Темы и проблемы
Тематика и проблематика рассматриваемого произведения носит как романтические, так и реалистичные нотки. Темы, которые рассматриваются автором:
-
любовь;
-
мечта.
Первая тема раскрывается через любовную линию двух центральных персонажей повести. Чувства между ними открыты, честны и искренни, что в очередной раз раскрывает трепетное отношение Александра Ивановича к романтическим эмоциям и ощущениям.
Вторая тема раскрывается через образ главной героини, которая продолжает мечтать и верить во все наилучшее, несмотря на то, что окружение вокруг нее погибло в предрассудках.
Проблемы, которые рассматриваются автором:
-
трагичная любовь;
-
судьбоносные свершения.
Первая проблематика опять же раскрывается через любовную линию двух главных героев, которая изначально обречена на трагичный конец. Однако каждый из них решается отдаться чувствам, что наполняет их сердца приятными воспоминания.
Вторая проблематика также занимает значимое место в сюжетной составляющей произведения
Автор акцентирует внимание на том, как жестоки шутки фортуны. И преодоление судьбоносных трудностей возможно лишь благодаря упорству и целеустремленности.
Герои повести
Олеся
Главная героиня повести — лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна — сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся — местный вариант имени)
Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом — несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской
Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.
Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама — в этом героизм и сила девушки.
Иван Тимофеевич
Иван — небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам — здоровый скепсис обоснован его образованием.
(Иван и Олеся
)
Иван Тимофеевич — искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей — не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара — общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье
Олицетворение общества в данном случае неважно — будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, — он просто заходит в тупик
Потеря Олеси для Ивана — такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере — после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.
Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна
Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального. Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек. Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.
Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев.
В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.
За пределами любви, или Распятие иллюзий
Одна из мишеней Куприна — народничество с его «цивилизаторским» пафосом.
Столичный гость, рассказчик Иван Тимофеевич, воспроизводит народническую риторику, считает себя просветителем, почти миссионером: «В сущности, в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя. Это у нас в крови, это внедрено нам русской беллетристикой последних десятилетий». Но ход сюжета дискредитирует эти притязания. А вместе с ними — и миф о хождениях в народ как практике, выгодной для обеих сторон: интеллигентов и крестьянства.
Встреча городского «цивилизатора» и полесских «дикарей» (как крестьян, так и «ведьмы» Олеси) заканчивается драматически. Местные жители фактически устраивают Ивану Тимофеевичу публичный суд — своего рода распятие — за любовь к «ведьме» : обступают, не дают проехать, издеваются. «Миссионер» не готов к противоборству с толпой и в итоге уезжает.
Та же ситуация — публичного «распятия» — была и в юношеском стихотворении Куприна «Сны», написанном во время суда над народовольцами в 1887 году (им грозил смертный приговор). Здесь та же оппозиция — «осужденный» vs «кровожадный народ», «смятенное стадо».
С Олесей же происходит еще более драматичная история. Стараясь следовать советам «развивателя», она идет в церковь в праздник Троицы (когда крестьяне ждут знамений перед неурожаем), и толпа избивает ее. Единственное спасение для нее — отъезд.
Смысл
Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.
Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.
Любовь в творчестве Куприна
Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.
«Он и она в повести Куприна «Олеся» — важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси — главных героев.
Иван
Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. «Паныч» добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.
Повесть «Олеся» была написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году.
1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых «Полесских рассказов», в который впоследствии вошли рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя — повесть «Олеся».
Повесть эта — воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.
История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.
Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притягательная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгновение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.
В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей полнотой раскрываются характеры героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.
Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.
Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправдывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.
К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпадают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюбленный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.
В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.
Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности. По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.
Константин Паустовский, прекрасный писатель, истинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».
Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.
Смысл
Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.
Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.
Главные проблемы «Олеси» Куприна
Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.
Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.
А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.
Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.
Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.
Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.
Анализ «Олеси» Куприна
Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.
Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.
Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.
Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.
Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.
Смысл книги
Повесть словно пытается донести до читателя мысль, что выросшие вдали от цивилизации люди отличаются большей добротой и деликатностью. Они вежливее и благороднее. Куприн через своё произведение показывает, как коллективный образ жизни отупляет людей, стирает в них индивидуальность.
Особенностью толпы являются неразборчивость и покорность. Нередко главное слово в ней остаётся за худшими ее представителями. Люди руководствуются первобытными инстинктами и стереотипами, приобретенными с течением времени. Обитатели поселения ведут себя более дико, нежели живущие на болоте колдуньи.
Что касается основной мысли, то здесь она звучит так: людям необходимо снова приблизиться к природе и научиться жить в гармонии с ней и с собой. Это растопит холодные сердца и позволит обрести себя настоящих. Олеся именно это пыталась сделать в отношении Ивана, но он не успел этого понять. Правда, красные бусы, принадлежавшие таинственной колдунье, как и она сама, навсегда останутся в его сердце.
Таково краткое содержание повести для читательского дневника. Подобные аннотации будут полезны людям, интересующимся творчеством Куприна, а также ученикам 11 класса школы, где изучают произведение. Тема любви звучит также в творчестве других выдающихся российских писателей, например, у Бунина. Примечательно, что она в их книгах не бывает пошлой и лишена всех темных граней, которые нередко бывают между возлюбленными.
Анализ «Олеси» Куприна
Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.
Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.
Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.
Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.
Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.
Образ Олеси
Содержание повести Куприна «Олеся» основывается на истории светлого чувства к начинающему писателю молодой девушки. Героиня с первой же фразы про «голодных зябликов» располагает к себе читателей. Ивана Тимофеевича она поразила оригинальной красотой. Девушка была брюнеткой, лет двадцати — двадцати пяти, высокой и стройной. Ивана Тимофеевича свело с ней и ее бабушкой Мануйлихой чистое любопытство. С этими двумя женщинами деревня обошлась неласково, прогнав жить в поскольку Мануйлиху считали ведьмой. Главная героиня, привыкшая с опаской относиться к людям, не сразу открылась писателю. Ее судьбу определяют исключительность, одиночество.
Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, городского интеллигента. Все другие герои (необщительные крестьяне, Ярмола, сам рассказчик, Мануйлиха) связаны со средой, скованы ее законами и укладом, поэтому очень далеки от гармонии. И лишь Олеся, воспитанная самой природой, ее могучей силой, сумела сохранить врожденные и дарования. Автор идеализирует ее образ, однако в чувствах, поведениях, мыслях Олеси воплощаются реальные способности, поэтому повесть психологически правдива. Впервые у Александра Ивановича в характере Олеси слились воедино самоотверженность и гордость, утонченность переживаний и действенность поступков. Ее одаренная душа поражает полетом чувств, преданностью возлюбленному, отношением к природе, людям.
Характеристика Олеси
Не легка была судьба этой девушки. Чтобы понять её, нужно оглянуться в прошлое. С малых лет Олеся кочевала с одного места на другое, ловила на себе косые взгляды и пугалась злобной брани соседей. Слава приспешницы Сатаны всюду преследовала героиню, очерняя её невинный образ в глазах окружающих. Клеймо «ведьмы» обрекло Олесю на отдельное от общества существование. Она росла и воспитывалась самой матушкой природой и, конечно, её главной почитательницей ворчливой бабкой Мануйлихой, которая так и не научила ее читать. Последнее пристанище всюду гонимых героинь худая землянка на болотах Полесья близ небольшой деревеньки Переброд.
Олесе не приходилось переступать порога церкви, и она была уверена, что к её магическим способностям Бог не имеет никакого отношения (Олеся реально верила, что он колдунья и нечистый дал ей силы). Враждебный настрой крестьян со всех округ закалил характер героини, она стала неуязвима для чужих укоров и необычайно крепка духом. Годам к двадцати Олеся расцвела в очаровательное создание. Чарующие своей глубиной чёрные глаза молодой колдуньи смотрят на мир с вызовом и без капельки страха, в них читаются хитринка, смекалка и остроумие. Пусть Олеся не умеет читать книг, в неё с детства заложена мудрость природных сил. А вера в потустороннее, в магию и волшебство, как особая перчинка, придаёт этой «лесной деве» невероятный шарм и притягательность.
Смысл названия книги
Произведение названо именем главной героини. Почему же автор делает акцент именно на ней?
Олеся — дитя природы, добрая, искренняя, честная и заботливая. При первом её появлении читатель сразу проникается к ней глубокой симпатией — она приносит домой озябших птичек. На протяжении всего сюжета она раскрывается перед нами как человек с удивительной душой и любящим сердцем. Зная, что счастье с Иваном в будущем невозможно, Олеся всё-таки не страшится того, что будет дальше, и всецело отдаётся чувствам. Ради любви она решается на сложный поступок — пойти в церковь. Для неё, колдуньи — человека с другим мировоззрением, — это действительно тяжело, но она сделала это, однако столкнулась с жестокостью общества, которое не признаёт тех, кто хоть чем-то от них отличается.
Олеся является идеалом «естественного» человека. Её доброта, глубина натуры, способность искренне любить и жертвовать собой ради любви показывают, что даже она, колдунья, служащая дьяволу, намного чище, светлее и более открыта к настоящим чувствам, чем те, кто исповедует религию «Бог есть любовь».
Именно через её образ Куприн старается донести до нас, какими моральными качествами должен обладать человек, поэтому повесть названа именем главной героини — олицетворения любви, красоты, гармонии и нравственности.
Главные проблемы «Олеси» Куприна
Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.
Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.
А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.
Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.
Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.
Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.
Олеся и Иван Тимофеевич
Но настоящие чудеса начинаются, когда героиня встречает свою любовь (Ивана Тимофеевича).
Познакомились они так. Молодой барин от скуки попросил Олесю ему погадать. Та предсказала ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказала, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не поверил ей и попросил её показать свои способности. Олеся показала ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. После этого, Иван, очарованный девушкой, стал частым ее частым гостем.
Чувства Олеси — великий дар избраннику её сердца. Эта любовь соткана из самоотверженности и смелости поступков, искренности и чистоты помыслов. Зная, что любой исход свиданий для неё самой обернётся страшным горем, Олеся дарует себя возлюбленному без оглядки.
Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Избитая Олеся отказалась от доктора и решила вместе с бабушкой уехать — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она была также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.
В спешке убегая из обжитых мест обесчещенная, израненная телом и душой, Олеся не проклинает погубившего её мужчину, а благодарит его за мимолётное счастье, что она испытала ощутив на себе магию настоящей любви. На память о себе Олеся оставляет Ивану Тимофеевичу красные бусы.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся»)Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературеВоплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся»)Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»По рассказу А. И. Куприна «Олеся»Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»)Сочинение по повести Куприна «Олеся»Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна («Олеся»)Человек и природа в творчестве КупринаТема любви в повести А. И. Куприна «Олеся»Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся»Сочинение по повести А.И. Куприна «Олеся»Сочинение по повести А. И. Куприна «Олеся»Образ Олеси в одноименной повести Куприна»Лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. КупринаМои размышления над повестью Куприна «Олеся»Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся»Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести КупринаПоэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна)Образ героя рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся»«Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся»)Реализм в творчестве А. И. КупринаЛюбовь в творчестве КупринаЛюбовь в русской литературе (по повести «Олеся»)Мое любимое произведение Куприна «Олеся»Женский образ в повести А. Куприна “Олеся”Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»)Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся»)Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся»)По повести А. И. Куприна «Олеся»Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна «Олеся»)Как вы понимаете выражение «талант человечности»«Олеся» Куприн — Гимн возвышенному, первозданному чувству любвиГимн любви в повести А. И. Куприна “Олеся”Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся»)Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси)Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)
Охота на «ведьм»
Повествователь замечает, что влияние местной культуры коснулось бабушки и внучки лишь внешне, а характер, поведение и ментальность остались прежними. Для жителей Переброд Олеся и ее бабка — явные «чужаки», «ведьмы», которых преследуют почти по-средневековому.
Однако фольклорный ореол «ведьм» кодирует в повести более глубокую инаковость героинь. Они оказались в изоляции среди местного населения и потому, что не православны.
«Эта чужеродность Олеси христианству, колдовские способности и неназванная причина ее переселения из Мценска, очевидно, и вынудили Куприна позднее внести дополнительную мотивировку, объяснив эти черты возможным цыганским происхождением», — отмечает Вдовин. Но такая мотивировка нужна, пожалуй, рассказчику (он не раз обнаруживает косность и ограниченность). Читательский горизонт намного шире.
Любовь в творчестве Куприна
Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.
«Он и она в повести Куприна «Олеся» — важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси — главных героев.
Жанр и направление
Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.
По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.
Проблемы
Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.
Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.
Итоговый вывод
Кульминация событий в повести приходится на большой праздник — Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».
Авторские выводы звучат трагично — невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности — разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси — в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа — нет.
Повесть «Олеся» (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением имением, находящимся в Ровенском уезде, увлекся церковно-славянским языком. Однако самой большой страстью Куприна была охота. Среди безбрежных болот и лесов он проводил целые дни с крестьянами-охотниками.
Полученные впечатления от встреч и разговоров, местные легенды и «байки» давали богатую пищу уму и сердцу писателя, подсказали специфику и форму ранних его рассказов — описание «местной» истории,