Кратчайшее содержание книги «Прощание с Матёрой» для читательского дневника (В. Распутин) | Литерагуру
Впервые произведение «Прощание с Матерой» издали в 1976 году. Основные события происходят в деревне Матера, построенной на острове.
Сюжет таков: поселение придется затопить, а жителей переселить из-за дальнейшего строительства Братской ГЭС. Но не все граждане собираются покидать свои дома, они умирают вместе с родным краем.
Остальные подробности команда «Литерагуру» втиснула в очень краткое содержание для читательского дневника. Отзыв в конце статьи.
(400 слов) Пришла последняя весна для Матеры (деревни посреди реки Ангара в Иркутской области), построенной триста лет назад. Чуть ниже села занялись строительством электростанции. Из-за этого вода скоро поднимется и затопит дома. После лета все должны покинуть эту местность.
Пинигина Дарья Васильевна (70 лет), коренной житель Матеры, часто сидела с подругами, Настей и Симой, попивая чай из самовара. Настасья жила с мужем, а детей она давно лишилась. В городе им выделили квартиру, но пожилые люди медлили с переездом. У Симы здесь был только внук, а сама она переехала сюда недавно.
Богодул, приблудший дед, пришел к Дарье. Он сообщил, что санитарная бригада начала уборку с кладбища: избавлялись от могильных крестов и оградок. В дальнейшем все это сжигалось. Старухи увидели в действиях уборщиков оскорбление, выгнали рабочих и решили вернуть все на место.
Дарья была категорична, ей не хотелось уезжать. Идя по деревне, героиня погрузилась в воспоминания о прошлом. Позже вернулся второй сын Дарьи, Павел (50 лет). Первого убили на войне, а третий умер при несчастном случае во время валки леса. Старушка не представляла жизнь в городе, куда сын уже перевез семью.
Наступило время уезжать Настасье с мужем. Старички собирались медленно, потому что не было особого желания покидать родные места. Ночью произошел пожар в доме, где жила Екатерина. Его подстроил ее сын, Петруха, ради того, чтобы скорее получить денежную компенсацию. После поджога он пропадает.
Начался сенокос. Вскоре вернулся Петруха и отдал матери деньги за сожженную избу. Дарью навестил внук Андрей, работающий на заводе, но уволившийся. Он тоже одобряет проект водохранилища. Герой за компанию с Петрухой собрался на масштабную стройку.
Постепенно люди принялись эвакуировать домашний скот и стали уезжать. Они пробуют спились самое большое дерево в селе, но ничего не выходит: «царский листвень» остается на месте.
Петруха занялся поджогами домов за денежную плату. Павел, вывозя корову, предложил матери отправиться в поселок. Но она ответила отказом.
Пожилая женщина пошла к могилам и попросила прощения у усопших родственников за то, что их тревожат.
Вскоре должны были сжигать жилище Дарьи, а она, зная об этом, белила дом. Настасья вернулась на Матеру, чтобы сообщить о смерти мужа от тоски по селу. Когда все избы были сожжены, старухи нашли барак Богодула. Узнав об этом, за ними срочно отправили Павла и Петруху. На этом сюжет обрывается.
Краткий отзыв: В повести Распутин противопоставляет два поколения: старое и новое. Поколение отцов не готово покинуть деревню, оно продолжает придерживаться традиций прошлого: где родился, там и обрету последний приют. А молодежь готова избавляться от деревни ради лучшей жизни в новых условиях.
Разрешить конфликт мирно не получится, ибо третьего не дано. Старики уже не приспособятся к переменам, их тянет к себе родная земля, где захоронены их родные и близкие.
Зачем строить дом, если его могут завтра же затопить, а тебя выселят в новое место без каких-либо достойных компенсаций? Вывод один: не нужно ничего делать, ни к чему стремиться, ведь все равно твое достижение отнимут и растопчут.
Это бесправие превратит даже самый трудолюбивый и активный народ в толпу зевак, алкоголиков и тунеядцев. Отказ покидать дома – это одиночный пикет жителей против произвола властей, это последний жест отчаяния и безнадежности. Таково и впечатление от прочтения. Но мне книга понравилась, благодаря искренности и прямоте автора, а также из-за напряжения, которое не отпускает до последней страницы.
Вера Куруч
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Цитаты
«— Дaдут! — соглaсилaсь онa. — Если просить, клaняться — дaдут. Те дaдут, кому нечего дaвaть. Из последнего. Ну, нaсобирaю я по-плaстунски, может, сто тысяч. А мне нaдо сто рaз по сто. Нет, не выговорится у меня языком — приходить и просить. А чем ещё просить — не знaю.» |
«Ты думаешь, что я неродная, а я родная… хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!..» |
«Мужики пошли как танки – для выполнения боевого задания. Без мозгов. Кто заплатит, тот и стреляет из такого мужика.» |
«Не бездыхaнно лежaлa Аксинья Егоровнa перед Тaнькой, a стоялa, кaк и онa, в рaме выходной двери, обернувшись всем телом для прощaния. Сколько потом придётся пытaть себя — всю жизнь! — чтобы понять то обосветное, что говорилось ею.» |
«— Сильных убивaют, сильные спивaются… Кто же остaнется, Стaс Николaевич?» |
«— Я тебе скaжу, чем они нaс взяли, — не отвечaя, взялся он рaссуждaть. — Подлостью, бесстыдством, кaинством.» |
Сюжет
Действие рассказа происходит в девяностые годы в сибирском городе, некогда представлявшем собой «великую стройку коммунизма», а ныне являющему признаки заброшенности и постсоветской деградации. У немолодой женщины Пашуты умирает мать, Аксинья Егоровна, которую она на зиму привезла из деревни к себе в городскую квартиру.
Пашута прошла трудный жизненный путь. Дважды выходила замуж, в первом браке сделала аборт, в результате чего не могла иметь детей. Во втором браке в семью была взята четырёхлетняя приёмная дочь, с мужем отношения были сложными и, в итоге, он ушёл из семьи. Имя, которым звали героиню, менялось со временем: в молодости — Пашенька, в годы замужества — Паша, с возрастом закрепилось Пашута. Всю жизнь героиня рассказа работала в столовой: став в 20 лет заведующей, после наступления пенсионного возраста работала посудомойкой, а месяц назад её рассчитали.
Вечером, нарочито грубо отослав на сутки гостящую у неё пятнадцатилетнюю внучку Таню к подруге, Пашута начинает размышлять, как быть дальше. Она сама омывает тело матери и одевает в чистые прощальные одежды. У Пашуты нет денег на похороны и другие ритуальные услуги. Кроме того, мать была зарегистрирована (прописана) в деревне, поэтому на городском кладбище её похоронить невозможно.
Рано утром женщина встаёт и едет к единственному человеку, которому может довериться — Стасу, Стасу Николаевичу, как она его называет, инженеру, поднимавшему аллюминиевый завод, год как ушедшему на пенсию и подрабатывающему столяром. Со Стасом, человеком, как и Пашута, сложной судьбы, её некогда связывали близкие отношения.
Приехав к Стасу, она сообщает ему о своём решении похоронить мать самостоятельно, не получая свидетельства о смерти, и просит его сделать гроб. Впервые после смерти матери Пашута даёт волю слезам. Поражённый, Стас пытается отговорить её, но, встретив непреклонность, в конечном счёте соглашается помочь.
Возвращаясь домой, Пашута встречает рядом с домом Таню, которая ослушалась бабушку и вернулась утром. Пашута решает посвятить девочку в свои планы: «С этого момента придётся тебе стать совсем взрослой». Женщина пускает Таню простится с усопшей. Девочка, простившись, спрашивает у Пашуты, верила ли её мать в Бога? Затем рассказывает, что по просьбе Аксиньи Егоровны купила ей маленькую икону Богородицы. Икона стоит на этажерке, но Пашута её никогда не замечала. Из разговора Пашуты с Таней становится понятно, как горячо девочка любит свою, по крови не родную, бабушку.
Ближе к вечеру от Стаса Николаевича к Пашуте приезжает молодой человек Серёга, вместе с которым на его машине они отправляются искать место для могилы. В сосновом лесу, расположенном за пустырём неподалёку от микрорайона, где живёт Пашута, они находят поляну, где и решают похоронить Аксинью Егоровну. Отметив место, Серёга частично выкапывает могилу, после чего, уже в темноте, завозит Пашуту домой, а сам едет к Стасу.
Под утро возвращается Серёга вместе со Стасом: они привезли, обернув в мешковину, гроб. Пашута достаёт купленный на взятые в долг деньги красный материал и, с помощью Стаса, выстилает им гроб, затем они опускают в него Аксинью Егоровну. Под руки матери Пашута кладёт купленную Татьяной икону.
Таня, которую хотят оставить в квартире, со слезами просит взять её с собой, и Стас соглашается. Вчетвером они едут хоронить Аксинью Егоровну. На месте мужчины углубляют и удлиняют могилу. Пашута и Таня прощаются с усопшей, и тело предают земле. Начинает густо идти снег.
Лишь весной Пашута добирается до места захоронения, где с удивлением обнаруживает рядом с могилой матери ещё два холмика. Приехав к Стасу Николаевичу, женщина рассказывает ему о новых могилах. Стас сообщает ей, что в одной из них похоронен Серёга, о другой ничего не знает, и что и сам «себя заказал туда же». Серёга, как теперь узнаёт Пашута, работал «в органах», был внедрён в банду, сдан своими же и убит сразу после Нового года.
Возвращаясь от Стаса, Пашута, вероятно, впервые в жизни заходит в храм. Неумело просит для себя свечей, возжигает их и ставит «две на помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса».
Оценки и мнения
- Александр Солженицын в слове при вручении Солженицынской премии В. Г. Распутину в 2000 году высоко оценил рассказ.
- Писатель и публицист из Братска (именно этот город описан в произведении) Владимир Монахов отмечает, что рассказ «был плохо и даже с местечковым раздражением принят» тамошними читателями по причине его якобы «неправдивости». В действительности, как указывает В. Монахов, в реальной братской жизни происходили и гораздо более страшные события.
- Автор биографии В. Г. Распутина, изданной в серии ЖЗЛ (, ), Андрей Румянцев отмечает, что «В ту же землю…» и ряд других произведений писателя 90-х годов — «рассказы особенной эмоциональной, напитанной болью силы». Рассказ дал название изданному в 1997 году сборнику, включившему в себя, в основном, постсоветские произведения Распутина. По мнению А. Г. Румянцева, этот сборник — «набатная книга», «которую по художественной силе, высокой скорби и любви к разорённому отечеству и сравнить в современной русской литературе не с чем».