Анализ рассказа «один день ивана денисовича» (а.и. солженицын)

Анализ произведения «один день ивана денисовича»: краткая история создания рассказа и основные моменты сюжета

Один день Ивана Денисовича. Анализ рассказа, план

Изучая в школе писателей и их творчество, понимаем, многие из них не хотели и не могли умалчивать о происходящих событиях времени, в котором они жили. Каждый пытался донести до читателей правду и свое видение действительности. Они хотели, чтобы мы могли узнать все стороны жизни в их время, и сделали правильные для себя выводы. Одним из таких писателей, кто высказывал свою позицию гражданина, несмотря на тоталитарный режим, был Солженицын. Не молчал писатель, создавая свои произведения. Среди них и рассказ Солженицына Один день Ивана Денисовича, чей анализ кратко мы сделаем ниже.

Один день Ивана Денисовича анализ произведения

Анализируя работу автора, мы видим разные поднятые проблемы. Это политические и социальные вопросы, этические и философские проблемы, а главное, в данном произведении автор поднимает запретную тему лагерей, куда попадали миллионы, и где влачили свое существования, отсиживая свой срок.

Так в лагерь попал и главный герой Шухов Иван Денисович. В свое время, воюя за Родину, он попал в плен к немцам, а когда бежал, попал в руки своих. Теперь ему приходится жить в заключении, отбывая срок на каторжных работах, так как герой обвинен в измене Родине. Десятилетний срок в лагере тянется медленно и монотонно. Но чтобы понять быт и жизнь заключенных, где они предоставлены сами себе только во время сна, завтрака, обеда и ужина, достаточно рассмотреть только один день от раннего утра до позднего вечера. Одного дня достаточно, чтобы познакомиться с установленными в лагере законами и порядками.

Повесть Один день Ивана Денисовича — это небольшое произведение, написанное на понятном простом языке, без метафор и сравнений. Рассказ написан языком простого заключенного, поэтому можем встретить блатные слова, какими выражаются заключенные. Автор в своем произведении знакомит читателей с судьбой узника сталинского лагеря. Вот только, описывая один день конкретной личности, автор ведает нам о судьбе русских людей, что стали жертвами сталинского террора.

Герои произведения

Работа Солженицына Один день Ивана Денисовича знакомит нас с разными персонажами. Среди них главный герой — простой крестьянин, солдат что попал в плен, а позже бежал из него, чтобы попасть в лагерь. Это было достаточной причиной, чтобы обвинить его в предательстве. Иван Денисович добрый, трудолюбивый, спокойный и жизнестойкий человек. Описаны в рассказе и другие герои. Все они ведут себя достойно, ими всеми, как и поведением главного героя, можно восхищаться. Так мы знакомимся с Гопчиком, с Алешкой — баптистом, с бригадиром Тюриным, с Буйновским, с кинорежиссером Цезарем Марковичем. Однако есть и такие персонажи, которыми сложно восхищаться. Их осуждает и главный герой. Это такие, как Пантелеев, что находится в лагере, дабы стучать на кого-то.

Рассказ ведется от третьего лица и читается на одном дыхании, где мы понимаем, что большая часть заключенных не поддалась процессу расчеловечивания и оставалась даже в условиях лагерной жизни людьми.

План

1. Иван Денисович — государственный преступник.
2. Иван и его мысли о войне, о немецком плене, о побеге и о том, как попадает он в концлагерь.
3. Герой вспоминает деревню. Его мысли о том, почему никто ничего не пересылает герою.
4. Автор знакомит с персонажами и их образами.
5. Подробное описание всех деталей жизни в лагере за один день.
6. Описанная картина — удачный день героя.

Сочинения

Среди множества произведений Солженицына отдельного внимания заслуживает Один день Ивана Денисовича. Сочинение о нем подойдет для учащихся, проходящих данную повесть по программе, а также может использоваться на ЕГЭ. Попробуем разобраться, о чем рассказывает автор в данном литературном творении и что он хотел при этом донести до своих читателей, какой смысл вложил в свое произведение.

Сочинение на тему Один день Ивана Денисовича

Сочинение по Солженицыну Один день Ивана Денисовича следует начать с того, что речь в произведении идет о преступлениях, которые совершаются против людей. Данная тема хорошо известна самому автору и герою его повести. Правда, раскрывается она весьма своеобразно. Повесть смело можно назвать автобиоргафичной. Ведь не имея за плечами столь горького опыта, настолько реалистично описать жизнь в лагере попросту невозможно.

Главным героем произведения является Шухов Иван Денисович. Автору удается в мельчайших деталях описать эмоции и чувства человека, который был незаслуженно репрессирован. До того, как попасть в лагерь, герой защищал свою Родину на фронте во время войны. Естественно, что ему были близки идеалы свободы. Он был в окружении, попал в плен и смог организовать побег из лагеря.

Один день Ивана Денисовича: гордость и смирение

В сочинении рассуждении Один день Ивана Денисовича нельзя не сказать, насколько поражают те моменты, когда герой понимает, что его не поддерживают, а начинают обвинять, считают чужим. Явно заметно, как он возмущен, что его обвиняют в том, чего он не совершал, а именно в шпионаже. Образ героя при этом волевой, невероятно сильный. Он не будет смиряться со сложившейся ситуацией, стойко держится несмотря на лишения и тяготы, находясь в заключении.

Невероятно точно описано сформировавшееся за долгие годы безволие персонажа. Он уже не ждет, что когда-то наступит светлое будущее, перестает верить в чудо, в его душе нет порывов. Она попросту убита.

Солженицын показывает, что как раз такие личности угодны власти. Они попросту не могут выразить собственное мнение. Тем же, кто стремится опровергнуть установленные правила и нормы, противоречит, в социуме создаются все условия, чтобы сломить дух и заставить мыслить иначе.

По сути, в сочинении Один день из жизни Ивана Денисовича раскрывается конфликт простого народа и власти, которая относится враждебно к людям. Именно эта мысль явно просматривается в произведении.

При прочтении рассказа Один день Ивана Денисовича стоит задуматься, насколько все изменилось сейчас. Ведь по сей день в обществе есть множество предрассудков. Немало людей оказываются за решеткой, если пытаются высказать собственное мнение. Даже сейчас инакомыслие не воспринимается нормой, а соответственно, не поощряется. Все, кто смотрит на жизнь иначе, это меньшинство. Они хоть и говорят о планах, делают все возможное, чтобы их воплотить, но прийти к власти им попросту не удается. Они как плот, идущий по бушующему морю, в любой момент могут потонуть.

Тема и идея

Отдельно стоит разобраться, какие в произведении Один день Ивана Денисовича тема и идея. Здесь описано множество передряг, которые неизбежно появляются у обычных людей. С ними приходится справляться.

Главной же идеей автора было то, чтобы будущие поколения не совершали таких страшных ошибок. Ведь конфликт власти и народа, инакомыслия существует по сей день. Пожалуй, именно поэтому данное произведение было введено в школьную программу. Каждому стоит произвести анализ рассказа и осознать, какую именно мысль пытался донести автор.

Особенности характера героя

Герой, несмотря на всю нечистоту, которая царила в бараках, сохранял свою порядочность и был аккуратен по отношению к себе. Об этом говорит и наличие у него своей ложечки, с которой он ходил в столовую и которая была всегда при нём. Он брезговал пользоваться общими столовыми приборами, потому что знал, что их там почти никогда не моют. В принятии пищи он был сдержан и никогда не съедал всю свою порцию хлеба. Часть он всегда заворачивал в чистую тряпочку и прятал под телогрейку, чтобы скушать в момент сильного голода или болезни.

В целом у героя в рассказе «Один день из жизни Ивана Денисовича» можно выделить группу качеств, которые отличали его:

  • предусмотрительность;
  • опрятность;
  • быстрая смекалка;
  • ловкость;
  • хитрость;
  • критическая оценка ситуации.

Планирование и общительность

Выучив все распорядки в тюрьме, он научился грамотно ориентироваться в этом «котле мучений», как можно меньше действуя себе в ущерб и стараясь больше извлекать выгоды из ситуации. По утрам, ещё до построения на работу, он успевал сбегать в несколько мест и услужить кое-кому, заработав папиросы или что-нибудь поесть. Он умел рассчитывать своё скупое время и умудряться вклинивать туда свои дела.

Кроме того, он первый находил общий язык с тюремными надзирателями и лишний раз не давал повода поместить себя в карцер или обделить пайкой хлеба.

С завидной стойкостью переносил он все тяготы, когда приходилось работать на холоде, будучи голодным и больным. Всеобъемлющая тяга к жизни не позволяла ему упасть духом и поднимала в нём остаток сил для последующей борьбы. Такие испытания, выпавшие на долю человека, могут заключать в себе два исхода. Для сильной личности будут служить подспорьем для укрепления его духа и созданием стрежня, для слабой же могут оказаться губительными.

