Басня Ворона и лисица читать текст Ивана Крылова
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Анализ / мораль басни «Лисица и виноград» Крылова
Свою «Лисицу и виноград» Иван Андреевич Крылов разместил на страницах «Драматического вестника».
Басня написана в 1808 году. Ее автору исполнилось 39 лет, он вернулся к государственной службе и был принят в монетный департамент. В этот же период он становится признанным баснописцем. По жанру – нравоучительная басня, по размеру – вольный ямб со смешанной рифмовкой. Мораль басни скрытая, неявная, однако в ходе повествования раскрывается со всей очевидностью: не следует винить обстоятельства, если дело в тебе самом. Также следует признавать порог своих возможностей. Не нужно и по-детски обманывать себя. Чувствуется также, что Лиса рисуется перед потенциальным наблюдателем ситуации, боясь насмешек. «Кума»: крестная мать по отношению к родителям ребенка. В этом определении и желание представить персонаж «не новый», а с историей, со своей социальной ролью. Понятно, что фигура животного – аллегория человеческого характера. Опять, что типично для И. Крылова, вид животного становится его именем. За этим образом стоит и его народное понимание (символ изворотливости, хитрости). Следует признать, что в данной ситуации Лиса не вполне соответствует представлениям о ней, сдается перед препятствиями. «Залезла в сад»: в такой обтекаемой форме подается желание лисы полакомиться в чужом саду. «Кисти рделись»: то есть, полностью созрели. «Кумушка»: насмешливый уменьшительный суффикс, обыгрывающий тему лисы-крестной. «Глаза и зубы разгорелись»: метафора. «Как яхонты» (корунд; красный – рубин, синий – сапфир): сравнение. Возникшее недоумение насчет притязаний лис на виноград, разрешается просто: едят, да еще как. Собственно, как и все псовые, к которым героиня и относится. Кстати говоря, действие рассказа происходит, видимо, на юге, где плоды успевают созреть. «Они высоко»: устаревшая форма произношения слова, создающая у современного читателя ощущение неточности рифмы. «Отколь»: откуда. «Видит око, да зуб неймет»: крылатое выражение, афоризм. «Око»: глаз. «Неймет»: вышедшая из употребления глагольная форма. Выражение означает близость желаемого, успеха и невозможность его осуществления. Сходное значение у пословицы: близок локоть, да не укусишь. «Пробившись попусту»: промучившись, пытаясь достать плоды. «Час целой»: здесь и числительное для усиления правдоподобия, и вновь утратившая хождение форма слова. «И говорит»: то ли внутренний монолог, то ли речь, произнесенная вслух, на случай, если кто видел бессилие Лисы. Она уверяет себя, что «виноград зелен», отвратителен на вкус и не стоит таких нечеловеческих усилий. «Оскомина»: вяжущий вкус кислого.
Одним из первоисточников бродячего сюжета про лису и виноград служит басня Эзопа.
Анализ произведения 2 вариант
Несмотря на свое незамысловатое содержание, представленное произведение имеет глубокое смысловое значение. «Лиса и виноград» — басня, которая без какой-либо иронии раскрывает сущность хитрой, но в то же время никчемной личности. На примере такого животного, как лиса, Крылов показывает то, что неспособный сделать что-то самостоятельно человек всегда найдет способ отвертеться, прикрыть свой поступок какой-либо отговоркой или найти массу недостатков в том, на достижение чего у него не хватает ни смелости, ни силы.
«Лиса и виноград» — басня Крылова, способная вогнать в краску многих людей, которые отличаются хитростью и неумением сделать что-то более ценное. Удачная аналогия с самой изворотливой жительницей леса – лисицей — отлично вписалась в составленный автором сюжет, ведь данное животное любит посещать человеческие угодья с целью воровства мелкого скота для прокорма. Также и некоторые люди, подобно лисе, способны пользоваться только тем, что создали другие, а если эта вещь им не по карману или они не знают, как с ней обращаться, то они могут только оставить в свое оправдание нелестные отзывы о ней.
История создания
Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.
Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:
- Эзоп.
- Федр.
- Бабрий.
https://youtube.com/watch?v=mr6IVPa1ToU
Басня как жанр художественной литературы
Одна из известных басен А.И. Крылова — «Лиса и виноград» — является примером классической басни. В ней автор изображает лису, которая не может достичь винограда и чтобы успокоить себя говорит, что он не созрел. Из этой басни можно извлечь мораль о том, что люди часто оправдывают свои неудачи и не достигают поставленных целей, просто потому что не хотят или не могут признать свои ограничения.
Басня как жанр имеет свою структуру и традиционные элементы. В большинстве случаев басня начинается с описания ситуации или проблемы, затем вводятся герои в виде животных или растений, которые символизируют различные социальные группы или характеры людей. Далее следует развитие событий и конфликт, который развенчивается или разрешается в финале с помощью морали или урока. Мораль может быть явной или скрытой, но она всегда присутствует и направляет читателя в определенном направлении мышления и поведения.
Басня — это уникальный жанр литературы, который существует уже несколько тысяч лет и все еще популярен среди читателей всех возрастов. Она позволяет автору передавать сложные и актуальные проблемы через простые и доступные образы животных и растений. Басни помогают нам лучше понять себя, окружающий мир и принимать разумные решения в нашей жизни.
Басни Крылова | Главные герои |
---|---|
Лиса и виноград | Лиса |
Ворона и лиса | Ворона, Лиса |
Волк на псарне | Волк |
Лебедь, рак и щука | Лебедь, Рак, Щука |
Информация об авторах и развитие жанра
Наиболее вероятным является авторство легендарного древнегреческого мудреца Эзопа, считающегося родоначальником жанра басни как живого короткого рассказа, который он изобрёл как альтернативу скучным наставлениям. Жил писатель в 440 году до нашей эры, был рабом, добившимся свободы собственным умом. Высмеивание пороков в иносказательной форме заставляло одних людей уважать мудреца, а других обижаться и мстить. Жизнь Эзопа прервалась казнью за воровство, которого он не совершал. Он сам выбрал смерть, хотя ему было предложено вернуться в рабство и продолжать жить.
Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.
Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.
https://youtube.com/watch?v=wWjMNtuW79E
Сравнение с другими сюжетами
Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:
- Львом и Серной, где рыжая оказалась плохим другом и советником хищнику. Это произведение было одним из немногих, где автору в угоду стилю пришлось употреблять неправильные ударения и неловкие выражения.
- Вороной, где героиня лестью заполучила чужое угощение. На основе этого произведения советским и российским композитором Ю. М. Касьяником был создан вокальный цикл для баса и фортепьяно.
- Львом. Лиса боялась животное, пока не узнала его поближе.
- Волком. Хитрая героиня ласково обошлась с голодным кумом, но не дала ему еды.
- Ослом. Рыжая выслушивает рассказ, как раньше наводящий на всю округу лев, постарев, стал объектом издевательств всех животных.
- Сурком. Лисице не удалось найти себе защитника, который бы сказал, что она не брала взяток.
- Крестьянином. Воровка договорилась о честном заработке, да не стала держать слово.
Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.
Анализ, мораль басни Крылова «Лисица и виноград»
Басня «Лисица и виноград» более двух столетий является украшением русской классической литературы, несмотря на то, что стала переложением произведения древнегреческого поэта Эзопа. Ивана Андреевича обвиняли в дурновкусии и подражании, чуть ли не в литературном плагиате. Время подтвердило значение творчества И. А. Крылова для русской словесности, его виртуозное владение народным языком, которое не вполне оценено даже в наше время. Невнимательное прочтение басни подтверждается тем, что на книжных иллюстрациях довольно часто изображают ягоды янтарного цвета, тогда как автор ясно указывает, что они «рделись», то есть имели насыщенный бордово-красный цвет.
Басня «Лисица и виноград» являет мастерство великого русского баснописца – миниатюрное стихотворение содержит целый набор средств художественной выразительности. Здесь и сравнение – «кисти, как яхонты», и эпитет – «кисти сочные», и метафора – «глаза и зубы разгорелись», и метонимия – «кисти рделись».
Басня включает фразеологизм «оскомину набьешь», а просторечные устаревшие слова – «неймет (не имеет, не получает)», «отколь» – соседствуют с лексикой высокого стиля «рделись», «яхонты (драгоценные камни)», «око». Необходимость олицетворения Лисы как героини басни – «кума Лиса» – не мешает автору широко использовать этот прием – «зуб неймет», «видит око».
Чтобы точнее определить коллизию произведения, автор использует прямую речь героини – Лиса сама довольно эмоционально излагает суть конфликта, что подтверждается употреблением риторического восклицания. Поэт прибегает к инверсии – «висят они высоко», «винограду кисти», «час целый» – и эллипсису – «зелен – ягодки нет зрелой». Хитрость и изворотливость героини автор подчеркивает добавлением приложения «кума» и даже дублирует его словом «кумушка», что является отсылкой к русским народным сказкам.
Басня не содержит сформулированной морали – автор предоставляет читателю возможность сделать это самому. Поэт осуждает готовность некоторых людей к очернению, оплевыванию того, что недоступно для владения, понимания, и подчеркивает несостоятельность и отрицательные черты того, кто этим занимается. Заявление Лисы – попытка «сохранить лицо», выглядеть в глазах окружающих лучше, чем она есть на самом деле.
Хотя это не совсем очевидно, поэт клеймит и неразборчивость в средствах достижения цели – ведь Лиса залезает в чужой сад: по существу, она занимается воровством.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Анализ басни Лисица и виноград, герои басни
О басне
Замечательный сатирик, историк, книголюб Иван Андреевич Крылов создал басню «Ворона и виноград» в период рассвета своей биографической и творческой зрелости. Эту интересную и поучительную басню можно найти и прочитать в одном из девяти басенных сборников известного баснописца, которые друг за другом появились ещё при его жизни.
За основу своей стихотворной басни Крылов взял прозаическую историю древнегреческого поэта Эзопа об алчной и несамостоятельной лисице, которая видит в саду гроздья винограда и старается допрыгнуть до них и съесть. Но, увы, у торопливой лисицы ничего не получается. Русский баснописец разнообразил эзоповский поучительный рассказ стройным слогом, острым юмором, лаконичностью и точностью языка.
урок басни
«Лисица и виноград», как и все басни Крылова, преподаёт урок. Урок силы, выносливости, преодоления лени и стремления к цели. Главная героиня лисица лишена этих качеств. Она пасует перед трудностью, оправдывая свою несостоятельность и слабость внешними причинами и обстоятельствами. Себя, «рыжую и хорошую» она не судит — во всём виноват виноград: дескать, он только на первый взгляд неплох, а на самом деле незрелый, зелёный. Есть особая порода людей, которым легче обвинить в своих бедах окружающих и саму жизнь, чем попытаться исправить ситуацию упорством, терпением, трудолюбием и желанием. Наша «лисица» — блистательный пример такой никчёмной породы.
Басня «Лисица и виноград» легка для чтения и запоминания. В ней нет тяжёлых синтаксических конструкций, которые были бы непонятны. Изначально басня предназначалась для широкого круга читателей и потому её стиль прост, лёгок и вместе с тем неповторим. Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтом, глаза лисицы «разгорелись», а уж выражения про око, зуб и оскомину стали шедеврами во фразеологическом мире. Причём Крылов-юморист здесь ярок и запоминаем. Ладно бы глаза разгорелись, но вот зубы…Всем становится понятно, что лиса голодна и мечется от предвкушения вкусной трапезы. Словосочетание «кисти рделись» тоже любопытно. Это значит, что виноград созрел, покраснел. И здесь же антитеза — ягодки нет зрелой. Лисица выступает ещё и как противоречивая «барышня». Устаревшее слово отколь ничуть не портит басню, а делает её более народной.
Интересно, что Крылов показывает кратковременные старания лисицы: после часа бесполезных стараний её терпение лопается, и мы видим злую, раздосадованную неудачницу. Басня, безусловно, художественно и идейно совершенна. Это пример таланта, ума и любви к читателю.
Эту басню полезно перечитать и во взрослом возрасте.
Определение истинной сущности
В начале басни лисица проявляет огромное желание достать блистательные кисточки сочного винограда, который висит на пеньке. Она очень настойчива и идет на все уловки, чтобы добраться до своей желанной цели. Однако, столкнувшись с трудностями и невозможностью достать виноград, лисица меняет свое мнение и решает, что этот виноград является кислым и несъедобным.
Отказ лисицы от стремления достичь цели, как только она осознала свою неудачу, открывает нам глубокий урок. Лисица, ранее демонстрируя настойчивость и упорство, оказывается пустой и легкомысленной. Весь ее жар и энтузиазм были на самом деле направлены не на удовлетворение ее истинных потребностей, а на достижение внешних целей — в данном случае, винограда. Когда она столкнулась с трудностями, она быстро изменила свое мнение и отвергла желанный предмет, несмотря на то, что ранее сильно желала его.
Таким образом, басня Крылова «Лисица и виноград» помогает нам осознать, что истинная сущность человека заключается не в стремлении достичь внешних целей, а в постоянном развитии своей внутренней нравственности и характера. Она показывает нам, что истина и смысл жизни не всегда заключаются в получении желаемых материальных благ, и что настоящее счастье и удовлетворение могут быть найдены только внутри нас, в гармонии с нашими истинными ценностями и принципами.
- Истинная сущность человека не внешнее, а внутреннее
- Стремление к внешним целям может привести к разочарованию и неполноценности
- Настоящая ценность находится в развитии внутренней нравственности и характера
- Истина и смысл жизни не всегда связаны с материальными благами
- Счастье и удовлетворение могут быть найдены только внутри нас, в гармонии с нашими ценностями и принципами
Особенности
Во-первых, басня написана в форме стихотворения, что придает ей особый ритм и мелодичность. Все строки придерживаются строгой метрики, что делает ее легко узнаваемой и легко запоминающейся
Стихотворная форма также привлекает внимание читателя и делает текст более выразительным
Во-вторых, басня имеет яркие характеры и живописные описания. Лисица и виноград оживают на страницах произведения благодаря яркому и точному описанию их поведения и действий. Крылов умело использует детали и эпизоды, чтобы создать наглядные образы персонажей и ситуаций.
В-третьих, басня «Лисица и виноград» имеет ярко выраженный моральный смысл, возвышенное содержание и нравоучение
В ней автор осуждает людей, стремящихся к легкой наживе и показывает важность труда и упорства. Басня является своеобразной аллегорией, в которой лисица символизирует лживых и жадных людей, а виноград – достоинства, достижение которых требует усилий и труда
Наконец, басня отличается своей универсальностью и актуальностью. История о лисице, стремящейся к винограду и испытывающей разочарование, легко переносится на современные реалии и проблемы. Она позволяет читателю задуматься о собственных поступках и ценностях, а также дает возможность поучиться на ошибках главной героини.
Особенности | |
---|---|
Форма | стихотворение |
Характеры | яркие и живописные |
Смысл | моральное нравоучение |
Универсальность | актуальность в современных реалиях |
Как написать отзыв о басне Крылова “Лиса и виноград”?
“Лисица и Виноград”, отзыв к басне Крылова может быть таким:
Не всякий человек может признаться себе, что в каких-то неудачах или неприятностях, происходящих с ним, виноват он сам. Так и в этой басне, лисица хочет винограда, но достать его не может. Будь она немного усерднее и приложи чуть больше усилий, и вот заветный, сладкий виноград у неё в лапах. Она же, просто чтобы оправдать свою слабость, сослалась на незрелость винограда.
Так же и человек, ищет оправдание своей лени, своих неудач, своих слабостей. Он ищет причину в ком-то или в чём-то, а не в себе самом, хотя приложи ещё чуть-чуть упорства, и вот он, плод твоих мечтаний у тебя в руках.
Я прочитала басню Крылова “Лиса и виноград”.
В этой басне голодная лиса увидела в саду спелый виноград. Достать ягоды она не смогла, как ни старалась и решила, что виноград кислый и незрелый.
Крылов написал эту басню для того, чтобы люди поняли, что всего надо добиваться трудом и умом. Если человек не старается идти к своей цели и говорит, что цель этого не стоит, то виноват в этом сам человек.
И. Крылов известный баснописец. Его произведение “Лиса и виноград” небольшое, но в нем выражен смысл, автор с иронией рассказывает о лисе, которая голодной повадилась в сад, увидела виноград, захотелось ей ягод. Ягоды на вид были сочными, красивыми, поэтому “кумушка” подбиралась к ним, да не смогла сорвать: уж очень высоко кисти были! Целый час потратила, пытаясь что-то предпринять, но только вокруг да около ходила. С той поры выражение из текста стало крылатым:
Безусловно, басня полезная, она лаконичная, но в ней заложена суть. Тот, кто не смог добиться желаемого, всегда во всем видит обстоятельства. Поэтому лиса тоже себе сказала, что виноград-то незрелый, да так и ушла ни с чем. Когда не может человек чего-то достичь, он тоже обвиняет внешние факторы, но не себя самого.
Стоит почитать басню, ее можно рассказать и проанализировать с детьми.
Я просто обожаю басни И. Крылова. Они простые и понятные несмотря на то, что написаны в стихотворной форме. Крылов вдохновлялся от произведений Эзопа, но у него в стихах все. Мне именно Крылов ближе. В басне “Лиса и виноград”, которая читается всего за пару минут, заложен очень хороший смысл, который в том, что если у тебя что-то не получается, то не стоит в своем бессилии обвинять окружающих. Басня замечательная и я ее рекомендую к прочтению не только детям по школьной программе, но и многим взрослым. Вряд ли кто-то пожалеет, что прочитал это интересное произведение русского классика. Цели конечно нужно добиться, но если не смог, то отступись и признайся себе, что это не твое.
Отзыв к басне “Лиса и виноград”:
В произведении И.А.Крылова “Лиса и виноград” Лисица однажды забралась в сад. Там рос спелый и вкусный виноград, но очень высоко. Лисица пытается достать виноград и никак не может это сделать. Через некоторое время она начинает оправдываться тем, что виноград кислый и невкусный, а потом уходит.
Басня учит нас добиваться своей цели, либо отказаться от нее, признав свою несостоятельность и таким образом быть честным с самим собой. На примере главной героини автор преподает читателям урок, который в будущем будет очень полезным. Басня несет в себе важный смысл, ее легко и просто читать, поэтому она мне очень понравилась.
Как и в других баснях Крылов закладывает глубокие мысли о недостатках человека. Крылов показывает людей в образе животных по примеру которых можно определить тот или иной недостаток. Так получилось и в этой басне.
Я советую прочитать эту басню тем, кто постоянно любит винить в своих поражениях других людей или обстоятельства. Многие после прочтения точно узнают себя в этой басне, а точнее в самой лисе.
Подобные басни очень подойдут для растущего поколения, чтобы заранее знать, как правильно себя вести. В наше время даже взрослые люди могут оказаться такими как эта лиса. Видимо они не читали басни Крылова, отсюда и такое воспитание.
Здесь можно прочитать краткое содержание басни.
Здесь можно прочитать главную мысль басни.
Здесь можно прочитать о главных героях басни.
Отзыв к басне “Лисица и виноград”:
Басня “Лисица и виноград” очень поучительная, в ней описывается как однажды Лисица забралась в сад, там как раз созревали кисти винограда. Кумушке Лисице уж очень хотелось отведать грозди винограда, да только уж больно высоко висел виноград как она ни старалась, но дотянуться до винограда так и не смогла.
Мораль басни
Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.
Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.
Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.
Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми. А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя
В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя
А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.
История возникновения басен. Изучение басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»
Сидорова Мариана Ильинична,
учитель начальных классов
I Басня – одна из древнейших форм словесного искусства.
Басня – короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания, одна из древнейших форм словесного искусства.
Зачатком басни был пример из жизни – простейшая форма аргументации в обычной разговорной речи.
Образы животных, ставших основными героями басни, хорошо знакомы народной фантазии со времен первоначального анимизма и тотемизма, когда религиозное сознание переносило человеческие характеры и отношения на мир животных так же, как на мир богов.
Образы, созданные религиозным сознанием человека, стали первым достоянием его художественного сознания: боги и герои сделались персонажами мифа, животные – персонажами басни.
Басня пользовалась большой популярностью на Ближнем Востоке, тексты басен обнаруживаются в шумерских и вавилонских клинописных табличках, в Библии.
Но в качестве самостоятельного жанра, независимого, как в Библии, от контекста, и не смешиваемого с пословицами и поучениями, как в Шумере и Вавилоне, басня выделилась в Греции. В Греции басня стала орудием борьбы.
В древнегреческой литературе есть примеры сложившейся формы басни с устойчивым кругом мотивов, персонажей и поучений.
На Востоке басню рассказывали старшие младшим, высшие низшим, народные ораторы правителям. Иносказательность басенной формы позволяла пользоваться ею там, где прямо социальный протест был невозможен. Недаром этому периоду соответствует предание о жизни легендарного родоначальника басни – Эзопа.II Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, Толстого.
Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец. Геродот свидетельствует, что Эзоп жил в VI веке до н.э. на Самосе. По преданию, это народный мудрец, хромой раб, безвинно сброшенный со скалы по решению дельфийских жрецов. Считается создателем и канонизатором басни.
Со временем, в связи с переменами в общественной жизни, совершаются и перемены в форме бытования басни. Из «высокой» литературы для взрослых басня переходит в литературу учебную, предназначенную для детей. С её помощью дети впитывали народную мудрость. Около 300 г. до н.э. составляются первые сборники басен. В эпоху Возрождения (1479 г.) в Италии было напечатано первое издание эзоповского сборника басен. С этого периода берет начало история европейской литературной басни – жанра, которому суждено было возвеличиться именами Лафонтена ( 1621-1695) и И.А. Крылова ( 1768 – 1844).
С именем Эзопа связано выражение « Эзопов язык», обозначающее особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались художественная литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензурного гнёта.
Мотивы басен Эзопа мы встречаем в творчестве русских писателей
И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.III Методические рекомендации к разработке урока по басне И.А. Крылова « Лисица и виноград».
Басня – небольшое художественное произведение, написанное в прозе или в стихах, главные персонажи – животные, но в них мы узнаём характеры людей. В басне всегда есть аллегория ( иносказание), мораль, художественный образ.
Сюжет басни « Лисица и виноград» Крылов взял у Эзопа. Но не только Крылов воспользовался этим сюжетом. Л.Н. Толстой также перевёл эту басню.
Для изучения басни И.А. Крылова« Лисица и виноград» на уроке необходимо иметь басню Эзопа и басню Толстого с одноимёнными названиями.
Анализ художественного произведения.
— Чем похожи и чем отличаются эти басни у Эзопа и Л.Н. Толстого?
— Чем отличается басня Толстого от басни Крылова? ( проза, стихотворная форма)
— Есть ли у Толстого оценка действия лисы? А у Крылова?
— Какой лиса представляется у Толстого? ( хитрая) У Крылова? ( голодная)
— Каким был виноград на самом деле? ( спелым)
-Что значит « кисти рделись»?
— Как вы понимаете слова « У кумушки глаза и зубы разгорелись»? ( так бы и съела)
— Почему Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтами?
— Прочитайте действия лисы, как пытается она добыть виноград?
— На кого досадует лиса?
— Жалко ли вам лису в басне Толстого? Почему?
— А в басне Крылова? Почему?
— Подумайте, какой бы вы нарисовали лису в басне Толстого, а какой у Крылова?
— Чему учит нас эта басня? ( Нельзя добиться чего-то, обвиняя в этом других, а не себя.)
Работая над данным произведением можно использовать такие формы работы, как инсценировка, чтение по ролям, чтение наизусть, просмотр видео и т.д.
Форму урока учитель выбирает сам в зависимости от тех целей и задач, которые ставит для себя и хочет достичь от своих учащихся.