Лингвистический анализ: десятиминутная драма (евгений замятин)

"чеховское слово" в творчестве е.и. замятина  губанова тамара васильевна

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении
1 2 3 4 5
Существительное 27.50 26.67 27.14 21.54 20.00
Глагол 6.25 32.00 35.71 10.77 15.00
Местоимение-существительное 16.25 5.33 10.00 12.31 13.33
Предлог 6.25 8.00 4.29 23.08 11.67
Союз 10.00 2.67 4.29 4.62 6.67
Прилагательное 13.75 2.67 8.57 9.23 16.67
Наречие 1.25 9.33 4.29 6.15 3.33
Местоимение-прилагательное 2.50 1.33 2.86 1.54 5.00
Частица 11.25 10.67 1.43 10.77 8.33
Местоименное наречие 2.50 1.33 1.43 0.00 0.00
Числительное 2.50 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
6 7 8 9 10
Существительное 37.74 18.75 26.83 37.50 21.05
Глагол 22.64 20.83 12.20 17.50 15.79
Местоимение-существительное 9.43 6.25 7.32 10.00 5.26
Предлог 3.77 14.58 17.07 12.50 13.16
Союз 3.77 10.42 7.32 5.00 13.16
Прилагательное 7.55 10.42 19.51 2.50 13.16
Наречие 3.77 0.00 4.88 10.00 7.89
Местоимение-прилагательное 5.66 4.17 2.44 0.00 0.00
Частица 5.66 8.33 0.00 2.50 5.26
Местоименное наречие 0.00 0.00 2.44 2.50 2.63
Числительное 0.00 6.25 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 2.63
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
11 12 13 14 15
Существительное 24.24 35.48 34.48 37.04 4.17
Глагол 24.24 16.13 10.34 11.11 16.67
Местоимение-существительное 6.06 6.45 20.69 11.11 8.33
Предлог 15.15 6.45 20.69 18.52 20.83
Союз 3.03 6.45 3.45 0.00 4.17
Прилагательное 3.03 9.68 3.45 11.11 20.83
Наречие 15.15 3.23 0.00 3.70 12.50
Местоимение-прилагательное 6.06 6.45 0.00 7.41 8.33
Частица 3.03 3.23 6.90 0.00 0.00
Местоименное наречие 0.00 6.45 0.00 0.00 0.00
Числительное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 4.17
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы Хаксли «О дивный новый мир», и «1984» Оруэлла, с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

Жанр

“Мы” – роман-антиутопия с элементами сатиры. Антиутопиями называют не те произведения, которые конфликтуют с существующим строем, а своеобразное социальное предвидение. Писатель заглядывает в будущее и делает неутешительный прогноз. Для Замятина, человека с “математическим” мышлением, это было достаточно просто, даже очевидно.

Антиутопия – всегда ответ на утопию, в нашем случае на счастливое будущее, которое обещал людям новый политический строй. Нужно отметить, что роман “Мы” повлиял на творчество ряда зарубежных писателей. Сыграло роль то, что он был опубликован на английском языке за границей. Произведение в смысловом и художественном плане масштабное, грандиозное и необычайно оригинальное.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

История создания

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Тема

Антиутопия поднимает ряд проблем, которые неминуемо грозят человечеству: потеря индивидуальности, духовности, обезличивание, общая универсализация. Смысл названия романа является ярким сигнальным стилистическим приёмом: нет людей, характеров, эмоций, есть общее, пустое, безликое “мы”.

Имеется в виду жизнь человека в условиях тоталитарного общества: образ всевидящего Благодетеля вызывает страх. По прошествии 1000 лет с момента последней революции на земле осталось только 2 процента населения, это те, кто выжил после войны между городом и деревней. Символично, что их отделяет Великая стена (очень прозрачная параллель с ситуацией в России во время правления Сталина) от другого дикого, опасного мира. Изображение Единого государства – точная копия политики тоталитаризма, которая стремилась контролировать все сферы жизни людей, даже семью. В своей жёсткой искромётной сатире Замятин дошёл до грани, придумав отсутствие любви, розовые билеты как регламентированное право человека на интимную близость с другим человеком. Таким образом, Единое государство уничтожает всякую привязанность, семейность, ревность и другие “пагубные” понятия прошлого. Одинаковые квартиры, стеклянные стены, униформа, прогулки строем – ужасающая аллегория, которая так близка к действительности, завуалированной под счастливую жизнь.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Буквы и знаки препинания

Всего букв 4795 букв
Всего знаков препинания 232 знаков
Знак Кол-во (шт.) Средн. кол-во на 1000 слов (шт.)
, запятая 115 130.83
. точка 59 67.12
— тире 13 14.79
? вопросительный знак 3 3.41
! восклицательный знак 29 32.99
… многоточие 0.00
!.. восклицательный знак с многоточием 0.00
?.. вопросительный знак с многоточием 0.00
!!! тройной восклицательный знак 0.00
?! вопросительный знак с восклицанием 0.00
» кавычка 0.00
() скобки 0.00
: двоеточие 12 13.65
; точка с запятой 1 1.14
Буква Кол-во (шт.) Частота использования (в %)
А 385 8.03
Б 75 1.56
В 230 4.80
Г 89 1.86
Д 150 3.13
Е-Ё 393 8.20
Ж 89 1.86
З 91 1.90
И-Й 350 7.30
К 223 4.65
Л 257 5.36
М 177 3.69
Н 315 6.57
О 577 12.03
П 123 2.57
Р 223 4.65
С 214 4.46
Т 254 5.30
У 159 3.32
Ф 6 0.13
Х 41 0.86
Ц 15 0.31
Ч 69 1.44
Ш 35 0.73
Щ 23 0.48
Ь-Ъ 65 1.36
Ы 103 2.15
Э 6 0.13
Ю 18 0.38
Я 99 2.06

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Композиция

Действие романа начинается весной. Тон записей рабочего довольный и восторженный: он видит свой мир идеальным, ничто не омрачает его восприятия реальности. События романа заканчиваются осенью, в пору грусти, тоски и угасания всего живого.

Произведение написано в форме конспекта, дневниковых записей инженера – нумера Д-503 от первого лица. 40 дневниковых записей, которые становятся удивительной историей с печальным финалом – вот структура и основа композиции.

Идеология, история и “мудрая политика” Благодетеля – вот то, что составляет большую часть произведения. Логические выводы главного героя, его стремительно меняющаяся жизнь – то, что подаётся через призму, принятых в обществе будущего, норм, становится содержанием дневниковых записей. Изначально они были написаны, чтобы возвеличить идеальную реальность Единого государства, но у Д-503 начинает появляться душа. Это считается заболеванием, но поддаётся лечению в идеальном мире будущего.

История создания

После возвращения из Англии во время гражданской войны Евгений Замятин создаёт свой шедевральный роман. Глядя в далёкое будущее, писатель увидел и “напророчил” многие вещи, которые стали реальными совсем недавно. Его расчёт оказался верным, а творческий потенциал удивительно самобытным. В 1921 г. рукопись была отправлена в издательство в Берлин. В 1924 г. выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. А весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя после чего началась травля писателя.
.

В 1929 году на Евгения Замятина обрушился шквал литературной критики, обвиняющей его в искажении действительности, начались притеснения, травля: жизнь и творчество в России стало невозможным. Писатель обращался к И. В. Сталину в письменной форме, однако был вынужден уехать за границу.

Непринятие и вражеская интерпретация существующей политической системы – совсем не то, что хотел донести автор до читателя. Социализм не был чужд Замятину, скорее – напротив. Но жёсткие перегибы, нездоровые тенденции, которые могли в будущем стать катастрофой для духовности страны и отдельной личности, Евгений Замятин рассмотрел ещё в зародыше. Не секрет, что многие писатели, которые погружались в мир будущего, оказались предсказателями, особенно свойственно это было для автора “Мы”, учитывая его образование и профессиональную деятельность. За спиной уже опытного писателя был политехнический институт (факультет кораблестроения) и работа за границей в качестве инженера. На замысел романа оказали влияние впечатления из поездки и жизни в Англии. Евгений Замятин считал, что настоящая литература, как и всякое другое искусство, может существовать только там, где есть полная свобода, “бунтари, отшельники, мечтатели”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых крутых —

Читать «Мы» полностью

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Интертекст «Антоши Чехонте» в рассказах Е.И. Замятина («Чрево», «Письменно», «Сподручница грешных», «Мученики науки»)

Ранее творчество А.П. Чехова, как свидетельствует анализ художественных текстов, вызвало широкий творческий отклик у Е.И. Замятина в его произведениях 1910-1930-х годов. Чеховский интертекст1 был особенно значим для этого писателя. Такое «пересечение художественных миров», казалось бы, совершенно разных прозаиков, живших в различные исторические эпохи, заметил и объяснил В.А. Келдыш в статье «Замятин — публицист и критик». Он писал: «Причастное к дерзким художественным исканиям своей эпохи, творчество Замятина вместе с тем укоренено в почве, в отечественных литературных традициях Гоголя, Лескова, Достоевского, Чехова. Именно в «фантастическом реализме», как называл собственное искусство Достоевский, видел истинный путь постижения своего смятенного времени и Замятин… Столь же поучительные уроки извлекались и из творчества соотечественников. От Чехова до современного нам нового реализма -прямая линия». В.Б. Шкловский еще в 1922 году объявил Е.И. Замятина «классическим» писателем, идущим по следам А.П. Чехова: «Книг Е.И. Замятин написал мало… Слава у Замятина большая. Все это заставляет думать, что писатель он классический. Трудно, вероятно быть классическим писателем, как медведю на задних лапах, трудно… Его ранние вещи, как «На куличках» (1914), «Непутевый» (1914), «Старшина» (1915) не индивидуальны, и не похожи на вещи других писателей. «Старшину» можно прочитать и у Чехова под заглавием «Злоумышленник». Критик- современник упрекает Е.И. Замятина в близком «следовании образца, а также в том, что он «писатель одного приема». О том же рассказе «Старшина», который происходит от «чеховского корня» писал Алексей Ремизов в статье «Стоять — негасимую свечу. Памяти Евгения Ивановича Замятина» в 1937 году. Он подчеркивая: «Словесно Замятин гоголевского корня: прием некоторых его рассказов — чеховский: «Старшина» (1914), «Землемер» (1915); рассказ испорчен заикой, который повторится в «Встрече» (1935). В деревенском: «Чрево» (1913), «Письменно» (1916), «Кряжи» (1915) и до петербургского «Наводнения» (1930) -переодевание, что наивно называется «перевоплощением» и неизбежно навязанные мысли». Современный Е.И. Замятину критик А.К. Воронский тоже связывал манеру Е. Замятина с влиянием чеховского творчества, но и замечал: «Как и в «Алатыре», и «Уездном», «На куличках» до смерти скучно, сонно, нелепо. Но не столько скучно, сколько страшно

Это страшное подчеркнуто автором в повести особливо сильно, и на нем — на страшном — в отличие от «Уездного» и «Алатыря» сосредоточено главное внимание. Страшное есть и в этих вещах, но там больше об утробном, о провинциальном фантазерстве, здесь оно основное»

Под покровом скучной мелочной жизни Замятин увидел … страшное и показал читателям не то незаметное, серое, медленно обволакивающее, о чем в свое время писал Чехов, а подлинно кровавое, безобразно зверское, трагичное». То есть, подчеркивая неповторимость манеры Замятина, невольно сравнивает его с А.П. Чеховым. Кстати, об одном из самых характерных для А.П. Чехова рассказе «Страх», где показан «мир обыденной жизни, мир житейской бессмыслицы, нескладицы и бестолковщины, для героя представляющийся не менее страшным, чем «мир привидений и загробный теней», говорил Е.И. Замятин в своих лекциях «Современная русская литература». Это «страшное», то есть пошлое, принижающее духовную сущность человека видит автор «Уездного» уже в ранних рассказах Чехова и дополняет это убеждение своим творческим опытом, углубляя проблему в своей прозе. Совершенно права Н.Н. Комлик, которая указывала на такие сближающие А.П. Чехова и Е.И. Замятина» черты, как соединение «страшных» аспектов бытия с возвышенными «чистыми и лирическими» нотами жизни: «Глубоко осознавая, что Россия не в столицах, а в провинции, он взглянул на нее не со стороны и свысока столичного жителя, а из самой гущи «черноземного нутра», окликаясь как художник и на самые темные, страшные, и на самые чистые и лирические ноты ее жизни». Так, героиня рассказа «Чрево» (1913) Афимья постоянно испытывает страх. Она чувствует, что все вокруг нее живут «страшно»: боятся голода, страшатся побоев мужа, опасаются смерти. Афимью больше всего страшит, что не сможет она родить дитя от старого пьяницы Петры. Этот страх вызывает ненависть не только к Петре, но и к двухгодовалому пасынку Васятке. Она живет «чревом» и хочет родить сама: чужой ребенок ей страшен сходством с ненавистным мужем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: