Краткое содержание басни «Кукушка и петух»
Во время соревнования кукушка умело и долго пенила свою песню, а петух наотрез отказался петь и просто кричал. Кукушка была уверена в своей победе, но оказалось, что петух был не так уж и плох. Он снял шляпу и показал, что у него есть голова и даже мозги. И хотя у петуха не было прекрасного голоса, он все-таки победил кукушку в соревновании.
Основная мысль басни заключается в том, что внешность и способности не всегда отражают действительность
По своей сути, басня «Кукушка и петух» является нравоучением, которое призывает не осуждать людей и обращать внимание на их внутренние качества и характер
Басня «Ларчик»
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою». Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.
Читать текст басни:
Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился. Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой-как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. \»Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, — Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся\».
Ларчик
Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдаётся:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.
Потел, потел; но, наконец, устал —
От Ларчика отстал.
И, как открыть его, никак не догадался —
А Ларчик просто открывался.
Уроки гордости
Басня Крылова «Кукушка и петух» также предоставляет уроки гордости.
Она показывает нам, что слишком большая гордость может привести к плачевным последствиям.
В басне гордый петух, презирая скромность и считая себя самым красивым и прекрасным,
не хотел делиться своей славой с кукушкой.
Он полностью уверен в своей превосходности и отказывается сотрудничать с кукушкой,
которая просит его о помощи в поисках места для гнезда и сохранения своего дома.
Петух, погруженный в свою гордость и самовлюбленность, отвергает кукушку и
проходит мимо, продолжая свой глашатайство о своем величии.
Однако, как и в случае с умом и смекалкой, гордость петуха приносит ему неудачу.
Позднее, петух погибает от охотника, который был привлечен его объявлениями о себе.
В результате петух ничего не выигрывает от своей гордости, а даже теряет все, вплоть до своей жизни.
Таким образом, урок гордости в басне Крылова заключается в том,
что излишняя гордость никогда не приводит к успеху, а, наоборот,
может привести к несчастью и разрушению.
Гордость не позволяет нам быть снисходительными и добрыми к другим,
а наоборот, делает нас эгоистичными и невосприимчивыми к нуждам и проблемам других людей.
Поэтому важно помнить, что гордость должна быть сбалансированной,
и мы должны уметь смиряться и примиряться со своими собратьями.
Читательский дневник по басне «Волк на псарне» Ивана Крылова
Название произведения: «Волк на псарне»
Число страниц: 3.
Жанр произведения: басня.
Главные герои: Волк, Ловчий.
Характеристика главных героев:
Волк — расчётливый, хитрый.
Хотел разжалобить ловчего.
Ловчий — умный, сообразительный и смелый.
Не купился на жалобные слова волка.
Краткое содержание басни «Волк на псарне»
Волк по ошибке попал вместо овчарни на псарню.
Псы подняли лай, сбежались псари, стали травить волка.
Кто-то побежал за огнём.
Волк прижался к стене и понял, что ему приходит конец.
И он решил пуститься на хитрость.
Стал убеждать псарей, что пришёл с миром, что готов защищать стадо от своих собратьев.
Хотел даже дать честное слово.
Но ловчий прервал его речь.
Он сказал, что с волками не заключает мировой, а спускает с них шкуру.
И спустил на серого свору собак.
Основная мысль басни «Волк на псарне»
Мораль басни в том, что с врагами нельзя ни о чём договариваться, их нужно бить.
Главная мысль басни в том, что враг нет доверия, и его хитрые речи слушать нельзя.
Основная идея басни в том, что враг может пуститься на любую хитрость, чтобы добиться своей цели.
А значит его надо бить, а не слушать.
Чему учит произведение
Басня учит не доверять противнику и не пытаться с ним помириться.
Учит действовать решительно и смело.
Учит не поддаваться на хитрость.
Учит тому, что враг всегда останется врагом.
Краткий отзыв о басне «Волк на псарне» для читательского дневника
Прочитав эту басню, я вспомнила историю Отечественной войны 1812 года.
Ведь именно её событиям посвятил своё произведение автор.
Под образом хитрого Волка он вывел Наполеона.
А прообразом умного Ловчего стал Кутузов.
Волк попался псарям и пытался хитростью завоевать их доверие.
Но верить серым последнее дело, и это отлично понимал мудрый ловчий.
Он не стал слушать посулы, а просто спустил на него стаю собак.
Это поучительная басня, которая говорит о том, как нужно вести переговоры с врагами.
Автору удалось в метафоричной форме отразить события Отечественной войны и нашествия французов.
Он убедительно показал, как следует поступать с хитрецами.
Мне понравился спокойный и мудрый ловчий.
Он много общался с волками и знал, что тот всегда останется врагом.
Всегда будет резать овец, несмотря ни на какие обещания.
А потому просто покончил с наглым обманщиком.
Я всем советую прочитать эту басню и поступать со своими врагами так, как это сделали с ними её герои.
Пословицы к произведению:
- Не клади волку палец в зубы.
- На вид простак, а в душе хитряк.
- Как не хитри, а правды не перехитришь.
- Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
- У хитрого начала скандальный конец.
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
- «Листы и Корни»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Ларчик»
- «Мартышка и Очки»
- «Ворона и Лисица»
- «Осёл и Соловей»
- «Квартет»
- «Зеркало и Обезьяна»
- «Слон и Моська»
Библиотека произведений автора пополняется.
Анализ / мораль басни «Кукушка и петух» Крылова
Произведение «Кукушка и петух» Ивана Андреевича Крылова было опубликовано за три года до смерти писателя в сборнике «Сто русских литераторов».
Создание басни относится к 1834 году. К этому времени ее автор находится в почтенном возрасте, имеет многолетний стаж библиотечной работы, получает приличную пенсию за заслуги в области русской словесности. Его произведения переведены на несколько языков, а некоторые положены на музыку. В жанровом отношении – басня, по размеру – вольный ямб со смежной рифмой. Лексика богатая, исконно русская, сюжет оригинальный, сатирический. Стрелы направлены против литературной братии, а именно – Н. Греча и Ф. Булгарина. Оба много писали и имели успех у публики, а последний неоднократно становился мишенью пушкинских эпиграмм
Поэт не выносил модного автора, высмеивал осторожность его критических статей и верноподданнический тон. За несколько лет до И
Крылова А. Пушкин в своей статье «Торжество дружбы» иронизирует над взаимным восхвалением писателей друг друга в печати. Не остался в стороне и И. Крылов. Впрочем, есть у истории и третий прототип – цензор А. Никитенко, лучший друг и Н. Греча, и Ф. Булгарина. Действующие лица представлены в образе птиц. Следует отметить, что кукушка и петух не раз становились героями басен И. Крылова. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобной которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок. Сравнение кукованья с соловьиным пеньем. Петух превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Воробей им не родня и имеет независимую точку зрения. Он выражает авторскую позицию: хоть охрипните, ваша музыка плоха! Писатель выводит себя в образе невеликого певца, но честного человека. Мораль припасена на финал. Она, как обычно, стала афоризмом и ушла в народ. С тех пор подоплека написания произведения забылась, однако смысл его остался злободневным. «Не боясь греха»: не считаясь со здравым смыслом. В финале раскрыт секрет такого поразительного согласия героев. Причина его не в достоинствах, а в кумовстве, дружбе и попеременной беззастенчивой рекламе. Однако время и взгляд со стороны все расставляют по своим местам.
«Кукушка и петух» И. Крылова – своеобразная басенная эпиграмма, направленная против переоцененных писателей того времени.
Об остроумии и хитрости
Басня «Кукушка и петух» показывает нам, что остроумие и хитрость могут быть полезными качествами в жизни.
Кукушка в этой басне является образцом хитрости и умения использовать свой острый ум в своих интересах. Она призывает петуха погулять и оставить свою середину, где главное зло. Кукушка внушает петуху, что самое главное и счастливое в жизни — это путешествовать и наслаждаться свободой.
Петух, в свою очередь, символизирует прямолинейность и недостаток остроумия. Он проникается кукушкиными идеями и отправляется в путешествие вместо того, чтобы остаться дома и более бдительно следить за своей семейкой. В конце концов, петух осознает свою ошибку, когда возвращается домой и обнаруживает, что его дети разрознены и без него, а его середина была занята орлом.
Итак, басня «Кукушка и петух» учит нас тому, что мы должны быть осторожными и не доверять слишком простым идеям, предлагаемым другим. Нам необходимо использовать наш остроумие и хитрость, чтобы оценивать ситуации и принимать решения, которые наиболее выгодны для нас и наших близких. Только тогда мы сможем избежать ошибок, как это произошло с петухом, и достичь большей счастливой жизни.
Опасность высокомерия
Басня Крылова «Кукушка и петух» предупреждает нас о вреде гордыни и высокомерия. Главные герои этой басни, кукушка и петух, представлены как символы этих негативных качеств.
Петух, полный самомнения, считает себя безупречным и самым важным птицей на ферме. Он пренебрегает другими животными и даже кукушкой, которая, хоть и непопулярна, но талантлива и умеет петь. Поддавшись своей высокомерности, петух недооценивает кукушку и даже высмеивает ее.
Но басня показывает, что гордыня и высокомерие имеют свои последствия. Кукушка, несмотря на свою скромность, обладает смекалкой и умением предвидеть опасность. Она предлагает петуху спрятаться от охотника, но петух, не воспринимая серьезно кукушку, ставит собственную гордыню выше безопасности.
Результатом его высокомерия становится сопровождающая гибель. Охотник убивает петуха, а кукушка, которая была готова помочь, остается живой.
Важный урок, который мы можем извлечь из этой басни, заключается в том, что гордыня и высокомерие могут приносить только неприятности. Они могут закрыть наши глаза на опасность и подвести нас в самые неприятные ситуации.
Что же нам делать? Правильный путь — открыться для помощи и совета от других, даже если они кажутся нам менее значимыми или успешными. Умение признавать свои ошибки и учиться на них — это путь к росту и развитию, а не обусловленное высокомерием застойное состояние.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
- Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
- Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
Какая мораль в басне «Волк и ягненок»
О понимании своей роли в обществе
Басня «Кукушка и петух» преподносит нам урок о том, как важно понимать свою роль в обществе и выполнять ее сознательно. Каждый из персонажей в басне символизирует определенные качества и поведение, которые применимы к жизни людей
Кукушка — символ лени и безответственности, которая несет ущерб окружающим. Она забирает яйца петуха и кладет свои, но не желает высиживать их, оставляя эту ответственность на других. Таким образом она представляет людей, которые не хотят или не готовы выполнять свои обязанности и обязательства.
С другой стороны, петух в басне символизирует дисциплину, ответственность и справедливость. Он выполненяет свою роль и яйца, и птенцов воспитывает с любовью и заботой. Он заботится не только о своих потомках, но и об общем благе, предупреждая крестьянина о приближении волка
Петух таким образом показывает нам важность выполнения своей социальной роли и заботы о других
Басня «Кукушка и петух» учит нас уважать и ценить свои обязанности, осознавать свою роль в обществе и действовать сознательно
Она напоминает о последствиях безответственного поведения и важности стремиться к справедливости и благополучию всех членов общества
Неуклюжая попытка кукушки показать свою важность
В басне «Кукушка и петух» автор смеётся над глупостью и самомнением кукушки
Кукушка, несмотря на свою незначительность и неполноценность, пытается показать свою важность и превосходство перед петухом. Такая попытка выглядит неуклюжей и нелепой
Автор подчеркивает глупость кукушки, используя различные сатирические приёмы. Он мельчайшими деталями описывает повадки кукушки, её претензии и странности. Кукушка очень самоуверенна и убеждена в своей значимости, хотя на самом деле она совершенно не умеет ни петь, ни заботиться о своих яйцах.
Таким образом, автор в басне высмеивает глупость и самомнение кукушки, иллюстрируя, что пустая и необоснованная самовлюблённость ведёт только к нелепым и смешным ситуациям.
Анализ / мораль басни «Кукушка и петух» Крылова
Произведение «Кукушка и петух» Ивана Андреевича Крылова было опубликовано за три года до смерти писателя в сборнике «Сто русских литераторов».
Создание басни относится к 1834 году. К этому времени ее автор находится в почтенном возрасте, имеет многолетний стаж библиотечной работы, получает приличную пенсию за заслуги в области русской словесности. Его произведения переведены на несколько языков, а некоторые положены на музыку. В жанровом отношении – басня, по размеру – вольный ямб со смежной рифмой. Лексика богатая, исконно русская, сюжет оригинальный, сатирический. Стрелы направлены против литературной братии, а именно – Н. Греча и Ф. Булгарина. Оба много писали и имели успех у публики, а последний неоднократно становился мишенью пушкинских эпиграмм
Поэт не выносил модного автора, высмеивал осторожность его критических статей и верноподданнический тон. За несколько лет до И. Крылова А
Пушкин в своей статье «Торжество дружбы» иронизирует над взаимным восхвалением писателей друг друга в печати. Не остался в стороне и И. Крылов. Впрочем, есть у истории и третий прототип – цензор А. Никитенко, лучший друг и Н. Греча, и Ф. Булгарина. Действующие лица представлены в образе птиц. Следует отметить, что кукушка и петух не раз становились героями басен И. Крылова. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобной которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок. Сравнение кукованья с соловьиным пеньем. Петух превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Воробей им не родня и имеет независимую точку зрения. Он выражает авторскую позицию: хоть охрипните, ваша музыка плоха! Писатель выводит себя в образе невеликого певца, но честного человека. Мораль припасена на финал. Она, как обычно, стала афоризмом и ушла в народ. С тех пор подоплека написания произведения забылась, однако смысл его остался злободневным. «Не боясь греха»: не считаясь со здравым смыслом. В финале раскрыт секрет такого поразительного согласия героев. Причина его не в достоинствах, а в кумовстве, дружбе и попеременной беззастенчивой рекламе. Однако время и взгляд со стороны все расставляют по своим местам
Крылова А. Пушкин в своей статье «Торжество дружбы» иронизирует над взаимным восхвалением писателей друг друга в печати. Не остался в стороне и И. Крылов. Впрочем, есть у истории и третий прототип – цензор А. Никитенко, лучший друг и Н. Греча, и Ф. Булгарина. Действующие лица представлены в образе птиц. Следует отметить, что кукушка и петух не раз становились героями басен И. Крылова. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобной которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок. Сравнение кукованья с соловьиным пеньем. Петух превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Воробей им не родня и имеет независимую точку зрения. Он выражает авторскую позицию: хоть охрипните, ваша музыка плоха! Писатель выводит себя в образе невеликого певца, но честного человека. Мораль припасена на финал. Она, как обычно, стала афоризмом и ушла в народ. С тех пор подоплека написания произведения забылась, однако смысл его остался злободневным. «Не боясь греха»: не считаясь со здравым смыслом. В финале раскрыт секрет такого поразительного согласия героев. Причина его не в достоинствах, а в кумовстве, дружбе и попеременной беззастенчивой рекламе. Однако время и взгляд со стороны все расставляют по своим местам.
Как вы понимаете значение этой пословицы??? см.далее
по моему что они не далекого ума вроде в школе чето такое говорили.
Как взаимный подхалимаж :)))Помните мультик такой… девочка говорит «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфетку! «
нам нравятся люди, которые нам льстят
Нормальный тандем, как у Медведева с Путиным.
также как рука руку моет подхалимаж одним словом
взаимопохвала, ты не похвалишь человека пока он не похватит тебя
Ну типа Петух сказал кукушке»Ой какая ты классная тёлка своих детей по всему миру разбрасываеш. » А она ему: «Ой спасибо милый, и ты такой хороший и зэки вон как тебя любят» Примерно так.
Так говорят, когда люди раздают друг другу незаслуженные похвалы. Выражение взято из басни И. А
Крылова: Иван Крылов КУКУШКА И ПЕТУХ «Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет! » — «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова.. Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!
Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей! » — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички, На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!.. » _________ За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. 1834
. Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!. . Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей! » — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички, На всех ссылаюсь в этом я» . Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!.. » _________ За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. 1834
лоолоололооолололооло
touch.otvet.mail.ru
Жажда власти и эгоизм
Басня «Кукушка и петух» олицетворяет жажду власти и эгоизм, две черты, которые часто присущи человеческой натуре. В басне петух символизирует человека, жаждущего власти и готового на все ради ее достижения.
Петух хвалящим образом отзывается о своем прежнем владельце и мечтает о том, чтобы сам стать владельцем собственного двора. Его эгоистическая жажда власти выступает как главная причина его стремления покинуть текущее место жительства и поискать «более выгодное место».
Кукушка в басне является мудрым и здравомыслящим персонажем, который предостерегает петуха от чрезмерной амбиции и предупреждает о возможных негативных последствиях его поступка. Она указывает петуху на то, что его текущий владелец уже заботится о нем и предоставляет все необходимое для его благополучия. Однако петуху не хватает смирения и благодарности, и он отвергает кукушкины слова, предпочитая свои эгоистические желания.
Эта басня напрямую поднимает вопрос о значимости эгоизма в повседневной жизни и о том, как часто жажда власти может искажать наше суждение и приводить к неправильным поступкам. Владычество над другими и желание быть лучше и важнее других могут привести к неразумным решениям и потере гармонии в наших отношениях.
Символ | Значение |
---|---|
Петух | Человек, жаждущий власти и эгоистических выгод |
Кукушка | Воплощение мудрости и разумного совета |
Владелец | Символ заботы и благополучия |
Анализ басни Кукушка и петух, герои басни
Дополнительно
Конспект урока по литературному чтению. Басни И.А.Крылова. «Кукушка и Петух».
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе
Басни И.А.Крылова. «Кукушка и Петух».
Цели:
1.Образовательные:
— продолжить знакомство с художественным жанром-басней;
— добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;
— обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных басен.
2.Развивающие:
— развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;
— развивать скорость техники чтения.
3. Воспитательные:
— воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.
Оборудование:
портрет писателя И.А.Крылова, иллюстрации и карточки на доске и у учащихся, выставка книг И.А. Крылова.
Ход урока
1. орг.момент
— Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
— Поговорим?(поговорим)
— О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
— О чем-то знаю я.(А что-то нам известно)
— Поговорим?(поговорим).
— (вместе) Нам будет интересно.
2. сообщение темы
— Сегодня у нас с вами праздник. Спросите: «Почему?». Потому что мы вновь встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгой – это всегда праздник.
— Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка. — В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные
— В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
— Догадались кто этот человек?
— Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)
— Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?
— А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.
— Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему?(потому, что это очень трудный жанр)
— Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:
родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп
Германия – Лессинг
Франция – Лафонтен
Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов
— Видите, это всего-то несколько человек, которые писали в жанре басни.
3. актуализация знаний
Читать текст басни:
Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился. Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой-как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. \»Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, — Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся\».
Сравнение двух птиц
Крылов олицетворяет кукушку и петуха как две противоположных личности. Кукушка предстает перед читателем как ленивая и хитрая птица, которая вместо того чтобы заниматься своими обязанностями, откладывает яйца другим птицам. В басне Кукушка обманывает Петуха, пытаясь передать ему свои яйца. Петух, в свою очередь, храбрый и добросовестный птица, отказывается от просьбы кукушки, не желая взять на себя ответственности за чужое потомство.
Противопоставление кукушки и петуха в басне символизирует борьбу между ленивостью и трудолюбием, между обманом и честностью. Крылов, таким образом, показывает, что трудолюбие и честность — главные качества, которые должны присутствовать у каждого индивидуума.
Это сравнение позволяет читателю проникнуться основным смыслом басни и почувствовать урок, который хочет донести Крылов. Мотив сравнения двух птиц помогает показать, что нарушение норм и правил, а также обман и лень несут негативные последствия для всех участников процесса. В конце басни, кукушка понимает, что не может сделать петуха пособником своего обмана, и бежит прочь, оставляя свои яйца.
Басня «Кукушка и Петух»
Сюжет строится на диалоге двух дурно поющих птиц. Это очень забавная басня. Петух и Кукушка наперебой расхваливают пение друг друга. Все знают о том, что крик кочета совсем не мелодичен, недаром есть выражение «дать петуха», когда речь идет о сорванном голосе. Голос кукушки тоже трудно назвать благозвучным. Тем не менее Петух жалует Кукушку первой певицей леса, а та говорит, что он поет «лучше райской птички». Пролетающий мимо Воробей указывает задушевным собеседникам, что как бы они ни изощрялись в похвале, истина заключается в том, что их «музыка плоха».
Но может быть, напрасно над ними смеется автор, и несправедлива басня? Петух и Кукушка — добрые друзья и поддерживают друг друга приятным словом — что же в этом плохого? Давайте посмотрим на динамику сюжета
Сначала Кукушка недалека от истины, она говорит, что Петух поет громко и важно. Тот в ответ дарит более вычурную похвалу
Кукушка благосклонно принимает льстивые слова, их она «век слушать» готова. Дифирамбы собеседника становятся еще цветистее и совсем не соответствуют действительности, хотя Петух и божится, что Кукушка поет «что твой соловей». Та благодарит, усердствует во взаимной похвале и тоже «по совести» уверяет, что ее слова подтвердит всякий. И как раз в это мгновение Воробей опровергает неумеренные речи обеих птиц. Автор умело подчеркивает, что угодливые восхваления героев неискренни, что на самом деле ни тот, ни другой не испытывают того восхищения, о котором говорят. Почему же они это делают? Мораль басни «Кукушка и Петух» очевидна: только потому, что получают ответную лесть.
Вопросы по басне «Волк и Ягненок»: основные моменты, презентация
Басня «Волк и Ягненок» Вопросы по произведению помогут подготовиться к уроку или презентации. С их помощью можно быстро пересказать творение своими словами или даже вспомнить, если вы учили наизусть и какую-то строчку забыли. Вот вопросы по басне «Волк и Ягненок»:
- Куда отправлялся ягненок до того, как встретился с Волком?
- Чем закончилась для ягненка встреча с Волком?
- Куда утащил ягненка волк?
- Что символизируют ягненок и волк? (для рассуждения)
Вывод, который можно сказать в конце презентации: как следовало бы поступить ягненку, чтобы избежать такой участи? Можно ли было ее избежать? После этого можно начать рассуждение по символизму героев и их поступков.
Размышления о смысле
Басня «Кукушка и петух» А.С. Крылова задает глубокие вопросы о смысле жизни, умении принимать и понимать друг друга, а также о поиске своего места в обществе.
Персонажи басни, кукушка и петух, являются символами различных житейских подходов: кукушка представляет собой беззаботного и ленивого человека, который живет на чужом труде и не ценит его ценности, а петух — трудолюбивого и ответственного человека, который ценит свою роль и обязанности.
Взаимодействие кукушки и петуха порождает не только конфликт, но и наблюдаемый нами принцип осознания внутреннего «Я». Петух, стремясь сохранить свою гордость и достоинство, не хочет уступать место кукушке и надеется на справедливость и уважение окружающих. Однако, на протяжении всей басни мы наблюдаем, как кукушка продолжает беззаботно наобщаться и плодится насчет петуха. И только под конец петух понимает, что произошедшее было не просто провокацией, а возможностью для размышления о смысле и смысле своего существования.
Таким образом, басня «Кукушка и петух» призывает каждого из нас задуматься о собственных ценностях и приоритетах в жизни, несмотря на трудности и препятствия, которые могут возникнуть на пути к пониманию своего места в обществе. Она учит нас быть умными, гордыми и смекалистыми, не пренебрегая своими обязанностями и ценности своей жизни.