Жизнь четы Дымовых
Ольга Ивановна, молодая и романтичная женщина, выходила замуж за тридцатиоднолетнего врача Осипа Степановича Дымова, имевшего практику в двух больницах и служащего дополнительно титулярным советником. На этой свадьбе был весь цвет творческой интеллигенции: художники, артисты, певцы. Каждый из них был чем-то замечателен и уже немного знаменит. Ольга Ивановна тоже имела талант во всех сферах понемножку, по крайней мере, в этом уверяли ее друзья.
Она немного рисовала, лепила и пела. Вся эта избалованная творческая компания во главе с хозяйкой дома целые дни проводила в обсуждениях выставок картин, театральных постановок и появления новых звезд искусства. А еще люди здесь пели, играли на музыкальных инструментах, лепили и рисовали. День Осипа Степановича начинался очень рано. Сначала он с 9 утра до полудня принимал больных у себя в палате, а затем ехал на другой конец города вскрывать трупы умерших. Дымов был занят круглый день до позднего вечера. Однако медицинская практика не приносила дохода более, чем в год. Обедали супруги, как правило, вместе. А после этого Осип Степанович шел по своим рабочим делам, а его жена отправлялась то в театр, то на концерт, откуда возвращалась веселая и вдохновленная только после полуночи. Ветреной и легкомысленной рисует свою героиню в рассказе «Попрыгунья» Чехов. Краткое содержание его поможет нам понять характеры главных персонажей этой истории.
Композиция и конфликт
Дымов догадывается об измене жены
Охлаждение в отношениях Рябовского и Ольги Ивановны началось еще в поездке по Волге. Художник, вдохновение которого ушло вместе с теплыми солнечными днями, стал хмур и неприветлив. Он тяготился романом с Дымовой, не скрывая своего равнодушия. Ольга Ивановна вернулась домой. Поначалу она хотела скрыть от мужа измену. Но когда она увидела радостные слезы от встречи с нею на глазах супруга и его кроткую милую улыбку, женщина решила, что врать такому человеку — это преступление. Однако рассказывать Дымову о романе с художником молодая жена сразу не стала.
А вскоре он сам уже догадался о том, что его обманывают. Ведь роман этот продолжился уже в городе. С того момента Осип Степанович стал печален, старался не оставаться с женой наедине. А между тем отношения Ольги и Рябовского зашли в тупик. Художнику нужно было вдохновение, и он нашел другую музу. Однажды, придя к нему в мастерскую, наша героиня застала там женщину и поняла, что ее гений нашел другую. Отношения с ним она тут же порвала. Казалось бы, теперь нет препятствий на пути к счастью супругов. Однако это не так. Ошибку Ольге Ивановне было исправлять уже поздно. Узнаем об этом, продолжая читать рассказ (его краткое содержание). «Попрыгунья» (Чехов А. П.) — это материал школьной программы в старших классах. Произведения великого классика помогают сегодняшней молодежи сформировать правильный подход к оценке духовных и нравственных человеческих качеств.
Ольга Ивановна
К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более — глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. – рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни. Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных женских душ анализ Чехова. «Попрыгунья» — это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды. Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Попрыгунья» кратко изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Герой
Характеристика
Ольга Ивановна
Двадцати-двухлетняя молодая женщина из семьи врача, сама связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Ольга Ивановна обладает тонким художественным вкусом и сильным эстетическим чувством, одарена способностями к искусствам. У Ольги Ивановны живой и весёлый характер, она обаятельна и изысканна, чувствительна и сентиментальна. При этом она легкомысленна, эгоистична, из-за чего происходят все её дальнейшие беды. Кроме того, Ольга Ивановна обнаруживает малодушие в своей натуре – понимая, что поступает неправильно, она не находит в себе силы примириться с мужем, но упрямо пытается вернуть то, что давно потеряла. Позже Ольге Ивановна оказалась способна на трезвую оценку себя и глубокое раскаяние, тем не менее, разрушение, которое она нанесла своей семье и собственной душе, ей не удалось исправить одним желанием.
Осип Степанович Дымов
31-летний талантливый врач, целиком отдающийся своему призванию, он работает в двух больницах, изо всех сил стремится совершенствоваться и содержать семью. Его друзья и тесть, отец Ольги Ивановны, предсказывали ему великое будущее. При этом Осип Степанович предельно скромен, бескорыстен, добр и великодушен. Этого редкого человека часто не ценят и не замечают из-за его скромности, в том числе собственная жена. Осип Степанович очень любит свою жену, признаёт все её увлечения и образ жизни, готов прощать её и сострадать при всём её вероломстве. Смерть Осипа Степановича целиком соответствует его натуре – он жертвует собой, спасая больного мальчика.
Пётр Рябовский
Одарённый художник 25 лет, с красивой поэтической наружностью. Рябовский ведёт богемный образ жизни, работает по вдохновению, а в своей жизни и отношениях с людьми руководствуется лишь своим настроением
Очевидно, он считает своё мастерство слишком значительным, чтобы обращать внимание на чувства других людей и сдерживать себя в своих желаниях. Он заводит роман с Ольгой Ивановной и вскоре без сожаления бросает её, потеряв к ней всякий интерес.
Коростелёв
Товарищ Дымова и его коллега, с которым Дымов часто общается, столкнувшись с изменой своей жены
Коростелёв искренне болеет душой за Дымова и презирает Ольгу Ивановну, не оценившую вовремя своего мужа. Во время болезни Дымова, Коростелёв остаётся у постели больного до самой его кончины.
Стиль
Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени. Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче. Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.
Смысл
Основная идея произведения «Попрыгунья» – показать сущность эгоизма и легкомыслия, как и их чудовищные плоды. При этом ярко освещается и другая сторона картины – скромная непритязательная жизнь и самопожертвование, не получившие признания в реальной жизни. Эти высокие качества вызвали трепет и восхищение у окружающих, лишь когда эта скромная жизнь угасла. Ольга потеряла свою любовь, но опомнилась лишь тогда, когда было поздно. Она осознала, что все это время лишь «прыгала» — то есть ничем важным не занималась, в отличие от мужа, которого не понимала.
Главная мысль Чехова в рассказа «Попрыгунья» — приоритет честного и общественно значимого труда над самолюбованием в формате искусства. Великим можно считать только того человека, который служит обществу верой и правдой и отдает всего себя светлому и честному труду.
Главная мысль
Основная идея «Попрыгуньи» выражена в умении ценить то, что имеешь. Неслучайно название рассказа перекликается с известной басней И. А. Крылова «Стрекоза». Главная героиня всё время гонялась за «знаменитостями», однако слишком поздно поняла, какой великий человек был рядом с ней.
Ольга Ивановна мечтала о славе в искусстве, вероятно, мечтала связать жизнь с художником или музыкантом. Брак с горячо полюбившим её Осипом она считала неким снисхождением, тоже своего рода самопожертвованием. Посмотреть на мужа по-другому при его жизни Ольге не удалось — осознание пришло к героине слишком поздно. В этом заключается трагедия и смысл рассказа.
Чему учит?
Произведение учит одному из самых главных навыков, необходимых в жизни, — умению выстраивать отношения с людьми. На примере главных героев автор показывает необходимость уважения и взаимопонимания. Вывод Чехова основывается на его многолетних жизненных наблюдениях за окружением.
Через это произведение Чехов говорит, что каждый из нас нуждается в поддержке. Если бы Осип ощущал, что он не один и ему есть, ради кого жить, стал бы он в таком случае рисковать своей жизнью? Смертельная болезнь представляется в рассказе идеальным разрешением всех семейных неурядиц Дымовых
Научные старания главного героя обусловлены не только талантом и интересом, но и желанием обратить на себя внимание супруги, так увлечённой творческой жизнью. Если бы Ольга могла разделить вместе с мужем радость его успехам, то рассказ имел бы совершенно иной финал и напоминал бы семейную идиллию
Мораль произведения такова: необходимо создавать гармоничные отношения в семье, где каждый человек поддерживает и ценит родных.
Популярные сегодня темы
-
Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.
-
Доброта является тем качеством, без которого не может прожить каждый. Каждый человек в нашем мире должен совершать добрые поступки, хотя бы даже самые маленькие, но главное, чем больше поступков, тем лучше
-
В центре событий драмы, написанной А.Н. Островского и получившей название «Гроза», стоит девушка Катерина. Один из литературных критиков, а точнее Н.А. Добролюбов, характеризует ее как воплощение
-
Материнская любовь это самая чистая и настоящая любовь, которая есть на этом свете. Любовь проявляется в заботе, ласке матери к своему ребенку. Это любовь, которая практически не требует отдачи
-
По словам самого Френсиса Скотта Фицджеральда, представителя так называемого в литературе «потерянного поколения», люди всегда приходят в восторг от жизни голливудских звезд, не зная
Анализ рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья»
Рассказ «Попрыгунья» был завершен в 1892 году и относится к позднему творчеству Чехова
Автор стремится обратить внимание читателя на жизнь с философской
стороны, иначе говоря, пытается объяснить, что и так коротка, чтобы
растрачивать ее по пустякам; и надо жить осознанно, чтобы потом
не пришлось жалеть о своих поступках. Также раскрывается тема
трагической судьбы человека под влияние окружающей среды
Основу сюжета
составляет семейная драма. В этом рассказе Чехов отходит от
традиционной схемы, поэтому рассказ начинается с того, чем обычный
рассказ чаще заканчивается — свадьбой.
Развитие сюжета наблюдается в стремлении героини искать выдающихся
людей, но она никак не находит выдающимся своего мужа. Это происходит
только во время финального события — смерти Дымова, которая происходит
внезапно. Композицией рассказа является расстановка образов. Героев
можно поделить на две группы: это, те, кто принадлежит к «творческой
интеллигенции» — Ольга Ивановна, «все ее друзья и добрые знакомые», и
те, кто занимается науками, медициной: Дымов, Коростелёв и несколько
докторов.
Эти две группы персонажей — два разных мира, взаимопонимание между
которыми невозможно. Что касается заглавия рассказа, то сразу
вспоминается басня «Стрекоза и Муравей», где «Попрыгунья Стрекоза лето
красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…».
В басне осуждаются праздность и легкомыслие, то же самое осуждает Чехов
и в героине. Её жизнь составляют ужины, поездки на дачу, путешествия,
поездки к портнихе — всё это далеко от настоящего искусства, к которому
стремилась Ольга Ивановна. На самом деле она только зря тратит время.
В рассказе описывается этап жизни Ольги Ивановны — начиная от
замужества и кончая смертью мужа, когда она поняла, что ее муж был
по-настоящему «редким, необыкновенным человеком».
Главная героиня рассказа — Ольга Ивановна воспринимает мир
эмоционально, и когда о чем-то говорит, то речь идет не о реальном
событии, а об ее восприятии. Например:
«Представь, после обедни венчанье, потом из церкви все пешком до
квартиры невесты… понимаешь, роща, пение птиц, солнечные пятна
на траве и все мы разноцветными пятнами на ярко-зеленом фоне…»
Она только играет в любовь и семью, и любит говорить о чувствах так,
как это написано в романах: «Ну, после смерти отца он иногда бывал у
меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг — бац! —
сделал предложение!.. Как снег на голову… Я всю ночь проплакала
и сама влюбилась адски».
Она любила украшать дом, где было много китайских зонтов, мольбертов,
разноцветных тряпочек, кинжалов… В разговоре чувствуется
неестественность: «Дай я пожму твою честную руку» — как-то ненатурально
произносит она мужу.
Она чувствует себя легко рядом с такими же людьми, как она: с
представителями «творческой интеллигенции», которые тоже не живут
естественной жизнью, а демонстрируют свои таланты, каждый из них
«считался знаменитостью».
В главной героине возникают перемены только когда ее муж оказывается
при смерти. Она стала раскаиваться, что обманывала мужа. И после того,
как Коростелёв стал говорить о том, каким хорошим человеком был ее муж,
только тогда Ольга Ивановна поверила, что Дымов был действительно
великим человеком в сравнении с теми, кого она знала.
Автор отрицает «обывательскую жизнь», пошлость и праздность — всё это слилось в его героине.
Особую роль в рассказе играют пейзажи и цвета. Они помогают дополнить образ героев.
Например, при «описании» Ольги Ивановны используются «тусклые» цвета —
это «старое перекрашенное платье» из которого портниха шьет героине
наряды, это река Волга «без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид».
Белый и розовый цвета исковерканы. Если же обычно они символизируют
добрые намерения, то здесь видно совсем другое: «Ольга Ивановна надела
на голову Дымова «беленький платок и стала писать с него бедуина» — это
произошло, когда он опасно заболел после свадьбы.
Цвет смерти — желтый. О нем говорят при описании лица Дымова и наряда, в который в данный момент облачена героиня.
Возможно автор и оставляет надежду на перерождение героя, но изучив сущность Ольги Ивановны можно не быть в этом уверенным.
Смерь Дымова только открыла глаза героини на то, каким он был хорошим
человеком. Но она его не любила и теперь тоже не любит, а чувствует
пока перед ним вину.
Но как было сказано раньше об ее жизни: «Порядок жизни был такой же,
как и в прошлом году», то можно предположить, что скоро всё вернется на
свои места и будет всё как прежде.
Автор заставляет задуматься о том, что оставаться человеком очень
трудно и трудно противостоять среде, которая только называет свою жизнь
чем-то возвышенным.
Прозрение наступило поздно
В три часа ночи Коростелев сказал, что Дымов скоро умрёт. Он говорил, что Дымов — необыкновенный человек, а его смерть — это большая потеря для науки. В это время Коростелев с ненавистью смотрел на его жену. Она вдруг вспомнила всю прошедшую жизнь и поняла, что среди тех, кого она знала, Дымов был единственным поистине великим человеком. Товарищи-доктора считали, что скоро он станет известным. Ольга пошла в кабинет мужа, увидела там его пожелтевшее тело и стала звать его, желая объяснить, что это была ошибка. Но уже ничего не вернуть.
Смысл названия после прочтения становится очевидным. Ольга и есть попрыгунья, упустившая своё счастье из-за пороков:
- Глупости.
- Эгоизма.
- Легкомыслия.
Она смогла осознать, с каким человеком живёт, только после его смерти, а вся эта возня с Рябовским — пустяк, потому что не было никакой любви между ними. Настоящая любовь никогда не сменится ненавистью. С течением времени может настать равнодушие, но ненависть никогда не придёт. Если же любовь сменяется резкой неприязнью, значит, никакой её не было вовсе.
Жанр, направление
«Попрыгунья» относится к зрелому периоду творчества Чехова. В это время писатель активно развивает в своём творчестве направление реализма. Наиболее характерными чертами для автора в этом направлении являются ясность, простота в выражении мысли, а также философичность и насыщенная проблематика.
Некоторые исследователи определяют жанр чеховских рассказов после 90-х годов как сатирические рассказы или новеллы. «Попрыгунья» при кажущейся простоте имеет довольно сложную поэтику. Суть рассказа такова, что читатель ещё долго после прочтения остаётся погруженным в произведение, пытаясь расшифровать явные и скрытые смыслы. Такое воздействие отсылает «Попрыгунью» к жанру притчи, а динамичность и событийность истории роднит её с анекдотом в первоначальном его понимании.
https://youtube.com/watch?v=kBmVp76fadA
Суть
Молодая представительница богемы Ольга Ивановна выходит замуж за начинающего доктора Осипа Дымова. Друзья девушки пророчат ей большое будущее в разных искусствах, семейная жизнь идёт своим чередом. Весной Ольга Ивановна отправилась на дачу. Там у неё завязывается роман с давним другом художником Рябовским. По возвращении неверная жена не решается рассказать о своей измене, но окружающие, в том числе муж, догадываются об этом.
Дымов старается как можно меньше проводить времени дома, добивается больших успехов в науке, но заражается дифтеритом. После непродолжительной болезни Доктор умирает, Ольга Ивановна остаётся одна.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Порфирия Петровича в романе Достоевского Преступление и наказание
Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа «Преступление и наказание». Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры
- Анализ рассказа Ангелочек Андреева
Прекрасный рассказ Л.Н.Андреева под названием“Ангелочек. Впервые представлен был и прочтён читателями в Московской газете под названием Курьер в 1899 году. Направление ежедневных изданий было ближе всего направленно на демократичную политику
- Характеристика героев рассказа Медной горы Хозяйка Бажова сочинение
Степан – главный герой сказа Бажова «Хозяйка Медной горы». Он был крепостным и работал на Красногрских рудниках в Гумешках
- Сочинение Тайны жителей леса 4 класс
Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.
- Деревенская проза Шукшина кратко сочинение
Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе
Русский писатель, прозаик и драматург Чехов за четверть века своего творчества написал более 300 великолепнейших произведений. Это были и юмористические рассказы, и повести, и рассказы, и пьесы, многие из которых стали классикой мировой литературы
Особенное внимание обратили на себя такие произведения, как «Вишневый сад», «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Дуэль», «Чайка», «Три сестры» и другие
Сочинение Осип Степанович Дымов
Этот рассказ повествует нам о жизни обычных людей, а в основном, одного прекрасного человека, который страдал от своей доброты и наивности. Про невероятно талантливого человека, который очень любил свою женщину, женщину, которая не заслуживала его любви.
Осип Степанович Дымов — именно так зовут главного героя, о котором мы сегодня с вами поговорим. Ему тридцать два года, женат на молодой, двадцати двух летней Ольге Ивановне, он дворянин, имеет медицинское образование, работает сразу в двух больницах врачом. У него было милое лицо с бородкой, он был высоким и немного широким в плечах, у него был широкий лоб и густые черные, как смола, брови. В его внешности сочеталось мужество, суровость и нежность. У него была совсем детская, добрая, наивная улыбка. Сам он очень великодушный человек, который всегда хотел помогать всем. Он умный, благородный и,казалось, совсем не подходит для аристократического общества злых коршунов.
Все считают Осипа Степановича Дымова замечательным человеком, с невероятной душевной организацией, считаю его редким и незаменимым, все так считали, кроме его жены, Ольга Ивановна не видела в своем муже ничего примечательного, она считала его обычным, наивным, глупых человеком, который совершенно неприспособлен к жизни. От того, что Дымов не был одним из «глупых оберток», таких, какие интересовали Ольгу, она постоянно врала ему, изменяла у него за спиной, жила разгульной жизнью. Ольга любила моду, искусство, хоть совсем ничего не знала о них, она просто шла за толпой, чтобы не казаться изгоем, она была слишком глупа, чтобы иметь свое собственное мнение.
Осип Степанович работает на износ, совсем не покладая рук, ради того, чтобы угодить своей жене и утешать се ее желания. Дымов настолько любит свою жену, что пропускает все ее истерики мимо ушей, продолжает делать все, что она хочет, не получая никакой взаимности в ответ. Он готов прощать ей все ее проступки, только ради того, чтобы она оставалась рядом с ним, но «Попрыгунья» Ольга совсем этого не ценит, ей глубоко плевать на своего мужа и на его желания. Поняла, каким же все таки был уникальным и неповторимым мужчиной ее муж, Осип Степанович Дымов, Ольга Ивановна слишком поздно, когда он скончался от редкой болезни, которую подхватил, вероятнее всего, работая в больнице.
В образе Осипа Степанович кроется скромный и интеллигентный человек, который неверно выбрал свой жизненный путь, которого полностью поглотило советское общество.
Болезнь и смерть Дымова
А Осип Степанович всего себя отдает служению медицине. Высасывая пленки у больного дифтеритом мальчика, он заражается и тяжело заболевает. Болезнь быстро набирает обороты. Дымов слабеет с каждым днем. За ним ухаживает его друг и коллега Коростылев. К постели больного приглашают местное светило медицины — доктора Шрека. Тот приходит и констатирует факт: Осип Степанович безнадежен. Больной лежит в бреду. Но и сейчас кроткий тихий человек ни на что не жалуется. А если бы он начал говорить, то всем стало бы понятно, что виноват здесь не только дифтерит, но и его жена, изменившая ему. Вскоре Ольге Ивановне объявляют, что муж ее скончался. Печальный финал у рассказа «Попрыгунья» Чехова. Краткое содержание его позволяет понять всю глубину осознания своей ошибки главной героиней. Узнаем об этом из следующей главы.
Жанр, направление
«Попрыгунья» относится к зрелому периоду творчества Чехова. В это время писатель активно развивает в своём творчестве направление реализма. Наиболее характерными чертами для автора в этом направлении являются ясность, простота в выражении мысли, а также философичность и насыщенная проблематика.
Некоторые исследователи определяют жанр чеховских рассказов после 90-х годов как сатирические рассказы или новеллы. «Попрыгунья» при кажущейся простоте имеет довольно сложную поэтику. Суть рассказа такова, что читатель ещё долго после прочтения остаётся погруженным в произведение, пытаясь расшифровать явные и скрытые смыслы. Такое воздействие отсылает «Попрыгунью» к жанру притчи, а динамичность и событийность истории роднит её с анекдотом в первоначальном его понимании.
История создания
История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.
Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.
Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.
«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа
Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.
Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома. Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.
Расплата
Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить
Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии. Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве
Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.
Очень ярко позицию самого Чехова высказывает один из коллег и друзей Дымова Коростелев, который говорит с большой горечью, что «»Оська Дымов пожертвовал собой…, какая же это потеря для науки…, какие дарования…, если всех нас сравнить с ним, то он был необыкновенный и великий человек…, ученый, которого днем с огнем не найдешь…, ай-ай!»» И тут приговор автора начинает сурово звучать, так как Чехов начинает серьезным образом обличает глупость, бездушие и бездуховность Ольги Ивановны.
↑ Характеристика главных героев
Ольга Ивановна – молодая девушка, вышедшая после смерти отца замуж за его коллегу. Она очень легкомысленна и ветрена. «Адская» влюбленность в Дымова – все лишь громкая фраза. Ольга влюблена лишь в саму себя и свои мнимые таланты. Семейная жизнь не делает женщину серьезнее. Ольга уделяет мужу очень мало внимания, продолжая отдавать предпочтение «артистам», театральным премьерам, выставкам и т. д.
Глупо выглядят «художественные» затеи Ольги (столовая «в русском вкусе», участие в свадьбе). Ольга не понимает, что ее беззаботное существование обеспечено мужем, которого она нисколько не ценит. Роман с Рябовским окончательно отдаляет ее от Дымова. Лишь смерть мужа заставляет Ольгу впервые задуматься о бесцельности своей жизни.
Осип Степаныч Дымов – талантливый и очень работоспособный врач, посвятивший всю свою жизнь науке. Он взваливает на себя непосильные обязанности (служба в больнице, частная практика, вскрытие трупов, переводы) за весьма незначительную плату. Но и честно заработанных денег Дымов практически не видит: они уходят на наряды жены и ее увлечение «искусством».
Единственная отрицательная черта Осипа Степаныча – слишком мягкий характер. Он никогда не противоречит Ольге и даже закрывает глаза не ее измену. Случайное заражение дифтеритом легко объяснимо. В финале на это прозрачно намекает Коростылев. Дымов считал своей прямой обязанностью содержать неверную жену и пытался в работе забыть о ее неверности.
Проблемы
Проблематика рассказа «Попрыгунья» не менее интересна даже сегодня, когда читателя окружают другие реалии:
- В рассказе одной из главный является проблема противопоставления эгоизма и жертвенности, любви и измены, что мы наблюдаем в отношениях Ольги Ивановны и её мужа. Женщина думала лишь о себе и подорвала доверие супруга, разрушив семью. Осип до последнего старался сохранить семейный очаг ценой своего мужского самолюбия.
- Другой проблемой выступает противопоставление науки и искусства, спор, существовавший извечно, и который имеет место в произведении Чехова. Автор ставит науку выше, потому что она требует методичного и серьезного труда, который вынуждает многих людей жертвовать собой ради очередного научного прорыва. Творчество же — приятный процесс, который люди превозносят, но не могут объективно оценить.
- Также проблемой является недооценка нравственности, скромности, трудолюбия – эти качества Дымова не ценит ни жена, ни её окружение, что и приводит в дальнейшем к трагедии. Люди бросаются в погоню за тем, что само себя им навязывает и выпячивает. Истинных героев они не замечают, потому что настоящий героизм не такой яркий и притягательный, как помпезность и пафос болтунов.
- Проблемой в произведении является и потеря близкого человека, невозможность искупить вину и исправить ошибку.
- Самой же главной проблемой в рассказе «Попрыгунья» выступает крах и опустошение человеческой души, не умеющей избрать для себя приоритетом лучшие ценности. Душа теряет всё, в первую очередь — саму себя, из-за попрания святого и истинного, что произошло невзначай, из-за эгоизма и бездумности.
Смерть Дымова
Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.
Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.
Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.
Анализ рассказа Чехова Попрыгунья
В 1892 году Антон Павлович Чехов написал свой удивительный рассказ. Сюжет произведения выстроен таким образом, что в его начале ничего не предвещало трагического конца. Его главная героиня, Ольга Ивановна, стала женой молодого и способного врача Дымова. Она постоянно окружена местными знаменитостями.
Все эти гениальные личности волочились за ней, добивались ее внимания, пытались учить каждый своему искусству. Находиться среди постоянного веселья и шума для Ольги Ивановны было смыслом жизни.
Ее муж, Осип Степанович, был прекрасным врачом,
но для жены он был простым, ничем не примечательным человеком. Зато друзья героини подавали большие надежды. Притом, одна знаменитость уступала место другой и незамедлительно оказывалась в гостиной Дымова.
Конечно, и сама Ольга Ивановна была не лишена способностей. Она неплохо пела и аккомпанировала себе на фортепиано, читала стихи и писала неплохие этюды. Ее талантливые друзья постоянно твердили, что если бы у нее хватало терпения заниматься каким-либо делом, то она добилась больших успехов.
Автор описал Дымова, как мягкого и интеллигентного человека, который искренне любил свою жену и высоко ценил свою профессию. У него хватало такта и воспитанности не выражать недовольства при появлении этой компании. Даже узнав об измене жены, Осип Степанович не смог объясниться с ней, ни одним словом не упрекнул ее за такое поведение.
Он даже утешал Ольгу Ивановну, которая плакала из-за измен художника Рябовского.
Когда Дымов тяжело заболел, возле него дежурили коллеги по работе. Зато Ольга Ивановна, чтобы не заразиться, боялась даже зайти в его комнату. Перед смертью друг Дымова – врач Коростелев, высоко оценил его профессиональные и человеческие качества. От него Ольга Ивановна узнала, что ее муж был не только добрым и честным человеком, но и талантливым ученым.
Ведь не зря отец Ольги и его коллеги по работе прочили ему большое будущее. А она, его собственная жена, прозевала то, что Дымов достоин ее талантливого окружения. Но Ольга Ивановна оплакивала не любимого человека, а погибшую знаменитость.
Чехов был прекрасным прозаиком, поэтому в своем рассказе сумел доказать, что каждая личность ценится за свою индивидуальность.
Авторская оценка ощущается не только в названии произведения, но и в его деталях, описаниях природы, обстановки, отдельных моментов в поведении героев.
Примитивная лексика главной героини рассказа явно обнаруживает ее недалекость, а детали поведения – легкомыслие и невоспитанность.
10 класс