Урок литературы на тему: «поиски смысла жизни

Анализ рассказа шукшина алёша бесконвойный

Проблематика

Главная проблема – поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашёл утешение в… бане.

Важная проблема рассказа – проблема одиночества и понимания. Алёша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.

Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже её постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алёша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена. Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с личного местоимения, да ещё и в косвенном падеже – его. А из первого предложения читатель узнаёт, что Алёшу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков. Почему героя переименовали в Алёшу, неизвестно. Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый. В экспозиции объясняется, что Алёша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алёша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алёшу обзывает). Зато в субботу герой топил баню.

Сюжет рассказа – история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.

Только парился Алёша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алёша задумывает баню. Мысли Алёши просты, это житейская философия, но сделанные Алёшей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти. Алёша задаётся философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алёша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.

Алёша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алёши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алёшу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной. Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнётся, но потом сразу переходит к тому, как Алёша из бани пришёл, не слыша своего тела. Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.

После бани, как будто после рюмочки, Алёшу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочинённое маленькой дочерью – квинтэссенция жизни самого Алёши. Его душа подобна белой берёзке, которая мокнет под дождём жизненных неурядиц. В стихотворении малышки берёзку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо. Так и Алёша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.

Советуем почитать

В начале истории идёт напоминание о событиях, происходивших в предыдущих книгах цикла: история девочки Элли и её друзей в Волшебной стране и борьбу с Урфином Джюсом.

В Нью-Йорке собираются провести музыкальное выступление, в котором примет участие огромное количество знаменитых звезд. На это мероприятие приехали все богатые жители Филадельфии и Чикаго

Причиной, побудившей писателя написать этот рассказ, стал случай, свидетелем которого он был. Моросил тёплый летний дождь и гулявший по лесу писатель, вдоволь насладившись

Капитан Леду служил моряком на военных судах. Он начинал с простого матроса, потом стал рулевым и надеялся дальше продвигаться по службе, но в одной из военных операций лишился руки.

Источник

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

2 вариант

Алеша Бесконвойный — произведение русского писателя Василия Шушкина в 2016 году, впервые опубликован 5 сентября 2017 года.

Жанр — художественный вымысел.

Темой рассказа является то, что два человека не могут одинаково прожить жизнь, как два полена не могут одинаково гореть.

Костя Валиков, но его друзья и соседи зовут Алёшей Бесконвойным, потому что он никогда не соглашается работать в выходные дни ни за какую цену. В эти дни он лениться, отдыхает и парится в своей бане. Сначала кажется, что он бездельник и не хочет работать, но это не так ведь он есть одним из лучших работников в селе. Каждый рабочий день он пашет на поле с утра до веера.

Каждые выходные у него проходят одинаково, с утра он выходит на двор и колет дрова. После того как наколол дрова чтобы растопить баню, носит воду в котел и курит сигареты. Он давно занимается баней ведь его научил его отец, и считает, что обладает этим мастерством идеально. Любимое что он любит в бане, когда он смотрит на огонь он испытывает теплоту внутри. Когда дрова еще горят он идет домой разговаривая с женой на разные теми и пьет чай. Раньше она очень не любит что муж каждую субботу уходит в баню на весь день и ничего не делает. Но для Алеши баня — это отдых, где он может не думать о своей работе.

Попив чай, он идет в баню, где готовит веник из березы. Он всегда во время подготовки венечников думает, что будет после смерти и страшна ли она, что будет с его семей, как себя вести во время смерти. Вспоминает он и войну, на которой он был совсем недавно, один из случаев, когда он ехал с войны домой, по дороге его обокрала девушка которая пригласила его к себе домой, но он не жалеет своих вещей и хочет, чтобы такое еще раз повторилось.

После того как он пошел домой чтобы взять белье, остается на улице, чтобы потом лучше чувствовать тепло бани. Наступает момент, когда он заходит в баню и расслабляется начинаясь парится, это для него занятие которое ничем сравнить. Он берет веники, но не бет себя сильно, а легко касается кожи, и выходит на улицу несколько раз и тогда уже возвращался домой. На дворе уже стает темнее, наступала ночь, и Алеша приходит домой чувствуя обновленным, прилегши на кровать он вспоминает что надо покормить животные, но как бы хорошо там не было, однако в бане лучше. На следующий день он снова идет на роботу, ожидая выходных, чтобы отвлечься от мыслей и работы.

Алеша Бесконвойный — главный герой рассказа, которого на самом деле зовут Костя Валиков. Который очень любит отдыхать в бане на выходных, забывая о работе и мыслях. Алеша приносит своим близким множество неудобств.

Татьяна — жена Алеши. Она недовольна способом жизни своего мужа. Думает, что муж не любит ее и детей.

Композицией есть рассказ автора про одну из суббот главного героя.

Другие сочинения:

Темное царство и его жертвы

В пьесе А. Островского «Гроза» перед нами открывается жизнь в небольшом городке Калинове. С самого первого действия можно почувствовать напряженную атмосферу. Далее, мы понимаем, что виной всему влияние двух самодуров — Кабановой и Дикого. Они как старшие и умудренные

Первыми жертвами такой жизни являются дети Кабанихи — Тихон и Варвара.

С самого детства они находились под давлением этого общества. Влияние матери с одинаковой силой сказалось как на сына, так и на дочь, но повлияла она на них по-разному.

Что касается Тихона, то его портрет можно представить в виде жалкого, подавленного

Характер Варвары сформировался иначе, чем у брата. Ее нежелание быть под постоянным контролем матери и ее самодурства, она выбирает путь лжи и обмана. Варвара уже настолько привыкла совершать эти действия, что у нее это получается легко и весело, что никто и не заподозрит ее в обмане. Девушка уверена, что в доме Кабановых невозможно выжить, только без лжи и притворства. Она считает: «Когда мать на Варвару стала оказывать еще больше давления, девушка не смогла это стерпеть и было вынуждена сбежать из дому вместе со своим возлюбленным. Таким образом власть Кабанихи вновь пошатнулась.

Еще более слабым в отношении влияния «темного царства» оказался Борис. Если Тихон и Варвара хоть в малой степени смогли противостоять этому, то Борис нет. Автор представляет нам племянника дикого как доброго и образованного человека, который смог выделиться среди других героев. Но под властью дядюшки он не может проявить себя как смелого и решительного человека. Он не может спасти Катерину, увезя ее с собой, точно также как это сделал Кудряш. С одной стороны его можно понять, так как если бы он ослушался Дикого, то пострадал бы не только он сам, но и его сестра. Но с другой стороны Борис вызывает презрение у многих читателей из-за своей слабохарактерности. Он не способен выразить даже малейший протест против «темного царства» и вынужден подчиниться их правилам.

Но в пьесе не все так печально. Среди жителей города есть один человек, который проливает луч света в темноту. Этим человеком является Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, жаждущий изобрести машину времени. В его диалогах с другими героями мы видим его презрение к жестокому отношению к людям и равнодушное отношение ко всему прекрасному. Противостояние обществу можно проследить по его разговору с Диким. Кулигин пытается помочь всему обществу, например, повесить большие часы на стену или построить громоотвод. На все его просьбы Дикой дает отказ, просто не понимая зачем стараться на благо общества. Противостояние Кулигина не может быть открытым, ведь он бессилен, и все-равно не сможет ничего добиться. Именно поэтому ему приходиться вечно подчиниться и угождать другим. Но в самой последней реплике Кулигина мы наконец можем услышать явственный протест: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!» Своим высказыванием он одновременно и оправдывает смерть Катерины, и предъявляет обвинения «судьям», которые погубили свою жертву.

Сочинения по темам:

Темное царство в драме Островского Гроза Мрачную картину самодурных отношений: произвола, с одной стороны, бесправия и угнетения, с другой, рисует Островский в драме «Гроза». Действие происходит.

Жертвы темного царства в пьесе «Гроза» Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы.

Жертвы «темного царства» в драме Островского «Гроза» В атмосфере «темного царства», под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек.

Палачи и жертвы АБАКУМОВ Виктор Семенович (1908-1954). Министр государственной безопасности (1946-1951). Генерал-полковник. Родился в Москве, в семье рабочего. Тринадцати лет, окончив четыре класса.

Анализ финальной сцены драмы. Островского «Гроза» Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим.

«Луч света в темном царстве» Островский «Гроза» А. Н. Островский — великий русский драматург. Он первый в Русской литературе приоткрыл завесу над бытом купечества, показал бесправие женщины.

Быт и нравы темного царства в пьесе Островского Гроза Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров. Он.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Алёша Бесконвойный, достойный экспонат в галерее шукшинских «чудиков». Алёша колхозник, пастух. Он хочет отдыхать в субботу и в воскресенье. Скотина два дня не пастись не может, но Алёшу это не волнует. Главная черта, из-за которой Алёшу назвали Бесконвойным – безответственность, которая перечёркивает все положительные черты характера героя: он безотказный, старательный, умелый работник. Алёша любящий отец, хороший сосед (даёт взаймы денег). Он трудолюбив, сам готовит баню, моет её, колет дрова и носит воду.

Алёша доставляет своей жизнью множество неудобств близким. Жене стыдно за его поведение, но она боится с ним ругаться, помня, что его брат застрелился, поссорившись с женой. Старший сын, умный и старательный, стыдится, что его отец пастух. А какой-то колхозник должен делать за Алёшу всю работу в субботу и в воскресенье.

Алёша много думает о жизни, но никому своих мыслей не открывает. Алёша не показывает своих чувств к детям, а к жене равнодушен. Да и любит ли он детей? Он не беспокоится, когда дети болеют. Вся его любовь заключается в том, что сердце ноет от любви и восторга. Герой пытается найти смысл жизни, ждёт озарения «про людей, про их жизнь». Ведь нельзя же считать смыслом жизни работу пастухом?

Вот для детей Алёша смысл жизни находит: они должны выучиться, уехать в большой город и возвыситься там до почета и уважения. Тогда смысл жизни Алёши состоял бы в том, чтобы суетиться возле приехавших на лето детей и их родни. А городские сразу бы заметили, какой Алёша добрый и заботливый.

Так через несобственно-прямую речь Шукшин передаёт сокровенную мечту Алёши – быть человеком значимым, важным. Эту потребность в признании Алёша никогда не реализует, потому что никак не проявляет ни доброты, ни заботы о других, ни любви.

Читатель понимает, что этих качеств у Алёши и нет. Даже собственное имя он утратил.

Единственный раз Алёша почувствовал свою значимость, когда по дороге с войны встретилась ему ласковая Аля, которая потом его обокрала. Теперь смысл жизни для Алёши заменяет баня. Но даже жена не решается указать Алёше на никчёмность его пристрастия. Потому что ранимость души в их роду, видимо, семейное: брат Алёши застрелился после ссоры с женой.

Выбрать книгу по жанру

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

Вариант 2

Умение наслаждаться жизненным пространством, распоряжаться временем, которое предоставляется человеку на земле, отнюдь не является гедонизмом или чем-то подобным. В действительности такое умение является как бы выходом из времени, способностью преодолеть действительность и обрести некие духовные блага.

Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный, который является главным героем одноименного рассказа, эту тихую радость приобретал при помощи еженедельного посещения бани. Суть всего банного процесса была подобна тому как, например, японцы отправляются наблюдать за цветением сакуры и проводят в этом неспешном занятии целый день. Только Костя занимался баней регулярно, каждую неделю и во многом именно относительно этого события и строился его жизненный цикл.

К слову о жизненном цикле тут весьма актуальным является добавить отношение других людей к поведению Алеши Бесконвойного. Они считали его обязанным работать и в субботу, которая формально является свободным днем, но для работников сельского хозяйства диктует другие условия

Действительно, для скотника, да и любого, кто работает с живым материалом (растениями, животными) требуется довольно пристальное и непрерывное внимание за своим трудом

Тем не менее, главный герой не собирается отступать от собственного распорядка и в этом заключается его оппозиция обществу. Он регулярно занимается обретением, как об этом пишет автор, маленькой радости – своеобразной формы душевного покоя и равновесия. В этом заключается его духовная работа и на самом деле трудно сказать нечто против такого отношения к действительности, ведь забота о душе является весьма существенным делом.

На протяжении существенной части рассказа описывается как главный герой тщательно готовит баню и занимается парением, как вдумчиво относится к каждому этапу, включает элементы творчества. В этом деле он достиг совершенства и хотя внешне оно во многом попросту бесполезное, для самого героя оно приобретает огромную пользу и значимость. Вероятно, в этом заключена метафора Шукшина, который указывал на потребность исключить себя из социума на некоторый период для того чтобы достигнуть душевного равновесия.

Также Шукшин довольно тщательно описывает потребность отстаивать собственное право на подобное уединение, рассказывает о том, как тяжело было сначала Косте получить согласие и понимание от супруги Таисии. Для примера даже приводятся истории других семейных пар, где отсутствие понимания привело к печальным последствиям. Вероятно, каждому требуется нечто подобное как Алеше Бесконвойному.

Анализ рассказа «Алеша Бесконвойный» Шукшина

Рассказ актуален для любого времени. Он построен на внутреннем монологе героя. Отношение к герою меняется по ходу чтения. Вначале его характеризуют местные жители. Для них он Алеша Бесконвойный, безответственный строптивый чудак, юродивый, «преподобный». Потом читатель узнает его лучше. Чувствуется, что Шукшин на стороне своего героя. Для него Алеша понятен, близок. Два дня в неделю герой идет против течения деревенской жизни. Алеше приходится бороться за право на внутреннюю свободу, за время «подумать».

Он одинок, но не озлоблен. Душа уже не просит праздника, успокоилась, и полюбила близкое, простое, родное: детей, степь, зарю, ясные дни. Герой уверен, что в городских людях больше такта, понимания, культуры. Детей он видит горожанами. Он хранит в сердце тайную давнюю любовь, одну встречу. Баня – символ очищения. Каждую субботу он смывает грязь не только с тела, но и души. Мастерская – символ личного пространства, творчества, работы в свое удовольствие, не ради денег. Общественная баня – символ суеты, бездушия, отчуждения. Трагичен эпизод с братом Алеши. Тот устал от непонимания в семье, сгоряча покончил с собой. Рассказ учит быть добрее, внимательнее к людям, пробуждает сострадание и уважение к ним, благодарность жизни, любовь к родным местам.

Вариант 2

“Алеша Бесконвойный” – произведение, написанное известным советским писателем Василием Шукшином. Роман повествует о жизни молодого парня Алеши, который живет в деревне и мечтает о лучшей жизни. Он стремится к знаниям и образованию, но его окружение не понимает его желаний. Алеша сталкивается с различными проблемами, такими как бедность, насилие и несправедливость. Однако, он не сдаётся и продолжает бороться за свои мечты.

В произведении Шукшин изображает жизнь русской деревни в послевоенное время. Он показывает, как трудно было жить в те годы, когда страна только начинала восстанавливаться после войны. Автор описывает жизнь простых людей, их проблемы и трудности. Он показывает, что даже в трудные времена, люди могут сохранять свою человечность и духовность.

Одной из главных тем произведения является тема образования. Алеша мечтает о знаниях и образовании, но его окружение не понимает его желаний. Шукшин показывает, что образование – это не только знания, но и возможность изменить свою жизнь. Алеша понимает, что только образование может помочь ему достичь своих целей.

В произведении Шукшин использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и идеи. Он описывает природу, животных и людей, чтобы показать, как все они связаны между собой. Автор использует язык, близкий к народному, чтобы передать атмосферу русской деревни.

Шукшин показывает, что жизнь в деревне не всегда проста и легка. Он описывает бедность, насилие и несправедливость, которые сопровождают жизнь простых людей. Однако, автор не показывает деревню как место безнадежности и отчаяния. Он показывает, что даже в трудные времена, люди могут сохранять свою человечность и духовность.

Алеша – главный герой произведения, который борется за свои мечты и идеалы. Он не сдаётся перед трудностями и продолжает идти к своей цели. Алеша понимает, что только образование может помочь ему достичь своих целей. Он учится самостоятельно, читает книги и стремится к знаниям.

Шукшин показывает, что образование – это не только знания, но и возможность изменить свою жизнь. Алеша понимает, что только образование может помочь ему достичь своих целей. Он учится самостоятельно, читает книги и стремится к знаниям. Автор показывает, что образование – это не только путь к карьере и успеху, но и путь к самопознанию и развитию личности.

В произведении Шукшин использует язык, близкий к народному, чтобы передать атмосферу русской деревни. Он описывает жизнь простых людей, их проблемы и трудности. Автор показывает, что даже в трудные времена, люди могут сохранять свою человечность и духовность. Он показывает, что образование и знания могут помочь человеку достичь своих целей и изменить свою жизнь.

В целом, “Алеша Бесконвойный” – это произведение о человеческих ценностях, о том, что важно в жизни. Шукшин показывает, что даже в трудные времена, люди могут сохранять свою человечность и духовность

Он показывает, что образование и знания могут помочь человеку достичь своих целей и изменить свою жизнь. Автор использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и идеи. Он описывает природу, животных и людей, чтобы показать, как все они связаны между собой.

Читательский дневник по рассказу «Алеша Бесконвойный» Шукшина

Сюжет

Костя Валиков – отличный работник (пастух, скотник), муж Таисьи, отец 5 детей, но в деревне его кличут «Алешей Бесконвойным», безответственным. За то, что по субботам-воскресеньям не работает, как все. А у него в субботу отдых для души, радость: банька, а в воскресенье – дела в мастерской. В бане он думает о жизни, людях, вспоминает Алю, случайную попутчицу после войны, укравшую у него не только сапоги с ковром, но и сердце. И в такие дни Алеша понимает, как дорога ему жизнь, хоть не все в ней, как хотелось бы, и как любит он пусть еще не всех людей, но детей и родную степь уж точно.

Отзыв

Рассказ о деревенской жизни, о людях, время которых проходит в трудах и суете. Герой – типичный шукшинский «чудик». Независимый в суждениях, с добрым сердцем, упрямый, непонятый односельчанами и близкими, одинокий. Он хочет чувствовать вкус жизни, иметь время оглянуться, задуматься, понять, вспомнить, что дорого сердцу. Недаром его прозвали «бесконвойным», неуправляемым. Алеша любит внутреннюю свободу. Рассказ учит не судить по внешности, ставить себя на место другого, ценить время, простые человеческие радости, искать взаимопонимания.

Алеша Бесконвойный :: Шукшин Василий

——————————————— Василий Шукшин

АЛЕША БЕСКОНВОЙНЫЙ

Его звали-то не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость. Впрочем, безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того — старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником — кочегарил на ферме, случалось — ночное дело — принимал, телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался, Два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье. И даже уж и забыли, когда это он завел такой порядок, все знали, что этот преподобный Алеша «сроду такой» — в субботу и воскресенье не работает. Пробовали, конечно, повлиять на него, и не раз, но все без толку. Жалели вообще-то: у него пятеро ребятишек, из них только старший добрался до десятого класса, остальной чеснок сидел где-то еще во втором, в третьем, в пятом… Так и махнули на него рукой. А что сделаешь? Убеждай его, не убеждай — как об стенку горох. Хлопает глазами… «Ну, понял, Алеша?» — спросят. «Чего?» — «Да нельзя же позволять себе такие вещи, какие ты себе позволяешь! Ты же не на фабрике работаешь, ты же в сельском хозяйстве! Как же так-то? А?» — «Чего?» — «Брось дурачка из себя строить! Тебя русским языком спрашивают: будешь в субботу работать?» — «Нет. Между прочим, насчет дурачка — я ведь могу тоже… дам в лоб разок, и ты мне никакой статьи за это не найдешь. Мы тоже законы знаем. Ты мне оскорбление словом, я тебе — в лоб: считается — взаимность». Вот и поговори с ним. Он даже на собрания не ходил в субботу.

Что же он делал в субботу?

В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился, как ненормальный, как паровоз, по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром… Но все равно это же какой надо иметь организм! Конский?

В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор — колоть дрова.

У него была своя наука — как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые: они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением…

Вот, допустим, одна такая суббота.

Погода стояла как раз скучная — зябко было, сыро, ветрено — конец октября. Алеша такую погоду любил. Он еще ночью слышал, как пробрызнул дождик — постукало мягко, дробно в стекла окон и перестало. Потом в верхнем правом углу дома, где всегда гудело, загудело — ветер наладился. И ставни пошли дергаться. Потом ветер поутих, но все равно утром еще потягивал — снеговой, холодный.

Алеша вышел с топором во двор и стал выбирать березовые кругляши на расколку. Холод полез под фуфайку… Но Алеша пошел махать топориком и согрелся.

Он выбирал из поленницы чурки потолще… Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.

— Ишь ты… какой, — говорил он ласково чурбаку. — Атаман какой… — Ставил этого «атамана» на широкий пень и тюкал по голове.

Скоро он так натюкал большой ворох… Долго стоял и смотрел на этот ворох. Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них — свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой…

Алеша стаскал их в баню, аккуратно склал возле каменки, Еще потом будет момент — разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь.

Но надо еще наносить воды. Дело не столько милое, но и противного в том ничего нет. Алеша старался только поскорей натаскать. Так семенил ногами, когда нес на коромысле полные ведра, так выгибался длинной своей фигурой, чтобы не плескать из ведер, смех смотреть.

Стилистические особенности

В основе рассказа лежит ирония. Человек слывёт в деревне странным, потому что не работает в субботу и воскресенье, а в сельском хозяйстве так делать нельзя. Получается, что человека обвиняют в том, что он не готов работать без выходных.

Читатель узнаёт главного героя через авторскую характеристику, слова односельчан и жены, скупые разговоры героя на бытовые темы. Но главное средство характеристики героя – его внутренние монологи и несобственно-прямая речь. Просторечные слова в монологах указывают на то, что всё происходящее в субботу читатель видит глазами героя: и уход детей в школу, и то, как жена Таисия «усунулась» в сундук за свежим бельём, и такие детали, как «свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой» дух от берёзовых поленьев.

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Алёша Бесконвойный»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: