Краткое содержание
Первое действие начинается с того, как юный приказчик Митя узнал, что его хозяин Гордей поссорился с братом, перебрав алкоголя у него в дома. После приезжает Пелагея Егоровна, супруга владельца поместья, и его дочка Любовь Гордеевна. Жена Торцова злится на мужа, который, как он говорит, познакомился с богатым Коршуновым и сейчас «для него все наше русское немило». Волнуется она и за дочку, поскольку супруг хочет выдать ту за «ее ровню», как он думает. Общаясь с Гуслиным, Митя говорит о нападках хозяина и низкое жалованье.
При этом Митя влюбляется в Любовь. Через некоторое время к купеческой дочке приходят подружки, они распевают песни и развлекаются вместе с Гришкой Разлюляевым. После описываются Митя и Любовь на свидании, его им тайно устроила Анна Ивановна:
- молодой человек читает девушке собственные стихи и делает признание в любви;
- Люба стесняется сказать ему свое решение и пишет положительный ответ в письме.
Во втором действии Митя и Любовь решаются пойти к отцу, чтобы он их благословил. Здесь же автор описывает веселье девушек, которое продолжается непродолжительное время, поскольку приезжает Гордей со столичным фабрикантом Коршуновым. Торцов разозлился, что жена организовала святки «на мужицкий манер», и они с другом начинают пить шампанское.
В это время фабрикант дарит Любови Гордеевне дорогостоящие серьги и просит полюбить его, поскольку он очень богатый. Гордей поделился планами с супругой о женитьбе Коршунова на их дочке. Девушка, узнав об этом, пытается порвать помолвку, однако отец непоколебим.
Третье действие. Пелагея Егоровна также не принимает решения супруга и желает дочке «хоть бедного, но друга милого». Митя, после того как узнал неприятную новость, хочет покинуть усадьбу и отправляется проститься. Увидев свою любимую, он предложил ей сбежать, но девушка не соглашается, боясь разгневать отца. В это время имение навещает брат Гордея — Любим, последний ссорится с Коршуновым, обвиняя его в жульничестве.
Другие персонажи
Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.
Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.
Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.
Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.
Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.
А ещё у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Бедность не порок»
- для самых любопытных — Анализ «Бедность не порок» Островский
- для самых крутых — Читать «Бедность не порок» полностью
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедность не порок.
Год написания – 1853 год
История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.
Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.
Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.
Жанр – комедия в трёх действиях.
Литературное направление – критический реализм и романтизм.
История создания
«Бедность не порок» была написана всего через четыре года после пьесы «Свои люди-сочтемся», но она резко контрастирует с настроением предыдущего произведения.
В июле 1853 года зародилась хроника написания пьесы «Бедность не порок». Александр Николаевич завершил работу над ним в конце этого же года.
Интересным фактом является то, что еще до того, как данная пьеса была написана, роли действующих лиц уже были распределены между актерами. Пров Михайлович Садовский, который являлся хорошим другом Островского, замечательно воспроизвел личность Любима Торцова. Ведь данная пьеса была посвящена именно ему.
Известно, что Островский находился под влиянием славянофильской школы писателей и мыслителей, которые находили традиции русского общества обителям доброты и любви. Все это они противопоставляли поверхностному блеску западной цивилизации. Поэтому, в последствии, многие из них смогли узнать себя в данной пьесе. В том числе значительное влияние на комедию оказало то, что Островский был вынужден прервать свое высшее образование, и последовал на службу в суд. Именно этот жизненный опыт позволил драматургу включить столь интересных персонажей в свое книгопечатание.
Главная идея пьесы
В ранее написанной пьесе Островского «Свои люди — сочтемся» купечество сатирически обличалось.
А в пьесе «Бедность не порок» купечество рисовалось светлыми красками, но высмеивалось за нелепое подражание модным западным тенденциям в жизни русского купечества.
Поэтому комедия «Бедность не порок» вызвала в критике страстные принципиальные споры. Славянофильская критика приветствовала пьесу, видя в ней отражение своей идейной направленности.
Было бы ошибочно ограничивать идейный смысл комедии «Бедность не порок» лишь идеализацией купечества и противопоставлением старинных нравственно-бытовых традиций цивилизации. Идейный смысл этой пьесы более глубок и широк.
История создания
Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1853 года, в августе автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.
Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января, пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.
Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.
Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михайловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в совестный суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в такие суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Бедность не порок»
- для самых компанейских — Главные герои «Бедность не порок»
- для самых крутых — Читать «Бедность не порок» полностью
Проблематика и композиция
Кроме выявления истинных пороков и добродетелей, Островского интересует вопрос о замене национальных традиций зарубежными ценностями и науками. Образование нужно, но оно не должно идти в ущерб национальному самосознанию. Гордей Карпыч стыдится своего происхождения, ненавидя этот мир. Главным признаком культурности для него является красивая и модная обстановка в доме, правильное изъяснение и шампанское. Идея жить в столице купцу по душе.
Но защищая культурные традиции страны, Островский в то же время осуждает патриархальный взгляд на отношения в семье. Он считает, что дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей. Иногда им лучше идти собственным путем.
Композицию пьесы организуют три действия. В сюжете много народных песен и поговорок. Эта тема близка большинству читателей. Конечно, счастливая концовка не слишком вписывается сюжет и даже слегка натянута автором. Никто в пьесе не сказал: «Бедность не порок», это только подразумевалось, а главный герой, бедный, но достойный человек, подтвердил своими действиями этот вывод автора.
Произведение актуально до сих пор. Оно многократно ставился на сценах различных театров, в том числе современных, список постановок можно найти в Википедии. В 1969 году спектакль Малого театра был экранизирован режиссером Антониной Зиновьевой.
Характеристика героев
Описание персонажей дает более детальное понимание жизни людей в ту эпоху.
Основными действующими лицами являются:
- Гордей Карпыч Торцов. Пожилой мужчина с большим состоянием. Это суровый человек с тяжелым характером. Он любые важные вопросы решает самостоятельно. До этого был более благоразумным, но после поездки в Москву изменился. Стал гордым, думает, что умней и выше остальных. Дружит с фабрикантом Коршуновым, надеется отдать дочку за богатого старика, но ему помешал его брат.
- Африкан Савич Коршунов. Владелец фабрики, он считает, что с помощью денег можно купить все и всех. Хочет жениться на юной дочери Торцова. Хвастается богатством, свысока относится к другим людям, ведет себя низко и подло. Когда Любим обвинил его в мошенничестве, обижается, с гордостью удаляется, поскольку уверен, что Гордей Карпыч начнет его упрашивать, чтобы он женился на его дочке.
- Любим Карпыч Торцов. Является братом Гордея Карпыча. После кончины отца получает долю наследства ценными облигациями. По приезде в Москву решил обналичить бумаги, молодой человек хочет красиво пожить, но за короткое время прогуливает все деньги. То, что остается, доверяет знакомому Коршунову. Африкан Савич обманывает Любима и последний остается ни с чем. Ему приходится приехать назад к брату.
- Любовь Гордеевна. Дочка Гордея Карпыча, скромная, образованная девушка. Влюблена в Митю, но когда отец решает выдать ее за Коршунова, безоговорочно подчиняется. Она думает, что так нужно, и не сопротивляется воле родителей, счастлива, что отец передумал и захотел поженить ее и Митю.
- Митя. Персонаж, которому случай позволил жениться на возлюбленной, девушке выше его по положению. Юноша давно влюблен в дочку хозяина. Узнав, что девушку хотят выдать замуж за другого, расстраивается, решает уехать в деревню. Выходит так, что Торцов сам в конце благословил Митю и свою дочку.
- Гришка Разлюляев. Юный беспечный человек, сын зажиточного купца. Умеет играть на гармошке, любит веселиться.
- Анна Ивановна. Вдова, озорная и молодая девушка. Делает все, чтобы Митя с Любовью Гордеевной смогли объясниться. Влюблена в Гуслина, счастлива, что они скоро поженятся.
- Яша Гуслин. Родственник Торцова, молодой юноша, любит вдову Анну Ивановну. Хочет жениться на ней, и Гордей Карпыч дает свое добро.
Тема
“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции – всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей, основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.
Красной нитью проходит через всё произведение мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека
Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу
Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедность не порок.Год написания – 1853 год
История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения дружба драматурга со славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.
Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.
Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.
Жанр – комедия в трёх действиях.
Литературное направление – критический реализм.
Революционно-демократическая критика
Позиция М. Чернышевского
Но для революционно-демократической критики комедия эта пьеса явилась доказательством того, что Островский, повернув в пьесе «Не в свои сани не садись» на идейно ложный путь, продолжал идти по нему. Перед этой критикой встала задача — спасти талантливого писателя. М. Чернышевский выступил с очень резкой, педагогически предостерегающей статьей.
Придавая большое значение «прекрасному дарованию» Островского, критик призывал драматурга оставить «ту тернистую тропу, которая привела его к пьесе «Бедность не порок». Статья Чернышевского не прошла бесследно для Островского, она помогла ему освободиться от ложных влияний, губивших его талант.
Спасая Островского, стремясь вывести его на правильный путь, Чернышевский явно преувеличил недостатки комедии «Бедность не порок».
Мнение Добролюбова
Добролюбов писал об этой комедии уже в ту пору, когда Островский окончательно преодолел влияние славянофильских идей, и поэтому он указывал главным образом уже на положительные ее стороны.
Наличие жизненной правды, проявляющиеся в пьесе вопреки ее ложной славянофильской тенденции, обусловило ее большую покоряющую художественную силу, то, что она сохраняет и в наше время свое познавательно-воспитательное значение и доставляет нам подлинно эстетическое наслаждение,
Композиция и жанр
Характерная особенность композиции — насыщенность фольклорными элементами, они окольцовывают все действия, описываются во всех важных моментах, акцентируя и выделяя их особым образом. Широко использован прием подготовленного появления персонажей: вначале о них говорят, затем они появляются на сцене.
В произведении герои описываются параллельно, так проще воспринять их образы — в сопоставлении. Немаловажную роль в организации ярких сцен играют авторские ремарки. Островского признали «отцом русского театра», именно Александр Николаевич был создателем теории поведения главных героев на сцене с учетом особенности жанра. Его произведения ставятся больше 150 лет, они являются бессмертными, это объясняется талантом писателя.
Особенность сюжета
Особенностью сюжета в целом является раскрытие основной, главной, проблемы через конфликт пьесы. По замыслу писателя, старшее поколение старается полностью подчинить уже взрослых детей. Они не думают о счастье молодого поколения, а лишь только стараются приумножить свое богатст
во. Любовь в системе их ценностей не значит ничего.
Важно!
Островский показывает не только конфликт между поколениями, но и самодурство людей, у которых есть деньги. Комедия построена следующим образом
:
Комедия построена следующим образом
:
- Завязка, в которой молодой и небогатый приказчик Митя признается Любе в своих чувствах.
- Кульминация, в которой отец Любы желает выдать свою дочь за богатого фабриканта.
- Развязка, в которой читатель постоянно слышит монолог Любима, и влюбленные получают родительское благословление.
История создания
Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1853 года, в августе автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.
Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января, пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.
Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.
Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михайловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в совестный суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в такие суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Бедность не порок»
для самых компанейских —
Главные герои «Бедность не порок»
для самых крутых —
Читать «Бедность не порок» полностью
Вариант 3
Бедность не порок» пьеса, написанная А. Островским в конце 1853 года, работал он над ней полгода. Писатель в начале работы дал ей название «Гордым Бог противится». Она была написана для Малого театра в Москве. Роли были распределены ещё в период написания. Автор посвятил произведение другу, который работал актером театра – Прову Садовскому, он сыграл роль Любима Торцова. Долго пьесу не пускали до постановки. В 1854 году пьеса вышла отдельной книгой, и поставили в Театре.
Произведение написано в жанре комедии. В основе лежат смешные ситуации. И заканчивается счастливо. Как и положено комедии. В эпизодах проскакивает сатира, резко высмеивается купечество, которое гонится за модой.
Название пьесы «Бедность не порок» отображает главную мысль произведения. Писатель пытается доказать, что бедность всего лишь денежное благополучие. Она не может являться духовным недостатком. Поэтому в пьесе бедные люди показаны с чистой душой, а богачи моральными калеками.
Островский в этом произведение высмеивает жадность и корысть
Показано, что люди считают, если деньги есть, то перед человеком открыты все двери, а бедность главный порок, но автору удается умело перевести внимание читателя, на то, что ни какие деньги не сравняются с духовными ценностями
В пьесе просматриваются три темы, жизнь купечества, они стараются перестроить жизнь на западный манер, столкновение старых и новых взглядов, истинная любовь. Для которой деньги не главное. Писатель делает акцент на том, что главное надо быть богатым душевно и уметь любить искренне..
Сюжетные лини связаны с Гордеем Торцовым, Любимом Торцовым, Любавой и Митей, Анной Ивановной и Яшей Гуслиным. Все события вертятся вокруг семьи Торцовых.
У богатого купца Гордея Торцова, есть мечта переехать жить в крупный столичный город. Для реализации этой мечты решает отдать дочь замуж за богатого, но старого фабриканта Африкана Коршунова. Но дочь влюблена в приказчика и хочет, что бы он стал её мужем. Её мама знает о любви дочери. Но чем не может ей помочь. Молодым влюбленным помогает случай Коршунова обвиняют в махинациях с деньгами, он решает отказаться от брака сорится с Торцовым, и уезжает из города. Отец разрешает девушке выйти замуж за своего Митю.
У Торцова есть племянник Яша Гуслин, который любит вдову Анну Ивановну, она бедна. Дядя против их связи. Но ссора с фабрикантом, толкнула его дать согласие на брак молодых людей. Итог произведения – все счастливы. Главный конфликт, который идет через все произведение, противостояние богатых и бедных.
В пьесе все герои кроме Гордея Торцова, говорят на простом языке, а глава семьи хочет выглядеть модно, говорит на литературном, правильном языке, без просторечья.
Пьеса разделена на три действия. В первом действие автор знакомит со всеми персонажами. Во втором разворачиваются все события пьесы. В третьем происходит вся кульминация произведения.
Интересная черта пьесы в том, что в произведении много фольклора.
Это произведение актуально и в наше время. Этой пьесой автор показал, что на сцене можно показывать не только возвышенное, но и простонародное.
9 класс
О чем пьеса Островского – сюжет
Действие пьесы происходит во второй половине XIX века в одном из уездных городов России. Богатый купец Гордей Карпыч Торцов решает выдать свою дочь Любовь Гордеевну замуж за богатого старого вдовца Африкана Савича Коршунова.
Юная Любовь Гордеевна не любит своего пожилого жениха. Девушка влюблена в бедного, но доброго парня Митю, который служит приказчиком у ее отца. Митя отвечает девушке взаимностью и надеется жениться на ней. Любовь Гордеевна просит отца не выдавать ее замуж за нелюбимого человека. Но суровый и гордый Торцов остается непреклонен.
Митя предлагает Любови бежать из дома, чтобы тайно венчаться. Но девушка отказывается, так как не хочет выходить замуж против воли отца. Любовь Гордеевна и ее мать Пелагея Егоровна смиряются с решением главы семьи. Митя понимает, что не может ничего изменить.
Помочь влюбленным решает брат Гордея Карпыча, добродушный пьяница Любим Карпыч. Он просит брата не отдавать дочь за подлеца Африкана: не так давно тот обманул и разорил Любима, сделав из него нищего попрошайку.
Обиженный Африкан требует извинений и предупреждает, что иначе не женится на Любови Гордеевне. В ответ Гордей отказывается извиняться и объявляет, что теперь назло выдаст дочь за какого-нибудь бедняка, например, Митю. Влюбленные Митя и Любовь радуются этому решению. Увидев их радость, Гордей тут же берет свои слова обратно.
Вся семья уговаривает Гордея сдержать слово и отдать дочь за Митю. В конце концов Гордей смягчается и благославляет влюбленных. Он благодарит брата за то, что тот наставил его на ум. Гордей также признается, что теперь стал другим человеком. Семья Торцовых и их гости радуются и отмечают Святки.
История написания
Свои первоначальные впечатления о жизни и отношениях купцов автор пьесы получил в собственной семье. Через время, когда он работал в Коммерческом суде, то видел противозаконные способы обогатиться, истории разорения, имел дело с практикой фальшивых документов. В дальнейшем все наблюдения и сведения сильно отразились на творчестве. Определенные фамилии персонажей его произведений использованы из судебных дел, где брал участие юный писатель.
«Бедность не порок» автор создал в 1854 г., и успех смог превзойти любые ожидания. Ни одна из до этого и позже написанных пьес не вызывала такого шума и критики. В 1969 г. ее поставил Малый театр. Театральные постановки под этим названием и сегодня занимают одно из основных мест на отечественных и зарубежных сценах. А тогда тепло встретила его основных персонажей публика, которая пыталась ближе познакомиться с творчеством автора.
Но многие критики того времени восприняли новое сочинение «Бедность не порок» негативно:
- Кудрявцев в рецензии, описывая полную характеристику действующих лиц, упрекнул Островского в возвеличивании непристойных сторон купеческого быта, в особенности брата Гордея.
- Чернышевский назвал пьесу слабой и неправдивой, а главных персонажей — ненастоящими и приукрашенными. Как говорил сам критик, лишь из-за имени первого произведения «Свои люди — сочтемся» новое сочинение обеспечивается положительными откликами.
Островского обвинили в славянофильстве, осуждали за создание балагана на сцене, подразумевая под этим праздничное гулянье семьи Торцовых. Дружинин, вставший на защиту автора, отвергал несправедливое суждение Чернышевского, который выдвинул обвинение Островскому в идеализированном описании устоев купеческой жизни. Единственным недостатком критик посчитал развязку, которая невозможна в настоящей жизни и немного преувеличена.
Но все неоспоримой особенностью произведения назвали красоту языка и поэтичность.
Характеристика действующих лиц
Суть пьесы
Произведение открывается для нас с ссоры купца Гордея и его брата. Брат Гордея, употребив крепких напитков начал вытворять чудные дела на виду у званых гостей и тем самым пристыдил Гордея.
В скором времени Гордея навещает его жена и дочь. Cупруга купца опечалена тем фактом, что их дочь все еще не замужем, а отец не видит для нее достойной партии.
Митя, который изо всех сил трудится, и все сбережения отправляет матери в деревню, делиться с Гуслиным своими обидами на хозяина. Гордей в свою очередь постоянно упрекает Митю в его бедности, но не добавляет платы. Но самым ужасным оказался тот факт, что Митя всем сердцем полюбил дочь своего хозяина. Вскоре до глубины души влюбленный юнец остается на один на один с Любовью. Митя зачитывает стихи, сочиненные в честь любимой, а дочь купца отвечает ему на листке бумаги и настаивает, чтобы он прочел это, когда она покинет комнату.
Далее во втором действии для нас открывается душещипательная картина. Митя отыскивает Любу и взывает ее к правде. Она раскрывает свою тайну о взаимной любви к нему. На следующий день они вместе решают направиться к Гордею Карпычу и молить у него одобрения.
Все соседи встречаются в доме у Пелагеи Егоровны, которая любезно приготовила для них веселье, что, несомненно, радовало ее до глубины души. Но вскоре в доме появляются Гордей под руку с Коршуновым, и все веселье подходит к концу. Дорогой гость Африкан Савич оказывается наедине с Любовью и преподносит ей драгоценные серьги с бриллиантами. И после просит заветно любить его.
Тем временем Гордей сообщает жене, что желает отправиться в другой город, потому что здесь его окружают одни невежи. И подчеркивает, что жизнь на новом месте не обойдется без поддержки их новоиспеченного зятя в лице Африкана Савича. Новость о скором замужестве купеческой дочери шокирует всех, Любовь и Пелагея Егоровна умоляют Гордея на коленях о смене его воли, но высокомерный отец не забирает своих слов обратно.
В заключительном действии из-за ссоры и гордости Гордея, товарищи, прежде заключившие соглашения разрывают помолвку. Наперекор Африкану Савичу купец решается отдать свою дочь за первого встречного и им по счастливой случайности оказывается Митя. Ключевую роль в счастье молодых сыграл своим обещанием, Любим Карпыч. Он произнес пылкую речь, открыв брату глаза и прояснив его разум. Все заканчивается счастливой свадебной песней.
Основной смысл пьесы
Жанр произведения — комедия. Даже в характерах героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством, и в пьесе так и происходит. В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей купеческого сословия, готовых в погоне за модой отречься от своих традиций и привычек.
Постепенно становится понятно, что название пьесы отображает уверенность Островского в нравственной чистоте небогатых, но умных людей и духовной несостоятельности многих зажиточных граждан. Выбор в качестве названия народной пословицы «Бедность не порок», значение которой можно раскрыть по-разному, позволяет понять, почему люди, имеющие материальный достаток, в духовном плане оказываются нищими.
Главная мысль произведения заключается в возвышении образов положительных героев:
- Мити.
