Анализ рассказа «тупейный художник»

Изображение русского национального характера в рассказе н. с. лескова тупейный художник — сочинение

Краткое изложение событий рассказа

Отношение графа к крепостным

Лесков изображает трагические судьбы двух людей, крепостных. Причина кроется в жестокости, разнузданности и всевластии помещика. Граф стремится сделать из Аркадия солдата, избивает юношу и позволяет себе всяческие грубости. Причина кроется в том, что герой побрил брата своего господина. Каменский не уважал также и крепостных девушек. Актрисы часто превращались в наложниц помещика

Любовь славилась красотой, а потому тоже привлекла внимание графа

Граф и крепостные актрисы

Когда девушкам предстояло провести с графом ночь, красавиц наряжали в определенные образы. Граф любил костюм Цецилии. Это католическая святая, которая пострадала за свою веру. Цецилия считалась символом невинности. Писатель намекает на невинность и душевную красоту девушек – с одной стороны, а также на цинизм графа – с другой стороны.

Попытка побега

Герои надумали убежать от графа и тайно обвенчаться. Но эта попытка провалилась. Священник, с которым договорились влюбленные, выдал героев помещику. Любу и Аркадия поймали и вернули Каменскому. Девушка попала в руки господина, а Аркадий чуть не умер от побоев.

Граф славился жестокостью по отношению к крепостным. Пытки, которые применял помещик, были страшными. В огромных погребах содержали тьму заключенных. Говорили, что там неугодных графу несчастных людей пытают, избивают, морят голодом, травят медведями, держат на цепях и т. д. Девушка слышала, как кричит Аркадий. От мучений Люба собиралась покончить с собой.

Жизнь Любы

Героиня повествует о своей дальнейшей жизни. Прошли годы. Девушка переселилась в пространство скотного двора, дожидаясь возлюбленного с военного похода. Тяжелый физический труд порой унимал боль души девушки. Писатель указывает на превратность жизни. Тупейный художник храбро проходит войну, получает офицерское звание. Это значит, что Аркадий больше не крепостной, а дворянин. Юноша собирается купить для Любы вольную у графа. Оказалось, что герой приехал уже в соседнюю деревню. Аркадий присылает возлюбленной весточку, сообщая о скором приезде.

Влюбленные собираются обвенчаться. Однако на следующее утро Люба узнает о смерти Аркадия: офицера обокрали и убили.

Люба тяжело переживает смерть возлюбленного. Девушка причастилась к выпивке. Люба находит утешение на могиле Аркадия. Но в трагических событиях этой истории виновата отнюдь не судьба. Писатель намекает на роль помещика в тяжести жизни крепостных. Автор также винит священника, который проявил малодушие и трусость. Наконец, литератор порицает жадность убийцы, отобравшего у юноши жизнь, соблазнившись пятьюстами рублей. Остается задать вопрос: отчего же страдают люди с чистой и красивой душой?

Из истории написания текста

В 1883-м на страницах «Художественного журнала с приложением художественного альбома» было опубликовано произведение Лескова. Номер этого издания посвящался «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года». Читателям хорошо известно, что 1861 год – это момент реформы: в Российской империи отменяют крепостное право. Текст снабжается подзаголовком: «Рассказ на могиле».

Писатель выбирает для своего творения «говорящий эпитет»:

Этот прием демонстрирует, что текст адресуется людям, пострадавшим от крепостного права, жертвам господ-самодуров. Таким образом, произведение рассказывает о тяжелых судьбах крепостных до реформы. Автор выражает эту мысль во фразе:

Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели…

Произведение основывается (в определенной степени) на реальных событиях, ведь прототипы ключевых персонажей – реальные личности. Под маской Любы изображается Прасковья Ковалева-Жемчугова, а под образом Аркадия – Николай Шереметьев. Брат помещика, по мнению литературоведов, списан с внука Шереметьева.

О жанре и направлении произведения

Писатель назвал свое творение «рассказом на могиле», поэтому текст – это своего рода поминальная речь по усопшему человеку. Эта черта сближает произведение с исповедальной литературой. Также литературоведы усматривают в «Тупейном художнике» черты агиографической литературы.

Лесков работает в рамках реализма. Произведение содержит черты миниатюрной новеллы. Эта мини-новелла рассказывает о наказании, которое человек порой несет за свой талант, мастерство. Писатель словно задается вопросом, может ли талант выжить в подчинении, может ли мастерство повиноваться господину.

Суть

Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.

Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.

Параллельно с этим брат графа Каменского, Сергей Каменский, просит прислать парикмахера побрить его. Однако граф Каменский не сразу соглашается. Убедив брата, что ему нужно остричь пуделя, Сергей Каменский дожидается Аркадия у себя. У него наготове пистолет, заряженный черкесскими пулями, и десять золотых монет на случай выигрыша. Тем не менее, Аркадий не боится погибнуть, так как знает о том, что ждет его любимую. Он не боится дерзить, сказав, что даже если бы граф посмел потянуться за пистолетом, то он бы перерезал бы ему горло бритвой. А далее Аркадий решается на отчаянный поступок. Он решает увезти Любовь Онисимовну в соседнюю деревню, чтобы тайно обвенчаться с ней, а после того отправиться в турецкий Хрущук, куда бежали многие люди от графа Каменского.

К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.

В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.

Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

«Тупейный художник», написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика). В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».

Главные герои лесковского рассказа — Люба и Аркадий — олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев художественно одарен. По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, по «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а, кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьей Каменских. Его особый талант заключался в «идейности», в способности придать лицу с помощью «рисовки» топкое, благородное выражение. Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости.

Особым светом наполнено и чувство Аркадия к Любе. Подобно героям лирических народных песен, он любит се благоговейно, восторженно и учтиво, а впоследствии, узнав, что девушка не избежала позора и унижения, сострадает своей возлюбленной и ни в чем ее не винит.

Трогательную любовь молодых «рабов» графа Каменского ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц развратного барина, и тогда Аркадии решается на ОТЧАЯННЫЙ поступок — совершает тяжкое с точки зрения юридических норм той эпохи преступление. Он увозит свою возлюбленную, — Не страшась возможных последствий побега, и в то же время — вполне по-русски — не продумав его как следует. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик — дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения.

Такая судьба (речь идет об Аркадии) в определенной степени тоже характерна для русской жизни — вспомним Гоголя, заметившего в «Мертвых душах», что русский человек «не любит» умирать своей смертью.

Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «идеальную* фольклорную героиню или «тихих» и кротких ангелов русских икон. Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства — прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы. Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую «роль» в мире.

Драма отношений крепостников с бесправными «рабами» осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не «хозяева жизни» — Каменские, а «свои». Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой постоялого дворника. Зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников, показывает автор. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде.

Основные темы

Ключевая тема рассказа, которая часто встречается и в других произведениях Лескова, — тема праведничества. Согласно словарю Ожегова, праведник у верующих людей – «человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов». Любовь Онисимовна и Аркадий – люди с чистой душой и совестью, истинные праведники

Обратите внимание на важную деталь – когда они сбежали от графа, первым делом захотели обвенчаться, то есть засвидетельствовать свой союз перед Богом

Неслучайно в рассказе упоминается и католическая святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за христианскую веру. Подобно ей Любовь Онисимовна пострадала за свои убеждения – она не захотела проводить ночь с нелюбимым графом Каменским, попыталась покончить с собой, чтобы избежать этого, и в итоге была признана безумной. Кстати, в рассказе об этом напрямую не сказано, но весьма вероятно, что замуж главная героиня «Тупейного художника» так и не вышла, навсегда оставшись верной Аркадию.

Важное место в произведении занимает тема крепостного гнета. Граф Каменский, хозяин театра, предстает как человек жестокий

Любовь Онисимовна рассказывает о том, каким издевательствам подвергались его крепостные крестьяне. Например, у графа были погреба, где люди сидели на цепи. Некоторые оставались в таком положении до конца жизни. Кроме того, Каменский пытал крепостных. В частности, использовалась дыба. Доставалось не только людям графа. Однажды он натравил собак на священников.

Интересно, что при всей жестокости Каменского у него есть понятия о благородстве, пусть и своеобразные. Да, граф пытал Аркадия после побега, но потом не стал его убивать или сажать на цепь в погреб. Каменский отдал провинившегося парикмахера на военную службу и написал письмо, чтобы «тупейного художника» взяли не простым солдатом, а сразу полковым сержантом.

Финал истории Аркадия – наглядная демонстрация того, что жестокие люди бывают во всех сословиях. Любовь Онисимовна, когда получила письмо от вернувшегося с войны возлюбленного, боялась, что граф его снова будет мучить. Вот только беда пришла, откуда не ждали, — спящего Аркадия зарезал ночью дворник, чтобы украсть у него деньги.

Чему учит?

Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.

Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.

Главные герои и их характеристика

Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.

  1. Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
  2. Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
  3. Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
  4. Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
  5. Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».

Характеристики главных героев

Любовь Онисимовна

Главная героиня рассказа, няня автора, а в молодости актриса в театре графа Каменского. Именно она рассказала историю про свою трагическую любовь с Аркадием Ильиным. Было ей тогда 18 лет, она была красавицей, и была влюблена в Аркадия, который отвечал ей взаимностью. Он был парикмахер и гримёр в театре. В один из дней она приглянулась тирану графу Каменскому, который решил лишить её чести. С Аркадием они пытались убежать из города, но их догнали и поместили её на скотный двор, а его отправили на войну. Через три года Аркадий вернулся офицером, хотел её выкупить, но его убил дворник ради 500 рублей. После чего Любовь Онисимовна больше никого не любила и стала выпивать.

Аркадий Ильич Ильин

Главный герой рассказа, крепостной графа Каменского, молодой человек 25 лет, не видевший никогда денег и не выходивший, практически, из театра по распоряжению графа. Он был искусный парикмахер и гримировщик, который всех артисток в театре готовил к сцене. Также он был личным парикмахером графа, и ему запрещалось стричь или брить других мужчин. Влюбившись в Любовь Онисимовну, он пытался увезти её от графа, зная, что тот никогда не даст добро на их брак, но был пойман графскими людьми. Граф долго его мучил и пытал, а потом отправил на войну, желая, чтобы там Аркадий геройски погиб. Но он выжил, стал офицером и вернулся домой, чтобы выкупить Любовь Онисимовну у графа. Но его мечтам не суждено было свершиться. Ночью его зарезал за 500 рублей дворник.

