Старый повар — краткое содержание рассказа К.Г. Паустовского
Повествование рассказа происходит где-то из окраины старой Вены, где престарелый повар, который проработал на престижной должности длительные годы, находится при смерти. Никогда он не был привязан к Богу, никогда не посещал церковь по собственному желанию, не прочищался и не исповедовался. Но на границе жизни и смерти, он понял, что ему необходимо исповедоваться и очистить свою душу. Но так как священно служителей он не «уважал», он принял решение поведать свою исповедь постороннему человеку, и попросил свою восемнадцати летнюю дочь выйти на улицу, и пригласить в дом человека, который первый попадется ей на глаза. Дочь вышла на улицу, и встретила там молодого человека. Который имел довольно «потрепанный» и не притязательный внешний вид, она объяснила ему сложившуюся ситуацию и предложила ему пройти с нею в дом. Юноша согласился.
Старому повару не оставалось ничего другого. Как исповедоваться этому юноше. Которого он совершенно не знал, но для него это не имело никакого значения. Выслушав жизненную исповедь старика. Юноша, который в итоге оказался великим композитором, носившим фамилию Моцарт, решил утешить старого повара и сыграть ему мелодию, которая только что пришла ему в голову. Молодой человек был начинающим музыкантом, которому не хватало идей и вдохновения, для создания уникальной и великой мелодии, которая сможет проникнуть в сердца каждого слушателя. Какого бы возраста он не был.
Юноше стало жаль старого мужчину, и он решил сыграть ему произведение. Которое только что пришло ему в голову. Вдохновленный жизненной историей старца, молодой человек создал шедевр, который станет известен всей стране, и не только. Ведь он не преследовал корыстных целей. А просто старался облегчить последние минуты жизни человека, который не побоялся ему открыться. И постарался передать. В мелодии. Все те эмоции, которые почувствовал при беседе со старым поваром.
Итогом повествования становится то, что старый повар испытал радость, которая была не известна ему в течение всей жизни. Благодаря прослушиванию мелодии, которую сочинил юноша для этого старого господина, который не побоялся открыть перед ним душу. А юноша, в итоге, смог создать мелодию, которая будет увековечена, и сможет радовать своим звучанием не одно поколение.
Данный рассказ учит нас тому, что стоит испытывать сострадание даже к незнакомым людям, а так же тому, что испытать истинное счастье человек способен даже находясь на «смертном одре».
Источник
Краткое содержание
Местом действия рассказа является ветхая деревянная сторожка, расположенная в ухоженном саду на окраине Вены. Владелец домика — пожилой повар, на протяжении всей жизни проработавший у графини Тун. К старости он ослеп, и единственной его отрадой стала восемнадцатилетняя дочка.
Старик не скопил состояния, ему даже некуда было идти после выхода на пенсию, поэтому владельцы имения пожалели повара и поселили его в небольшой хижине на территории поместья, выплачивая семье деньги на содержание. Главным богатством этого дома был клавесин, который издавал звуки, напоминающие о молодости.
Герой чувствовал, что ему осталось жить лишь несколько дней. Чтобы замолить свои грехи, он мечтает об исповеди. Обратиться к священникам пожилой повар не может, так как не доверяет им и не желает перед ними изливать душу. Он просит дочку Марию выйти на улицу и привести в дом первого попавшегося прохожего. Этому незнакомцу и планирует исповедоваться умирающий.
Герои рассказа жили на окраине Вены, поэтому встретить здесь прохожих было сложно. Но Марии улыбнулась удача. Она увидела молодого незнакомого человека, который хоть и был смущён такой просьбой, всё же согласился помочь умирающему. Он выслушал исповедь старика, отпустив все его грехи. В качестве утешения он согласился сыграть на клавесине мелодию, которую недавно сочинил.
Сыгранная музыкантом композиция вдохновила старика, он ощутил спокойствие и счастье. Слушая трогательную мелодию, главный герой думал о своей супруге. Он вспоминал о молодости и радовался этому. Закончив играть музыку, незнакомец увидел, что повар отошёл в другой мир. На этом сюжетная линия обрывается.
Автор произведения лишь делает небольшую ремарку. Оказалось, что этим музыкантом был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его вдохновила трогательная история жизни повара. В последующем он написал сотни гениальных произведений, пронизанных лирикой, грустью и нежными чувствами.
Краткое содержание
Местом действия рассказа является ветхая деревянная сторожка, расположенная в ухоженном саду на окраине Вены. Владелец домика — пожилой повар, на протяжении всей жизни проработавший у графини Тун. К старости он ослеп, и единственной его отрадой стала восемнадцатилетняя дочка.
Старик не скопил состояния, ему даже некуда было идти после выхода на пенсию, поэтому владельцы имения пожалели повара и поселили его в небольшой хижине на территории поместья, выплачивая семье деньги на содержание. Главным богатством этого дома был клавесин, который издавал звуки, напоминающие о молодости.
Герой чувствовал, что ему осталось жить лишь несколько дней. Чтобы замолить свои грехи, он мечтает об исповеди. Обратиться к священникам пожилой повар не может, так как не доверяет им и не желает перед ними изливать душу. Он просит дочку Марию выйти на улицу и привести в дом первого попавшегося прохожего. Этому незнакомцу и планирует исповедоваться умирающий.
Герои рассказа жили на окраине Вены, поэтому встретить здесь прохожих было сложно. Но Марии улыбнулась удача. Она увидела молодого незнакомого человека, который хоть и был смущён такой просьбой, всё же согласился помочь умирающему. Он выслушал исповедь старика, отпустив все его грехи. В качестве утешения он согласился сыграть на клавесине мелодию, которую недавно сочинил.
Сыгранная музыкантом композиция вдохновила старика, он ощутил спокойствие и счастье. Слушая трогательную мелодию, главный герой думал о своей супруге. Он вспоминал о молодости и радовался этому. Закончив играть музыку, незнакомец увидел, что повар отошёл в другой мир. На этом сюжетная линия обрывается.
Автор произведения лишь делает небольшую ремарку. Оказалось, что этим музыкантом был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его вдохновила трогательная история жизни повара. В последующем он написал сотни гениальных произведений, пронизанных лирикой, грустью и нежными чувствами.
Старый повар
Главная мысль произведения заключается в том, что истинное творчество и смысл жизни можно найти в самых маленьких и простых вещах. Старый повар показывает, что в своем ремесле он может создавать настоящие произведения искусства, способные радовать людей и пробуждать в них вкус и эмоции.
Однако, помимо творчества, важными темами произведения также являются дружба и судьба. Старый повар находит на своем пути не только разнообразных людей, которые помогают ему в его работе, но и настоящих друзей, с которыми он переживает радости и горести. Судьба связывает главного героя с разными людьми и жизненными сюжетами, но его верность своему делу и талант позволяют ему преодолевать любые препятствия, чтобы продолжать свою кулинарную миссию.
Детское прошлое и воспоминания
Детское прошлое героев наполнено непростыми судьбами. Через повествование Паустовского читатель узнает о том, какие испытания им пришлось пройти в юности, какие трудности им пришлось преодолеть, чтобы достичь своей цели. Воспоминания о детстве исполнены нежности и восхищения перед детской силой и выдержкой.
Путешествие героев в прошлое помогает им понять себя и свою жизнь лучше. Они возвращаются к своим корням, к моментам, которые сыграли важную роль в их формировании. Их прошлое становится частью их настоящего, оно объединяется с их настоящим в новом качестве.
Искусство | Самоотверженность | Дружба | Саморазвитие | Путешествие | Жизнь | Судьба | Творчество |
---|---|---|---|---|---|---|---|
В романе «Старый повар» Паустовский ярко иллюстрирует искусство кулинарии, когда каждое блюдо становится произведением искусства. | Талантливый повар и его ученик проявляют самоотверженность в своей работе, посвящая себя искусству готовить еду. | Между поваром и учеником возникает настоящая дружба — они поддерживают и помогают друг другу в тяжелых моментах. | Герои романа постоянно стремятся к саморазвитию, они изучают новые рецепты, совершенствуют свое мастерство. | Путешествие главных героев в их детское прошлое помогает им преодолеть сложности настоящего и найти вдохновение для творчества. | Роман «Старый повар» рассказывает о разных аспектах жизни героев и о том, как они справляются с трудностями, которые им выпадают на пути. | Судьба героев романа полна испытаний и непредсказуемости, они сталкиваются с трудностями, но не сдаются и идут дальше. | Истина и красота в творчестве героев романа «Старый повар» открываются читателю через их умение создавать не только вкусные блюда, но и настоящие шедевры. |
Характер и отношение к жизни
Главные герои романа «Старый повар» отражают различные характеры и отношение к жизни. Каждый из них находится на своем жизненном пути, проживает свою судьбу, но вместе они создают гармоничное и цельное творческое сообщество.
Основной герой, старый повар, является символом опыта и мудрости. Он относится к жизни с уважением и умением наслаждаться простыми радостями. Жизнь для него — это кулинарное искусство, в котором он выражает свои эмоции и чувства. Он смотрит на мир вокруг с любовью и нежностью, видя в каждом маленьком детале прекрасное и гармоничное.
Другие герои — молодые повара, каждый из них имеет свои творческие цели и мечты. Они стремятся к саморазвитию, постоянно осваивая новые техники и рецепты. Для них искусство кулинарии — это способ самовыражения и самореализации. Они увлечены своим делом, искренне верят в смысл своей работы и готовы преодолевать все трудности ради своей мечты.
Для героев романа путешествие является важной составляющей их жизни. Они постоянно открывают для себя новые кулинарные традиции и культуры разных стран, находят вдохновение в разнообразии мировой кухни
Их путешествия стимулируют их творческое мышление, позволяют углубить свои знания и навыки.
Главная мысль, которую передает автор, заключается в том, что искусство, творчество и дружба могут стать опорой и смыслом жизни. Герои романа показывают, что даже в самых простых и повседневных вещах можно найти красоту и гармонию, которые наполняют жизнь смыслом и радостью. Они учат нас ценить каждый момент, наслаждаться прекрасным и не бояться преодолевать трудности на пути к своей цели.
Характер | Отношение к жизни |
---|---|
Старый повар | Уважение, любовь, наслаждение простыми радостями |
Молодые повара | Стремление к саморазвитию, вера в смысл искусства, преодоление трудностей |
Исповедь
Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский. Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы. Узнав, что никого из слуг при этом не наказали, молодой человек заметил, что случившееся не грех, а подвиг любви. Затем он захотел узнать о последней воле старика. Умирающий попросил незнакомца позаботиться о Марии. После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.
Фантастическое исполнение невозможного
«Хорошо», – трижды повторил незнакомец и быстро сел за клавесин. Он неожиданно наполнил темную комнатку волшебными звуками. Старик сразу увидел встречу с юной смеющейся Мартой. Умирающий вслушивался в льющиеся звуки, которые комментировал сам музыкант, и видел распустившийся яблоневый сад с огромными бело-розовыми цветами на ветках, освещенными солнцем. «Я все это вижу!», – радовался и восхищался он.
Музыка умолкла. Отец попросил дочь открыть окно. Ему захотелось узнать имя незнакомца. «Моцарт, Вольфганг Амадей», – услышал он в ответ. Девушка сделала глубокий книксен перед великим музыкантом. Вот как заканчивает рассказ «Старый повар» Паустовский. Вставала розовая заря. Она освещала сад, покрытый белыми цветами из снега.
Проблемы совести и истинной любви в рассказе
К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.
Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение. Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек. Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.
Конспект урока на тему «Старый повар»
1V.Освоение изученного материала.(К.Г.) Работа с текстом.
Ключевые слова и фразы:великая сила искусства, музыка, клавесин, великий музыкант, старый повар.— О чем будет рассказ, который мы сегодня будем изучать?
— Послушайте рассказ К. Г. Паустовского «Старый повар».
— Где происходят события в рассказе?
— Какое настроение создаётся в начале рассказа?
(описание сада, дома, старика, собаки)
(Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором слов «старый», «холодный»)
— Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?
(Клавесин)
— С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский? (Олицетворение)
(
Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу)
— О чем просит старик дочь перед смертью?
— Как меняется настроение рассказа с появлением
в сторожке незнакомца?
(Эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость.)
— Каким человеком в жизни был старик?
(кристально-честным)
— В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?
— Является ли это преступлением? Как назвал поступок старика незнакомец?
— Какова последняя воля старого повара?
— Что меняется вокруг, когда звучит клавесин?
(Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой)
— Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?
(Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера)
— Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
(Не всё и не всегда можно выразить словами. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро)
Дополнительные сведения о композиторе.
Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
(В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость. Моцарт прожил короткую, но радостную и плодотворную жизнь.)
— О чем же эта история?
(О том, что несбыточная мечта , благодаря божественному воздействию звуков, превратилась для умирающего старика в реальность)
— Ребята, какие эмоции вы чувствуете на данный момент?
Переключение эмоций.
— Какое у вас чувство после небольшой музыкальной паузы?
V.Закрепление изученного материала.Г. Работа в группах.
— В какую эмоцию вы должны перейти, чтобы выполнить следующие задания в группах?
Задания для каждой группы. Выполните проекты (Карточки с заданиями)
1 группа: «График эмоций»
(Чувства старого повара в течение рассказа)
2 группа: «Определить, что чувствует герой»
(Эмоции героев в данный момент?)
3 группа: «Восстанови рассказ по фрагментам»
(Что вы чувствовали, какие эмоции, когда восстанавливали рассказ?)
— Защита проектов.
Образ композитора
Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.
Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова. В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский. «Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.
Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Характеристика героев
В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:
- Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
- Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
- Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.
В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.
Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.
Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.
Место произведения в творчестве Паустовского
Старый повар, какова истинная главная мысль произведения, воплощает все стихийное мастерство и профессионализм повара, который, несмотря на свой возраст и физические недуги, продолжает трудиться и приносить радость своим гостям. Автор прекрасно передает его страсть к готовке, его умение приводить в порядок самую обычную пищу, превращая ее в шедевры кулинарии, а также его отзывчивость и заботу о гостях.
Главные герои произведения, старый повар и его подруга Лиза, являются образцом простоты и непосредственности, доброты и отзывчивости. Вместе они создают атмосферу домашнего уюта и гостеприимства, где каждый гость чувствует себя желанным и любимым.
Таким образом, произведение «Старый повар» занимает особое место в творчестве Паустовского, открывая перед нами главную мысль о величии и значимости простого человека, его способности преодолеть любые трудности и приносить радость другим.
Стилевые особенности
В рассказе Паустовского присутствует яркая лирическая манера изложения, которая позволяет создать особую атмосферу. Автор использовал простоту и естественность языка, что помогает ему передать эмоции героев и читателю. Рассказ написан трогательно и с живыми образными сравнениями, которые помогают воссоздать картину реальности.
Кроме того, Паустовский использовал мотивы и символы, свойственные ему в произведениях. Через судьбу героев автор показывает, что позаимствованные знания и опыт имеют свою цену и могут изменить человека. Старый повар является носителем мудрости, передающим свои знания молодому поколению, изображая таким образом бессмертие человеческого духа.
Связь с другими произведениями
Одним из таких произведений является «Концерт». В нем героем также является старый человек, который в этот раз выступает как скрипач на концерте. Это позволяет сделать параллель с героем «Старого повара», который также проявляет свое искусство в кулинарии.
Еще одним произведением, которое связано с «Старым поваром», является «Настоящий подвиг». В нем главными героями являются советские военнослужащие, которые проявляют героизм и стойкость во время войны. Это позволяет ощутить героизм и силу главного героя «Старого повара», который несмотря на свой возраст и трудности жизни, продолжает работать и приносить радость своим талантом.
Таким образом, связь с другими произведениями в тексте «Старый повар» является важным аспектом для понимания героев и главной мысли Паустовского. Какова связь между героями и сюжетами в этих произведениях, открывает перед читателем новую грань и смысл историй.
Проблемы совести и истинной любви в рассказе
К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.
Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение. Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек. Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.
Краткий пересказ
Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.
Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:
- деревянной кровати;
- грубого стола;
- потертой посуды из фаянса;
- хромой скамейки.
Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.
Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.
Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.
Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.
Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».
Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.
очень краткое сродержание к рассказу. Жильцы старого дома Паустовский К
Описание Старого повара
Какова главная мысль произведения? Паустовский в своей работе передает идею, что человеческое достоинство не угасает со временем, а сохраняется внутри человека, независимо от его возраста или состояния. Жизнь Старого повара стала примером борьбы и выживания.
Старый повар, подобно настоящему герою, прошел через множество трудностей и испытаний, но не потерял надежды и силы воли. Он продолжает творить и служить людям, несмотря на свой преклонный возраст.
Старый повар, согревающий души людей теплом и вкусом своих блюд, становится воплощением верности своему ремеслу и призывом сохранять внутреннюю юность души. Он показывает, что даже в глубокой старости можно найти смысл и радость в том, что ты делаешь.
Старый повар — это пример настоящего героя, который не сдается перед трудностями и продолжает служить людям. Главная мысль Паустовского заключается в том, что возраст не является преградой для творчества и самореализации. Старый повар является вдохновляющим символом и призывом к активной и счастливой жизни в любом возрасте.
Характеристика внешности
Старый повар описывается автором как низкого роста, хилого телосложения. У него широкое лицо с глубокими морщинами, выражающими мудрость и силу духа. Кроме того, его белые волосы и борода указывают на его возраст и опытность.
Интересно отметить, что несмотря на свое физическое состояние, старый повар обладает необыкновенными навыками и умением в готовке. Его руки, слабые и худые, способны создавать истинные шедевры кулинарии.
Таким образом, внешность старого повара является важным атрибутом его характера и подчеркивает его главенствующую роль в романе. Этот герой становится воплощением силы и мудрости, преподносящим нам главную мысль произведения — что сила и величие человека определяются не его физическими возможностями, а его духом и творческими способностями.
Описание места работы
Место работы старого повара можно считать важным аспектом рассказа, поскольку именно здесь он проявляет свои навыки и талант. Автор, Константин Паустовский, делает акцент на том, что труд человека, даже скромный и непримечательный, может быть главной его сутью и приносить удовлетворение и реализацию
Главная мысль данного рассказа заключается в том, что каждая профессия имеет свою ценность и важность
«Музыка в литературе. Рассказ К. Паустовского «Старый повар»»
Задачи:
Воспитательная:
- Прививать любовь к классической музыке: А. П. Бородин»Квартет №2″, и В. А. Моцарт «Фантазия ре-минор»
- На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни человека.
- Через музыку прививать внимательное, выразительное чтение литературных произведений, находить связь, между литературой и музыкой, слышать музыку в рассказах.
Образовательная:
- Знакомство с рассказом К. Паустовского «Старый повар» и музыкой В. А. Моцарта «Фантазия ре-минор»
- Новые сведения об А. П. Бородине — композитор, химик, врач.
- Обобщение знаний о Бородине.
Развивающая:
- развитие слуховых навыков.
- Развитие музыкальной памяти: Бородин «Квартет №2», Моцарт «Фантазия ре-минор»
- Развитие мышления о музыке.
- развитие вокально-хоровых навыков.
Музыкальный ряд:
- «Квартет №2» А. П. Бородина
- «Волшебный смычок» Н. Н. П.
- «Фантазия ре-минор» Моцарт.
Видеоряд: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» фр.
Оформление:
- портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
- свеча.
- рассказ «Старый повар»
Эпиграф: «Я хотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение». (П. И. Чайковский)
ХОД УРОКА
Вход: «Квартет №2» Бородина
У. — Вспомните произведение? композитора? Исполнителя?
Д. — Бородин, фр. из «Квартета №2» в исполнении струнных инструментов.
У. — Что означает слово Квартет? (соло, дует, трио)?
У. — вспомните классический состав квартета?
У. — Что означает камерная музыка?
Д. — «Комнатная», (написанная и исполнена небольшим составом музыкантов в небольших концертных залах. )
У. — С каким литературным произведением мы сравнивали музыку Квартета Бородина?
Д.- «Квартет» И. А. Крылова.
У. — И в басне И. Крылова и в «Квартете» Бородина, один и тот же состав инструментов, количество исполнителей.
В чем отличие музыки квартетов?
Д. — У горе — музыкантов Крылова не получилось музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.
У Бородина — красивая, мелодичная, песенная, женская, похожая на человеческий голос.
У. — Что ответил соловей горе — музыкантам?
Д. — «Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь».
У. — Каким умением обладал Бородин?
Д. — Композитор-любитель, открыл кислоты для фармакологии, организатор и преподаватель 1-х медицинских женских курсов,
Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал профессиональным композитором.
Давайте последуем совету соловья и продолжим знакомство с песней: «Волшебный смычок».
«Волшебный смычок»— разучивание, исполнение.
- повторение 1-го куплета в медленном темпе.
- разделение 3-й фразы на 2 голоса.
- работа над характером 2-го куплета, (зависть — тревога, волнение)
- текстовая работа над 3-м куплетом.
У. — Решится обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба?
Д. — Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу.
Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям.
Музыка необходима человеку также. Как пища и кров!
Вывод: Появилась бы Норвежская песня, Грузинская сказка «Чонгурист», басня Крылова «Квартет», если бы не было музыки?
— Нет. Вот видите, как музыка обогащает литературу!
Но не только в названных литературных жанрах звучит музыка. Существует много рассказов где музыке отводится главная роль.
- «Крейцерова» соната Л. Толстой — Л. Бетховен.
- «Косцы» И. Тургенев — Р. Н. П.
- «Слепой музыкант» Короленко — У. Н. П.
- «Тапер» Куприн — озвучивание немого кино.
- Или «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
- «Моцарт и Сальери» — Фр. спектакля (видео)
У. — О чем рассказал вам этот фрагмент?
— Почему Моцарт рад фальшивому исполнению своей музыки уличного скрипача?
Д. — Скрипач — народ, Моцарт рад, что его музыку играет «Народ».
- Всенародная любовь — высшая хвала — награда композитору!
- Но самым музыкальным писателем считают К. Паустовского
- «Корзина с еловыми шишками»—музыка Э. Грига.
- «Струна»———- П. И. Чайковского.
- «Верди»——— Д. Верди.
А мы послушаем с вами рассказ «Старый повар»
«Старый повар» — рассказ в записи — слушание.
«Фантазия ре-минор» —- -слушание.
::имя?—-Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)
«Я хотел бы всеми силами своей души, что бы увеличивалось число людей любящих мою музыку и находивших в ней утешение и подпору» П. И. Чайковский.
У. — Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.
Вывод: На уроке мы познакомились с рассказом К. Паустовского «Старый повар» где как утешение и подпора звучала музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта «Фантазия ре-минор». И мы, который раз убедились, насколько музыка вдохновляет литературу, и рождаются все новые и новые произведения.