Предыстория
Повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в августе — октябре 1834 года. Впервые опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» вышедшей в типографии «Вдова Плюшар с сыном» с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть связана с более ранними замыслами Гоголя, в том числе с незаконченной комедией «Владимир третьей степени» и «Записки сумасшедшего музыканта». Толчком к написанию повести послужила застольная беседа с неким врачом об особенностях поведения душевнобольных. В числе источников повести в первую очередь упоминаются такие произведения как «Житейские воззрения кота Мурра» и «Серапионовы братья» Эрнста Гофмана. Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Повесть была написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырёх месяцев; композиция повести делится на пять частей и состоит из двадцати фрагментов. При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чём Гоголь с некой долей разочарования писал Александру Сергеевичу Пушкину: «Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла»
В 1842 году повесть была включена в сборник «Петербургские повести». В 1873 году вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырёх томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на английский, французский, шведский и эстонский языки.
Проблемы
В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.
Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его
И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки
Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.
Композиция
Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.
- Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
- Далее следует завязка основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, её красота поразила бедное сердце несчастного чиновника.
- Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в момент, когда он будто бы слышит разговор двух собачек на улице, одна из которых является питомицей Софи. Поприщин следует за животными, чтобы больше узнать о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзинки одной собачонки и прочесть их. Из писем он узнает о Теплове – потенциальном женихе своей возлюбленной, и эта новость повергает его в отчаяние.
- Кульминация действия происходит в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, будто он скрытый наследник испанского престола.
- Повесть заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать письмо матери с просьбой о помощи.
Вариант 2
История создания:
Повесть “Записки сумасшедшего” была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Первая публикация произведения состоялась спустя год в сборнике “Арабески” под названием “Клочки из записок сумасшедшего”. Позднее “Записки сумасшедшего” вошли в сборник “Петербургских повестей”.
Жанр: повесть
Тема:
Тема “маленького” человека — центральная в “Записках сумасшедшего. Главный герой повести небогатый чиновник, который стесняется своей старой шинели, мучается от постоянных угрызений совести, тяготится одиночеством. Отчаянье, которое испытывает Поприщин, доводит его до сумасшествия.
Сюжет:
Мелкий дворянин в чине титулярного советника Поприщин служил в департаменте, где его работа сводилась к переписыванию бумаг. Герой был не доволен своим положением, старой шинелью и низким чином. Он не охотно ходил в департамент. Начальник отделения часто бранит его за плохо сделанную работу.
Поприщину нравилась дочь директора департамента — Софи. Но даже самому себе он не мог признаться в чувствах к девушке.
Однажды герой становится свидетелем разговора двух собак: Меджи, хозяйкой которой является Софи, и Фидельки. К своему удивлению, Поприщев узнает из их диалога, что они ведут переписку. Аксентий Иванович решает похитить письма собак в надежде узнать из них, как к нему относится Софи. Герой проследил за хозяйками Фидельки. Через несколько дней он забрал письма, которые писала Меджи подруге.
Из переписки собак герой узнает о камер-юнкере Теплове, в которого влюблена дочь директора. Отец Софи не против брака. О самом Поприщеве Меджи говорит, как о некрасивом человеке, глядя на которого, ее хозяйка не может сдержать смех.
Письма сильно расстроили Аксентия Ивановича. Через несколько дней он полностью оторвался от действительности. Герой больше не ходил на службу в департамент, большую часть времени он проводил дома.
Из газеты Поприщев узнал о смерти испанского короля. Большое впечатление на него произвело отсутствие наследников престола. В какой-то момент Поприщев решает, что он и есть король Испании.
Герой несколько недель ждал испанскую делегацию, чтобы быть представленным ко двору. Ее задержка в пути сильно его волновала.
Поприщев попал в сумасшедший дом, который принял за Испанию. В последней записи в дневнике герой говорит о то, что у него уже нет сил терпеть страшные мучения в лечебницы: ему обрили голову, лили на нее холодную воду, били палкой за непослушание. Последняя запись Поприщева наполнена отчаяньем и болью: он вспоминает свою маму, просит у нее защиты и жалости.