Желание жить

Жажда жизни героев превозмогала нечеловеческие условия, в которых они находились. Современный изнеженный человек вряд ли бы осилил такую планиду и вскоре сдал бы позицию борьбы. Вполне возможно, что у Солженицына на то время была цель существования и он решил остаться в живых, наперекор воле советов. Ради этого была готовность и терпение переносить тяжёлый, изнашивающий здоровье труд и скудное питание. Из картинки этого рассказа хорошо видна истинная ценность привычных человеку материальных благ, таких как хорошее питание, тепло и, главное, свобода.

Именно отсутствие последней у героя и её описание помогают заочно понять всю проблематику этого понятия, т. е. каково это — находиться в неволе и постоянно быть зависимым от чьей-либо руки. Вряд ли кто-нибудь так сильно ценит свободу, как бывший заключённый. Эту тему Солженицын не раз поднимал и в последующих произведениях. К слову, герой рассказа «Раковый корпус» Костоглотов является тем же Иваном Денисовичем, который вышел из тюрьмы и прямиком попал в онкологический диспансер.

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку. Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, «почти счастливый». Таково в произведении «Один день Ивана Денисовича» краткое содержание основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно. Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 — 3 лишних дня набавлялось из-за високосных годов.

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Тематика произведения

Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.

На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.

При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.

Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».

Композиционные приёмы

На примере одного дня Солженицын показал несколько лет жизни человека. Особенность в том, что автор подробно рассказывает о любом, даже самом незначительном действии. Крупным планом показано всё, что делает заключённый Шухов. Элементы, по которым можно оценить степень детализации:

  • то, как герой одевается утром;
  • найденный кусок ножовки;
  • скелет от рыбёшки;
  • рыбьи глаза в супе.

В тексте есть множество подобных примеров. Жизнь героя показана крупным планом. Кроме того, объединяются 2 временных отрезка: день и срок. Автор показывает, что весь период заключения однообразен, каждый временной отрезок похож на другой. Понятие «срок» приобретает второе значение. Это не только период длиной в несколько лет, но и внутренний распорядок, которому, кажется, подчиняется человеческий организм. Похожий композиционный принцип используется в рассказе «Молодняк».

Жанр

А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ

В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь

Предыдущая

Сочинения«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа

Следующая

Сочинения«Дама с собачкой» анализ произведения Чехова – проблематика, тема, проблемы, основная мысль рассказа

Как ссылка в лагерь повлияла на Солженицына?

В самом начале творческого пути, Солженицын пытался затрагивать довольно щепетильные темы, как Первая мировая война или революция. Участвуя в Великой Отечественной войне, он неоднократно осуждал не только личность Сталина, но и коммунистический режим. Он активно сравнивал его с крепостничеством. Из-за этого в дальнейшем Солженицына сошлют на 10 лет. Будучи в лагере, писатель будет больше убеждаться в антикоммунистических настроениях. В 1974 году из-за выхода скандальной книги «Архипелаг ГУЛАГ», рассказывающая о каторжных работах людей в советских лагерях, ему пришлось эмигрировать в другую страну. Только спустя 20 лет, в 1994 году, Солженицын смог вернуться на Родину. Большинство произведений автора были основаны на реальных событиях, личных наблюдениях и воспоминаниях о лагери и судьбах простых людей.

Тема

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края мужчины, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алеше-баптисте, который под давление условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа

Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Тема

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края мужчины, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алеше-баптисте, который под давление условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа

Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Характеристика быта заключённых

Чтобы правильно охарактеризовать день, нужно учитывать все детали в том числе обустройство лагеря. Зона разделена на участки, некоторые из них открыты. Узники стараются перемещаться по ним как можно быстрее, бегом. Это участки между зданиями, где люди чувствуют себя в опасности.

Теснота — неестественные условия для русского человека, которому привычнее бескрайние просторы, и в таких обстоятельствах заключённые проводят много лет. Качество каждого прожитого дня определяется по совокупности событий. Тот отрезок жизни, который описан в рассказе, можно назвать счастливым — Шухову удалось подработать, на стройке он весело клал шлакоблоки, вечером тоже всё прошло хорошо.

Финальная часть книги спокойна, автор не высказывает эмоций, воздерживается от пафоса и высокопарных слов. Солженицын на протяжении всего повествования придерживается тональности, взятой в самом начале — сюжет строится вокруг сильного духом человека, не покорившегося обстоятельствам.

https://youtube.com/watch?v=PpnxFci0Eew

Подробный анализ

Это произведение стало первым повествованием, обращенным к массовому читателю, повествующим о сталинских репрессиях. Рассказ открыл массовому читателю и, прежде всего, представителям нового поколения интеллигенции, нелицеприятную правду о том, что пришлось пережить миллионам.

В своем рассказе Соложеницын поставил себе цель обойтись без излишних аффектов. Он не стремился, в отличие писателей более раннего периода, демонстрировать страдания, душевные и физические муки, выпадающие на долю героя, с целью вызвать сочувствие к нему читателя. Наоборот, целью автора произведения было показать, что сама обыденность может быть очень страшной. Название «Один день Ивана Денисовича» говорит в пользу этого. Герой рассказа носит имя, ставшее нарицательным для русского – Иван. Выражение «один день» также должно ориентировать читателя на то, что это ничем не примечательный день промежуток времени заключенного, во время которого не происходило ничего для него значимого.

Этим писатель стремился еще раз напомнить читателю, точнее дать ему возможность самому еще раз сделать вывод, что на месте Ивана Денисовича мог оказаться каждый.

В произведении подчеркивается, что описанный день был неплохим. Действительно, герой смог получить лишнюю порцию баланды, не имел неприятностей со стороны администрации. Человеку, живущему на воле, пусть даже при больших ограничениях политических прав, сопровождаемых мелочным контролем начальства, а также постоянно испытывающему нехватку разного рода товаров, такой день должен был показаться ужасным. Собственно этого и добивался писатель, подробно в мелочах расписав быт лагеря.

Другой целью описания повседневной жизни в неволе было стремление Солженицына приблизить читателя к своему герою. Автор стремился, чтобы дочитавший его рассказ максимально проникся чувствами и эмоциями персонажа.

Учитывая дальнейшее творчество и активное неприятие советской власти автором, можно предположить, что еще одной из задач произведения была антисоветская пропаганда. Почувствовав беспомощность героя перед лагерным начальством, включая даже столь малозначительных фигур, как повара или старшего по бараку (того же зэка), у читателя должны были возникнуть ассоциации с его собственной жизнью. Жизнь простого советского человека также находилась под неусыпным контролем, которому нечего было противопоставить. Солженицын подводил к выводу, что на воле в Советском союзе, безусловно, комфортнее и сытнее, но положение простого человека, в принципе, мало отличается от того, в которое поставлен заключенный.

Вместе с тем, автор говорит и о человеческом достоинстве. Его Иван Денисович не встал на путь угождения администрации за мелкие подачки. При этом он не озлобился, не пошел по пути самых матерых уголовников, пожирая слабых.

Солженицын пытался донести до читателей мысль, что выживать в условиях несвободы (и лагеря и тоталитарного государства) можно, но жить так нельзя.

История создания

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяца (май-июнь 1959 г.).

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чем свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нем отзывы. Так он надеялся продвинуть свое произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицена «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских — Главные герои «Один день Ивана Денисовича»

Художественная уникальность произведения

В рассказе отсутствует цензура. Читатель знакомится с такими словами, как шмон, шерстить, стучать и т.д. В конце Солженицын сделал небольшой словарь для читателей, которые не были с ними знакомы. Повествование излагается в третьем лице. День Ивана Денисовича проходит со стороны, перед глазами читателей. Образ героя представлен в виде обычного человека из народа, который пытается выжить изо всех сил. Он использует свою природную хитрость, изворотливость. Главная цель людей – выжить, а не жить. Единственное, что у них осталась – это честь, которую нельзя просто отобрать у человек.

Главный герой

Основное действующее лицо рассказа «Один день…» — обычный крестьянин, русский мужик, осуждённый без вины. Его жизнь в лагере нельзя назвать лёгкой, но писатель, прибегая к лаконичности и неброскости, показывает, что спокойное поведение и рассудительное отношение к своей участи характерно для большинства заключённых.

Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудные минуты не опуститься, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые солагерники, однако он оказывает им услуги, опираясь на крестьянские привычки.

Шухов обладает врождённой нравственностью и деревенской хваткой, позволяющей разглядеть пользу в обычных предметах. Он сам сделал мастерок, складной ножик и другие приспособления, благодаря которым лагерный быт становится комфортнее. Такие особенности личности позволяют не сломаться за долгие годы, проведённые в лагере.

Выживание в тюрьме

Такая судьба, с вытекающими из неё трудностями, послужила толчком для написания серий автобиографичных рассказов. Читая эту повесть, можно удивиться тому, насколько детальное описание тюремной жизни удалось сделать автору. Невольно происходит полное погружение в эту атмосферу и, кажется, что сам присутствуешь при событиях и тенью сопровождаешь каждое действие героя. Как правило, в любой художественной вещи доля вымысла превалирует над правдивым отображением фактов. Эта история Солженицына является исключением, т. к. во время чтения нельзя не прийти к мысли, что фундаментом всей композиции послужил пережитый человеком опыт.

Есть несколько подсказок, которые указывают на реальность описываемого в произведении. К ним относятся:

  • лексические особенности диалогов;
  • правдоподобность сцен и переживаний;
  • упоминание и разъяснение тюремных терминов и названий.

Всё это говорит о том, что автор сам пережил описываемое, о чём он и не потрудился признаться в своём предисловии. Вот почему жанр таких рассказов, которые основаны на реальных событиях, особенно интересен, потому что каждая сцена в них пропитана духом жизни. Сравнение гнетущих условий существования и навалившихся на героя (-ев) проблем со своим образом жизни приводит к тому, что по-новому начинаешь видеть собственные трудности, ведь их тяжесть уже перестаёт казаться такой радикальной и несносной.

Недоедание и тяжкий труд

Автор «Один день из жизни Ивана Денисовича» очень подробно описал всю тяжесть голода. Ограниченная пайка хлеба (дневная норма) никогда не удовлетворяла полностью потребность в пище и герою то и дело приходилось как-то вертеться и выбивать себе лишнее. Его отношение к еде было очень бережливым; он часто экономил хлебные корки, не съедая их полностью в столовой и оставляя про запас, пряча под подушку. Кроме того, наряду с этим все заключённые трудились изо дня в день на лютом морозе в дрянных валенках и лёгких шубах.

Озябшие под вечер и голодные, они с нетерпением шли к своей базе и мечтали только о том, чтобы попить так называемую баланду. Пусть отвратную и малопитательную, но всё же она была горячей. Поэтому по душе всякий раз тревожно било, когда происходили задержки на объекте из-за какого-нибудь инцидента или в результате долгой постройки их группы. Они боялись, что по приходу к столовой вся еда уже будет остывшей и её уже не будет никакого смысла есть. К слову сказать, сильные морозы значительно осложняли жизнь всех зэков, их выгоняли на строительство объекта в любую погоду.

Жизненная хватка

Спасало Ивана Денисовича то, что он мог по-настоящему увлекаться своей работой и за ней не чувствовать голода и холода. По приходу на место он азартно принимался за кирпичную кладку и так разгорался, что сам начинал организовывать рабочий процесс, отдавать команды и руководить действиями своих подсобников.

Он также не упускал возможности лишний раз подзаработать в тюремных стенах, выполняя различные поручения старшины или так называемых блатных, обеспеченных зэков. Не чурался он делать следующее:

  • чистить ботинки надзирателей;
  • мыть полы;
  • воровать папиросы.

Таким образом, он доставал себе лишнюю долю хлеба. Иногда ему удавалось выудить у сокамерника часть гостинца, обменяв его на сигареты. Гибкость поведения в таких условиях, безусловно, является преимуществом для человека. Он способен чуточку облегчить себе жизнь даже в самой безнадёжной ситуации, потому что обладает достаточной ловкостью.

Полезные уроки

Из каждой прочтённой книги необходимо делать определённые выводы, помогающие лучше понять мир и себя. Это произведение носит очень ценный сравнительный характер, когда на примере бедственной жизни другого можно по-иному взглянуть на собственную. Кроме того, у Ивана Денисовича есть чему поучиться, а именно его способности не терять силы людской мысли в тяжёлой ситуации. Он никогда не терялся и сохранял бдительное отношение ко всему окружающему, в результате чего жил немногим лучше других заключённых, которые слепо тащили свою жизнь.

По существу, человеку многого не надо, и если он свободен в действиях, здоров, сыт и имеет крышу над головой, то сетовать на отсутствие другого ему неразумно. Очень много людей страдали от невольной жизни и погубили там всю свою молодость и силу, как это было в случае с автором. Единственное, что они смогли приобрести взамен — это идею, опыт и обострённое чувство ценности к простым вещам и человеческим благам.

Кратко подводя к итогу анализ «Один день Ивана Денисовича» нужно сказать, что этот рассказ служит олицетворением судьбы не одного человека, а целого класса осуждённых и ссыльных. Во времена СССР не нужно было иметь за собой грехов убийства или другого деструктивного поведения, чтобы оказаться в списке гонимых

Можно было стать жертвой доноса или позволить себе неосторожное высказывание в адрес Советской власти, и это привело бы к заключению или пожизненной ссылке. У Солженицына почти всё творчество посвящено этой теме, во всяком случае в нём то и дело проскальзывает тема трудностей лишения свободы и несправедливости политического устройства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: