Резолюция Реперткома о неприемлимости пьесы «Бег»
«Бег» был представлен в Репертком в разгар газетно-журнальных боев вокруг «Дней Турбиных» и «Зойкиной квартиры». За год до этого прошло печально известное совещание при Агитпропе, возвестившее о «конце экспериментального периода» и призвавшее к максимальной жесткости идеологического контроля.
Фамилия Булгакова на том совещании упоминалась выступавшими едва ли не чаще всех прочих «неблагонамеренных» литераторов. Оценки его произведений резки до грубости. Теперь противники булгаковского творчества выступают в печати не с рецензиями на отдельные вещи, а выстраивают общую линию литературного пути писателя. «Бег» той частью критико-театральной общественности, которая обладала в те годы возможностью печатных выступлений, был прочитан предвзято.
9 мая прошло совещание Реперткома, в резолюции которого сформулированы причины полной «неприемлемости» пьесы. Утверждалось, что скитания героев изображены «в ореоле подвижничества русской эмиграции» и «подобная установка не может быть оценена даже как сменовеховская, ибо автор сознательно отходит от какой бы то ни было характеристики своих героев, принявших Советы, в разрезе кризиса их мировоззрения…» Вывод гласил:
Ломаются планы будущего сезона у МХАТа, и режиссура начинает хлопоты о разрешении пьесы, в которой заинтересован театр.
Арест
Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.
Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.
Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее. Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового. Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.
Действие четвертое
Сон седьмой
Происходит осенью 1921 года в Париже.
Голубков приезжает в Париж, находит мужа Корзухиной и просит у него тысячу долларов для Серафимы. Тот отказывает, мотивируя свой поступок тем, что на Серафиме он не был женат, а в скором времени собирается предложить руку и сердце своей русской секретарше. Голубков говорит Корзухину, что он бездушный человек. Сергей Павлович уже собирается уйти, но в этот момент заходит генерал Чарнота. Он сообщает Корзухину, что с радостью бы записался к большевикам, чтобы расстрелять его.
Чарнота видит карты и предлагает Корзухину сыграть. Он продает сопернику медальон Хлудова за десять долларов. После игры генерал становится обладателем 20 000 долларов. За 300 он выкупает медальон назад. Корзухин хочет вернуть все проигранные деньги. Он кричит от досады, и на его рев выбегает Люся. Генерал в шоке, но не выдает, что знаком с проституткой. Люся презирает мужа Серафимы. Она считает, что Корзухин сам виноват в проигрыше.
Все расходятся. Люся высовывается в окно и тихонько говорит Голубкову, чтобы он берег Корзухину, а генерал, наконец-то купил себе новые штаны. Темнота.
Вариант 2
Пьеса “Бег” М.А. Булгакова – это произведение, которое описывает жизнь и судьбу человека в условиях революционных потрясений. Главный герой пьесы – Иван Николаевич Тимофеев, который является представителем интеллигенции и сталкивается с трудностями в новых условиях. Он вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, и в результате попадает в деревню, где начинает новую жизнь.
В пьесе Булгакова ярко и наглядно показаны противоречия и проблемы, которые возникают в период революционных потрясений. Автор описывает жизнь героя, который вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, и показывает, как он сталкивается с новыми трудностями в деревне. В пьесе присутствуют яркие образы, которые помогают читателю лучше понять суть происходящего.
Одной из главных тем пьесы является проблема выбора между личной свободой и общественным долгом. Герой пьесы вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, но в деревне он сталкивается с новыми трудностями и проблемами. Он вынужден выбирать между своей личной свободой и общественным долгом, и эта проблема является одной из главных тем пьесы.
В пьесе “Бег” Булгакова также присутствует тема любви и отношений между людьми. Герой пьесы влюбляется в дочь своего хозяина, но их отношения оказываются запрещенными. Автор описывает сложности, с которыми сталкиваются герои, и показывает, как любовь может преодолеть все препятствия.
Одним из ярких образов в пьесе является образ деревни, в которой живет герой. Автор описывает жизнь деревенских жителей, и показывает, как они сталкиваются с трудностями в новых условиях. В пьесе также присутствует образ героя, который вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, и который сталкивается с новыми трудностями в деревне.
Одной из главных проблем, которые описывает автор в пьесе, является проблема социальной справедливости. Герой пьесы сталкивается с трудностями в новых условиях, и автор показывает, как несправедливо обращаются с людьми в период революционных потрясений. В пьесе также присутствует тема борьбы за свободу и права человека.
В целом, пьеса “Бег” М.А. Булгакова – это произведение, которое описывает жизнь и судьбу человека в условиях революционных потрясений. Автор ярко и наглядно показывает противоречия и проблемы, которые возникают в этот период, и описывает жизнь героя, который вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий. В пьесе присутствуют яркие образы, которые помогают читателю лучше понять суть происходящего, а проблема выбора между личной свободой и общественным долгом является одной из главных тем. Также в пьесе присутствуют темы любви и отношений между людьми, социальной справедливости и борьбы за свободу и права человека.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.
Серафима Владимировна Корзухина | Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре. |
Сергей Павлович Голубков | интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. |
Григорий Лукьянович Чарнота | Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты. |
Роман Валерьянович Хлудов | Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством. |
Парамон Ильич Корзухин | Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы. |
Суть: о чём?
Повествование в пьесе «Бег» начинается в монастырской келье. Интеллигент Сергей Голубков сопровождает Серафиму Корзухину в Крым, к её мужу – Парамону Корзухину, который занимает значимый пост в белом правительстве Врангеля. Тут они впервые встречаются с белым генералом и лихим кавалеристом Чарнотой.
Нас переносят в штаб командующего фронтом Хлудова, который явно физически и душевно болен. Красные ведут наступление и уже совсем скоро займут полуостров. Появляется муж Серафимы – Корзухин и просит и Хлудова пропустить в Севастополь вагоны с ценными товарами, но тот, чтобы освободить дорогу для беженцев и отступающих войск, и не желая участвовать в обогащении Корзухина, приказывает эти вагоны сжечь. В этот момент на станции появляются Серафима и Голубков, рассудок Корзухиной помутнён из-за тифа и пережитых трудностей. Она кричит на командующего, обвиняя его в бездействии. Женщину вместе с Голубковым собираются арестовать, Корзухин имеет возможность спасти свою жену, но, не желая рисковать, оставляет её на произвол судьбы.
Начальник контрразведки белых, Тихий сначала, угрожая пытками, принуждает Сергея Голубкова дать показания против Корзухиной. Тихий надеется получить с мужа несчастной щедрый откуп. Однако сама Серафима во время допроса вырывается и зовёт на помощь Чарноту, который как раз проезжал мимо. Генерал врывается в здание контрразведки и, угрожая револьвером, спасает Корзухину.
Отпущенный на свободу Сергей не знает об освобождении Серафимы. Он случайно снова сталкивается с Хлудовым, который на этот раз проявляет благоразумие и приказывает освободить Корзухину и доставить её к нему, но к тому моменту Чарнота уже увёз её в Стамбул. Хлудов берёт с собой Голубкова и тоже покидает обречённый Крым.
Проходит год. В Стамбуле Чарнота и Серафима живут в нищете, белый генерал проигрывает свои серебряные газыри в тараканьи бега. Серафима в отчаянии идёт на панель, но в этот момент появляется Голубков и спасает её. Оставив Корзухину на попечение Хлудова, Чарнота и Сергей отправляются в Париж, чтобы найти мужа Корзухиной.
Тот, однако, оказывается равнодушным к судьбе Серафимы, он снова женился при ещё живой жене, живёт в достатке и не знает печали. Однако Чарнота, пользуясь пристрастием негодяя к азартным играм, выигрывает у того в карты двадцать тысяч долларов.
В Стамбуле тем временем душевное здоровье Хлудова становится всё хуже и хуже, он хочет вернуться в Россию, чтобы погибнуть там. В этот момент Голубков и Чарнота возвращаются из Парижа. Серафима и Сергей признаются друг другу в любви. Хлудов остаётся в полном одиночестве, после чего стреляется из револьвера.
Темы и проблематика произведения
В пьесе «Бег» Булгаков поднимает далеко не одну животрепещущую тему. Итак, на первом месте здесь тема любви – ведь лишь она одна способна уберечь человека от падения и воодушевить его на достижение поставленных целей.
В произведении мы видим также сильные патриотические порывы людей, отстаивающих мир и блага родной страны. Но их постигло жестокое разочарование – страна, которую они так самоотверженно защищали, отвергла их, приняв новый порядок.
Тема семьи, а вернее ее разложения, четко просматривается в пьесе. Чета Корзухиных являет собой яркий пример обесценивания семейных приоритетов. Люди в пьесе показаны в процессе борьбы за жизнь, и эта борьба порой толкает их на далеко не благородные поступки.
Писатель уверен, что у человека всегда есть возможность найти верных друзей, даже несмотря на смутные времена. Этот момент раскрывает тему дружбы в данном произведении.
Вечная тема борьбы добра со злом и безоговорочная победа добра также получила освещение в пьесе Булгакова. Он нарисовал мир, жестокий и злой, но вопреки этому, в нем по-прежнему находятся люди, на первое место возводящие милосердие, сострадание и добро.
Проблематика произведения также весьма разнообразна. На первом месте, конечно же, проблема войны и революции. И если война показана автором как нечто страшное и бессмысленное, разрушающее все, что человеку дорого, то его отношения к революции мы не видим. В пьесе изображены лишь печальные последствия для оказавшихся не на той стороне.
Булгакова очень волновала проблема бедственного положения русских эмигрантов. Вынужденные покинуть страну, они зачастую оказывались в тяжелом финансовом положении и были лишены возможности полноценного существования.
Красной нитью сквозь строки произведения проходит проблема сложившейся в России анархии. Это привело к жестокой борьбе людей за существование с использованием не самых честных способов.
На примере Корзухина автор показывает проблему социальной несправедливости, когда благородство оказывается наказано, а бесчестие – в выигрыше.
Роль сна в художественном произведении
Авторский замысел пьесы «Бег» воплощают восемь снов. Писатель не случайно выбрал форму «сна». М.А. Булгаков воссоздает в пьесе особую атмосферу, где все «моментально, мгновенно», где события слишком зловещи и страшны, чтобы быть явью. «Сон» и мыслится как явление не только событийного характера, но и фундаментального, онтологического. Сон отражает авторское мировосприятие и миропонимание. Он не противопоставлен реальности, но при этом и не тождественен ей, граница сна и действительности тонка, зыбка и очень пластична. Сновидческое пространство – это пространство игровое, оно позволяет воссоздать конкретные смысловые ситуации деятельности человека. Подобное пространство свободно от контроля сознания, и это делает «игру» занимательнее, ведь предугадать дальнейшее развитие действия невозможно. Своеобразие мотива сна в произведении М.А. Булгакова заключается в его функционировании, значении. У Булгакова этот момент прецедентен. До него мотив сна в произведениях использовали Гоголь, Пушкин, Тургенев, Лермонтов и т.д. Благодаря форме сна писатель может иносказательно выражать свои мысли, мысли персонажей, интерпретировать события. Часто сновидение становится основообразующим сюжетным элементом или переломным этапом в сюжете
Мотив сна имеет важное значение для понимания авторского замысла и погружения в фантастическую реальность, чтения знаков и символов
Статья: Мотив сновидений в пьесе М.А. Булгакова «Бег»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Основная идея и персонажи пьесы «Бег»
Тема судеб людей, покинувших Россию
После «Зойкиной квартиры», написанной о тех, кто остался в России, Булгаков, которого пережитое «не отпускает», продолжает размышлять о частных судьбах людей на изломе истории, складывающихся в общую судьбу страны. «Бег» — рассказывает о тех, кто уехал. В «восьми снах» драматург стремится воочию увидеть то, что произошло с покинувшими Россию.
Кадр из кинофильма «Бег», режиссёры Александр Алов, Владимир Наумов. Алексей Баталов в роли приват-доцента Голубкова и Людмила Шевченко в роли Серафимы Корзухиной.
Главные герои
Булгаков показывает, до чего дошли они в своей жизни, покинув родину:
- Приват-доцент Петербургского университета Сергей Павлович Голубков, играющий на шарманке,
- Жена министра, Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра, выходящая на панель.
- Бывший генерал, Роман Валерьянович Хлудов, ныне проигравшийся в пух игрок и торговец «тещиными языками», сам себе пророчащий изгойство.
- Дочь губернатора (в 1-й редакции пьесы была реплика Чарноты: «Видали, дочь губернатора!»), Люська Корсакова, превратившаяся в походную жену казачьего генерала, а затем решительно «устраивающая» свою жизнь с презираемым ею человеком.
- Помещик, конезаводчик, кавалерист, генерал-майор в армии белых, в эмиграции нищий Григорий Лукьянович Чарнота
Казалось бы — резче показать эмиграцию невозможно. Но обсуждения пьесы Реперткомом и многочисленные статьи о «Беге» показали, что и эта пьеса Булгакова показалась абсолютно неприемлемой. Помимо сложившейся «сомнительной» репутации автора, сыграло свою роль то, что Булгаков, говоря о белой армии и «буржуях» — Голубкове и Серафиме, пишет не плакаты и схемы, а живые образы, объемные характеры. И в этом опустившемся мире:
- Голубков продолжает любить Серафиму
- Чарнота — не утрачивает озорства и не способен предать Люську, узнанную им в «мадемуазель Фрежоль»
- Хлудов поддерживает Голубкова
- Люська стремится оберечь Серафиму
Кадр из кинофильма «Бег», режиссёры Александр Алов, Владимир Наумов.
Темы
- Любовь – Булгаков показывает нам, что во времена исторических катаклизмов и тяжелейших испытаний только настоящая любовь способна удержать человека от падения в пропасть, дать ему новую цель в жизни и силы для её достижения.
- Патриотизм – мы видим людей, которые искренне верили, что сражались ради блага и процветания своей страны, но в итоге оказались выброшенными на обочину истории. Их страна изменилась до неузнаваемости и отвергла их, и они остались в полном одиночестве в чуждом и непонятно им новом мире.
- Семья – на примере Корзухина писатель демонстрирует разложение семьи в русском обществе, в котором люди не живут, а борются за выживание, и в этой борьбе человек готов на самые низкие поступки, даже предательство родных и близких людей.
- Дружба – несмотря на подлость людей, показанную в пьесе, писатель говорит о том, что даже в самые тяжёлые времена ещё можно найти благородных товарищей, которые могут стать настоящей опорой и соратниками для брошенного всеми человека.
- Доброта – мир, изображённый в пьесе, кажется жестоким и злым, но вопреки всему в нём ещё остаются люди, способные на сострадание и милосердие.
Художественное пространство пьесы
Героями пьесы «Бег» являются бездомные скитальцы, изгнанники, которые питают смутную надежду на обретение нового дома, где могли бы наконец закончить свой бег и найти долгожданный покой. Художественное пространство пьесы разделено на две части: российскую и заграничную. На «родной» территории персонажи оказываются в ситуации вне своего дома, даже вне какого-либо жилого помещения. Бег – это не поиск лучшего места для жизни, а спасение от гибели. В этом смысле топос церкви реализует свои древни функции. Церковь – это Дом Бога, Крепость Бога, в лихие времена на Руси была защитой от вражеского нашествия. Образ убежища создает и детализация интерьера монастырской церкви.
«Сон второй» еще тяжелее, чем первый, так как место действия отодвигается все дальше от родного дома. Это уже какая-то «большая станция где-то в северной части Крыма». В «Беге» железнодорожная станция символизирует перепутье дорог, где сталкиваются человеческие судьбы, где человек делает последний решительный выбор, это место разлук и роковых встреч.
Действие третьего и четвертого снов происходит в Севастополе. Цепь измен и отречений, начавшаяся в первом сне, становится непрерывной. А самым слабым звеном перед смертельной опасностью оказываются семейные узы – то, что казалось самым прочным в мирной жизни людей.
Булгаков последовательно обыгрывает «кабинентный» мотив в «российской» части пьесы. Домашний кабинет в воспоминаниях Голубкова сменяется штатным кабинетом Хлудова. Российское действо завершается еще одной кабинетной сценой.
Действие пятого сна происходит на площади Константинополя. Карусель на площади представляет собой суррогатную модель русского праздничного мира, которая знаменует спасение русских беженцев.
В «Сне шестом» действие перемещается в домашнее пространство. А интерьер дома в последнем «Сне» означает окончательное отречение русского изгнанника и его адаптацию в чужой стране.
Литература
Иваницкий А.И. Раздвоение зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и новая роль гротеска // Михаил Булгаков, его время и мы = Michaił Bułhakow, jego czasy i my: коллективная монография / под ред. Г. Пшебинды и Я. Свежего; при участии Д. Клебанова. Краков: Skriptum, 2012. С. 389—401.
Иваньшина Е.А. Окно в художественном мире М. Булгакова // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX—XXI вв. Материалы Девятых Международных научных чтений, приуроченных ко дню ангела писателя (Москва, ноябрь 2018 г.). М.: Музей М.А. Булгакова, 2019. С. 30—47.
Казьмина О.А. Жанровое своеобразие пьесы М.А. Булгакова «Бег» // Эйхенбаумовские чтения — 6: материалы юбилейной научной конференции. Вып. 6. Воронеж: Изд. ВГПУ, 2007а. С. 187—192.
Казьмина О.А. Особенности хронотопа в пьесе М.А. Булгакова «Бег» // Концептуальные проблемы литературы: типология и синкретизм жанров: сб. науч. трудов. Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007б. С. 103—107.
Кораблев А.А. Время и вечность в пьесах М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: сб. статей / сост. А.А. Нинов. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 39—56.
Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986. 384 с.: ил.
Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. 330 с.: ил.
Чудакова М.О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о Гражданской войне // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: сб. статей / сост. А.А. Нинов. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 57—95.
Яблоков Е.А. Вечная музыка («Шарманочная» тема в русской литературе и пьеса А. Платонова «Шарманка») // Универсалии русской литературы. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2009. С. 538—572.
Корзухин
Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.
Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.
Надо отметить, что «Бег» (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.
Картина мира в «Снах» Булгакова
М.А. Булгаков не просто «повторяет» эту традицию включения в текст сновидений и снов, он все произведение превращает в сон. Сны Булгакова объемны, эта объемность достигается за счет авторского воздействия на органы чувств реципиента.
Звуковая картина пьесы Булгакова разнообразна, но одновременно ограничена. Звуковой диапазон очень широк:
- пение монахов,
- стук копыт,
- пение полка,
- вальс,
- марш,
- симфония,
- крик,
- шепот,
- беззвучие.
А ограниченность звуковой картины проявляется в законченной градации: сменяющие друг друга устрашающие звуки и шумы сменяются тишиной и безмолвием, еще более устрашающей.
В светоцветовой картине произведения преобладающими являются полутона. Здесь нет ни одного определенного цвета или оттенка, везде: полутьма, свечи, сумерки, вечернее солнце, закат, расцвет, тьма. И только в конце пьесы появляется снег – единственное светлое пятно.
Вкусовую картину пьесы писатель строит на контрасте чувств голода и насыщения, изобилия и недоедания.
На протяжении пьесы читатель находится в «давящей» атмосфере, в ограниченном пространстве. С осязательными компонентами связано чувство обоняния. Героям Булгакова постоянно не хватает кислорода, им тяжело дышать в этой тесноте. Чувственная картина осложняется оживлением пространства. На протяжении всей пьесы шуршание и мгла, будто в мире нечеловеческих существ. Все в загадочном пространстве произведения олицетворено, и это делает атмосферу пьесы еще невероятнее и фантастичнее, хоть сюжет подразумевает реальных людей и реальные события.
Замечание 1
Сон в пьесе «Бег» в целом представляет собой картину мира: фантастичного, мрачного, тесного, душного, живущего по своим законам и своей жизнью.
В этом мире одушевлено все.
Сон как эпизод – это конкретные изменения, события, движение. М.А. Булгаков создает многомерные, объемные сны, из которых формируется «иногда картина чудовищная». При этом обстановка, процесс представления до того вероятным и с такими тонкими, соответствующими всей полноте картины подробностями, что и самому сновидцу наяву это не выдумать. Булгаков в пьесе «Бег» создал зловещую, страшную реальность, из которой персонажи стремятся «убежать». Такую реальность сложно понять логическим путем. Для этого и нужен сон.
Автор использует форму сна не только для раскрытия характеров персонажей и объяснения их поступков, но и для обеспечения глубокого понимания читателем авторского замысла, иллюстрации его мыслей.
Судьба русской интеллигенции
На основе воспоминаний своей второй жены Л. Е. Белозерской об эмиграции и написал свой «Бег» Булгаков. Анализ биографии этой женщины показывает, что тогда она бежала со своим первым мужем в Константинополь, а потом жила в Париже, Марселе и Берлине. Писатель также использовал воспоминания белого генерала Я. А. Слащева.
Михаил Булгаков «Бег» посвятил судьбе русской интеллигенции, которую считал лучшим слоем России. Она была вынуждена покинуть страну и жить в эмиграции. Писатель пытался рассказать о том, что большинство эмигрантов желало жить в России, но им надо было найти консенсус с большевиками и даже отказаться от борьбы с ними, но не поступаясь нравственными принципами. Классик даже написал письмо по этому поводу самому Сталину. Он хотел показать, что он выше белых и красных, но в итоге его посчитали врагом-белогвардейцем. Поэтому публикации «Белой гвардии» не случилось при жизни писателя, как не увидел сцены и «Бег». Булгаков спектакль «Дни Турбиных» смог поставить только после двухлетнего запрета, когда получил личное распоряжение от Сталина.
Примечания
. Такое превращение пьесы отчасти в драматическую поэму, ориентированную не только на постановку, но и на прочтение как «вчувствование», стало одним из оснований ее недопуска к постановке во МХАТе в 1928 году. См. подробнее: ; , ср.: .
. Здесь и далее текст пьесы (за исключением оговариваемых случаев цитат других вариантов «Бега») приводится в хронологически окончательной редакции 1937 года по изданию: Булгаков М.А. «Бег» // Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 3. Пьесы. М.: Художеств. лит., 1990. С. 216—278.
. Цит. по изданию: Булгаков М.А. Бег: восемь снов: пьеса в 5 д.: // Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов. 2-е изд., стереотип. Л.: Искусство, Ленингр. отделение, 1989. С. 411—470.
. Цит. по изданию: Булгаков М.А. Бег: восемь снов: пьеса в 5 д.: …
. О мотивных связях историй Хлудова и Пилата см. подробнее: .
. Здесь и далее текст романа цитируется по изданию: Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Мастер и Маргарита. Письма. М.: Художеств. лит., 1990. С. 7—384.
. См.: .
. Это неподобие обнажает сам Африкан, переходя на мирской стиль: «Всеблагий господи, что же это? <…> Двуколки с вами-то есть?»
. О стилистике и символике этого описания Георгия Победоносца см.: .
. Но не только: сравним определение де Бризаром штаба Чарноты как «Ноева ковчега».
. В редакции «Бега» 1928 года Хлудов уподобляет «палаческую» миссию красных Всаднику Апокалипсиса еще более открыто и цинично: «И в самом деле… мы с вами сидим здесь, Священное писание вспоминаем, а Буденный в это время к Севастополю переменной рысью подходит. Вообразите. (Свистит в два пальца.) Ба. Здравствуйте пожалуйста. Поп во дворце засиделся. А-а… (Напевает без слов «Интернационал»). Шлепнуть попа, к стенке попа» (Цит. по: Булгаков М.А. Бег: восемь снов: пьеса в 5 д.: …).
. Цит. по: Булгаков М.А. Бег: переделки по договору с МХАТом им. М. Горького от 29 апреля 1933 года // Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов… С. 471—481. В зачине последней ершалаимской главы «Мастера и Маргариты» фактически тот же образ переводит исчерпанность «прежнего» библейского кода истории из подтекста в текст: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город <…> Пропал Ершалаим, будто никогда не существовал на свете».
. См.: .
. О значениях вечности и ее границах в «Беге» см., например: .
. О вертепной стилистике карусели и пьесы «Бег» в целом см.: ; .
. Цит. по: Булгаков М.А. Бег: восемь снов: пьеса в 5 д.: …
. Цит. по: Булгаков М.А. Бег: восемь снов: пьеса в 5 д.: …
. См. об этом: .
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |