Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына
Сюжет
Автор размышляет об исторической России, забытой советскими людьми, но живой. Об исцеляющей природе, памяти, о вечности, о Боге, который живет в душе русского человека, несмотря ни на что. Его, как честного человека, мучает совесть за грехи народа. Он любит жизнь и учится с достоинством принимать смерть.
Отзыв
Тема памяти, совести, веры, надежды, любви, боли за пути и судьбу России, которая важнее политики. Автор верит, что в стране много людей, ищущих правды. За ними – будущее. А он делает свое малое дело по мере сил: будит в людях лучшие чувства, силу созидания, доброй воли, стремление к свободе. Цикл – взгляд очевидца, документ советской эпохи, и России на переломе эпох, в 1990-е.
Тезисы
Когнитивно-коммуникативный анализ цикла
А. И. Солженицына «Крохотки» демонстрирует, что включенные в него
произведения являются вариативной реализацией индивидуально-авторского жанра «крохотки», для которого характерен следующий набор конститутивных черт: а) малый объем; б) стабильная
композиция с движением от изобразительно-повествовательного компонента к
интеллектуально-эмоциональному комментарию и обобщающему (философскому) заключению;
в) национально-духовная тематика, релевантная прежде всего для русского
адресата; г) многотональное повествование, где объединяются и контрастируют
между собой доминирующая благоговейная (перед Богом), обличительная (проявляющаяся в изображении фрагментов мира, не соответствующих нормам христианской этики), назидательная
(направленная на адресата-собеседника) тональности; д) образ автора, создаваемый сопряжением
нарративных ролей транслятора Высших истин, представителя соборного (русского
православного) единства и идентичного реальному автору рассказчика; е)
градуированный образ адресата: сам автор — близкий по статусу с автором
собеседник — Бог; ж) комплексность жанра, образующаяся слиянием при реализации
в «крохотке» базовых интенционально-содержательных пластов:
автокоммуникативного (дневниковой записи со свойственной ей саморефлексией),
коммуникативного (проповеди, беседы), супер-коммуникативного (исповеди,
молитвы). Конститутивные черты жанра «крохотки» обусловливают единство всего цикла,
при этом в каждом из включенных в него текстов обнаруживается и художественная
индивидуальность, и родство с некоторыми другими жанрами (путевыми заметками,
рассказом, фельетоном и др.).
В двухчастной композиции цикла отразилась история его создания: первые
17 «крохоток» написаны в 1958–1960 гг., заключающая эту часть «Молитва» — в 1963 г.; вторая часть цикла (14 произведений) создана Солженицыным в 1996–1999
гг. после возвращения на Родину из вынужденной эмиграции. Обе части завершаются
молитвами: в финале первой части в «Молитве» звучит благодарение за неотступное
сопровождение Господом автора на трудном жизненном пути и за дарованное ему
право «послать человечеству отблеск
лучей» Божих; в финале же второй части просительная «Молитва о России» — обращение
автора как части русской православной соборной общности к Богу с мольбой о
вызволении Родины из бедственного положения. Обе молитвы, занимая сильные
(финальные) позиции в каждой из частей цикла, становятся его
эмоционально-смысловыми доминантами, актуализируют гипертекстовые
ретроспективные и проспективные связи, чем обеспечивают единую кольцевую
композицию цикла, выступающего воплощением специфической
православно-патриотической картина мира А. И. Солженицына и отражением основных
черт его индивидуального писательского стиля.
Крохотки 1996-1999 г.г.
Лиственница
Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.
Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.
Молния
Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.
Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.
Колокол Углича
Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.
Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.
Колокольня
Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.
Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.
Старение
Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.
Отзыв
Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно
Позор
Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…
Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.
Лихое зелье
Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.
Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.
Утро
Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно
И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня
Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.
Завеса
Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.
Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.
В сумерки
Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.
Отзыв
Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире
Петушье пенье
Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.
Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.
Ночные мысли
Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.
Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.
Поминовение усопших
Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.
Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.
Молитва о России
Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.
Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.
Жанровая принадлежность
У критиков нет однозначного мнения о том, к какому жанру принадлежит цикл. Б. Кодзис причислял работы к лирической миниатюре. Долгое время в советской литературе не приветствовался такой жанр. Солженицын умело сочетал беллетристику и публицистику, поэтому его работы приобрели особую привлекательность.
Если внимательно изучить рассказы, то можно заметить: писатель словно намеренно отказывался от прямого выражения мыслей и больше зарисовывал мелкие эпизоды. Именно мгновения наиболее полно отражали идеи автора. Тексты напоминают стихотворения следующими признаками:
- интонационные перебои;
- эмоциональная выразительность;
- ритм словесных повторов.
Л. Колобаева настаивала на том, что цикл относится к жанру малого эпоса. В небольших рассказах Солженицын не только показывает субъективное авторское виденье, но и раскрывает суть этих моментов. Если сравнивать две части цикла, то в первой чувствуются социальные проблемы, а во второй — общие философские. Например, в «Колокольне» Солженицын показал свои переживания за судьбу родины.
Некоторые литературоведы сравнивали «Крохотки» с хлебными крошками, которые писатель щедро рассыпал для страждущих. Этот цикл призван напитать души, возродить в них светлые чувства. Хоть тексты небольшие по размеру, в них выделяют завязку, кульминацию, развязку.
История создания
Работы были написаны в период с 1958 по 1960 год. Еще несколько работ писатель создал в конце 1990-х. Они различаются по размеру, тематике, жанрам, но вместе легко соединяются в цикл, который показывает взгляд писателя на мир. Солженицына интересует:
- озеро Сэгден;
- могила поэта;
- город на Неве и многое другое.
Цикл был написан во время велосипедных поездок Солженицына по средней России. Вторую часть он написал после долгих лет, которые провел за рубежом. После возвращения на родину у него появились мысли о продолжении цикла «Крохотки». Они стали отражением самого сокровенного. Всего в цикл вошли 34 миниатюры.
История создания
Работы были написаны в период с 1958 по 1960 год. Еще несколько работ писатель создал в конце 1990-х. Они различаются по размеру, тематике, жанрам, но вместе легко соединяются в цикл, который показывает взгляд писателя на мир. Солженицына интересует:
- озеро Сэгден;
- могила поэта;
- город на Неве и многое другое.
Цикл был написан во время велосипедных поездок Солженицына по средней России. Вторую часть он написал после долгих лет, которые провел за рубежом. После возвращения на родину у него появились мысли о продолжении цикла «Крохотки». Они стали отражением самого сокровенного. Всего в цикл вошли 34 миниатюры.
Основные проблемы
Солженицын раскрыл разные идеи в миниатюрах
Так, в «Грозе в горах» писатель описал важность умения сопротивляться жизненным невзгодам. Лирические герои наблюдали за природной стихией
Они перестали бояться грома, молний, ливня и словно стали каплями в море, которые не страшатся урагана, почувствовали себя частицами мира.
Эта идея нашла яркое отражение в «Костре и муравьях». Герой бросил бревно в огонь и не посмотрел, что там много насекомых. Позже он вытащил тлеющее дерево, часть муравьев убежало, но еще больше их вернулось к бревну. Они гибли, но их словно манило.
В этом крохотном рассказе писатель отразил свое мнение о событиях 1917 года. Многие оставались в России, хотя она была окутана Гражданской войной. Люди отказывались покинуть родину.
Солженицын затрагивал проблему преемственности и памяти. В рассказе «Старое ведро» писатель поведал о незавидной участи обычного ведра. Он сравнил его с судьбой фронтовиков, ведь все, что они делали, чаще забывается.
В рассказе «Утенок» писатель описывал маленького птенчика. Он восхищается чудом жизни и подчеркивает: люди на Венеру полетят, за 20 минут весь мир обойдут, но этого живого существа в пробирке не создадут. Могущество рождения жизни недоступно человечеству. Только природа способна на это.
Солженицын цикл крохотки анализ
А.И. Солженицын. «Крохотки». Комплексный анализ текста.
Групповые задания:
- Какие проблемы поднимает автор в своих миниатюрах? Актуальны ли они сегодня?
- Запишите комментарий к поставленной проблеме, сформулируйте авторскую позицию.
- Выразите своё отношение к авторской позиции.
- Какие средства выразительности использует Солженицын, чтобы привлечь читателя к заявленным проблемам, вызвать отклик в нашей душе?
- Напишите сочинение по одной из миниатюр, используя свои наблюдения.
Материал для обобщения.
«Крохотки» относят к двум условным периодам: написанные в 50-е – 60-е годы и в конце 90-х годов.
Читая их сегодня, мы воспринимаем эти миниатюры так, словно написаны они в наши дни и именно для нас. А всё потому, что тема Родины, России, с её волей и неволей, по-прежнему дорога сердцу до боли. Нам опять не хватает той «воли – единственной, но самой дорогой воли», которая позволяет дышать запахами родной земли, а значит, жить.
Крохотные рассказы Солженицына, столь различные по тематике, жанру, образуют единый цикл, что создаёт эффект всеохватности взгляда писателя на мир.
Всё интересует автора: и озеро Сегдэн («вот тут бы и поселиться навсегда»), и могила поэта Я. Полонского, и город на Неве – «наше славное великолепие», построенное « на косточках наших предков», и трепетная песчинка мироздания – «тёпленький жёлтый утёнок».
Объединяет миниатюры в единое целое бьющаяся в каждом слове душа автора, трепетная, сострадающая и гневная одновременно – живая! «Мы-то не умрём», – рассуждают живые, утрачивая память об ушедших. А душа автора не может смириться с вандализмом, царящим на кладбищах. Он-то всегда помнит, что «ещё есть такие, кто умер за Отечество – ну, как тебе или мне придётся». И это доверительное, не отделяющее «себя» от «нас» придаёт особую значимость авторскому слову.