Главные герои:
Аксентий Иванович Поприщин — главный герой “Записок сумасшедшего”. Поприщеву 42 года. Герой служит в департаменте в чине титулярного советника. У него нет семьи и детей. Поприщев тяготится своим положением. Чиновник тайно влюблен в дочь директора департамента.
Директор департамента — солидный, честолюбивый мужчина.
Софи — красивая молодая девушка, дочь директора.
Камер-юнкер Теплов — жених Софи.
Начальник отделени — руководитель Поприщева.
Меджи и Фиделька — две собаки, разговор которых случайно подслушал Поприщев.
Мавра — служанка главного героя.
Композиция:
“Записки сумасшедшего” написаны в виде дневниковых записей небогатого чиновника. Они представлены в прямой хронологической последовательности, что говорит о линейной композиции повести.
Экспозиция повести является рассказ Поприщина о его жизни в Петербурге. Герой недоволен своим положением в обществе. Тайно он желает оказаться графом или генералом.
Завязка — главный герой влюблен в дочь директора департамента. Герой мечтает сделать карьеру и жениться на девушке.
Развитие действия происходит уже в первой записи дневника. В ней читатели видят зачатки сумасшествия Поприщева. Титулярный советник становится свидетелем разговора двух собак, которые к тому же еще и ведут переписку. Главный герой похищает письма одной из них. Из их записок Поприщев узнает о женихе Софи — Теплове. Это обстоятельство повергает его в отчаянье.
Кульминацией повести становится сумасшествие героя. Поприщев считает, что он испанский король. Герой шьет себе мантию из нового вицмундира. С дня на день он ожидает делегацию из Испании.
Развязка — главный герой попадает в больницу для душевнобольных.
Анализ 3
По первому замыслу, эта повесть должна была представлять комедийный рассказ о жизни чиновников. Но потом Николай Васильевич Гоголь изменил направление жанра, представив произведение в виде записей дневника.
Аксентий Иванович Поприщин, бедный чиновник, завидующий своим губернским собратьям, имеющим возможность взяточничества. Он стыдится своей одежды, думает попросить у казначея денег в счет жалования, и влюблен в дочь своего начальника. Но признаться в этом, ему не хватает духу даже самому себе.
Досугом этого мелкого служащего можно назвать редкое посещение театра и чтение газеты, лежа у себя на диване.
Ничем не примечательная жизнь обычного человека, каких абсолютное большинство в любом городе, ничем не намекает на душевную болезнь этого человека, которая тихо прогрессирует.
Читатель начинает узнавать о душевной болезни главного героя с самых первых строк дневника. Далее Поприщин видит и слышит то, что другие люди не видят.
Герой узнает о планирующейся свадьбе девушки, в которую тайно влюблен и разражается возмущением по поводу того, что счастье достается только генералам и камер-юнкерам. От обиды он решает стать генералом и мстить своим обидчикам.
Попранное самолюбие, мелкая зависть и жгучее желание иметь положение в обществе приводят Поприщина к паранойе и заставляют полностью погрузиться в мир своих фантазий, воображая себя испанским королем. Герой постоянно говорит об этом окружающим, что естественным образом приводит его в психиатрическую клинику.
Душевная болезнь главного героя обогащает его духовный мир, как ни парадоксально это не звучит. Поприщин с королевским достоинством и спокойствием принимает все тяготы судьбы и жестокости и низости лечения паранойи в клинике. Именно здесь и сейчас он начинает понимать всю бренность бытия, что с уверенностью можно обозначить мудростью житейской.
Именно записками сумасшедшего человека Николай Васильевич пытался представить низость душ и нравственную пустоту чиновничьей среды, вырваться из которой подвластно только в иной мир. Будет ли он миром, придуманным или потусторонним, решать нам не дано, так как попранные мораль и нравственность не имеют там права голоса, а уж тем более, решений.
Другие сочинения:
Основные персонажи
Содержание произведения можно посчитать обычным пересказом мыслей сумасшедшего человека. Это своеобразный дневник, в котором якобы душевнобольной делится своими мыслями, из-за чего читательское восприятие героя может оказаться ошибочным. Но это совсем не так: в своем сочинении писатель рассказывает о маленькой личности, которая постоянно страдает из-за собственной ничтожности. Герой отчетливо понимал, что жалок, однако не хочет изменить сложившуюся ситуацию. По этой причине он и лишился рассудка.
Главными героями повести «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя являются:
- Аксентий Поприщин — 42-летний мелкий чиновник;
- директор департамента — краткий, умный и честолюбивый человек;
- Софи — привлекательная дочка руководителя, в которую влюблен Аксентий;
- Иван Теплов — отважный юноша, жених девушки;
- Меджи и Фиделька — маленькие собаки, чьи письма украл герой;
- Чухонка Мавра — пожилая служанка Поприщина.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой, чьи записки нам предложил прочесть автор – Аксентий Иванович Поприщин. Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в департаменте. Его основная работа заключается в очинке перьев для директора департамента. Этот персонаж очень напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Он так же одинок, за сорок два года жизни так и не сумел обзавестись семьей или хотя бы парой близких друзей. Положение его крайне бедственно, герой постоянно стыдится своего старомодного платья и себя самого, в том числе. В свободное время он практически всегда читает журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда посещает театр, считая это место высшим проявлением настоящего искусства. В целом, его поведение не кажется читателю странным, но с каждой новой заметкой сомнения по поводу его психического здоровья увеличиваются. Фамилия героя выбрана Гоголем не случайно. Поприщин — происходит от слова «поприще», именно оно описывает ту маниакальную идею, возникшую в голове Аксентия Ивановича. На протяжении всего произведения он судорожно пытается найти предназначение, чтобы хоть в чем-то видеть смысл собственного существования.
- Возлюбленная Поприщина – Софи, дочь директора департамента. Юная, невероятно красивая девушка, которая относится к главному герою с известной долей иронии. Из писем двух собачонок становится известно, что она надсмехалась над Аксентием Ивановичем, сравнивая его со старой черепахой. Гоголь не пытается особым образом охарактеризовать героиню, но дает читателю понять, что особы из её круга просто не могут отвечать взаимностью на чувства титулярных советников.
- Теплов – камер-юнкер, о котором Поприщин так же узнает из украденных писем. Никаких особенных сведений о нем нет, кроме того факта, что Софи отдала ему своё сердце.
- Директор департамента – человек, о котором довольно часто упоминается в записках. Непосредственный начальник Аксентия Ивановича. В начале произведения фигурировал в положительном свете, но после того, как стало известно о предстоящей свадьбе его дочери с Тепловым, мнение коренным образом меняется. Поприщин называет директора масоном и глупой пробкой, не имеющей собственного мнения.
- Меджи и Фиделька – отнюдь не самые последние герои произведения. Именно в разговорах и таинственной переписке этих собачек отражена фантастическая сторона повести. Таким образом, Н.В. Гоголь хотел передать нравы и мораль светского общества и то, каким гнилым оно является на самом деле.
Критика
О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его. Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах.
Но особенно запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г. Белинского:
Поприщев из «Записок сумасшедшего» безумствует в театре Маяковского
Фото: ИТАР-ТАСС
На Малой сцене театра имени Маяковского состоялся очередной показ премьерного спектакля «Записки сумасшедшего» по повести Николая Гоголя в режиссерском исполнении выпускника ГИТИСа Туфана Имамутдинова. Именно эта постановка в 2010 году сделала его лауреатом Третьего международного конкурса студенческих отрывков «Режиссер и пространство».
Творческий коллектив решил отойти от привычной трактовки классика. Параллельно с повестью о маленьком человеке Аксентии Ивановиче Поприщине, который служит чиновником в департаменте, целыми днями затачивая перья и мечтая о директорской дочери, на сцене разыгрываются отрывки из «Учителя танцев» Лопе Де Вега.
«Эта история титулярного советника, который любит ходить в театры. Почему бы ему помимо спектакля про Филатку не посетить какую-нибудь испанскую постановку. Директорская дочь для него как Испания – очень далекая, нереальная», — объясняет идею исполнитель главной роли Александр Алябьев.
В 2009-м отрывок из «Записок сумасшедшего» был сыгран третьекурсниками в знаменитой 39 аудитории ГИТИСа — в ней по традиции показывают дипломные спектакли. Постановка заканчивалась ровно на том месте, где обезумевшего титулярного советника Поприщина, мнящего себя испанским королем, должны были забрать в дом для умалишенных. Ребята посчитали такой финал для влюбленного героя излишне суровым.
Фото: ИТАР-ТАСС
Спектакль играли около полутора лет. После наступило затишье. Переезд на сцену требовал определенных финансовых затрат. Вторую жизнь постановке подарил фестиваль Premières в Страсбурге, участником которого в 2012 году и стала студенческая работа москвичей. После спектакль перекочевал на сцену театра Маяковского. В его труппу в прошлом сезоне был зачислен Александр Алябьев. Помимо «Записок» молодой актер, который, кстати, является однокурсником Имамутдинова, играет роль в «Дядюшкином сне» на Основной сцене «Маяковки», а также работает в труппе театра «Практика» – постановка «Иллюзии» режиссера Ивана Вырыпаева.
«Записки сумасшедшего» — довольно энергичный спектакль. С подмостков звучат серенады под гитару и кипят нешуточные русско-испанские страсти с оттенком абсурда. Жанр действия справедливо назван гротескным. Директорская дочка Софи в исполнении Дарьи Хорошиловой легка и воздушна, а потому не ходит – порхает в воздухе. Поприщев влюблен до одури и неординарен во многих своих проявлениях. Из карманов его сыплются перья, а с плеч свисает красная ковровая дорожка, символизирующая мантию короля Испании. Подвижный Алябьев заполняет собой все пространство: он мечется из угла в угол, прячется за дверью, катается по полу, танцует и даже вживается в роль быка на корриде.
Фото: ИТАР-ТАСС
То и дело герои мокнут под осенним проливным дождем и встречают загадочно странствующего по сцене Пушкина в длинном черном плаще. Довольно необычно, но, в общем и целом, забавно. Невольно задаешься вопросом: «А один ли Поприщев сошел с ума?»
Надо сказать, что сценическое оформление спектакля в «Маяковке» – точная копия декораций 39-й аудитории ГИТИСа, созданных художником Тимофеем Рябушинским. Черная стена с дверями, из которых выбегают чиновники и испанцы, это в какой-то мере символ студенческих начинаний, дань прошлому. Хотя сами актеры не отрицают, возможно, в скором времени стена трансформируется во что-то новое. А вместе с ней изменится и сам спектакль. Ведь он еще очень молод, а потому пластичен и готов принять иные формы.
Подготовила Алла Панасенко
Последствия сумасшествия
Во время прогулки по петербургским улицам герою показалось, что он неправильно одет, так как был не в королевском наряде. Поприщев начал рвать свою шинель, делая из нее своеобразный царский плащ
Затем, придя после длительного прогула на работу, он поражал коллег высокомерным поведением, а на одном важном документе поставил подпись Фердинанда Седьмого.
Однако сумасшедший мужчина не остановился на этом. Клерк ворвался в директорский кабинет и сказал Софи, что обязательно возьмет ее в жены, несмотря на все происки недоброжелателей. Потом его разум переключился на филиппику против всех представительниц прекрасного пола. Он заявил, что девушка влюблена в черта, который стоит у нее за спиной.
Такие странные выходки мужчины привели к логичному завершению. За Аксентием пришли санитары. Однако он принял их за послов, поэтому позволил отвезти себя в Испанию. Там он разговаривал с бритоголовыми вельможами на различные философские темы. Доктора, пришедшего на осмотр, герой посчитал инквизитором и не захотел с ним беседовать.
История создания
«Записки сумасшедшего» — повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».
Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор — яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.
В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.
«Записок сумасшедшего» читатель мог бы никогда не прочитать, если бы автор этой повести менее критично относился к чиновничьему миру. О том, какой он видел жизнь сотрудников рядовой конторы, можно понять и из знаменитой «Шинели». Но, в отличие от этого произведения, не содержит никакой мистичности повесть «Записки сумасшедшего». Главные герои, впрочем, напоминают персонажей из истории о несчастном Башмачкине.
Главное действующее лицо «Записок сумасшедшего» — сорокадвухлетний чиновник Поприщин Аксентий Иванович. Он занимает рядовую чиновничью должность. В обязанности Поприщина входит очинка перьев для директора департамента. Кстати сказать, фамилия этого героя символична. Ведь Аксентий Иванович не удовлетворен своей должностью. Он мечтает о другой работе, грезит подходящим для себя поприщем.
Писатель продолжил тему страдания «маленького человека» в повести «Записки сумасшедшего». Гоголь рассказал в этом произведении о том, до чего может дойти человек, страдающий от нужды, зависти и притеснения коллег. Семьи у Поприщина нет. Его должность — титулярный советник. Денег Поприщину хронически не хватает, а потому он носит старую шинель из третьесортного сукна. Произведение Гоголя построено на записях главного героя. Аксентий Иванович изливает на бумагу свои переживания, связанные с неразделенной любовью и работой, не приносящей ни морального, ни финансового удовлетворения.
Душевное состояние Поприщина постепенно ухудшается. Сперва он начинает общаться с собачкой, затем чудным образом получает письма от нее. А после и вовсе представляет себя королем Испании. Когда же бедного чиновника отправляют в сумасшедший дом, он полностью погружается в собственные фантазии.
Записи его становятся хаотичными. Даты в них явственно говорят о помешательстве. Последняя фраза в дневнике Поприщина не содержит никакого смысла. В ней больной человек упоминает некоего алжирского дея.
Таково краткое содержание «Записок сумасшедшего». Сумбурные рассуждения Поприщина могут вызвать улыбку у читателя. Но эта повесть, несмотря на неповторимую гоголевскую сатиру, имеет довольно печальный сюжет. Какие темы автор поднял в книге «Записки сумасшедшего»?
Короткий пересказ «Записки сумасшедшего» Гоголя
Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, сорока двух лет, ведёт свои дневниковые записи на протяжении четырёх с лишним месяцев.
В дождливый день вторника третьего октября 1833 г. Поприщин в своей старомодной шинели отправляется, припозднившись, на нелюбимую службу в одно из отделений петербургского департамента в надежде разве что получить от казначея наперёд немного денег из жалованья. По дороге замечает подъехавшую к магазину карету, из которой выпархивает прелестная дочь директора департамента, где он служит.
Герой нечаянно подслушивает разговор дочкиной собачонки Меджи с собачкой Фиделькой, принадлежащей двум проходящим мимо дамам. Удивившись сему факту, Поприщин вместо службы отправляется за дамами и узнает, что они живут в пятом этаже дома Зверкова, что у Кокушкина моста.
На следующий день Поприщин, очинивая перья в кабинете директора, случайно встречается с его дочерью, которой все более очаровывается. Он даже подаёт ей упавший на пол платок. В течение месяца его нескромное поведение и грёзы относительно этой молодой особы становятся заметны для окружающих.
Начальник отделения даже выговаривает ему. Тем не менее Поприщин тайно проникает в дом его превосходительства и, желая вызнать что-нибудь о барышне, вступает в разговор с собачонкой Меджи. Последняя от разговора уклоняется. Тогда Поприщин отправляется в дом Зверкова, поднимается на шестой этаж (ошибка Гоголя!), где живёт со своими хозяйками собачка Фиделька, и похищает из её угла ворох мелких бумажек.
Это оказывается, как и предполагал Поприщин, перепиской двух подруг-собачонок, из которой он узнает для себя много важного: о награждении директора департамента очередным орденом, об ухаживании за его дочкой, которую, оказывается, зовут Софи, некоего камер-юнкера Теплова и даже о самом себе, совершенном уроде вроде «черепахи в мешке», при виде которого Софи не может удержаться от смеха. Эти записки собачонок, как и вся проза Гоголя, полны упоминаний о множестве случайных персонажей, вроде некоего Бобова, похожего в своём жабо на аиста, или Лидиной, которая уверена, что у неё голубые глаза, в то время как у неё они зелёные, или собаки Трезора с соседнего двора, любезной сердцу пишущей эти письма Меджи
Наконец Поприщин узнает из них, что дело у Софи с камер-юнкером Тепловым явно идёт к свадьбе
Эти записки собачонок, как и вся проза Гоголя, полны упоминаний о множестве случайных персонажей, вроде некоего Бобова, похожего в своём жабо на аиста, или Лидиной, которая уверена, что у неё голубые глаза, в то время как у неё они зелёные, или собаки Трезора с соседнего двора, любезной сердцу пишущей эти письма Меджи. Наконец Поприщин узнает из них, что дело у Софи с камер-юнкером Тепловым явно идёт к свадьбе.
Несчастная любовь вкупе с тревожными сообщениями газет окончательно повреждают рассудок Поприщина. Его волнует попытка упразднить испанский престол в связи со смертью короля. А ну как он, Поприщин, и есть тайный наследник, то есть лицо знатное, из тех, что любят и почитают окружающие? Чухонка Мавра, которая служит Поприщину, первой узнает эту потрясающую новость.
Через три с лишним недели прогула «испанский король» Поприщин заходит к себе на службу, перед директором не встаёт, на бумаге ставит подпись «Фердинанд VIII», после чего пробирается в директорскую квартиру, пытается объясниться с Софи, делая при этом открытие, что женщины влюбляются в одного черта. Напряжённое ожидание Поприщиным испанских депутатов разрешается наконец их приездом. Но «Испания», в которую его отвозят, весьма странная земля.
Там множество грандов с выбритыми головами, их бьют палками, капают на темя холодную воду. Очевидно, что здесь правит великая инквизиция, которая и мешает Поприщину делать великие, достойные его поста открытия
Он пишет слёзное письмо матушке с мольбой о помощи, но шишка под самым носом у алжирского бея вновь отвлекает его бедное внимание
Это интересно: Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Для более глубокого понимания повести Гоголя «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести.
Краткие сведения о произведении
Повесть «Записки сумасшедшего» Николай Васильевич Гоголь написал в 1834 году, впервые она была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» и имела другое название — «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее повесть была включена в сборник «Петербургские повести». Место действия этого произведения Гоголя — Петербург середины 19 века. Повесть «Записки сумасшедшего» представляет собой дневник главного героя, мелкого петербургского чиновника.
Гоголь написал эту повесть в форме дневника главного героя, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир, погрузить читателя в мысли и чувства пишущего.
История создания
Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.
Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.
Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.
При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:
Темы
Тематика повести «Записки сумасшедшего» такова:
- Любовь – любовь в этой повести изображена пугающей силой, которая, вспыхнув один раз, пожрала человека, навсегда лишив его разума и разрушив его пусть и несчастливую, но жизнь.
- Петербург – северная столица показана максимально мрачным и неприветливым городом, в котором нет места теплу и уюту, и даже сама окружающая атмосфера толкает человека в пропасть безумия. Там хорошо только богачам, а обычные люди вынуждены страдать от холода, ветра, сырости и бесприютности существования.
- Жизнь чиновников – Гоголь показывает всю убогость и серость жизни своего героя, который влачит жалкое существование мелкого чиновника, не зная в своей жизни никаких радостей. У него мало денег, нет знакомых и родственников, а коллеги и вовсе его презирают.
- Жизненные ценности – писатель показывает нам, что в обществе на первом месте стоят деньги и власть – неправильные жизненные ориентиры, которые ведут человечество к гибели.
- «Маленький человек» – чиновник Поприщин является очередным примером «маленького человека» в русской литературе, которого ещё до Гоголя начал изучать Александр Пушкин. Писатель с жалостью смотрит на своего героя, который кажется абсолютно беспомощным перед своей печальной судьбой, на которую его обрекло несправедливое общество.
Темы
Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.
Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.
Краткие сведения о произведении
Повесть «Записки сумасшедшего» Николай Васильевич Гоголь написал в 1834 году, впервые она была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» и имела другое название — «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее повесть была включена в сборник «Петербургские повести». Место действия этого произведения Гоголя — Петербург середины 19 века. Повесть «Записки сумасшедшего» представляет собой дневник главного героя, мелкого петербургского чиновника.
Гоголь написал эту повесть в форме дневника главного героя, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир, погрузить читателя в мысли и чувства пишущего.