История создания произведения
«Гуттаперчевый мальчик» – фантастический рассказ, написанный Антоном Чеховым в 1883 году. В это время Чехов еще не был полноценным писателем, а занимался медициной и писал для различных газет и журналов в Москве. Сам он называл это произведение своей первой серьезной попыткой в жанре научной фантастики.
Сюжет «Гуттаперчевого мальчика» возник у Чехова после прочтения статьи о новом изобретении – электрической кукле, которая могла ходить и отвечать на вопросы. Из этой идеи у писателя появилась занимательная история о мальчике, созданном из гуттаперчи, который начал дышать и оживать благодаря вызову электричества.
Публикация рассказа произошла в журнале «Петербургский вестник» в 1883 году
Своеобразное сочетание фантастики и реалий современной жизни сразу же привлекло внимание читателей. В дальнейшем «Гуттаперчевый мальчик» стал часто упоминаемым произведением в литературных кругах и остается одним из наиболее известных рассказов Антона Чехова
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик
За
кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них
выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено
белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым
последует период тяжкою запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка,
но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссер
просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже
и цирк закроется на время поста.
Клоун
отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата
Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует
Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата.
Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения
маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать
об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История
«гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери,
взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери
порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После
смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив
его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно
ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал,
как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые
впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю
ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение
акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал,
расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь
ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как
выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды
клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил
собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал
пощечину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А
в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все
приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых
тщательно следит гувернантка.
В
один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы!
Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя
Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех
сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут
думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату
цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик.
Время для детей тянется очень медленно.
Наконец
наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети
усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным
восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым
мальчиком.
Второе
отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу
тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста
устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом
великан Беккер удерживает его.
Петя
карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает
кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться
ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он
выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось
<…> в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители
и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый
мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная
публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай,
мальчик! мальчик!»
Дома
детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня
заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А
в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными
ребрами и разбитой грудью.
Время
от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом.
Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется
почти опорожненный графин.
Все
вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался
номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Интерпретация сюжета и символики
Произведение «Гуттаперчевый мальчик» является метафорой судьбы многих людей, которые попадают в общество из неблагополучных слоев населения. Оппозиция между главным героем, бедным мальчиком, и светскими людьми, которые обнищали, символизирует ограниченность социальных возможностей для некоторых классов общества.
Помимо этого, существуют и другие элементы символики в произведении. Например, гуттаперча, из которой изготовлен герой, представляет собой необычный материал, который может быть изменен под влиянием изменяющихся условий. Это напоминает о том, что судьба человека также может изменяться в зависимости от жизненных обстоятельств.
Кроме того, образ звезды, которая появляется на теле мальчика, символизирует его уникальность, необычность и потенциал для перемен в жизни. Звезда также может считаться символом надежды и света, напоминая о том, что даже в трудных ситуациях всегда есть надежда на лучшие времена.
Анализ главных героев
В романе «Гуттаперчевый мальчик» главным героем является Лайонел Стивенс, бывший дворецкий и ныне караванный управляющий. Он представляет собой типичного англичанина той эпохи: чрезмерно скромного, застенчивого, не имеющего личной жизни и не способного к выражению эмоций. Весь роман Стивенс борется со своими чувствами и старается подавить их, считая это признаком профессионализма.
Второй главный герой – это Мисс Кентон, бывшая горничная у Лорда Дарлингтона. Она также представляет собой типичную англичанку той эпохи – сильную, независимую женщину, которая, несмотря на свои чувства к Лайонелу Стивенсу, решает уйти от него из-за его скромности и эмоциональной неподвижности.
Оба героя сталкиваются с проблемой выбора между своей работой и личной жизнью. Стивенс не может себе позволить любить и быть любимым, так как считает, что его работа – это его жизнь. Мисс Кентон также считает, что ее работа важнее любовной связи, поэтому она уезжает работать в другое место.