать приняла его боль близко к сердцу и сделала вывод, что всякий человек по-своему стонет.
Глава 21 — 25
Павел вернулся из тюрьмы, он обрадовался, узнав, что мать учится читать. Когда ему рассказали о Рыбине, ушедшем в деревню, Власов не одобрил этого поступка. Он считал, что тот понес людям свои сомнения и путаницу в голове. Будь Павел здесь, он бы не пустил Рыбина.
Перед Первомаем соседка сообщила Ниловне, что убили Исая. Его многие не любили, но кто это сделал, было неясно. Павел и Находка, обсуждая событие, говорили о том, что убивать противно, противоестественно. Находка добавил, что не остановить убийцу тоже подло.
К Павлу пришел Рыбин и потребовал «книг, да таких, чтобы прочитав, человек покою себе не находил». Вместе с Рыбиным пришел деревенский парень Ефим. Он сразу направился к книжной полке и проявил большую рассудительность и любознательность.
Глава 26 — 29
После разгона демонстрации мать подняла сломанное древко со знаменем и, с трудом передвигаясь, пошла домой. Встретив по дороге толпу людей, сочувствующих демонстрантам, она обратилась к ним со словами о детях, которые жертвуют жизнью ради правды.
ХХVI
«Пепе — лет десять, он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица». Какая-то синьора поручает ему отнести её подруге корзину яблок и обещает сольдо. Пепе возвращается к ней только вечером. Когда он шёл через площадь, мальчишки стали задирать его, и Пепе атаковал их прекрасными плодами из сада уважаемой синьоры.
Сестра мальчугана, «много старше, но не умнее его», устраивается прислугой в дом богатого американца. Узнав, что у хозяина много брюк, Пепе просит сестру принести ему одни. Заставший их с разрезанными брюками американец хочет вызвать полицию. Но Пепе ему отвечает: «…я бы не сделал так, будь у меня много брюк, а у вас ни одной пары! Я бы дал вам две, пожалуй — три пары даже…» Американец хохочет, угощает Пепе шоколадом и даёт ему франк.
Примечания
- Максим Горький. . // staroeradio.ru. — Читает Алла Демидова (1978). Дата обращения: 25 сентября 2022.
- ↑ Касторский С. В., Балухатый С. Д. . feb-web.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- ↑ Груздев И. А. Горький. — 1958.
- Басинский П. В. Страсти по Максиму.
- ↑ Быков Д. Л. Был ли Горький?: Биографический очерк. — 2008.
- . feb-web.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- . feb-web.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- Громов Е. С. «Сталин: Искусство и власть»
- . artgallery.krasno.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- Мантурова Т. Б. . search.rsl.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
ХХIII
Ночью на берегу моря сидят старик рыбак и молодой солдат, его племянник. Старик замечает ему, что хорошо любили в старину, и женщины ценились дороже. Рыбак рассказывает историю семьи Гальярди, теперь они носят прозвище деда — Сенцамане (Безрукий). Средний сын, Карлоне, собирался жениться на умной девушке Джулии. Но грек-охотник так же был влюблён в девушку. Не добившись взаимности, он решил обманом заполучить её и представил людям всё так, будто бы опорочил Джулию. Карлоне поверил и ударил девушку по лицу. Позднее, узнав правду, он убил грека и отрубил себе кисть руки: «Рука, ударившая безвинно мою возлюбленную, — оскорбила меня, я её отсёк… Я хочу теперь, чтоб ты, Джулия, простила меня…» Потом Карлоне женился на Джулии, и жили они до старости.
Племянник рыбака считает Карлоне глупым дикарём. Старик отвечает: «Твоя жизнь через сто лет тоже покажется глупостью… Если только кто-нибудь вспомнит, что ты жил на земле…»
В искусстве
Музыка
- 1949 год: Дмитрий Васильев-Буглай — одноимённая оратория.
- 1950 год: Герман Галынин — оратория (Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки, 1968; посмертно)
- 1961 год: Виктор Ковалёв — балет «Девушка и Смерть» (Саратовский театр оперы и балета).
- 1970 год: Герман Жуковский — балет
- 1975 год: Микаэл Таривердиев — балет «Девушка и смерть».
- В 1978 году в Одессе во Дворце культуры студентов Политехнического университета была поставлена рок-опера «Девушка и Смерть», композитор Евгений Лапейко. В 2011—2012 годах она была возобновлена.
Живопись (сцена чтения поэмы)
Существует картина Анатолия Яр-Кравченко «А. М. Горький читает 11 октября 1931 года И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку „Девушка и смерть“». 1941, масло, холст. 136 x 149 см. За спиной писателя на картине стоит его сын Максим Пешков.
В 1950 году Татьяна Борисовна Мантурова выпустила о картине одноимённую брошюру.
В 1972 году Владимир Иванов создал коллаж по мотивам картины[источник не указан 1842 дня].
В 1993 году Тенгиз Мирзашвили нарисовал карикатуру на эту тему.
Иллюстрации
- 1932 год: рисунок, выполненный Кузьмой Петровым-Водкиным
- 1938 год: Кузьмин Николай Васильевич
- В 1953-4 годах Кирилл Кустодиев выполнил серию акварельных эскизов, иллюстрирующих сказку (Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина).
- 1954 год: Игорь Балакин выполнил лаковую коробку в мстерском стиле
- 1954 год: Таранов М. А. выполнил несколько литографий
- 1950-е годы: Елена Гренфельдт
- 1968 год: Николай Домашенко (Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва)
- 1985 год: деревянное панно, автор Пичугин Алексей Гаврилович
- 1985 год: книга, иллюстрированная В. Меньшиковым
Пересказ тезисно
Прочитав краткое содержание рассказа, понять его главную мысль не составит труда.
Сначала происходит знакомство рассказчика со старухой Изергиль. Женщина рассказывает о сыне земной женщины и птицы – Ларре. Легенда начинается с того, что женщину похищает орел. Спустя двадцать лет она возвращается с сыном от птицы – Ларрой. Жестокий юноша убивает девушку за отказ быть с ним. Наказание от старейшин – вечное изгнание.
Второй рассказ Изергиль о ее жизни и любовных приключениях. Женщина рассказывает о юности и своей первой любви – рыбаке, бегстве и ее знакомствах с другими мужчинами. Последняя история о том, как Изергиль вызволила шляхтича из плена на войне. После этого она выходит замуж, живет в браке тридцать лет до кончины мужа.
Третий рассказ старухи о смелом юноше Данко. Начинается повествование с нашествия врагов на мирное племя, в котором живет герой. Люди бегут в леса, а Данко предлагает провести людей сквозь чащи. В конце Данко жертвует собственной жизнью ради спасения окружающих
ХV
В саду отеля появляется женщина: «это старуха, очень высокого роста, тёмное строгое лицо, сурово нахмуренные брови». За нею является горбун с квадратным телом. Это — голландцы, брат и сестра. Сестра была старше брата на четыре года. Она с детства проводила с ним много времени. Тогда же горбун начал проявлять интерес к строительству домов.
Когда горбуну минуло 13 лет, вся его комната была завалена чертежами, брусьями, инструментами. Всё это сыпалось на сестру, когда та входила. Однажды сестра сказала: «Ты нарочно делаешь это, урод! — и ударила его по щеке». В следующий раз горбун предложил девушке дотронуться до крысоловки, и та дико кричала от боли. После этого она стала не так часто заходить к нему. «Ей было девятнадцать лет, и она уже имела жениха, когда отец и мать погибли в море».
После обручения жених строил дом. Как-то он уговорил горбуна пойти посмотреть его. Когда они двое взошли на верхний ярус лесов, то упали оттуда. Брат «только вывихнул ногу и руку, разбил лицо, а жених переломил позвоночник и распорол бок».
В день своего совершеннолетия горбун объявил, что построит за городом дом для всех городских уродов, тогда, возможно, он станет счастливым человеком. Но сестра отдала это здание городу под психиатрическую лечебницу, а первым пациентом стал её брат. Семи лет было достаточно, чтобы превратиться в идиота. Увидев, «что враг её убит и не воскреснет», сестра взяла брата на своё попечение.
VIII
Увидев седовласого человека лет тридцати, товарищ рассказчика знакомит его с историей этого мужчины.
Он — ярый социалист. На собраниях он заметил девушку, с которой они всё чаще вступали в идейную конфронтацию. Девушка была ревностной католичкой, а её религия резко выступает против социализма. Они пытались переубедить друг друга, доказать свою правоту. И хотя девушку трогали за душу его пламенные речи об освобождении человека, она не могла отречься от бога. К ним пришла любовь. Но она отказывалась заключать брак в мэрии, а он — венчаться в церкви. Вскоре девушка заболела чахоткой. Перед смертью она признала умом правоту любимого, но «сердце не могло согласиться» с ним.
Недавно мужчина женился на своей ученице, и они вместе ходят на могилу умершей.
IV
Вешним солнцем ласково согрета,
Смерть разула стоптанные лапти,
Прилегла на камень и — уснула.
Нехороший сон приснился Смерти!
Будто бы ее родитель, Каин,
С правнуком своим — Искариотом,
Дряхленькие оба лезут в гору,—
Точно две змеи ползут тихонько.
«Господи!»— угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
«Господи!»— взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.
Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь,— читает книгу:
Звездами написана та книга,
Млечный путь — один ее листочек.
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:
«Прочь идите! Вас господь
не примет!»
«Михаиле!— жалуется Каин,—
Знаю я — велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти!»—
«Михаиле!— говорит Иуда,—
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце!»
И взывают оба они, в голос:
«Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет —
Ведь прощенья мы уже не молим!»
Тихо отвечает им архангел:
«Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
«Знай,— доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти».
Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.
Основные персонажи
Героями выступают рассказчик, Данко, Ларра и Изергиль. Прочитав краткий пересказ, можно узнать персонажей лучше.
- Рассказчик – мужчина, трудящийся на сборе урожая. Пересказывает небылицы, услышанные от Изергиль.
- Старуха Изергиль – женщина в летах, знакомая автора. Делится своими воспоминаниями, рассказывает легенду про Данко и Ларру. Ее главное утверждение: «Каждый сам себе судьба».
- Данко – доброжелательный и смелый человек. Отдал жизнь ради спасения заблудших людей в лесу, вырвав сердце и осветив им дорогу.
- Ларра – бессмертный, родившийся от союза женщины и птицы. Изгнан из круга людей. За проступок наказан вечным одиночеством и скитаниями.
Понять рассказ поможет его краткое содержание.
ХVI
Утром на палубе появляются толстяк, человек в серых бакенбардах, рыжий круглый мужчина с брюшком и две дамы: молодая, полная, и постарше, остроносая. Они обсуждают Италию: здесь много свинства, отвратительный кофе, и «все ужасно похожи на жидов». На палубе появляется человек, «в шапке седых кудрявых волос, с большим носом, весёлыми глазами». На его поклон из русских отвечает только толстяк. Разговаривая с лакеем, это человек хвалит русских. Толстяк переводит его слова своим согражданам. Рыжий замечает: «Все они изумительно невежественны в отношении к нам…» — «Тебя — хвалят, а ты находишь, что это по невежеству…» — отвечает ему толстяк.
Бакенбардист делится с соотечественниками идеей: надо крестьянам выставлять за счёт казны несколько десятков вёдер водки — мол, напьются и сами друг друга перебьют.
«Сверкая медью, пароход ласково и быстро» приближается к берегу.