Краткое содержание Васильев Летят мои кони для читательского дневника
Данное произведение представляет своего рода некую исповедь автора. Он рассказывает о себе в течение всего произведения. Родился он в Смоленске, рос и учился там. Мать его была сильно больна. Она была довольно строгой и сдержанной женщиной, не склонной к конфликтам.
В течение всего произведения автор несколько раз обращается к себе с вопросами, на которые не может найти ответ.
Отец главного героя – военный. При своей довольно суровой должности он очень любил искусство и передавал свою любовь к творчеству сыну. Он очень любил искусство живописи. В доме мальчика были вывешены картины и репродукции многих известных художников. Вся семья рассказчика жила на маленькую зарплату отца.
Рассказчик неоднократно вспоминает, как тяжело было жить в то время. Он с ужасом говорит о своих сверстниках, которые жили еще хуже, чем он. Голод и отсутствие одежды – были постоянными спутниками тех времен.
Учился рассказчик удовлетворительно. Он не мог длительное время сидеть за уроками, но способности у него были очень хорошими.
На воспитание автора значительное влияние оказала бабушка. Она большую часть времени посвящала себя внуку, всецело отдавая себя. Бабушка в молодости работала актрисой, она была легка на подъем, имела покладистый характер и никогда не переживала из-за каких-то бытовых неурядиц.
Через какое-то время Борис Васильев (рассказчик) встречается со своей учительницей литературы, которая взрастила в нем любовь к книгам. Также он становится членом драматического кружка, который имел значительный успех и оказал большое влияние на личность автора.
Затем автор рассказывает о том, как будучи в комсомольской бригаде, ему в один момент пришлось стать солдатом.
После войны в жизни автора произошло немало важных событий: он окончил военную академию, работал на Урале, занимался литературной деятельностью, удачно женился.
Борис Васильев много путешествовал , писал произведения, которые сначала не имели большого успеха. Лишь только после смерти отца его признали, как хорошего писателя.
Данное произведение учит пониманию процессов, происходящих в повседневной жизни. В истории главное героя есть что-то трогательное и по детски-наивное. Он взрослеет, учится, к нему приходит понимание каких-то ценностей и жизненно-важных вещей на глазах читателя. Он пытается понять себя, проанализировать мотивы своих действий и поступков, понимая правильность или неправильность выбора.
Читать краткое содержание Летят мои кони. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Васильев. Краткие содержания произведений
- А зори здесь тихие.
- В списках не значился
- Вам привет от бабы Леры
- Великолепная шестерка
- Завтра была война
- Летят мои кони
- Не стреляйте в белых лебедей
- Утоли моя печали.
- Экспонат номер
Летят мои кони краткое содержание
Повесть «Летят мои кони» Васильева была написана в 1982 году. Произведение носит автобиографический характер, и описывает детские и юношеские годы писателя, его становление как личности. Борис Васильев не только предается воспоминаниям, но и размышляет над многими важными вопросами, рассуждает на жизненные темы. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Летят мои кони» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои Борис – писатель, который в детстве был любознательным, добрым, творческим мальчиком. Другие персонажи Мать – строгая, сдержанная, спокойная женщина. Отец – военный, очень уравновешенный, аскетичный мужчина, человек слова и дела. Бабушка – немного легкомысленная, веселая, авантюрная женщина с богатой фантазией, в прошлом актриса. Краткое содержание
Автор родился в Смоленске, стоявшем «на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой». Он гордился своим родным городом, у которого была богатая история. Детство Бориса пришлось на времена НЭПа, когда лавки ломились от товаров, но у его родителей не было «денег на эти товары». А потому во время чаепития за столом были лишь «колючий колотый сахар, черный хлеб и бабушкино печенье из ржаной муки».
Читать Борю научила бабушка, которая втолковывала мальчику, что «не так важно, как говорить, а важно, что говорить». Жили они на Покровской горе, возле огромного дуба, «под сенью которого мирно уживались русские и поляки, евреи и цыгане, татары и венгры»
Мама Бори, строгая и сдержанная женщина, прививала сыну «великое чувство повседневного бытового интернационализма». В их семье не было принято делить людей на поляков, русских или эстонцев, а только на порядочных и непорядочных. Летом 1936 года городские власти решили осушить остатки крепостного рва. Когда все было сделано, «полутораметровый слой вонючего ила оказался битком набитым холодным и огнестрельным оружием». Это место оказалось настоящим Клондайком для местных мальчишек, которые целыми днями ковырялись в грязи, несмотря на кровожадных пиявок и укусы насекомых. Боре «досталась русская бердана без приклада, австрийский штык, сломанная офицерская сабля, почти целая пулеметная лента и великое множество самых разнообразных патронов». Увлекательные раскопки стали своеобразным уроком истории для мальчика. Большую роль в жизни Бори сыграл доктор Янсен. Мать мальчика во время беременности заболела чахоткой, и все родственники и медицинские светила Смоленска уговаривали женщину избавиться от плода. Лишь доктор Янсен убедил мать Бори, что «роды — великое чудо. Может быть, самое великое из всех чудес». Этому чудесному доктору Борис был обязан своим появлением на свет. Это был очень добрый, отзывчивый человек, не о, но бесконечно любимый всеми жителями Смоленска. Большая семья Бори, состоящая из двоих детей, родителей, бабушки, тети и ее дочери «жила на паек отца и на его более чем скромную командирскую зарплату». Возле дома был огород, и каждый член семьи там каждый день работал, ведь это был «хлеб насущный». Вынужденный аскетизм на всю жизнь привил Борису презрение к безделью и жажде потребительства. В доме были только самые необходимые вещи, которые постоянно чинились и переделывались, и среди них было лишь одно «излишество» – книги.
Боря целыми днями пропадал на улице, слоняясь с мальчишками по городу. Особую радость для детворы представляло катание зимой на ломовых извозчиках. Прицепившись к саням, мальчишки неслись во всю мочь – «сани мягко скользили по укатанному снегу, морозный ветер холодил лицо, радостно фыркала лошадь, и жизнь и ощущалась, и в самом деле была праздником».
Воспитанием Бори, в основном, занималась бабушка, женщина с богатой фантазией. В прошлом она была актрисой, и всегда могла предложить внуку интересную, увлекательную игру или воссоздать любимые сценки из книг. Отец же привил сыну любовь к искусству, а учительница литературы пробудил в нем интерес к книгам.
Отец мечтал о том, чтобы Боря продолжил его дело и выбрал карьеру военного. Поначалу так и было, но в возрасте двадцати трех лет Борис написал свою первую пьесу «Танкисты», получил одобрение театрального руководителя, и вышел в отставку «в связи с желанием заняться литературным трудом».
Заключение Произведение Васильева описывает процессы взросления, отношения в семье, влияние близкого окружения на становление личности подрастающего ребенка, формирование жизненных ценностей и взглядов.
После ознакомления с кратким пересказом «Летят мои кони» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Детство Бори
Главный герой родился в Смоленске. Его ранние года пришлись на НЭП, поэтому его родители жили бедно. В магазинах были разные товары, но люди не всегда могли что-то купить, поэтому чаепитие часто было скудным. К столу подавали:
- колотый сахар;
- черный хлеб;
- бабушкино печенье из ржаной муки.
Воспитанием Бори занималась бабушка и дедушка. Его научили читать, дружить со всеми, невзирая на национальность. На Покровской горе обитали венгры, татары, евреи и другие народы. Мама Бори прививала ему бытовой интернационализм. Она же рассказывала о том, что людей нужно делить на порядочных и непорядочных. Национальность в этом не играет никакой роли.
В 1936 году власти осушили городской канал. На дне в иле оказалось большое количество огнестрельного и холодного оружия. Дети с удовольствием копались в грязи и искали себе трофеи. Не стал исключением и Боря. Он нашел сломанную саблю, штык, а также бердан без приклада.
Особенно сильно жители Смоленска любили доктора Янсена. У него не было научных степеней и наград, но это не помешало ему вести врачебную деятельность. Многих людей он спас. В том числе и маму Бори. Когда она заболела чахоткой во время беременности, все уговаривали ее сделать аборт. Но доктор отговорил от этого и сказал, что роды — великое чудо. Сам доктор погиб, когда спасал из канализационного люка детей.
запомни!
В своём тексте писатель вспоминает доктора из своего детства,который стал настоящим героем для людей целого района.Изо дня в день,»без выходных и без праздников» доктор Янсен»сражался за людские жизни».И его забота о людях не ограничивалась профессиональными обязанностями:он относился к пациентам с такой чуткостью,что никогда не подходил к ним с холодными руками;всегда помогал и советом,и,что самое важное,вниманием.Совершая подвиг каждый день,доктор и в настоящей беде остался верен своему благородному сердцу.Когда мальчики упали в колодец,он пришёл им на помощь,хотя и понимал,что едва ли сможет спастись сам. Для Васильева самоотверженность этого человека — это «редчайший дар».И авторская позиция ясна:такие люди являются идеалом,к которому мы должны стремиться. Я совершенно согласна с автором,потому что,если бы люди научились быть внимательнее друг к другу,мир был бы значительно лучше.
После чего её душа с душой Мастера вместе навсегда, хотя физически они оба мертвы
В современном мире часто встречаются люди, которые готовы жертвовать собой, например сотрудники МЧС
Я совершенно согласна с автором,потому что,если бы люди научились быть внимательнее друг к другу,мир был бы значительно лучше.
После чего её душа с душой Мастера вместе навсегда, хотя физически они оба мертвы. В современном мире часто встречаются люди, которые готовы жертвовать собой, например сотрудники МЧС.
Инфо
Ежедневно они выполняют опасные задания, рискую собственной жизнью. Я считаю, что если не все, то очень многие люди, находясь в тех или иных условиях, готовы к самопожертвованию.
Текст Б. Васильева: Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом.
Проявление героизма может быть различным. И в мире, к счастью, существует немало таких примеров. Нужно иметь большую чистую душу, большую силу духа, мужество чтобы отдать душу и жизнь ради другого.
Практически каждый родитель отдаст жизнь за своего ребенка. Ради этого как раз и нужно идти на самопожертвование.
Ну а раньше такими героями были и военные, стоящие на обороне нашей Родины. Они, как никто, знали, что такое смерть, они не раз смотрели ей в глаза.
Их самопожертвование не было напрасным. Эти мужчины действительно достойные звания героев. Поэтому, нам стоит немного пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Иногда полезно поднять голову и посмотреть вокруг. Стоит быть человечными, уметь помогать, жертвовать. И, поверьте, это оценят как следует.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
(455 слов) (По Б. Л. Васильеву. Летят мои кони…)
Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Выскажите свое впечатление о рассказе.
Слайд 18Дети и взрослые:«С какого-то времени – старею, что ли? –
жизнь стала представляться мне горбатым мостом, переброшенным с берега родителей
на берег детей. Сначала мы поднимаемся по этому мосту, задыхаясь в суете и не видя будущего; дойдя до середины, приводим дух, с надеждой вглядываясь в тот, противолежащий берег, и начинаем спускаться. И есть какая-то черта, какая-то ступень на этом спуске, ниже которой ты уже не увидишь своего детства, потому что горбатый мост прожитой жизни перекроет твой обзор. Надо угадать эту точку, этот зенит собственных воспоминаний, потому что оглянуться необходимо: там спросят. На том берегу, где мы – только гости. Порою досадные, порою терпимые, порою засидевшиеся и всегда незваные. Не потому, что дети отличаются невинной жестокостью, а потому, что старость только тогда имеет право на уважение, когда молодость нуждается в ее опыте…»
Слайд 17О труде:«Я пишу только ради двух слов отца («для работы»),
определивших для меня весь смысл существования. Это стало главной заповедью,
символом веры, альфой и омегой моего мировоззрения. И я стал писателем, вероятно, совсем не потому, что рожден был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда……Отдых для русского человека всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его понимании. Когда же он превратился в самоцель? В пустое времяпровождение, ничегонеделание, в полудрему под солнцем? Мы и не заметили, как отдых стал занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах. В нашем сознании «труд» и «отдых» как бы поменялись местами: мы работаем для того, чтобы отдыхать, а не отдыхаем, чтобы работать…Я столь запальчиво пишу об этом повальном бедствии нашем, потому что с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду прибирательства».
Слайд 20Ответственность молодости:«Если условиться под молодостью понимать возраст, а под юностью
– период жизни, то наше поколение было лишено юности. Оставаясь
молодыми – и даже очень молодыми! – мы перешагнули через юность не потому, что взяли в руки оружие, а потому, что взяли на себя ответственность за чужие жизни. Нет, мы не стали молодыми стариками – мы стали молодыми взрослыми. Рання ответственность совершенно по-особому оттеняет последующую жизнь…мы многое потеряли, но у потерь есть одно хорошее свойство: они оттачивают память…На примере своего поколения я берусь утверждать, что молодость – богатство старости. Ее можно растранжирить на удовольствия, а можно пустить в оборот…»
Проблема самопожертвование (егэ по русскому)
Кульминацией альтруизма доктора стало спасение им мальчишек, провалившихся в канализационный колодец. Он не раздумывал ни секунды прежде чем кинуться на помощь детям, этот человек прекрасно знал, что, спасая ребят, он, вероятнее всего, погубит себя.
Это не остановило его. В итоге дети были спасены, а этот замечательный человек погиб. Автор в тексте показывает своё отношение к проблеме самопожертвования через отношение к доктору Янсену. Воспоминания Б.Л. Васильева об этом человеке полны тепла и безмерного уважения. Писатель сожалеет о такой смерти доктора, но при этом не может не восхищаться его героическим поступком. И я согласна с автором, что такие люди достойны восхищения и уважения. Пусть и не часто, но встречаются в нашем мире такие самоотверженные герои, не ради славы, без личной выгоды, помогающие людям.
Процесс взросления
Боря жил насыщенно и целыми днями пропадал на улице. Зимой дети любили прицепиться к саням и так ехать. Лошади быстро неслись по улицам и тащили за собой ребятишек. Летом Боря с отцом возвращались с ярмарки, и тогда мальчик спросил у папы, зачем людям столько энергии. Военный немного подумал и ответил, что для работы. С тех пор Боря уяснил важную вещь — каждый день нужно проводить в действиях.
Во времена детства главного героя лошади были средством передвижения. На одной мальчик учился ездить верхом. Уже во взрослом возрасте герою было неприятно видеть, что лошадь стала игрушкой и декоративной зверушкой.
В 30-х годах в Смоленске списали три машины в утиль. Так организовали автоклуб. Однажды Боря случайно задел керосиновую лампу, она упала в бочку с бензином. Чудом отец мальчика смог ее выкатить на улицу, где она и взорвалась.
Летом семья Бори отправлялась на дачу. Отец и сын отправлялись в путь на велосипедах. Герой рос в мире, где произошло столкновение двух эпох, и он видел, как кардинально все менялось. Родители и бабушка много сил отдали на воспитание достойного члена общества. Им удалось это сделать.
Первая работа писателя «Танкисты» была поставлена в театре, и она сразу стала популярной. Поэтому Борис решил закончить военную карьеру. Путь к славе был очень долгим, наполненным разочарованием, но юноша упорно следовал плану. Отец героя не дожил до этого момента. Тихий и интеллигентный человек до последнего скрывал свою боль. После этой трагедии Боря понял, о чем именно нужно писать.
Слайд 12«…История не позволяет человеку остаться варваром, даже если он сделался
крупнейшим специалистом в области ультрасовременной науке. У нее для этого,
по крайней мере, два спасительных аргумента: во-первых, все уже было, а во-вторых, знания не делают человека умнее, несмотря на всю их ослепительную новизну. Некий усредненный современник наш знает сегодня несравненно больше, чем знали образованные люди сто лет назад, но означает ли это, что усредненный наш современник стал умнее Герцена лишь оттого, что его мозг хранит бездну необязательной информации? Так история – я уж не говорю о ее нравственном воздействии – спасает нас от спесивой самоуверенности полузнайства.…История разлита во времени и пространстве. Извлечь ее из времени могут только знания, а вот ощутить ее дыхание в пространстве можно и не обладая ими».
Развитие событий
В судьбе маленького Бориса важную роль сыграл доктор Янсен. У мамы, когда еще вынашивала ребенка, была диагностирована чахотка. Многочисленная родня и врачи настоятельно рекомендовали, чтобы она избавилась от плода, но женщина была настроена категорично, она оставила малыша.
Только доктор Янсен был на ее стороне и оказывал беременной всяческую поддержку и помощь. За это его и любили граждане города, и с любыми болячками спешили к нему на прием. Это был добрый, скромный и отзывчивый старик.
Многочисленное семейство Бори, которое состояло из двух несовершеннолетних детей, мамы с папой, бабушки и тетки с дочкой, питались на паек папы, а также на его офицерскую зарплату.
Также не помереть с голоду помогал огород, который располагался возле дома, за ним по очереди ухаживали все члены семьи. Трудное и голодное детство навсегда привили Васильеву желание работать, он не любил бездельников и потребителей. В доме не было лишних вещей, мебель постоянно чинили, а вещи штопали и перешивали. Единственной отрадой мальчика были книги.
Зимой Борис целыми днями пропадал на улице, он катался с горки и на ломовых извозчиках — это было его любимым развлечением. Ребятня цеплялась к санкам, кони неслись во всю мочь, а морозный ветер холодил лицо. Для детей подобная забава была настоящим праздником.
Вскоре он ушел в отставку, а уже в 23 года Васильев написал свое первое произведение — пьесу под названием «Танкисты». За нее Борис получил одобрение от театрального руководителя.
Слайд 15Проблема жизни и смерти«Жизнь зверя – это время от рождения
до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что
есть и время относительное. В этом относительном времени может существовать только человек, и поэтому жизнь его никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она больше, она вмещает в себе ведомые только ему секунды, которые тянулись как часы, и сутки, пролетевшие словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном времени, и для меня главной сверхзадачей искусства и является его способность преодолевать человеческую жизнь, насыщать ее смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать».
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Важно
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени наподсчет.
Внизу находились дети, и этим было подсчитано все. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался воротс бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды.
Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы.Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась.
Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым.
Слайд 4«А сейчас я еду с ярмарки.Еще размашисто рысят кони, еще
жив праздник в душе моей, еще кружится голова от вчерашнего
хмеля и недопетая песня готова сорваться в белесое от седины небо…Чувства притупляются, как боевые клинки: об них уже не обрежешься, не вздрогнешь вдруг от запаха первого снега, от цвета свежей смолы, от стука вальков на реке. Уже не слышно тишины и не видно тьмы, уже позади все, что случалось впервые, и порой уже кажется, что на свете не осталось ничего нового, кроме смеха и солнца, дождя и слез, мороза и птичьего гомона. Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься понять, додумать, написать. Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других…»
Новый житель
Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану: хотел обнюхать этого загадочного зверя.
Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.
У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком — и все сошло, Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.
Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой, в нее бросали корки черного хлеба для кур
Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку
Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, — петух разъярился.
Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону: должно быть, от корки пахло псиной. Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой пробрался в комнаты, обходя петуха. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки. (455 слов)
По К. Паустовскому
Загружено с учебного портала
http://megaresheba.ru/
все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.
Загружено с учебного портала
http://megaresheba.ru/
все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.
Детские годы
Жизнь человека напоминает ярмарку. После ее посещения некоторое время в душе живет ощущение праздника, но постепенно оно притупляется, уходит глубоко внутрь. Между желаниями и возможностями человека медленно вырастает высокая стена. Все, что удалось получить на празднике, со временем помещается в сердце. Приходит время, и человек перебирает свои сокровища и подводит итоги.
Детство писателя прошло в Смоленске, куда стекались переселенцы из разных уголков страны. Город состоял из многолюдных латышских улочек, немецких слободок, польских и еврейских кварталов. В доме Васильевых часто собирались бабушкины приятельницы — полька, немка и еврейка. Город казался мальчику вместилищем добра, где каждый готов был прийти на помощь.
Спустя много лет писатель встретился с учеными в городе, который был настолько молод, что в нем не было даже кладбища. Жители очень гордились этим. Они были уверены, что современному человеку не нужна история. Писатель смотрел на них с грустью и сочувствием. Он видел в них людей без прошлого. История Смоленска для него неразрывно связана с прошлым страны.
Мать Васильева долго и тяжело болела чахоткой. Врачи рекомендовали ей прервать беременность. По совету доктора Янсена она родила сына. Для половины жителей города он был непросто врачом, но и другом, и советчиком. Многие считали его святым. Он погиб, спасая детей из канализационного люка. Около его могилы собрались все жители Смоленска. Ему поклонялись все: христиане, иудеи, мусульмане.