Граф Каменский

Тиран и душегуб, который был очень жесток со своими крепостными. У него была своя пыточная, куда за малейшую провинность отправлялись его люди, причём даже дети. Он был в отца, который был такой же жестокий человек и которого убили свои же крепостные, не выдержав издевательств. Граф содержал театр, где играли его подневольные люди. Имел младшего брата, который жил в деревне.

Рассказчик, автор

Ему было 9 лет, когда его няня, Любовь Онисимовна, рассказала ему и его брату, эту историю. Он её запомнил и позже решил поведать её нам.

Постоялый дворник

Убийца Аркадия Ильина. Убил он его ночью за 500 рублей, а когда его поймали, он был с деньгами и весь в крови. Через год ему дали 43 удара кнутом, заклеймили и отправили на каторжные работы.

Графов брат

Младший брат графа, живущий в деревне. Он приехал в Орёл, чтобы представиться Государю. Так как он хотел выглядеть хорошо, то пытался найти парикмахера, который приведёт его в порядок. Но никто браться не хотел, так как лицо его было бугристое, можно было поранить, а он грозился пристрелить, если это случится. Согласился брить его только Аркадий, который уже замыслил побег и которому нужны были деньги.

Дросида

Пожилая, высокая и добрая женщина, которая работала на скотном дворе. Она ласково встретила Любовь Онисимовну, когда та туда попала после бегства. Дросида вернула её к жизни, но всегда говорила, чтобы та не притрагивалась к бутылочке — плакону, так как станешь от него зависимой. Сама она без выпивки жить уже не могла.

Поп

Эпизодический персонаж, трусливый и продажный священник, который хоть и взял 6 золотых от Аркадия, но сразу их выдал при виде людей от графа Каменского.

Пападья

Эпизодический персонаж, жена священника.

Государь

Эпизодический персонаж. Какой именно Государь, автор сказать не мог, то ли Александр Павлович, то ли Николай Павлович. Во время рассказанных событий он проезжал через Орёл и собирался посетить вечером театр графа Каменского.

Филипп

Эпизодический персонаж, именно он рассказал Любови Онисимовне, что ночью был убит Аркадий постоялым дворником.

Фельдмаршал Михаил Федотович

Эпизодический персонаж, отец графа Каменского. Его убили крепостные за жестокость в 1809 году.

Брат рассказчика

Эпизодический персонаж, был моложе его на семь лет. Когда Любовь Онисимовна рассказывала свою историю, ему было 2 года.

Губернатор

Эпизодический персонаж, присутствовал на похоронах Аркадия.

см. также:Краткое содержание Тупейный художник, Лесков

Основные темы

Ключевая тема рассказа, которая часто встречается и в других произведениях Лескова, — тема праведничества. Согласно словарю Ожегова, праведник у верующих людей – «человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов». Любовь Онисимовна и Аркадий – люди с чистой душой и совестью, истинные праведники

Обратите внимание на важную деталь – когда они сбежали от графа, первым делом захотели обвенчаться, то есть засвидетельствовать свой союз перед Богом

Неслучайно в рассказе упоминается и католическая святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за христианскую веру. Подобно ей Любовь Онисимовна пострадала за свои убеждения – она не захотела проводить ночь с нелюбимым графом Каменским, попыталась покончить с собой, чтобы избежать этого, и в итоге была признана безумной. Кстати, в рассказе об этом напрямую не сказано, но весьма вероятно, что замуж главная героиня «Тупейного художника» так и не вышла, навсегда оставшись верной Аркадию.

Важное место в произведении занимает тема крепостного гнета. Граф Каменский, хозяин театра, предстает как человек жестокий

Любовь Онисимовна рассказывает о том, каким издевательствам подвергались его крепостные крестьяне. Например, у графа были погреба, где люди сидели на цепи. Некоторые оставались в таком положении до конца жизни. Кроме того, Каменский пытал крепостных. В частности, использовалась дыба. Доставалось не только людям графа. Однажды он натравил собак на священников.

Интересно, что при всей жестокости Каменского у него есть понятия о благородстве, пусть и своеобразные. Да, граф пытал Аркадия после побега, но потом не стал его убивать или сажать на цепь в погреб. Каменский отдал провинившегося парикмахера на военную службу и написал письмо, чтобы «тупейного художника» взяли не простым солдатом, а сразу полковым сержантом.

Финал истории Аркадия – наглядная демонстрация того, что жестокие люди бывают во всех сословиях. Любовь Онисимовна, когда получила письмо от вернувшегося с войны возлюбленного, боялась, что граф его снова будет мучить. Вот только беда пришла, откуда не ждали, — спящего Аркадия зарезал ночью дворник, чтобы украсть у него деньги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: