Зачем карамзина попросили переписать историю

Зачем карамзина попросили переписать историю — кириллица — энциклопедия русской жизни

Содержание и значение

Исторические сведения и факты для книги Карамзин собирал из древних летописей и письменных источников, многие из которых впервые использовались в науке, например, Ипатьевская летопись. Чтобы не перегружать текст деталями, некоторые подробности автор вынес в отдельный том примечаний, который имел огромное значение для исследователей. Например, восстановление Троицкой летописи, пострадавшей при пожаре, происходило по примечаниям Карамзина.

В предисловии Карамзин указывал, что хотел своим трудом показать — история России намного увлекательнее и интереснее, чем мировая. Но также на протяжении всех томов Николай Михайлович утверждает мысль о необходимости для России сильного самодержавия, о том, что падение нравов приведет к гибели всей страны. Это стало поводом для критики либерально настроенных читателей: они сетовали, что автор пренебрег простыми людьми ради прославления дел царей и императоров.

При написании Николай Михайлович выступал больше не в роли историка, а как литератор. Язык написания прост, но благороден, не перегружен «сухими» фактами. Повествование о каком-либо событии часто завершается эмоциональным отступлением. Простота написания была еще одной причиной популярности работы.

Автор многотомной «Истории России» Карамзин Николай Михайлович был первым и единственным государственным историографом при императоре, а также он стал первым автором, решившим популяризировать малоизвестную тогда науку. В советское время труд был признан реакционным и не издавался, но выпущенные в годы «перестройки» сокращенные варианты вызвали огромный интерес читателей.

Содержание

Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. К примеру, именно Карамзиным была найдена и названа Ипатьевская летопись. Многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение.

В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая

Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий.

В плане структуры и слога одним из чтимых образцов автор называет «Историю упадка и крушения Римской империи» Гиббона. Подобно тому, как Гиббон на примере всех описываемых событий иллюстрирует тезис о том, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, Карамзин через весь труд проводит сокровенную мысль о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси. Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении в русле норманской теории. В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.

В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил:

В традиции классицизма автор нередко завершает повествование о том или ином историческом эпизоде моралистической сентенцией или эмоциональным отступлением. Карамзин одним из первых русских писателей начал использовать букву «ё», однако в знаменитой «Истории» он обошёлся стандартным написанием через «е». Слог «Истории» Д. С. Мирский описывает как «компромисс с литературными консерваторами, которые за то, что он написал «Историю», простили Карамзину все прежние грехи»:

Ошибка №4: Иван Грозный и Борис Годунов

И современники Карамзина, и нынешние учёные сходятся во мнении, что к оценке деятельности Ивана Грозного Карамзин подошёл очень предвзято и необъективно. В его сочинении Иван IV – это царь-садист, для которого казни, пытки и локальные холокосты были чуть ли не развлечением. Сейчас к Грозному иное отношение. Несмотря на его жесткость, именно при Грозном Россия стала полноценным, крепким экспансивным государством.

Что касается Годунова, то с легкой руки Карамзина царя Бориса теперь все считают убийцей царевича Дмитрия. А между тем доказано, что царевич погиб в результате несчастного случая. Конечно, такое пренебрежение историческими фактами и свидетельствами очевидцев непростительно для историка и свойственно, скорее, романисту.

« Что потеряла Византия при отсоединении католиков

Биография автора

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года в селе Симбирской губернии, ныне это почти заброшенное село Карамзинка. Его отцом был отставной капитан и среднепоместный дворянин.

Первое образование молодой Николай получил в частном симбирском пансионе. В 12 лет его отправили в Москву, в пансион Шадена. В 1783 году в возрасте 17 лет из-за просьб отца Николай Карамзин поступил на службу в Преображенскую гвардию, но после смерти родителя вскоре вышел в отставку. Некоторое время он жил в Симбирске, затем вернулся в Москву. К этому периоду относятся знакомства Карамзина с литераторами Новиковым, Петровым и Кутузовым, участие в издании первого детского журнала в России.

Большую часть жизнь Карамзин провел в Москве, «Историю государства России» он писал в усадьбе Остафьево. За свою жизнь писатель был женат дважды:

  1. Первой женой стала Елизавета Протасова, они прожили вместе всего 2 года — с 1801 по 1802 годы. Она родила дочь Софью и скончалась через месяц от послеродовой горячки.
  2. Второй женой стала Екатерина Колыванова, брак был заключен в 1804 году. У супругов было 5 сыновей и 4 дочерей, некоторые из них прожили всего несколько лет.

Скончался 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге. По одной из версий, причиной стала сильная простуда, которую он получил в декабре 1825 года, присутствуя на Сенатской площади во время восстания декабристов. Супруга Екатерина пережила мужа на 25 лет, после его смерти она помогала в работе над 12 томом «Истории».

«История государства российского»

Исторический труд Н.М. Карамзина

Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV
Грозного
и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель:«История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т.к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.

Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».

Значение труда Н.М. Карамзина

Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм
– это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм
рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам без всякого пристрастья Необходимость самовластья И прелести кнута.

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник Н.М. Карамзину в Остафьево

Анализ произведения История государства Российского Карамзина

Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит, а не только читать сухие факты и изучать даты. Данное произведение пропитано патриотизмом, автор хочет донести историю до русского народа в простом свете. Чтобы людям было интересно читать, каждый народ должен знать свою историю. Многие люди называют данный труд воскресением памяти о былых временах.

Люди ни в коем случае не должны забывать то, что было много лет назад. Потому как история имеет свойство повторяться. Сначала, как трагедия, затем как фарс. Историю нужно изучать для того, чтобы знать закономерности, которые повторяются спустя определенный промежуток времени. На самом деле история открывает очень много тайн, которые больше нигде не обнаружишь. Нерадивое отношение к истории очень чревато. Помимо этого, стыдно, когда народ не знает собственной истории.

Карамзин потратил очень много сил и времени, чтобы создать этот ценный труд. В свое время Николай Михайлович даже попросил Александра Первого назначить его на должность историографа. Его прошение было одобрено. Произведение написано в литературном жанре, что помогает читателю без труда воспринимать всю информацию.

Карамзин придерживался монархической формы правления, это можно заметить на страницах произведения. Автор поддерживал дворянство. Николай Михайлович условно делит историю России на три части: древний, средний и послепетровский. Древний описывает события от начала истории, то есть со времен правления Рюрика. От появления независимого государства до правления Ивана Третьего. Следующий до Петра Первого. И третий после него.

Примечательно, что автор делает акцент не только на важнейших исторических событиях, но и на более мелких деталях. Читатель может увидеть изнутри жизнь простых людей и жизнь дворян. Познакомиться с политическим состоянием, войнами и всем происходящем в стране на тот или иной период. Читатель знакомился с культурой, узнавал, что было актуально в былые времена.

До девятнадцатого века эти факты в исторических источниках не выделялись. Безусловно, кропотливый труд Николая Михайловича внес очень большой вклад в освоение и изучение истории России.

Данное произведение помогает детально понять, что происходили в те времена, чем жили и о чем думали. Читатель понимает, чего люди боялись, что хотели изменить.

Ошибка №3: татарское иго и хазарский каганат

Слово «иго» придумал сам Карамзин. О татарах в «Истории» упоминается немного, азиатских завоевателей историк предпочитал называть просто монголами. В его произведении они предстают как кровожадная масса неуправляемых кочевников и дикарей. Никаких достоверных сведений о лидерах, торговых и дипломатических контактах русских с кочевниками он не приводит.

На самом деле, конечно, за трехсотлетнее проживание бок о бок граница «захватчик – жертва» между русскими и тюрками существенно стерлась. Налаживались и общий быт, и бизнес, и добрососедские отношения. Но об этом в «Истории» нет ни слова, хотя сейчас остатки кочевых племен ассимилировались в современную Россию

Особенно историки Татарстана часто критикуют Карамзина за невнимание к роли их этноса в формировании средневековой Руси

Жестокими животными в «Истории» показаны и хазары – предки европейских евреев-ашкенази. Сейчас уже известно, что хазарский каганат был высококультурным сообществом.

Писатель

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною»
(А.И. Герцен)

Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина»

Литературное направление сентиментализм
(от фр.
sentiment

– чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.

В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.

Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней

Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.

В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.

Литературная деятельность

После возвращения в Россию Николай Михайлович вплотную занялся литературной деятельностью. Он писал стихи и прозу, занимался переводами и исследованиями истории.

Литературные труды Карамзина имеют ряд особенностей:

  1. Его поэзия развивалась в духе европейского сентиментализма и значительно отличалась от господствовавшего тогда стиля од Державина и Ломоносова. Как поэта Карамзина волновали простая жизнь и эмоции, а не физический мир, он признавал разные точки зрения на один предмет, избегал обилия метафор и художественных средств, сознательно использовал бедные рифмы.
  2. К наиболее выдающейся прозе Карамзина относится повесть «Бедная Лиза», которая открыла в России эпоху сентиментализма. Она оказала огромное влияние на последующую литературу, в том числе на Жуковского и Пушкина. К другим выдающимся произведениям относятся «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или покорение Новгорода», «Сиерра-Морена» и ряд других. Впрочем, литератором Карамзин работал только до 1803 года, а последнюю работу — «Рыцарь нашего времени» — не закончил вовсе.
  3. В качестве переводчика Николай Михайлович перевел в 1787 году «Юлия Цезаря» Шекспира (через несколько лет сочинение было изъято цензурой и сожжено) и в 1792—1793 годах — с английского перевода — индийскую драму «Сакунтала» Калидаса.
  4. В роли журналиста Карамзин работал в «Московском журнале», выпустил несколько сборников и альманахов: «Пантеон иностранной словесности», «Аглая», «Аониды», «Мои безделки». Там он публиковал критические разборы, рецензии и театральные разборы.

Карамзин как историк

Карамзин в начале XIX века увлекся историей. Он поставил перед собой задачу – доступно изложить русскую историю, для чего приступил к изучению летописей и редких манускриптов, чтобы объединить эти бесценные знания в один труд.

Он не думал брать на себя роль исследователя и не собирался писать научный трактат. Карамзин приложил свой литературный талант к уже готовому материалу, и сделать из русской истории нечто сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев. С этой задачей он справился блестяще.

Главным историком страны Н.М. Карамзина назначил император Александр I, выделив ему ежегодный пансион в 2000 рублей и оформив допуск во все библиотеки. Согласившись, Карамзин посвятил всю свою жизнь «Истории государства Российского».

Рисунок 1. Истории государства Российского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С этого времени Карамзин приступает к изучению документов в архивах, вместо посещения светских балов.

В начале XIX века источниковедение, палеогеография были ещё в зачаточном состоянии, не было четкой методики работы с историческими документами, поэтому требовать от литератора Карамзина профессиональной историографической работы, было просто смешно. Автор, работая как с первоисточниками, так и со слогом, излагая факты вперемешку с датами, назвал свой труд «историческая поэма».

Для тех, кто особенно интересуется историей, он создал книгу в книге, спрятав выписки, цитаты, пересказы документов, в примечания.

Через 13 лет после начала работы он отдал в печать 8 томов своего труда. После корректуры, в 1818 г .были отпечатаны 3 тыс. экземпляров, которые разошлись очень быстро.

«История» Карамзина и «История» Щербатова заканчиваются на одном периоде, но, Карамзин приводит массу ссылок на обширнейшую иностранную историографию, не знакомую российскому читателю. При написании своего труда М.М. Щербатов использует 21 русскую летопись, в то время как Карамзин ссылается более чем на 40 летописей и привлекает к исследованию памятники древнерусского права и древнерусской художественной литературы. Несколько страниц он посвящает только что открытому «Слову о полку Игореве».

Труд Карамзина высоко оценил А.С. Пушкин, сказав, что

По приказу Александра I первое издание «Истории государства Российского» было разослано по всем министерствам и посольствам, дабы государственные мужи и дипломаты знали свою историю.

В России выхода каждой новой книги ждали с нетерпением, поскольку каждый том становился событием. Книга, посвященная эпохе И. Грозного, стала настоящим потрясением.

Сам автор не успел дописать «Историю государства Российского», хотя думал охватить период до начала правления Романовых.

Через три года после его смерти по оставшимся черновикам книгу дописали К. Сербинович и Д. Блудов. Полное издание «Истории государства Российского» вышло в свет в 1829 г.

Ошибка №1: Древняя Русь

В то время единственными источниками информации для Карамзина были летописи, а было их не очень-то много. Поэтому правильно будет сказать, что почерпнутые в них сведения Карамзин домысливал сам. Так, Древняя Русь Карамзина – это дремучие славянские племена, дикие и необразованные варвары, которых обратили к свету продвинутые западные соседи.

Теперь историю изучают на основе археологических раскопок, генетических и радиоуглеродных анализов. И уже точно можно сказать, что славяне задолго до крещения Руси были одним из прогрессивных народов мира. Именно на Руси появились первые колесницы, кузницы, выведены лошади и приручены птицы. Предполагается и существование докириллической письменности, но подтверждающих артефактов пока не найдено.

Борьба за суверенитет

Важным моментом в борьбе за суверенитет стал период смуты в конце XVI — начале XVII века. В это время Россия столкнулась с серьезным внутренним и внешним вражеским влиянием, а также с тяжелыми политическими и экономическими проблемами. Однако, благодаря усилиям царя Михаила Федоровича, который сумел восстановить центральную власть, Россия смогла восстановить свою независимость и суверенитет.

В процессе развития Российского государства, борьба за суверенитет продолжала оставаться актуальной. Например, в XVIII веке, во время Петровских реформ, государство стремилось к обновлению и укреплению своего суверенитета путем внедрения западных ценностей и идей. Эта борьба продолжилась и во время правления Катерины II, когда Россия активно расширяла свои территории и старалась занять место одной из великих держав.

Борьба за суверенитет также проявилась в XIX веке во время эпохи перемен. Под влиянием западных идей просвещения и Французской революции, Россия столкнулась с серьезным вызовом в виде внутренних противоречий и социальных потрясений. Однако, благодаря целенаправленным мерам Александра I и Николая I, государство смогло сохранить свою независимость и суверенитет, хотя и ряд изменений были внесены во внутреннюю и внешнюю политику России.

Таким образом, основная мысль Карамзина о борьбе за суверенитет государства Российского отражает ролевую модель России в своей истории. Россия всегда сталкивалась с препятствиями и вызовами, но благодаря усилиям своих правителей и народа она смогла сохранить свою независимость и стать великой державой.

Карамзин – реформатор русского литературного языка

В начале 1790-х годов Николая Михайловича Карамзина беспокоит настоящее и будущее русской литературы. Он одним из первых понимает, причина проблемы заключается не отсутствии талантов, каковых в России в действительности много, а в устаревшей традиции классицизма, заложенной в середине XVIII века М.В. Ломоносовым, который провел реформу русского литературного языка и создал теорию «трех штилей».

Тогда эта реформа отвечала задачам перехода от древней литературы к новой. В то время полный отказ от употребления в языке церковнославянизмов был нецелесообразным и преждевременным.

Однако эволюция языка, начавшаяся ещё при Екатерине II, активно продолжалась. Предложенные М.В. Ломоносовым «три штиля», опирались на остроумную мысль писателя-теоретика, а не на живую разговорную речь и ставили авторов в затруднительное положение. Авторы употребляли тяжелые и устаревшие старославянские выражения, хотя в разговорном языке они уже не использовались и были заменены мягкими и изящными.

Статья: Карамзин как историк

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Понимая это, Н.М. Карамзин решил литературный язык максимально приблизить к разговорному языку, а для этого надо было освободить литературу от церковнославянизмов.

Карамзин упростил синтаксические конструкции и отказался от пространных периодов. Он говорил о том, что служить образцом проза М.В. Ломоносова уже не может, утомительны его длинные периоды, а слова располагаются не всегда сообразно с течением мыслей.

Карамзин, в отличие от Ломоносова, стремился писать короткими и легкими предложениями, что и сегодня является примером для подражания в литературе и образцом хорошего слога.

В основной словарный состав он ввел ряд неологизмов, что обогатило русский язык, и в этом была ещё одна его заслуга.

Предложенные Карамзиным нововведения сегодня хорошо известны – это такие слова как:

  • «промышленность»,
  • «развитие»,
  • «сосредоточить»,
  • «утонченность»,
  • «трогательный»,
  • «занимательность»,
  • «человечность»,
  • «общественность»,
  • «общеполезный»,
  • «влияние» и др.

Иностранные слова в русском языке появились ещё в эпоху Петра I, но они заменяли уже имевшиеся слова в славянском языке и не являлись необходимостью. Часто слова эти использовались в необработанном виде и были тяжелыми и неуклюжими, например, вместо слова «крепость» говорили «фортеция», вместо слова «победа» – «виктория» и др.

Николай Михайлович же старался иностранным словам придавать русское окончание и приспосабливать их к требованиям русской грамматики – «серьезный», «моральный», «аудитория», «эстетический» и др.

Установка его реформаторской деятельности была направлена на живую разговорную речь образованных людей, что стало залогом его творческого успеха.

Он пишет путевые заметки, сентиментальные повести, стихи, статьи, занимается переводом с английского, немецкого и французского языков.

Основная мысль Карамзина

История, по Карамзину, не только помогает узнать о прошлом, но и может служить примером для настоящего и будущего. Он придавал большое значение моральным урокам, которые можно извлечь из изучения истории. Карамзин утверждал, что они могут помочь достичь процветания и справедливости в обществе. История должна была стать учителем, духовным наставником и ориентиром для русского общества.

Карамзин придал также важность патриотизму. Он считал, что знание истории России поможет развить любовь к Отечеству, привить чувство гордости за свою страну и народ

Он верил, что только такая любовь может помочь укрепить единство русского общества и сделать государство сильным.

Пример Пример
Карамзин говорил: «Историческое знание просвещает разум, улучшает вкус и сердце». Карамзин считал: «Что советуют либералы без толку, то советуют философы уже больно».

Работа над «Историей»

Один из самых популярных писателей своего времени, прозванный «русским Стерном», Карамзин в 1804 году удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя написанию произведения, которое должно было открыть национальную историю для русского общества, которое прошлое Древнего Рима и Франции представляло гораздо лучше, чем собственное. Его начинание поддержал сам император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровавший ему беспрецедентное звание российского историографа.

Первые восемь томов были напечатаны в 1816—1817 годах и поступили в продажу в феврале 1818 года. Огромный для того времени трехтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание, которое было осуществлено в 1818—1819 годах И. В. Слёниным. В 1821 году был издан новый, девятый том, а в 1824 году следующие два. За время работы в тиши архивов в мировоззрении Карамзина произошёл капитальный сдвиг в сторону консерватизма:

Автор не успел закончить двенадцатый том своего труда, который увидел свет спустя почти три года после его смерти. По черновикам Карамзина двенадцатый том подготовили К. С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В начале 1829 года Блудов издал этот последний том. Позднее в этом же году вышло второе издание всего двенадцатитомника.

Что не понравилось современникам

Издание первых восьми томов «Истории» император Александр I финансировал лично. Огромный по тем временам тираж был раскуплен в первый же месяц, в дальнейшем было несколько переизданий подряд. По сути, это был первый обобщающий труд по русской истории, которую даже просвещённые люди начала XIX века знали гораздо хуже, чем мифы Древней Греции.

Помимо невиданной популярности, на Карамзина обрушился и шквал критики со стороны российских литераторов и публицистов того времени. Общественность упрекала историка в том, что жизнь народа он изображает через жизнеописания исторических лидеров и элиты. Пушкин в своих эпиграммах открыто намекал Карамзину на заказной характер его произведения.

Другая претензия заключалась в излишней для исторического труда «литературщине». Действительно, многие описания биографических фактов и характеров деятелей прошлого в «Истории» больше соответствуют художественному жанру романа.

Тем не менее, выпуск этой первой русской исторической энциклопедии спровоцировал невиданный интерес к событиям далекого прошлого. Многие писатели, художники, композиторы той эпохи обратились к темам Древней Руси и Смутного времени. Появились эпохальные произведения, такие как поэма и опера «Борис Годунов», опера «Князь Игорь», картины на исторические темы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: