«хирургия» читательский дневник

Что высмеивает автор в рассказе хирургия. чехов, анализ произведения хирургия, план

Краткое содержание рассказа «Хирургия» для читательского дневника (А. П. Чехов) | Литрекон

Антона Павловича Чехова не зря называют «мастером короткого рассказа».

Всего в нескольких предложениях он раскрывает перед читателем проблему непрофессионализма и невежества, скрываемых под неуместной самоуверенностью, которые так часто встречаются у медицинских работников.

Сам Чехов был великолепным врачом, поэтому сюжет рассказа «Хирургия» является не просто сатирическим, но и основывается на собственном опыте автора. Многомудрый Литрекон написал краткий пересказ, чтобы Вы смогли правильно оформить читательский дневник.

Рассказ в сокращении (204 слова): Основные события разворачиваются в обыкновенной больнице. Главный герой – Сергей Кузьмич Курятин, работающий фельдшером.

Доктор уехал на свадьбу, оставив подчиненного самостоятельно ухаживать за больными. На прием приходит дьяк Вонмигласов с жалобой на больной зуб. Ни чай с женой выпить, ни работать от ломящей боли совершенно невозможно.

В качестве платы за лечение на стол водружается просфора.

В больном зубе обнаруживается дупло. Дьяк рассказывает, как пытался заниматься самолечением, но лучше ему так и не стало, поэтому он решил обратиться в больницу к знающим людям. Курятин принимает решение зуб вырвать.

Остановив выбор на щипцах, фельдшер начинает удаление. Он уверяет дьячка в том, что дельце это совершенно для него простое. Вонмигласов кричит от боли, хватает Курятина за руки. Щипцы срываются, а зуб остается целехонек. Пациент ругает Сергея Кузьмича, они начинают обзывать друг друга.

Чехов, Анализ произведения Хирургия, План

Сегодня мы изучали Чехова и его произведение Хирургия, что является обязательным по программе для 5 класса. Чехов имел замечательный талант изображать завершенные образы посредством незначительных штрихов и сюжетных обстоятельств. Тому доказательством является работа Хирургия Чехова, по которой нужно сделать анализ произведения.

Хирургия анализ произведения

Произведение Чехова небольшое, написанное с юмористической ноткой, однако раскрывает совершенно неюмористические проблемы. Здесь мы видим, как автор высмеивает хвастовство, невежество, хамство, глупость, чинопочитание. В работе автора всего лишь два героя — фельдшер, что работает в земской больнице и принимает временно больных, пока доктор уехал по личным делам и дьячок.

События разворачиваются постепенно. Так с зубной болью в больницу приходит дьячок. Он обратился за помощью к Курятину, который выхвалялся и говорил, что хирургия это легко, а вырвать зуб проще простого. После любезного общения, фельдшер попытался вырвать зуб, но потерпел поражение, однако боль пациенту он причинил неимоверную. Здесь уже было не до любезностей. Да и Курятин уже не столь уверен и не называет хирургию простой. Начинается перепалка, после которой фельдшер пытается вновь выдернуть зуб. Но опять безуспешно, к тому же сам зуб раскрошился. Дьячок сокрушается нелестными словами, а фельдшер не знает, что и сказать. Его речь и фразы оборваны, что говорит о его неуверенности, о том, что он не знает дела, за которое взялся.

После перепалки пациент уходит, на чем и завершается рассказ Чехова Хирургия, то есть, финал открыт, а значит, читатель сам может додумать его концовку.

Знакомясь с работой, мы не видим, чтобы писатель стал на чью-то сторону. Он, как независимый свидетель происходящего, который наблюдал за картиной изменения характеров героев. Так, дьячок Вонмигласов пришел смиренный и с надеждой получить помощь, а ушел злым и рассерженным. Изменения мы видим и в Курятине. Сначала уверенный в себе, он становится самим собой, то есть, человеком, который ничего не знает и не умеет. Кажется, что это случайный человек, что попал в больницу и взялся за лечение пациента. При этом он даже сомневается в правильности выбора инструмента. Мы видим чинопочитание фельдшера по отношению к помещику, который недавно вырывал у него зуб и видим пренебрежительное отношение к дьячку.

План

1. Земская больница. Фельдшер ведет прием
2. Дьячок на приеме у Курятина
3. Диагноз: больной зуб нудно вырвать
4. Две неудачные попытки. Зуб сломан
5. Дьячок в ругательствах уходит, фельдшер вины не замечает, продолжает вой прием.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Хирургия», план

Антон Павлович Чехов — величайший в мировой литературе мастер маленького рассказа, умеющий создавать законченные художественные типы посредством немногих выразительных деталей, штрихов, сюжетных обстоятельств. Эта грань его мастерства в полной мере проявилась и в рассказе «Хирургия».

Всего два героя — фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов — предстают перед нами в сельской больнице. К фельдшеру, ведущему прием за отсутствием доктора, приходит дьячок с больным зубом и просит помочь — это завязка. Развитие действия продолжается до тех пор, пока фельдшер не приступает к активным действиям — удалению зуба.

Попытка Курятина вырвать зуб, пусть и неудачная, — это первая кульминация рассказа. Напряжение не спадает. Фельдшер пытается второй раз удалить больной зуб — это вторая кульминация рассказа. Развязка наступает, когда дьячок, обнаружив во рту два торчащих выступа сломанного зуба, удаляется восвояси.

Важно

События следуют одно за другим, сюжет хронологический, финал рассказа остается открытым — зуб не удален.

Одна из самых ярких характеристик чеховских героев — это их язык. Речь Вонмигласова (сама фамилия тоже является «говорящей») изобилует церковной лексикой, даже обычные слова он переделывает на церковный манер.

Фельдшер Курятин изо всех сил пытается показать свою значимость, употребляя медицинские термины. Речь его состоит из незаконченных предложений, он все время перескакивает с одного предмета на другой.

Обращает на себя внимание упоминание помещика Александра Иваныча Египетского. В первый раз фельдшер говорит о нем для придания значимости своей персоне, якобы он когда-то пользовал этого человека

Второй раз — для того, чтобы утихомирить разбушевавшегося дьячка после неудачной попытки удалить зуб. А после третьего раза начинает казаться, что помещик был единственным пациентом фельдшера.

Создается впечатление, что фельдшер в больнице человек случайный, ему и прием-то доверить нельзя. Это впечатление усиливается, когда он перебирает инструменты и сомневается в правильности решения. Итог закономерен — случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а следовательно, нанес вред другому человеку.

Речевые характеристики героев меняются — от взаимноуважительных в начале рассказа до обвинений и ругательств в адрес друг друга в конце произведения.

Поразителен юмор Чехова — казалось бы, не претендующий ни на какое обобщение, связанный только с этим произведением, а всегда открывающий какую-то важную, типическую черту человеческих отношений.

План

Совет

На прием в сельскую больницу к фельдшеру Курятину приходит дьячок Вонмигласов и рассказывает о своем больном зубе. Фельдшер берется удалить больной зуб и выбирает инструменты. Попытка вырвать больной зуб заканчивается неудачей. Фельдшер решается попробовать еще раз. Вторая попытка заканчивается неудачей — зуб сломался на корню. Дьячок уходит, ругая фельдшера. Тот себя виноватым не считает.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

Художественные приемы

Одним из самых распространенных средств формирования определенного впечатления у читателя в творчестве Чехова является говорящие фамилии. Смысл слова, от которого они произведены, характеризует черты и особенности поведения персонажа. Например, у доктора фамилия Курятин, которая по своему корню соотносится с названием курицы. Критики отмечают, что его поведение, часто шумное и суетливое, наводит на аналогию с этой птицей. Еще один прием состоит в формировании контрастной ситуации. Сначала герои вежливо общаются, все спокойно, но, когда удаление зуба затрудняется, персонажи начинают волноваться. Большое значение в произведениях Чехова имеют разные детали и подробности. В сочинении «Хирургия» тоже используется этот прием.

Юмор в рассказе «Хирургия»

Особенностью рассказа является его юмористичность. Автор преследовал цель сделать его именно таким, что очень заметно при прочтении. Юмор в основном состоит в общей картине происходящего. Врач пытается вырвать зуб, но у него это не получается. Следует отметить, что в критике это воспринято неоднозначно. Например, уже современники писали о неуместности намерения автора вызвать у читателя смех, данное обстоятельство давало повод в целом несерьезно относится к произведению. Иногда считается, что юмор подчеркивает те вопросы, на которые писатель хочет указать. Однако тема серьезного отношения к своему делу, поднятая Чеховым, вызвала разные мнения об уместности юмора в данном случае.

Темы и проблемы

Уже давно в критике устоялась точка зрения, согласно которой Чехов в своем творчестве в основном интересуется проблемами современной ему жизни, особенностями характера и поведения людей, стремясь выявить и представить публике вопросы, требующие решения, работы над ними. При анализе произведения Чехова «Хирургия» обычно говорится, что в этом отношении оно не исключение. Здесь центральной темой является состояние медицины и степени профессионализма докторов, их восприятие своих обязанностей. Главный герой стоматолог Курятин уже долгое время работает. Однако оказывается, что он так и не добился овладения определенными навыками и умениями своей специальности. Пытаясь удалить зуб пациенту, твердит об успешном лечении им одного помещика, небрежно выбирает инструмент, который срывается в процессе работы, так и не справляется со своей задачей. Также затронуты и другие проблемы. Например, общение между людьми. Сначала разговор между доктором и пациентом вежливый и учтивый, но с нарастанием сложностей лексика меняется, обнаруживается нетерпение. Еще поднимается вопрос в целом об излишней самоуверенности. Курятин сначала говорит, что вырывание зуба не так уж сложно и он легко справится, а в конце уже заявляет, что это оказалось трудным делом.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Муза

    Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного

  • Образ и характеристика Кнурова в Бесприданнице Островского сочинение

    Одним из претендентов на симпатию Ларисы Огудаловой является Мокий Парменыч Кнуров. Он уже немолодой мужчина и очень состоятельный человек. Это придает ему уверенность, неспешность и уважение в обществе.

  • Мой любимый предмет Биология сочинение-рассуждение 5 класс

    Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вёл окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился. И я очень рада, что теперь он ведёт биологию.

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

    В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора

  • Образ и характеристика Насти в пьесе На дне Горького сочинение

    Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени.

Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан. Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница. Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.

Краткое содержание рассказа

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…». Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать. Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

История написания

Существует две основных версии конкретных происшествий, подтолкнувших Чехова к написанию сочинения в 1884 году. Согласно одной, в то время он активно вел врачебную практику и много взаимодействовал с другими докторами. Один из них его знакомый стоматолог поведал случившуюся историю. Однажды, будучи занят, попросил своего помощника молодого человека принять пациента. В результате студент по ошибке удалил не тот зуб. По другой версии, еще в юности Чехов со своим приятелем разыгрывали перед публикой сцену из стоматологического кабинета. В ней представлялось шутливо вырывание зуба. Сюжет и лег в основу данного сочинения.

Чему учит рассказ?

У Чехова во многих произведениях остается открытым финал, так и здесь все заканчивается многоточием: «Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…». Казалось бы, автор не дает ответа на поставленные вопросы. Однако это мнение ошибочно. Незаконченное повествование дает пищу для фантазии. Мысли читателя довершают картину: служитель церкви рассказал о случившемся прихожанам, те зарубили себе на носу, что лечиться не надо. Таким образом, несчастный фельдшер опорочил профессию, и теперь нет доверия не только ему, но и всем врачам. То есть, каждый из нас задумывается над персональной ответственностью человека за все то плохое, что происходит вокруг. Например, люди могут умереть без своевременной помощи доктора, но принципиально отказываются от нее, так как не верят в ее пользу.

Рассказ вызывает противоречивые чувства и, кроме всего прочего, учит нас не делать поспешных выводов. С одной стороны, фельдшер не виноват, что врач уехал, а доктор тоже имеет право на личную жизнь. Нельзя же огульно обвинять их в том, что они не смогли сделать все возможное, чтобы помочь. Их становится просто жалко, ведь условия для работы в провинции всегда были тяжелыми. Неужели в больнице всего один врач? Если так, не может же он сидеть там круглые сутки. С другой стороны, они оба относятся к работе безответственно, то есть оставляют пост на дежурстве и берутся за то, чего не умеют. Это вызывает чувство раздражения и возмущения, ведь их халатность может стоить жизни человека. В этой двоякости ценность произведения «Хирургия», она провоцирует нас на размышление. Каждую ситуацию надо подвергать всестороннему анализу, а не довольствоваться узким и пристрастным взглядом, как недалекий и лицемерный дьячок.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие происходит в кабинете одной из больниц села.

Рассмотрим внешний вид фельдшера Курятина. Он пришёл на работу в грязном халате, на рабочем месте курит, разговаривая с посетителями.

Характерные черты главных героев проявляются в общении друг с другом. Больной – дьячок пришёл с больным зубом. Объясняет, что никакие средства не устранили его болезненные ощущения в зубе.

Во рту один разрушенный зуб. Фельдшер предлагает его удалить. Дьяк соглашается и уважением относится к доктору, через каждое слово отмечает значимость доктора, называет по имени и отчеству. Фельдшер на ходу придумывает историю про помещика. Настоящий хирург отправился по приглашению на свадьбу, а Курятин его замещает. Фельдшер делает две неудачные попытки и от зуба остаются осколки.

Вначале «хирург» отзывается о выполнении выдернуть зуб, как лёгкую работу. Но, затем оказывается, что после первой попытки не удаётся это сделать. И со стороны дьячка начинают сыпаться не довольные фразы.И отношение доктора к больному тоже меняется. Но, врач меняет своё мнение о хирургии, как об ответственной и опасной работе. И второй раз у доктора не получается, на месте зуба остаются ужасные куски. И нам становится ясно, что вылеченного помещика никогда не было.

Не сделав качественно работу, «доктор» не испытывает угрызения совести. Автор даёт возможность читателю придумать конец сюжета. В итоге дьячок уходит не довольным результатом. Работа не доведена до конца, а сделано ещё хуже.

В начале произведения все вежливы и почтительны друг другу, а в конце наблюдается негативное отношение. Больной начинает понимать, что «доктор» шарлатан и чувствует, что он после двух попыток не сделает качественно работу. Уходит, после не выполненного лечения. Автор высмеивает притворство, неумение общаться с людьми, ложь, хвастливость и нежелание признать свои ошибки.

Темы

Антон Павлович Чехов поднимает тему вопиющего непрофессионализма со стороны людей, которые берут на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для качественного исполнения работы, губит специалистов, убивая в них творческий импульс к труду. Они отбывают срок на рабочем месте, нисколько не задумываясь, как сделать лучше. Они думают лишь о том, как бы получить выгоду и обмануть клиента, и общий уровень доверия к русскому работнику падает. Что самое главное, не без оснований. Отечественной медициной пользуются только люди с малым достатком за неимением лучшего. Поэтому гибнет сама сфера деятельности, ведь талантливые и умные люди не видят в ней перспектив.
Лень. Писатель в рассказе «Хирургия» высмеивает невежество и глупость мещан, которые хотят только зарабатывать, а не работать. Фельдшер не потрудился освоить необходимые навыки и знания и вполне доволен своим непрофессионализмом, надеясь «на авось».
Лицемерие. Мы видим очередного «хамелеона» Курятина, который с пренебрежением относится к дьячку и с восхищением вспоминает о помещике. Неискренность в очередной раз попадает под прицел автора. Кроме того, здесь же прослеживается проблема социального неравенства: медицина для богатого лучше, чем для бедного.
Ханжество. Дьяк крестится и на бутыль, его религиозное чувство сводится к соблюдению обычаев

Ему важно, что люди подумают, поэтому показная вера – его неизменный спутник.

Сочинение по произведению Хирургия Чехова

Будучи по основной профессии врачом, Чехов обращается к хорошо известной ему теме — медицине. Там тоже можно найти над, чем посмеяться и поразмыслить. Главная мысль рассказа — непрофессионализм некоторых медицинских работников.

Главные герои рассказа — дьяк и фельдшер со знаковой фамилией Курятин. Она ассоциируется со словами «курить» и «курица». Начало вполне обычное для лечебных учреждений. Выходной день, врач уехал жениться, приём ведёт фельдшер. Всё бы ничего, но если посмотреть на него, то отпадёт всякое желание идти на приём. Чехов описывает его так. Мужчина возраста около сорока лет, одетый в какую-то поношенную душегрейку и потрепанные брюки. В левой руке между пальцами — вонючая, тлеющая сигара. Самовлюблённый ленивый пижон, любящий пускать пыль в глаза. Не несёт никакой ответственности за свои действия. На лице наигранная приятность.

И тут как на грех, у местного дьяка с фамилией Вонмигласов разболелся зуб. Делать нечего, пришлось ему идти в больницу. Сначала дьяк хвалит фельдшера. Курятин собирается удалять ему зуб. Он утверждает, что сделать это очень просто «пустяки, раз плюнуть». И что он удалял зуб помещику. Но это оказалось не так-то просто. Необходимых навыков у фельдшера нет, он всегда надеется на русское «авось». Инструменты выбирает по методу «тыка». В результате со второй попытки во рту дьяка вместо зуба торчат два осколка. Намучившись, он начинает ругаться. Теперь уже фельдшер оправдывается, что зуб удалить — это нелегко. В результате они перегрызлись, как кошка с собакой. Дьяк ничем не лучше фельдшера. Он полон лицемерия, грубый и глупый болтун. В отсутствие иконы крестится на бутыль с карболовым раствором. Ему всё — равно на что креститься, главное — соблюсти обычай.

Финал рассказа остаётся открытым. Каждый читатель может сам дописать его по своему усмотрению. После такого «лечения» дьяк вряд ли ещё раз обратится в больницу, он будет искать какого-нибудь деревенского коновала, чтобы он ему удалил осколки зуба. И убеждать всех встречных, что в больницу ходить нет смысла, помощь там всё-равно не окажут.

Но не стоит делать поспешных выводов. Уехавший на свадьбу доктор не виноват, он имеет право на личную жизнь. Он же не может работать сутками без отдыха и выходных. Это виновато земское начальство, которое не позаботилось о втором враче. А вот фельдшер виноват в том, что берётся не за своё дело.

В наше время многие люди не верят государственной медицине, обращаются к доморощенным лекарям и шарлатанам. Как не вспомнить массовый психоз 90-х годов, когда вся страна прикладывала к телеэкрану больные места и заряжала воду в тазиках на телевизионных сеансах лже — доктора Чумака. А Геннадий Малахов со своими рецептами от всех болезней? Многие следовали этим советам. Как же любят наши люди лечиться заочно!

Как ни прискорбно, рассказ актуален и в наши дни. В некоторых больницам огромной России до сих пор мало что изменилось. Теперь стало модно просто покупать дипломы врачей и можно идти практиковать. Некоторые медработники и клизму поставить не могут, не говоря уже про удаление зубов.

5, 6 класс

Главная мысль

Произведение насыщено смыслом, хоть и не велико по объему. Основная мысль рассказа «Хирургия» в том, что невежество и лицемерие вредят всему обществу, а не конкретному персонажу. Люди после таких медвежьих услуг не пойдут к врачу, они останутся, как дьячок, с негативными последствиями своих незалеченных болезней. Они подумают, что такова вся медицина, и будут бояться лечения, так как мысленно свяжут его с неумелым фельдшером и безответственным врачом. Пациенты пойдут к знахаркам или запустят заболевание до плачевного исхода. Таким образом, каждый специалист должен исполнять свои обязанности профессионально и ответственно, ведь именно он вносит свою лепту в организацию общественного порядка.

Каждый из нас должен по мере сил не поддаваться лени и делать из себя настоящего профессионала, который реально поможет и защитит честь мундира. Именно такие люди ведут страну к светлому будущему, а не тащат в пропасть грубого и пошлого прозябания в мире, где все хотят только наживы. Смысл в рассказе Чехова имеет очищающее действие, он учит человека смотреть на себя со стороны без розовых очков. Таким образом, целебный эффект подобной литературы основан на умении врача вскрыть нарыв и обработать рану, но не человека, а целого общества. Читатель смеется потому, что сам видел эту болячку и чувствовал боль, но не обращал внимания. Однако доктор на то и доктор, чтобы честно сказать пациенту всю правду о его состоянии и назначить лечение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: