Мораль басни «Слон и Моська»
В басне описаны люди, желающие нападками на другого, зачастую более авторитетного человека и шумом вокруг себя, создать шумиху и популярность, и что всегда найдется публика, какую это привлечет.
Вторая составляющая морали басни такова — зачастую мы, двигаясь к заветной цели, можем натолкнуться на непонимание и осуждение, особенно, если настроены создать что-либо до этого незнакомое и новое.
Самое мудрое решение — не отвлекаться на людей, вас осуждающих и непонимающих, они только могут лаять, но не укусят, и делать все подобно Слону — упорно делать задуманное.
Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.
Басня Слон и Моська читать
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ.Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться;Ну так и лезет в драку с ним.»Соседка, перестань срамиться, -Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идетВпередИ лаю твоего совсем не примечает. -«Эх, эх! — ей Моська отвечает, -Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:»Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»
Басня Крылова «Слон и Моська»: жизненные примеры
Анализ басни
Басня написана в двадцатистрочной стихотворной форме, разностопным ямбом с кольцевой (опоясывающей) и смежной рифмовкой.
Средства художественной выразительности:
- архаизмы: «увидевши» — устаревшее «увидев», «знать» — в значении «наверное», «отколе» — «откуда», «срамиться» глагол в значении «позориться», устаревшие падежные формы «лаю не примечает» и «духу придаёт», разговорные фразеологизмы — «отколе не возьмись» в значении «внезапно», «духу придаёт» — в значении «воодушевляет».
- метафора — «лезет в драку».
- антитезис — «ты хрипишь…, а он …идёт и не примечает».
- лексический повтор — «Эх, эх!».
- эллипсис — «навстречу Моська им (бежит)».
- ирония — «тебе ли со Слоном возиться?».
- инверсия — «навстречу Моська им», «уж ты хрипишь», «говорят собаки», «он себе идёт».
- ассонанс — первое четверостишие содержит одиннадцать букв «о», что является аллюзией на толпу прохожих с приоткрытыми ртами.
- аллитерация и аллюзия — при появлении Моськи в сюжете басни, в четверостишии обильно используются свистящие и шипящие звуки: «ш», «с», «з», «зж», которые одновременно с часто повторяющимися «р» создают впечатление суеты, лая и собачьего рычания.
Суть басни «Слон и Моська»
Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное. При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает. Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»
Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.
Анализ басни Слон и Моська
Басня о том, как по городу водили Слона на которого ни с того ни с сего накинулась крошечная собака. Здесь можно видеть о взаимодействии двоих миров — высшего и низшего. Лая на Слона Моська надеялась на то, что ее заметят другие собаки и начнут ее возвышать. Стоило бы прислушаться к словам собаки, которая советует ей не позорится, но авторитет важнее. Нужно заметить, что в этой байке присутствует 3 участника:
- Моська(главный герой);
- Слон(которому не давали имени, что бы отвести его на второй план);
- Шавка(еще одна собака).
Моська олицетворяет очень слабого человека, который жаждет внимания и хочет добиться его любым способом. Такой человек знает кого выбрать себе в напарники, в нашем случае им стал Слон. Не зря Крылов выбрал именно это животное, так как это одно из самых больших, важных и величайших зверей на планете. Умные люди, достигшие в этой жизни чего-либо, не будут обращать внимания на каких-то мелких дворняг, что Моськам идет на руку. Только бесхарактерные зарабатывают дешевый авторитет на таких людях как Слон. Шавка же играет роль советчика, которая хочет чтобы Моська прислушалась к ее советам, но та стоит на своем и не хочет упускать шанс подрать горло на великана.
Примеры[править]
Мораль басни Слон и Моська
Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
Мораль
Знаменитый баснописец раскрывал человеческую сущность на примере животных. Басня «Слон и Моська» совместила в своём содержании величественного индийского слона и маленькую дворняжку. Этот тандем наглядно показал, как ведут себя некоторые люди. Произведение отличается от остальных басен Крылова И. А. тем, что басня имеет двойную мораль.
Моська ассоциируется с человеком, который хочет любыми путями утвердиться в обществе. Маленькая собачка стала лаять на слона, играя на публику
Тот, кто проявляет смелость и дерзость при толпе народа — может это делать только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Но за этой наигранной отвагой скрывается трусливая сущность и зависимость от мнения и одобрения окружающих.
Величественный слон, несмотря на все старания Моськи, не обратил на неё никакого внимания. По-настоящему умным и весомым людям всё равно, что хотят доказать им тявкающие скандалисты.