Быков, «Одна ночь»: краткое содержание последней главы
Бетонная глыба сильно придавила солдата. В забытье ему казалось, что он лежит голой спиной на колючем жнивье и в тело впивается осот. Еще ему очень хотелось пить и кто-то дал солдату живительную влагу. Это был Фриц, который напоил Ивана.
Но через какое-то время Волока вновь впал в забытье или уснул. Когда он пришел в себя, почувствовал, что на лбу лежит приятная влажная повязка. Это Хагеман позаботился о товарище по несчастью. Иван поднялся.
После этого они нашли в потолке проем и выбрались наружу. Вдруг Иван услышал немецкую речь – однополчане звали Фрица. Тот побежал к ним. Иван окрикнул Хагемана, но он не остановился. Тогда Волока дал по нему автоматную очередь, как пишет автор, из-за того, что Иван не желал «отдать врагам этого человека». У Фрица не было выбора, он швырнул в недавнего друга гранату, тот упал, но успел нажать на пусковой крючок автомата. Немец упал замертво.
Волока остался жив и побежал к своим. Этим заканчивает свой рассказ Быков. «Одна ночь» кратко может быть пересказана именно так. При прочтении оригинала и краткого содержания еще отчетливее понимаешь, что войн, в которых гибнут люди, не должно быть. Ведь сами по себе, большинство из них – хорошие, в иных обстоятельствах могли бы стать друзьями, но вынуждены преследовать и убивать друг друга.
Сочинение 2
Произведение относится к прозаическим сочинениям писателя, в центре которых рассматриваются человеческие судьбы в период жестокой и кровопролитной Великой Отечественной войны.
Главным героем рассказа является русский солдат по имени Иван Волока, который по сюжетной линии оказывается во время боевых действий в заброшенном подвальном помещении, заваленным грудой обвалившихся под артиллерийским обстрелом стен здания. Вместе с Иваном под завалами оказывается раненый немец Фриц Хагеман, придавленный бетонной плитой.
Повествовательное содержание на всем своем протяжении ставит главного героя перед жизненным выбором, выражающегося в отражении логики человеческого поведения в экстремальных ситуациях, обнажая его внутренние душевные противоборства.
Композиционная структура рассказа «Одна ночь» представляет собой симметричное, зеркальное построение, при этом писатель использует прием разделения текста небольшими абзацами в виде одного предложения, подчеркивая хаотичность излагаемых действий и быстроту смены событий.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении автором жестокости, бесчеловечности войны, ставящей людей в безвыходные ситуации, заставляя ощущать жгучую ненависть и ужасающий страх.
Оказавшись замурованными вдвоем в заваленном подвале, Иван неосознанно помогает немцу выбраться из-под плиты и оказывает первую медицинскую помощь в полученном ранении. Затем случайные попутчики всю ночь пытаются найти способ освобождения из каменной тюрьмы, а, оказавшись на свободе, Волока, движимый чувством самосохранения, не раздумывая, убивает соратника по несчастью, поскольку наверху их встречают гитлеровцы.
Писатель передает душевные переживания главного героя как обычного простого человека, внутренние ощущения которого преобладают над патриотическим солдатским духом, когда встреча с врагом должна закончиться боем, а не задушевными беседами.
Авторский замысел ставит двух людей, являющихся в этот период смертельными врагами, в рамки ситуации, в которой оба понимают, что между ними есть общие, единые чувства, поскольку и тот, и другой вынуждены принимать участие в этой военной мясорубке, оставив на произвол судьбы собственные семьи.
Вынуждая в финале рассказа своего главного героя осуществить убийство товарища по несчастью, писатель демонстрирует механические и бесчеловечные черты войны, существа, которое неприемлемо для разума человека и его сущности, поскольку война рождает в человеке панику, слепую жестокость, страх, преследуя одну единственную цель в виде многочисленных смертей.
Почти друзья
Иван попытался отодвинуть верхнюю плиту, чтобы выбраться из подвала, но одному это было сделать не под силу. Тогда на помощь пришел немец, и они попытались сделать это вдвоем, но не смогли. Зато Волока услышал, что немец немного знает русский язык. Тот пояснил, что его учила этому русская девушка.
Потом Иван поделился с новым приятелем табаком, они оба закурили и познакомились. Немца звали Фриц Хагеман, он был тоже столяром, как и советский солдат. Это сплотило узников, появилась еще одна общая тема для разговора.
Теперь у Ивана уже не было больше ненависти к немцу. Он понял – тот такой же человек, как и он. Фриц показал товарищу по несчастью фотографию, где был виден его красивый домик, жена и трое детей.
Волока предложил Хагеману сдаться в плен, когда они выберутся, но тот отказался. Он сказал, в лагере его могут убить, что в Сибирь он не хочет. Но Фриц осудил войну и Гитлера, который начал это кровопролитие.
Волока рассказал, что он из колхоза и стал разубеждать немца в том, что живёт бедно. Затем мужчины вновь попытались разобрать завал, но тяжелый обломок упал на Волоку.
Время и место происходящих событий
Как было сказано выше, действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны
Автор не называет город, где разворачиваются события, но это не столь важно. Это могло произойти на территории СССР или за его пределами, так как описываются события 1944 или 1945 года
В это время немцы понимали, что молниеносно захватить СССР у них не получится. Советские войска теснили их на Запад, но враг отчаянно сопротивлялся. Очень достоверно описывает сцену боя Василь Быков.
«Краткие содержания произведений: «Одна ночь»» – такую фразу может написать человек, причем иностранец, который только начал изучать русский язык. Российский же школьник озаглавит свое изложение в соответствии со всеми правилами языка: «Краткое содержание произведения «Одна ночь»». Вот и мы постараемся сейчас его описать.
ЛитЛайф
«Юнкерсы» налетели внезапно.
Бомбы разорвались за оградой.
Земля со вздохом, тяжело содрогнулась, тугая горячая волна ударила Волоку в спину, что-то коротко и звонко звякнуло рядом, и сразу же улица, дома и вязы в сквере окутались клубами серой пыли.
«Полутонные, не меньше», — подумал Волока, сплевывая песок. Вокруг по тротуару, в сквере и на мостовой брякали обломки камней, шлепались слитки асфальта, взметнув высоко в воздух, не спеша просеивалась туча земли, и в ней, медленно оседая, густо мельтешила листва акаций. Где-то вверху простучал пулемет, тотчас от серого исцарапанного осколками здания брызнула штукатурка, и большая, с бобовый струк, желтая пуля, цокнув по камням, бешено завертелась на тротуаре. На очередном заходе снова ревели пикировщики.
Надо было бежать дальше.
В сквере среди еще не осевшей пыли уже замелькали полусогнутые пропотевшие спины бойцов, кто-то перескочил через решетку ограды и бросился на противоположную сторону улицы. По темной латке на плече Волока узнал сержанта, командира отделения из их взвода. Обрадованный, что впереди есть свой человек, боец вскочил и, пригнувшись, пустился следом.
— немец выпустил из рук карабин и упал лицом на мостовую. Его новенькая, меченная альпийской эмблемой каска, громко звякая, криво покатилась по тротуару.
Куда исчез задний, Волока не увидел.
Вокруг грохотали взрывы, где-то со стоном рушилось здание, в подворотню хлынули клубы рыжей кирпичной пыли. Волока пригнулся, перескочил через откинутую руку немца, на которой еще дергались костистые с перстнями пальцы, и сунулся в настежь раскрытую дверь. Внутрь и вниз тут сбегали ступеньки, в спешке Волока промахнулся ногой и торчком полетел в темноту. Опережая его, в полумраке загремел его автомат.
Так боец очутился в подвале.
Немец не удержался, свалился наземь, но руками успел охватить Волоку за голову. Иван напрягся, пытаясь вырваться, но напрасно. Враг все ниже пригибал его голову и, шаркая по полу подкованными сапогами, старался одолеть его. Но Иван, уже придя в себя от испуга, уцепился за одежду немца и, нащупав подошвами опору, всем телом толкнул врага.
Они оба тяжело рухнули на пол. Иван, задыхаясь от боли в подвернутой шее, почувствовал, как что-то под ним хрустнуло. Он теперь оказался наверху и, перебирая в темноте ногами, искал надежной опоры. Через минуту, а может и меньше, он с трудом высвободил голову и, сделав сильный рывок, распластал немца на полу. Еще не совсем уверенно, Иван почувствовал, что сильнее врага, только, видно, тот был проворнее или, может, моложе, ибо не успел боец поймать в темноте его цепкие руки, как те снова ухватили Волоку за горло.
Иван только крякнул от боли, в глазах блеснул желтый огонь. На минуту он обмяк, отчаянно захрипел, а немец, извернувшись, перекинул в сторону ноги и очутился наверху.
— А-а-а! Сволочь! Ы-ых. — хрипел Иван.
Он инстинктивно вцепился в руки, сжимавшие его шею, пытаясь во что бы то ни стало разомкнуть их, не дать цепким пальцам сдавить горло. После долгих судорожных усилий ему удалось оторвать одну руку, но вторая тотчас сползла ниже и ухватила за воротник его застегнутой гимнастерки.
Боец задыхался, Грудь распирало удушье; казалось, вот-вот хрустнут горловые хрящи, помутилось сознание, и Волоку охватил испуг оттого, что вот так нелепо дает умертвить себя. В нечеловеческом отчаянии он уперся в пол коленями, напрягся и обеими руками резко вывернул в сторону одну, более мешавшую руку немца. Воротник гимнастерки затрещал, что-то глухо брякнулось о пол, немец засопел; бешено зашаркали по бетону его подкованные сапоги.
— И-и-и-э-э! — мычал немец, и Волока чувствовал, что побеждает.
Его противник заметно сбавил напор и только оборонялся, хватаясь за ожесточившиеся Ивановы руки. Волоке, однако, очень мешала сумка с дисками, которая попала под немца и ремнем, как на привязи, держала бойца. Волока снова утратил опору, куда-то пропала стена, ноги скребли по скользкому полу. Но он изо всех сил держался наверху и не выпускал из рук немца, который вдруг захрипел, рванул Ивановы руки, раз и второй, напрягся, стукнулся о бетон головой и неистово забился всем телом. Однако Иван приналег плечом, удерживая пятерней горло, и сдавил.
В этот момент наверху что-то стряслось.
Грохот, однако, скоро утих, но тело Волоки было сковано такой тяжестью, что нельзя было шевельнуться, и только в сознании билась короткая удивленная мысль: «Жив!» Но не было воздуха, и он задыхался от сернистого тротилового смрада, песка и пыли. Почувствовав, что задыхается, Иван рванулся из уготованной ему могилы, невероятным усилием что-то сдвинул с себя, хватил глоток воздуха и раскрыл запорошенные песком глаза.