- Любима Торцова и других.
Основные темы и идеи
Произведение «Бедность не порок» включает в себя несколько основных тем, которые гармонично и последовательно перекликаются между собой.
1.Любовь. Александр Николаевич очень тонко направляется читателя на размышления об искренности любви, которая не имеет ничего общего с материальной выгодой.
2.Семья. Семейные узы не делимы и только родные люди в моменты отчаянья смогут тебя поддержать. Нельзя жертвовать счастьем близких в стремлении обрести выгодное партнерство.
3.Уклад и натура купечества. Автор дает яркое представление о жизни и устоях купцов, очень правдоподобно отражает их манеру речи и привычное поведение.
Основной идеей произведения является портрет русского человека, который далеко не идеален и может совершать ошибки, идти по неправильному пути, но находить в себе мужество признать, что он оступился.
Характеристика героев
Описание персонажей дает более детальное понимание жизни людей в ту эпоху.
Основными действующими лицами являются:
- Гордей Карпыч Торцов. Пожилой мужчина с большим состоянием. Это суровый человек с тяжелым характером. Он любые важные вопросы решает самостоятельно. До этого был более благоразумным, но после поездки в Москву изменился. Стал гордым, думает, что умней и выше остальных. Дружит с фабрикантом Коршуновым, надеется отдать дочку за богатого старика, но ему помешал его брат.
- Африкан Савич Коршунов. Владелец фабрики, он считает, что с помощью денег можно купить все и всех. Хочет жениться на юной дочери Торцова. Хвастается богатством, свысока относится к другим людям, ведет себя низко и подло. Когда Любим обвинил его в мошенничестве, обижается, с гордостью удаляется, поскольку уверен, что Гордей Карпыч начнет его упрашивать, чтобы он женился на его дочке.
- Любим Карпыч Торцов. Является братом Гордея Карпыча. После кончины отца получает долю наследства ценными облигациями. По приезде в Москву решил обналичить бумаги, молодой человек хочет красиво пожить, но за короткое время прогуливает все деньги. То, что остается, доверяет знакомому Коршунову. Африкан Савич обманывает Любима и последний остается ни с чем. Ему приходится приехать назад к брату.
- Любовь Гордеевна. Дочка Гордея Карпыча, скромная, образованная девушка. Влюблена в Митю, но когда отец решает выдать ее за Коршунова, безоговорочно подчиняется. Она думает, что так нужно, и не сопротивляется воле родителей, счастлива, что отец передумал и захотел поженить ее и Митю.
- Митя. Персонаж, которому случай позволил жениться на возлюбленной, девушке выше его по положению. Юноша давно влюблен в дочку хозяина. Узнав, что девушку хотят выдать замуж за другого, расстраивается, решает уехать в деревню. Выходит так, что Торцов сам в конце благословил Митю и свою дочку.
- Гришка Разлюляев. Юный беспечный человек, сын зажиточного купца. Умеет играть на гармошке, любит веселиться.
- Анна Ивановна. Вдова, озорная и молодая девушка. Делает все, чтобы Митя с Любовью Гордеевной смогли объясниться. Влюблена в Гуслина, счастлива, что они скоро поженятся.
- Яша Гуслин. Родственник Торцова, молодой юноша, любит вдову Анну Ивановну. Хочет жениться на ней, и Гордей Карпыч дает свое добро.
Главные герои
Драматург подвергался влиянию реакционно-славянофильских идей, но не становился последовательным их защитником. Он не порывал окончательно своих связей с жизнью, с ее правдой. И это нашло отражение в его пьесе.
Ему удалось прекрасно изобразить хищного стяжателя, бессердечного эгоиста, усвоившего внешнюю сторону цивилизации, но оставшегося глубоко чуждым истинному просвещению — это фабриканта Коршунов. Ярко и выпукло изображен купец Торцов, стремящийся перенять западную моду.
Жизненно верен здесь образ бедного приказчика Мити, трудолюбивого, доброго, непосредственного, стремящегося к просвещению. Во многом убедителен и образ Любима Торцова,брата купца Торцова, который своим горьким жизненным путем дошел до той истины, что бедность — не порок, и стал защитником правды, честности, гуманности. Хороши тут и образы скромной девушки-умницы Любови Гордеевны, дочери купца Торцова, веселой Анны Ивановны, Егорушки.