«Записки сумасшедшего» очень краткое содержание
Краткое содержание «Записки сумасшедшего» для читательского дневника:
Чиновник 9 класса Поприщин Аксентий Иванович мучительно пытается понять: отчего он именно титулярный советник, а не, допустим, граф? Почему к нему относятся с пренебрежением и насмешкой окружающие, говорят, что в его положении нечего и думать о генеральской дочери, в которую он влюблен? Почему сама Софи не обращает на него никакого внимания, хотя видит почти каждый день?
Если он вдруг станет генералом, никто не заметит, что личные качества остались прежними — будут приседать и кланяться высокому чину. Постоянные напряженные размышления об этом сводят беднягу с ума, и в один прекрасный день Поприщин решает, что он — испанский король, которого скоро призовут ко двору.
Повесть традиционна для русской литературы 19 века, показывает трагедию маленького человека, униженного своим положением и презрительным отношением окружающих.
Композиция
Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.
- Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
- Далее следует завязка основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, её красота поразила бедное сердце несчастного чиновника.
- Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в момент, когда он будто бы слышит разговор двух собачек на улице, одна из которых является питомицей Софи. Поприщин следует за животными, чтобы больше узнать о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзинки одной собачонки и прочесть их. Из писем он узнает о Теплове – потенциальном женихе своей возлюбленной, и эта новость повергает его в отчаяние.
- Кульминация действия происходит в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, будто он скрытый наследник испанского престола.
- Повесть заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать письмо матери с просьбой о помощи.
Анализ 3
По первому замыслу, эта повесть должна была представлять комедийный рассказ о жизни чиновников. Но потом Николай Васильевич Гоголь изменил направление жанра, представив произведение в виде записей дневника.
Аксентий Иванович Поприщин, бедный чиновник, завидующий своим губернским собратьям, имеющим возможность взяточничества. Он стыдится своей одежды, думает попросить у казначея денег в счет жалования, и влюблен в дочь своего начальника. Но признаться в этом, ему не хватает духу даже самому себе.
Досугом этого мелкого служащего можно назвать редкое посещение театра и чтение газеты, лежа у себя на диване.
Ничем не примечательная жизнь обычного человека, каких абсолютное большинство в любом городе, ничем не намекает на душевную болезнь этого человека, которая тихо прогрессирует.
Читатель начинает узнавать о душевной болезни главного героя с самых первых строк дневника. Далее Поприщин видит и слышит то, что другие люди не видят.
Герой узнает о планирующейся свадьбе девушки, в которую тайно влюблен и разражается возмущением по поводу того, что счастье достается только генералам и камер-юнкерам. От обиды он решает стать генералом и мстить своим обидчикам.
Попранное самолюбие, мелкая зависть и жгучее желание иметь положение в обществе приводят Поприщина к паранойе и заставляют полностью погрузиться в мир своих фантазий, воображая себя испанским королем. Герой постоянно говорит об этом окружающим, что естественным образом приводит его в психиатрическую клинику.
Душевная болезнь главного героя обогащает его духовный мир, как ни парадоксально это не звучит. Поприщин с королевским достоинством и спокойствием принимает все тяготы судьбы и жестокости и низости лечения паранойи в клинике. Именно здесь и сейчас он начинает понимать всю бренность бытия, что с уверенностью можно обозначить мудростью житейской.
Именно записками сумасшедшего человека Николай Васильевич пытался представить низость душ и нравственную пустоту чиновничьей среды, вырваться из которой подвластно только в иной мир. Будет ли он миром, придуманным или потусторонним, решать нам не дано, так как попранные мораль и нравственность не имеют там права голоса, а уж тем более, решений.
Другие сочинения:
История создания
Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.
Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.
Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.
При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:
Темы
Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.
Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.
Поприщев из «Записок сумасшедшего» безумствует в театре Маяковского
Фото: ИТАР-ТАСС
На Малой сцене театра имени Маяковского состоялся очередной показ премьерного спектакля «Записки сумасшедшего» по повести Николая Гоголя в режиссерском исполнении выпускника ГИТИСа Туфана Имамутдинова. Именно эта постановка в 2010 году сделала его лауреатом Третьего международного конкурса студенческих отрывков «Режиссер и пространство».
Творческий коллектив решил отойти от привычной трактовки классика. Параллельно с повестью о маленьком человеке Аксентии Ивановиче Поприщине, который служит чиновником в департаменте, целыми днями затачивая перья и мечтая о директорской дочери, на сцене разыгрываются отрывки из «Учителя танцев» Лопе Де Вега.
«Эта история титулярного советника, который любит ходить в театры. Почему бы ему помимо спектакля про Филатку не посетить какую-нибудь испанскую постановку. Директорская дочь для него как Испания – очень далекая, нереальная», — объясняет идею исполнитель главной роли Александр Алябьев.
В 2009-м отрывок из «Записок сумасшедшего» был сыгран третьекурсниками в знаменитой 39 аудитории ГИТИСа — в ней по традиции показывают дипломные спектакли. Постановка заканчивалась ровно на том месте, где обезумевшего титулярного советника Поприщина, мнящего себя испанским королем, должны были забрать в дом для умалишенных. Ребята посчитали такой финал для влюбленного героя излишне суровым.
Фото: ИТАР-ТАСС
Спектакль играли около полутора лет. После наступило затишье. Переезд на сцену требовал определенных финансовых затрат. Вторую жизнь постановке подарил фестиваль Premières в Страсбурге, участником которого в 2012 году и стала студенческая работа москвичей. После спектакль перекочевал на сцену театра Маяковского. В его труппу в прошлом сезоне был зачислен Александр Алябьев. Помимо «Записок» молодой актер, который, кстати, является однокурсником Имамутдинова, играет роль в «Дядюшкином сне» на Основной сцене «Маяковки», а также работает в труппе театра «Практика» – постановка «Иллюзии» режиссера Ивана Вырыпаева.
«Записки сумасшедшего» — довольно энергичный спектакль. С подмостков звучат серенады под гитару и кипят нешуточные русско-испанские страсти с оттенком абсурда. Жанр действия справедливо назван гротескным. Директорская дочка Софи в исполнении Дарьи Хорошиловой легка и воздушна, а потому не ходит – порхает в воздухе. Поприщев влюблен до одури и неординарен во многих своих проявлениях. Из карманов его сыплются перья, а с плеч свисает красная ковровая дорожка, символизирующая мантию короля Испании. Подвижный Алябьев заполняет собой все пространство: он мечется из угла в угол, прячется за дверью, катается по полу, танцует и даже вживается в роль быка на корриде.
Фото: ИТАР-ТАСС
То и дело герои мокнут под осенним проливным дождем и встречают загадочно странствующего по сцене Пушкина в длинном черном плаще. Довольно необычно, но, в общем и целом, забавно. Невольно задаешься вопросом: «А один ли Поприщев сошел с ума?»
Надо сказать, что сценическое оформление спектакля в «Маяковке» – точная копия декораций 39-й аудитории ГИТИСа, созданных художником Тимофеем Рябушинским. Черная стена с дверями, из которых выбегают чиновники и испанцы, это в какой-то мере символ студенческих начинаний, дань прошлому. Хотя сами актеры не отрицают, возможно, в скором времени стена трансформируется во что-то новое. А вместе с ней изменится и сам спектакль. Ведь он еще очень молод, а потому пластичен и готов принять иные формы.
Подготовила Алла Панасенко
Испанский король
Шизофрения — заболевание, которое в большинстве случаев передается по наследству. Но Гоголь был писателем, а не психиатром. В своей повести русский прозаик рассказал историю человека, причиной болезни которого стали уязвленное самолюбие, маниакальное стремление занять высокое положение в обществе.
Представления о собственных возможностях расходятся с реальностью. Поприщин уверен, что должен занимать важную, ответственную должность. Поскольку окружающие не разделяют его взглядов, он назначает себя сам. Отныне он — король Испании. Примечательно, что в роли царской особы Поприщин невероятно мудр и гуманен.
В повести Гоголя переплетается смешное и трагическое. Один из критиков, современников писателя, назвал «Записки сумасшедшего» произведением, которое по глубине и философичности достойно Шекспира.
Софи
На следующий день он пораньше пришел в кабинет начальника, чтобы починить ему все перья. И вдруг лицом к лицу он сталкивается с его дочерью. Софи спросила про своего папеньку и случайно обронила платок. Поприщин тут же поднял его и толком не смог слова вымолвить. Тогда она тихо вышла. Потом пришел лакей и сказал, чтобы Аксентий Иванович тоже ступал домой, так как начальник уже уехал.
Дома он практически все время пролежал на кровати, сочиняя стихи наподобие тех, что у Пушкина. Потом к вечеру, укутавшись в свою шинель, он отправился к подъезду начальника, чтобы еще раз хоть глазком увидеть его распрекрасную дочку. Однако этого не случилось.
История создания
Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.
Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.
Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.
При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:
Вариант 2
“Записки сумасшедшего” – одно из самых известных произведений Николая Гоголя. Это рассказ о человеке, который оказался в психиатрической больнице и начал вести свой дневник. В своих записках он описывает свои мысли, чувства и восприятие окружающего мира. Главный герой рассказа страдает от болезни, которая заставляет его видеть и слышать вещи, которых нет на самом деле. Он описывает свои галлюцинации и бредовые идеи, которые кажутся ему реальными.
Одна из главных тем “Записок сумасшедшего” – это тема одиночества и отчуждения. Герой чувствует себя отверженным обществом и не может найти свое место в жизни. Он ищет понимания и сочувствия, но не находит его ни у кого. Его болезнь только усугубляет его чувство одиночества и отчуждения. Гоголь показывает, что каждый человек имеет свои проблемы и болезни, и что мы должны быть более терпимыми и понимающими к другим людям.
В “Записках сумасшедшего” Гоголь также обращается к теме искусства и творчества. Герой рассказа мечтает стать писателем и создавать произведения, которые будут вдохновлять людей. Он верит, что искусство может изменить мир и привести к гармонии и счастью. Гоголь показывает, что творчество может быть способом выражения своих мыслей и чувств, а также способом нахождения своего места в жизни.
Одним из главных достоинств “Записок сумасшедшего” является язык, на котором написано произведение. Гоголь использует язык, который близок к разговорному, что делает его произведение более доступным для читателей. Он также использует множество метафор и образов, которые делают текст более выразительным и красочным.
В “Записках сумасшедшего” Гоголь также обращается к теме религии. Герой рассказа верит в Бога и молится к нему, но одновременно с этим он сомневается в существовании Бога. Гоголь показывает, что религия может быть способом нахождения ответов на важные вопросы в жизни, но она также может вызывать сомнения и неопределенность.
В целом, “Записки сумасшедшего” – это глубокое и трогательное произведение, которое заставляет задуматься о многих важных вещах в жизни. Оно показывает, что каждый человек имеет свои проблемы и болезни, и что мы должны быть более терпимыми и понимающими к другим людям. Оно также показывает, что творчество и искусство могут быть способом нахождения своего места в жизни и выражения своих мыслей и чувств.
Жанр и направление
«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.
Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно конкретизировать. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились «Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для возникновения Натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:
- реализм художественного выражения;
- наличие общественно значимых тем;
- критическое отношение к социальной действительности.
Вариант 2
История создания:
Повесть “Записки сумасшедшего” была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Первая публикация произведения состоялась спустя год в сборнике “Арабески” под названием “Клочки из записок сумасшедшего”. Позднее “Записки сумасшедшего” вошли в сборник “Петербургских повестей”.
Жанр: повесть
Тема:
Тема “маленького” человека — центральная в “Записках сумасшедшего. Главный герой повести небогатый чиновник, который стесняется своей старой шинели, мучается от постоянных угрызений совести, тяготится одиночеством. Отчаянье, которое испытывает Поприщин, доводит его до сумасшествия.
Сюжет:
Мелкий дворянин в чине титулярного советника Поприщин служил в департаменте, где его работа сводилась к переписыванию бумаг. Герой был не доволен своим положением, старой шинелью и низким чином. Он не охотно ходил в департамент. Начальник отделения часто бранит его за плохо сделанную работу.
Поприщину нравилась дочь директора департамента — Софи. Но даже самому себе он не мог признаться в чувствах к девушке.
Однажды герой становится свидетелем разговора двух собак: Меджи, хозяйкой которой является Софи, и Фидельки. К своему удивлению, Поприщев узнает из их диалога, что они ведут переписку. Аксентий Иванович решает похитить письма собак в надежде узнать из них, как к нему относится Софи. Герой проследил за хозяйками Фидельки. Через несколько дней он забрал письма, которые писала Меджи подруге.
Из переписки собак герой узнает о камер-юнкере Теплове, в которого влюблена дочь директора. Отец Софи не против брака. О самом Поприщеве Меджи говорит, как о некрасивом человеке, глядя на которого, ее хозяйка не может сдержать смех.
Письма сильно расстроили Аксентия Ивановича. Через несколько дней он полностью оторвался от действительности. Герой больше не ходил на службу в департамент, большую часть времени он проводил дома.
Из газеты Поприщев узнал о смерти испанского короля. Большое впечатление на него произвело отсутствие наследников престола. В какой-то момент Поприщев решает, что он и есть король Испании.
Герой несколько недель ждал испанскую делегацию, чтобы быть представленным ко двору. Ее задержка в пути сильно его волновала.
Поприщев попал в сумасшедший дом, который принял за Испанию. В последней записи в дневнике герой говорит о то, что у него уже нет сил терпеть страшные мучения в лечебницы: ему обрили голову, лили на нее холодную воду, били палкой за непослушание. Последняя запись Поприщева наполнена отчаяньем и болью: он вспоминает свою маму, просит у нее защиты и жалости.
Главные герои:
Аксентий Иванович Поприщин — главный герой “Записок сумасшедшего”. Поприщеву 42 года. Герой служит в департаменте в чине титулярного советника. У него нет семьи и детей. Поприщев тяготится своим положением. Чиновник тайно влюблен в дочь директора департамента.
Директор департамента — солидный, честолюбивый мужчина.
Софи — красивая молодая девушка, дочь директора.
Камер-юнкер Теплов — жених Софи.
Начальник отделени — руководитель Поприщева.
Меджи и Фиделька — две собаки, разговор которых случайно подслушал Поприщев.
Мавра — служанка главного героя.
Композиция:
“Записки сумасшедшего” написаны в виде дневниковых записей небогатого чиновника. Они представлены в прямой хронологической последовательности, что говорит о линейной композиции повести.
Экспозиция повести является рассказ Поприщина о его жизни в Петербурге. Герой недоволен своим положением в обществе. Тайно он желает оказаться графом или генералом.
Завязка — главный герой влюблен в дочь директора департамента. Герой мечтает сделать карьеру и жениться на девушке.
Развитие действия происходит уже в первой записи дневника. В ней читатели видят зачатки сумасшествия Поприщева. Титулярный советник становится свидетелем разговора двух собак, которые к тому же еще и ведут переписку. Главный герой похищает письма одной из них. Из их записок Поприщев узнает о женихе Софи — Теплове. Это обстоятельство повергает его в отчаянье.
Кульминацией повести становится сумасшествие героя. Поприщев считает, что он испанский король. Герой шьет себе мантию из нового вицмундира. С дня на день он ожидает делегацию из Испании.
Развязка — главный герой попадает в больницу для душевнобольных.
Испанский король и позорная инквизиция
И тут настоящей трагедией насыщает Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание начинает описывать главное роковое событие. Однажды, 5 декабря, Поприщин читает новости и узнает об упразднении испанского престола и о том, что теперь донна должна взойти на престол. Поприщин подумал, что король пропал, и начал его искать, а потом и вовсе решил, что он — король Испании Фердинанд VIII. Он даже сшил себе мантию и стал ждать испанских депутатов. Путаясь в своих мыслях, он совсем забыл о времени и о работе, на которую не являлся уже три недели. Потом все же он пришел туда, но когда зашел начальник, он даже и не подумал встать, а на бумаге, где подписывается директор департамента, поставил подпись — Фердинанд VIII. Потом он пробрался в кабинет директора, где была Софи, и сообщил ей, что она будет счастлива с ним, даже несмотря на козни многочисленных врагов.
Вскоре Аксентия Ивановича Поприщина уволили с работы. А еще через некоторое время ему показалось, что за ним приехала его королевская свита, однако это были санитары из сумасшедшего дома. Потом он внушил себе, что попал в руки инквизиции, которая пытает его и всячески над ним издевается. Ему побрили голову, ударили палкой, и он уже кричал о своем нежелании быть королем.
История создания
«Записки сумасшедшего» — повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».
Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор — яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.
В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.
«Записок сумасшедшего» читатель мог бы никогда не прочитать, если бы автор этой повести менее критично относился к чиновничьему миру. О том, какой он видел жизнь сотрудников рядовой конторы, можно понять и из знаменитой «Шинели». Но, в отличие от этого произведения, не содержит никакой мистичности повесть «Записки сумасшедшего». Главные герои, впрочем, напоминают персонажей из истории о несчастном Башмачкине.
Главное действующее лицо «Записок сумасшедшего» — сорокадвухлетний чиновник Поприщин Аксентий Иванович. Он занимает рядовую чиновничью должность. В обязанности Поприщина входит очинка перьев для директора департамента. Кстати сказать, фамилия этого героя символична. Ведь Аксентий Иванович не удовлетворен своей должностью. Он мечтает о другой работе, грезит подходящим для себя поприщем.
Писатель продолжил тему страдания «маленького человека» в повести «Записки сумасшедшего». Гоголь рассказал в этом произведении о том, до чего может дойти человек, страдающий от нужды, зависти и притеснения коллег. Семьи у Поприщина нет. Его должность — титулярный советник. Денег Поприщину хронически не хватает, а потому он носит старую шинель из третьесортного сукна. Произведение Гоголя построено на записях главного героя. Аксентий Иванович изливает на бумагу свои переживания, связанные с неразделенной любовью и работой, не приносящей ни морального, ни финансового удовлетворения.
Душевное состояние Поприщина постепенно ухудшается. Сперва он начинает общаться с собачкой, затем чудным образом получает письма от нее. А после и вовсе представляет себя королем Испании. Когда же бедного чиновника отправляют в сумасшедший дом, он полностью погружается в собственные фантазии.
Записи его становятся хаотичными. Даты в них явственно говорят о помешательстве. Последняя фраза в дневнике Поприщина не содержит никакого смысла. В ней больной человек упоминает некоего алжирского дея.
Таково краткое содержание «Записок сумасшедшего». Сумбурные рассуждения Поприщина могут вызвать улыбку у читателя. Но эта повесть, несмотря на неповторимую гоголевскую сатиру, имеет довольно печальный сюжет. Какие темы автор поднял в книге «Записки сумасшедшего»?
История создания
История написания повести «Записки сумасшедшего» — это интересные факты, необходимые для глубокого понимания замысла литератора.
- «Записки сумасшедшего» были созданы Гоголем почти в самом начале его карьеры писателя, после того как он пережил весьма непростой период своей жизни в Санкт-Петербурге, где он безуспешно пытался стать актёром. Неудачи в творческой деятельности и безденежье оставили в душе писателя тягостные воспоминания о северной столице, которую он считал злым и несчастливым городом. Его переживания несомненно легли в основу сюжета повести.
- Вдохновлялся Гоголь и творчеством своего менее известного современника – Владимира Одоевского, который в своём цикле «Дом сумасшедший» также затрагивал тему безумия.
- Замысел повести возник у Гоголя ещё в начале тридцатых годов, однако работа над ней была завершена только в 1834 году, а опубликована книга была и вовсе в 1835.
- Автору удалось клинически точно описать зарождение шизофрении благодаря опытному врачу-психиатру, который гостил у него в квартире и рассказывал о своей работе.
- «Записки сумасшедшего» изначально не пропускали в печать, и цензурный комитет постановил сократить повесть. Так об этом писал сам Гоголь в пьем А.С. Пушкину:
Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу Записок сумасшедшего. Но слава Богу, сегодня немного лучше. По крайней мере, я должен ограничиться выкидкою лучших мест. Ну да Бог с ними!
Поприщина увозят в психиатрическую клинику
Гоголь «Записки сумасшедшего» заканчивает следующим образом. Разрешается напряженное ожидание главным героем приезда испанских депутатов их появлением. Однако весьма странной является земля, куда его отвозят. В ней обитает множество различных грандов, головы которых выбриты, им капают холодную воду на темя и бьют палками. Здесь, очевидно, правит великая инквизиция, решает Поприщин, и именно она мешает ему делать достойные его поста великие открытия
Главный герой пишет своей матушке слезное письмо с просьбой помочь, но его скудное внимание отвлекает шишка, расположенная у алжирского бея под самым носом
Так заканчивает Гоголь «Записки сумасшедшего». По мнению психиатров и психологов, автор не ставил цели описать сумасшествие как таковое. Гоголь («Записки сумасшедшего») анализирует состояние общества. Он лишь показал убожество духовности и нравов светской и чиновничьей среды. Настоящие записки сумасшедших людей, конечно, выглядели бы иначе, хотя писатель ярко и правдоподобно описал бред главного героя.
Характер сумасшествия чиновника, как отмечают специалисты, относится к мании величия, которая бывает при так называемой параноидной форме течения шизофрении, паранойе и сифилитическом параличе. При прогрессивном параличе и шизофрении идеи мания величия существенно беднее интеллектуально, чем при паранойе. Следовательно, бред героя носит именно параноидальный характер.