Краткое содержание комедии «тартюф, или обманщик»

«тартюф» краткое содержание пьесы мольера – читать пересказ онлайн

Жанр, направление и композиция

Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.

Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.

По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.

Действие четвертое

Явление первое

Клеант пытается пристыдить обманщика за желание присвоить чужие имения. Но тот отвечает, что распорядиться ими лучше, чем другие люди – грешники. После святоша прерывает разговор, уходит молиться.

Явление пятое

Святоша готов поверить женщине, но требует доказательства – ночь любви. Эльмира высказывает опасения: измена мужу – смертный грех. Но Тартюф ее успокаивает и обещает уладить ситуацию. Он поясняет: если о грехах человека никому неизвестно, значит, их нет.

В беседе святоша насмехается над Оргоном. Он добавляет, что глава семейства в любом случае поверит ему, а не кому-то другому. Женщина постоянно покашливает и стучит по столу, чтобы ее муж точно слышал важные слова. Она отправляет Тартюфа за дверь проверить, нет ли там супруга.

Читательский дневник по комедии «Тартюф» Мольера

Сюжет

Оргон и его матушка Пернель без ума от фальшивого благочестия мошенника Тартюфа. Он живет в доме на правах советника главы семьи. Все прочие домочадцы (в том числе, служанка Дорина) видят его лицемерие. Они начинают действовать, когда Оргон предлагает руку своей дочери Марианы этому бродяге.

Оргон не слушает никого, лишает наследства сына Дамиса, переписывает дом на Тартюфа, дает ему на сохранение опасные бумаги друга, который был в числе заговорщиков против власти короля.

Сам же Тартюф домогается любви Эльмиры, жены Оргона. Только по этой причине его удается разоблачить. Тартюф пускает бумаги в ход. Теперь в его руках не только жилище, но и жизнь бывшего благодетеля. Однако король в знак былой дружбы прощает Оргона, возвращает ему права на имение, а известного мошенника Тартюфа сажает под арест. На радостях Оргон спешит устроить свадьбу дочери с ее настоящим женихом Валером.

Отзыв

Зарисовка из жизни французских дворян того времени. Тема противостояния короля и аристократов, истинного и ложного благочестия. Актуальная во все времена тема беззащитности перед нахальством и лицемерием, обманутого доверия. Картины семейной жизни, препятствий на пути настоящей любви. Конфликт поколений. Гимн великодушию короля. Чудесное спасение в последний момент. Необходимость искренности в человеческих отношениях. За счастье нужно бороться.

История создания произведения

Пьеса «Тартюф» была написана и впервые поставлена в 1664 году в Версале. Она значительно отличалась от той, которую имеет возможность прочесть современный читатель: в ней было всего 3 действия, а Тартюф был облачен в рясу священнослужителя.

Мольеру пришлось впоследствии перерабатывать сюжет в связи с тем, что королевский двор не без основания увидел в «Тартюфе» насмешку над «Обществом святых даров», члены которого втирались в доверие к приближенным короля и имели над ними неограниченную власть. Публика столь явственно видела в пьесе злую сатиру, что постановку пришлось вовсе запретить во избежание скандалов и роста напряжения в обществе.

Позже комедию разрешили к показу, но Мольер несколько изменил сюжет, а Тартюфа превратил в светское лицо, обнищавшего дворянина, не имевшего духовного сана, просто из корыстных побуждений подвизавшегося вблизи церкви.

По сей день комедия актуальна, хотя и утратила черты политической сатиры. Подобные характеры встречаются всегда, в том числе и в наше время.

Структура пьесы и оригинального спектакля

До современной публики комедия «Тартюф, или Обманщик» дошла лишь в третьем издании, напечатанном через пять лет после первой постановки. Оригинальный спектакль состоял из трех актов, в то время как современная версия комедии насчитывает пять действий с разным количеством сцен.

Впервые комедия была поставлена в 1664 году в Версальском дворце и сразу после этого была запрещена к показу. В 1667 году Мольер переписал пьесу «Тартюф»; спектакль был поставлен в Пале-Рояль, но, несмотря на переработанные сцены, постановку снова запретили. После потери влияния Парижского архиепископа пьеса стала ставиться во французских театрах регулярно.

Последнее издание претерпело крупные изменения, многие критики считают, что Мольер дописал некоторые сцены, включая чудесное вмешательство справедливого короля. Считается, что эта сцена написана в благодарность Луи XIV за постоянную поддержку, оказанную Мольеру во время нападок на комедию «Тартюф». Спектакль пользовался огромной популярностью, начиная с середины XVII века и по сей день.

Комедии Мольера

В своих произведениях Мольер соединил классическую литературу с реализмом и фактически дал начало неоклассицизму. Его пьесы не имеют ничего общего с романтическими комедиями Шекспира и являют собой совершенно новый для своего времени жанр. Его бытовые зарисовки и литературные герои реальны и являются частью знакомой автору и зрителю жизни.

Мольер экспериментировал с формой, структурой и постановкой своих комедий. Например, «Мещанин во дворянстве» написан прозой, имеет четкую структуру и некоторые особенности оригинальной постановки, будучи комедией-балетом. Комедия «Тартюф, или Обманщик» написана в стихотворной форме, схожей с песенной. Пьеса разделена на куплеты, написанные двенадцатисложным размером, который называется александрийским стихом.

«Тартюф»: анализ пьесы

Данное произведение является одним из «взрослых» творений автора. Комедия Мольера «Тартюф» — это яркий пример постепенного отхода от формы французского фарса, в которой он писал раньше. В пьесе затрагиваются темы противостояния правды и лжи. Автор показывает, насколько пагубным может быть влияние людей, для которых обман является профессией.

Как доказывает предложенное выше краткое содержание, Тартюф — обманщик, и не самый лучший. Как бы ни притворялся жулик, а его истинное лицо рано или поздно открывается. Злоба, зависть и желание разбогатеть управляют Тартюфом, и он готов лишить своего бывшего благодетеля не только богатства, но и свободы, а может, и жизни.

Социальная критика и сатира в этой комедии имеют более индивидуальную направленность, ведь Тартюф не является представителем определенного класса и влияние его ограничивается лишь индивидуальными способностями к манипулированию. Этим и страшен такой тип людей, как Тартюф: они способны извратить даже такие возвышенные чувства, как благочестие и вера.

Действие четвертое

Клеант взывает к совести Тартюфа. Если он действительно христианин, то должен помирить отца и сына. И не брать из рук Оргона щедрый подарок – «именье». Более того, раз раздор зашел так далеко, то «праведнику» лучше приискать себе другой дом. Тартюф парирует все его выпады. Зла на Дамиса он не держит, но вмешиваться в ссору не станет. Подарок примет обязательно, чтобы раздать все бедным. Да и из дома он уйти не в силах, раз хозяин удерживает его. Клеант поражен такой наглостью.

Дорина сплачивает своих сообщников на очередную битву за правду. Мариана встает на колени перед отцом. Пусть ее доля наследства отойдет Тартюфу, только бы отменить постылую свадьбу. Оргон неумолим: этот брак пойдет на пользу ее душе. Клеант тоже терпит пораженье: Оргон не желает его слушать. Тогда вступает в разговор Эльмира. Она говорит мужу, что Дамис не лгал, Тартюф и впрямь признавался ей в любви. Эльмира обещает доказать, что это правда.

Оргон нехотя лезет под стол, чтобы подслушать объяснение Тартюфа и своей жены. Осмелевший притворщик упивается любовным признанием Эльмиры. Он хочет доказательств: поцелуя и тайной встречи. Эльмира напоминает о муже, Тартюф беспечно замечает: «Я приучил его своим глазам не верить». Она отсылает его поглядеть – нет ли кого поблизости. И в тот момент из-под стола вылезает смущенный Оргон: «Я прямо как убитый». Теперь Тартюф для него «мерзавец».

Святоша возвращается и, раскрыв объятья, попадает в руки Оргона. Взбешенный муж велит ему проваливать. Тартюф напоминает: по дарственной он – владелец дома.

Действие третье

Дамис рвет и мечет: он хочет проучить святошу. Дорина предлагает действовать хитрее, без скандала. Для этой роли подойдет Эльмира, жена Оргона. Святоша к ней неравнодушен.

Между тем, сам виновник переполоха, Тартюф, сталкивается с Дориной. Та уходит, подсылая к нему Эльмиру. Он расспрашивает о ее здоровье, потом, осмелев, кладет ей руку на коленку. И признается ей, что он – «не ангел бестелесный», в его груди кипят чувства. Но вовсе не к Мариане, а к ней, Эльмире. Она стыдит его, но обещает молчать. Впрочем, есть одно условие: Тартюф откажется от брака с Марианой.

В комнату врывается Дамис. Он подслушал весь разговор. Молодой человек хочет отомстить обманщику, влюбленному в чужую жену. Эльмира тщетно уговаривает его не поднимать шумиху. В этот момент среди них появляется Оргон. Дамис разоблачает врага перед отцом. Тартюф склоняет голову перед обвинением, объявляет себя великим грешником. Оргон готов избить сына, оклеветавшего «святого». Тартюф на коленях просит пощадить Дамиса. Оргон, видя такое смирение, проклинает сына, лишает наследства и гонит прочь из дома.

Тартюф делает вид, что готов покинуть семью Оргона. Тот умоляет «праведника» остаться. Тогда мошенник обещает, на всякий случай, избегать Эльмиру. Но Оргон требует, чтоб их душеполезные встречи продолжались, назло всем врагам.

Пересказ комедии

В дом Оргона поселяется юноша, чьи речи кажутся праведны и религиозны, а сам он представляется скромным, набожным и бескорыстным. Хозяин дома и его мать сразу полюбили Тартюфа, но его жена Эльмира, ее брат Клеант и дети Оргон Дамис и Мариана уверены, что святоша — лицемер и лжец. Домочадцы пытаются убедить главу семьи, что юноша — мошенник, и его речи не имеют ничего святого, на что Оргон попросту отмахивается, продолжая мило беседовать с набожным человеком.

Тартюф же ничем не обеспокоен, кроме сытного ужина и привлекательной Эльмиры, которую хочет заполучить. В это же время Мольер раскрывает отношения Марианы с юношем Валером, а его сестры — с Дамисом. Последний просит Клеанта разузнать у Оргона планы насчет его дочери, ведь от этого зависит и его свадьба, на что получает довольно уклончивый ответ. Мужчина подозревает что-то неладное.

Помолвка по принуждению

Оргон освещает свое желание породниться с Тартюфом, что можно сделать с помощью брака юноши и Марианы. Девушка шокирована, но не может перечить своему отцу из-за уважения к нему. Служанка пытается уговорить ее отказать в помолвке, рассказывая, как же плоха будет жизнь с этим подлым и лицемерным лжецом. Но на вопрос Валера о том, как же поступит Мариана: откажет или согласится выйти замуж за Тартюфа, девушка не может ответить ничего вразумительного.

Влияние Тартюфа

Дамис узнает о скорой помолвке своей сестры и решается силой отговорить Тартюфа, но Дорина останавливает его, рассказывая, как хочет вывести героя на чистую воду. Служанка давно заметила, что святоша неровно дышит к Эмилии, и собирается устроить им двоим встречу наедине, прося девушку встретиться со святошей, дабы узнать, что он думает по поводу брака. Подготавливая комнату для Тартюфа и Эмилии, служанка просит Дамиса спрятаться в шкафу комнаты.

При встрече Тартюф, увидя Эмилию, сразу признается в симпатии к ней и предлагает разделить с ним ложе. Женщина отказывает, аргументируя греховностью таких мыслей и действий, но это не останавливает юношу, который ранее казался скромным и набожным. Тогда Эмилия спрашивает о том, какая реакция у Оргона будет на такое поведение Тартюфа.

Святоша боится и умоляет не рассказывать об этой встречи ее мужу, на что хитрая женщина предлагает юноше сделку: она ничего не говорит об этой встрече своему мужу, а тот не женится на ее дочери. И вроде бы Тартюф соглашается, но все портит сын женщины. Разозленный речами юноши Дамис несется прямиком к своему отцу и рассказывает все, что произошло.

Разоблачение лжеца

Глава семьи возвращается с уже оформленной дарственной и известием, что свадьба Марианы и Тартюфа вот-вот наступит. Девушка умоляет отца отменить свадьбу и говорит, что такой брак — грех, так как она не любит избранника, на что Оргон говорит, что союз божественен, потому что «отвращение умерщвляет плоть». Мариана даже готова отдать все приданое и уйти в монастырь, но отец, у которого вся голова заполнена якобы праведными речами Тартюфа, ничего не желает слышать.

Эмилия решает показать своему мужу нечестивость святоши, устраивая встречу с ним. Оргон, будучи под столом, слышит весь разговор его жены и юноши, который предлагает отказаться от свадьбы с Марианой взамен на ночь с Эмилией. Он также говорит, что Оргон настолько глуп, что не поверит в измену, даже если увидит ее своими глазами. Мужчина, которому эти речи открыли глаза на правду, выскакивает из-под стола и требует, чтобы Тартюф убрался из его дома. Но Оргона ждет неприятная реальность: дом, по дарственной, теперь Тартюфа, как и сейф с ценными бумагами.

Торжество справедливости

Вся семья в раздумьях, что же делать дальше, входит нотариус с приказом освободить дом. Дамис преисполнен желанием убить Тартюфа, Клеонт остужает пыл юноши, говоря, что хитрость всегда рациональнее кулаков. Еще больший удар нанес Валер, рассказывая, что Тартюф обвинил Оргона в предательстве, у главы семьи появляется идея бежать из города. Тот час же в дом входит лицемерный святоша с приставами и объявляет, что путь Оргона лежит прямо в тюрьму.

Но все оказывается ровно наоборот: приставы берут под стражу Тартюфа. Офицеры объясняют семье, что король с самого начала не поверил святоше, узнав в нем старого мошенника, на чьем счету не одно преступление и отправил его, чтобы посмотреть, как он превращает свой план в реальность до конца. Правитель аннулировал все дарственные и простил Оргону сокрытие тех документов, что лежали в сейфе, в благодарность на добросовестную службу.

Действие III

Дамис хочет вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его не вмешиваться. Она считает, что Эльмира, в которую влюблён святоша, скорее сможет добиться своего.

Тартюф при встрече с Дориной начинает лицемерить. Он даёт горничной платок и просит прикрыть грудь. Их разговор прерывается приходом Эльмиры.

Разговаривая с Эльмирой, Тартюф сильно сжимает её руку, гладит бархат платья, старается сесть поближе. Дамис подслушивает разговор из соседней комнаты. Эльмира спрашивает Тартюфа, хочет ли он женится на Мариане. Святоша признаётся, что его манят совсем иные прелести. Эльмира отказывает ему в любви и обещает ничего не рассказывать мужу взамен на содействие Тартюфа в устройстве брака Марианы и Валера. Вышедший из комнаты Дамис говорит, что сам всё расскажет отцу.

Оргон не верит словам сына. Слушая, как Тартюф поносит себя, он думает, что тот делает это по своему смирению. Оргон обвиняет всю семью в навете на «святого», лишает Дамиса наследства и выгоняет из дома.

Не желая, чтобы Тартюф уходил, Оргон обещает ему дарственную на все именья.

Характеристика персонажей

Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени

Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.

Образ Тартюфа

Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:

  • маска святости и благочестия;
  • лицемерие, готовность обманывать даже добрых к нему людей;
  • жадность и корыстность;
  • самоуверенность, гордыня и отсутствие любого страха перед наказанием со стороны людей и богов;
  • манипулятивность и понимание психологии — однажды заманив человека в ловушку, Тартюф будет использовать любые уловки для его удержания;
  • гневность, отсутствие самоконтроля — герой часто совершает ошибки в своих планах и играет роль святоши плохо, но это не мешает ему обманывать Оргона и его мать;
  • любовь к праздным удовольствием — обжорство, жадность, похотливость.

Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.

Другие герои

Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:

  • Оргон — немолодой мужчина, прямолинейный и упрямый. Несмотря на волевой и неглупый характер, восхищается Тартюфом и беспрекословно верит ему. Причины его преданности святоше остаются неясными — это может быть эгоизм и желание продать себя подороже, тайное желание терроризировать домочадцев или банальное воспитание в строгих религиозных условиях. Его образ служит оттенением Тартюфа, отрицательные черты которого видны на фоне Оргона наиболее явно.
  • Мариана — дочь Оргона. Скромная, тихая и стыдливая девушка. Осознаёт лживую натуру святоши, но не в силах ей противостоять из-за робкого характера.
  • Валер — жених Марианы. Отказывается участвовать в раскрытии лжи Тартюфа, поскольку таким образом он бы влез в дела другой семьи.
  • Дорина — горничная Марианы. Остроумная и острая на язык девушка, выступающая «голосом разума» на протяжении пьесы. Проницательная, хорошо разбирается в людях. Сразу замечает двуличность ханжи и противостоит ему на протяжении всех пяти актов — как словами, так и делами. Её роль — высказывать вслух смелые мысли, о которых остальные молчат.
  • Дамис — сын Оргона. Вспыльчивый, горячий юноша. Решительно настроен против Тартюфа, но не может воззвать к голосу разума отца.
  • Эльмира — жена Оргона. Кажется легкомысленной и привыкшей к роскоши, но соблюдает меру. Держится отстранённо и со спокойным достоинством, пытаясь не вмешивается в дела, но затем помогает прекратить интриги Тартюфа, когда тот начинает угрожать её семье.
  • Клеант — брат Эльмиры, дворянин. По большей части выступает пассивным наблюдателем — он честен и правдолюбив, но готов терпеть наглого святошу и идти с ним на компромиссы ради защиты семьи. Пытается воззвать к рассудку Оргона и совести Тартюфа, но ему недостаёт активности и дара убеждения.

Акт первый

В доме благородного господина Оргона поселился некий Тартюф — человек, чьи речи необычайно религиозны и наполнены такой праведностью, что Оргон и его мать уверены: Тартюф — самый достойный из людей, и им выпала честь принимать его в своем доме.

Сам праведник, удобно устроившись под теплой крышей, с достойным содержанием, думает не столько о воле небес, сколько об ужине и красавице Эльмире — жене Оргона.

Остальные домочадцы, включая саму Эльмиру, ее брата Клеанта и детей Оргона Мариану и Дамиса, видят лжеца насквозь и пытаются показать Оргону, насколько слепо и безосновательно он верит совсем чужому человеку.

Дамис просит Клеанта разузнать у отца его планы относительно брака Марианы и Валера, ведь если Оргон заберет данное благословение, то Дамис не сможет стать женихом сестры Валера. Клеант прямо спрашивает хозяина дома, как он намерен распорядиться рукой дочери, на что Оргон дает лишь уклончивые ответы. Клеант подозревает неладное.

Очень краткий пересказ комедии «Тартюф»

В доме дворянина Оргона довольно напряженная атмосфера: глава семейства пригласил к себе жить святошу Тартюфа, сумевшего втереться к нему в доверие. Но лишь господин Оргон и его мать госпожа Пернель искренне верят Тартюфу, все остальные члены семьи «раскусили» лицемера, желающего использовать Оргона для собственного обогащения, и пытаются открыть главе семьи глаза на происходящее. Тот упорно сопротивляется.

Когда дело доходит до того, что Оргон решает насильно выдать дочь Мариану замуж за Тартюфа и отписать последнему все свое имущество, супруге Оргона Эльмире приходит в голову гениальная мысль, как поставить наглого гостя на место. Используя страстное влечение Тартюфа к себе, госпожа Эльмира доказывает мужу, что Тартюф далеко не святой и безгрешный человек, которым прикидывался.

Оргон видит, что Тартюф готов вступить в беззаконную связь с Эльмирой. Это наконец приводит хозяина дома в чувство. Действуя отныне заодно с семьей, Оргон прогоняет нахала. На помощь ему приходит сам король, пославший приказ арестовать Тартюфа. Жизнь в доме входит в прежнюю спокойную колею. Мариана, избавленная от ужасного брака с Тартюфом, выходит замуж за любимого Валера.

Критика пьесы

Сразу после первого представления на Мольера обрушился шквал критики со стороны французской католической церкви. Автора обвиняли в насмехательстве над религией и верующими людьми. Моралисты и церковные служители в один голос твердили, что сатира и высмеивание набожности в комедии способствуют разложению общественной морали.

Церковь, знаменитая своей жесткой цензурой всего, что хоть косвенно касается религии, приняла в штыки комедию «Тартюф». Отзывы короля, насколько положительными они ни были, не смогли повлиять на реакцию архиепископа Парижского. Неприятие пьесы было настолько сильным, что под влиянием епископа король вынужден был запретить публичный показ постановок комедии. В письме Луи XIV ясно дал понять, что ему лично пьеса понравилась, именно поэтому были разрешены частные представления.

Однако целью Мольера было не высмеивание религии и набожности, а скорее двуличия и глупости, описанной в комедии «Тартюф»

Автор лично уверял, что пьеса написана, чтобы показать публике важность умеренности и умения рационально смотреть на абсолютно все стороны жизни. Даже набожность и бескорыстие не стоит принимать слепо

Акт пятый: торжество справедливости

Вся семья сильно опечалена таким поворотом событий и каждый раздумывает над планом действий, когда в дом входит нотариус с требованием до утра освободить дом. Вернувшийся Дамис грозится убить мерзавца, но Клеонт убеждает юношу, что насилием проблемы не решить.

В дом входит Валер со страшной новостью: Тартюф отнес документы королю, обвинив Оргона, верного слугу короля, в предательстве. Валер предлагает увезти всю семью и помочь им укрыться от гнева короля. В этот самый момент возвращается Тартюф в сопровождении приставов и сообщает, что путь Оргона с этого момента ведет только в тюрьму, ведь он пришел арестовать предателя именем короля, которому обязан служить верой и правдой.

Оргон и его домочадцы обескуражены дальнейшим поворотом событий: приставы берут под арест самого Тартюфа. Офицеры объясняют удивленному семейству, что умный и проницательный король давно прослышал о пагубном влиянии Тартюфа на своего верного слугу и приказал провести расследование, которое показало, что мошенник давно промышляет обманом и имя его вовсе не Тартюф. Король своей волей аннулировал дарственные бумаги и простил Оргону сокрытие документов в память о его верной службе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: