Жюльен Сорель и другие персонажи в романе «Красное и черное»
В
своем романе «Красное и черное» Стендаль создал объективную картину жизни
современного ему общества. «Правда, горькая правда», — говорит он в эпиграфе к
первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних
страниц. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены
против тирании государственной власти, религии, привилегий. Именно этой цели
подчинена и вся система образов, созданных писателем. Это обитатели провинции:
дворянство, буржуазия, духовенство, мещанство, мировой судья и представители
высшей аристократии.
Роман
фактически делится на три части, в каждой описываются быт и нравы отдельных
сословных групп: Верьер — вымышленный провинциальный городок, Безансон с его
семинарией и Париж — олицетворение высшего света. Напряженность действия все более увеличивается по мере продвижения
событий из провинции в Безансон и Париж, однако везде господствуют одни и те же
ценности — личный интерес и деньги. Перед нами предстают основные герои: де
Реналь — аристократ, женившийся ради приданого, стремившийся выдержать
конкуренцию агрессивных буржуа. Он завел, как и они, фабрику, но в конце романа
ему приходится уступить в борьбе, потому что мэром города становится Вально,
который «собрал самую шваль от каждого ремесла» и предложил им: «Давайте
царствовать вкупе». Автор показывает посредством этого образа, что именно
господа, подобные Вально, становятся в его времена социальной и политической
силой. И маркиз де Ла Моль принимает этого невежду, провинциального жулика,
надеясь на его помощь во время выборов. Стендаль раскрывает также основные
тенденции развития общества, в котором аристократия и духовенство всеми силами
стремятся удержать власть. Для этого они затевают заговор, сущность которого
писатель вскрывает в ироническом эпиграфе: «Основной закон для всего существующего
— это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья».
Характеристики, которые дает им Жюльен Сорель, красноречивы: один из них
«всецело поглощен своим пищеварением», другой полон «злости дикого кабана»,
третий похож на «заводную куклу»… Все они заурядные фигуры, которые, по
мнению Жюльена, «боятся, как бы он их на смех не поднял».
Критикуя
и высмеивая политические стремления буржуазии, автор направляет свою иронию
также в адрес духовенства. Отвечая на свой вопрос о том, в чем же смысл
деятельности духовного лица, Жюльен приходит к выводу, что этот смысл в том,
чтобы «продавать верующим места в раю». Стендаль открыто называет омерзительным
существование в семинарии, где воспитывают будущих духовных наставников народа,
так как там господствует лицемерие, мысль там сочетается с преступлением. Не
случайно аббат Пирар называет духовенство «лакеями, необходимыми для спасения
души». Не скрывая ни малейшей детали жизни общества, где господствует «гнет
морального удушья» и где «малейшая живая мысль кажется грубостью», автор рисует
систему общественных отношений Франции начала XIX века. И эта хроника
совершенно не вызывает симпатий.
Конечно,
Стендаль не отказывает своим героям в способности мыслить, страдать,
подчиняться не только выгоде. Он показывает нам и живых людей, таких как Фуке,
живущий вдали от города, маркиз де Ла Моль, способный увидеть личность в бедном
секретаре, аббат Пирар, которому даже друзья не верили, что он не воровал на
посту ректора семинарии, Матильда, госпожа де Реналь и, в первую очередь, сам
Жюльен Сорель. Образы госпожи де Реналь я Матильды играют очень важную роль в
развитии событий
Потому им автор уделяет особое внимание, показывая, как
общество, окружающая среда изломали их души. Госпожа де Реналь — искренняя,
честная, немного простодушная и наивная
Но среда, в которой она существует,
заставляет и ее лгать. Она остается женой де Реналя, которого презирает,
понимая, что ценность для него представляет не она сама, а ее деньги.
Самолюбивая и гордая Матильда, убежденная в своем превосходстве над людьми
только потому, что она дочь маркиза, выступает полной противоположностью
госпоже де Реналь. Она часто жестока и безжалостна в своих суждениях о людях и
оскорбляет плебея Жюльена, заставляя изобретать хитроумные средства, чтобы
подчинить ее себе. Но есть то, что сближает ее с первой героиней, — Матильда,
хоть и рассудочно, а не инстинктивно, тоже стремится к искреннему чувству
любви.
Таким
образом, созданные Стендалем картины общественной жизни постепенно подводят нас
к мысли о том, как «уныло» описанное время, и какими мелкими и ничтожными под
действием этого времени становятся люди, даже те, кто от природы наделен не
такими уж плохими качествами.
Главные герои и их характеристика
Жюльен Сорель | Это молодой человек, который обладает красотой и невероятной обаятельностью. Также он обладает хорошим умом и страстно желает поменять свою жизнь любым доступным способом. Жюльен – сын плотника, не хочет довольствоваться этим положением дел и всячески пытается попасть в высшее общество. С ранних лет юноша грезил военной службой, его кумиром был Наполеон, и он всячески старался равняться на него. Окружение Сореля невзлюбило его из-за стремления к большой карьере, юноша был «белой вороной». Несмотря на все, Жюльен Сорель кидает вызов всему свету и оказывается в обществе высокопоставленных людей. В главном герое мы можем уследить два обличия – гордеца и честолюбца, так же стоит отметить, что он остается по-детски доверчивым и наивным юношей. Изначально Жюльену симпатизировала самовлюбленная и честолюбивая Матильда, но по мере того, как он избавился от подобных пороков, его влюбленность в Матильду закончилась. После посягательства на госпожу Реналь, оказавшись в заключении, главный герой осознает, что его судят больше за то, что он посмел преступить законы, которые гласят, что человек низших слоев не может входить в высшее сословие, если он не относится к нему с рождения, а не за то, что он посягнул на жизнь другого человека. Жюльена Сореля приговорили к смертной казни. Жюльен не пытался спастись, он примирился с уготовленной участью. Он понял, что общество буржуа не для него, а жить в нищете он не хочет, осознав это, главный герой теряет смысл жизни. Казнь для него – единственное спасение. |
Луиза де Реналь | Красивая женщина средних лет, которая вышла замуж без любви. Муж не обращает на нее должного внимания, а она не находит в браке понимания. Нежная и тонкая натура, любит красоту и природу. Она тоскует и не видит смысла в обеспеченной, но пустой жизни. Она меланхолична и добра. За свою греховную страсть чувствует вину, но она не в силах ничего изменить. Сила ее любви захлестнула все, что было в ее сердце. Она не держала зла на Сореля и пыталась его спасти. |
Матильда де Ла-Моль | Легкомысленная и эгоистичная девушка из высшего света. Очень честолюбивая и тщеславная. Любит кружить головы мужчинам. |
Другие сочинения по этому произведению
Жюльен Сорель — характеристика литературного героя
Образ Жульена Сореля в романе «Красное и черное»
Женские образы в романе Стендаля «Красное и Черное»
Душевная борьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное»
Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение
Жюльен Сорель — один из самых сложных персонажей Стендаля, долго над ним размышлявшего. Сын провинциального плотника стал ключом к пониманию движущих сил современного общества и перспектив его дальнейшего развития. Жюльен Сорель — это будущая революция.
Стендаль сознательно и последовательно противопоставляет выдающиеся дарования и природное благородство Жюльена его “злосчастному” честолюбию. Видно, какими объективными обстоятельствами обусловлена кристаллизация воинственного индивидуализма талантливого плебея. Мы убеждаемся и в том, насколько губительным для личности Жюльена оказался путь, на который его толкнуло честолюбие.
Психология Жюльена Сореля (главного героя романа) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее.
Главный герой романа Стендаля “Красное и черное”
Стендаль давно был уверен в том, что революция будет сделана молодыми людьми из необеспеченных слоев общества, получивших образование и научившихся мыслить. Он отлично знал, что революция XVIII века была сделана такими молодыми людьми,- об этом говорили и ее сторонники, и враги.
Жюльен Сорель – юноша из народа. К. Липранди выписал из романа слова, характеризующие Жюльена в социальном отношении: “сын крестьянина”, “молодой крестьянин”, “сын рабочего”, “молодой рабочий”, “сын плотника”, “бедный плотник”. В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен – рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с “поражающе своеобразным лицом” – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят “щуплого”, бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, “неистовой чувствительности”. Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя.
Сквозное действие честолюбца Жюльена Сореля было типичным для эпохи. Клод Липранди отмечает, что многие памфлетисты, историки, журналисты, политические публицисты с возмущением писали в годы Реставрации о карьеризме, жестокой борьбе за место под солнцем, как о “мерзости века”. Герой “Красного и черного”, — напоминает К. Липранди, — “характерен для своего времени”, “глубоко правдив”. И литераторы эпохи Стендаля видели, что образ Жюльена “правдив и современен”. Но многих смущало то, что автор романа смело, необычайно ясно и рельефно выразил исторический смысл темы, сделав своего героя не отрицательным персонажем, не пронырой-карьеристом, а даровитым и мятежным плебеем, которого социальный строй лишил всех прав и таким образом заставил бороться за них, не считаясь ни с чем.
Обучение в семинарии
Жюльен отправляется в Безансон и приходит к аббату Пирару, ректору семинарии. Он весьма взволнован. Лицо того к тому же настолько уродливо, что вызывает в юноше ужас. Ректор 3 часа экзаменует Жюльена и поражается его познаниям в богословии и латыни. Он решает принять юношу на малую стипендию в семинарию, даже отводит отдельную келью ему, что является великой милостью. Однако семинаристы ненавидят Жюльена, ведь он слишком талантлив и к тому же производит впечатление человека мыслящего, а этого здесь не прощают. Юноша должен выбрать для себя духовника, и он останавливает свой выбор на аббате Пираре, не подозревая о том, что поступок этот будет для него решающим.
Гувернер г-на де Реналя
Мэр уже договорился с Сорелем, что его младший сын будет служить у него. Г-н Шелан, старый кюре, рекомендовал ему как редких способностей человека сына плотника, уже три года изучающего богословие и отлично знающего латынь.
Зовут этого юношу Жюльен Сорель, ему 18 лет. Он хрупкий на вид, невысокий, лицо его несет на себе печать своеобразия. У Жюльена неправильные черты лица, черные глаза, большие и сверкающие мыслью и огнем, темно-каштановые волосы. На него с интересом поглядывают юные девицы. Жюльен не учился в школе. Истории и латыни обучил его полковой лекарь, который участвовал в наполеоновских походах. Он завещал ему, умирая, свою любовь к Бонапарту. Жюльен с детства мечтал о том, чтобы стать военным. Для простолюдина во времена правления Наполеона это был наиболее верный способ выйти в люди, сделать карьеру. Однако времена изменились. Юноша осознает, что единственный открытый перед ним путь — это поприще священника. Он горд и честолюбив, но при этом готов терпеть все для того, чтобы пробить себе дорогу наверх.
Вариант 2
Фредерик Стендаль является общепризнанным мастером пера не только во Франции, но и во всём мире, одной из жемчужин его таланта, по праву, можно назвать роман «Красное и черное», впервые опубликованный в 1830 году. Поколение молодых людей того времени отличалось горячностью взглядов и еще были свежи воспоминания о Наполеоне и его завоеваниях, кружившим головы юнцам. В то время Франция была на пороге Июльской революции, изменившей все, и этот роман является некой хроникой реальных событий, быть может поэтому, он воспринимается так органично в своей композиции.
Ключевой фигурой романа является молодой человек из низов — Жюльен Сорель. Будучи сыном лесопильщика, Жюльен всеми силами стремится вырваться из рамок своего социального круга, достичь высокого положения и обрести финансовую независимость. Он честолюбив и отважен, его идейным вдохновителем является Наполеон, портрет которого он бережно хранит. На примере Бонапарта Жюльен стирает все рамки невозможного и достигает определенных высот на выбранном поприще. Образ Сореля является знаковым для эпохи тех лет, когда революционные страсти будоражили умы целого поколения разночинцев, стремящихся к социальному равенству.
Жюльен, в погоне за признанием, забывает о нравственном, так, в своих рассуждениях он приходит к следующему: «…священник в сорок лет получает жалованья сто тысяч франков, то есть ровно в три раза больше, чем самые знаменитые генералы Наполеона… Надо стать попом…», в его стремлении стать священнослужителем, он не беспокоится о том, что, по сути, он не является верующим человеком, ему лишь важно то, как он смотрится, декламируя назубок заученные тексты Писания, ведь эта дорога приведет его к признанию в обществе. Для Жульена важно представать в выгодном свете, для бедняка, подобного ему, репутация является всем, поэтому он крайне боится ее потерять, девиз Сореля: казаться, но не быть, он готов играть строго заученную роль, храня свою собственную личность глубоко внутри
Он гонится за несбыточным и, как кажется, действительно может преуспеть. Однако в конце романа что-то меняется в нем самом, он вдруг осознает, как сильно заблуждался и как тщетно все то, к чему он так упорно стремился, возможно, справедливо в своей неудаче он обвиняет общество и его законы, но забывает, что это был его избранный путь
Для Жульена важно представать в выгодном свете, для бедняка, подобного ему, репутация является всем, поэтому он крайне боится ее потерять, девиз Сореля: казаться, но не быть, он готов играть строго заученную роль, храня свою собственную личность глубоко внутри. Он гонится за несбыточным и, как кажется, действительно может преуспеть
Однако в конце романа что-то меняется в нем самом, он вдруг осознает, как сильно заблуждался и как тщетно все то, к чему он так упорно стремился, возможно, справедливо в своей неудаче он обвиняет общество и его законы, но забывает, что это был его избранный путь.
Своим самоубийством Жульен будто бы упрекает существующий порядок вещей, это поступок дерзкий, но все же немного наивный, ведь не в его силах изменить окружающее общество. Его смелость сродни завоеваниям его кумира юности, но в отличие от Наполеона смог ли он достучаться хотя бы до одного сердца? Как говорит история, реальный прототип Жульена вызвал невероятный диссонанс в обществе и его вспоминали многие и долго
Возможно, не так страшно ошибаться в своих стремлениях, важно всегда найти свой путь, и вовсе не обязательно ничего доказывать миру вокруг
Основная идея
Смысл романа «Красное и черное» состоит в трагедии человека, который не смог вырваться из своей социальной среды. Он превосходил ее, готов был занять лучшее место, но общество тех времен было слишком консервативно и относилось к выдвиженцам предосудительно. Поэтому он вынужден был выбирать нечестные пути для достижения цели: любовные связи, протекция, угодничество высшим силам. Он мог бы принести пользу миру и реализовать себя, но для простолюдинов ворота высшего света закрыты, что бы они не делали. Им остается лишь кривая дорожка к успеху, которая вывела героя к эшафоту.
Можно предположить, что главная мысль романа «Красное и черное» — это развенчание образа романтического героя, который был так популярен в то время. Автор показал, что его путь обычно приукрашивают, а в реальности такой гордый и одаренный человек незнатного происхождения обречен на трагическую судьбу. Мир не будет у его ног только на том основании, что он талантлив, умен и красив. Во Франции того времени все добродетели меркли перед титулом и богатством. Таково реальное положение вещей, которого избегала лживая литература, но в полной мере изобразил Стендаль. Неслучайно эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: «Правда, горькая правда».
Новая женщина в жизни Жюльена
Жюльен Сорель видит, что эта романтическая история искренне волнует Матильду. Со временем он перестает уклоняться от ее общества. Юношу настолько заинтересовали беседы с этой девушкой, что он на время даже забывает роль возмутившегося плебея, которую он взял на себя. Матильда поняла уже давно, что любит Жюльена. Весьма героической ей представляется эта любовь — девушка такого высокого происхождения влюбляется в сына плотника! Матильда перестает скучать после того, как осознает свои чувства.
Жюльен же скорее возбуждает собственное воображение, чем действительно увлечен Матильдой. Однако, получив от нее письмо с признанием в любви, он не в силах скрыть торжества: его, сына бедного крестьянина, полюбила знатная дама, предпочтя его аристократу, самому маркизу де Круазенуа!
Девушка ждет Жюльена в час ночи у себя. Он думает, что это ловушка, что таким образом приятели Матильды задумали убить его или посмеяться над ним. Вооружившись кинжалом и пистолетами, он отправляется в комнату своей возлюбленной. Матильда нежна и покорна, однако на следующий день девушка приходит в ужас, осознав, что является теперь любовницей Жюльена. При разговоре с ним она едва скрывает раздражение и гнев. Оскорблено самолюбие Жюльена. Оба решают, что все кончено между ними. Однако Жюльен понимает, что полюбил эту девушку и не может без нее жить. Его воображение и душу непрестанно занимает Матильда.
Проблемы
Конфликт человека и общества . Когда личность идет против своего происхождения и своей среды, ее судьба складывается трагически: она не может адаптироваться в окружающем мире и найти свой путь. Бунт вынуждает ее бороться, а не созидать;
Проблема социальной несправедливости — основная в романе. Жюльен, несмотря на свои достоинства, не мог достичь того, что доставалось многим людям от рождения. Вместо этого он должен был влачить жалкое существование, пока кто-нибудь из господ не захочет его возвысить;
Проблема вырождения аристократии
Автор акцентирует внимание на том, что Франция, находящаяся под гнетом потомственных дворян, не развивается, ведь новые одаренные люди не попадают в правящую элиту, а таланты и ум далеко не всегда передаются по наследству в аристократических домах. В результате у власти находятся недостойные люди;
Проблема гордыни и высокомерия
Жюльен и сам виноват в своем несчастье: люди отдалились от него, потому что он оттолкнул их от себя, желая возвыситься и презирая свой круг общения;
Проблема невежества . Образованность Жюльена стала поводом для насмешек со стороны его окружения, и он не смог реализовать весь свой потенциал.
Психологизм Стендаля
Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.
Красное и черное Стендаля: подробный взгляд
Впервые опубликовано в ноябре 1830 г. Красное и черное Стендаля, классический роман, действие которого происходит во Франции в 1820 году. Из-за его первоначального названия «Le Rouge et le Noir: chronique de 1830» название этого рассказа вызвало различные споры.
Некоторые считают, что это, вероятно, относится к цветам одежды, которую носили священники (черный) и военные (красный) того времени. В прологе издательство, отвечающее за его перевод, предоставляет читателю свободу мысли и анализа, чтобы он мог решить, откуда взялось название.
Книга считается классикой не только французской, но и мировой литературы, являясь образцом среди психологических романов. Он оказал влияние на великих писателей реалистического течения, таких как Лев Толстой, известный русский писатель, и Андре Гид, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1947 году.
Популярные сегодня темы
Любовная лирика всегда занимала важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Поэт рассмотрел любовь к женщине в разных плоскостях: взаимную, безответную, страстную, дружескую
Также много произведений посвящено
В числе трудов В. Короленко существует небольшое творение «Огоньки». Напоминающее стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева по жанру и серьезности мыслей, это сочинение сразу стало знаменитым в кругу коллег Короленко
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.
Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много
Рассказ «Вельд» жутковат. Здесь технику направляют против людей, но самое страшное, что делают это не восставшие роботы, а сами люди. И если бы это было дело рук врагов, но тут десятилетние дети жестоко убивают собственных родителей
Анализ романа Красное и черное Стендаля
Роман «Красное и черное» Стендаля стал первым образцом психологического реализма. Впоследствии это направление в европейской литературе стало доминирующим. Литературоведы много спорили, пытаясь понять, что символизировало название романа, но так и не пришли к истине. Красный мог символизировать любовь, страсть, а черный низменные побуждения и смерть – то есть два начала, которые в душе Жюльена противостоят друг другу. Стендаль, назвав свой роман «Красное и черное» не оставил четкого обозначения этих цветов. Но все же считается что, так автор обозначил выбор главного героя между церковью (черные одеяния) и служению родине (красная военная форма).
Книга «Красное и черное» повествует о судьбе бедного и очень амбициозного юноши, переполненном ценными идеями, мечтающем выбраться из нищеты. Жюльен Сорель тайно строит отношения с замужней женщиной, несколько старше него, в доме которой он работает. Но из-за слухов ему приходится покинуть ее. В новом городе он заводит новые отношения, с богатой девушкой, близкой ему по духу. Он получает уничижительное фальшивое письмо от первой возлюбленной. Жюльен выстрелил в свою первую любовь – за что был приговорен к смертной казни.
Образ Жюльена Сореля неоднозначен. Это красивый, сообразительный юноша, происходящий из бедной семьи. Он стремится стать епископом, но не верит в бога, он только жаждет получить привилегии от этой должности. Сорель умен, однако для достижения цели использует неблаговидные средства. Герой тщеславен и вспыльчив, он беспринципен и жаждет признания, но антигероем его назвать нельзя.
Тематика романа включает в себя выбор собственного пути, становление характера, конфликт человека с обществом. Нельзя рассматривать тематику без оглядки на историю того времени – Великая Французская революция тоже наложила отпечаток. Стендаль затрагивает вечные темы, такие как верность и предательство, любовь, сложные перипетии взаимоотношений. Главная проблема, освещенная в романе, это социальная несправедливость. Выходцу из простого народа практически невозможно пробиться в более высокие социальные слои. Талантливый молодой человек не может достичь целей честным путем, и ему приходится искать обходные.
Роман основан на реальных событиях, о них автор прочел в газете. В ту непростую эпоху у молодого человека было два варианта развития событий: оставаться честным и довольствоваться бедностью, или, отбросив любые принципы идти к своей цели. Жюльен, выбрав второй вариант, не достиг желаемого, ведь даже продажное общество не всегда закрывает глаза на подобные действия. Смысл романа в том, что ни беспринципность, ни честолюбие не гарантируют выдающихся успехов. Поэтому есть лишь один верный путь – уважать и принимать самого себя таким, какой ты есть. Сорель в стремлении заслужить чужое уважение оказался казненным.
«Красное и черное» – удивительно гармоничная квинтэссенция психологического и социального романа. Одной из узнаваемых черт творчества Стендаля является психологизм. Психологизм этого романа основан на внутренних переменах и конфликтах, происходящих в душе главного героя. В ходе повествования в романе звучит голос автора, объясняющего мотивы героев, анализирующего их поступки. Динамичный сюжет уравновешивается спокойными пояснениями автора, разбирающего душевные волнения каждого героя.
Жюльен Сорель как главный романтический герой романа сталкивается с реальностью, где его достоинства остаются неоцененными. Следовательно, роман по жанровому своеобразию сочетает в себе черты, как реализма, так и романтизма. Роман «Красное и черное» Стендаля по праву можно назвать шедевром французской литературы.
Анализ произведения Стендаля Красное и черное
Смысл названия
Значение названия романа «Красное и белое» каждый может трактовать по своему, но основной мыслью будет противоречие двух разных полюсов, например как столкновение личности и общества или же борьба внутри себя и своих желаний.
Еще одна из популярных версий смысла романа заключается в том, что красное и черное это цвета рулетки, в романе для главного героя сила азарта стала жизненной силой. К тому же и сам автор был склонен к азарту и был страстным игроком.
Сюжет
Главным героем произведения является молодой юноша Жюльен Сорель, он хочет добраться до верхов общества и по этому пути у Жульена предстает выбор: остаться бедным, но честным или использовать других людей в корыстных целях и сделать за их счет карьеру. Для начала главный герой устраивается преподавателем латыни в дом господина де Реналя. По ходу книги наблюдается борьба Жульена с самим собой и его ошибки, поступки, эмоции постоянно держат читателя в напряжении позволяя переживать или негодовать одновременно.
Молодой человек все-таки добивается высокого поста в своей карьере, но, в конце концов, он заходит в тупик, где мнение общества оказалось дороже жизни.
Образ главного героя
Главный героя рассказа – Жульен Сорель. Его отец плотник, а сам Жульен достаточно образованный и симпатичный молодой человек, знает латынь и очень целеустремлен. Сорель знает, чего хочет и постоянно ставит перед собой цели, которых старается достичь любыми путями. Его мотивы остаточно противоречивы: месть, признание, поклонение. Образ Сореля содержит в себе черты революционера, он не готов мириться со своим местом в обществе.
Главный герой испытывает комплекс плебея, из-за которого он чувствует себя не там, где должен быть и ищет дорогу в другую социальную нишу. Кумиром юноши является Наполеон, ведь он так же вышел из народа. Веря в своего идола, Сорель теряет веру в Бога, любовь и людей.
Тематика и проблематика
Стендаль коснулся в своем романе множество проблем, среди которых конфликт личности и общества, выбор жизненного пути, формирование характера, любовь, ревность и предательство.
Основной же проблемой является невозможность талантливому человеку пробиться в люди. Для высшей знати такие люди не нужны, а в своей среде его не понимают и хотят, чтобы он занимался тем же чем и они.
Второй по важности проблемой, является проблема в высшем обществе. Уже тогда Стендаль видел, что те, кто правит, не понимают всей важности своего поста и лишь наслаждаются жизнью, наплевав на простых людей
Именно против такой власти и восстают такие люди как Сорель.
Смысл романа «Красное и черное»
В своём стремлении к лучшей жизни человек довольно часто забывает о каких-то моральных ценностях.
Так и Жюльен Сорель настолько проникся идеей прославиться, оторваться от своего крестьянского происхождения что забыл о чем-то важном. О том, что талантливый и умный человек не должен стыдиться своих предков
Жюльен предпочёл богословию и смирению царственный и соблазнительный Париж, забыв о душе и любви. Им овладели гордыня от того, что знатная девушка выбрала его — простолюдина, а не равных ей аристократов.
Как плачевный итог — Жюльен почувствовал себя безнаказанным и совершил ужасное преступление.
Несколько интересных сочинений
Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу
Произведение относится к раннему творчеству автора, чем объясняется дух романтизма, пронизывающий каждую его страницу. А в качестве главных героев здесь представлены цыгане
Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.
Лирика – это род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В творчестве Тютчева, лирическая поэзия занимает значимое место.
Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.
О чем книга?
Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.
Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.
Преступление, совершенное Жюльеном
Жюльен, ни говоря ни слова, покидает Матильду и отправляется в Верьер. В оружейной лавке он приобретает пистолет, после чего отправляется в Верьерскую церковь, где как раз проходит воскресное богослужение. В церкви он дважды стреляет в г-жу де Реналь.
Он узнает уже в тюрьме о том, что она только ранена, а не убита. Жюльен счастлив. Он чувствует, что сможет теперь умереть спокойно. В Верьер вслед за Жюльеном отправляется Матильда. Девушка использует все связи, раздает обещания и деньги, надеясь смягчить приговор.
Вся провинция в день суда стекается в Безансон. Жюльен обнаруживает с удивлением, что всем этим людям внушает искреннюю жалость. Он намерен отказаться от предоставленного ему последнего слова, однако что-то заставляет юношу подняться. У суда Жюльен не просит милости, так как осознает, что главное преступление, совершенное им, заключается в том, что он, простолюдин по происхождению, осмелился восстать против выпавшего ему жалкого жребия.
Жанровое своеобразие романа
Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.
Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.
Жанр и направление
Произведение «Красное и черное» относится к жанру социально-психологического романа: у него внушительный объем, огромное количество действующих лиц, разные сюжетные линии. В нем сочетаются черты романтизма и реализма. Чертой романтизма стоит назвать самого героя – его романтический образ, который наделен специфичными чертами. Главный герой находится в конфликте с обществом, при этом он незауряден, красив и образован. Он одинок и отвергнут людьми, поэтому болезненно горд и самолюбив. Также автор создает романтическое двоемирие: происхождение диктует Жюльену обыденный и заурядный мир нищеты и невежества, а мечты его витают в аристократических кругах.
К чертам реализма относятся:
- Сама жизненная история, которая вполне соответствовала реалиям того времени.
- Место и время действия соответствуют героям.
- Второстепенные герои описаны максимально реалистично и подробно.
- Автор детально изобразл судебный процесс.
Образ главного героя
Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.
Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.