Проблематика
В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.
Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.
И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.
История
Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» . По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя ,
Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной , где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование. |
Дочь Толстого рассказывает о данном случае следующем образом :
Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шел медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и еще четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем , горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утесов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое — Толстой и Садо — по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам, вместе с Садо, во весь дух помчался вперед к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер, убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под нее высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях. |
Во время активного составления «Азбуки» Толстой написал рассказ о кавказском пленнике. Посылая рассказ Н. Н. Страхову в марте 1872 года, Толстой отметил :
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в журнале «Заря» (1872, № 2). Он вошёл в «Четвёртую русскую книгу для чтения», вышедшую 1 ноября 1872 года .
Сам Толстой высоко оценивал свой рассказ и упоминал его в трактате «Что такое искусство? » в следующем контексте :
При этом «второй род» хорошего искусства определяется им там же как «искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусство всемирное».
Комментируя данный трактат, философ Лев Шестов замечает, что «…он на самом деле превосходно понимает, что никогда его „Кавказский пленник“ или „Бог правду знает, да не скоро скажет“ (только эти два рассказа из всего, что им написано, относит он к хорошему искусству) — не будут иметь для читателей того значения, которое имеют не только его большие романы — но даже „Смерть Ивана Ильича “.»
«Кавказский пленник»: кто написал?
Пушкина считают первооткрывателем Кавказа в русской поэзии. Именно здесь он черпал своё вдохновение, общаясь через стихи с романтическими пейзажами величавых гор, зелёных долин и быстрых рек. А острые и опасные события (1816-1964) и жизнь горцев стали служить источниками разных литературных сюжетов. Вот тут-то и окунулся поэт в атмосферу разных драматических рассказов и преданий о военном противостоянии и героизме русских офицеров в плену и непримиримых горцах.
Свою поэму «Кавказский пленник» Пушкин начал писать уже в августе 1820 года в Крыму в Гурзуфе. Она стала первым произведением, посвящённым Кавказу, что получило огромный успех у читателей. По мнению самого автора, характер героя-пленника у него вышел не очень, зато горы благодатного края он описал с необыкновенным восхищением, да и любовь черкешенки тоже до глубины тронула его душу.
Толстой
И у других авторов было произведение «Кавказский пленник». Кто написал рассказ на эту тематику? Конечно, «третий пленник» — Лев Николаевич Толстой. Он приехал на Кавказ, когда ему было 23 года. И влюбился в эти земли. Он не знал, чем бы себя занять, поэтому начал писать рассказ о местных красотах, жизни людей, традициях. Через три с лишним года (1851-1854), прожитых тут, он покинул этот край известным писателем. Через много лет в своих воспоминаниях он делал акцент на том, что Кавказ стал для него школой жизни. Тут он впервые узнал, что такое боевые действия, опасность и смерть.
В детстве Толстой читал увлекательные кавказские сочинения Лермонтова, которыми он наслаждался. Потом среди его знакомых появились горцы-чеченцы, он записывал их рассказы и песни, особенно о войне. Так в его голове родился рассказ «Кавказский пленник». Автор описывает в нём жизнь двух русских пленных — Жилина и Костылина, которые оказались на Кавказе. У Толстого молодые годы, проведённые на Кавказской войне, будут вызывать самые лучшие воспоминания. Здесь он был одинок и несчастлив, поэтому это было самое мучительное, но хорошее время для размышлений, начала писательского труда и достижения высокой мысли.
Теперь, думается, путаница в вопросе о том, что представляет собой «Кавказский пленник», кто написал его и о чём он повествует, отпадёт сама собой. Как оказалось, существует аж три подобных произведений, а не одно.
«Кавка́зский пле́нник»
— рассказ (иногда называется повестью) Льва Толстого , повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.
Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник ».
«Кавказский пленник» анализ рассказа Л. Н. Толстого
«Кавказский пленник» это рассказ, анализ которого будет крайне интересен школьникам. Создан тем великим автором, кто написал «Войну и мир», «Анну Каренину», а также множество других произведений, а именно Львом Николаевичем Толстым.
Сочинение показывает русского офицера, плененного горскими народами. Написано для школьного пособия «Азбука», первый раз его опубликовали в журнале «Заря». Год написания 1872.
Одно из более знаменитых произведений писателя, входит в школьную программу. Такие писатели как Самуил Маршак или Виктор Шкловский оставили свой отзыв о данном произведении.
Чему учит рассказ?
Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.
Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.
История написания
Впервые произведение было опубликовано в издании «Заря» в 1872 г. Сюжет «Кавказского пленника» в определенной степени основан на реальной истории, которая произошла с писателем во время службы на Кавказе в 1853 г. Лев Николаевич вместе с еще одним солдатом, чеченцем Садо, попали в засаду.
Их догонял вражеский отряд. Хоть у Толстого была выносливая лошадь, на которой он мог легко оторваться от погони, он не бросил товарища в беде. Садо был вооружен, но ружье было не заряжено, однако он все равно грозно целился в противника, пытаясь испугать врага. Кавказцы не стреляли в русских бойцов, поскольку пытались взять их живыми. Толстому с товарищем удалось подойти к крепости, оттуда их увидели казаки и поспешили на помощь.
Смысл и идея
Своим произведением Лев Толстой пытался показать, что в любых обстоятельствах нужно быть человеком, не бездействовать и проявлять только наилучшие качества. Его главная мысль состояла в том, чтобы на противопоставлении двух абсолютно разных персонажей показать, к чему приводит определенное поведение личности. Иван, не видящий преград, продолжающий действовать и сражаться, в результате добился освобождения, а пассивный и постоянно унылый Костылин, только создающий еще больше сложностей, еле смог выжить в этой ситуации.
Суть произведения заключается в том, что добродушный, стойкий и смелый человек сможет справиться со всеми испытаниями, ожидающими его на пути в жизни. Иван смог выжить именно засчет этих качеств. На примере же Костылина читатель понимает, что богатство, титулы и статус в обществе не может помочь во вражеском плену, а трусость, низменность и подлость лишь усугубляют ситуацию.
Писатель в своем произведении заставил над многим подумать своих читателей. Основная мораль рассказа — нужно никогда не сдаваться. Именно этот план был у главного персонажа. Толстой является приверженцем идеи, что безысходные ситуации настигают лишь человека, опускающего руки и не предпринимающего каких-то решительных действий.
Также немаловажным выводом произведения является мысль, что войны никогда не смогут привести к чему-то хорошему. Пленить либо убивать человека из-за этнической принадлежности это не просто бессмысленно — это бессердечно, жестоко и низко. Все время нужно помнить, что независимо от пола, расовой принадлежности, вероисповедания любая жизнь бесценна.
Главные герои
Иван Жилин
Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.
Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин – герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.
Подробнее: Иван Жилин: характеристика и образ героя
Костылин
Костылин – состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.
Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого – отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.
Подробнее: Костылин: характеристика и образ героя
Герой пассивный и герой действующий
И тут Толстым описывается кульминация рассказа девочка Дина, с которой добрый солдат успел подружиться во время плена, при помощи палки помогает бежать Жилину. А слабый и безвольный Костылин боится бежать и думает, что лучше будет, если за него заплатят деньги кто-нибудь из родственников.
Жилину же удается сбежать своими силами, он не хочет волновать свою мать просьбами о деньгах, и думает о ее здоровье. Жилин не может быть таким безвольным трусом, как Костылин, его природа это отвага, смелость и мужество.
И отсюда следует, что и ценности жизни для него совсем иные, они духовные и чистые. Костылин же олицетворение пассивности и бездействия, единственное, что живет у него внутри это страх только за самого себя и злоба по отношению к другим людям.
Он ленив и безволен, он полагается во всем на других, а Жилин предпочитает создавать свою судьбу сам, и ему это удается, так как его побуждения и намерения чистые и искренние.
Раскрытие проблем
Проблематика в рассказе также обширна и актуальна. Лев Николаевич пытался поднять следующие вопросы:
- Кавказская война длилась практически 50 лет, множество солдат погибли в это время. Но зачем? Писатель поднял проблему бессмысленных и кровавых сражений. Война выгодна лишь для правящих кругов, обычным людям она абсолютно не нужна. Иван, выходец из народа, почувствовал себя в ауле на Кавказе чужаком, но не ощутил враждебности, поскольку горцы проживали себе мирно, пока их не завоевали и не начали порабощать. Писатель описывает положительный характер нового «владельца» Ивана Абдуллу и его сердобольную и добродушную дочку Дину. Это не звери, не изуверы, они такие же, как и их враг.
- Проблема предательства полноценно становится перед Иваном. Главного героя бросил друг Костылин, из-за этого человека они находятся в плену, из-за него не получилось первый раз бежать. Жилин — человек с огромной душой, он легко прощает товарища, осознавая, что не все люди могут быть сильным.
Сочинение «Кавказский пленник» — 5 класс
В повести рассказывается история двух сослуживцев, попадающих в неволю. Они оказываются в одинаковых условиях сосуществования, но ведут себя совсем по-разному, отсюда формируется и наше к ним отношение. Сравнивая портреты двух героев, с первых моментов у нас появляется чувство презрения к Костылину, даже от описания его внешности. Автор описывает его как человека грузного, толстого, от чего он постоянно обливается потом. Это вызывает в нас негативные ассоциации, ведь такой жалкий и ничтожный персонаж не способен на хорошие поступки. Другое дело Жилин. Ему дается такое определение как «удалый», что говорит не только о его жизненной позиции, но силе духа и мужестве. Жилин полон сострадания даже к животным. Он называет лошадь «матушкой» и жалеет ее, когда видит, как она страдает. Костылин же не способен на проявление любви, он не понимает никого кроме себя и ставит свои жизненные потребности выше чьих либо остальных. У него нет внутренних терзаний и автор с большой долей иронии описывает его поведение.
Поступки героев также говорят сами за себя. Жилин, жалея свою старую мать, не хочет тревожить ее, поэтому самостоятельно пытается отыскать выход из сложившейся ситуации. Костылин, наоборот, перебывает в полной уверенности, что все должны ему помогать, включая родственников. Они обязаны его выкупить и прекратить все мучения связанные с пленом. Он пассивно подчиняется обстоятельствам, плывет по течению.
Жилин – целеустремленный и безстрашный человек. Поставив себе цель сбежать из плена, он размышляет над способами это сделать. Сначала он внимательно изучает быт аула, в котором его держат, делает подкоп, дожидаясь благоприятного момента для освобождения. Он борец по природе и очень храбрый человек. Недаром к нему проникаются симпатией все жители аула, сам хозяин и даже девочка-татарка Дина. Она такая искренняя, непосредственная и немного обделенная лаской родителей, что ей хочется восхищаться и в то же время пожалеть. Жилин по-отечески добр с ней и она отвечает ему на его ласку взаимностью. Дина поначалу украдкой ходит к яме, где он сидит, затем начинает носить ему еду, молоко и наконец устраивает его побег.
Ссылки
e class=»navbox collapsible collapsed nowraplinks» style=»margin:auto;;»>
Библиография Льва Николаевича Толстого
Романы
Семейное счастие Декабристы Война и мир Анна Каренина Воскресение
Повести
(Трилогия) Детство Отрочество Юность Два гусара Альберт Утро помещика Казаки Поликушка Холстомер Записки сумасшедшего Смерть Ивана Ильича Крейцерова соната Дьявол Отец Сергий Хаджи-Мурат
Рассказы
Севастопольские рассказы (сборник)
Набег Записки маркёра Рубка леса Метель Разжалованный Люцерн Три смерти Кавказский пленник
Бог правду видит, да не скоро скажет Много ли человеку земли нужно Франсуаза Дорого стоит Хозяин и работник Кто прав? После бала Фальшивый купон Алёша Горшок Корней Васильев Ягоды За что? Божеское и человеческое Ходынка Что я видел во сне Нечаянно
Драмы
Власть тьмы Плоды просвещения Живой труп
Учебные и
методические пособия
Азбука Новая азбука Арифметика Первая русская книга для чтения Вторая русская книга для чтения Третья русская книга для чтения Четвёртая русская книга для чтения
Педагогические
статьи
О народном образовании Воспитание и образование Прогресс и определение образования О народном образовании
Публицистические
произведения
О переписи в Москве Исповедь Так что же нам делать? О жизни Голод или не голод? Царство божие внутри вас
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? Несколько слов по поводу книги «Война и мир» Об искусстве Что такое искусство? О Шекспире и о драме
Другое
Круг чтения
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Суть рассказа
Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.
Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.
Основная тематика
В своем произведении Лев Николаевич Толстой на примере главных героев рассказа Костылина и Жилина поднимает важные тематики — дружба, верность, отзывчивость, товарищеский долг, смелость, стойкость и добродушие.
Писатель затронул многие темы, можно кратко описать только главные из них:
- Тема сострадания изображается в образе Дины. В отличие от рассказа Пушкина, героиня Толстого помогла пленнику не из любви, девушка руководствовалась более возвышенными чувствами, она пожалела доброго и смелого главного героя, прониклась к этому человеку уважением и по-дружески симпатизировала ему.
- Отвага и смелость Жилина рассматривается как сила русского народа. Какие бы сложности ни попадались на пути, люди могут собрать всю отвагу в кулак и выйти из самых трудных ситуаций. Противоположный персонаж показал, что может случиться, если дать возможность победить трусости.
- Тема искренней дружбы со стороны Ивана и «случайная дружба» у Костылина. Если Жилин защищал своего товарища, как себя, то последний бросил его на произвол судьбы.
Темы и проблемы
- Основной темой рассказа послужила смелость и отвага русского офицера, что в широком смысле можно рассматривать как силу русского народа. Какие бы трудности не встречались на пути, человек сможет собрать всю свою отвагу и выбраться из самых сложных ситуаций. Противоположный герой показывает, что может произойти, если позволить трусости взять вверх.
- Также, в рассказе присутствует проблема предательства. Жилин доверился Костылину, но при побеге это сыграло с ним злую шутку, и офицеру пришлось использовать все свои таланты и храбрость, чтобы все-таки выбраться на свободу. Также Костылин стал виновником всей произошедшей несправедливости, так как именно он струсил и не прикрыл товарища. Это основная проблема в книге.
- Кроме того, Л. Н. Толстой затрагивает тему сословного неравенства. Богач привык жить на всем готовом, ему не нужно трудиться и развиваться. А человек бедный просто вынужден вкладывать все свои силы в то, чтобы удержаться на плаву. Автор осуждает высший свет в лице Костылина за его инфантильность и неприспособленность к жизни.
- Писатель говорит и о доброте, как обязательном качестве каждого человека, вне зависимости от национальности. Дина хоть и воспитывалась среди работорговцев, не успела перехватить их повадки и нравы. Она оценивала человека по достоинствам, а не по деньгам, происхождению или этнической принадлежности. В ее поступке скрыта мудрость женщины, которая презирает войну и хочет мира.
- Проблема войны также волнует Толстого. Русские солдаты нарушили мирное течение жизни горных народов, император захотел подчинить их своей воле ценой кровопролития и вечной борьбы, ведь горцы не сдавались, а русские люди продолжали отдавать свои жизни. Эта политическая грызня вынудила местных жителей жестоко и мстительно пленить тех, кто пришел на их землю с мечом.
Чему учит?
Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.
Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.
Смысл сюжета «Кавказского пленника»
Главные различия героев передают смысл произведения «Кавказский пленник» Толстого.
Образ Жилина
Характерные черты:
- честность;
- мужественность;
- справедливость;
- решительность;
- ум и расчетливость.
Будучи пленником Жилин проводит время с пользой. Мужчина завязывает приятельские отношения с татарами, учится ориентироваться по местности, учит местный язык. Жилину удается выторговать лучшие условия проживания не только для себя, но и для Костылина.
Мужчина попал в плен, в том числе, из-за трусости Костылина. Настойчивость и высокая трудоспособность не позволили офицеру тратить время впустую.
Жилин заботится об обессиленном товарище, постоянно подбадривая и придавая веру в возвращение домой. С другой стороны, стремление офицера помогать другим сыграло злую шутку. В одиночку мужчине, скорее всего, удалось бы сбежать.
Образ Костылина
Офицер родился в богатой семье, однако лишен моральной и физической силы. Мужчина без сопротивления принимает условия плена. Офицер подавлен, боится совершать побег, освобождение получает благодаря оплаченному родственниками выкупу.
Основные черты характера Костылина:
- слабовольность;
- безынициативность;
- трусливость;
- подлость.
Состояние плененного Костылина ухудшилось за счет проявленной реакции на критическую ситуацию: трусость и апатичность.
«Говорящие» фамилии героев
В «Кавказском пленнике» смысл фамилии Жилин раскрывается через физические возможности офицера:
- мускулистость;
- выносливость;
- ловкость.
Смысл фамилии Костылин в произведении «Кавказский пленник» раскрывается через ее основу — «костыль», мешающий здоровым и крепким людям. Стоит отметить безрассудным желание здорового человека таскать за собой костыль, однако подобный поступок — признак героизма в том случае, когда «костыль» оказывается человеком.
Смысл названия «Кавказский пленник»
В основе сюжета «Кавказский пленник» смысл передается историей храбреца Жилина и сложностями, с которыми ему пришлось столкнуться, будучи плененным татарами. Название таит глубокий смысл, Кавказским пленником в произведении является каждый герой:
- Костылин. Кроме татарского плена герой Толстого находится в плену собственной трусости и бездействия. В сложной ситуации офицер опускает руки, что подчеркивает отсутствие его внутренней свободы.
- Жилин. Никак не может вырваться из плена Кавказа. Его характер позволил бы комфортно существовать на чужбине, однако Жилин мечтает вернуться к родным. После освобождения он продолжает службу на Кавказе.
- Горцы. Оказались под гнетом напавших чужаков. Сюжет рассказывает о том, что татарам приходится убивать и истязать даже тех, кто кажется им симпатичными.
Все персонажи — пленники Кавказа, погрязшего в войне. Вне зависимости от нрава и силы воли.
Смысл концовки
В финале оба пленника оказываются на свободе, которой каждый из героев достиг собственным путем:
- Жилин — прилагая исключительно свою смекалку и силы.
- Костылин — апатично выжидая спасения благодаря выкупу родных.
После освобождения из плена Жилин не уехал домой, а остался служить на Кавказе. У читателя возникает вопрос: в чем смысл подобного финала рассказа «Кавказский пленник».
Произошедшие трудности лишь укрепили дух офицера. Жилин не бежит от сложностей, решив, что Кавказ долгое время держит его здесь неспроста. Решение остаться в опасной зоне вызвано желанием быть полезным людям.
«Кавказский пленник» демонстрирует проявление морально-этических качеств человека, оказавшегося в стрессовой ситуации. Война оголяет человеческие пороки и показывает силу духа каждого столкнувшегося с ним человека.
Основная тематика
В своем произведении Лев Николаевич Толстой на примере главных героев рассказа Костылина и Жилина поднимает важные тематики — дружба, верность, отзывчивость, товарищеский долг, смелость, стойкость и добродушие.
Писатель затронул многие темы, можно кратко описать только главные из них:
- Тема сострадания изображается в образе Дины. В отличие от рассказа Пушкина, героиня Толстого помогла пленнику не из любви, девушка руководствовалась более возвышенными чувствами, она пожалела доброго и смелого главного героя, прониклась к этому человеку уважением и по-дружески симпатизировала ему.
- Отвага и смелость Жилина рассматривается как сила русского народа. Какие бы сложности ни попадались на пути, люди могут собрать всю отвагу в кулак и выйти из самых трудных ситуаций. Противоположный персонаж показал, что может случиться, если дать возможность победить трусости.
- Тема искренней дружбы со стороны Ивана и «случайная дружба» у Костылина. Если Жилин защищал своего товарища, как себя, то последний бросил его на произвол судьбы.
Главные герои и их характеристика
При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:
герои рассказа «кавказский пленник» | характеристика |
иван жилин |
русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар. |
костылин |
состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз. |
Сравнительная характеристика героев: Костылин и Жилин
Л.Н. Толстой умело использует контраст для того, чтобы донести до читателей тему своего рассказа. Под внешним контрастом энергичного Жилина и тяжелого Костылина скрывается противоречия их внутренних миров.
Жилин создает впечатление живого и радостного человека, в то время, как Костылин недоброжелательно смотрит на окружающий его мир, и отличается жестокостью и злобой. Причем нельзя сказать, что различие между этими героями определенно обстоятельствами оба они русские офицеры, оба принимают участие в войне России против Кавказа.
Но между ними пропасть их внутренние принципы, их взгляды на мир, их жизненные ценности совершенно противоположны. Жилин преданный и честный человек, который помогает Костылину даже после того, как тот предал его по вине своей трусости и глупости.
Ведь Жилин даже не мог подумать, что можно поступить по-другому, и когда он бросается к другу за ружьем, чтобы уберечься от горцев, он уверен, что тот ему поможет. И даже когда они попадают в плен, он все равно берет трусливого солдата вместе с собой во время побега.
Его душа широкая и открытая, Жилин с искренностью и внутренней честностью смотрит на мир и других людей. Он несет на себе солдата Костылина, когда тот устает от длительного спасения из плена татар. И оба героя снова попадают туда, откуда с трудом выбрались только теперь их сажают в огромную яму.