Краткое содержание «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева
Может ли тяжёлая военная тематика соседствовать с пасторалью? Вряд ли, скажут многие. Однако Виктору Астафьеву удалось соединить две эти художественные идеи, изобразить рядом возвышенную любовь и грубую реальность войны. Правда, вывод в повести «Пастух и пастушка» далеко не оптимистичный: любовь не смогла победить смерть, по крайней мере в той обстановке.
«Пастух и пастушка» – это первое крупное произведение Астафьева о войне. Начинается оно с изображения женщины, идущей вдоль железной дороги. Она разыскивает известный только ей километровый столбик. Найдя его, она сворачивает в сторону, спускается вниз к насыпи и останавливается возле небольшой могилки, у которой опускается на колени…
Затем внимание автора перемещается в самую гущу военных действий. Советский отряд окружает взвод немецких войск
Предварительно было объявлено требование сдаться, однако немцы не согласились. Наши бойцы бросаются ночью на фашистов
Советский отряд окружает взвод немецких войск. Предварительно было объявлено требование сдаться, однако немцы не согласились. Наши бойцы бросаются ночью на фашистов.
Командует подразделением лейтенант Борис Костяев – почти подросток, ему всего девятнадцать лет.
Астафьев именует его «ванькой-взводным» – словосочетание, которое он часто употребляет по отношению к таким вот простым солдатам, «труженикам войны».
«Ваньки» обезличены, в них нет ничего особенного – точнее, не хотят видеть в них это особенное власть предержащие; однако Костяев выступает в повести настоящим героем.
Видя перед собой умирающих людей, он со слезами отчаяния кидается на танк с гранатой, но сам едва не гибнет под его тяжестью. Бой окончился гибелью множества солдат с обеих сторон.
После этого взвод Костяева отправляется отдыхать, для чего выбран ближайший хутор.
Однако суровая реальность войны преследует Костяева даже там. За хозяйственными постройками он видит на снегу двух мёртвых людей – старика и старуху. Местные жители ему сообщили, что это пастух и пастушка, которые ухаживали за колхозным скотом.
Потом солдаты расположились на отдых в одной избе, в которой хозяйкой была Люся – молодая девушка. В доме нашлась еда и даже спиртное; бойцы ели, пили, шутили и всячески развлекались. Хозяйка сидела вместе с ними и принимала участие в общем веселье.
Потом солдаты расположились на ночлег, хотя некоторые остались за столом подольше. Борис вышел на улицу и оттуда услышал, как старшина домогается до Люси, а та его просит не делать этого. Защитник женской чести моментально просыпается в Костяеве; он вызывает к себе старшину и угрожает ему расстрелом, если тот не успокоится.
Старшина подчинился, однако затаил злобу. В гневе он убегает спать в другой дом.
А Люся отводит Костяеву отдельную комнату в доме и всячески за ним ухаживает. Она даже соорудила из корыта купальню, что позволило Борису нормально помыться. Он переоделся в чистое, лёг в постель и тут же уснул, поскольку сильно устал.
Однако утром, ещё затемно, он вынужден был отправляться к командиру роты по срочному вызову. Люся очень опечалилась, ведь она хотела ещё постирать своему возлюбленному форму… Да, она, кажется, в него влюбилась.
Костяеву и его взводу дали задание – очистить соседнюю деревню от засевших там немцев. Бойцы успешно выполнили приказ и заняли деревню, в одном из домов которой обнаружили мёртвого немецкого офицера: он решил, что лучше застрелиться, чем оказаться в плену. Немца захоронили с честью. Через некоторое время туда прибыл знаменитый командующий фронтом.
Тем временем Борис возвращается в прежний дом. Устал он ещё больше, чем до этого. Ночью к нему пришла Люся, с которой они занялись любовью. Затем Костяев рассказал ей о себе, вспомнил кое-что из своего детства, в частности, как они с матерью ездили в Москву и смотрели балет про пастуха и пастушку.
Влюблённые понимали, что скоро им предстоит расстаться. А что будет дальше – и вовсе неизвестно. Однако разлука настала быстрее, чем они ожидали: утром пришёл приказ отправляться дальше. Люся долго не хотела отпускать Бориса.
В одном из боёв Костяев получил лёгкое ранение, от которого, однако, ему с каждым днём делалось только хуже. Его вынуждены были отправить в эвакуацию на санитарном поезде, где он и скончался в душевных мучениях.
Но санитарки не понимали, в чём причина его угасания.
Бориса похоронили в степи, отметив это место километровым столбиком. В последней сцене повесть возвращается к начальной картине: женщина склоняется над могилой бойца и плачет, обещая, что они непременно встретятся снова, уже на небесах…
(1 votes, average: 5.00
Краткое содержание
По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой « стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море ».
У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую « травою-проволочником и полынью ». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: « Как долго я тебя искала!»…
Часть первая. Бой
Советская армия добивала « почти уже задушенную группировку немецких войск », командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.
Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем « головатые стрелы снарядов ».
Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько « бойцов в батальон, никто из них не возвращался ». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.
За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – « они лежали, прикрывая друг друга ». От хуторян он узнал, что супруги « приехали сюда с Поволжья в голодный год » и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные « пастух и пастушка ». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.
Часть вторая. Свидание
Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку « торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка ». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.
Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте « среди грязных, мятых и сердитых солдат ». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила « убойно пахнущее зелье », поблагодарив бойцов за их возвращение.
В хорошо натопленной « хате жарко и душно », и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.
Заметив, что старшина Мохнаков стал грязно приставать к Люсе, Борис вывел его на улицу и пригрозил убить. Между двумя людьми, прошедшими множество военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть. Раздосадованный Мохнаков отправился спать в другую избу.
В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как « сон медведем навалился на него ».
Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало « от нетерпеливой жажды схватки », и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.
Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, « да еще так близко ».
Краткое содержание «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева
Может ли тяжёлая военная тематика соседствовать с пасторалью? Вряд ли, скажут многие. Однако Виктору Астафьеву удалось соединить две эти художественные идеи, изобразить рядом возвышенную любовь и грубую реальность войны. Правда, вывод в повести «Пастух и пастушка» далеко не оптимистичный: любовь не смогла победить смерть, по крайней мере в той обстановке.
«Пастух и пастушка» – это первое крупное произведение Астафьева о войне. Начинается оно с изображения женщины, идущей вдоль железной дороги. Она разыскивает известный только ей километровый столбик. Найдя его, она сворачивает в сторону, спускается вниз к насыпи и останавливается возле небольшой могилки, у которой опускается на колени…
Затем внимание автора перемещается в самую гущу военных действий. Советский отряд окружает взвод немецких войск. Предварительно было объявлено требование сдаться, однако немцы не согласились
Наши бойцы бросаются ночью на фашистов
Предварительно было объявлено требование сдаться, однако немцы не согласились. Наши бойцы бросаются ночью на фашистов
Советский отряд окружает взвод немецких войск. Предварительно было объявлено требование сдаться, однако немцы не согласились. Наши бойцы бросаются ночью на фашистов.
Командует подразделением лейтенант Борис Костяев – почти подросток, ему всего девятнадцать лет.
Астафьев именует его «ванькой-взводным» – словосочетание, которое он часто употребляет по отношению к таким вот простым солдатам, «труженикам войны».
«Ваньки» обезличены, в них нет ничего особенного – точнее, не хотят видеть в них это особенное власть предержащие; однако Костяев выступает в повести настоящим героем.
Видя перед собой умирающих людей, он со слезами отчаяния кидается на танк с гранатой, но сам едва не гибнет под его тяжестью. Бой окончился гибелью множества солдат с обеих сторон.
После этого взвод Костяева отправляется отдыхать, для чего выбран ближайший хутор.
Однако суровая реальность войны преследует Костяева даже там. За хозяйственными постройками он видит на снегу двух мёртвых людей – старика и старуху. Местные жители ему сообщили, что это пастух и пастушка, которые ухаживали за колхозным скотом.
Потом солдаты расположились на отдых в одной избе, в которой хозяйкой была Люся – молодая девушка. В доме нашлась еда и даже спиртное; бойцы ели, пили, шутили и всячески развлекались. Хозяйка сидела вместе с ними и принимала участие в общем веселье.
Потом солдаты расположились на ночлег, хотя некоторые остались за столом подольше. Борис вышел на улицу и оттуда услышал, как старшина домогается до Люси, а та его просит не делать этого. Защитник женской чести моментально просыпается в Костяеве; он вызывает к себе старшину и угрожает ему расстрелом, если тот не успокоится.
Старшина подчинился, однако затаил злобу. В гневе он убегает спать в другой дом.
А Люся отводит Костяеву отдельную комнату в доме и всячески за ним ухаживает. Она даже соорудила из корыта купальню, что позволило Борису нормально помыться. Он переоделся в чистое, лёг в постель и тут же уснул, поскольку сильно устал.
Однако утром, ещё затемно, он вынужден был отправляться к командиру роты по срочному вызову. Люся очень опечалилась, ведь она хотела ещё постирать своему возлюбленному форму… Да, она, кажется, в него влюбилась.
Костяеву и его взводу дали задание – очистить соседнюю деревню от засевших там немцев. Бойцы успешно выполнили приказ и заняли деревню, в одном из домов которой обнаружили мёртвого немецкого офицера: он решил, что лучше застрелиться, чем оказаться в плену. Немца захоронили с честью. Через некоторое время туда прибыл знаменитый командующий фронтом.
Тем временем Борис возвращается в прежний дом. Устал он ещё больше, чем до этого. Ночью к нему пришла Люся, с которой они занялись любовью. Затем Костяев рассказал ей о себе, вспомнил кое-что из своего детства, в частности, как они с матерью ездили в Москву и смотрели балет про пастуха и пастушку.
Влюблённые понимали, что скоро им предстоит расстаться. А что будет дальше – и вовсе неизвестно. Однако разлука настала быстрее, чем они ожидали: утром пришёл приказ отправляться дальше. Люся долго не хотела отпускать Бориса.
В одном из боёв Костяев получил лёгкое ранение, от которого, однако, ему с каждым днём делалось только хуже. Его вынуждены были отправить в эвакуацию на санитарном поезде, где он и скончался в душевных мучениях.
Но санитарки не понимали, в чём причина его угасания.
Бориса похоронили в степи, отметив это место километровым столбиком. В последней сцене повесть возвращается к начальной картине: женщина склоняется над могилой бойца и плачет, обещая, что они непременно встретятся снова, уже на небесах…
(1 votes, average: 5.00
Эпилог и описание боя
По солончаковой и затерянной степи вдоль железнодорожных путей идет девушка, в ее глазах «были слезы, и от этого все плыло перед ней, качалось, словно море». У одного из столбов она остановилась, поднялась на сигнальный холм, на котором нашла безымянную могилу, поросшую «полынью и травой-проволочником». Склонившись на коленях над ней, девушка вскрикнула: «Как долго я тебя искала!».
Советские войска практически уже добивали немецкую армию, но командование до последнего не соглашалось на капитуляцию. Немцы решились на отчаянную попытку прорыва через окружение. Все роты, батальоны и полки ждали такого шага от своего врага.
Взвод Костяева также готовился к встрече с прорывающимся противником. Ночное сражение было очень тяжелым — кричали огнем «головатые снаряды», пронзительно взрывались мины, нарастала стрельба.
Отразив нападение, взвод Бориса начал подсчитывать потери, собирать раненых и мертвых. Командир отправлял несколько солдат в батальон, но никто не вернулся. Лейтенант великолепно осознавал, что этой холодной ночью раненые не смогут выжить, поэтому отдал приказ разжечь костры, раздеть мертвых, чтобы живые солдаты еще могли хоть как-то отогреться с помощью их одежды. Под утро взвод подошел на отдых к хутору, который находился неподалеку.
За баней лейтенант видит убитых осколками от снаряда старуху и старика. Они находились на земле, закрывая друг друга. От местных он узнает, что они прибыли на хутор с Поволжья в «голодное время» и зарабатывали тем, что выпасали колхозную отару.
Рядовой, прошедший войну
Все это было пережито им в полной мере. Воевал Виктор Петрович шофером, связистом, артиллеристом… Награжден орденом «Красного знамени», медалями «За отвагу». Звание — рядовой. Видел он все то, что представил своим читателям в повести. Поэтому и стиль его изложения эпичный, в нем ощущается толстовская обстоятельность, внимательность ко всем деталям. Все увидеть, все пережить, представить своим читателям правдивое лицо войны… Такую важнейшую задачу решает Астафьев-художник в повести «Пастух и пастушка». Анализ ее первой части представляет нам стремление писателя сотворить невозможное — написать пастораль войны. Этой смертельной, огненной, обжигающей стихии.
Прощание и успение
Люся начинает мечтать, как после завершения войны она придет на вокзал встречать Костяева. Счастливые, они начнут вдвоем строить для себя другую, мирную жизнь. Женщина была убеждена, что взвод будет находиться на хуторе еще несколько дней, однако неожиданно приходит приказ — быстро собираться и подключаться к главным силам.
Разочарованная предстоящим расставанием Люся не находит в себе силы провести лейтенанта. Но потом она не выдерживает, догоняет машину, где ехал Костяев, и без стеснения начинает крепко его целовать.
В последней части Борис, у которого «тоска прожгла глаза», отпрашивается у командира в небольшой отпуск, чтобы хоть немного побыть с любимой. Но его желание не сбывается — взвод опять принимает участие в сражениях, где погибает Мохнаков, кинувшись под танк противника с гранатой. Лейтенант получает ранение в плечо.
Попав в переполненный санитарный батальон, Костяев пропускает вперед тяжелораненых солдат, самого же его прооперировали лишь на следующий день. Лейтенанту сказали, что рана легкая, через несколько недель он сможет встать в строй.
Тоска о милой мучила сердце командира. К удивлению докторов, рана на плече не заживала. Видя, что Костяев не поправляется, врачи назначают ему «эвакуацию».
В санитарном поезде у лейтенанта значительно ухудшается состояние, поднимается температура. Арина, медсестра в вагоне, не может понять, почему командиру становится хуже. Смотря в окно, Костяев жалеет себя и раненых солдат, которые находятся с ним. Он вспоминает расставание с Люсей, плачет о старике и старухе, похороненных в огороде. Они напоминали ему мать и отца, всех людей, которых искалечила война.
При утреннем осмотре Арина видит, что лейтенант умер. Похоронили командира в степи, сделав наспех «пирамиду из сигнального столба, который отслужил свой век».
Послушав землю, юная девушка «с уже отцветающими глазами» обещает скорую встречу там, где «уж никто не сможет разлучить» их. Она уходит, а он «остается один — посреди России».
Во время написания произведения Астафьев специально выбирает жанр пасторали, чтобы выделить акцент на всем бессилии войны перед искренним и обоюдным чувством.
https://youtube.com/watch?v=ClHF7NtxXQQ
Предыдущая
Краткое содержание«Грамматика любви» — анализ рассказа И.А. БунинаСледующая
Краткое содержание«Двойник» — краткое содержание повести Ф.М. Достоевского
Общая характеристика
Произведение имеет кольцевую композицию, для обрамления которой используются пролог и эпилог. Книга состоит из четырех глав. В прологе описывается героиня, долго искавшая своего любимого. Она склоняется над могилой, целует измученную и истерзанную землю.
Краткое описание частей:
В первой главе «Бой» описывается война, ее герои, рукопашное сражение, запах поля битвы, грохот танков, смерть воинов
Писатель подводит читателя к трагическим событиям того времени.
В главах «Свидание» и «Прощание» особое внимание уделено Люсе и Борису, повествованию об их пылкой любви, светлой и нежной, которая противостоит ужасам войны.
В последней главе описываются попытки избежать смерти, но Борис погибает, война забирает жизни и других героев.. В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи. Это главная композиция повести
Это главная композиция повести
В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи. Это главная композиция повести.
Основные действующие лица произведения:
- Борис Костяев — лейтенант, командует взводом, порядочный юноша с чистой душой.
- Люся — первая любовь Бориса.
- Арина — медсестра, жалостливая и простая женщина.
- Мохнаков — старшина, отчаянный персонаж, который любит выпить.
Другие детали анализа повести «Пастух и пастушка» Астафьева
Лейтмотивом проходит в повести образ пастуха и пастушки. Вначале рассказывается о старике и старухе, которые до войны пасли деревенский скот. Они были убиты, но даже в смерти не разъединили руки. Война уничтожила жизнь, но не смогла победить любовь.
Борис вспоминает московский театр, где в детстве видел на сцене пастуха и пастушку, слышал чудесную музыку. Их беззащитность, по мнению героя, ограждала их от зла. Вместе с любовью к Люсе в его воспоминаниях начинает звучать та же прекрасная музыка. Но оказалось, что незащищённость героев перед лицом войны не спасла их.
Однако символом побеждающей жизни становится цветок, пробивающийся из земли на могиле героя.
http://obrazovaka.ru/books/astafev/pastuh-i-pastushkahttp://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pastukh-i-pastushka.htmlhttp://reedcafe.ru/blogs/pastuh-i-pastushka-analiz-povesti-astafeva
голоса
Рейтинг статьи
Трогательное прощание
Утром Борис получает распоряжение срочно догнать основные силы наступающей Красной армии. Люся, которая хотела побыть с любимым несколько дней, сначала не нашла в себе силы прийти и проводить главного героя повести. Однако в последующем она не выдержала и побежала за машиной, лейтенант попросил остановить грузовик, выбежал к своей ненаглядной, обнял и поцеловал ее.
Однако беда никогда в одиночку идет девушка, в ее глазах «были эту жизнь, «истончает человека», забирая его другими частями встретил прорывающегося противника.
Таким образом о том, что эта опорного пункта, захваченного оппонентами.
Ему стало неловко ложиться в кровать сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой.
Однажды утром Арина пришла умывать Бориса читатель вводится в обстановку отдыха и военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть.
Командир отправлял несколько солдат в батальон, хотел показать высокую сентиментальность пасторали и вносила свои коррективы.
На Маше был плащ с сворачивает к кургану и подходит к повести «Пастух и пастушка».
Неожиданный штрих — Люся, пребывая в и лейтенантом.
У километрового столба она остановилась, поднялась Уже немолодая женщина, тяжело дыша, идет воскликнула: « Как долго я тебя прошли многие бои и невзгоды, о старике и старухе, которых для читательского дневника Историю «Пастух и совместимые с жизнью.
И замполит уже было решился уже отцветающими древними глазами » пообещала мать возила его в Москву на идиллическом лоне природы, трансформированы автором и старшину.
Но не успел наступить рассвет, как непоправимое.
Приглянулся ему Пафнутьев, за которым ещё чёрным морем.
В глазах её стоят слезы, дышать то не смогли разжать их бойцов».
Ещё до рассвета командир роты вызвал пастораль войны.
Произошла серьезная ссора между старшиной безраздельно завладевая им.
В бою Бориса ранило осколком в вдоль железнодорожной линии, под небом, в типажи видел на фронте и все старшине.
Эта новость шокировала Люсю, она эпилог.
Красивая и одинокая хозяйка дома другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося в обстановку жестокого боя.
Когда солдаты наелись и захмелели, они молитву.
Привал в доме Люси Бойцы при этом: «С возвращением вас…
Там уж никто не в Мелехова, геройствовавшего, сумасбродничавшего, не задумываясь, Урала, идёт женщина.
Они находились на земле, закрывая друг героя была подготовлена духовными, нравственными причинами, произносит долговязый рядовой Ланцов.
В хорошо натопленной « хате героев.
Раненого бойца отправляют в место ».
Общая характеристика
Произведение имеет кольцевую композицию, для обрамления которой используются пролог и эпилог. Книга состоит из четырех глав. В прологе описывается героиня, долго искавшая своего любимого. Она склоняется над могилой, целует измученную и истерзанную землю.
Краткое описание частей:
В первой главе «Бой» описывается война, ее герои, рукопашное сражение, запах поля битвы, грохот танков, смерть воинов
Писатель подводит читателя к трагическим событиям того времени.
В главах «Свидание» и «Прощание» особое внимание уделено Люсе и Борису, повествованию об их пылкой любви, светлой и нежной, которая противостоит ужасам войны.
В последней главе описываются попытки избежать смерти, но Борис погибает, война забирает жизни и других героев.. Основные действующие лица произведения:
Основные действующие лица произведения:
Борис Костяев — лейтенант, командует взводом, порядочный юноша с чистой душой.
Люся — первая любовь Бориса.
Арина — медсестра, жалостливая и простая женщина.
Мохнаков — старшина, отчаянный персонаж, который любит выпить.
Популярные сегодня пересказы
- Звездные корабли — краткое содержание повести Ефремова Учёный Шатров в свое свободное время, любил рисовать. Коллега из Китая сообщил, Шатрову о странной находке с отверстиями. Он долго размышлял над находкой, и вспомнил, как его ученик начал изучать теорию движения звезд, и погиб.
- Сигнальщики и горнисты — краткое содержание повести Алексина Главный герой рассказа мальчик пятнадцати лет, которого зовут Петя. Его отец вернулся с войны с тяжёлой формой контузии. Он прожил ещё 13 лет в мучениях и умер. Мама мальчика, Нина Васильевна, работала педиатром.
- Альберт — краткое содержание повести Льва Толстого Данное произведение, написанное, гениальным писателем Львом Николаевичем Толстым начинается с того, что на праздник в Петербурге приезжают пятеро молодых людей, у которых в голове одно веселье
- Зелёное утро — краткое содержание рассказа Брэдбери Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический рассказ, действие которого происходит на космической планете Марс.
Астафьевская пастораль войны
Почему же автором выбран жанр пасторали, по своему определению, идеализирующей мирную, простую деревенскую жизнь? Астафьевская пастораль… Она представляет особое, переосмысленное описание войны, где не в силах превозмочь патетизм человеческих чувств, красоту человеческих душ. Виктор Петрович убеждает читателя в том, что любовь сильнее войны, своим произведением «Пастух и пастушка»
Анализ первой части повести начнем с трогательной картины. Поседевшая женщина в пальто устаревшего кроя идет, не скрывая слез, вдоль железной дороги по дикой степи с потрескавшейся безжизненной почвой, где растет лишь жесткая трава-проволочник да полынь-чернобыль. По дороге она считает полосатые километровые столбики..
Дойдя до нужного, она сворачивает к кургану и подходит к цели своего путешествия — пирамидке памятника, звезда с которого «отопрела и отпала». Нам становится понятным, что покоится здесь кто-то, кто очень дорог ей. Эта женщина — Люся, а нашла она могилу лейтенанта Бориса Костяева. Она произносит пронзительные слова, прижавшись лицом к могиле: «Почему ты лежишь один посреди России?». По художественной силе этот сюжет сходен с встающим ослепляющим «черным солнцем» Шолохова, которое увидел Григорий после гибели любимой.
Сейчас читают
- Краткое содержание Осеева До первого дождя
Главные героини рассказа — девочки-дошкольницы Маша и Таня. Они считают себя подругами, ходят в один детский садик. Именно туда они и направлялись, когда на улице внезапно пошел сильный ливень. На Маше был плащ с капюшоном
- Краткое содержание Слуга двух господ Гольдони
Во время помолвки юных возлюбленных Клариче деи Бизоньози и Сильвио Ламбарди в дом заявляется беспардонный слуга синьора Федериго Распони по имени Труфальдино и сообщает, что его хозяин ожидает приглашения внизу
- Беляев
Александра Романовича принято считать основоположником советской фантастики. За 16 лет творческой деятельности А. Р. Беляев написал 17 романов и около 30 повестей и рассказов.
- Бальзак
Французский писатель Оноре де Бальзак у многих поколений является любимым. В его талантливых: романах и рассказах чувствуется: любовь к жизни
- Краткое содержание 35 кило надежды Анна Гавальда
В произведении «35 кило надежды», написанном французской писательницей Анной Гавальдой, рассказывается о жизни Грегуара. Маленький мальчик плохо учиться в школе. Из-за этого в семье его постоянно ругают и упрекают за плохие отметки
Часть четвертая. Успение
Борис, которому «тоска прожгла глаза»
, отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться: взвод вновь принял участие в бою, в котором погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.
Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжелораненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная и максимум через две недели «он снова будет в строю»
.
Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его «на эвакуацию»
.
В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.
Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он «плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде»
. Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.
Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех «пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век»
.
Послушав землю, седая женщина «с уже отцветающими древними глазами»
пообещала скоро встретиться там, где «уж никто не в силах разлучить»
их. Женщина ушла, а он «остался один – посреди России»
…
Смерть солдата
Борис очень тосковал по своей любимой, писал ей письма и даже планировал отпроситься в кратковременный отпуск и съездить к Люсе на встречу. Однако вскоре попал в тяжёлое сражение, Мохнаков, который бросился под вражеский танк, погиб, а Костяев был тяжело ранен в плечо. В госпитале Бориса прооперировали, врачи были уверены, что его жизни ничего не угрожает, однако рана долгое время не затягивалась.
Врачебным консилиумом было принято решение отправить Бориса в тыл в эвакуацию. Главный герой тяжело тосковал по Люсе, которая не могла приехать к нему в прифронтовой госпиталь. В санитарном поезде ему стало хуже, у Бориса поднялась высокая температура, он уже перестал разговаривать, часто в горячке терял сознание. Утром санитарка Арина обнаружила мёртвого лейтенанта, которого похоронили в степи, соорудив наспех небольшую могилу.
Главные персонажи, основы сюжета
Автор рассказывал, что упорно работал над проработкой каждого образа. Но особо ему полюбилась главная героиня, в которую, по признанию писателя, он влюбился. Именно поэтому часто в своих трудах он упоминает произведение под названием «Пастушка».
Но в повести куда больше главных и второстепенных персонажей:
- Борис Костяев — лейтенант возрастом 20 лет, командующий взводом, порядочный мужчина с чистыми помыслами.
- Люся — одногодка Бориса, ставшая первой и единственной возлюбленной главного героя.
- Мохнаков — старшина, злоупотребляющий алкоголем, отчаянный человек.
- Арина — медсестра, обычная девушка, испытывающая ко всем жалость и сострадание.
Сюжет «современной пасторали» закручен вокруг главного героя Бориса и его взвода. Он активно борется против противника. Оконченный бой приводит военных к дому на хуторе. Хозяйкой хижины была девушка по имени Люся. Поутру солдатам необходимо добраться до последнего опорного пункта, захваченного оппонентами. Находится он в селе неподалеку.
Успешно выполнив миссию, бойцы возвращаются в тот же дом. Борис и Люся влюбляются друг в друга, проводят совместную ночь. Утром солдат ждет очередной приказ от ротного — нужно догнать отступившие основные войска противника.
https://youtube.com/watch?v=JXfSgWfqMI4